Научная статья на тему 'Возможности использования современных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку современного поколения'

Возможности использования современных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку современного поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIO-CULTURAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE / IT / STUDYING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Белова Екатерина Евгеньевна

Настоящее исследование посвящено решению вопросов устойчивого применения информационных технологий в современном динамичном мире. Обсуждается вопрос не столько применения новых технических средств обучения, сколько применения новых форм и методов преподавания, организации нового подхода к процессу обучения и развития у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, а также создания комфортных условий практического овладения языком для каждого обучающегося. Для достижения цели интеллектуального и нравственного развития личности и раскрытия творческого потенциала обучающегося необходимо использование интересных технологий, в том числе проектной технологии с применением ИКТ и подхода смешанного обучения. В статье показано, что формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка позволяют решать целый ряд дидактических задач: могут включать работу по тренировке произношения; по обучению лексике; по отработке грамматических навыков; по обучению всем видам речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Мария Владимировна, Белова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING MODERN INTERNET RESOURCES IN TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE TO THE MODERN GENERATION

The current study is devoted to the issue of steadfast use of information technologies in the modern dynamically-developed world. It deals not with the use of new educational technical tools but with the use of new teaching methods and techniques, setting-up of a new approach to the process of teaching and developing students' foreign language communicative competence as well as establishing comfortable atmosphere for any student's practical language acquisition. With a view to intelligent and moral development and creative potential revelation of a student's personality it is important to implement interesting technologies, including a project technology with ICT and blended learning approach. The article shows that the format of computer educational programmes employed at a foreign language lesson enables to solve a certain set of didactic problems: the programmes may be targeted at pronunciation training, they may be vocabularyand grammar-oriented, they may serve to teach all kinds of speech activity.

Текст научной работы на тему «Возможности использования современных Интернет-ресурсов в обучении английскому языку современного поколения»

Педагогический потенциал волонтерства позволяет актуализировать внутренние механизмы формирования человека, как гармонично развитой и социально ответственной личности за счет апеллирования к нравственным началам самосознания на основе добровольности.

Добровольчество является важнейшим средством социализации студентов, оно обеспечивает решение неотложных психологических и социально-педагогических задач развития личности молодежи. Оно способствует самореализации и развитию самосознания студенчества.

Расширяя возможности поиска осмысленной деятельности, волонтерская деятельность способствует росту жизненной перспективы и формированию целостной картины мира и своего «Я», способствует преодолению инертности молодежного сознания, выполняет благотворную роль в деле преодоления разобщенности и отчуждения в молодежной среде.

Педагогический потенциал волонтерства обусловлен также его философско-этической основой, установленной социальным и историческим опытом и традициями связи двух онтологических категорий его бытия - свободы воли и добра в человеческой жизни [4].

Выводы. Таким образом, педагогический потенциал волонтерской деятельности раскрывается в ее важнейших педагогических функциях, таких как: функция социальной компетентности, функция идентификации, интеграция, развитие личности, ценностно-смысловая, профессиональная, инновационная, инициативная, функция самосознания, трансформационной функции гражданского воспитания, гуманистических и духовных и нравственных функций.

Волонтерство способствует развитию чувственной, эмоциональной сферы личности, формирует и изменяет ее ценностный мир, способствует реализации социальной и творческой деятельности, личностному росту и активизирует познавательную деятельность. Волонтерство не имеет строгих временных рамок, оно опирается на гражданские качества личности, ответственности, инициативе и добровольности. Профессиональное волонтерство, включенное в педагогический процесс вуза (учебная и внеучебная деятельность), будет способствовать формированию мировоззрения студентов и формированию профессиональных компетенций. Это особенно ценно для будущих педагогов, выбирающих путь волонтерского движения для приобретения профессиональных навыков.

Литература:

1. Беляева Т.К., Арифулина Р.У., Пухова А.Г., Малышева Г.И. Профессиональная проба как основа осознанного выбора школьниками будущей профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. с. 20-26.

2. Беляева Т.К. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2011. - № 16. - С. 203-212.

