Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Екатерина Алексеевна, Сергеева Анна Иосифовна

Цифровая трансформация образования актуализирует проблему изменения методологии подготовки будущих учителей-логопедов к профессиональной деятельности. Цель выявить и описать методологические подходы к организации образовательной деятельности при подготовке учителей-логопедов в эпоху цифровизации. Приведен краткий анализ современных классических и новых подходов с применением информационно-коммуникационных технологий к организации образовательного процесса будущих учителей-логопедов в вузе. Перечислены ключевые нормативные документы о цифровизации российского образования в вузе. Расширение информационного пространства, предполагают целенаправленную стратегию внедрения информационных технологий в систему высшего образования. Процесс обучения в вузе, согласно федеральному государственному образовательному стандарту 3++, подразумевает обязательную подготовку кадров, объединяющих знания, анализ и проектирование деятельности, способность к действию в образовательной системе для решения профессиональных ситуации, самостоятельной работе для получения новых знаний, решению профессиональных ситуаций, непрерывному профессиональному совершенствованию. Также согласно ООП ВО и проекту профессионального стандарта, будущий учитель-логопед должен обладать рядом трудовых действий, умений и знаний в которых необходимо использование инновационных компьютерных технологий. В настоящее время разработаны методологические подходы к использованию информационных технологий (далее ИТ) в процессе профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов (О.И. Кукушкина, 2005; Е.Е. Китик, 2006; Е.Л. Норкина, 2012). Данные исследования направлены на создание и применение ИТ в преподавательской деятельности. Однако данные ресурсы не доступны для обучающихся других вузов и требуют установки программы на персональный компьютер. Однако, остаётся неизученным современный аспект, включение которого могло бы обеспечить иной уровень формирования цифровых компетенций которые направлены на развитие в профессиональной сфере, сформированность Digital-компетенций, осваивающих профиль «Логопедия». Этим определяется актуальность данного исследования. Материалы статьи будут полезны обучающимся магистрантам по профилю «Логопедия» и преподавателям, реализующих основную образовательную программу высшего образования «Специальное (дефектологическое) образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Екатерина Алексеевна, Сергеева Анна Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE TRAINING OF SPEECH THERAPIST TEACHERS IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The digital transformation of education actualizes the problem of changing the methodology for preparing future speech therapists for professional activities. The goal is to identify and describe methodological approaches to the organization of educational activities in the preparation of speech therapists in the era of digitalization. A brief analysis of modern classical and new approaches using information and communication technologies to the organization of the educational process of future speech therapists at a university is given. The key regulatory documents on the digitalization of Russian education at the university are listed. The expansion of the information space implies a targeted strategy for introducing information technologies into the higher education system. The process of studying at a university, according to the federal state educational standard 3 ++, implies mandatory training of personnel that combines knowledge, analysis and design of activities, the ability to act in the educational system to solve professional situations, work independently to gain new knowledge, solve professional situations, continuous professional development. Also, according to the OOP VO and the draft professional standard, the future teacher-speech therapist must have a number of labor activities, skills and knowledge in which the use of innovative computer technologies is necessary. Currently, methodological approaches to the use of information technologies (hereinafter referred to as IT) in the process of professional training of future speech therapists have been developed (O.I. Kukushkina, 2005; E.E. Kitik, 2006; E.L. Norkina, 2012). These studies are aimed at the creation and application of IT in teaching. However, these resources are not available to students of other universities and require the installation of the program on a personal computer. However, the modern aspect remains unexplored, the inclusion of which could provide a different level of formation of digital competencies that are aimed at development in the professional sphere, the formation of Digital competencies mastering the Speech Therapy profile. This determines the relevance of this study. The materials of the article will be useful to undergraduate students in the field of "Speech Therapy" and teachers implementing the main educational program of higher education "Special (defectological) education".

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

6. Пикалова, Е.А. Профессиональная подготовка студентов технического вуза: особенности рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности / Е.А. Пикалова, Е.А. Ломакина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4 - С. 160-163.

7. Gasanenko, E.A. Pedagogical bases of professional translators' training in the solution framework of the image formation problem / E.A. Gasanenko, N.V. Dyorina, Z.S. Akmanova // Problems of modern teacher education. - 2019. - № 64-3. - P. 69-72.

