Научная статья на тему 'Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе'

Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
753
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION TECHNOLOGIES / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / E-LEARNING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LANGUAGE COMPETENCE / COMPUTERIZATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротаева И.Э.

Работа посвящена проблеме повышения качества инженерно-технического образования в контексте развития межкультурной и языковой компетенций при обучении иностранному языку. В статье представлен опыт использования интерактивных технологий на занятиях по английскому языку со студентами инженерных специальностей в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Проанализированы основные достоинства и недостатки применения мультимедиа-технологий в образовательной среде. Представлены ключевые этапы внедрения информационных средств в образовательную программу по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A NON-LINGUISTIC INSTITUTION FOR HIGHER LEARNING

The paper deals with a problem of improving quality of engineering education in the context of the development of intercultural and linguistic competences in foreign language teaching. The article describes the experience of using interactive technologies in English language classes at Moscow Aviation Institute (National Research University). The author analyzes the main advantages and disadvantages of using multimedia technologies in the educational environment. The article presents the key stages of the introduction of information tools in the foreign language curriculum. Introduction to the process of learning a foreign language interactive technology allows making it more exciting, diverse and efficient, thereby increasing the motivation of students. This is especially important for students of technical universities which are focused on engineering and are not always aware of the need for learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку в неязыковом вузе»

Инновационные процессы, направленные на развитие творческого потенциала студентов в современных российских условиях, позволят достичь желаемых результатов и целей, а также подготовить талантливого специалиста в любой сфере деятельности.

Библиографический список

Таким образом, используя вышеупомянутые интерактивные методы обучения и технологии, преподаватели вузов имеют возможность развивать творческий потенциал студентов с учетом их индивидуальных особенностей и способностей.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000.

2. Рындак В.Г Творчество. Краткий педагогический словарь: учебно-методическое пособие. Москва: Педагогический вестник, 2001.

3. Рындак В.Г., Мещерякова Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций). Москва: Педагогический вестник, 1998.

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Издательство «Просвещение», 2014.

5. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. Санкт-Петербург, 2005.

6. Деркач А.А. Акмеологический словарь. Москва: РАГС, 2005.

7. Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. Санкт-Петербург: СПбГУПМ, 2001.

8. Санникова А.И. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе: монография. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. ун-та, 2000.

References

1. Bezrukova V.S. Osnovy duhovnoj kul'tury: 'enciklopedicheskij slovar'pedagoga. Ekaterinburg, 2000.

2. Ryndak V.G. Tvorchestvo. Kratkijpedagogicheskijslovar': uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Pedagogicheskij vestnik, 2001.

3. Ryndak V.G., Mescheryakova L.V. Teoreticheskieosnovyrazvitiya tvorcheskogopotenciala uchitelya (vprocesse osvoeniya pedagogicheskih innovacij). Moskva: Pedagogicheskij vestnik, 1998.

4. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Moskva: Izdatel'stvo «Prosveschenie», 2014.

5. Darinskaya L.A. Tvorcheskijpotencial uchaschihsya: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. Sankt-Peterburg, 2005.

6. Derkach A.A. Akmeologicheskij slovar'. Moskva: RAGS, 2005.

7. Kulyutkin Yu.N. Izmenyayuschijsya mir i problema razvitiya tvorcheskogo potenciala lichnosti. Cennostno-smyslovoj analiz. Sankt-Peterburg: SPbGUPM, 2001.

8. Sannikova A.I. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti v obrazovatel'nom processe: monografiya. Perm': Izd-vo Permskogo gos. ped. un-ta, 2000.

Статья поступила в редакцию 12.06.19

УДК 378

Korotaeva I.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Aerospace Foreign Languages Department I-11, Institute of Foreign Languages, Moscow Aviation

Institute (Moscow, Russia), E-mail: popovski2003@mail.ru

USING INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT A NON-LINGUISTIC INSTITUTION FOR HIGHER LEARNING. The paper deals with a problem of improving quality of engineering education in the context of the development of intercultural and linguistic competences in foreign language teaching. The article describes the experience of using interactive technologies in English language classes at Moscow Aviation Institute (National Research University). The author analyzes the main advantages and disadvantages of using multimedia technologies in the educational environment. The article presents the key stages of the introduction of information tools in the foreign language curriculum. Introduction to the process of learning a foreign language interactive technology allows making it more exciting, diverse and efficient, thereby increasing the motivation of students. This is especially important for students of technical universities which are focused on engineering and are not always aware of the need for learning a foreign language.