3. Волкова Е.Н. К определению понятия позитивной социализации молодежи // Волкова Е.Н., Т. Вереитинова, И.В. Волкова, О. Михалюк // Вестник Мининского университета, 2016, №2 - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/210/211 (дата обращения: 01.04.2018)

4. Жуйкова Т.П., Батандаева, Т. А. Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов / Т.П. Жуйкова. - Молодой ученый. — 2015. №24. с. 367-368.

5. Иванова Л.К. Добровольческая деятельность как средство воспитания будущих социальных работников и педагогов / Л.К.Иванова. - Теория практика развития качества образования в условиях школы и педагогического образовательного учреждения: сборник научных трудов; под ред. Т.И. Шалаевой. -Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. с. 89-91.

6. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи: концептуальные основы / под ред. В.А. Ситарова. — М., 2010. с. 72.

Педагогика

УДК 37.013.75

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Белова Екатерина Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Настоящее исследование посвящено решению вопросов устойчивого применения информационных технологий в современном динамичном мире. Обсуждается вопрос не столько применения новых технических средств обучения, сколько применения новых форм и методов преподавания, организации нового подхода к процессу обучения и развития у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, а также создания комфортных условий практического овладения языком для каждого обучающегося. Для достижения цели интеллектуального и нравственного развития личности и раскрытия творческого потенциала обучающегося необходимо использование интересных технологий, в том числе проектной технологии с применением ИКТ и подхода смешанного обучения. В статье показано, что формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка позволяют решать целый ряд дидактических задач: могут включать работу по тренировке произношения; по обучению лексике; по отработке грамматических навыков; по обучению всем видам речевой деятельности.

Ключевые слова: образование, иностранные языки, Интернет-ресурс, учебная деятельность, социокультурная иноязычная компетенция.

Annotation. The current study is devoted to the issue of steadfast use of information technologies in the modern dynamically-developed world. It deals not with the use of new educational technical tools but with the use of new teaching methods and techniques, setting-up of a new approach to the process of teaching and developing students' foreign language communicative competence as well as establishing comfortable atmosphere for any student's

practical language acquisition. With a view to intelligent and moral development and creative potential revelation of a student's personality it is important to implement interesting technologies, including a project technology with ICT and blended learning approach. The article shows that the format of computer educational programmes employed at a foreign language lesson enables to solve a certain set of didactic problems: the programmes may be targeted at pronunciation training, they may be vocabulary- and grammar-oriented, they may serve to teach all kinds of speech activity.

Keywords: education, foreign languages, IT, studying process, socio-cultural foreign language competence.

Введение. В последнее время современный мир развивается все быстрее. Каждый день совершаются новые открытия и появляются новые идеи. Изменения в социально-экономической, политической, духовно-нравственной сферах жизни, происходящие в современном обществе, обозначают новые ориентиры и для системы образования. Появление современных информационных технологий позволяет выстраивать процесс обучения на совершенно новом уровне.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос об устойчивом применении информационных технологий в средней школе. Обсуждается применение не только новых технических средств обучения, но и применения новых форм и методов преподавания, организации нового подхода к процессу обучения. В этой связи задача учителя заключается в создании комфортных условий практического овладения языком для каждого обучающегося, выбор эффективных методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся [1].

Формулировка цели статьи. В настоящее время приоритетным является коммуникативность, интерактивность и аутентичность общения, изучение языка в культурном контексте, а также автономность обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной компетенции. Использование современных педагогических технологий таких, как обучение в сотрудничестве, проектной методики, информационных технологий, Интернет-ресурсов способствуют реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, обеспечивают индивидуальный подход и дифференциацию обучения с учётом способностей, уровня обученности. Целью данной статьи является исследование возможностей применения информационных технологий в учебной деятельности в процессе обучения иностранным языкам. Развитие активных навыков пользования иностранным языком и внедрение смешанного обучения рассматривается как первоочередная задача преподавания иностранных языков.