8. Results of experimental work at different stages of continuous education for estimation of the formation of research compenetnce of students Gladysheva M. / Somova Y., Ilina E., Kalchenko A., Koldin A., Gasanenko E., [and others] // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. - 2019. - V.11. № 9. - P. 569-574.

9. Holec, H. Autonomy and Foreign Languages Learning / H. Holec. - Pergamon Press, 1979. - 53 p.

Педагогика

УДК 37.04;372.09

старший преподаватель кафедры дефектологии, младший научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Гордеева Екатерина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный педагогический университет" (г. Томск); кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Анна Иосифовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Томский государственный педагогический университет" (г. Томск)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Цифровая трансформация образования актуализирует проблему изменения методологии подготовки будущих учителей-логопедов к профессиональной деятельности. Цель выявить и описать методологические подходы к организации образовательной деятельности при подготовке учителей-логопедов в эпоху цифровизации. Приведен краткий анализ современных классических и новых подходов с применением информационно-коммуникационных технологий к организации образовательного процесса будущих учителей-логопедов в вузе. Перечислены ключевые нормативные документы о цифровизации российского образования в вузе. Расширение информационного пространства, предполагают целенаправленную стратегию внедрения информационных технологий в систему высшего образования. Процесс обучения в вузе, согласно федеральному государственному образовательному стандарту 3++, подразумевает обязательную подготовку кадров, объединяющих знания, анализ и проектирование деятельности, способность к действию в образовательной системе для решения профессиональных ситуации, самостоятельной работе для получения новых знаний, решению профессиональных ситуаций, непрерывному профессиональному совершенствованию. Также согласно ООП ВО и проекту профессионального стандарта, будущий учитель-логопед должен обладать рядом трудовых действий, умений и знаний в которых необходимо использование инновационных компьютерных технологий. В настоящее время разработаны методологические подходы к использованию информационных технологий (далее ИТ) в процессе профессиональной подготовки будущих учителей-логопедов (О.И. Кукушкина, 2005; Е.Е. Китик, 2006; Е.Л. Норкина, 2012). Данные исследования направлены на создание и применение ИТ в преподавательской деятельности. Однако данные ресурсы не доступны для обучающихся других вузов и требуют установки программы на персональный компьютер. Однако, остаётся неизученным современный аспект, включение которого могло бы обеспечить иной уровень формирования цифровых компетенций которые направлены на развитие в профессиональной сфере, сформированность Digital-компетенций, осваивающих профиль «Логопедия». Этим определяется актуальность данного исследования. Материалы статьи будут полезны обучающимся магистрантам по профилю «Логопедия» и преподавателям, реализующих основную образовательную программу высшего образования «Специальное (дефектологическое) образование».

Ключевые слова: специальное (дефектологическое) образование, цифровизация образования, цифровая дидактика, методологические подходы, обучение учителей-логопедов.

Annotation. The digital transformation of education actualizes the problem of changing the methodology for preparing future speech therapists for professional activities. The goal is to identify and describe methodological approaches to the organization of educational activities in the preparation of speech therapists in the era of digitalization. A brief analysis of modern classical and new approaches using information and communication technologies to the organization of the educational process of future speech therapists at a university is given. The key regulatory documents on the digitalization of Russian education at the university are listed. The expansion of the information space implies a targeted strategy for introducing information technologies into the higher education system. The process of studying at a university, according to the federal state educational standard 3 ++, implies mandatory training of personnel that combines knowledge, analysis and design of activities, the ability to act in the educational system to solve professional situations, work independently to gain new knowledge, solve professional situations, continuous professional development. Also, according to the OOP VO and the draft professional standard, the future teacher-speech therapist must have a number of labor activities, skills and knowledge in which the use of innovative computer technologies is necessary. Currently, methodological approaches to the use of information technologies (hereinafter referred to as IT) in the process of professional training of future speech therapists have been developed (O.I. Kukushkina, 2005; E.E. Kitik, 2006; E.L. Norkina, 2012). These studies are aimed at the creation and application of IT in teaching. However, these resources are not available to students of other universities and require the installation of the program on a personal computer. However, the modern aspect remains unexplored, the inclusion of which could provide a different level of formation of digital competencies that are aimed at development in the professional sphere, the formation of Digital competencies mastering the Speech Therapy profile. This determines the relevance of this study. The materials of the article will be useful to undergraduate students in the field of "Speech Therapy" and teachers implementing the main educational program of higher education "Special (defectological) education".

