Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА БАЗЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА БАЗЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ / НЕЛИНЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попович Алексей Эмильевич

Цель статьи заключается в выявлении трансформации образовательных процессов в высших учебных заведениях и освещении практики использования технологий обучения в рамках личностно-ориентированного подхода. Автором изучен комплекс образовательных технологий, которые наиболее эффективно используются в высшей школе, определена их значимость. Для обоснования выводов проведено исследование на основе опроса преподавателей и студентов 2 курса бакалавриата факультета цифровых технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского. В результате было отмечено отсутствие единых стандартов, зафиксированных в нормативных документах, и подходов к инновационным формам обучения. Нет базы научных концепций, наблюдается отношение к ним как к вспомогательным к традиционной системе образования. Для проведения опроса студентов была разработана анкета, содержавшая вопросы, отражающие особенности внедрения и использования в образовательном процессе традиционных с элементами инноваций и инновационных технологий. Анализ анкет показал, что обучающиеся выделяют эффективность практических занятий инновационного типа, указывают на развивающий и познавательный эффект личного участия в проектной деятельности, в моделировании профессиональных ситуаций, в имитационных играх, в балльно-рейтинговой системе самооценки знаний. Подводя итог исследования, автор делает вывод, что современное российского образование и педагогические кадры открыты к новым и инновационным образовательным технологиям, но барьер недоверия к новому еще не преодолен, и требуется еще больше времени и усилий на популяризацию новых методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попович Алексей Эмильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE BASIS OF A LEARNER-CENTERED APPROACH

The purpose of the article is to identify the transformation of educational processes in higher educational institutions, and to highlight the practice of using learning technologies within the framework of a learner-centered approach. The author has studied a set of educational technologies that are most effectively used in higher education, and determined their significance. To substantiate the conclusions, a study was conducted based on a survey of teachers and 2nd year undergraduate students of the Faculty of Digital Technologies of K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management. As a result, it was noted that there are no unified standards fixed in regulatory documents and approaches to innovative forms of education, there is no base of scientific concepts, there is a tendency to view them as auxiliary to the traditional education system. For the student survey a questionnaire was developed that contained questions reflecting the features of the introduction and use of traditional technologies with elements of innovation and innovative technologies in the educational process. The analysis of the questionnaires showed that students highlight the effectiveness of practical training of an innovative type, point to the developing and cognitive effect of personal participation in project activities, in modeling professional situations, in simulation games, in a point-rating system of self-assessment of knowledge. Summing up the study, the author concludes that modern Russian education and teaching staff are open to new and innovative educational technologies, but the barrier of distrust to the new has not yet been overcome, and even more time and effort is required to popularize new methods.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НА БАЗЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА»

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-105-117

А.Э. Попович

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), 109004 г. Москва, Российская Федерация

Цель статьи заключается в выявлении трансформации образовательных процессов в высших учебных заведениях и освещении практики использования технологий обучения в рамках личностно-ориентированного подхода. Автором изучен комплекс образовательных технологий, которые наиболее эффективно используются в высшей школе, определена их значимость. Для обоснования выводов проведено исследование на основе опроса преподавателей и студентов 2 курса бакалавриата факультета цифровых технологий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского. В результате было отмечено отсутствие единых стандартов, зафиксированных в нормативных документах, и подходов к инновационным формам обучения. Нет базы научных концепций, наблюдается отношение к ним как к вспомогательным к традиционной системе образования. Для проведения опроса студентов была разработана анкета, содержавшая вопросы, отражающие особенности внедрения и использования в образовательном процессе традиционных с элементами инноваций и инновационных технологий. Анализ анкет показал, что обучающиеся выделяют эффективность практических занятий инновационного

о

типа, указывают на развивающий и познавательный эффект личного уча- ^ о стия в проектной деятельности, в моделировании профессиональных ситу- 1: ¡а аций, в имитационных играх, в балльно-рейтинговой системе самооценки <Б -т § знаний. Подводя итог исследования, автор делает вывод, что современ- х ¡5 | ное российского образование и педагогические кадры открыты к новым 5 ш й

Трансформация образовательных технологий в высших учебных заведениях на базе личностно-ориентированного подхода

© Попович А.Э., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

и инновационным образовательным технологиям, но барьер недоверия к новому еще не преодолен, и требуется еще больше времени и усилий на популяризацию новых методик.

