Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1215
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА / ИНДУСТРИЯ 4.0 / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчак Константин Игоревич, Красильников Владимир Вячеславович, Тоискин Владимир Сергеевич

Современное общество находится на пороге четвертой промышленной эволюции промышленно-технологической перестройки, двигателем которой являются достижения человечества в области информационных технологий. Происходящая адаптация сфер жизнедеятельности человека под принципиально новые технологические условия позволяет говорить о необходимости трансформации образования как системы, обеспечивающей формирование человеческого капитала. Отсутствие единой позиции по вопросу принципов развития образования в соответствии с современными вызовами является крайне актуальной проблемой современной педагогики. Цель данного исследования - установить принципы и сущность цифровой трансформации образования на основе современных научных подходов и теорий. Научная новизна заключается в формировании нового взгляда на процесс цифровой трансформации образовательной системы как качественного преобразования ключевого социального института посредством взаимной адаптации технологий и педагогического инструментария. В ходе исследования рассмотрен потенциал синергетического подхода как основополагающего принципа новой образовательной системы. Результатом исследования является определение цифровой трансформации образования как целенаправленного, управляемого процесса качественного преобразования образовательной системы через обоюдную адаптацию информационных технологий, дидактики и методики обучения с целью повышения эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO THE CONCEPT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Modern society is on the threshold of the fourth industrial revolution - industrial and technological restructuring, the engine of which is the achievements of the mankind in the field of information technologies. The ongoing adaptation of the spheres of human activity to fundamentally new technological conditions allows us to speak about the need for transformation of education as a system that ensures the formation of human capital. The lack of a unified position on the principles of the development of education in accordance with modern challenges is an extremely urgent problem of modern pedagogy. The purpose of this study is to establish the principles and essence of the digital transformation of education on the basis of modern scientific approaches and theories. The scientific novelty lies in the formation of a new view on the process of digital transformation of the educational system as a revolutionary transformation of a key social institution through the mutual adaptation of technologies and pedagogical tools. In the course of the study, the potential of the synergetic approach as a fundamental principle of the new educational system is considered. The result of the study is the identification of the digital transformation of education as a purposeful, controlled process of qualitative transformation of the educational system through the mutual adaptation of information technologies, didactics and teaching methods in order to increase the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-171-183

ББК 74

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

MODERN APPROACHES TO THE CONCEPT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Корчак Константин Игоревич

Студент, Ставропольский государственный педагогический институт E-mail: scrillas@yandex.ru

Korchak Konstantin I.

Student, Stavropol State Pedagogical Institute

E-mail: scrillas@yandex.ru

Красильников Владимир Вячеславович

Доцент кафедры математики, информатики и цифровых образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, кандидат технических наук, доцент

E-mail: voleandr@mail.ru

Krasilnikov Vladimir V.

Assistant Professor at the Department of Mathematics, Computer Science and Digital Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, PhD in Technical Sciences, Associate Professor E-mail: voleandr@mail.ru

Тоискин Владимир Сергеевич

Заведующий кафедрой математики, информатики и цифровых образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, кандидат технических наук, профессор E-mail: toiskin@mail.ru

Toiskin Vladimir S.

Head of the Department of Mathematics, Computer Science and Digital Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute, PhD in Technical Sciences, Professor

E-mail: toiskin@mail.ru

Аннотация. Современное общество находится на пороге четвертой промышленной эволюции промышленно-технологической перестройки, двигателем которой являются достижения

Abstract. Modern society is on the threshold of the fourth industrial revolution - industrial and technological restructuring, the engine of which is

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Корчак К. И., Красильников В. В., Тоискин В. С., 2022