Key words: information technologies, multimedia technologies, e-learning, educational environment, language competence, computerization.

И.Э. Коротаева, канд. филол. наук, доц., каф. И-11 «Иностранный язык для аэрокосмических специальностей», Институт иностранных языков,

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: popovski2003@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Работа посвящена проблеме повышения качества инженерно-технического образования в контексте развития межкультурной и языковой компетенций при обучении иностранному языку. В статье представлен опыт использования интерактивных технологий на занятиях по английскому языку со студентами инженерных специальностей в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Проанализированы основные достоинства и недостатки применения мультимедиа-технологий в образовательной среде. Представлены ключевые этапы внедрения информационных средств в образовательную программу по иностранному языку.

Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийные технологии, электронное обучение, образовательная среда, языковая компетенция, компьютеризация.

Наступившее тысячелетие принесло человечеству небывалый прорыв в области информатики. Глобальная компьютеризация приняла массовый характер и затронула практически все области повседневной жизни, в том числе и систему образования. Становится очевидным то, что актуальными и перспективными являются только те учебные программы, которые рассчитаны на сознание нового поколения, выросшего в мире информатизации. Большинство современных студентов, особенно студентов инженерных специальностей, легко ориентируются в компьютерных технологиях и проявляют интерес к новейшим разработкам в данной области.

Ещё одной тенденцией, которую можно наблюдать в современном обществе, является усиление межнационального взаимодействия и совместная работа представителей разных стран над техническими проектами. Интернациональное сотрудничество в эпоху глобализации стало неотъемлемой частью научной деятельности. Интернет стал одной из главных причин демократизации общества, устранения существовавших ранее национальных барьеров. Но необходимость свободного общения между выпускниками из разных стран требует высокого уровня знания иностранных языков. В данном случае важную роль способны сыграть новые разработки в компьютерно-технической отрасли

[1, с. 10], благодаря которым классическое обучение иностранным языкам обрело совершенно новые перспективы. Всё это определяет актуальность темы представленной работы.

В настоящее время использование мультимедийных средств рассматривается как перспективное направление в процессе модернизации учебного процесса в вузе. Термин «мультимедиа» понимается как совокупность электронно-технических приборов, совершающих обработку входящих информационных данных и воспроизводящих их в визуальной и звуковой формам. Благодаря мультимедиа появилась возможность общения в реальном времени с передачей видео данных. Это привело к образованию гиперсреды, создавшей особые условия для общения между людьми.

Среди основных тенденций развития высшего образования важную роль играет компьютеризация образования, обусловленная развитием информационных и коммуникационных технологий, изменяющих характер профессиональной деятельности выпускников [1, с. 11].

Серьёзной проблемой, с которой сталкивалось большинство лекторов, работавших с молодёжной аудиторией, являлась пассивность обучающихся, отсутствие инициатив с её стороны. В значительной степени это было связано с тем,

что лекционный материал и форма его подачи не пересекались с увлечениями студентов. В настоящее время появилась возможность разрешить эту задачу и, поскольку значительный процент молодёжи увлекается электронными технологиями и восприимчив к применению их во время учёбы. Молодые люди с гораздо большим интересом обращаются к источникам в Интернете, чем к бумажным изданиям. Поиск источников способствует тому, что у студентов повышается навык отбора нужной информации, а также возникает желание глубже вникнуть в изучаемую проблему [2, с. 22 - 23]. Во всех крупных университетах мира введена практика применения электронных презентаций, которые представляют собой краткое текстовое сообщение и подбор графических изображений (например, графиков, таблиц, схем). Лекции и семинары в современном вузе имеют визуальную сопровождающую, подкрепляющую устное сообщение. Визуализация положительно сказывается на скорости усвояемости материала. Видеопрезентации могут быть использованы в вузе на занятиях по всем дисциплинам. В практике преподавания иностранного языка следует отводить важное место данному способу подачи информации, поскольку демонстрация визуального материала на экране способствует установлению ассоциативной связи между иноязычными словами и тем явлением, которое они обозначат. В современной образовательной среде мультимедийные технические средства нашли широкое применение [3, с. 50].