Key words: special (defectological) education, digitalization of education, digital didactics, methodological approaches, training of speech therapists.

Введение. Расширение границ традиционного обучения в области высшего образования свидетельствуют об актуализации проблемы обновления методологических подходов к профессиональной подготовке учителей-логопедов в вузе. Цифровизация профессиональной подготовки учителей-логопедов вызвана необходимостью адаптации к новым реалиям и постепенно становится приоритетом в развитии дефектологической подготовки, как и других направлений педагогической подготовки специалистов в целом.

Теоретический анализ научной литературы выявил глобальные тренды современной эпохи: цифровое образование, online-лекции и семинары в формате дистанционного обучения, массовые online-курсы и модульные системы, новые цифровые обучающие платформы, обновление содержания новыми информационными технологиями и понятиями и др.

Изложение основного материала статьи. Построение цифрового образования рассматривается как значимый приоритет государственной политики Российской Федерации, основные положения которого зафиксированы в таких законодательных документах, как долговременные национальные проекты «Современная цифровая образовательная среда» и «Образование» (2016-2030 г.). Цель цифровой трансформации современного дефектологического образования - адаптация традиционных и разработка новых подходов для обучения будущих учителей-логопедов и формирования у них способности к максимально эффективному решению поставленных коррекционно-педагогических и научно-исследовательских задач.

Рассмотри ряд понятий по проблематике нашей статьи. Проектирование цифрового образовательного процесса, как отмечает В.И. Блинов, требует научного обоснования на основе нового направления педагогической науки - цифровой дидактики. Цифровая дидактика - научная дисциплина об организации процесса обучения в цифровой образовательной среде. Она использует основные понятия и принципы традиционной (доцифровой) педагогики [1, 2, 3].

По мнению В.И. Загвязинского, В.А. Сластёнина, В.Д. Самойлова и др. исследователей, традиционная (доцифровая) педагогика основывается на положениях и принципах ключевых педагогических подходов таких как: системный (образовательная деятельность как совокупность взаимосвязанных дидактических элементов), деятельностный (обучающийся как развивающаяся в деятельности личность, направляемая педагогом через оптимальное использование совокупности современных методов и технологий образовательной деятельности при организации профессиональной подготовки), личностно-ориентированный (будущий специалист как самодетерминированный субъект учебной деятельности), андрагогический (системное использование методов с учетом жизненного и профессионального опыта будущих учителей-логопедов), акмеологический (образовательный процесс как основы открытия ценностно-личностного потенциала обучающего в его профессионально-личностносном развитии), знаково-контекстный (постепенное насыщение учебного материала практико-ориентированными практиками), компетентностный (компетентность есть единица измерения внутреннего и внешнего качества, результата образования) [1, 3, 4, 5, 6, 11, 13].

Профессиональная подготовка учителей-логопедов в вузе основывается, в первую очередь, на компетентностном подходе. Она связана с формированием личности, способной хорошо ориентироваться в новой информации и максимально погружаться в будущую профессиональную деятельность, находить нестандартные способы решения поставленных профессиональных задач, проявляя творческую инициативу [6].

Вопросы определения перечня профессиональных знаний, умений и навыков, а также способностей или компетенций разной направленности необходимых специалисту для работы с лицами с нарушениями психофизического развития, поднимались и ранее при подготовке профессиональных стандартов дефектолога (тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога, логопеда). Определение содержания и алгоритма формирования профессиональных компетенций будущего учителя-логопеда является широко обсуждаемой в научной литературе проблемой [3, 9, 12].

Кроме того, в вузовском обучении современных педагогов широко используется практико-ориентированный подход, который позволяет подготовить конкурентноспособную личность на рынке труда. Так, в действующем в настоящее время ФГОС 3++ уделяется особое внимание практической подготовке будущих учителей-логопедов, так как специалист профиля «Логопедия» должен обладать рядом специальных, уникальных в своём роде, практических умений для успешной профессиональной деятельности. Перечислим их: диагностика и профилактика речевых нарушений, коррекция речевых, моторных и когнитивных нарушений, формирование и развитие всех компонентов речи, развитие невербальных психических функций, развитие эмоционально-волевой сферы, формирование ценностно-нравственных установок коррекционного педагога для реализации задач инклюзивного образования и т.д. [10].