Ключевые слова: образовательные технологии в вузе, личностно-ориенти-рованный подход, информационные условия, индивидуальные траектории обучения, нелинейное обучение

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Попович А.Э. Трансформация образовательных технологий в высших учебных заведениях на базе личностно-ориенти-рованного подхода // Педагогика и психология образования. 2022. № 2. С. 105-117. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-2-105-117

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-105-117 A.E. Popovich

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management

(First Cossach University),

Moscow, 109004, Russian Federation

Transformation of educational technologies

in higher educational institutions

on the basis of a learner-centered approach

The purpose of the article is to identify the transformation of educational processes in higher educational institutions, and to highlight the practice of using learning technologies within the framework of a learner-centered approach. The author has studied a set of educational technologies that are most effectively used in higher education, and determined their significance. To substantiate the conclusions, a study was conducted based on a survey of teachers and 2nd year undergraduate students of the Faculty of Digital Technologies of K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management. As a result, it was noted that there are no unified standards fixed in regulatory documents and approaches to innovative forms of education, there is no base of scientific concepts, there is a tendency to view them as auxiliary to the traditional education

о

CD

о

X X

ct .0

О

1— CD к

Ol X X

z о X

X X и CD m

CK X CP и OI о СП CD

о о

Ш о_ю

F с о

system. For the student survey a questionnaire was developed that contained questions reflecting the features of the introduction and use of traditional technologies with elements of innovation and innovative technologies in the educational process. The analysis of the questionnaires showed that students highlight the effectiveness of practical training of an innovative type, point to the developing and cognitive effect of personal participation in project activities, in modeling professional situations, in simulation games, in a point-rating system of self-assessment of knowledge. Summing up the study, the author concludes that modern Russian education and teaching staff are open to new and innovative educational technologies, but the barrier of distrust to the new has not yet been overcome, and even more time and effort is required to popularize new methods.

Key words: educational technologies as university, learner-centered approach, information conditions, individual learning paths, non-linear learning

CITATION: Popovich A.E. Transformation of educational technologies in higher educational institutions on the basis of a learner-centered approach. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 2. Pp. 105-117. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-105-117

В современном образовательном процессе в последние десятилетия наблюдаются кризисные явления, которые выступают следствием его отставания от динамики развития науки, производства и общества. Безусловно, классические модели и подходы в системе образования уже не дают ожидаемых результатов. И хотя тенденции внутреннего сопротивления инновационным явлениям в собственной области преодолены, требуется еще достаточно усилий для внедрения новых приемов и способов обучения, основанных на реальной связи теории и практики, разрешения противоречий между процессом овладения студентами предметными областями и реальным содержанием профессиональной деятельности; индивидуальной формой освоения студентами профессиональных знаний и умений и коллективным характером будущей профессиональной деятельности; позицией студента, находящегося в зави- 0 симости в предметном и социальном смысле от педагога, и требования | о перехода от потребления знаний к формированию умения учиться. о |

Данные противоречия нацеливают на выявление условий, обеспечи- -т о Ц вающих трансформацию образовательных процессов в высших учебных х у 2

заведениях, на анализ практики использования технологий обучения ¡5-е-й

о ° ^

в рамках личностно-ориентированного подхода с целью оптимизации ^ [ро усвоения студентами теоретического материала и применения его для

решения практических задач. В соответствии с целью основными задачами нашей статьи являются: анализ базовых технологий профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений, обзор образовательных технологий, которые наиболее эффективно используются в высшей школе.

Как утверждает В.А. Сластенин, понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX в. как стиль современного научно-практического мышления; оно совершенствует человеческую деятельность и гарантирует ее результативность в соответствии с поставленными целями [11].