человечества в области информационных технологий. Происходящая адаптация сфер жизнедеятельности человека под принципиально новые технологические условия позволяет говорить о необходимости трансформации образования как системы, обеспечивающей формирование человеческого капитала. Отсутствие единой позиции по вопросу принципов развития образования в соответствии с современными вызовами является крайне актуальной проблемой современной педагогики. Цель данного исследования - установить принципы и сущность цифровой трансформации образования на основе современных научных подходов и теорий. Научная новизна заключается в формировании нового взгляда на процесс цифровой трансформации образовательной системы как качественного преобразования ключевого социального института посредством взаимной адаптации технологий и педагогического инструментария. В ходе исследования рассмотрен потенциал синергетического подхода как основополагающего принципа новой образовательной системы. Результатом исследования является определение цифровой трансформации образования как целенаправленного, управляемого процесса качественного преобразования образовательной системы через обоюдную адаптацию информационных технологий, дидактики и методики обучения с целью повышения эффективности данного процесса.

Ключевые слова: трансформация образования, цифровая трансформация, цифровая трансформация образования, четвертая промышленная революция, образовательная система, компетенции XXI века, индустрия 4.0, синергетический подход.

the achievements of the mankind in the field of information technologies. The ongoing adaptation of the spheres of human activity to fundamentally new technological conditions allows us to speak about the need for transformation of education as a system that ensures the formation of human capital. The lack of a unified position on the principles of the development of education in accordance with modern challenges is an extremely urgent problem of modern pedagogy. The purpose of this study is to establish the principles and essence of the digital transformation of education on the basis of modern scientific approaches and theories. The scientific novelty lies in the formation of a new view on the process of digital transformation of the educational system as a revolutionary transformation of a key social institution through the mutual adaptation of technologies and pedagogical tools. In the course of the study, the potential of the synergetic approach as a fundamental principle of the new educational system is considered. The result of the study is the identification of the digital transformation of education as a purposeful, controlled process of qualitative transformation of the educational system through the mutual adaptation of information technologies, didactics and teaching methods in order to increase the effectiveness of this process.

Keywords: transformation of education, digital transformation, digital transformation of education, the fourth industrial revolution, educational system, competencies of the XXIst century, industry 4.0, synergetic approach.

Для цитирования: Корчак К. И., Красильников В. В., Тоискин В. С. Современные подходы к понятию цифровой трансформации образования // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 171-183. DOI: 10.31862/2218-8711-20221-171-183.

Cite as: Korchak K. I., Krasilnikov V. V., Toiskin V. S. Modern approaches to the concept of digital transformation of education. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 171-183. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-171-183.

Введение

Проводя анализ актуальных тенденций развития экономики и образования как производителя человеческого капитала, можно заключить, что современное общество находится на стадии промышленно-технологической перестройки, двигателем которой являются достижения человечества в области информационных технологий. Так как потребность в трансформации любой системы всегда первоначально возникает вследствие кризисной ситуации, благодаря которой и становится возможной переоценка существующего состояния системы, очевидно, что в сложившейся ситуации образовательной системе необходимо качественно и, возможно, структурно трансформироваться в целях достижения современных образовательных результатов. При этом очевидно, что, рассматривая образование как структуру динамическую, самоор -ганизующуюся, невозможно избежать влияния сторонних факторов, не учитываемых при изначальном стратегическом планировании. Таким образом, обуславливается необходимость постоянной актуализации траекторий развития образовательной системы в условиях современного крайне динамичного мира, внесения поправок в понятие «современного образования» и его перспектив. Также важность образовательной системы как основополагающего социального института позволяет дополнительно обосновать тезис о том, что процесс трансформации как системного преобразования должен происходить согласно заранее разработанной, но своевременно актуализированной детерминированной системе мер, направленных на достижение запланированного результата.

Таким образом, целью данной работы является определение принципов и сущности цифровой трансформации образования на основе современных научных подходов и теорий. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

• анализ современных научных подходов к вопросу цифровой трансформации образования;

• определение ключевых характеристик образования будущего вкупе с актуальными информационными технологиями и тенденциями развития;

• определение наиболее эффективного системного подхода к образованию на основе определенных характеристик.

На основе вышеуказанных задач избираются следующие характерные для обзорного типа научной статьи методы исследования: анализ актуальной научной литературы по проблеме исследования, на основе которого происходит синтез нового подхода

к понятию цифровой трансформации образования как качественного преобразования ключевого социального института в соответствии с вызовами современности.

