Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павловская Елена Андреевна, Гулая Татьяна Михайловна, Ставрук Марина Александровна, Алейникова Ольга Сергеевна, Мешков Сергей Александрович

В статье проведен анализ основных тенденций развития системы преподавания в современном вузе. Описаны новые требования к компетенциям выпускника современного вуза. Раскрыты основные тенденции современного образования в высшей школе, к которым относятся, с одной стороны реализация гуманистически ориентированных парадигм высшего образования, с другой - цифровизация образовательного процесса. Отмечена роль культурологической и системно-деятельностной парадигм высшего образования. Получили свое распространение внедрение педагогических инноваций в сфере информационно-коммуникативных технологий с использованием как традиционных, так и цифровых средств обучения. Цифровизация образовательного процесса в высшей школе привела к изменению не только форм и методов обучения студентов, но и к необходимости формирования цифровой инфраструктуры высшего образования. Показано, что содержательная и технологическая разнонаправленность образовательных парадигм высшего образования ведет к усложнению профессиональных требований к личности преподавателя. Раскрыты профессиональные компетенции преподавателя вуза, которые обеспечивают высокое качество современного образовательного процесса в высшей школе. Важным направлением развития современного высшего образования является его профессиональная ориентированность и практическая направленность, актуализирующая методы и приемы контекстного обучения в условиях квази-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павловская Елена Андреевна, Гулая Татьяна Михайловна, Ставрук Марина Александровна, Алейникова Ольга Сергеевна, Мешков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE TEACHING SYSTEM IN A MODERN UNIVERSITY

The article analyzes the main trends in the development of the teaching system in a modern university. New requirements for the competencies of a graduate of a modern university are described. The main trends of modern education in higher education are revealed, which include, on the one hand, the implementation of humanistically oriented paradigms of higher education, and, on the other hand, the digitalization of the educational process. The role of cultural and system-activity paradigms of higher education is noted. The introduction of pedagogical innovations in the field of information and communication technologies using both traditional and digital learning tools has become widespread. The digitalization of the educational process in higher education has led to a change not only in the forms and methods of teaching students, but also to the need to form a digital infrastructure for higher education. It is shown that the content and technological diversity of educational paradigms of higher education leads to the complication of professional requirements for the teacher’s personality. The professional competencies of a university teacher are revealed, which ensure the high quality of the modern educational process in higher education. An important direction in the development of modern higher education is its professional orientation and practical orientation, which actualizes the methods and techniques of contextual learning in conditions of quasi-professional activity.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

Основные тенденции развития системы преподавания в современном вузе

Павловская Елена Андреевна,

старший преподаватель, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» E-mail: [email protected]

Гулая Татьяна Михайловна,

старший преподаватель; ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» E-mail: [email protected]

Ставрук Марина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет E-mail: [email protected]

Алейникова Ольга Сергеевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

E-mail: aleynikova_olga_s @ list.ru Мешков Сергей Александрович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры управления, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» E-mail: [email protected]

В статье проведен анализ основных тенденций развития системы преподавания в современном вузе. Описаны новые требования к компетенциям выпускника современного вуза. Раскрыты основные тенденции современного образования в высшей школе, к которым относятся, с одной стороны реализация гуманистически ориентированных парадигм высшего образования, с другой - цифровизация образовательного процесса. Отмечена роль культурологической и системно-деятельностной парадигм высшего образования. Получили свое распространение внедрение педагогических инноваций в сфере информационно-коммуникативных технологий с использованием как традиционных, так и цифровых средств обучения. Цифровизация образовательного процесса в высшей школе привела к изменению не только форм и методов обучения студентов, но и к необходимости формирования цифровой инфраструктуры высшего образования. Показано, что содержательная и технологическая разнонаправленность образовательных парадигм высшего образования ведет к усложнению профессиональных требований к личности преподавателя. Раскрыты профессиональные компетенции преподавателя вуза, которые обеспечивают высокое качество современного образовательного процесса в высшей школе. Важным направлением развития современного высшего образования является его профессиональная ориентированность и практическая направленность, актуализирующая методы и приемы контекстного обучения в условиях квази-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, система преподавания, культурологический подход, системно-деятельностный подход, цифровые средства обучения, практико-ориентированные методы обучения.