Наряду с положительными моментами многие исследователи отмечают и происходящие отрицательные изменения в современном процессе обучения. Среди негативных сторон данной методики выделяют стандартизацию мышления и неспособность молодых людей анализировать и определять достоверность получаемой информации. Однако в целом большинство исследований положительно оценивают нововведения в вузах.

Анализ и систематизация мнений различных исследователей позволил выделить следующие положительные стороны и основные преимущества использования мультимедийных технологий в процессе обучения:

1. Расширение возможностей институтов.

2. Упрощение создания естественных ситуаций иноязычного диалога.

3. Индивидуализация образования и появление возможности выстаивать и корректировать учебную программу исходя из более точного и объективного представления о навыках учащихся.

4. Объективизация преподавательских оценок.

5. Выход на совершенно новый качественный уровень педагогики [4, с. 6].

6. Наглядность информации по дисциплине благодаря использованию видео, фотографий, графиков, таблиц.

7. Возможность учёта личных особенностей обучающегося.

8. Упрощение взаимодействий между педагогом и студентами.

9. Появление у студента возможности лично контролировать процесс учёбы и вносить в него необходимые корректировки.

10. Ускорение процесса обучения.

11. Развитие у студентов навыка оперативно приспосабливаться к изменяющимся условиям и выбирать оптимальную последовательность действий.

12. Совершенствование у студентов логического, теоретического и иных типов восприятия.

13. Соприкосновение с интересами учащихся.

14. Популяризация научно-образовательного процесса [5].

Таким образом, можно говорить о том, что в сегодняшней педагогике применение электронно-технических ресурсов является достаточно актуальным. Интернет-технологии применяются для индивидуализации образования, создания наиболее объективной оценочной шкалы, в которой будут учитываться все личностные особенности студентов. Помимо этого, благодаря Интернету значительно расширились возможности поиска литературы, стали доступны редкие источники.

В данном контексте следует отметить, что значительно возрастают требования к Интернет-источникам, к достоверности представляемой ими информации. Преподавателям следует проводить серьёзную работу по анализу качества этих источников, чтобы правильно сориентировать студентов по возможным путям поиска ответов на интересующие их вопросы.

Анализируя опыт преподавания иностранного языка в Московском Авиационном Институте (МАИ НИУ), отметим, что модернизации учебного процесса с использованием информационных технологий на кафедрах Института иностранных языков МАИ уделяется большое внимание [6, с. 3; 7, с. 6]. В.О. Журавлёва и И.П Аникеева, обобщая мнения различных исследователей, отмечают, что студентам-магистрантам технических вузов при подготовке презентаций и докладов необходимо уметь ориентироваться в специализированных веб-сайтах и пользоваться современными поисковыми системами. Кроме того, очень полезным представляется создание специального сайта кафедры или факультета, на котором студенты смогут обсудить различные интересующие их темы [8, с. 135 - 136].

Отметим, что в настоящее время студентам МАИ НИУ предоставляется возможность использования электронной научно-технической библиотеки (НТБ), в которой представлено большое количество авторитетных научных изданий, в

Библиографический список

том числе периодических. В качестве дополнительного материала на занятиях со студентами бакалавриата, специалитета и магистратуры МАИ НИУ преподаватели используют зарубежные источники, например, статьи из тематических электронных журналов [9, с. 257].

