Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель-логопед / электронная образовательная среда / информационная компетентность / обучение / speech therapist teacher / electronic educational environment / information competence / training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Слепухина

В статье рассмотрены вопросы, связанные с цифровым форматом образования, который требует новых методов обучения молодых специалистов. Целью исследования является рассмотрение этапов формирования информационной компетентности в педагогических вузах. Раскрыт вопрос об особенностях моделирования информационной компетентности у студентов дефектологического направления. Сегодня изучаются и рассматриваются различные модели, формы и методы обучения, чтобы молодые специалисты могли адаптировать, создавать и применять возможности новейших цифровых технологий. Теоретический анализ научной литературы позволил выявить степень изученности рассматриваемой проблемы. На данном этапе происходит формирование основы, то есть закладываются важнейшие фундаментальные знания, которые необходимо закреплять и развивать. Результатом полученного исследования является выявление основополагающих компетенций учителя-логопеда и анализ моделирования профессиональных педагогических компетенций в современных условиях с точки зрения использования современных технологий в коррекционно-образовательном процессе. Теоретический анализ, сравнение, синтез и дедукция позволили выявить специфику формирования информационной компетентности. В результате проведенного исследования выявлены основные особенности подготовки студентов дефектологических специальностей в процессе формирования у них информационной компетентности. В современном мире учитель-логопед должен максимально быстро учиться, осваивать и внедрять современные технологии в образовательный процесс, важно использовать эффективные формы в коррекционную работу, учитывая специфику логопедической деятельности. Следует развивать компетенции, способствующие эффективной работе будущих специалистов с учетом не только профессиональных качеств специалиста, но и специфики образовательного процесса. Вопрос о создании эффективных условий обучения коррекционных специалистов, отраженный в статье, имеет большие перспективы исследования, поскольку цифровая образовательная среда постоянно развивается и обновляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.С. Слепухина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF FUTURE SPEECH THERAPY TEACHERS FOR FULL-FLEDGED WORK IN THE FIELD OF CORRECTIONAL EDUCATION IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article under analysis discusses problems induced by a new digital education format, requiring some new methods for training of young specialists. The purpose of the study is to consider the information competence formation in pedagogical university students. The article reveals a problem of consistent information competence formation of students in pedagogical higher educational establishments. Various models, forms and methods of training have been studied and considered for a long time so that young specialists can adapt, create and apply the capabilities to the latest digital technologies. The theoretical analysis of scientific literature revealed the depth of the problem being studied. At this educational stage, the basic fundamental knowledge is being laid so that to be consolidated and developed in due time. The obtained research result is in the statement of the fundamental competencies of a speech therapist teacher and in the analysis of professional pedagogical competency modeling from the point of view of the introduction of digital technologies into the educational process in modern conditions. A number of methods, such as theoretical analysis, comparison, synthesis and deduction, were used when writing the article. The result of the conducted research is the identification of the main features in the process of training students to be SLP specialties, forming necessary information competence. In the modern world, a speech therapist teacher should learn as quickly as it is required, they should master and implement modern technologies in the educational process. It is also important to use and implement different effective forms in correctional work, with the focus on the specifics of speech therapy activities, as well as to develop competencies that could contribute to effective work of specialists in perspective, taking into account not only their professional qualities as specialists, but also the educational process particularities. The issue of creating effective conditions for correctional specialists training, revealed in the article, has undoubtedly great research opportunities, since the digital educational environment is constantly developing, being regularly updated.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект: монография. Минск: Университетское, 1985. - 206 с.

13. Гасаненко Е.А. Формирование готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2019.

References

1. Kapterev P.F. Novaya russkaya pedagogiya, ee glavnejshie idei, napravleniya i deyateli. Sankt-Peterburg: Zemlya, 1914.

2. Rabina E.I. Formirovanie samoorganizovannoj vo vremenilichnostistudenta vobrazovatel'nomprocesse vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2014.

3. Rabina E.I., Dyorina N.V. Structural-functional development model for time self-organization abilities of university students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-2: 157 - 160.

4. Zaenutdinova N.A. Formirovanie gotovnosti k samoorganizacii u studentov pedagogicheskogo kolledzha v obrazovatel'nom processe: Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01. Magnitogorsk, 2000. - 22 s.

5. Orlova D.V. Suschnost' ponyatiya samoorganizaciya v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. Evrazijskij Soyuz Uchenyh. Pedagogicheskie nauki. 2016; № 4-3 (25): 57 - 59.