Теоретической базой исследования послужили как фундаментальные, вводящие понятие «трансформации» образования научные труды, так и различные публикации современных исследователей в рецензируемых научных журналах.

Практическая значимость данного исследования заключается в расширении эволюционного потенциала процесса цифровой трансформации образования через формирование вариативности во взглядах на его сущность и принципы.

Основная часть

Современная стадия технического прогресса, сопровождаемая процессами цифро-визации [1] и информатизации [2], носящими массовый характер, позволяет говорить о глобальности изменений в социуме и, соответственно, всех сферах человеческой жизнедеятельности. Общество, уровень развития которого коррелирует с технологиями и орудиями труда, в настоящее время находится на этапе адаптации под принципиально новые технологические условия. Данный процесс соответствует определению промышленной революции как перестройке общества под влиянием инноваций в технологиях и технике. Согласно введенному основателем Всемирного экономического форума Клаусом Швабом термину, под четвертой промышленной революцией понимается переход на Индустрию 4.0, которая характеризуется автоматизированным цифровым производством, управляемым интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, выходящим за границы одного предприятия, с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть Вещей и услуг [3-5].

Сопровождающаяся скачком производительности промышленная революция несет за собой глобальное изменение жизненного уклада, появление новых знаний и технологий, специальностей и университетов, а также создание новой инфраструктуры [6]. Высокий темп обновления производства значительно увеличивает вес инновационных технологий и, соответственно, образования и науки как сфер, производящих данные технологии. Очевидно, что общество, построенное на новых информационных принципах и технологиях производства, нуждается в таком же новом образовании как системе воспитания и обучения личности в интересах государства и индивида [7]. Об этом свидетельствует, прежде всего, появление «новых образовательных компетенций XXI века» [8], очевидно, являющихся лишь результатом возникшей в обществе потребности в новых профессиях.

Для единства трактовки введем базовые понятия: образование рассматривается как процесс воспитания и обучения личности [7; 9; 10], а образовательная система, соответственно, как совокупность множества взаимосвязанных элементов, составляющих образование [11]. Исходя из того, что главной целью образования является формирование гармонично развитой, способной к профессиональной самореализации современной личности, становится очевидным, что образовательная система нуждается в трансформации для реализации данной цели в соответствии с вызовами времени.

Прежде всего, рассмотрим понятие трансформации обособленно от образования. Так, традиционно она понимается крайне широко, как изменение, преобразование, превращение [12; 13]. Одно из наиболее современных понятий звучит так: трансформация - это процесс радикального преобразования, переход от одного элемента оппозиции к другому, превращение аномалии в норму [14]. Стоит отметить, что трансформация как процесс перехода из одного состояния в другое обязательно целенаправленная и управляемая и, соответственно, осуществляется по заранее установленной стратегии. Основываясь на данном понятии, трансформацию любой динамической системы можно сравнить с синергетическим развитием как процессом формирования принципиально нового качественного порядка системы через спровоцированный хаос. Согласно трудам российского исследователя С. З. Гончарова, «эффективность разрушения и, соответственно, формирования нового порядка зависит не от силовой мощи воздействия, а от верно выбранных точек воздействия и от синхронности таких воздействий» [15].

Применительно к образовательной системе важно понимать ее специфику, определяющую необходимость избрания трансформационного, а не эволюционного пути развития. Так, являясь одним из ключевых социальных институтов на протяжении многих веков и успешно удовлетворяя потребность общества в человеческом капитале, система образования достаточно консервативна. Любое системное изменение абсолютно оправданно подвергается широким дискуссиям по причине огромной важности образования и, как уже было отмечено ранее, присущему ей консерватизму. При этом очевидно, что вызовы четвертой промышленной революции как перестройки в социуме и экономике требуют решительных действий по совершенствованию образования путем актуализации его принципов. Современные информационные технологии - несомненное благо в современном обществе, отказ от которого влечет необратимую стагнацию данной сферы. Консервативное образование не имеет необходимых возможностей для успешного достижения образовательных результатов XXI в., формирования компетенций четвертой промышленной революции, что, собственно, и определяет необходимость трансформации образовательной системы.

