УДК 378 ББК 74.480.8
Возгова Зинаида Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Институт дополнительного профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Vozgova Zinaida Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Complementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Применение активных методов обучения в системе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников Active Methods Application in the System Life-Long Professional Development
of Scientific-and-Pedagogical Personnel
В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в непрерывный процесс повышения квалификации научно-педагогических работников; описаны структура и особенности данных методов.
The article deals with the application of active methods in the life-long professional development system of scientific-and-pedagogical personnel; the structure and the peculiarities of the given methods are described.
Ключевые слова: активные методы обучения, непрерывное повышение квалификации, научно-педагогические работники
Key words: active methods, life-long professional development, scientific-and-pedagogical personnel.
В настоящее время непрерывное образование рассматривается как основа жизненного успеха личности, благосостояния нации и конкурентоспособности страны. Процесс профессионального развития становится постоянным, специалист в рамках самой деятельности и на специальных курсах получает новые знания, необходимые для поддержания собственной работоспособности. При этом вопросы методики в системе повышения квалификации становятся все более актуальными в рамках идущего в последние время широкомасштабного процесса совершенствования образовательных программ.
Взяв за основу определение Н.Е Эргановой [5], объект познания методики непрерывного повышения квалификации мы определяем как общественный процесс повышения квалификации научно-педагогических работников
28
средствами изучаемой программы. Предметом являются закономерности методической деятельности преподавателя по совершенствованию профессиональной компетентности работников образования.
В системе повышения квалификации формы и методы, активизирующие познавательную деятельность, выступают «мостиком» между и теорией и собственной практикой специалиста. Они призваны:
■ оказать методическое содействие и расширить возможности учителя в освоении и совершенствовании педагогического мастерства;
■ дать возможность овладеть широким спектром форм, методов и приемов для гибкого построения воспитательных программ, повышения эффективности собственной деятельности;
■ на основе лучшего отечественного и мирового опыта обучить современным принципам разработки программ, а также их методического обеспечения.
Методы и приемы активизации познавательной деятельности педагогов оказываются наиболее пригодными именно для взрослых. Р.М. Грановская подчеркивает, что они «в значительной мере уменьшают давление традиций и стереотипов, сформировавшихся в профессиональной сфере, поскольку новые приемы не конкурируют со старыми, а включаются в иных условиях и при решении иных задач»; они разумно используют жизненный и профессиональный опыт и в них учтены возрастные особенности психики; они направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и на совершенствование различных психических навыков специалистов: усиление способности к анализу «неочищенных» задач, умение управлять своими эмоциями, принимая ответственные решения в неоптимальных условиях [1].
Говорить об активных методах обучения можно условно, имея в виду, что метод сам по себе не может быть ни активным, ни пассивным. Носителем метода является преподаватель, методист, фасилитатор, организатор курсов. Очевидно, что один и тот же метод у одного преподавателя является активным, а у другого - пассивным. Качественный состав группы (образование,
стаж работы и т.п.), психологический настрой ее членов на взаимодействие и ряд других факторов определяют результативность применения активных методов.
Методы активизации познавательной деятельности научнопедагогических работников могут быть различными по форме и содержанию, но в их основе заложен творческий, нестандартный подход к образовательной деятельности, поиск путей отхода от стереотипа, шаблона в мышлении; источником инноваций и диверсификаций является бифуркация, поскольку именно благодаря ей в системе появляются новые решения, в результате бифуркаций решения характеризуются нарушением симметрии, которое является проявлением внутренней дифференциации между системой и ее окружением; диалог, сотрудничество (синергетический подход) как важнейшее средство профессионального роста, взаимообогащения, самокорректировки, предполагающий формирования умений ставить свои и чужие интересы в один ряд (обучение толерантности), имение выработки компромиссного решения, единой позиции; педагогическая рефлексия, включающая обмен опытом, обобщение своего и чужого положительного и отрицательного опыта, что в наибольшей степени способствует пробуждению интереса и потребности в непрерывном самообразовании и самовоспитании [2].
Опыт работы с различными категориями педагогов позволяет сделать вывод о том, что методы активизации познавательной деятельности слушателей курсов системы непрерывного повышения квалификации дают возможность выявить уровень профессиональных знаний и умений применять их на практике, перевести формальные знания в действенные, поставить педагога в позицию активного участника процесса обучения в системе повышения квалификации, создать возможность приобретения опыта и проверки знания, развивать объективную самооценку, вызвать потребность в самообразовании.