Изложение основного материала статьи. Задача учителя иностранного языка сформировать и развить у учащихся иноязычную коммуникативную компетенцию. Любой педагог должен стремиться к интеллектуальному, нравственному развитию личности, и также важно раскрыть в ребенке творческий потенциал. Для достижения данной цели необходимо применение различных методов, подходов к обучению, использование интересных технологий. К одной из таких относится проектная методика с применением ИКТ. Проектная форма работы является одной из наиболее актуальных технологий, которая помогает учащимся применить накопленные знания по предмету на практике, повышает интерес детей к предмету, так как современная жизнь не представляется возможной без использования гаджетов.

По мнению Е.С. Полат, метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [5]. Информационные технологии обучения - это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс обучения в условиях ее применения. Эти технологии повышают мотивацию учащихся всех возрастов, расширяют их кругозор, позволяют проводить уроки на качественно новом уровне, используя вместо обычной меловой доски интерактивную, показывая различные презентации и фильмы, используя ресурсы интернет. Использование ИКТ технологий должно быть разумным и эффективным помощником. Цель проектного обучения - создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания и учатся применять их; учатся коммуникации, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление; тем самым раскрывают творческий потенциал.

Технология проектов с применением ИКТ отличается от традиционных методик обучения. Метод проектов с применением ИКТ формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли для достижения поставленной цели, терпимо относиться к мнению партнёров по общению и работать в группе. Он развивает умение добывать информацию из разных источников. Помимо этого происходит развитие творческих способностей каждого ученика, его воображения, фантазии [6].

Безусловно, у данной технологии есть определенные недостатки. Возрастает нагрузка на учителя, поскольку требуется большая и тщательная подготовка к урокам, проработка всех деталей. В рамках реализации данной технологии могут возникнуть проблемы психологического и коммуникативного характера учащихся, их неспособность работать в группе.

В современных условиях, когда преподаватели сталкиваются с увеличением количества обучающихся разного уровня подготовки, обучаемости и языковых способностей в группе при неизменных требованиях к уровню подготовки, возрастает необходимость применения дополнительных ресурсов внеурочной системы, которые позволяют учесть особенности обучающихся разного уровня подготовки и уделить дополнительное внимание тем, кто в этом нуждается. Такую возможность даёт использование подхода к обучению, известного как смешанное обучение (Blended Learning или Hybrid E-Mixed Learning или Blended Instruction Online Learning). Совмещение традиционного обучения с сетевой поддержкой - сочетание работы в аудитории с работой в компьютерном классе и дома, на ПК.

При данном подходе преподаватель экономит время, которое можно использовать на уроке для говорения; учащийся может выбирать, в какое время и с какого компьютера делать задания, получает доступ во Всемирную сеть, развивает навыки пользования компьютером.

Использование ресурсов (интернет-сайты с грамматическими правилами, страноведческой информацией, и т.д.) - ежедневная практика студентов и преподавателей языка. Создание ресурса для

конкретного курса обучения с отобранным преподавателем материалом, «пропущенным через себя», позволяет сфокусировать внимание студентов, избежать отвлечения на ненужные ресурсы [З].

Таким образом, каждый преподаватель может создать свой блог, что уже сейчас успешно воплощается на платформе Moodle, где он предоставляет вспомогательные ресурсы, которые, по его мнению, смогут помочь его студентам, например, правила правописания, грамматические правила, задания для самопроверки или ссылки на таковые, видео и аудиоролики для работы над произношением, а также дополнительные материалы для подготовки к экзаменам, в том числе международным, например, описание графиков и таблиц; списки слов и выражений, примеры деловых писем и резюме, которые, возможно, не пригодятся студентам на вашем курсе, но нужны для подачи документов или при поиске работы, и т.д. [4]. Также преподаватель может вести блог с личными советами, выкладывать ссылки на заинтересовавшие полезные ресурсы.

Видеоконференции студентов с преподавателем могут проходить в Skype. Работа может производиться как индивидуально, так и в мини группах по двое-трое человек, когда обучающиеся выполняют творческие задания (диалоги, полилоги). Видеоконференции могут проводиться и с участием всей группы одновременно, где они могут по очереди представлять свои презентации или case study в Skype, и в тоже время в чате писать свои замечания, вопросы и комментарии.