Понятие трансформации образования в настоящее время достаточно размыто, что обуславливается, прежде всего, тем, что четвертая промышленная революция находится на начальном этапе и сегодня достаточно трудно с уверенностью предсказать даже рамки данного процесса. При этом очевидно, что необходимо наиболее эффективно исходить из опережающей позиции, а следовательно, постоянно анализировать возникающие тенденции развития и формировать на их основе актуальные потенциальные стратегии. В данном ракурсе задача прогнозирования и формирования множества потенциальных путей развития образовательной системы первоочередная и обладает высочайшей важностью. Так, можно назвать процесс прогнозирования путей эволюции педагогической системы созданием «фазового портрета» трансформации образования - условно-схематической картины расположения возможных траекторий развития системы.

Так, доктор педагогических наук А. Ю. Уваров понимают трансформацию образования как «системное и синергичное обновление базовых составляющих образовательного процесса, включая результаты образовательной работы, содержание образования,

организацию образовательного процесса, оценивание его результатов» [16]. Он предлагает полную реформацию всех составляющих образования, результатом которой является переход к цифровой школе (цифровая школа - образовательная организация (школа), где образовательный процесс построен на основе ориентированной на результат (компетентностно-ориентированной) персонализированной организации образовательного процесса (ПООП) в образовательной среде, насыщенной цифровыми технологиями) [16]. Главная цель данного перехода - «обеспечить достижение каждым обучаемым требуемого уровня образовательной подготовки на каждой ступени» через развитие способности управлять собственным обучением [16]. «Самоуправляемость» учащегося отражает главный принцип синергетического воздействия: развитие сложной коэволюционной структуры стимулируется «преднамеренным резонансным возбуждением со стороны конструктивно мыслящего и действующего когнитивного агента» [17], что еще раз свидетельствует о важности рассмотрения синергетического подхода в аспекте цифровой трансформации образования.

Предложенный Уваровым подход потенциально оптимально реализует задачи циф-ровизации образования, однако возникает большой вопрос об успешности глобально введенного цифрового образования как системы подготовки человеческого капитала для ключевых социальных институтов. Переход на цифровую школу по модели Уварова стимулирует развитие информационной картины мира через развитие способностей к экспертизе и переносу, значительно повышает цифровую компетентность учащихся. Однако данный подход оптимален для глобального применения, скорее для периода, следующего уже после завершения четвертой промышленной революции, в обществе постиндустриализма. В настоящее время и ближайшее будущее (10-15 лет), очевидно, мир не преодолеет четвертую промышленную революцию по причине неполной реа-лизованности потенциала развития информационных технологий. Данный временной промежуток является начальным этапом транзитивного периода между индустриализмом и постиндустриализмом.

Главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы в развитых странах сегодня и в обозримом будущем является человеческий капитал [18]. Удельный вес человеческого капитала в таких высокоразвитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария, Швеция и др., составляют до 80% их национального богатства [19, с. 109]. Рассматривая образование как процесс, а не результат деятельности, А. Ю. Уваров придерживается позиции о том, что трансформация образования должна предусматривать отход от «прохождения материала», переход к формированию у каждого обучаемого требуемых актуальных компетенций [20]. При этом процесс формирования человеческого капитала через компетентностный подход в цифровой школе достаточно трудно представить для профессий ключевых социальных институтов - здравоохранения, образования и армии, то есть обеспечивать ключевые социальные институты профессиональными работниками и специалистами цифровая школа сегодня не способна.