Процессы глобализации и информатизации производственных и общественных отношений сегодня являются значимыми факторами, оказывающими влияние на развитие системы высшего образования ведущих стран мира. Глобализация привела к повышению открытости и доступности образования, снятию границ между образовательными системами разных стран мира, а «распространение цифровых технологий (ЦТ) ведет к качественным изменениям в сфере производства и на глобальных рынках» [6, с. 13]. В современных условиях к качеству образования, к уровню образовательных и профессиональных компетенций выпускников вузов предъявляются новые требования, к которым относятся так называемые компетенции XXI века: «высокий уровень математической грамотности; основательная естественнонаучная и гуманитарная подготовка; прочные знания, умения и способности в области технологий» [6, с. 22]. Личностные качества студента также являются важным показателем качества образовательного процесса вуза. Современной выпускник высшей школы должен «уметь анализировать не только своих одногруппников, но и самого себя, формируя тем самым собственную внутреннюю программу для дальнейшего развития и обучения» [5, с. 31]. В связи с этим появляются и новые требования к уровню профессиональной компетентности преподавателя вуза, к преподавательской деятельности, способной организовать образовательный процесс и получить образовательные результаты с высоким уровнем качества.

Раскроем основные парадигмы современного высшего образования, определяющие его ценностно-целевые ориентиры. С одной стороны, в настоящее время наблюдается технологиза-ция образовательного процесса высшей школы, что связано с информатизацией процесса обучения и внедрением электронно-цифровых средств обучения, с другой - продолжают свое развитие и внедрение в систему обучения студентов гуманистически ориентированные парадигмы высшего образования, в основе которых лежат ценности личности, культуры, деятельности, в частности культурно-аксиологические, компетентностно-ориентированные, системно-деятельностные, концепции обучения и воспитания. Содержательная и технологическая разнонаправленность образовательных парадигм современного высшего образования ведет к усложнению профессиональных требований к личности преподавателя высшей школы и к процессу преподавания различных дисциплин в современном вузе.

Основные тенденции развития системы преподавания в современном вузе определяются,

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

прежде всего, теми ценностно-целевыми ориентирами современных педагогических концепций обучения, которые заложены в содержании, а также в подходах к реализации ведущих форм и методов педагогической деятельности. С этих позиций представляют интерес ведущие в настоящее время культурологическая и системно-деятельностная парадигмы высшего образования. В свою очередь системно-деятельностная парадигма образования интегрирует в себе принципы и методологию компетентностного и личностно-деятельностного подходов.

Системообразующей, позволяющей создать целостную систему образовательного процесса на ценностных основаниях, является культурологическая парадигма высшего образования. Анализ высшего образования как феномена культуры позволяет «понять и объяснить развитие, смену и взаимодействие образовательных парадигм, их преимущественную ориентацию на тот или иной тип бытия (природу, общество, человека, культуру, представленную в ее различных разновидностях, сторонах и формах) и показать внутренние структурные изменения в сфере образования как закономерные проявления» [1, с. 275]. С другой стороны, анализ образования как образовательной деятельности ее субъектов закладывает ценностно-целевые основы системно-деятельностного подхода в высшей школе. Рассмотрение ценностно-целевых и содержательных аспектов в высшей школе в русле интеграции культурологической и системно-деятельностной образовательных парадигм в современных условиях позволяет понимать образование как «феномен культуры, имеющий системно-деятельностное строение, в котором социально-организованная исполнительская и индивидуальная творческая деятельность взаимно связаны, но содержательно при этом существенно различны» [1, с. 316].

С позиций системно-деятельностной парадигмы образования доминирующими технологиями преподавательской деятельности в вузе становятся активно-деятельностные формы и методы работы, к которым относятся интерактивные и игровые технологии, тренинги и моделирование профессиональных ситуаций. К перспективным технологиям преподавания в Вузе относятся технологии знаково-контекстного, проблемного и проектного обучения, а также методы обучения на основе изучения конкретных ситуаций (кейс-стади) [3].