6. Kopeina N.S. Samoorganizaciya v sisteme svojstv individual'nosti. Lichnost' v sisteme obschestvennyh otnoshenij. Moskva: AN sssr, 1983; Ch. I: 214 - 215.

7. Graf V., Il'yasov I.I., Lyaudis V.Ya. Osnovy organizacii uchebnoj deyatel'nosti i samostoyatel'noj raboty studentov: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1981.

8. Kotova S.S. Samoorganizaciya uchebno-professional'noj deyatel'nosti studentov: monografiya. Ekaterinburg, 2012.

9. Savva L.I., Rabina E.I. Pedagogicheskie usloviya, sposobstvuyuschie razvitiyu umenij samoorganizacii vremeni studentov vuza. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. 2011; № 3 (220): 100 - 105.

10. Maslova N.F. Problema vremeni vpedagogicheskomprocesse. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orel, 1985.

11. Rabina E.I., Dyorina N.V. The influence of the students' time self-organization skills on competitiveness level. Humanitarian and Pedagogical Research. 2021; T. 5, № 2: 22 - 26.

12. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A., Ponomarenko V.A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhennyh situaciyah. Psihologicheskij aspekt: monografiya. Minsk: Universitetskoe, 1985. - 206 s.

13. Gasanenko E.A. Formirovanie gotovnosti studentov tehnicheskogo vuza k proekiirovaniyu professional'nogo imidzha. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2019.

Статья поступила в редакцию 12.05.22

УДК 378

Slepuhina A.S., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: slepuhlna.alena@bk.ru

TRAINING OF FUTURE SPEECH THERAPY TEACHERS FOR FULL-FLEDGED WORK IN THE FIELD OF CORRECTIONAL EDUCATION IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article under analysis discusses problems induced by a new digital education format, requiring some new methods for training of young specialists. The purpose of the study is to consider the information competence formation in pedagogical university students. The article reveals a problem of consistent information competence formation of students in pedagogical higher educational establishments. Various models, forms and methods of training have been studied and considered for a long time so that young specialists can adapt, create and apply the capabilities to the latest digital technologies. The theoretical analysis of scientific literature revealed the depth of the problem being studied. At this educational stage, the basic fundamental knowledge is being laid so that to be consolidated and developed in due time. The obtained research result is in the statement of the fundamental competencies of a speech therapist teacher and in the analysis of professional pedagogical competency modeling from the point of view of the introduction of digital technologies into the educational process in modern conditions. A number of methods, such as theoretical analysis, comparison, synthesis and deduction, were used when writing the article. The result of the conducted research is the identification of the main features in the process of training students to be SLP specialties, forming necessary information competence. In the modern world, a speech therapist teacher should learn as quickly as it is required, they should master and implement modern technologies in the educational process. It is also important to use and implement different effective forms in correctional work, with the focus on the specifics of speech therapy activities, as well as to develop competencies that could contribute to effective work of specialists in perspective, taking into account not only their professional qualities as specialists, but also the educational process particularities. The issue of creating effective conditions for correctional specialists training, revealed in the article, has undoubtedly great research opportunities, since the digital educational environment is constantly developing, being regularly updated.

Key words: speech therapist teacher, electronic educational environment, information competence, training.

А.С. Слепухина, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ К КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с цифровым форматом образования, который требует новых методов обучения молодых специалистов. Целью исследования является рассмотрение этапов формирования информационной компетентности в педагогических вузах. Раскрыт вопрос об особенностях моделирования информационной компетентности у студентов дефектологического направления. Сегодня изучаются и рассматриваются различные модели, формы и методы обучения, чтобы молодые специалисты могли адаптировать, создавать и применять возможности новейших цифровых технологий. Теоретический анализ научной литературы позволил выявить степень изученности рассматриваемой проблемы. На данном этапе происходит формирование основы, то есть закладываются важнейшие фундаментальные знания, которые необходимо закреплять и развивать. Результатом полученного исследования является выявление основополагающих компетенций учителя-логопеда и анализ моделирования профессиональных педагогических компетенций в современных условиях с точки зрения использования современных технологий в коррекционно-образовательном процессе. Теоретический анализ, сравнение, синтез и дедукция позволили выявить специфику формирования информационной компетентности. В результате проведенного исследования выявлены основные особенности подготовки студентов дефектологических специальностей в процессе формирования у них информационной компетентности. В современном мире учитель-логопед должен максимально быстро учиться, осваивать и внедрять современные технологии в образовательный процесс, важно использовать эффективные формы в коррекционную работу, учитывая специфику логопедической деятельности. Следует развивать компетенции, способствующие эффективной работе будущих специалистов с учетом не только профессиональных качеств специалиста, но и специфики образовательного процесса. Вопрос о создании эффективных условий обучения коррекционных специалистов, отраженный в статье, имеет большие перспективы исследования, поскольку цифровая образовательная среда постоянно развивается и обновляется.