Таким образом, нельзя отрицать перспективность цифровой школы - она крайне удобна и адаптивна, и при условии разработанности методик цифрового обучения вполне может успешно реализовывать задачу формирования компетенций XXI в., учитывая, что большинство профессий будут иметь онлайн-характер. Однако сегодня цифровая школа оптимальна лишь для уровней дополнительного образования и, возможно, образования профильной информационной направленности, однако переход на нее полностью вкупе с отказом от традиционного обучения в данный момент нецелесообразен.

Рассматривая подходы иностранных исследователей к пониманию цифровой трансформации образования, можно выделить труды Э. Гейбла, который под данным термином понимает следующее: «цифровая трансформация - это большая группа усовершенствований образовательного процесса, также именуемая EdTech, фактически продолжающих традицию применения технических средств обучения (ТСО)». В труде Гейбла также подчеркивается, что «наиболее явная трансформация школы происходит сегодня именно за счет цифровизации самых разных процессов: от рутинных бухгалтерских до учебно-проектных и учебно-исследовательских работ школьников в виртуальных и смешанных лабораторных средах» [21]. Основной упор в своей работе Гейбл делает на возникновении принципиально новых возможностей персонализированного, проблемно-ориентированного обучения. Благодаря современным технологиям становится возможным расширить вариативность содержания обучения, учитывать на программном уровне затраченные усилия, сильные и слабые стороны учащихся при составлении тестов, а также анализировать их работу. Таким образом, цифровая трансформация образования, по мнению Гейбла, должна в первую очередь максимально заинтересовать учащегося, максимально адаптировав содержание его образования под личные интересы через возможности современных информационных технологий, что полностью соответствует существующим тенденциям развития педагогики.

Согласно трудам современных российских исследователей в области педагогики, цифровая трансформация также может пониматься как «качественное изменение содержания и организации образовательного процесса с учетом меняющихся требований к ролевой функции педагога, а также формам, методам и технологиям обучения, которые бы отвечали запросам современных обучающихся, относящих себя к цифровому поколению Z» [22]. Так, по мнению Ю. Н. Гамбеевой и Е. А. Сорокиной, целью цифровой трансформации образования является применение возможностей цифровых технологий с максимальной эффективностью [22]. Интеграция в образовательный процесс облачных технологий, массовых онлайн-курсов, искусственного интеллекта и геймификации позволяет расширить педагогический потенциал обучения, цифровую грамотность учащихся. Такие дидактические изменения, как появление новых форм обучения, организационных форм, изменение структуры представления учебного материала позволяют значительно интенсифицировать процесс обучения и адаптировать его под личностно-ориентированную модель. По сравнению с «цифровой трансформацией образования» Уварова, данный подход более приближен к нынешней реальности.

Так, Гамбеева и Сорокина предлагают значительно расширить педагогический потенциал обучения через интеграцию информационных технологий в данный процесс.

При этом важным аспектом данного подхода является переход учащегося «в субъектную позицию в процессе определения целей и содержания образования» [22]. Объединение «самоуправляемых» учащихся, находящихся в центре образовательной системы с расширенными, информационными технологиями, педагогическими возможностями, имеет невероятно широкий педагогический потенциал. Цифровая трансформация образования, осуществленная по данному подходу, позволит значительно повысить эффективность обучения через совершенствование дидактики - увеличение организационных форм и форм деятельности, как следствие, через повышение заинтересованности учащихся. Качественное изменение системы через совершенствование ее отдельных инструментов - принцип, соответствующий, опять же, синергетическому подходу. Так, реформационные процессы должны начинаться с основных составляющих системы, которые своими действиями провоцируют ее развитие в определенном направлении.

О роли цифровой дидактики в процессе цифровой трансформации образования говорит и В. И. Блинов, говоря о том, что «цель цифровой трансформации - максимально полное использование потенциальных дидактических возможностей цифровых технологий» [23]. Понимая цифровую трансформацию образования как «глубинную встречную трансформацию образовательного процесса и его элементов, с одной стороны, и цифровых технологий и средств, используемых в образовательном процессе, с другой» [23], Блинов отмечает необходимость трансформации цифровых технологий, цель которой - «максимально полное их приспособление к эффективному решению поставленных задач». Так, можно сказать, что образовательная система рассматривается в качестве самоорганизующейся открытой структуры, где от каждого ее компонента зависит ее дальнейшее развитие.