В современных условиях следует опираться на практическое использование педагогических технологий в рамках личностно ориентированного обучения во всех звеньях образовательной системы.

Педагогические технологии характеризуются четким предметным полем, спецификой предметной области, набором профессиональных действий в процессе обучения, воспитания и развития личности с учетом ее индивидуальных особенностей. Они соответствуют следующим сформулированным нами критериям: наличие четко выбранной и диа-гностично выстроенной цели и сформулированных путей ее реализации на основе выбранных средств, операций и способов диагностики достижения этой цели; определение задач и этапов освоения профессиональных компетенций; установление субъект-субъектного взаимодействия; информационное обеспечение с использованием новейших средств и способов получения и переработки информации; внедрение моделирующих имитационных программ, способствующих погружению студентов в контекст будущей профессии.

К числу базовых технологий профессиональной подготовки студентов относится технология контекстного обучения (А.А. Вербицкий), выстроенная на трех типах моделей профессиональной деятельности [2]: - семиотическая, т.е. знаковое моделирование учебного материала (лекция, книга, фильм, лабораторное задание, пакет программ, тренажеры и т.д.), представляет собой знаковую структуру, организованную в соответствии с технологией обучения и поставляемую обучающимся порциями, дозами, доступными для понимания и применения, при этом учащиеся мотивированы на поиск и извлечение полезной информации, понимание смысла, который воплощается в словах, фор-

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ^

^ g ^ мулах, схемах, картах и т.п.;

CK

у 2 - имитационная, строится с учетом будущей профессиональной дея-^-е- ¡^ тельности, включает сценарий процесса освоения студентами профес-8 о.ю' сиональных ролей, моделирует важные профессиональные затруд-

m и-ш

г- С О 108

нения и поиск путей их решения и содержит диагностическую

процедуру определения сформированности у студентов готовности к вступлению в профессиональную сферу [6]; - социальная, ориентирована на сокращение разрыва между используемым в образовательном процессе овладения студентами предметными областями и реальным содержанием профессиональной деятельности путем смещения акцента на механизмы/поведение, которые строят социальную реальность; ориентирована на творческую поисковую деятельность, способность самостоятельно работать и отбирать требуемые для будущей профессии знания; на социально-ценностное отношение в социуме.

Таким образом происходит взаимосвязь традиционных и новых составляющих системы, а также предметного и социального содержания усваиваемой студентами профессиональной деятельности. При этом в основу организации учебного процесса заложены принципы признания индивидуальности и самоценного каждого человека.

На этом фоне А.В. Мудрик выделяет особую эффективность использования коммуникативных ситуаций (фронтальные, коллективные, групповые и диадические), т.е. создание в учебном процессе вуза особых форм общения его участников, включающих целеполагание, планирование, распределение функций, осуществление выработанных планов, подведение итогов, анализ процесса познавательной деятельности [10].

Коммуникативные ситуации в учебном процессе в рамках личностно ориентированного подхода предполагают усиление внимания к самостоятельной работе студентов; разработку заданий, предназначенных для индивидуального выполнения; разработку индивидуальной образовательной программы на обозримый период времени.

М.А. Викулина обращает внимание на использование педагогических ситуаций, которые, по ее мнению, «запускают механизмы» личностного развития и через многообразие и проблемность своего содержания активизируют различные виды деятельности, обеспечивают профессионально-личностную направленность развития индивидуальности, самостоятельности, образованности, неординарности и инициативы личности с новым типом мышления [3].

Технология так называемого «смешанного обучения» просто неза- 0 менима в условиях дефицита аудиторного времени. Ее преимущество | о заключается в объединении традиционных и инновационных методик, обеспечивающих их оптимальное взаимодействие; в выполнении сту- ^ § | дентом части работы самостоятельно, используя различные электрон- ^ у 2 ные ресурсы, необходимые для решения конкретной учебной задачи. ^-е^ Иными словами, тот материал, который представлен в сети Интер- ^ ало нет или на обучающей платформе, студент осваивает самостоятельно.