Наряду с традиционными методами обучения применяются и нетрадиционные, которые не имеют столь длительной истории применения в учебном процессе вуза и в системе дополнительного профессионального образования,
как традиционные. Понятие «нетрадиционный» метод обучения нередко выступает как синоним понятия «активный», хотя это не одно и то же. Активными могут быть и традиционные методы: все зависит от преподавателя в их использования в работе со слушателями. Под активными методами обучения мы понимаем такие методы, при которых явным образом активизируется деятельность участника курсов.
Проанализируем активные методы обучения научно-педагогических работников, используемые в системе повышения квалификации и раскроем сущность каждого метода (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика активных методов обучения в системе непрерывного по________________________вышения квалификации___________________________
Метод Сущность метода
Лекция- провокация Лекция-провокация может быть использована как метод «живой ситуации». Лекция-провокация предполагает запланированную ошибку. В этом методе формируется умение оперативно анализировать полученную информацию, ориентироваться в ней, критически оценивать ее. Данный метод хорош для обучения слушателей в позиции «активный участник внутривузовских курсов повышения квалификации»
Кейс-технологии (кейс-стади, анализ кейсов); В теории применения кейс-технологий прописаны три основных варианта применения метода: -диагностика проблемы; -диагностика одной или несколько проблем и выработка участниками занятия методов их разрешения; -оценка обучаемыми предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (и проблема, и ее решение могут быть описаны в инструкции). Процедура с кейсом состоит в том, что обучаемым предлагается письменно или устно конкретный случай из практики (казус). Он описывается лаконично, обычно в несколько строк, которые необходимо прочитать и проанализировать. Эта информация может быть изложена в документальной форме или может представляться при помощи вербальных или визуальных средств (видеофильм и/или слад). После этого группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс их анализа и дальнейшей детализации. Учебные кейсы легче брать из реальной практики, чем специально придумывать в лабо-
раторных условиях. Рассматриваемые на занятии конкретные микроситуации могут быть отнесены к любому кругу профессиональных проблем, для которых нужны находчивость, оперативность и быстрота в принятии решений.
Принципиальное отличие метода кейсов от других интенсивных технологий активизации учебного процесса состоит в том, что здесь превалирует необходимость профессиональной и управленческой компетентности обучаемого. Для большинства рассматриваемых ситуаций целесообразно привлечение специальных знаний. Эти знания приходят не столько с опытом, сколько с овладением определенной профессией. Именно эта причина вызвала такую высокую потребность в кейсах как технологии при переподготовке и повышении квалификации.
Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:
1. наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторой дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;
2. возможное участие максимального количества людей в их изучении. Выяснение иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;
3. минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;
4. многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;
5. наличие системы группового оценивания деятельности;
6. организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.
______Метод кейс-стади основан на следующих положе-
ниях:
1.Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задача преподавателя - активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.
2.Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик -демократия в процессе получения знания, т.е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3.Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, повышение профессиональной компетентности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций.
В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждения реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию. Цель кейс-стади - совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникшую при конкретном положении дел и выработать практическое решение. Выбор лучшего решения в контексте поставленной проблемы происходит через анализ ситуации и оценку выработанных альтернатив. Кейс-стади предполагает использование разнообразных видов аналитической деятельности для осмысления ситуации (проблемный, системный, праксеологический, прогностический, причинно-следственный, аксиологический, ситуационный анализы). Конкретный кейс может предполагать решение отдельных составляющих комплекса перечисленных аналитических задач, так как каждый учебный курс имеет свои разновидности анализа. В зависимости от конкретной разновидности ситуации и отражаемого ею учебного курса можно выделить следующие разновидности анализа: управленческий, маркетинговый, социологический, психологический, педагогический и др.
Важным моментом для эффективности проведения занятия с помощью кейс-стади является поддержка эмоционального напряжения в игровых группах.