Ключевые слова: учитель-логопед, электронная образовательная среда, информационная компетентность, обучение.

Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что вопросы эффективной подготовки учителей-логопедов к успешной реализации коррекционной работы с использованием электронной образовательной среды являются важными и требуют особого внимания. В 21 веке рассмотрение проблемы повышения качества образования стало наиболее активным в условиях ин-

форматизации всего общества. Вопросы реализации, организации и осуществления современного образования вызывают научный интерес. Следует отметить, что на сегодняшний день много исследований посвящено развитию информационной компетенции, однако практическое использование в процессе обучения электронной образовательной среды в разы меньше.

Цель настоящего исследования: рассмотреть пути повышения качества подготовки логопедов для реализации образовательной программы в условиях электронной образовательной среды.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить условия формирования информационной компетентности.

2. Раскрыть особенности формирования информационной компетентности в процессе подготовки учителей-логопедов.

3. Определить составляющие звенья информационной среды учителя-логопеда.

Научная новизна представленной статьи заключается в теоретическом анализе современных работ и разработке рекомендаций по повышению уровня подготовки педагогов к использованию информационно-образовательной среды.

Теоретическая значимость статьи проявляется в расширении знаний о возможности формирования информационной компетентности в образовании студентов.

Практическая значимость исследования заключается в использовании в процессе обучения средств моделирования электронной образовательной среды, что позволит сформировать у студентов информационную компетентность, потребность в которой нарастает во всех сферах деятельности будущих специалистов.

Существуют исследования, свидетельствующие о низкой эффективности реализации электронной информационно-образовательной среды, хотя современное общество обладает всеми базовыми знаниями в области информационных технологий, но все же это не дает возможности качественно обеспечить подготовку будущих специалистов согласно требованиям, предъявляемых в современном образовании.

В работах Н.Ф. Радионовой, И.А. Зимней, А.В. Хуторского рассматриваются основы компетентностного подхода в современном образовании. Изучив исследования, можно отметить, что в свете современных преобразований, происходящих в обществе, к специалисту предъявляются довольно обширные требования. Человек должен обладать определенным набором личных качеств, которые он может использовать для выполнения определенной работы и успешного решения поставленных задач, именно набор личных качеств представляет собой компетентность.

В исследованиях А.В. Хуторского выделяется семь основных групп: «общекультурные, социально-трудовые, учебно-познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные и личностного самосовершенствования» [1]. Выделить ведущую компетентность довольно сложно, так как ею становится та, благодаря которой возможно достижение поставленных целей. В зависимости от условий внешней среды и поставленных задач группа ведущих компетенций может измениться.

Согласно И.А. Зимней, компетентности делятся по трем категориям: «1) деятельностные компетентности - относящиеся к деятельности человека (информационные технологии, профессиональные качества, познавательная деятельность; 2) социальные компетентности - относятся к социальному взаимодействию социальной среды (общение и коммуникации) и человека; 3) личностные компетентности - относятся к человеку как личности, субъекту общения, деятельности (сбережение здоровья, ценностно-смысловая ориентация, патриотизм, самообразование, саморазвитие, рефлексия, профессиональное развитие и др.)» [2].

Не стоит забывать, что цифровые компетенции педагогических работников представляют собой ресурс, который возможно использовать с целью увеличения своей продуктивности и ценности. Данное предположение находит отражение в работе И.Ю. Духовникова, отметившего, что здоровая конкуренция между учителями способствует мотивации коллег к развитию.

Следует принимать во внимание, что формирование информационной компетенции учителей невозможно без влияния образования, так как с информационной компетентностью формируется и информационная культура педагогического сообщества. Данный вопрос рассмотрен в статье М.В. Мигачевой и В.А. Ивашовой [3].