Несомненно, развитие профессиональной компетентности будущих учителей-логопедов является пространственно-временным процессом и опирается на природные качества личности, которыми наделён человек, и приобретёнными, которые формируются в процессе профессионального обучения. Исходя из этих теоретических положений, Е.Н. Жукатинская, Е.В. Колтакова и др. предлагают профессиографический подход к обучению будущих логопедов. Главной идеей профессиографического подхода является практикоориентированность получаемых знаний в ходе образовательного процесса. Реализация профессиографического подхода строится на учете не только иерархии профессионально значимых компетенций, но и психологических и социальных качеств личности будущего специалиста в сфере логопедии [5, 6, 7].

Андрюхина Л.М., Ломовцева Н.В., Садовникова Н.О. рассматривают новые методологические подходы, продиктованные цифровизацией образования. Остановимся на трёх подходах, которые непосредственно относятся к проблематике нашего исследования. Первым из них является историко-трансформационный (А.М. Прохоров, Л.Г. Коник, Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин и др.). Его сторонники считают, что этапы компьютеризации и информатизации подготовили систему образования к цифровой трансформации, которая широко развернулась с 2016 года в России.

Авторы ставят на второе место трансфер-интегративный подход к образованию (М.В. Ковальчук, И.В. Роберт, М.А. Чошанов и др.) Согласно которому, цифровые технологии рассматриваются как средство создания новых трансфер-интегративных областей и трансфер-зон в сферах педагогической практики и научного знания, влияющих на развитие цифровой дидактики.

Деятельностно-технологический подход (В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев, Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко, А.Ю. Уваров, Л. Ризотто и др.). Среди приверженцев этого подхода основоположник цифровой дидактики, который понимает сущность подхода как необходимость обеспечения новыми общедоступными цифровыми технологиями образовательную деятельность в высшей школе. Педагогически-творческое проектирование новых информационных технологий становится фундаментом становления цифровой дилактики, по мнению её идеолога [1].

Анализ нормативно-правовой базы российского образования показал, что впервые суть определения «электронное образование» и его компонентов представлена в Федеральном Законе «Об образовании» от 29.12.2012 г., в котором указывается, что электронное образование включает в себя: «электронные образовательные и информационные ресурсы, телекоммуникационные технологии, соответствующие технические средства, которые обеспечивают освоение образовательной программы в полном объёме» [10].

В 2018 году был принят Национальный проект «Образование», включающий проект «Цифровая образовательная среда», целью которого является формирование учебного процесса с учётом возможности интеграции в цифровизацию. Согласно ФГОС ВО, информационная образовательная среда определяется как открытая педагогическая система, созданная на основе разных информационных образовательных ресурсов, информационно-телекоммуникативных технологий, направленных на формирование творческой и социально-активной личности, а также профессиональной компетентности студентов в применении информационно-коммуникативных технологий.

А.В. Морозов понимает под цифровой образовательной средой совокупность цифровых образовательных ресурсов, средств и технологий, обеспечивающих образовательный процесс в условиях цифровизации [7].

И Ю. Травкин определяет цифровую среду обучения как совокупность образовательных интерфейсов цифрового мира. (Травкин И.Ю. О цифровой образовательной среде и другие сопутствующие мысли. Fun of Teaching. Available at: http://funoft eaching. tumblr.com/post/160011857841/).

По мнению исследователей А.А. Андреева, С.А. Бешенкова, И.П. Гладилиной, Э.В. Миндзаевой, А.В. Морозова, С.С. Неустроева, Т.Ш. Шихнабиевой, М.И. Шутиковой и др., внедрение и развитие цифровых технологий в различных отраслях науки, в образовании и в сфере экономики дает возможность открывать и внедрять в практику различные проекты, работая в рассредоточенных по миру группах [1, 5, 6, 7].

За последние годы значительно расширились представления о возможностях использования информационных технологий в различных сферах логопедической работы. Традиционным для специальной педагогики направлением исследований является разработка специфичных, вспомогательных по своему характеру, средств обучения детей с различными нарушениями развития, в том числе с нарушениями речи, необходимых для удовлетворения их особых образовательных потребностей. Использование информационных технологий с целью визуализации акустико-фонационных компонентов речи позволяют создавать программно-аппаратные комплексы с технологией перевода текста в речь и наоборот.

