ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Возгова Зинаида Владимировна
канд. пед. наук, доцент, ЧГПУ, г. Челябинск E-mail: vozgovazv@cspu. ru
INNOVATINE RESOURCES OF LIFELONG QUALIFICATION ENHANCEMENT SYSTEM OF SCIENTIFIC-AND-PEDAGOGICAL PERSONNEL
Zinaida Vozgova
Candidate. Pedagogical., Associate Professor of Chelyabinsk State
Pedagogical University, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
Оэвременный период развития системы дополнительного профессионального образования отмечен переходом к непрерывному повышению квалификации работников, заинтересованностью высшего руководства страны проблемами непрерывного образования, появлением новых форм, технологий и содержания повышения квалификации. Анализ нормативно-правовых документов, историкопедагогический анализ системы профессионального образования, образовательная практика в ЧГПУ позволили выделить инновационные тенденции развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников.
ABSTRACT
The lifelong qualification enhancement can be understood as an organized purposeful process aimed at the raising the level of professional skills by improving professional competences in compliance with the new socio-and-economical, technological and international requirements and standards. The goal of this study is to examine innovative resources of lifelong professional development system. Research indicates that integration of this system into educational practice of Chelyabinsk State Pedagogical University provided a significantly positive development of lifelong advanced training.
Ключевые слова: непрерывное образование; непрерывное повышение квалификации; профессиональное развитие; научнопедагогические работники.
Keywords: lifelong education; lifelong qualification enhancement; professional development; scientific-and-pedagogical personnel.
Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление социальной роли личности, возрастающая гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Сформулированная в Российской Федерации задача перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, продиктованная темпами развития, выдвигает проблему модернизации системы повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников.
Современный этап развития системы повышения квалификации характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях повышения квалификации педагогов. В Российской Федерации сложилась многоуровневая система повышения квалификации учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Основополагающие принципы этой системы:
• сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием,
• непрерывность повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности,
• согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы повышения квалификации,
• опережающий характер повышения квалификации с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта.
Сегодня учителя, руководители школ и работники органов народного образования проходят курсы повышения квалификации при ИПК, ИУУ, педагогических вузах, научно-исследовательских учреждениях РАО. Этими же учреждениями проводятся различные тематические, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы повышения квалификации позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности научнопедагогических работников, оперативно оказывать им необходимую помощь, в том числе и в устранении недостатков в работе.
«Образовательный бум» увеличивает потребность в образованных и профессионально компетентных людях, имеющих
фундаментальную подготовку по своей специальности и готовых к освоению новых знаний и принятию решений в изменяющейся ситуации. Долгое время использовались традиционные подходы к организации и проведению курсов повышения квалификации, предлагались программы для преподавателей, призванных решать поставленные задачи традиционными методами. В процессе обучения основное внимание обращалось на усвоение отработанных методов и алгоритмов решения возникающих задач и проблем.
На современном этапе предполагается предоставление услуг дополнительного профессионального образования, направленного на создание условий для формирования у преподавателя новых компетенций. Качество обучения определяет профессиональная компетентность преподавателей, она требует непрерывного совершенствования. Помимо базовой профессиональной подготовки, включающей психолого-педагогическую составляющую, преподаватель современного вуза должен обладать умениями, связанными с уровнем владения современными образовательными технологиями, прикладными навыками их использования. Задачи модернизации педагогического образования могут быть успешно решены только в тесной связи системы вузовской подготовки с системой ДПО научно-педагогических работников высшей школы на основе сохранения фундаментальности высшего образования и соответствия актуальным потребностям заказчиков образования — личности, рынка труда, государства. Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции работников образования.
Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели школы требуют в настоящее время качественного повышения уровня профессиональной компетенции, как учителей, так и руководителей образовательных учреждений, а также специалистов органов управления образованием. Необходимо решить проблемы активного включения профессорско-преподавательского корпуса высшей школы в процессы, происходящие в российском обществе. Решение данной проблемы видится нам в интенсификации работы в двух взаимосвязанных направлениях:
• во-первых, — это приобретение преподавателями новых ранее несвойственных им компетенций путем повышения их квалификации;
• во-вторых, — это массовое включение преподавателей в реализацию программ ДПО.
Для реализации этих направлений необходимо разработать новый подход к организации повышения квалификации научно-педагогических работников, который должен включать формирование единой
системы мониторинга и предполагать использование информационных технологий, обеспечивающих статистическое наблюдение за процессом повышения квалификации учреждений ВПО России.