Это могут быть интерактивные упражнения, задания по поиску и обработке информации, общение с учебными целями с использованием специальных сервисов. Такая модель обучения предполагает реализацию учебного контента в электронной форме в объеме от 30 до 70%.

Технологии открытых систем интенсивного обучения делают ставку на разработку индивидуальных планов программы формирования и актуализации личности. Они проектируются на основе соблюдения ряда условий: создание информационно-образовательной среды в организации; принятие и учет личностных психофизиологических особенностей студентов; становление нелинейной информационной среды.

Целью создания наиболее благоприятных информационных условий в образовательной организации является обеспечение развития пространства для коммуникации и адаптации студентов; гарантирование доступа к информации и развитие умений с ней работать; формирование у личности чувства успешности и интеллектуальной состоятельности; достижение результативности процесса обучения.

Проектирование индивидуальных траекторий учебной деятельности студентов обеспечивает возможность учитывать их познавательные запросы и возможности, побуждает действовать активно и самостоятельно.

Нелинейное обучение предполагает самостоятельный творческий поиск студентами знаний посредством выполнения комплекса заданий, способствующих получению информации. Основой для реализации нелинейного обучения могут стать авторские разработки преподавателей, нацеленные на оптимальный отбор активных методов обучения и обеспечивающие благоприятные условия для достижения целей обучения.

Все более пристальное внимание обращается на квалификационные характеристики, методы обучения, результаты обучения, уровень трансформации настроя и навыков участников обучения и т.д. Педагогов объединяет стремление сделать студента центром в ходе обучающего процесса, предоставить ему возможность активной познавательной деятельности через творчество и самостоятельную работу.

Традиционное обучение строго регламентировано, что оставляет мало шансов для педагогического и межличностного общения, взаимодействия, творческой инициативной деятельности студентов. Во главе любого обучения находятся наиболее эффективные формы обучения.

го ~ ^ о

X I ^ л

° 5 ^ ? ^

ф I X 2 § 1

у 2 В наши дни их набор максимально расширен за счет дистанционного,

CK

модульного и активного (или обучение действием) обучения, проект-8 ных технологий, деловых и имитационных игр, case-study, тренинго-

m

г- С О 110

вых занятий и т.д. В условиях реализации ФГОС ВО некоторые из них

можно считать одним из видов контрольно-оценочных средств, позволяющих оценивать сформированность как профессиональных, так и общих компетенций будущих специалистов в различных сферах деятельности (деловая игра, портфолио и др.).

Дистанционное обучение включает в себя одну или несколько образовательных платформ (в России широко применяется австралийская платформа Moodle и многочисленные отечественные разработки), на которых студенты могут получать необходимые знания в удобном для себя ритме и в удобное время. Она включает задания, опрос, чат, тест, файлы для индивидуальной работы студента [1].

Модульный подход заключен в образовательный комплекс учебных блоков, которые в образовательном процессе собираются в единое целое и позволяют развивать одну или несколько компетенций за счет дифференциации содержания и организации учебной деятельности в разных формах, в том числе индивидуальной.

Активное обучение или обучение действием в своем арсенале имеет проблемные лекции, лекции-дискуссии, занятия с решением ситуационных задач и т.д. Оно использует анализ ситуации и постановку целей, разработку путей по их достижению. Студенты решают реальные профессиональные задачи.

Проектная деятельность уникальна тем, что студенты могут объединяться для выполнения проектного задания в коллектив или выполнять задание индивидуально с целью получения положительного результата в условиях определенного времени, развития самостоятельного мышления, приобщения к исследовательскому процессу и др. [7].

Деловая игра как активная форма организации познавательной деятельности студентов направлена на изменение их поведенческих установок и выработку нового решения, возможно, по уже известной задаче. Обучение на основе кейсов (case-study) позволяет оперативно решить проблему отдельно взятой профессиональной задачи.