В последнее время отмечается возросший интерес к использованию в логопедической работе интернет-технологий. Всё чаще для консультирования и просвещения родителей детей с речевыми нарушениями и педагогов используются образовательные блоги, сайты, вебинары, форумы. Учителя-логопеды, как правило, самостоятельно выбирают платформу для организации онлайн-общения исходя из своего информационно-компьютерного опыта, например: личный сайт, личная страница на сайте образовательного учреждения, страница на образовательном форуме и т.п.

Присоединимся к мнению ученых о том, что для эффективного внедрения информационных технологий в образовательную деятельность при подготовке учителей-логопедов в вузе необходимо обеспечить:

- хорошую материально-техническую оснащенность аудитории и техническую поддержку процесса компьютеризации;

- наличие методических материалов по выбору, разработке и использованию информационных технологий в работе учителя-логопеда;

- достаточно высокий уровень информационной грамотности студентов и преподавателей.

Выводы. Таким образом, важность и объем использования информационных технологий в современном мире постоянно возрастают, в том числе и в сфере дефектологической подготовки. Будущие учителя-логопеды должны быть всесторонне подготовлены к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, уметь самостоятельно пополнять свои знания в данной области. Соответственно, исследуемая проблема важна и социально значима и требует дальнейших теоретических и практических исследований.

Литература:

1. Андрюхина, Л.М. Концепты цифровой дидактики как основания проектирования опережающего образования педагогов профессионального обучения / Л.М. Андрюхина, Н.В. Ломовцева, Н.О. Садовникова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 1. - С. 30-43.

2. Баль, Н.Н. Ресурсный центр как средство повышения качества коррекционно-развивающей работы в специальной общеобразовательной школе / Н.Н. Баль, М.А. Деруго // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. -№ 1. - С. 13-16.

3. Воденникова, Л.А. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Воденникова Людмила Анатольевна. - Челябинск, 2015. - 25 с.

4. Гордиенко, Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы : моногр. / Т.П. Гордиенко, Н.В. Горбунова, О.Ю. Смирнова. - Ялта, 2016. - 232 с.

5. Жукатинская, Е.Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Елена Николаевна Жукатинская. - Липецк, 2008. - 226 с.

6. Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Изд. центр «Академия», 2012. - 352 с.

7. Косогова, А.С. Высшее образование в аспекте глобализации: выбор стратегий / А.С. Косогова, Н.В. Калинина // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2019. - Вып. 4 (26). - С. 60-66.

8. Лиферов, А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. - Москва: Педагогический поиск, 1997. - 110 с.

9. Мёдова, Н.А. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования / Н.А. Мёдова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2016. - № 5. - С. 70-73

10. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/440303_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 09.12.2021).

11. Самойлов, В.Д. Педагогика и психология высшей школы / В.Д. Самойлов. - Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. - 248 с.

12. Сергеева, А.И. К вопросу становления и видоизменения системы дефектологической подготовки педагогов в России / А.И. Сергеева // «Педагогика онлайн». - 2021. - № 4. - С. 27-32.

13. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Издательский центр "Академия". - 2002. - 576 с.

14. Чемоданова, Н.В. Оценка уровня информационно-компьютерной грамотности учителей-логопедов / Н.В. Чемоданова // Навуковий часотс НПУ iменi М. П. Драгоманова. Серiя 19. Корекцшна педагогка та спещальна пснхолопя. Зб. наукових праць. - Киев, 2011. - № 19. - С. 200-206.

15. Шмакова, А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: моногр. 2-е изд., стер. - Москва: Флинта. - 2019. - 184 с.

16. Щипицина Л.Ю. Информационно-коммуникационное пространство гуманитарного образования: учеб. Пособие / Л.Ю. Щипицина, Е.И. Воробьева. - Москва: Флинта, 2019. - 238 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук, доцент Губарева Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Емелин Константин Геннадьевич

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул);

старший преподаватель Бартенева Людмила Михайловна

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул)

РЕАЛИЗАЦИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлен обзорный материал по актуальной и современной тематике в образовательной среде высших учебных заведений. Ведь как показывает практика оптимальный подбор средств, методов и методических приемов при обучении подрастающего поколения позволяет качественно улучшить сам образовательный процесс. На практике применение смешанного обучения с легкостью интегрируется в образовательный процесс. Преимуществом данного метода является его уникальность как для представителей академического образования, так и для инновационных авторских методик. Реализация смешанного обучения широко применялась при асинхронном формате обучения в период пандемии Covid-19. Именно данный формат обучения, применяемый в ВУЗах Алтая, позволил сохранить оптимальный уровень образовательного процесса без снижения интенсивности получения знаний студенческой аудиторией. Использование смешанной модели в образовании способствует оптимальному сочетанию различных образовательных технологий, которые позволяют создать качественный компромисс между современными и традиционными тенденциями. Элементы смешанного обучения уже широко используются, как в школах, так и в ВУЗах. Применение смешанного обучения не только позволяет оптимизировать образовательный процесс в высших учебных заведения, но и придать этому процессу инновационный вектор развития современного вузовского образования. Ведь при смешанном обучении у преподавателя высшего образовательного учреждения есть возможность сохранить академичность образования в ВУЗе и параллельно позволить себе применить творческий подход в выборе методов обучения для усвоения компетенций выпускниками, что в свою очередь повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Ключевые слова. методы, академическое образование, качество обучения, педагогические подходы, образовательный процесс, инновационные методы, преподаватель.

Annotation. The article presents a review material on current and modern topics in the educational environment of higher educational institutions. After all, as practice shows, the optimal selection of means, methods and methodological techniques in teaching the younger generation makes it possible to qualitatively improve the educational process itself. In practice, the use of blended learning is easily integrated into the educational process. The advantage of this method is its uniqueness both for representatives of academic education and for innovative authoring methods. The implementation of blended learning has been widely used in the asynchronous learning format during the Covid-19 pandemic. It is this format of education, used in Altai universities, that made it possible to maintain the optimal level of the educational process without reducing the intensity of obtaining knowledge by the student audience. The use of a mixed model in education contributes to the optimal combination of various educational technologies that allow creating a high-quality compromise between modern and traditional trends. Elements of blended learning are already widely used, both in schools and universities. The use of blended learning not only makes it possible to optimize the educational process in higher educational institutions, but also to give this process an innovative vector for the development of modern university education. Indeed, with blended learning, a teacher of a higher educational institution has the opportunity to maintain the academic nature of education at the university and, at the same time, allow himself to apply a creative approach in choosing teaching methods for mastering competencies by graduates, which in turn will increase their competitiveness in the labor market.

Key words. methods, academic education, quality of education, pedagogical approaches, educational process, innovative methods, teacher.

Введение. На современном этапе развития образования классическое образование с традиционными подходами не отвечает современным требованиям. Однако, использование только инновационных методов может быть крайне радикальным способом. В поиске решения данной задачи есть оптимальное сочетание метолов и приемов в обучении и это смешанное обучение. Данный метод организации образовательного процесса строится на принципах модели смешанного обучения [1, 5, 7, 101.

В современном образовании появилась возможность интеграции классической модели образования и современных подходов, которые и объединились в смешанное обучение.

Изложение основного материала статьи. Смешанное обучение можно охарактеризовать как образовательный подход, который объединяет различные формы обучения, такие как дистанционное, электронное, очное и очно-заочное обучение и т.п. Это позволяет обучающемуся оптимизировать свои возможности и способ получения знаний (место, время, скорость и место своего обучения). Понятие «смешанное обучение» появилось в обиходе относительно недавно, в 1999 году, ведь именно с этого времени начали внедрять информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс. Данный период считается отправной точкой для начала использования элементов дистанционного обучения. В настоящее время такое обучения (через интернет) заняло свои крепкие позиции в образовательной среде, как общего, так и профессионального образования.

В результате нарастающих темпов развития современных технологий в образовании появилась необходимость создания оптимальной модели данного процесса. Практически идеальным для высших учебных заведений является модель смешанного обучения, так она совмещает традиционные и инновационные подходы к обучению, дистанционное и аудиторное (реальное) преподавание образовательного материала для контингента образовательных учреждений.

Для смешанного формата обучения характерны ряд принципов: последовательность; наглядность; отработка на практике; непрерывность; поддержка.

В настоящее время существует около 40 моделей смешанного обучения. В высших учебных заведения наиболее часто применяются нижеперечисленные методики и приводим краткое их описание:

• ротация;

• перевёрнутый класс;

• индивидуальный план;

• гибкая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.