Научная статья на тему 'Информационное общество и образовательный процесс'

Информационное общество и образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОT ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / ПЛАТФОРМА MOODLE / MOODLE PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Жулина Елена Викторовна, Шутова Наталья Вадимовна

В статье рассматриваются особенности информационного общества, рассматриваются подходы к его определению, а также место информационных технологий в образовательном процессе. Внедрение смешенного обучения выделяется как одна из первоочередных задач преподавания, которое способно повысить мотивацию и встречную активность к обучению со стороны учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Жулина Елена Викторовна, Шутова Наталья Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information society and the educational process

The article is devoted to the research of characteristic features of the information society, approaches to its definition, as well as the place of information technologies in the process of educational. The introduction of blended learning is seen as one of the priorities of teaching, as it helps to increase motivation and boost counter-activity to learning by students.

Текст научной работы на тему «Информационное общество и образовательный процесс»

Выводы. Представленный в данной работе материал также можно рассматривать как фрагмент курса «Высшая математика для экономистов» при дистанционном обучении и алгоритм формирования оценки его освоения.

Литература:

1. Апатова Н.В., Гапонов А.И., Смирнова О.Ю. Оценка уровня освоения компетенций на основе нечеткой логики // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 126-128.

2. Баранов А.В., Антоненко Н.Ю. Методические особенности изучения дисциплины «Экономика организации» при компетентностном подходе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № V8. С. 31-35.

3. Белова С.Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества освоения основной образовательной программы высшего образования // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 2-5 (7). С. 31-34.

4. Волков А.Г., Андрияш А.Е Методика разработки интеллектуальной автоматизированной подсистемы оценивания уровня сформированности компетенций // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2017. № 2 (6). С. 98-107.

5. Гитман Е.К., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 74-83.

6. Ефанова Е А. Математическая модель оценки компетентности учащихся // Информатизация образования и науки № 4(36) / 2017. Раздел Системный анализ, управление и обработка информации. С. 115-124.

7. Корчажкина О.М. О вероятностном и нечетком способах оценивания метапредметных компетенций учащихся // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2016. Т. 12. № 3-2. С. 32-41.

8. Леоненков А. В. Нечеткое моделирование среде MATLAB и fuzzyTECH. СПб.: БХВ Петербург, 2005. 736 с.

9. Малышев Е.Н., Васильев Н.В. Интеграция систем оценки уровня освоения дисциплин и оценки уровня компетенций // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 75-78.

10. Маслякова И.Н. Алгоритмы управления процессом контроля уровня знаний // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 4. С. 420-424.

11. Овчинников А.А., Гитман М.Б. Автоматизированная система уровня сформированности заявленных компетенций студента технического ВУЗа // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2016. № 1 (69). С. 65-68.

12. Оськин С.В., Оськина Г.М. Инновационный подход к оценке качества образования в ВУЗах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 6. С. 85-90.

13. Саакян А.Г. Инновационные модели системы контроля и оценки знаний обучающихся в условиях компетентностного подхода// Научный вестник Южного института менеджмента. 2016. № 4 (16). С. 51-55

14. Тельнов Г.В. Оценка профессиональной компетенции во взаимосвязи с требуемыми уровнями обученности в форме компьютерного тестирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6-1. С. 138-149.

Педагогика

УДК 37.013.75

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

доктор психологических наук, профессор Шутова Наталья Вадимовна

Нижегородский государственных университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация. В статье рассматриваются особенности информационного общества, рассматриваются подходы к его определению, а также место информационных технологий в образовательном процессе. Внедрение смешенного обучения выделяется как одна из первоочередных задач преподавания, которое способно повысить мотивацию и встречную активность к обучению со стороны учащихся.

Ключевые слова: информационноt общество, информационные технологии, Интернет-ресурсы, платформа Moodle.

Annotation. The article is devoted to the research of characteristic features of the information society, approaches to its definition, as well as the place of information technologies in the process of educational. The introduction of blended learning is seen as one of the priorities of teaching, as it helps to increase motivation and boost counter-activity to learning by students.

Keywords: information society, information technologies, Internet resources, Moodle platform.

Введение. В современном обществе растет и развивается информационные технологии. Сегодня наблюдается повсеместное использование Интернет-технологий, которые действительно занимают центральное место в развитии общества и культуры и широко используются во всех областях деятельности. Не исключением стала и сфера образования. Современные педагогические технологии, такие как использование Интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ, учебных электронных курсов интенсивно внедряются в образовательный процесс. В XXI веке, который часто называют информационной эрой, традиционное преподавание претерпевает изменения. Эффективное обучение уже невозможно представить без использования мультимедийных обучающих инструментов. Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий расширяет доступ к образованию и формирует открытую систему образования.