Любой тренинг - это активный вид обучения, и у любого тренин-гового занятия должна быть цель, которая ориентирована на обеспечение результатов в освоении профессиональной компетентности. Именно поэтому для трансформации знаний и умений студентов 0 в мотивирование их обучение строится на использовании получен- | о ных знаний и навыков на практике. Тренинг, используемый в обучении, преследует достижение двух ключевых целей формирования S^ g | профессиональной компетентности: изменение внутренних устано- s у m вок (убеждений) личности (мотивационный компонент) и форми- ¡^-е-й рование или развитие у него конкретных навыков (деятельностный ^ ало компонент).

Трансформация традиционных технологий представлена в образовательном процессе лекциями с использованием тренинговых технологий, диалогическими лекциями с применением коучинга, практическими занятиями с применением командного коучинга. Коучинг-технологии созвучны не только положениям Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» [4], но и переменам, происходящим в системе отечественного образования. Они обучают личность ставить цели в соответствии со своими потребностями, выделять личностно-значимые качества, необходимые для профессиональной деятельности, и учиться самостоятельно контролировать свои действия.

Особенностями построения образовательных технологий и их трансформации в высшей школе на современном этапе являются:

1) включение преподавателей в структуру педагогических технологий, т.е. придание им авторского, личностно ориентированного характера, что позволяет не только использовать готовые учебные материалы, но и творчески пересматривать их, облекать в иные формы для презентации, применять современные технологии и разрабатывать свои собственные, а также создавать условия для «погружения» студента в ситуации взаимодействия, в которых его личностные свойства развиваются и реализуются в профессиональной деятельности;

2) разработка параметров измерения результативности овладения профессиональным опытом студентов в условиях проектной деятельности, моделирования профессиональных ситуаций, имитационных игр и т.д., которые определяют:

- степень владения понятиями, способами деятельности; характеристики интеллектуального развития, уровней умения проецировать полученные в процессе обучения знания на новые ситуации и проблемы и т.п.; результаты наблюдения за реализацией образовательных программ формированием компетенций, а также отслеживание хода этого процесса по четко определенным показателям, выявляемым у студентов;

- анализ условий для осознанного применения каждым студентом на практике приобретенных знаний, навыков и умений для понимания, где, каким образом и для каких целей приобретаемые знания могут быть применены;

- выявление новообразований и профессионального опыта, спроектированных в условиях учебного процесса (активность, осознанность,

го ^ ^ о

X X ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z о X

у 2 рефлексия, коммуникативность и т.д.);

ск

^-е- ¡^ - фиксация параметров достижения цели [9]. о.ю' Таким образом, результативность овладения профессиональным опытом студентов во многом определяется наличием активных методов

ее контроля, среди которых мы выделяем мониторинг и балльно-рей-тинговые методики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мониторинг в отличие от традиционного контроля систематично оценивает качество подготовки обучающихся, выявляет динамику усвоения ими учебного материала, прогнозирует тенденции развития образования, а также направляет обучаемого к знанию и его применению [11].

Традиционно мониторинг проводится в форме контрольных работ, экзаменов и т.д., что является недостаточно эффективным, т.к.:

1) он носит нерегулярный характер и поэтому не отражает динамику изменений;

2) контролю подвергаются итоги обучения, а сам процесс обучения остается без внимания;

3) использование субъективных отметок не дает возможность установить, какие элементы содержания и в какой степени не усвоены;

4) на практике не применяются диагностические методики, позволяющие выявить причины ошибок учащихся и недочеты работы учителя.

Из чего следует, что для проведения мониторинга наиболее подходящими являются общие методы психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос), специфические методы (анализ продуктов деятельности, игровые методы, аналитико-оценочные методы и др.), а для обработки его результатов используют математико-статистические методы [12].

Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов является средством стандартизированного оценивания. Она позволяет наблюдать и диагностировать результаты учебно-познавательной деятельности студентов в течение всего образовательного процесса. Ее параметры: выполнение промежуточных контрольных работ, самостоятельных работ, обязательных текущих заданий и результаты экзаменов/зачетов. Она позволяет в ходе анализа результатов учебных сессий более объективно выявлять проблемные области отдельных составляющих учебного процесса, определять трудоемкость различных форм контроля заданий для самостоятельной работы, объективность критериев оценивания отдельных видов работ, прогнозировать целевые показатели в области абсолютной и качественной успеваемости.

