Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернявская Светлана Александровна

В статье освещаются проблемы и перспективы развития системы повышения квалификации научно-педагогических кадров. На современном этапе высшая школа предъявляет особые требования к профессионально-личностным качествам и к научно-педагогической деятельности преподавателей вузов. Информатизация высшего образовании требуют использования новых подходов к организации образовательного процесса и процесса обучения студентов. Показано, что ведущие модели и технологии повышения квалификации научно-педагогических кадров должны опираться на понимание субъекта научно-исследовательской деятельности. Раскрыт системный характер и высокий уровень интеллектуализации научно-педагогической деятельности. Охарактеризованы основные подходы непрерывного профессионального образования: системно-деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный. Раскрыты принципы обучения взрослых, на которые опирается система повышение квалификации научно-педагогических кадров. Описаны актуальные направления системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, которые учитывают современные тенденции развития высшего образования. Показана необходимость внедрения различных по содержанию курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров по информатизации образовательного процесса, по применению активных и интерактивных технологий обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернявская Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article highlights the problems and prospects for the development of a system for advanced training of scientific and pedagogical personnel. At the present stage, higher education makes special demands on professional and personal qualities and on the scientific and pedagogical activities of university teachers. Informatization of higher education requires the use of new approaches to the organization of the educational process and the process of student learning. It is shown that the leading models and technologies for advanced training of scientific and pedagogical personnel should be based on the understanding of the subject of research activities. The systemic nature and high level of intellectualization of scientific and pedagogical activity are revealed. The main approaches of lifelong professional education are characterized: system-activity, competency-based and student-oriented. The principles of adult education, on which the system of advanced training of scientific and pedagogical personnel is based, are disclosed. The current directions of the system of advanced training of scientific and pedagogical personnel are described, which take into account modern trends in the development of higher education. The need for the introduction of various training courses for scientific and pedagogical staff on the informatization of the educational process, on the use of active and interactive learning technologies in higher education is shown.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Повышение квалификации научно-педагогических кадров: проблемы и перспективы

Чернявская Светлана Александровна,

Кандидат социологических наук, доцент, доцент, Высшая школа медиа, коммуникаций и сервиса, Тихоокеанский государственный университет E-mail: S.A. Chern@mail.ru

В статье освещаются проблемы и перспективы развития системы повышения квалификации научно-педагогических кадров. На современном этапе высшая школа предъявляет особые требования к профессионально-личностным качествам и к научно-педагогической деятельности преподавателей вузов. Информатизация высшего образовании требуют использования новых подходов к организации образовательного процесса и процесса обучения студентов. Показано, что ведущие модели и технологии повышения квалификации научно-педагогических кадров должны опираться на понимание субъекта научно-исследовательской деятельности. Раскрыт системный характер и высокий уровень интеллектуализации научно-педагогической деятельности. Охарактеризованы основные подходы непрерывного профессионального образования: системно-деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный. Раскрыты принципы обучения взрослых, на которые опирается система повышение квалификации научно-педагогических кадров. Описаны актуальные направления системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, которые учитывают современные тенденции развития высшего образования. Показана необходимость внедрения различных по содержанию курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров по информатизации образовательного процесса, по применению активных и интерактивных технологий обучения в высшей школе.

Ключевые слова: повышение квалификации, научно-педагогические кадры, научно-исследовательская деятельность, преподавательская деятельность, преподаватель.

о

U

со

см

см

Z

272

Проблемы и перспективы развития системы повышения квалификации научно-педагогических кадров в настоящее время становятся предметом научно-практической дискуссии. Инновационные процессы в системе высшего образования на современном этапе предъявляют все усложняющие требования к профессионально-личностным качествам и к научно-педагогической деятельности преподавательского состава Вузов. Отечественная система высшего образования обладает фундаментальной научной базой, однако наступившая эпоха информатизации и глобализации в образовании требует использования новых подходов к организации деятельности высшей школы и к личностно-профессиональным качествам преподавателей Вузов.

Основные модели, цели и направления, технологии и используемые приемы и методы повышения квалификации научно-педагогических кадров, в первую очередь, должны подчиняться механизмам и закономерностям становления субъекта научно-исследовательской и преподавательской деятельности, которые на разных этапах профессионального становления имеют свою специфику. В структуру профессиональной деятельности преподавателя Вуза входят разные по содержанию виды профессиональной деятельности, в частности преподавательская, научно-исследовательская, административно-организационная, научно-просветительская деятельность. Профессиональная деятельность научно-педагогических кадров включает «этапы обучения в аспирантуре, защиты кандидатской диссертации, подготовки и защиты докторской диссертации, создание научной школы» [3, с. 395]. Следует отметить высокий уровень интеллектуализации профессиональной деятельности научно-педагогических кадров, которая воплощается в получении нового знания. В научной деятельности «основными научными продуктами, в которых, как предполагается, должно быть отражено это новое добытое знание, являются публикации, как итог - докторская диссертация» [3, с. 313-414]. Другим, не менее важным видом деятельности научно-педагогических кадров, является преподавательская деятельность. Высокое качество образовательного процесса в вузе определяется «личностью преподавателя, его методической, педагогической и психологической подготовленностью» [1, с. 24].