Таким образом, формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка позволяют решать целый ряд дидактических задач: могут включать работу по тренировке произношения [2]; по обучению лексике; по отработке грамматических навыков; по обучению письму, а также диалогической и монологической речи. Учащиеся могут выполнять различные тесты, участвовать в online викторинах, конкурсах, олимпиадах, чатах, видеоконференциях, вести переписку со сверстниками из других стран. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках определенного совместного, в том числе международного, или индивидуального проекта.

Обучающиеся общаются в истинной языковой среде, предоставленной Интернетом по модели реального общения, они оказываются в настоящих жизненных ситуациях, вовлеченными в решение широкого круга значимых, реалистичных и интересующих задач. Так, происходит их обучение спонтанному и адекватному реагированию, стимулируя создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами. Решение задач жизненных ситуаций придает первостепенное значение пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что, в свою очередь, мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка. Поэтому учащиеся концентрируют внимание на использовании форм, а не на самих формах, что, в свою очередь, стимулирует обучение грамматике косвенно, в общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов, включая использование возможностей электронной почты, теле- и видеоконференций, публикаций собственной информации, создания собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на web-сервере, доступ к информационным ресурсам, таким как справочные каталоги, поисковые системы (AltaVista, WebCrawler, Excite, Yahoo, InfoSeek, LookSmart); а также разговор в сети (chat), и др. Данные ресурсы могут активно применяться в рамках урочной деятельности.

Интернет - универсальное средство в ходе обучения чтению для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, с помощью Интернета можно познакомить учащихся с известными издательствами газет. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно предложить учащимся посетить страничку MEDIA LINKS (https://www.mediainfo.com) предлагающую ссылки на множество изданий. Многие газетные издания мира имеют свои web-страницы, и в плане развития межкультурной компетенции онлайновая газета может явиться важным средством. Она познакомит учащихся с мировыми событиями, позволит увидеть происходящие события с различных точек зрения. Новостные агентства имеют похожую систему ссылок, однако названия и количество рубрик варьируется. Первая страница является рекламной афишей содержания, представляя наиболее важные статьи и их обсуждения. Как любое издание периодической печати, web-газеты разделены на рубрики и подрубрики.

На английском языке существуют следующие медиа сайты и предлагаемые рубрики: 1) The Washington Post (https://www.washingtonpost.com), с основными рубриками: Politics, Opinions, Sports, Olympics, Local, National, World, Business, Tech, Lifestyle, Entertainment, Video. 2) The Washington Times (https://www.washingtontimes.com): Home News, Opinions, Sports, Market. 3) The New York Times (https://www.nytimes.com): Politics, Business, Opinion, Tech, Science, Health, Sports, Arts, Books, Style, Food, Travel. 4) BBC (http://www.bbc.com): News, Sport, Weather, Shop, Earth, Travel. BBC World Service (http://www.bbc.co.uk/learningenglish) предоставляет возможность прочитать и прослушать новости, на многих языках, в соответствии с выбранным уровнем владения языком (Towards Advanced, Upper intermediate, Intermediate, Lower intermediate, и др.) и прослушать новости в режиме Learning English. б) ABC News (http://abcnews.go.com): Video, Life, Shows. 7) CNN World News (https://edition.cnn.com): Regions, Politics, US Money, Entertainment, Tech, Sport, Travel, Style, Health, Video.

Обучающимся можно предложить исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни. Преимущество такой работы заключается в вовлечении всего класса в общее задание, при этом сочетая дифференциацию заданий и индивидуальный подход. Одним из результатов такой исследовательской работы может стать создание собственной странички, посвященной конкретному событию, где необходимо представить собственное видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств и указывая гиперссылки на источники. После проделанной работы необходима дискуссия или телеконференция, в ней после подведения итогов и обобщения результатов своей работы, учащиеся получат многогранную картину события, которая позволит им понять причины происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск дальнейшего оптимального решения.