Для проведения исследовательского опроса преподавателей факуль- * о

§ л

° 5 ^ ? ^

Ш X X Е О I

х 5 15

« ш °

как правило, подготовленного плана и проводилось по схеме «вопрос- ^-е- £ ответ» в устной форме. Интервью включало вопросы о готовно- ^ ¡—о'

тета цифровых технологий Московского государственного университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского нами использовался сбор информации в виде интервью, которое не предполагает,

сти к освоению новшеств, об интересе преподавателя к включению

CK

Ol

инновационных технологии в повседневную педагогическую деятельность, о знании или не знании современных образовательных технологий, о профессиональной позиции в отношении информационных технологии и их применения в образовательном процессе и т.д. Использовались также вопросы из анкет на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности (https://pandia.ru/ text/78/358/1501.php). В опросе участвовали 24 преподавателя. Более 3/4 респондентов подтвердили, что они активно используют разнообразные технологии. Однако некоторые уточнили, что степень их использования значительно варьируется и классическое обучение остается доминирующим; совершенствование балльно-рейтинговой системы в вузе остается первоочередным, что требует внедрения общеуниверситетской электронной системы мониторинга и контроля компетенций студентов. Среди возможных технологий, которые будут иметь наибольшее значение в ближайшие годы, они назвали мобильные технологии обучения, виртуальные классы, социальные медиа и вебинары; отмечено отсутствие единых стандартов, зафиксированных в нормативных документах, и подходов к инновационным формам обучения, нет базы научных концепций; наблюдается отношение к ним как к вспомогательным к традиционной системе образования.

Для проведения исследовательского опроса у студентов бакалавриата была разработана анкета, содержавшая вопросы, отражающие особенности внедрения и использования в образовательном процессе традиционных с элементами инноваций и инновационных технологий на этом же факультете. Анкетирование проводилось анонимно, чтобы не было побочного влияния на достоверность ответов. В анкету были включены 20 вопросов закрытого типа с набором вариантов ответа. Например, «Какие виды преподавания Вы считаете наиболее эффективными?», «Какие методы обучения использовались на ваших занятиях?», «Как Вы относитесь к рейтинговой системе в вузе?», «Какие бы формы работы Вам были бы интересны?» После качественно-количественно оценки данных результаты свидетельствовали, что большинство респондентов из числа студентов II курса очной и очно-заочной форм обучения (около 90%) отличают интерактивные методы от традиционных форм обучения, выделяют эффективность практических занятий

го ~ ^ о

X X

инновационного типа, указывают на развивающий и познавательный

^ ? к

Ш X X 2 § 1

у 2 профессиональных ситуаций, в имитационных играх, в балльно-рейтин-

эффект личного участия в проектной деятельности, в моделировании

¡^ говой системе самооценки знаний и т.д. о.ю' Подводя итоги нашего исследования, мы определили ключевые принципы трансформации образовательных технологий на платформе

личностно-ориентированного подхода: синергия всех форм образовательного процесса; диверсификация инновационных образовательных технологий; повышение мотивации и деятельной активности студентов на получение новых знаний; расширение практической значимости содержания программы обучения; рефлексия, внутреннее переосмысление профессиональных задач, самоанализ.

По результатам анализа базовых технологий профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений и исследования образовательной практики использования технологий обучения в рамках лич-ностно-ориентированного подхода нами сделан вывод, что современное российского образование и педагогические кадры открыты к новым и инновационным образовательным технологиям, но пока еще не преодолен барьер недоверия к новому и требуется еще больше времени и усилий на популяризацию новых методик.

Библиографический список / References

1. Вакс В.Б. Трансформация применения образовательных технологий при внедрении элементов дистанционного обучения в вузе // Концепт. 2021. № 6. URL: http://e-koncept.ru/2021/211044.htm (дата обращения: 20.07.2021) [Vaks V.B. Transformation of the application of educational technologies in the introduction of elements of distance learning in higher education. Koncept. 2021. No. 6. URL: http://e-koncept.ru/2021/211044.htm (In Rus.)]