Рассматривая педагогическую систему с точки зрения синергетики, В. М. Курейчик и В. И. Писаренко определяют ключевые синергетические явления, наблюдаемые в педагогических системах. Так, процесс самоорганизации понимается как наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок ее самодвижения [24]. При этом процесс качественных изменений происходит в зоне бифуркации как совокупности альтернативных развилок веера возможностей в выборе информационно-технологического обеспечения учебного процесса [24]. Так, сопоставляя все вышерассмотренные позиции, можно сделать вывод о том, что формирование вариативности, создание максимально возможного количества альтернативных развилок веера возможных направлений развития системы является принципиально важным фактором ее прогресса.

Перестроение, формирование нового порядка с точки зрения синергетики возможно исключительно через создание намеренного хаоса, по мнению С. З. Гончарова [15]. Анализируя современное состояние образовательной системы, можно сделать вывод о том, что информационные технологии, интегрируемые во все сферы человеческой жизни, являются раздражителями образовательной системы. Актуальная ситуация, характеризующаяся отсутствием единой позиции на направление развития образования в

едином с современными вызовами потоке, является точкой бифуркации с присущим ей хаосом. Очевидно, что от выбора подхода к понятию цифровой трансформации образования зависит стратегия и меры по ее практической реализации. Потенциально синер-гетический подход к образовательной системе («самоуправляемые» учащиеся-агенты, экосистемность образования, замещение роли педагога ролью наставника, широкое использование новаторских идей, открытость системы) наиболее полно отражает в себе современные приоритетные направления развития образования.

Заключение

Основываясь на вышесказанном, можно заключить о целесообразности применения синергетического подхода как основополагающего принципа новой образовательной системы. Целью цифровой трансформации образования предполагается качественное изменение образовательной системы через актуализацию ее результатов, что требует адаптации педагогических инструментов под современные реалии.

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно определить следующие принципы цифровой трансформации образования как ключевые:

• активная, широкая интеграция информационных технологий в образовательный процесс;

• адаптация образовательных методик под цифровой характер обучения, развитие цифровой дидактики;

• переход учащегося «в субъектную позицию в процессе определения целей и содержания образования» [22];

• управляемость процесса, наличие строго определенного ожидаемого результата и стратегии его достижения;

• системность изменений, проявляющаяся в изменении всей образовательной системы под влиянием цифровизации.

Согласно ранее обозначенной важности стратегического планирования в процессе цифровой трансформации, сформируем этапы преобразования образовательной системы:

1. Интеграция информационных технологий в дидактический инструментарий педагога, сопровождающаяся значительным повышением роли информационных компетенций преподавателя.

2. Качественное развитие образовательного процесса через развитие и применение цифровой дидактики в обучении.

3. Переход на субъект-субъектную и проектную модель обучения, обусловленный изменением принципов поиска и работы с информацией.

4. Изменение образовательных результатов в части формирования информационной картины мира, формирование взгляда на информационную культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры личности XXI в.;

5. Системное преобразование образовательной системы через создание цифровой школы как альтернативного вида обучения, прогресс образовательной системы через

появление новых, совершенствование уже имеющихся дидактики, методики и технологий обучения в соответствии с вызовами времени.

Основные риски цифровой трансформации образования:

1. Важно избежать подмены понятия «цифровизация» понятием «оцифровка». Для этого необходима взаимная адаптация информационных технологий, методики и дидактики обучения.

2. Информационная социализация как угроза этике и культуре личности. Потенциальным решением данной проблемы является формирование современной информационной картины мира, основными компонентами которой являются информационная безопасность, культура онлайн-общения и правила работы с информацией/ ресурсами в Интернете.

3. Формирование цифровой зависимости учащихся. Крайне важно в условиях повсеместной цифровизации поддерживать традиционные виды межличностного взаимодействия, поддерживать главенство «реального мира» над виртуальным, способствовать гармоничному всестороннему развитию личности.