Метод анализа кейсов - разновидность кейс-стади. Это наиболее приемлемая интерактивная технология для
краткосрочного обучения, поскольку она направлена скорее на формирование новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний. Основной целью данной интенсивной технологии является активизация обучаемых. Кейс активизирует интерактивную деятельность участников занятия, развивает их аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальным случаем. Кейс-метод позволяет формировать метакомпетентности и успешно решать следующие задачи: - овладение навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности; - оперативно принимать решения «здесь и сейчас»; - отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т.е. правильно формулировать вопросы на «на развитие» и «на понимание»; - наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конкретного результата; - приобретать навыки вербализации, т.е. ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или письменной форме; -вырабатывать умения осуществлять презентацию, т.е. убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения; - отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других; - развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации; - овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи. Кейс-технологии могут широко применяться в системе дополнительного профессионального образования, особенно на втором и третьем уровне
Интеллект-карты Интеллект-карты - это метод предоставления информации, используемый для структурирования мыслительного процесса. Суть технологии в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой на отдельной строке. Для этого необходимо определить:
- каковы основные аспекты темы (проблемы); - какие понятия являются взаимосвязанными; - что особенно важно, важнее всего остального. Практическое создание интеллект-карты начинается с рисунка - он служит образом, от которого можно отталкиваться (11). Картирование мышления является эффективным инструментом обучения и развития. Некоторые специалисты считают его недостатком ограниченные возможности для групповой работы, т.е. низкий уровень интерактивности. Однако, на наш взгляд, этот метод может быть эффективно использован в системе повышения квалификации тогда, когда каждый слушатель индивидуально заполняет интеллект-карту, а результаты сравниваются в режиме группового взаимодействия
Видеотренинг Видеотренинг - тренинг, основанный на использовании видеозаписи. Существуют два основных способа видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения игровых заданий, ее просмотр и анализ (видеооб-ратная связь). Цель видеотренинга - развитие навыков конструктивного поведения и обобщения, выработка необходимой психологической установки. Просмотр готовых видеофильмов способствует выполнению также следующих задач: информированию, постановке проблемы, развитию умений и навыков. Информационный видеопросмотр используется как средство компактного изложения большого количества сведений (например, о свойствах новой образовательной услуги, об истории создания организации, о презентации и т.п.). Видеопросмотр для развития умений и навыков - это также компактный способ постановки проблемы, обсуждения конструктивных и эффективных действий, демонстрация желательных вариантов поведения, образцов. Видеотренинг представляет собой интерактивное игровое занятие. Сущность его заключается в том, что обучаемые разыгрывают между собой небольшие ситуации, возникающие при деловом и межличностном взаимодействии. Эти ситуации снимаются видеокамерой, а затем записанный материал просматривается - осуществляется обратная видеосвязь. Просмотр сопровождается разбором и анализом поведения, вербальной и невербальной продукции участников. Такая обратная связь позволяет осуществить рефлексию, обратиться к собственному опыту. Видеотренинг дает возможность каждому проана-
лизировать свои имидж, взгляд, мимику, жесты, реакции, позы - все это составляет более 50% всей информации о человеке. При использовании данного метода обучения слушателей необходимо помнить: ■ использовать видеотренинг в начале обучения нецелесообразно, так как может вызвать настороженность и даже сопротивление у некоторых участников тренинга; ■ для профилактики негативных тенденций камеру целесообразно включать лишь во второй или третий день занятий после некоторой адаптации участников тренинга; ■ первое слово в обсуждении увиденного лучше предоставлять человеку, находящемуся в кадре, что позволяет ему самому высказать критические замечания в свой адрес, а это удобнее, чем услышать это от окружающих; ■ необходимо позитивное завершение тренинга. Конструктивная направленность видеотренинга очевидна: каждый может увидеть и оценить себя как бы со стороны. К сожалению, в практике российского образования данный метод не получил достаточного распространения
Мастер-класс Мастер-класс можно рассматривать как разновидность педагогической мастерской. Как форма обучения в вузах используется крайне редко. Однако как метод в системе повышения квалификации может эффективно использоваться, так как наилучшее применение мастер-класса (в режиме непосредственного общения или на видео) - его использование в яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение высоких результатов в работе. Преподавателю, ведущему мастер-класс (трене-ру-мастеру) необходимо такое качество, как наличие метакомпетентности. Для того чтобы быть тренером-мастером он должен взаимодействовать с другими людьми в рамках партнерских отношений и быть способным донести свое искусство до обучаемого. Наилучший тренер в мастер-классе - аналитик, уверенный в себе, способный определить сущность мастерства и изложить ее так, чтобы это было доступно обучающимся. Терпение, толерантность, чувство юмора и навыки презентации также отличают хорошего мастера от дидактически неэффективного.