Формулировка цели статьи. Использование новых компьютерных технологий требует нового мышления, которое должно воспитываться у ребёнка с начальной школы. Компьютер является неотъемлемой частью жизни современного школьника, которому предстоит учиться и работать в информационном обществе Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер становится неотъемлемой частью жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Цель данной статьи заключается в раскрытии сущности информационного общества и места информационных технологий в образовательном пространстве посредством изучения, теоретического анализа и обобщения педагогической, психологической и специальной литературы по проблеме исследования.

Изложение основного материала статьи. Стоит отметить, что вопросы разработки и внедрения новых информационных технологий в учебном процессе отражены в многочисленных исследованиях (Полат Е. С., Дмитриева Е. И., Новиков С. В., Полилова Т. А., Цветкова Л. А. и др.). Так, О. И. Руденко-Моргун выделяет основные вехи информационной революции - это появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Э. Л. Носенко говорит о том, что компьютерные обучающие программы, которые стали использоваться с 80-х гг. XX в. Автоматизированные обучающие системы (АОС) являются техническими средствами обучения, предназначенными для реализации с помощью компьютера функций по предъявлению учебной информации в удобной для восприятия форме, индивидуализированному управлению учебной деятельностью в ходе программированного, проблемного обучения; контролю знаний, а также для обеспечения доступа к вычислительным, информационно-справочным и другим ресурсам компьютера.

Информатизация - это глобальный социально-культурный процесс, где главенствующий род деятельности в производстве включает в себя сбор, накопление, продуцирование, обработку, хранение, передачу и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

В XXI веке информационные технологии играют главенствующую роль в развитии общества. Это позволяет нам говорить о формировании новой фазы общественного развития, которая несет название информационного общества. Автором термина «информационное общество» считается Ю. Хаяши, японский ученый, профессор Токийского технологического института. Позже информационное общество изучалось Э. Масудой, Дж. Найсбиттом, Дж. Бенингер, Т. Стоунером, М. Маклюэном, А. Тоффлером, М. Кастельсом и другими учеными. Все они внесли свой вклад в идентификацию основных особенностей, связанных с внедрением инноваций, увеличением объема и скорости связи, ростом информации и ускорением ее обработки. Все это изменилось и продолжает меняться в природе восприятия реальности.

Существует три подхода к определению информационного общества.

Первый подход заключается в том, что главным критерием, определяющим информационное общество, является доля информационного (или нематериального) сектора в ВВП государства. Такой подход присущ американским исследователям: Д. Беллу, М. Порату и другим.

Второй подход включает в себя теорию «информационного взрыва», согласно которой происходит колоссальный рост количества информации, который в свою очередь влечет за собой развитие экономики. Данного подхода придерживаются в своих работах японские ученые, занимающиеся вопросами информационного общества, такие как Т. Умесао, Ю. Хаяши, Ю. Ито.

Согласно третьему подходу, основной характеристикой информационного общества является распространение информационно-коммуникационных технологий, глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Данный подход нашел отражение в теориях европейских исследователей Э.С. Даффа, А. Минка, С. Нора.

Все три вышеизложенных подхода, собранные воедино, представляют собой единое фундаментальное определение термина «информационное общество». Таким образом, информационное общество представляет собой фазу развития цивилизации, которая характеризуется ростом информации и знаний в жизни общества, увеличением информационной составляющей (технологий, продуктов, услуг и пр.) во внутреннем валовом продукте, распространении информационно-коммуникационных технологий.

Говоря об информатизации образования, необходимо отметить основные информационные технологии, которые используются сейчас в образовательном процессе. Прежде всего, это многочисленные Интернет-ресурсы, которые представляют собой совокупность информационных технологий и баз данных, находящихся в свободном доступе и существующих в режиме постоянного обновления. Интернет-технологии представляют собой автоматизированную среду получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, которая реализуется посредством глобальной сети. Интернет-технологии в образовательном процессе включают в себя компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, системы тестирования); средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.; электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Неэффективность традиционной лекции в обучении подтверждается в исследованиях С.Фридман, С.Г.Крыловой, показывающим, что наиболее сильным мотивом посещения лекции является необходимость соблюдения требований вуза или преподавателя [3]. Сопровождение занятий презентациями, интерактивностью, компьютерными программами, электронными курсами является актуальными при работе с нынешним сетевым поколением учащихся, т.к. соответствует их психологическим характеристикам.