Основываясь на данных принципах, а также современных реалиях и тенденциях развития образовательной системы, можно определить цифровую трансформацию образования как целенаправленный, управляемый процесс качественного преобразования образовательной системы через обоюдную адаптацию информационных технологий, дидактики и методики обучения с целью повышения эффективности данного процесса.

Список литературы

1. Юдина Т. Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики российской Федерации: Pro y contra // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 3. С. 139-143.

2. Лонский И. И. Информатизация и эволюция общества // Перспективы науки и образования. 2015. № 2 (14). С. 29-35.

3. Рудская Е. Н. Интернет Вещей: новый этап коммерциализации достижений техноло-гической революции // Молодой ученый. 2016. № 25 (129). С. 365-372.

4. Гулин К. А., Усков В. С. Тренды четвертой промышленной революции // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 5 (53). С. 216-221.

5. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 138 с. (Top Business Awards).

6. Лукин А. В. Четвертая промышленная революция: к чему она приведет // GAZ Campus. URL: https://azgaz.ru/campus/artides/kompetentsii-45-5-rossiyan-budut-neaktualny-k-2030-godu-artem-lukin/ (дата обращения: 27.07.2021).

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021).

8. Уваров А. Ю. Об описании компетенций XXI в. // Образовательная политика. 2014. № 4 (66). С. 13-30.

9. Бунеев Р. Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 45 с.

10. Бабакова Т. А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей. Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 2013. 64 с.

11. Чечель И. Д., Потемкина Т. В. Образовательная система: многообразие значений, особенности функционирования // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 2 (10). Ст. 40.

12. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Материалы для лексической разработки заимствованных слов в русской литературной речи / под ред. А. Н. Чудинова. Изд. 3-е. СПб.: Изд. В. И. Губинского, 1910. 676 с.

13. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов: ок. 25000 слов и словосочетаний. М.: Рус. яз., 1998. 846 с.

14. Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 616 с.

15. Гончаров С. З. О синергетике, редукционизме и эвристике // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2005. № 2 (32). С. 114-126.

16. Уваров А. Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2 (25-26). С. 22-37.

17. Порус В. Н. Синергетическая эпистемология // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. 1248 с.

18. Витко Ф. П. Человеческий капитал - ключевой фактор устойчивого развития экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/21988/1/ Витко_Человеческий капитал.pdf (дата обращения: 27.07.2021).

19. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 103-110. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-2-103-110.

20. Уваров А. Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.

21. Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова. М.: НИУ ВШЭ, 2019 108 с. (Современная аналитика образования. № 2 (23)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Гамбеева Ю. Н., Сорокина Е. И. Цифровая трансформация современного образовательного процесса // Известия ВГПУ. 2020. № 5 (148). С. 35-42.

23. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, П. Н. Биленко, М. В. Дулинов и др. М.: Перо, 2019. 98 с.

24. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем // Открытое образование. 2013. № 6. С. 16-23.

References

1. Yudina T. N. Tsifrovizatsiya kak tendentsiya sovremennogo razvitiya ekonomiki rossiyskoy Federatsii: Pro y contra. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. 2017, No. 3, pp. 139-143.

2. Lonskiy I. I. Informatizatsiya i evolyutsiya obshchestva. Perspektivy nauki I obrazovaniya. 2015, No. 2 (14), pp. 29-35.

3. Rudskaya E. N. Internet Veshchey: novyy etap kommertsializatsii dostizheniy tekhnologicheskoy revolyutsii. Molodoy uchenyy. 2016, No. 25 (129), pp. 365-372.

4. Gulin K. A., Uskov V. S. Trendy chetvertoy promyshlennoy revolyutsii. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2017, No. 5 (53), pp. 216-221.

5. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya. Moscow: Eksmo, 2016. 138 p. (Top Business Awards).