При формировании профессиональной компетентности необходим комплексный подход, данное положение отражено в работах А.В. Фоминой [4]. Комплексный подход основан на совместном использовании образовательных технологий и методов. Например, возможно использование метода кейсов в процессе проектной деятельности с применением современных образовательных технологий.

И.Я. Лернер «представляет информационную компетенцию как динамичный процесс взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом и расширение системы личностных ценностей».

Е.Э. Кригер, Г Г Садыкова и И.А. Зубкова отмечают, что «информационная компетенция - это процессуальный, динамичный характер некой деятельности личности, выступающей как продуктивная форма мышления, которая обеспечивает приращение принципиально новой информации» [5].

Многие учебных заведения во всех странах мира запускают электронные проекты. Самый распространённый на сегодняшний день - это электронная библиотека. Ведущие страны ставят перед собой цель снижение производства бумажных материалов, что способствует созданию, развитию и внедрению элек-

тронных учебников и материалов. Цифровые программы и материалы возможно использовать с помощью телефонов, компьютеров и планшетов. Многие школы уже активно используют данные технологии, несмотря на трудности, с которыми сталкиваются. Распространенность мобильных устройств и доступность Интернета способствуют появлению новых образовательных программ. Уже сегодня ведущие страны мира занимаются разработкой комплекса стандартов образовательных технологий.

Рассматривая степень изученности данной проблемы исследования, можно прийти к выводу о том, что формирование информационной компетенции учителей-логопедов в процессе использования информационной образовательной среды находится на начальном этапе обучения будущих коррекционных специалистов, где формируются и закладываются фундаментальные знания и умения. Важно понимать, что педагогам необходимо непрерывно совершенствовать и тренировать навыки и умения в области информационных технологий для эффективного применения полученных знаний в процессе обучения. Изменения современных условий реализации образовательного процесса требует от педагогов не только обладания фундаментальными знаниями, но и развития новых информационных компетенций. Педагогам важно в ходе профессиональной деятельности использовать и совершенствовать свои навыки и умения в области современных технологий с целью применения в образовательном процессе, что будет способствовать налаживанию эффективных механизмов работы и реализации образовательных программ.

Изучив научные исследования, возможно предположить, что электронная образовательная среда (ЭОС) подразумевает ИКТ-инфраструктуру. Электронная образовательная среда реализуется посредствам программного и технического оснащения всех участников процесса, а информационные компетенции выступают как навык по использованию электронной образовательной среды.

Рассматривая проблему согласно главной цели общего образования, предоставления социального личного опыта, а также обучения основным видам деятельности, позволяющим в полном объеме овладеть практическим опытом и получить необходимые навыки продуктивной деятельности в современном обществе, можно утверждать, что одной из ключевых компетенций является информационная компетенция. Возможность использовать в своей деятельности информационные технологии является показателем эффективности педагога, обладание информационной компетенцией на сегодняшний день является ведущей, что способствует решению обозначенных проблем. Подчеркнем, что все исследователи отмечают тенденцию внедрения и использования информационных технологий в коррекционно-образовательной деятельности. Но очень мало методистов, которые изучили бы методологические и теоретические подходы к использованию ресурсов информационных технологий.

В настоящее время информационно-образовательной среда активно используется в процессе коррекционно-образовательной деятельности, что, в свою очередь, вызывает открытые дискуссии.

Для педагогов основными проблемами являются следующие: недостаточная компьютерная грамотность для использования современного обеспечения, нехватка опыта качественного использования электронной образовательной среды, отсутствие рабочих и успешных кейсов, направленных на реализацию образовательной деятельности, отсутствие представления о том, как успешно организовать и реализовать образовательный процесс с помощью электронной образовательной среды. Данные вопросы возникают в связи с низким уровнем владения механизмами информационных технологий. Это свидетельствует о несформированной информационной компетентности, что, в свою очередь, ведет к трудностям в использовании электронной образовательной среды.