Так, внедрение смешенного обучения, сочетающей обучение в классе и онлайн обучения, является одной из первоочередных задач преподавания. Как показывает практика, традиционная организация учебного процесса не отвечает потребностям и интересам современной молодежи, вследствие чего у студентов падает встречная активность, снижается мотивация к изучению языка

Цель использования подходов смешанного обучения заключается в поиске гармоничного баланса между традиционным обучением в классе, онлайн доступом к знаниям и самостоятельным обучением.

Одна из наиболее популярных платформ для составления учебных курсов является платформа Moodle -модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Учебные курсы составляют основну учебной единицы Moodle. В рамках такого курса можно организовать:

- взаимодействие преподавателя и учащего, с помощью таких элемтов, как форумы, чаты;

- передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций;

- обучение и проверку знаний с помощью тестов и заданий;

- совместную работу учебную и исследовательскую работу учащихся по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.

Система Moodle может обеспечить учащемся свободу выбора удобного времени для выполнения заданий, прочное усвоение знаний, индивидуализацию обучения.

Студенты и преподаватели выделяют следующие характеристики, делающие учебный электронный курс при смешанном более привлекательным:

1) наглядность;

2) привычный интерфейс;

3) структурированность материала;

4) простота в использовании;

5) самостоятельность обучения.

При разработке учебного электронного курса необходимо опираться на следующие принципы:

1) принцип модуля предполагает разделение материала на разделы, замкнутых по содержанию;

2) принцип полноты означает наличие теоретического ядра, контрольных вопросов, задач и упражнений для самостоятельного решения, контрольных тестов с ответами, справок, комментарий;

3) принцип регулирования, при котором учащийся имеет возможность самостоятельно управлять курсом, что позволяет чувствовать при работе с УЭК комфортно;

4) принцип адаптивности - УЭК адаптируется для нужд определенного пользователя в процессе учебной деятельности, дает возможность для вариации глубины и сложности изучаемого материала, и его прикладную направленность зависимо от будущей специальности студента [1].

Курс необходимо составлять таким образом, чтобы каждый раздел включал лекционные материалы по теме, блок для самостоятельной работы учащихся, задания на закрепление материала с средствами различных тестовых заданий. После прохождения теста преподаватель может открыть ключи, так, чтобы каждый студент мог сравнить свои ответы с ключами и исправить ошибки. Также существует возможность включать в учебный процесс творческие задания, обеспечивающие формирование положительного эмоционального отношения студентов к учебной деятельности. Студенты отмечают, что работа с электронными источниками информации является привычной и более привлекательной. Так, работая с данным курсом, студенты имеют возможность приобрести опыт организации самостоятельной работы в доступной форме, таким образом, оптимизируя учебную деятельность с функциональной и результативной сторон.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация смешанного обучения в процессе обучения иностранному языку является важнейшим психолого-педагогическим средством оптимизации учебной деятельности. Кроме того, учебные электронные курсы, органично включенные в процесс учебной деятельности, способствуют созданию положительных эмоций, развитию интереса к изучению предмета, таким образом, повышают качество обучения.

Выводы. Информатизация общества представляет собой глобальный социально-культурный процесс, где главенствующий род деятельности в производстве включает в себя сбор, накопление, продуцирование, обработку, хранение, передачу и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

В настоящее время организуя учебный процесс преподавателю необходимо считаться с веяниями времени. Дети привыкают к виртуальной реальности еще до того как идут в школу. Важным фактором их возрастного развития становится компьютерная среда, что меняют процесс обучения существенны образом. Информационные технологии (в том числе Интернет-технологии) прочно вошли во многие сферы нашей жизни, в том числе и в сферу образования. В реалиях информационного общества, внедрение новейших технологий в образовательный процесс представляется естественным способом улучшить сферу образования.

Интернет-технологии в образовательном процессе создают прекрасные возможности для того, чтобы сделать учебный процесс более интересным, участвовать в исследовательских проектах, также они используются для связи учеников между собой и с преподавателями. Возможность обмена информацией, которые школьники получили, осваивая новые знания, подкрепляется мощным программным обеспечением, интеграцией с Интернет-технологиями.

Литература:

1. Архипова М.В. Жерновая О.Р. Организация смешанного обучения английскому языку в развитии коммуникативных навыков студентов языковых специальностей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20731 (дата обращения: 23.07.2015).

2. Белова Е.Е. Языковое образование: достижения и проблемы // Вестник Мининского университета. -2013. - № 2 (2). - С. 25.

3. Зимина М.В., Люляева Н.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков / Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4.URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26678.

4. Зимина М.В., Люляева Н.А. Развитие аудитивных, артикуляционных, ритмико-интонационных навыков на занятиях иностранным языком // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 6. - С. 197-203.