6. Lukin A. V. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya: k chemu ona privedet. Available at: https://azgaz.ru/campus/articles/kompetentsii-45-5-rossiyan-budut-neaktualny-k-2030-godu-artem-lukin/ (accessed: 27.07.2021).

7. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ (red. ot 02.07.2021) "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izm. i dop., vstup. v silu s 13.07.2021).

8. Uvarov A. Yu. Ob opisanii kompetentsiy XXI v. Obrazovatelnaya politika. 2014, No. 4 (66), pp. 13-30.

9. Buneev R. N. Teoretiko-metodologicheskie osnovy obrazovatelnoy sistemy novogo pokoleniya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2009. 45 p.

10. Babakova T. A. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly: metodika raboty s ponyatiynym apparatom: ucheb. posobie dlya studentov, aspirantov i prepodavateley. Petrozavodsk: Petrozavodskiy gos. un-t, 2013. 64 p.

11. Chechel I. D., Potemkina T. V. Obrazovatelnaya sistema: mnogoobrazie znacheniy, osobennosti funktsionirovaniya. Russian Journal of Education and Psychology. 2012. No. 2 (10), art. 40.

12. Chudinov A. N. (ed.) Slovar inostrannykh slov, voshedshikh vsostavrusskogo yazyka. Materialy dlya leksicheskoy razrabotki zaimstvovannykh slov v russkoy literaturnoy rechi. St. Petersburg: Izd. V. I. Gubinskogo, 1910. 676 p.

13. Krysin L. P. Tolkovyy slovar inoyazychnykh slov: ok. 25000 slov i slovosochetaniy. Moscow: Rus. yaz., 1998. 846 p.

14. Epshteyn M. N. Proektivnyy slovar gumanitarnykh nauk. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2017. 616 p.

15. Goncharov S. Z. O sinergetike, reduktsionizme i evristike. Obrazovanie i nauka. Izv. UrO RAO. 2005, No. 2 (32), pp. 114-126.

16. Uvarov A. Yu. Model tsifrovoy shkoly i tsifrovaya transformatsiya obrazovaniya. Issledovatel/ Researcher. 2019, No. 1-2 (25-26), pp. 22-37.

17. Porus V. N. Sinergeticheskaya epistemologiya. Entsiklopediya epistemologii i filosofii nauki. Moscow, 2009. 1248 p.

18. Vitko F. P. Chelovecheskiy kapital - klyuchevoy faktor ustoychivogo razvitiya ekonomiki. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/21988/1/BMTK0_He.0BeqecKMM KanMTa.ra.pdf (accessed: 27.07.2021).

19. Nesterov L., Ashirova G. Natsionalnoe bogatstvo i chelovecheskiy capital. Voprosy ekonomiki. 2003, No. 2, pp. 103-110. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2003-2-103-110.

20. Uvarov A. Yu. Obrazovanie v mire tsifrovykh tekhnologiy: na puti k tsifrovoy transformatsii. Moscow: Izd. dom GU-VShE, 2018. 168 p.

21. Gaible E. Tsifrovaya transformatsiya shkolnogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyy opyt, trendy, globalnye rekomendatsii. Transl. from English; Ed. by P. A. Sergomanov. Moscow: NIU VShE, 2019. 108 p. (Sovremennaya analitika obrazovaniya. No. 2 (23)).

22. Gambeeva Yu. N., Sorokina E. I. Tsifrovaya transformatsiya sovremennogo obrazovatelnogo protsessa. Izvestiya VGPU. 2020, No. 5 (148), pp. 35-42.

23. Blinov V. I., Bilenko P. N., Dulinov M. V. et al. Didakticheskaya kontseptsiya tsifrovogo professionalnogo obrazovaniya i obucheniya. Moscow: Pero, 2019. 98 p.

24. Kureychik V. M., Pisarenko V. I. Sinergeticheskie printsipy v modelirovanii pedagogi-cheskikh system. Otkrytoe obrazovanie. 2013, No. 6, pp. 16-23.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1

Статья поступила в редакцию 11.08.2021 The article was received on 11.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.