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М., 2010. [Verbitskiy A.A., Larionova O.G. Lichnostnyy i kompetentnostnyy podkhody v obrazovanii. Problemy integratsii [Personal and competence-based approaches in education. Integration problems]. Moscow, 2010.]

3. Викулина М.А. Проектирование и реализации личностно-ориентиро-ванного процесса подготовки педагогов в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2001. [Vikulina M.A. Proektirovanie i realizatsii lichnostno-orientirovannogo protsessa podgotovki pedagogov v vuze [Design and implementation of a student-centered process of training teachers as a university]. PhD Diss. Nizhny Novgorod, 2001.]

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2006. [Vygotskiy L.S. Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow, 2006.]

5. Бояринова В.Г. Новые образовательные технологии в системе высшей школы // Universum: психология и образование. 2020. № 9 (75). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/10656 (дата обращения: 27.07.2021). [Boyarinova V.G. New educational technologies in the system of higher education. Universum: Psychology and Education. 2020. No. 9 (75).

ro ^

о

x x

Ct £

° 5

t: ? ^

ш х х

Z о i

х S s

5 ¡¿ °

URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/10656 (In Rus.)] ^

6. Калинин Н.В., Белолипецкая А.В., Денисов В.Н. Имитационное моде- ^ jpg

лирование в учебном процессе как инструмент профессиональной

мотивации // Концепт. 2018. № 7. URL: http://e-koncept.ru/2018/181042. htm (дата обращения: 27.07.2021). [Kalinin N.V., Belolipetskaya A.V., Denisov V.N. Simulation modeling in the educational process as a tool for professional motivation. Koncept. 2018. No. 7. URL: http://e-koncept. ru/2018/181042.htm (In Rus.)]

7. Куликова Е.В., Тодорова Т.Н. К вопросу о трансформации педагогических технологий в процессе обучения личности в условиях цифрового образовательного пространства // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 1. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1794 (дата обращения: 27.07.2021). [Kulikova E.V., Todorova T.N. To the question of the transformation of pedagogical technologies in the process of teaching a person in a digital educational space. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019. No. 1. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1794 (In Rus.)]

8. Нигматов З.Г. Современные средства оценивания образовательных результатов // Ученые записки Казанского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 6. С. 220-227. [Nigmatov Z.G. Modern means of assessing educational results. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya: Gumanitarnye Nauki. 2013. No. 6. C. 220-227. (In Rus.)]

9. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции (9-25 марта 2020 г.) / Отв. ред. Т.Б. Павлова. СПб., 2020. [Novye obrazovatelnye strategii v sovremennom informatsionnom prostranstve Sb. nauchnykh statey po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (9-25 marta 2020 g.). [New educational strategies in the modern information space. Collection of scientific articles based on the materials of the international scientific and practical conference (March 9-25, 2020)]. T.B. Pavlova (ed.). St. Petersburg, 2020.]

10. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2004. [Mudrik A.V. Sotsializatsiya cheloveka [Human socialization]. Moscow, 2004.]

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. [Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika [Pedagogy]. V.A. Slastenin (ed.). Moscow, 2002.]

12. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2008. [Chernyavskaya A.P., Grechin B.S. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezultatov obucheniya [Modern means of assessing learning outcomes]. Yaroslavl, 2008.]

Статья поступила в редакцию 21.12.2021, принята к публикации 04.02.2022 The article was received on 21.12.2021, accepted for publication 04.02.2022

Сведения об авторе / About the author

Попович Алексей Эмильевич - доктор педагогических наук, профессор; декан факультета цифровых технологий, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Alexey E. Popovich - Dr. Pedagogy Hab.; Dean at the Faculty of Digital Technologies, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University)

E-mail: popovichae@mgutm.ru

о

CD i—

о

X X

О

1— CD к

OI X X

z о X

X X и CD m

CK X c^ и OI о СП CD

о о

Ш о_ю

F с о

Fee

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.