Научная статья на тему 'Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников'

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / LIFELONG PROFESSIONAL DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / DEVELOPMENT OF LIFELONG ADVANCED TRAINING / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / SCIENTIFIC-AND-PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна

В статье дается анализ современного состояния проблемы развития непрерывного педагогического образования. Выявлены основные направления развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. Представлена концептуальная модель развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Возгова Зинаида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FIELD OF LIFELONG PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM FOR SCIENTIFIC-AND-PEDAGOGICAL STAFF

The article deals with the current state of lifelong professional development of scientific-and-pedagogical staff; traces the modern trends in pedagogical advanced training. The conceptual model of lifelong professional development for scientific-and-pedagogical staff is presented.

Текст научной работы на тему «Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников»

ТРИ «М»: МЕТОД — МЕТОДИКА — МЕТОДОЛОГИЯ

УДК 378.937

З.В. Возгова

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников

В статье дается анализ современного состояния проблемы развития непрерывного педагогического образования. Выявлены основные направления развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. Представлена концептуальная модель развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное повышение квалификации, развитие системы непрерывного повышения квалификации, научно-педагогические работники.

В настоящее время все развитые государства мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни — life-long learning). Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в непрерывном образовании, достигает 60—70%, в то время как в Российской Федерации эта доля не превышает 22,4%. В связи с этим приоритетом государственной образовательной политики на 2013—2020 годы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека.

Сформулированная в Российской Федерации задача перехода к непрерывному образованию, продиктованная темпами развития, выдвигает проблему модернизации системы дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). На современном этапе в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образователь-

© Возгова З.В., 2014

116

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации...

ных и профессиональных стандартов. Непрерывное повышение квалификации предоставляет каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Инициированное на федеральном уровне проектное управление модернизацией образования ставит задачу не столько оперативной трансформации системы повышения квалификации научно-педагогических работников в ответ на изменяющуюся ситуацию, сколько становления ее как самоорганизующейся, динамической, проектно-ориентированной системы, развивающейся в опережающем режиме.

В настоящее время основными принципами в сфере развития непрерывного педагогического образования являются [6]:

— повышение уровня квалификации преподавательских кадров; обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

— создание условий для национальных исследовательских и федеральных университетов наряду с вузами — лидерами региональных систем профессионального образования стать базой для развития системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников;

— модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации, качественное обновление педагогического корпуса;

— формирование механизмов опережающего обновления содержания образования, создание высокотехнологичной образовательной среды (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение), дальнейшая индивидуализация образовательных программ;

— государственное финансирование, поддержка педагогических, научных и научно-педагогических кадров, финансирование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также специальная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Различные аспекты развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников рассматриваются в литературе с педагогических позиций (В.Л. Аношкина, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, О.В. Купцов, В.Г. Осипов, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин, Г.А. Ягодин и др.). Становление и развитие системы непрерывного профессионального образования исследованы С.Я. Батышевым, А.П. Беляевой, В.П. Беспалько, Б.С. Гер-шунским, А.М. Новиковым, М.В. Шведским и др., концептуальные положения организации постдипломного образования педагогов отражены в работах Т.Г. Браже, С.Г. Вершловского, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Онушкина и др.

В нашем понимании система непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников представляет собой совокупность образовательных программ, учреждений, их реализующих, а также органов управления

117

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации...

процессом непрерывного повышения квалификации, предоставляющую институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию научно-педагогического работника. Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников — процесс качественных позитивных изменений системы непрерывного повышения квалификации, сопряженная с социально обусловленным преобразованием их внешних и внутренних связей, обеспечивающих актуальный уровень компетентности, социальную востребованность, профессиональную самореализацию, мобильность и конкурентоспособность научно-педагогических работников [1].

По мнению ФГУ ФИРО, образовательные программы повышения квалификации могут быть представлены следующим образом (С.И. Заир-Бек и др.):

• квалификационная программа как специально организованный целенаправленный процесс по достижению лицом более высокого уровня квалификации путем освоения дополнительных и (или) новых профессиональных компетенций для выполнения нового вида профессиональной деятельности или комплексного обновления профессиональных компетенций в рамках одного и того же вида профессиональной деятельности;

• программа профессионального развития как специально организованный целенаправленный процесс по расширению уровня квалификации лица, имеющего или получающего среднее профессиональное и высшее образование, путем совершенствования профессиональных компетенций в соответствии с новыми социально-экономическими, технологическими условиями и (или) российскими и международными требованиями и стандартами.

Концептуальная модель развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников имеет структурную организацию, задается содержанием андрагогического, компетентностного и модульного подходов и морфологически представлена пятью блоками: целевым, теоретико-методологическим, содержательным, полифункциональным, процессуально-методическим, результативным [1]. Охарактеризуем каждый из представленных блоков.