5. Крылова С.Г.Отношение сетевого поколения студентов к традиционной лекции // Инновация в образовании. Современная психология в обучении. III Международная научная интернет-конференция. -Казань: ИП Синяев Д.Н., 2014. - С. 104-112.

6. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. - Иностранные языки в школе. // №8, 2005.

7. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Ин. языки в школе. 2000. №2, с. 3-9.

8. Руденко-Моргун О.И Компьютерные технологии как новая форма обучения РКИ // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография / Под общей ред. С.А. Хаврониной, Т.М. Балыхиной. - М.: Российский университет дружбы народов, 2002.

9. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности мотивационной направленности студентов к достижению успеха, избеганию неудач при изучении иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54. - 7. С. 227-233.

10. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1 (18). С. 17

Педагогика

УДК 75:316.7:378.091

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук Атик Аниса Ахмедовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ

ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В данной работе проводится оценка состояния проблемы межкультурной компетентности и степень ее разработанности в теории и практике высшего образовании, также мы рассматриваем условия и формы эффективного развития межкультурной компетенции у студентов, как один из базовых компонентов их образования.

Ключевые слова: диалог, коммуникация, культура, межкультурная компетентность, образование.

Annotation. This article assesses the state of the problem of intercultural competence and the degree of its development in the theory and practice of higher education, we also consider the conditions and forms of effective development of intercultural competence of students, as one of the basic components of their education.

Keywords: dialogue, communication, culture, intercultural competence, education.

Введение. Российское общество характеризуется как поликультурное, а значит, каждый гражданин должен обладать необходимым уровнем межкультурной компетентности, позволяющим принимать факт культурного различия и быть способным к взаимодействию с представителями иных культурных ареалов.

В результате интеграции нашей страны в мировое информационное и социально-культурное пространство в нашем обществе произошли радикальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности.

Современный специалист должен осознавать возрастающую глобальную взаимозависимость народов и культур, понимать необходимость межкультурной солидарности и сотрудничества.

Сегодня нам необходимо сосуществовать в мировом сообществе и быть готовыми и способными вести конструктивный диалог с его субъектами.

Современное мировое сообщество нуждается в контактах и взаимообмене различного характера между отдельными людьми и сообществами в мировом пространстве, что обусловило зарождение концепции межкультурной коммуникации еще в середине прошлого века, авторами которой были Г. Трейгер и Э. Холл. В дальнейшем Э. Холл развил идею межкультурной коммуникации и обосновал взаимосвязь культуры и коммуникационных процессов и пришел к выводу, что если культуру можно изучать, то ее можно и преподавать [7].

Так было положено начало изучению межкультурной коммуникации как учебной дисциплины в 60-е годы прошлого столетия, когда этот предмет стал преподаваться в ряде университетов США.

В отечественной науке, как отмечает А. П. Садохин, инициаторами изучения межкультурной коммуникации, стали преподаватели иностранных языков, которые осознали, что для эффективного общения с представителями других культур недостаточно одного владения иностранным языком, а необходимо изучить особенности их быта и традиции [10]. Исследователь также указывает на то, что для формирования практических навыков и умений для понимания своего поведения и поведения представителей иных культур необходимо учитывать культурные различия в ходе коммуникации [10, c. 54].

Так, мы можем определить межкультурную коммуникацию как взаимодействие индивидов или групп, принадлежащих к различным культурам. Значимой в данном аспекте является проблема культурных различий, способность понять их, осознать и учесть в процессе коммуникации. Для достижения успеха в этом процессе необходим определенный комплекс знаний, навыков и умений, который получил в теории межкультурной коммуникации название межкультурной компетентности.

С развитием процессов глобализации, охвативших практически весь мир, становиться неизбежным и необходимым взаимодействие различных стран, их народов и культур, что делает актуальным вопрос о развитии способности молодого поколения и его готовности к межкультурной коммуникации. В этой связи современная система образования должна поддерживать тенденции развития межкультурной коммуникации посредством развития межкультурной компетентности, позволяющей получить знания о представителях иных культур и их многообразии, воспитывать в подрастающем поколении толерантность и взаимоуважение к другим народам. На сегодняшний день происходит взаимовлияние, которое осуществляется посредством культурных обменов и контактов между государственными и социальными институтами через торговлю, туризм и научное сотрудничество. Так, обмен студентами, преподавателями, которые обучаются либо проходят стажировку за рубежом, участвуют в совместных проектах, способствует, осуществлению межкультурного диалога и развитию культуры общения и конструктивного взаимодействия [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.