Кроме того, в целях модернизации учебного процесса всем преподавателям Института иностранных языков МАИ было предложено пройти повышение квалификации по программе «Практические вопросы разработки электронных учебно-методических комплексов в среде Moodle». В рамках этой программы преподаватели знакомились с данной средой и самостоятельно разрабатывали разделы электронного курса по дисциплине «Иностранный язык» для бакалавров/специалистов инженерных институтов/факультетов МАИ. В настоящее время электронный курс по английскому языку полностью разработан и активно используется при работе со студентами инженерных специальностей МАИ на протяжении всего периода обучения (1 - 6 семестры).

Рассмотрим основные этапы работы преподавателя иностранного языка со студентами (бакалаврами/специалистами) инженерных специальностей МАИ НИУ с использованием информационных технологий:

1. Подготовка к занятиям

• Преподаватель может воспользоваться разработанным и утверждённым в ИИЯ МАИ электронным курсом по дисциплине. В начале семестра он должен проанализировать его на предмет наличия в нём устаревшей и неактуальной информации.

• В случае необходимости внесения изменений в электронный курс преподаватель обсуждает все вопросы с отвечающими за него экспертами и получает задание по подбору учебного материала из различных источников, в том числе из изданий, представленных в электронной НТБ МАИ. Преподавателю может быть поручено подобрать новые видеоматериалы для практических занятий (как для объяснения теории, так и для тестовых заданий), подготовить видеопрезентацию по конкретной тематике для объяснения нового материала (для этого используются специальные программы, в частности система Moodle), разработать или обновить электронные тесты по материалу урока.

• Преподаватель тщательно анализирует возможные Интернет-источники на предмет качества представляемой ими информации.

2. Практические занятия

• Преподаватель проводит практические занятия со студентами с использованием видеопрезентаций для введения нового материала и электронных тестирований для проверки качества усвоения пройденного материала (в рамках утверждённого электронного курса).

• На первом занятии преподаватель рекомендует студентам некоторые периодические издания по их специальности и предлагает им самостоятельно подобрать материал в электронной НТБ вуза.

• Впоследствии преподаватель контролирует процесс поиска студентами информации и даёт необходимые рекомендации.

3. Организация самостоятельной работы студентов

Преподаватель общается со студентами (по электронной почте, в системе

Moodle и т. д.): помогает студентам в самостоятельной работе (ответы на вопросы по грамматическим, лексическим, фонетическим разделам урока); высылает домашние задания и контролирует их выполнение (делает замечания, исправляет ошибки, комментирует результаты и т. д.).

Отметим, что практические занятия должны проводиться в специальном компьютерном классе, оснащённом необходимой техникой.

Учитывая специфику дисциплины «Иностранный язык», использование мультимедийных средств обучения студентов технического вуза является достаточно перспективным. При этом нельзя исключать важность непосредственного контакта преподавателя и студента. Поэтому на занятиях по иностранному языку следует с особым вниманием подойти к распределению времени занятия, чтобы компьютерное обучение сочеталось с устными ответами студента и его непосредственным общением с преподавателем [10, с. 140]. Визуальное восприятие и аудиосоставляющая часть должны дополнять, но не заменять собой вербальную основу занятия.

Внедрение в процесс обучения иностранному языку интерактивных технологий позволяет сделать его более увлекательным, разнообразным и эффективным, что способствует повышению мотивации студентов. Это особенно важно для технических вузов, студенты которых ориентированы на получение инженерных специальностей и не всегда осознают необходимость изучения иностранного языка. Следует отметить, что успешность использования компьютерных технологий в учебном процессе во многом зависит от умения преподавателя ориентироваться в этих технологиях, а также его способности правильно организовать совместную работу со студентом. Положительные результаты могут быть достигнуты только при постоянной работе преподавателя на on-line платформах и с Интернет-ресурсами с целью поиска и анализа достоверной и актуальной информации с последующим обсуждением со студентами возможных путей самостоятельной работы в данной области, что позволит студенту стать активным участником учебного процесса.

1. Полякова Т.Ю. Направления модернизации системы подготовки по иностранному языку в инженерном образовании. Приоритетные направления в обучении иностранным языкам: Вестник МГЛУ. Выпуск 12 (618): Педагогические науки. Москва: ИПК МПЛУ «Рема», 2011: 9 - 18.