Целевой блок включает определение стратегической миссии, тактической цели и конкретных задач непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических работников. Стратегическую миссию педагогической концепции развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников мы определяем следующим образом: сохраняя традиции и внедряя инновации, система непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников является гарантом удовлетворения актуальных образовательных и интеллектуальных потребностей личности, социальных партнеров и работодателей,

118

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации...

общества и государства. Анализ научной и методической литературы позволил определить тактическую цель непрерывного повышения квалификации — обновление структуры, содержания и технологии непрерывного повышения квалификации в связи с повышением требований к профессиональной компетентности научно-педагогических работников и необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных задач. В качестве актуальных задач, обеспечивающих выполнение стратегической миссии и достижение тактической цели, мы определяем: 1) формирование устойчивой мотивации научно-педагогических работников к непрерывному профессиональному развитию; 2) обеспечение возможности для реализации индивидуальной образовательной траектории научно-педагогических работников для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста; 3) осуществление поэтапного контроля и коррекции результатов развития системы непрерывного повышения квалификации.

Теоретико-методологический блок включает методологический регу-лятив (совокупность андрагогического, компетентностного и модульного подходов) и базис педагогической концепции развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. Анд-рагогический подход (С.И. Змеев, А.И. Кукуев, Л.В. Линевич, З.Н. Сафин, С.А. Филин, Р.М. Шерайзин и др.) как теоретико-методологическое основание общенаучного уровня методологии обеспечивает формирование и прогнозирование результатов развития системы повышения квалификации, ориентированной на полное удовлетворение актуальных и перспективных профессионально-образовательных запросов лиц, занятых научно-педагогической деятельностью. Цель применения андрагогичес-кого подхода заключается в построении системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников, которая основана на субъект-субъектном взаимодействии, обеспечивающем способность слушателей соответствовать актуальной и перспективной образовательной ситуации. К андрагогическим критериям отбора содержания и построения процесса непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников относятся: 1) ведущая роль обучающегося в процессе своего обучения; 2) обеспечение возможности самореализации, самостоятельности, самоуправления; 3) использование жизненного (бытового, социального, профессионального) опыта обучающегося в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег; 4) возможность безотлагательного применения полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; 5) совместная деятельность обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Компетентностный подход (М.Е. Бершадский, В.А. Болотов, Э.Ф. Зе-ер, Д.А. Иванов, В.В. Краевский, Т.М. Ковалева, А.Н. Леонтьев, К.Г. Митрофанов, М.Н. Скаткин, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и др.) к развитию

119

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации...

системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников на конкретно-научном уровне позволяет уточнить цели непрерывного повышения квалификации, его содержание (четырехуровневая структура компетентностной модели: ключевые, общепрофессиональные, профессиональные и предметные компетенции), а также ряд приоритетных компетенций научно-педагогических работников. Цель применения компетентностного подхода заключается в признании значимыми результатов образования за пределами самой системы образования, изменении единиц организации содержания образования и способов оценки эффективности процесса непрерывного повышения квалификации (оценка качества).

Модульный подход (В. Гольшмидт, М. Гольшмидт, А.А. Гучински, К. Курх, В.П. Лапчинская, И.Б. Марцинковский, Н.Д. Никандров, М.С. Те-ресявичине, П.И. Третьяков, П.А. Юцявичине и др.) является методико-технологической основой организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций научно-педагогических работников, в качестве средства ее достижения — модульное построение содержания и структуры непрерывного повышения квалификации. Результат применения модульного подхода нам видится в предоставлении каждому научно-педагогическому работнику, повышающему квалификацию, возможности самостоятельного выбора образовательной траектории, индивидуального продвижения и самооценки результата.

Каузальный анализ и элиминирование множества функций, выполняемых образовательными институтами, позволили нам представить полифункциональный блок концептуальной модели развития непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников следующим образом. Центральной функцией непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников является инновационно-развивающая функция, которая проявляется в комплексной поддержке инновационного процесса, то есть обеспечивает его непрерывность, успешное взаимодействие всех субъектов непрерывного повышения квалификации и преемственность всех его этапов на пути к внедрению инноваций и получению положительного результата от их внедрения, а также обнаружение новшеств, выбор наиболее эффективных и запуск нового инновационного процесса. Результатом реализации инновационно-развивающей функции должно быть изучение, использование и генерирование новшеств теоретической и практической природы в процессе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. Интегративно-аналитическая функция рассматривается нами как способность системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников к обеспечению целостности важной для профессионально-педагогической деятельности и академической мобильности научно-педагогических работников инфор-

120

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации...

мации в целях повышения успешности непрерывного профессионального развития. Основная особенность интегративно-аналитической функции в системе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников состоит в том, чтобы обеспечить целостную ориентировку в профессиональном пространстве с позиций интересов научно-педагогического работника — главного субъекта этого пространства. В этой связи образовательный процесс в системе непрерывного повышения квалификации предполагает такой уровень и характер усвоения его содержания, при котором формируемая профессиональная компетентность и академическая мобильность научно-педагогического работника могут быть успешно реализованы в профессиональной деятельности. Регулятивно-адаптационная функция непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников представлена в создании и закреплении норм профессионально-педагогической деятельности. Их источниками служат педагогические идеи, взгляды, подходы, закрепляющиеся в нормативных источниках, педагогической литературе, моделях педагогической деятельности. Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс.