Признавая ведущую роль личности преподавателя в организации процесса обучения, отметим, что современные требования, предъявляемые к преподавателю, предполагают «не только качественные изменения профессиональных компетенций с перспективой их повышения, не только совершенствование качеств и способностей лич-5 ности, но и преобразовательную активность пе-5 дагога, его творчество, как необходимые условия Я успешной профессиональной деятельности в си° туации нововведений» [3, с. 22]. Отметим высо-ав кий уровень интеллектуализации профессиональ-

ной деятельности преподавателя высшей школы, что предполагает необходимость определенного уровня когнитивных компетенций для обеспечения высокого качества преподавания. В структуру когнитивных компетенций преподавателя вуза включены «совокупность общих и специальных знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики, методики обучения, психологии, педагогической психологии, смежных наук» [2, с. 54]. Важным аспектом преподавательской деятельности, обеспечивающим качество преподавания учебных дисциплин в современном вузе, является уровень методической компетентности преподавателя «в вопросах содержания, методики обучения и воспитания, изучения личности студента, методов педагогического исследования и технологий обучения, функций и видов педагогической оценки» [2, с. 54]. К современному преподавателю вуза предъявляются и высокие требования к профессионально-технологической компетенции, которая обеспечивает реализацию образовательного процесса для достижений целей обучения студентов. В структуру профессионально-технологической компетенции преподавателя вуза входят «знания планировании, проектировании, прогнозировании учебной деятельности; умение и способность конструировать и реализовывать различные виды образовательной деятельности; владение эффективными технологиями, приемами и методами обучения» [2, с. 54].

Перейдем к анализу современных тенденций технологизации образовательного процесса и преподавательской деятельности в современном вузе. Актуальные тенденции развития системы преподавания в высшей школе определяются изменениями в содержании и педагогических методах обучения студентов, которые стали все больше опираться на цифровые технологии обучения. Появляются опережающие организационно-методические разработки инновационной педагогической практики, которая основана на применении цифровых средств обучения, которые направлены «на формирование у обучаемых способности самостоятельно искать новые знания и применять их в новых условиях, на выработку навыков творческой деятельности (в сочетании с выработкой соответствующих ценностей)» [6, с. 244-245].

В рамках информатизации образовательной среды вуза с точки зрения критериев качества обучения студентов важно отметить необходимость формирования информационно-коммуникативной (цифровой) компетенции студента. Внедрение педагогических инноваций в сфере информационно-коммуникативных технологий с использованием как традиционных, так и цифровых средств обучения, направлено, прежде всего, на формирование у студентов новых образовательных результатов, которые вместе с повышением традиционных академических результатов «позволяет преодолеть новый цифровой разрыв, устранить растущее неравенство в умении решать сложные задачи в ИКТ-насыщенной среде, перейти от ру-

тинного к творческому/активному использованию ЦТ» [6, с. 245]. Информатизация образовательного процесса, отражающая совокупность оптимальных условий для организации активной учебно-профессиональной деятельности студентов, должна опираться на таких дидактических принципах как «связи обучения с жизнью, практикой профессиональной деятельности; сознательности и активности; научности; наглядности; доступности; системности и целостности; межпредметной интеграции» [5, с. 60]. Такая организация системы преподавательской деятельности, прежде всего, опирается на высокий уровень информационной культуры педагога, которая понимается как «уровень знаний, умений, навыков, позволяющий оперативно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании» [2, с. 57]. Преподаватель высшей школы должен быть готов к использованию цифровых методов обучения студентов, а также «понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности» [2, с. 57].

Технологизация образовательного процесса современных вузов предполагает изменение в преподавании не только форм и методов обучения студентов, но и ряд мероприятий, направленных на формирование цифровой инфраструктуры образования, что предполагает «развитие цифровых учебно-методических материалов и цифрового оценивания, включая: разработку и внедрение новых цифровых учебно-методических комплексов, симуляторов и обучающих игр (в том числе сетевых), развитие общедоступных цифровых коллекций учебно-методических материалов, инструментов и сервисов, разработку и внедрение цифровых контрольно-измерительных материалов, инструментов и сервисов» [6, с. 246].

Другим, не менее важным направлением развития современного высшего образования является его практическая направленность. Существующие сегодня подходы к практико-ориентированному высшему образованию направлены на формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду как в процессе прохождения учебно-производственных практик, так и в процессе организации контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности в ходе проведения семинарских и лабораторных занятий в вузе. В практико-ориентированном обучении студентов в высшей школе приоритетными являются формы и методы преподавательской деятельности, которые направлены на активацию субъекта обучения и создание организационно-педагогических и методических условий для его самостоятельной учебно-профессиональной деятельности на основе развития навыков самопознания, саморефлексии и общения студентов [4]. При этом не снижается роль интеграции профессионально-ориентированной практики с теоретической под-

готовкои студентов на основе учета действующей нормативно-правовой базы, подходов и принципов организации профессионально-ориентированного образовательного процесса в высшей школе [7].