С 2005 года функционирует новая модель формирования госзаказа на повышение квалификации научно-педагогических работников по приоритетным направлениям развития науки и образования на основе целевого финансирования. Характерной особенностью данного подхода является сетевой принцип организации повышения квалификации и постоянный мониторинг хода его проведения. Важно то, что повышение квалификации осуществляют так называемые базовые вузы — вузы, имеющие статус особо ценных объектов культурного наследия, и передовые вузы, реализующие инновационные программы развития образования. Причем вузы, организующие и проводящие повышения квалификации, могут меняться, что позволяет отбирать наиболее перспективные и появляется возможность варьировать их распределение по федеральным округам, управляя процессом повышения квалификации.
Также важным моментом является осуществление мониторинга с целью координации и контроля деятельности учреждений, реализующих программы повышения квалификации (базовые вузы) и их потребителей (линейные вузы). Функции мониторинга возложены на Московский институт радиоэлектроники и автоматики (МИРЭА). Основной целью его деятельности является осуществление мониторинга деятельности и участие в контроле за реализацией государственной политики в области повышения квалификации, а также обеспечение единства требований к организации и проведению повышения квалификации на основе системного подхода. Важным инструментом мониторинга является оперативная статистическая информация, позволяющая оценивать ход процесса и вносить необходимые коррективы. Сведения о результатах выполнения программ повышения квалификации достаточно важны для анализа востребованных направлений переподготовки кадров в обществе. Они позволяют прогнозировать направления, перспективные с точки зрения дальнейшего развития и изменения перечня основных программ повышения квалификации. Создание информационной системы мониторинга образовательной деятельности в сфере повышения квалификации научно-педагогических работников дает возможность:
• формировать необходимую выходную статистическую отчетность, включающую прогнозирование наиболее востребованных направлений, специализаций;
• создать инструменты оценки эффективности работы центров повышения квалификации.
Перспективные модели повышения квалификации педагогов России предлагает доктор педагогических наук, профессор, ректор Академии ПКиППРО Э.М. Никитин: модульное построение
программы повышения квалификации; обучение региональных специалистов по основным модульным программам, которые, в свою очередь, организуют обучение в регионах; обучение управленцев на базовых площадках на основе реализации права выбора места повышения квалификации в различных формах (тренинговые занятия, стажировки, мастер-классы и пр.). «Федерально-региональная модель повышения квалификации руководителей и специалистов, — отмечает
Э. М. Никитин, — имеет два базовых основания: подготовка в целях стратегического развития отрасли и в целях освоения новых практик и технологий управления» [5].
Академия ПКиППРО принимает меры по переводу системы повышения квалификации школьных работников на основе принципа нормативного подушевого финансирования, а также реализацию модульных программ повышения квалификации, включающих проектную деятельность и стажировки на базе школ-лидеров. По инициативе АПКиППРО для реализации индивидуализированной модели обучения широко используется опыт лучших учреждений образовании, внедряется кредитно-накопительная система повышения квалификации. В ряде регионов РФ педагоги на цели повышения квалификации получают чеки. Модульно-накопительная система повышения квалификации включает инвариантный и вариативный блоки, разработанные на основе компетентностного подхода и реализуемые в различных организационных формах (мастер-классы, тренинги, деловые игры, работа в малых группах) и методах преподавания (проектный метод, кейс-метод, исследовательские методы и др.). Мощное развитие получают система зачетных единиц, обучение по индивидуальным планам, служба академических консультантов (тьюторов), педагогические мастерские, комплексные целевые программы дополнительного образования как фактор инновационного развития вуза.
В. М. Жураковский, В.М. Приходько, З.С. Сазонов предлагают многокомпонентную систему инновационных программ повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических кадров, включающую три подструктуры: первая — содержит программы образовательных модулей, изучение которых необходимо для повышения уровня психолого-педагогических компетентностей преподавателей, вторая — способствует формированию компетентностей, необходимых для разработки: 1) учебных программ на основе компетентностного
подхода; 2) соответствующего контрольно-измерительного
инструментария; 3) системы оценки трудоемкости учебной работы «на языке кредитов» (зачетных единиц). Третья подструктура включает в себя инновационные программы освоения преподавателями технологий системной подготовки студентов к конкурентоспособной деятельности. Авторы предлагают персонифицированную модель повышения квалификации преподавателей, в которой реализуется постоянно корректируемый, периодически обновляемый и развивающийся банк программ образовательных модулей, включающий инвариантный и инновационный блоки [1].
Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) принял участие в конкурсе по разработке масштабного проекта «Информатизация системы образования». Одно из направлений проекта — программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов». Ведущая идея программы — поддержка инициатив в области формирования сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счет широкого использования средств Интернета. В рамках проекта проведены Интернет-семинары и форумы; осуществлены сетевые формы экспертизы и консультирования, созданы учебные материалы и технологии; сформирована сетевая образовательная среда и пр.
Система повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава является составной частью единой системы непрерывного образования Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ) — ведущего учебного заведения по подготовке педагогических кадров на Южном Урале [3]. Более 20 лет в вузе существует факультет повышения квалификации, в работе которого принимали активное участие А.Ф. Аменд, Ш.А. Амонашвили, И.В. Бестужев-Лада, Б.З. Вульфов, В.И. Долгова, В.И. Загвязинский, В.А. Караковский, Ю.А. Конаржевский, В.М. Опалихин, М.М. Поташник, В.А. Сластенин и др. В 2003 году проведены курсы повышения квалификации ППС Уральского Федерального округа. В 2004 году факультет принял участие в открытом конкурсе повышения квалификации ППС на базе центров педагогических вузов в рамках приоритетного направления Федеральной программы развития образования «Развитие системы педагогического образования, повышение квалификации и переподготовки кадров для системы образования» (лот 5), проводимой Министерством образования и науки РФ.
В последние годы ЧГПУ реализует несколько крупномасштабных проектов: «Разработка программ и учебно-методических
материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов» в рамках гранта
Национального фонда подготовки кадров в области применения информационных технологий в образовании (научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Д. Ш. Матрос); по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2013 годы)».
Поддерживать на высоком уровне компетенцию педагога вуза на протяжении всего периода трудовой деятельности призвана концепция многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров, разработанная учеными Челябинского государственного педагогического университета [2, 4, 6], рассматриваемая как условие сохранения и развития кадрового потенциала вуза, ориентированная на подготовку по «рыночным» профилям обучения на бюджетной и внебюджетной основе молодежи и взрослых. Для реализации модели разрабатываются учебно-методические комплексы, цифровые образовательные программы, укрепляется материальная база.
Таким образом, современный период развития системы дополнительного профессионального образования отмечен переходом к непрерывному повышению квалификации научно-педагогических работников, заинтересованностью высшего руководства страны проблемами дополнительного профессионального образования, появлением новых форм, технологий и содержания повышения квалификации.
Проблема повышения квалификации с середины XX в. рассматривается как элемент непрерывного образования. На современном этапе в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов. Непрерывное повышение квалификации предоставляет каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Новые целевые установки, в основу которых заложен приоритет личности, заставляют акцентировать внимание на повышении уровня общей и профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, на формировании у него потребностей в постоянном профессиональном развитии. Только высокая компетентность научно-педагогических работников, умение самостоятельно формулировать и решать профессиональные задачи, сформированность мотивации к самообучению и саморазвитию, способность к самоанализу и овладение иннова-
ционными образовательными технологиями позволит ему высокоэффективно работать в постоянно меняющихся современных условиях.
Список литературы:
1. Жураковский В. М., Приходько В. М., Сазонова З. С. Инновационные исследования в центре инженерной педагогики // Высшее образование, 2009. № 2. С. 79—81.
2. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой
системы непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров: монография / В. В. Латюшин, В. В. Базелюк, Р. С. Димухаметов, Л. И. Дудина. Челябинск: ООО «Издательство
РЕКПОЛ», 2009. 189 с.
3. Возгова З. В., Садырин В. В. Непрерывное дополнительное образование педагогических кадров в ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»: возможности и пути их решения // Теория и методика профессионального образования: коллективная монография; под ред. проф. Е. Ю. Никитиной. М.: АПКиППРО, 2011. С. 280—290.
4. Методика непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров: монография / З. В. Возгова, Л. И. Дудина,
И. В. Забродина, Л. Г. Корзунова. Челябинск: Цицеро, 2011. 165 с.
5. Никитин Э. М. Модернизация системы повышения квалификации в целях обеспечения перспективных кадровых потребностей школы // Методист. 2008. № 6.
6. Теория и технология непрерывного повышения квалификации
профессионально-педагогических кадров: учебное пособие /
В. В. Базелюк, З. В. Возгова, Р. С. Димухаметов, Л. И. Дудина, И. В. Забродина, Л. Г. Корзунова. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2010. 284 с.