2. Смирнова Л.П., Смирнов М.В. Модернизация содержания обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Приоритетные направления в обучении иностранным языкам: Вестник МГЛУ. Выпуск 12 (61B): Педагогические науки, Москва: ИПК МГЛУ «Рема», 2011: 1S - 28.

3. Шамне Н.Л., Шовгенин А.Н., Сафонова О.П., Шишкина Е.В. Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам. Современные технологии в образовании: Вестник ВолГУ. Серия a: Университетское образование. Вып.11. 200B: 4S - 53.

4. Дубень Е.А., Копытич И.Г. Использование современных информационных технологий при обучении иностранному языку. Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». 2012; 1: a.

5. Ломако С.В. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс. IV Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы и корпоративное управление». 15 - 30 марта, 2012 г., город Минск. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/0111a/Lomako-SV.pdf

a. Банкожитенко Е.В., Власова С.В., Зубанова С.Г Особенности научно-педагогических подходов при обучении иностранному языку студентов технических факультетов МАИ (НИУ). Мир науки. 2017; Т. 5; № 2: 3.

7. Каллиопин А.К. О подходах к организации научной работы на факультете иностранных языков МАИ и о направлениях научных исследований факультетских молодежи (вместо предисловия к сборнику). Актуальные проблемы современности в научном и творческом осмыслении студентов, аспирантов и докторантов: сборник научных статей Факультета иностранных языков МАИ (НИУ). Москва, 2017: a - 15.

B. Журавлева В.О., Аникеева И.Г. Современные требования и средства иноязычной подготовки магистрантов в техническом ВУЗе. Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию университета. 2017: 132 - 137.

S. Поняева Т. А. Значение современных информационных компьютерных технологий в процессе преподавания в высшей школе. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 201S; Вып. a3; Ч. 1: 25a - 258.

10. Капустина Д.М., Коротаева И.Э. Использование компьютерных технологий при обучении иностранному языку в авиационном ВУЗе. Научно-методический семинар кафедр Факультета иностранных языков: сборник научных и учебно-методических докладов и статей. Факультет иностранных языков МАИ-НИУ; Ответственный редактор Аникеева И.Г Москва, 201a: 130 - 140.

References

1. Polyakova T.Yu. Napravleniya modernizacii sistemy podgotovki po inostrannomu yazyku v inzhenernom obrazovanii. Prioritetnye napravleniya v obuchenii inostrannym yazykam: VestnikMGLU. Vypusk 12 (a1B): Pedagogicheskie nauki. Moskva: IPK MGLU «Rema», 2011: S - 18.

2. Smirnova L.P., Smirnov M.V. Modernizaciya soderzhaniya obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Prioritetnye napravleniya v obuchenii inostrannym yazykam: Vestnik MGLU. Vypusk 12 (a1B): Pedagogicheskie nauki, Moskva: IPK MGLU «Rema», 2011: 1S - 28.

3. Shamne N.L., Shovgenin A.N., Safonova O.P., Shishkina E.V. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij v processe obucheniya inostrannym yazykam. Sovremennye tehnologii v obrazovanii: Vestnik VolGU. Seriya a: Universitetskoe obrazovanie. Vyp.11. 2008: 4S - 53.

4. Duben' E.A., Kopytich I.G. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku. Interaktivnyjnauchno-metodicheskijzhurnal«Soobschestvo uchitelej anglijskogo yazyka». 2012; 1: a.

5. Lomako S.V. Vnedrenie innovacionnyh tehnologij v uchebnyj process. IV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya «Innovacionnye processy i korporativnoe upravlenie». 15 - 30 marta, 2012 g., gorod Minsk. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/0111a/Lomako-SV.pdf

a. Bankozhitenko E.V., Vlasova S.V., Zubanova S.G. Osobennosti nauchno-pedagogicheskih podhodov pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov tehnicheskih fakul'tetov MAI (NIU). Mir nauki. 2017; T. 5; № 2: 3.