Одним из основных блоков проектируемой нами модели является содержательный блок. При выявлении конструктов и компонентов модели непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников мы учитывали сущность, назначение и содержание дополнительного профессионального образования, а также объективно существующие факторы, детерминирующие его. Учитывая, что результатом повышения квалификации научно-педагогических работников должна выступить их компетентность в профессиональной деятельности, которая требует непрерывного совершенствования, а также принимая во внимание содержание нормативно-программных документов, регламентирующих процесс повышения квалификации научно-педагогических работников, мы включили в компонентный состав содержательного блока концептуальной модели непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников концептуальный (цель — формирование теоретико-методологических основ личностного освоения содержания программы), развивающий (обеспечивающий профессиональноличностное развитие научно-педагогических работников, формирование у них мотивационно-ценностного отношения к процессу повышения квалификации), интерактивный (цель — формирование информационно-коммуникативной компетентности научно-педагогических работников), рефлексивноаналитический (цель — развитие профессионально-личностной рефлексии научно-педагогических работников) и деятельностно-практический (направленный на формирование умений прогнозировать, структурировать и алгоритмизировать научную и педагогическую профессиональную деятельность).

Процессуально-методический блок содержит научное обоснование методических этапов, отражающих последовательность осуществления про-

121

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации...

цесса непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. Каждый этап направлен на реализацию конкретной цели системы непрерывного повышения квалификации. Так, этап стартовой актуализации направлен на развитие у профессионально-педагогических кадров устойчивых интересов, мотивов потребностей к профессиональному совершенствованию; этап инновационного включения научно-педагогических работников вуза в систему непрерывного повышения квалификации направлен на овладение системой профессиональных компетентностей; этап программно-целевого фасилитационного управления повышением квалификации научно-педагогических работников — на формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к непрерывному профессиональному саморазвитию. Технологической составляющей концептуальной модели является технологическая карта, которая представляет собой описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств [4]. Сущностной характеристикой технологической карты является представление процесса повышения квалификации на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий субъектов образовательного процесса (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

Учитывая структуру непрерывного повышения квалификации научнопедагогических работников, рассмотренную выше, мы определили оценочный инструментарий, описали уровни непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников (прескриптивно-нейтральный, осознанно-позитивный, преобразующе-партисипативный) и прогнозируемый результат, которые в своей совокупности составили результативный блок концептуальной модели развития непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников.

Успешность педагогической концепции развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников может быть обеспечена созданием комплекса организационно-педагогических условий, который учитывает назначение и содержание профессиональной деятельности научно-педагогических работников. К ним мы относим содержательные (актуализация содержания программ непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников; кластерно-концентрическое структурирование курсов и модулей повышения квалификации научнопедагогических работников) и процессуально-технологические (внедрение в непрерывный процесс повышения квалификации научно-педагогических работников активных методов обучения; применение дистанционных образовательных технологий в непрерывном процессе повышения квалификации научно-педагогических работников).

Таким образом, качественное изменение состояния системы непрерывного образования в России должно отвечать перспективному уровню развитию экономики и обогащать потенциал непрерывного развития

122

Педагогическое пространство развития системы непрерывного повышения квалификации...

профессиональных и личностных качеств каждого человека. Современная система непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников основывается на следующих принципах: создание условий для самореализации каждого педагогического работника, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения дополнительного профессионального образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, совершенствование научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена. Потенциал и перспективы применения системы непрерывного повышения квалификации мы определяем: 1) в субъект-субъектном взаимодействии, обеспечивающем способность слушателей соответствовать актуальной и перспективной образовательной ситуации; 2) в возможности организации фасилитирующего управления профессиональным развитием и саморазвитием в течение всей профессионально-педагогической деятельности; 3) в предоставлении научно-педагогическим работникам возможности самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата повышения квалификации; 4) в упорядочивании многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников и обоснованном прогнозировании результатов ее развития; 5) в обеспечении непрерывного профессионального саморазвития научно-педагогического работника, востребованного на рынке образовательных услуг.

Литература

1. Возгова З.В. Развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников: Монография. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. 272 с.

2. Дополнительное профессиональное образование: Сб. норм, правовых и локальных актов, информ. док. и метод, материалов. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 332 с.

3. Ломакина Т.Ю. Концептуальные подходы формирования образовательной траектории личности в системе непрерывного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6 (15). С. 69—77.

4. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Седовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 304 с.

5. Мосичева И.А, Шестак В.П., Гуров В.Н. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. 323 с.

6. Проект Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 —

2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ra/rndex.php?page_

id=5&topic_id=22&sid=25968 (дата обращения: 01.03.13).

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.