Таким образом, анализ основных тенденций развития системы преподавания в современном вузе показывает необходимость реализации системного подхода. Результативным является интеграция культурологической и системно-деятельностной парадигм высшего образования, определяющих формы, методы и приемы процесса обучения в системе преподавания. Перспективными направлениями развития системы преподавания в высшей школе являются профессиональная ориентированность и практическая направленность образовательного процесса, актуализирующая методы и приемы контекстного обучения в условиях квази-профессиональной деятельности студентов на основе цифровизации образовательного процесса и средств обучения.

Литература

1. Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры): монография. - Рязань, 2008. - 364 с.

2. Бобина О.С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации (на примере образовательных организаций СПО): дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Томск, 2015. -259 с.

3. Ветрова Я.А. Динамика акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.13. - Томск, 2014. - 193 с.

4. Иванов В.В. Педагогические условия формирования организационно-управленческих компетенций у студентов в вузе // Культурная жизнь Юга России. - 2015. - № 2 (57). - С. 3640.

5. Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография; под общей ред. М.В. Посновой. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. - 176 с.

6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования; под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019-343 с.

7. Усачева О.В. Система подготовки учителя к осуществлению организационно-управленческой деятельности: монография. -Тамбов: ИД ТГУ, 2014. - 248 с.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE TEACHING SYSTEM IN A MODERN UNIVERSITY

Pavlovskaia E.A., Gulaya T.M., Stavruk M.A., Aleynikova O.S., Meshkov S.A.

National Research Nuclear University MEPhI; Plekhanov Russian University of Economics; Surgut State University; Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management; Academy of Public Administration

The article analyzes the main trends in the development of the teaching system in a modern university. New requirements for the com-

C3

o со "O

1=1 А

—I

o

C3 t; o m О от

З

ы о со

petencies of a graduate of a modern university are described. The main trends of modern education in higher education are revealed, which include, on the one hand, the implementation of humanistically oriented paradigms of higher education, and, on the other hand, the digitalization of the educational process. The role of cultural and system-activity paradigms of higher education is noted. The introduction of pedagogical innovations in the field of information and communication technologies using both traditional and digital learning tools has become widespread. The digitalization of the educational process in higher education has led to a change not only in the forms and methods of teaching students, but also to the need to form a digital infrastructure for higher education. It is shown that the content and technological diversity of educational paradigms of higher education leads to the complication of professional requirements for the teacher's personality. The professional competencies of a university teacher are revealed, which ensure the high quality of the modern educational process in higher education. An important direction in the development of modern higher education is its professional orientation and practical orientation, which actualizes the methods and techniques of contextual learning in conditions of quasi-professional activity.

Keywords: higher education, teaching system, cultural approach, system-activity approach, digital learning tools, practice-oriented teaching methods.

References

1. Agapova N.G. Paradigm orientations and models of modern education (system analysis in the context of the philosophy of culture): monograph. - Ryazan, 2008. - 364 p.

2. Bobina O.S. Improving the professional competence of teachers in an educational organization (on the example of educational organizations of secondary vocational education): dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. - Tomsk, 2015. -259 p.

3. Vetrova Ya.A. Dynamics of the acmeological position of the teacher in the process of advanced training: dis. . candidate of psychological sciences: 19.00.13. - Tomsk, 2014. - 193 p.

4. Ivanov V.V. Pedagogical conditions for the formation of organizational and managerial competencies among students at the university // Cultural Life of the South of Russia. - 2015. - No. 2 (57). - S. 36-40.

5. State, problems and prospects for the development of modern education: monograph; under the general editorship. M.V. Basic. - Petrozavodsk: ICNP «New Science», 2019. - 176 p.

6. Difficulties and prospects of digital transformation of education; edited by A. Yu. Uvarova, I.D. Frumin. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019-343 p.

7. Usacheva O.V. The system of teacher training for the implementation of organizational and managerial activities: monograph. - Tambov: ID TSU, 2014. - 248 p.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.