Сложный, многоуровневый и многокомпонентный характер профессиональной деятельности научно-педагогических кадров определяет и комплексный характер решаемых задач повышения квалификации в системе непрерывной профес-

сиональной подготовки. Система непрерывного образования научно-педагогических кадров в современных условиях информатизации образовательного процесса, реализации системно-деятельностного и лежащего в его основе компе-тентностого и личностно-ориентированного подходов в отечественном высшем образовании находится на этапе активного развития, что связано как с обновлением его содержания, так и с поиском новых методологических и технологических подходов к повышению квалификации научно-педагогических кадров. С другой стороны, система непрерывной профессиональной подготовки научно-педагогических кадров опирается на принципы образования взрослых, которое строится на основе технологий, обусловленных принципами личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Повышение квалификации научно-педагогических кадров опирается на следующие принципы обучения взрослых: принцип самоопределения и самостоятельности; принцип совместной деятельности и опоры на субъектный; принцип системности и контекстности обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип развития образовательных потребностей, рефлексии и осознанности обучения. Реализация данных принципов обусловлено переходом от традиционной к личностно-ориентированной и компетент-ностной модели обучения в системе повышения квалификации научно-педагогических кадров [2].

Изложим актуальные направления системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, учитывая современные тенденции развития высшего образования. В первую очередь, необходимо отметить информатизацию высшего образования, широкое внедрение цифровых технологий обучения в высшей школе. Успешная интеграция цифровых технологий в учебный процесс требует пересмотра роли преподавателя в образовательном процессе Вуза. Сегодня возникла острая необходимость внедрения различных по содержанию курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров по информатизации образовательного процесса, использования цифровых средств обучения, оценки и контроля знаний студентов, учебных программ и учебных курсов на основе цифровых технологий обучения [4].

Внедрение активных, интерактивных технологий, тренинговых методов обучения в образовательный процесс Вуза предъявляет новые требования к профессиональным и личностным качествам научно-педагогических кадров. Активное применение преподавателями Вуза интерактивных и тренинговых методов обучения «зависит от уровня овладения ими соответствующими знаниями и технологиями, сформированного комплекса личностных и профессиональных способностей, мотивационно-ценностной сферы, от качества разработанной программы подготовки» [1, с. 65]. В связи с этим актуализируется потребность в реализации программ профессиональной подготовки преподавателей Вуза к использова-

нию интерактивных, тренинговых методов обучения студентов. При реализации программ повышения квалификации научно-педагогических кадров по обучению применения активных и интерактивных технологий обучения в высшей школе должна учитывать то, что отличительной особенностью тренинга для вузовских преподавателей является то, что «слушатели, которые в силу своих профессиональных обязанностей статуса сами являются преподавателями, часто критически относятся к самому факту обучения их новым методам и технологиям» [1, с. 74]. Целевым ориентиром реализации данных программ обучения научно-педагогических кадров должны стать формирование компетенций, которые «необходимы для погружения в тренинговую деятельность, развиваемые в рамках целенаправленной подготовки к использованию тренинга в учебно-воспитательном процессе вуза» [1, с. 48]. В связи с этим в системе повышения квалификации данные программы обучения среди преподавателей Вуза должны проводиться на основе принципов личностно-ориентированного подхода, опираясь на личностные особенности и субъектный опыт преподавательской деятельности слушателей.

Таким образом, перспективы развития, основные направления и технологии в системе непрерывной профессиональной подготовки научно-педагогических кадров, обусловлены, с одной стороны современными концептуальными подходами к образованию взрослых, с другой - актуальными направлениями развития высшего образования, связанными с информатизацией образовательного процесса, с повышением интерактивности и активности субъектов обучения в высшей школе.

Литература

1. Долгополова Л.В. Педагогические условия подготовки преподавателей вуза к использованию тренинговых методов обучения: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Армавир, 2020. - 205 с.

2. Копылова А.В. Реализация андрагогического подходов системе повышения квалификации педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 3 (11). -С. 75-79.

3. Разина Т.В. Структурно-функциональная организация и генезис мотивации научной деятельности: дис. ... доктора психологических наук: 19.00.03. - Ярославль, 2016. - 872 с.

4. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 344 с.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PERSONNEL: PROBLEMS AND PROSPECTS

Chernyavskaya S.A.

Pacific State University

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

The article highlights the problems and prospects for the development of a system for advanced training of scientific and pedagogical personnel. At the present stage, higher education makes special demands on professional and personal qualities and on the scientific and pedagogical activities of university teachers. Informatization of higher education requires the use of new approaches to the organization of the educational process and the process of student learning. It is shown that the leading models and technologies for advanced training of scientific and pedagogical personnel should be based on the understanding of the subject of research activities. The systemic nature and high level of intellectualization of scientific and pedagogical activity are revealed. The main approaches of lifelong professional education are characterized: system-activity, competency-based and student-oriented. The principles of adult education, on which the system of advanced training of scientific and pedagogical personnel is based, are disclosed. The current directions of the system of advanced training of scientific and pedagogical personnel are described, which take into account modern trends in the development of higher education. The need for the introduction of various training courses for scientific and pedagogical staff on the informatization of the educational process, on the use

o

u

CO

OJ

CM

z

274

of active and interactive learning technologies in higher education

is shown.

Keywords: advanced training, scientific and pedagogical staff, research activities, teaching activities, teacher.

References

1. Dolgopolova L.V. Pedagogical conditions for the preparation of university teachers for the use of training methods of teaching: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. - Armavir, 2020. - 205 p.

2. Kopylova A.V. Implementation of andragogical approaches to the system of advanced training of teachers // Vocational education in Russia and abroad. - 2013. - No. 3 (11). - P. 75-79.

3. Razina T.V. Structural and functional organization and the genesis of the motivation of scientific activity: dis. ... doctor of psychology: 19.00.03. - Yaroslavl, 2016. - 872 p.

4. Difficulties and prospects of digital transformation of education / edited by A. Yu. Uvarova, I.D. Frumin. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. - 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.