Учитель-логопед, владеющий информационной компетентностью, может организовать занятие таким образом, что ученик будет заинтересован и включён в работу. Важно понимать, что цифровая компетенция развивается во всех сферах жизни современного общества, а педагогическая деятельность требует более тщательной проработки и анализа. На наш взгляд, важно не только понимать, как эффективно организовать образовательный процесс, но и учитывать работу высших психических функций учеников. Электронная образовательная среда позволяет действовать ученику и педагогу синхронно в режиме онлайн-времени. Для взаимодействия могут быть использованы онлайн-доски, дополнительно -программы связи и соответствующее программное обеспечение. Также в рамках электронной образовательной среды педагог и ученик могут действовать асинхронно, данный режим позволяет ученику работать самостоятельно, без участия педагога. Но в этом случае педагогом должны быть правильно подобраны цифровые материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

На основе проведенного анализа современных научных работ выявлены и представлены основные звенья цифровой компетенции. Информационные компетенции должны включать шесть взаимосвязанных звеньев. Первое звено включает способность педагога к самостоятельному сбору и обработке информации. Второе звено содержит методологическое использование полученных данных с учетом индивидуальных особенностей ученика. Третье звено связано с созданием соответствующей обстановки для реализации деятельности в условиях электронной образовательной среды. Четвертое звено связано со способностью оценить эффективность своей деятельности и при необходимости внести соответствующие коррективы в образовательный процесс. Пятое звено включает коммуникативные навыки педагога, необходима успешная коммуникация между

педагогом и учеником, создание условий, компенсирующих отсутствие личного контакта. Заключительное, шестое звено связано с внешними факторами, в зависимости от которых необходима пластичность.

Из выделенных звеньев возможно определить восемь основных цифровых составляющих информационной компетенции: качественный поиск и сбор информации, соблюдение правил безопасности в Интернете, доступное хранение и использование информации, эффективный процесс обучения, результативное взаимодействие абсолютно со всеми участниками процесса, доступная коммуникация, постоянное развитие цифровой грамотности, учет особенностей нервной системы детей в рамках электронной образовательной среды.

Реализация образовательной деятельности в условиях электронной образовательной среды считается творческой частью педагогической деятельности. Но при этом требует от педагога овладение новейшими технологиями и планомерности действий. Стремительно формируется тенденция адаптации современных разработок, применяемых с целью формирования персональных учебных сред, т. е. учебная среда постепенно расширяется, выходит за рамки привычных для всех кабинетов.

Для реализации образования в новой учебной среде необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, формирование образовательной культуры с учетом особенностей поколения, продумать стратегию включения в образовательный процесс и оценку эффективности каждого обучающегося.

Особое внимание уделено развитию информационной компетентности, потому что сейчас мы проживаем смещение парадигм преподавания, а также наблюдаем новые коллаборации в моделях обучения, все чаще используются открытые информационные ресурсы, собственные мобильные устройства, а также наблюдается переход на областные сервисы и их развитие [6].

На деятельность учителя-логопеда влияет социальная среда, сейчас существует спрос на информационно-образовательные среды в коррекционно-обра-зовательном процессе. В процессе практических занятий происходит подготовка к практике. Значительная часть подготовки студентов проходит на базе образовательных учреждений, что дает возможность педагогам организовать моделирование ситуаций, в которых отражаются условия электронной образовательной среды. Это дает возможность представить ход реальной работы, что позволяет подготовить студента к предстоящим трудностям и дать время на доработку допущенных ошибок. Моделирование позволяет студентам формировать рабочее пространство, уметь ориентироваться в нем и изменять. Работа с детьми начинается с коммуникации, далее происходит диагностика речевого развития и составление дальнейшего маршрута работы. Затем начинается проведение индивидуальных и групповых занятий с учетом особенностей коррекционно-об-разовательной деятельности. Так как детям с нарушениями речи требуется предоставление определённых условий для реализации занятия, важно не просто смоделировать образовательный процесс с использованием электронной образовательной среды, но и показать уязвимые места и выстроить путь преодоления возможных трудностей в процессе работы. Студенты могут отрепетировать пред-

Библиографический список

стоящую работу, а также развить в себе навык ориентировки в непредвиденных условиях, что позволит осознать особенности содержания логопедической работы и сформировать необходимые умения и навыки.

Такое направление в подготовке студентов к профессиональной коррек-ционно-образовательной деятельности способствует одновременной актуализации теоретических знаний и их непосредственному практическому применению. Это позволяет обеспечить компетентностный подход в процессе обучения. Обеспечение педагога необходимым набором навыков и умений позволит будущего педагогу варьировать своими способностями в электронной образовательной среде.