Для того, чтобы дать возможность учащимся представить и попробовать себя в роли поставщиков информации, можно использовать сайт The Young Voices Of The World (http://www.voices-of-the-world.org) -открытый форум, представляющий собой онлайн газету или журнал для молодёжи во всем мире, где они могли бы свободно выражать свое мнение, желания, возвышенные порывы и стремления, при этом осваивая сферу журналистики. Таким образом, у молодых журналистов появится возможность в сети обменяться друг с другом своими видениями и мнениями по определенным вопросам.

Обучение письму может осуществляться за счет общения в виртуальной реальности с помощью электронной почты, т.е. для установления дружеской переписки. Проанализировав опыт использования электронной почты в процессе обучения иностранным языкам, преподаватели пришли к выводу о том, что электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения и свободного полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма - речь школьников становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация. Изменяется процесс письма, больше внимания уделяется редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам; такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.

Также ставит своей целью изучение языка непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися сайт SchMOOze University (http://schmooze.hunter.cuny.edu/). Университет был основан в 1994 году для лиц, изучающих английский язык как второй или иностранный, предоставляет возможность межкультурного обмена мыслями, мнениями и опытом с другими людьми, как в частном, так и в групповом общении. Он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм, напр., Scrabble and Boggle, grammar maze, онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену.

Выводы. Свободная ориентация в иноязычной среде и умение адекватно реагировать в различных ситуациях является конечной целью обучения иностранному языку. Новый взгляд на результат обучения способствует появлению новых технологий. Сегодня новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Использование реальных жизненных ситуаций в обучении иностранному языку стимулирует активное изучение материала. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы.

Литература:

1. Гуцу Е. Г., Няголова М. Д. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода // Вестник Мининского университета. №2. 2017.

2. Зимина М. В., Люляева Н. А. Развитие аудитивных, артикуляционных, ритмико-интонационных навыков на занятиях иностранным языком / Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 6. - С. 197-203.

3. Михайлова Э.Р., Гецкина И.Б. Специфика преподавания иностранного языка взрослым с учетом личностных факторов // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 10. С. 714-718.

4. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку. - Иностранные языки в школе. // №8, 2005.

5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка.// Ин. языки в школе. 2000. №2, с. 3-9.

6. Смирнова Е.В. Использование мультимедийной презентации в процессе формирования проектной деятельности у студентов направления «Туризм» // ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2011 Труды конгресса 13-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2012. С. 117-118.

Педагогика

УДК 376.36

кандидат педагогических наук, доцент Архипова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант факультета психологии и дефектологии Кондалова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи, дается комплекс методических приемов и упражнений на формирование осознанности, выразительности, правильности и беглости чтения.

Ключевые слова: младшие школьники с общим недоразвитием речи, навык чтения, формирование. Annotation. The article presents the results of the study of reading skills in junior schoolchildren with a general speech underdevelopment, a set of methodical techniques and exercises for the formation of awareness, expressiveness, correctness and fluency of reading.

Keywords: junior schoolchildren with general speech underdevelopment, reading skill, formation.

Введение. В настоящее время проблема обучения чтению младших школьников является одной из самых актуальных, поскольку данный процесс и основной источник получения информации, и способ общения. Приобретение прочного навыка чтения на начальном этапе школьного обучения имеет большое значение для развития речевой культуры учащихся, реализации их интеллектуальных и творческих возможностей.

Дети с общим недоразвитием речи, при поступлении в школу, находятся в потенциальной группе риска по отношению к полноценному овладению навыком чтения. В связи с несформированностью психических процессов, которые обеспечивают процесс чтения в норме, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются стойкие нарушения чтения, проявляющиеся в повторяющихся ошибках. Затруднения при обучении чтению у них возникают из-за недоразвития фонематических процессов, бедного словарного запаса, организации связной речи, полиморфных нарушений в звукопроизношении. И как следствие,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.