7. Kalliopin A.K. O podhodah k organizacii nauchnoj raboty na fakul'tete inostrannyh yazykov MAI i o napravleniyah nauchnyh issledovanij fakul'tetskih molodezhi (vmesto predisloviya k sborniku). Aktual'nye problemy sovremennosti v nauchnom i tvorcheskom osmysleniistudentov, aspirantov idoktorantov: sbornik nauchnyh statej Fakul'teta inostrannyh yazykov MAI (NIU). Moskva, 2017: a - 15.

8. Zhuravleva V.O., Anikeeva I.G. Sovremennye trebovaniya i sredstva inoyazychnoj podgotovki magistrantov v tehnicheskom VUZe. Obrazovanie v sovremennom mire: strategicheskie iniciativy: sbornik nauchnyh trudov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj 75-letiyu universiteta. 2017: 132 - 137.

S. Ponyaeva T.A. Znachenie sovremennyh informacionnyh komp'yuternyh tehnologij v processe prepodavaniya v vysshej shkole. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov: Yalta: RIO GPA, 201S; Vyp. a3; Ch. 1: 25a - 258.

10. Kapustina D.M., Korotaeva I.'E. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij pri obuchenii inostrannomu yazyku v aviacionnom VUZe. Nauchno-metodicheskij seminar kafedr Fakul'teta inostrannyh yazykov: sbornik nauchnyh i uchebno-metodicheskih dokladov i statej. Fakul'tet inostrannyh yazykov MAI-NIU; Otvetstvennyj redaktor Anikeeva I.G. Moskva, 201a: 130 - 140.

Статья поступила в редакцию 25.06.19

УДК 378

Krylova N.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, State University of management (Moscow, Russia), E-mail: krylova.tasha@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Morozova A.V., senior teacher, State University of management (Moscow, Russia), E-mail: anna25807@mail.ru

Popovich O.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, S. Toraighyrov Pavlodar State University (Pavlodar, Kazakhstan), E-mail: olpopovich@mail.ru

THE USE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED COMPETENCIES OF STUDENTS. The article is devoted to topical issues of introduction and use of innovative techniques and methods in the process of teaching students, due to the orientation of education not only to gain knowledge, but also to form professional competencies. The authors are considering a possibility of using one of interactive methods - the case study method - in teaching a discipline "Logical Analysis of Language" that implements an integrated curriculum. The case study method is used in the implementation of an applied research field - the carrying out philological expertise of controversial texts in order to provide philologists with an understanding of the problems of the linguistic expertise field as one of the applied directions of modern interdisciplinary research.

Key words: interactive teaching methods, case study method, linguistic expertise of text.

Н.Ф. Крылова, канд. филол. наук, доц., Государственный университет управления, г. Москва, E-mail: krylova.tasha@mail.ru

А.В. Морозова, ст. преп., Государственный университет управления, г. Москва, E-mail: anna25807@mail.ru

О.А. Попович, канд. филол. наук, доц., Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, г. Павлодар, E-mail: olpopovich@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена актуальным проблемам внедрения и использования инновационных приёмов и методов в процессе обучения студентов, что обусловлено ориентацией образования не только на получение знаний, но и на формирование профессиональных компетенций. Авторы рассматривают возможность использования одного из интерактивных методов - метода case study - в преподавании дисциплины «Логический анализ языка», реализующей интегрированную учебную программу. Метод кейсов применяется при реализации прикладного направления исследования - составлении филологической экспертизы спорных текстов с целью формирования у филологов представления о проблематике научной области лингвистической экспертизы как одного из прикладных направлений современных междисциплинарных исследований.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, метод case study, лингвистическая экспертиза текста.

В современном информационном обществе, когда происходит становление новой образовательной парадигмы, необходимость использования инновационных технологий в образовательном процессе не вызывает сомнений.

Применение инновационных технологий в системе образования способствует решению очень важных педагогических задач: гуманизации учебно-воспитательного процесса, развитию личности обучаемого, реализации социального заказа, обусловленного потребностями современного общества и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.