В заключение необходимо ответить, что на данный момент огромное внимание научного сообщества направлено на срочное и быстрое формирование информационной компетенции. Важно понимать, что данные требования диктует нам современное общество, которое находится в постоянном развитии, а обладание информационной компетенцией является ещё одним витком в развитии современного общества в целом, захватывая все сферы жизни. Современным коррекционным педагогам важно не только владеть информационной компетенцией, но и уметь эффективно её использовать с учетом специфического построения образовательного процесса. Меняющаяся среда требует специфических, новых условий для формирования компетенции, которые должны мотивировать студента и вызывать у него интерес. Только так возможно систематическое и целенаправленное обучение. Учитель-логопед должен обучаться новым методам коррекционного воздействия, что, в свою очередь, влечет новые виды взаимодействия и использования новых и модернизованных педагогических технологий, позволяющих добиться продуктивной работы. Совершенствование и развитие информационной компетенции - цель, которую ставят перед собой педагоги всех образовательных учреждений. Обладание информационными компетенциями позволить создать непрерывное обучение для учеников вне зависимости от места нахождения и внешних условий. Составляющие звенья информационной компетенции позволяют овладеть технологией эффективно и продуктивно. Взаимодействие в информационной образовательной среде создает не только почву для развития новых компетенций педагогов, но и дает возможность создания новых условий для реализации образовательного процесса. Умение использовать современные информационные технологии не является показателем овладения информационной компетентностью - только умение использовать электронную образовательную среду и реализовывать успешно поставленные задачи может свидетельствовать о форсированности компетенции. Эффективность профессиональной деятельности современного учителя-логопеда зависит от готовности использовать информационно-образовательную среду при реализации образовательного процесса. Условия формирования информационной компетенции требует междисциплинарной интеграции вузовского обучения, развития у студентов навыка совершенствования педагогического мастерства, сбора и систематизации информации, а также умения ориентироваться в меняющихся условиях образовательной среды.

1. Khutorskoi A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoye posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenii. Moskwa: Publising centre «Academy», 2018.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Москва: ИЦ ПКПС, 2018.

3. Мигачева М.В., Ивашова В.А. Цифровая компетентность современного педагога в условиях электронной образовательной среды. KANT. 2019; № 2 (31): 101 - 104.

4. Фомина A.B., Осипова Л.А., Сликишина И.В. Интерактивное обучение как средство формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования. Современное педагогическое образование. 2020; № 12: 65 - 69.

5. Зубкова Т.И. Формирование информационной компетентности слабоуспевающих обучающихся. Екатеринбург 2018.

6. Хафизова Н.Ю. К вопросу о влиянии информационно-образовательной среды школы на профессиональное развитие педагога. Инновационная наука. 2016; № 3-2 (15). References

1. Khutorskoi A.V. Pedagogicheskaya innovatika: uchebnoye posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenii. Moskwa: Publising centre «Academy», 2018.

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnostikakrezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Moskva: IC PKPS, 2018.

3. Migacheva M.V., Ivashova V.A. Cifrovaya kompetentnost' sovremennogo pedagoga v usloviyah 'elektronnoj obrazovatel'noj sredy. KANT. 2019; № 2 (31): 101 - 104.

4. Fomina A.V., Osipova L.A., Slikishina I.V. Interaktivnoe obuchenie kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 12: 65 - 69.

5. Zubkova T.I. Formirovanie informacionnojkompetentnosti slabouspevayuschih obuchayuschihsya. Ekaterinburg, 2018.

6. Hafizova N.Yu. K voprosu o vliyanii informacionno-obrazovatel'noj sredy shkoly na professional'noe razvitie pedagoga. Innovacionnaya nauka. 2016; № 3-2 (15).

Статья поступила в редакцию 23.05.22

УДК 37.091.39

Starodubtseva E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: easma@ya.ru

THE USE OF ORIGINAL ENGLISH-LANGUAGE TEXTS OF ECONOMIC MEDIA AS A WAY TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING PROFESSIONAL ENGLISH. The article discusses application of original economic texts in the course of teaching professional English to students of economic fields. Due to the fact that textbooks have been written for more than one year, during this time their materials have already become somewhat outdated. As a result, it is necessary to compensate for this obsolescence by attracting fresh materials published on open English-language economic websites. In connection with the tasks set in the article, the concept of "discourse" is studied. The role and significance of economic discourse is analyzed. English is considered as the main means of international communication. The main features of the language and style of English-language economic texts are also determined. Examples of the use of a number of linguistic means in economic texts that give the text a more emotional coloring are given. The issues of translation of headings of economic texts are considered separately. Examples of the use of neologisms, phraseological units, etc. are given. The necessity of teaching economic translation as a kind of special translation is considered.

Key words: economic discourse, special translation, quality of education, professional English.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.