Обучение в небольшой группе позволяет обучающимся не только наблюдать процесс работы мастера, но и практически участвовать в каждом мелкогрупповом или индивидуальном задании путем копирования моделей поведения или демонстрационных навыков. Одно занятие может длиться от 1 часа до целого рабочего дня, но очень важно, чтобы участники занимались в мастер-классе от начала до конца. Мастер-классы считаются лучшей моделью для периодических индивидуальных занятий в программах открытого и гибкого обучения, что в большей мере соответствует особенностям обучения в системе повышения квалификации
Педагогическая мастерская Под мастерской подразумевается технология, направленная на погружение ее участников в процесс поиска, познания и самопознания, построенная как цепочка заданий, предлагаемых руководителем. В мастерской специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога и полилога приходит к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни. Отношения участников носят взаиморазвивающий характер. Происходит коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру. Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного активного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения алгоритмических «шагов» и блок-структур разнообразных техник и приемов. Принятие готовых образцов не поощряется. Основными признаками любой творческой мастерской, в том числе педагогической, являются следующие: - максимальная включенность и активная позиция участников; - диалогическое и полилогическое (дискуссионное) взаимодействие; - некоторая неопределенность и возможность для импровизации в заданиях; - низкая степень регламентации действий участников; - свобода выбора содержания, способов, техник, форм и
средств деятельности; - столкновение интересов, конфликт или наличие интриги, парадоксальности предлагаемых заданий; - психологическая поддержка участников и атмосфера открытости, творчества, доброжелательности и взаимного доверия. Таким образом, участие в работе мастерской - это интенсивная работа каждого и всех вместе. Это та технология, которая в большей степени формирует метакомпетентности. Технология педагогической мастерской соответствует обучению в системе повышения квалификации в наибольшей степени, так как здесь используются активные методы обучения (проектный метод, бригаднолабораторный, работа в парах, группах), что способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия. Данная технология предоставляет возможность для развития индивидуальности, имеющая рефлексивную и личностно-деятельностную ориентацию
Инсайт Мгновенное осознание решения некоторых проблем. Постижение, озарение, «логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом». Выступает одним из элементов педагогической импровизации и любого творческого процесса. Единица учебного процесса в системе повышения квалификации. Озарение не приходит само по себе, оно результат рефлексии. Рефлексия + ин-сайт (озарение) выступают движущей силой образовательного процесса
Педагогическая рефлексия Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексивный подход в процессе повышения квалификации - это процесс самопознания субъектом внутренних психических качеств и состояний, формирования целей, способов, норм индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Цель педагогической рефлексии - осмысление собственных действий педагога, целей деятельности, содержания, методов, результатов, полученных в результате самопознания путем самонаблюдения и самоанализа. Рефлексия необходима педагогу для организации и корректировки своей жизни и деятельности, которая протекает во взаимодействии с людьми.
Диспут Диспут - это спор, одна из активных форм обучения. Обычно диспут посвящается обсуждению злободневных проблем - теоретических, некоторых политических и
нравственных проблем, а также книг, статей, кинофильмов и т.п. Диспут - не отвлеченный спор, а конкретное обсуждение какой-либо проблемы в тесной связи с реальной жизнью, жизненным опытом участником
Организационно- деятельностные игры Организационно-деятельностные игры как метод обучения в образовательном процессе взрослых. В последние годы стало популярным проводить различного рода совещания, семинары, конференции в режиме коллективной мыслительной деятельности в форме организационно-деятельностных игр. Основой этого метода является обеспечение активности всех участников в разрешении поставленной проблемы. Добиться этого можно усилением воздействия либо на потребности, либо на нормы, либо на способности. Можно совместить все воздействия, обеспечить их умеренность, то это будет способствовать эффективности образования. Главным в этом методе является обеспечение условий для маленьких открытий, т.е. развитие творческих способностей на базе мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных. 1. Усиление воздействия на потребности. В организационно-деятельностной игре такого типа активность обеспечивается за счет понижения уровня самооценки участников путем использования приемов: «срывание погон», «постановка в позицию двоечника» и т.д. Режим работы здесь жесткий, дискомфортный. 2. Усиление воздействия на способности. В организационно-деятельностной игре такого типа активность обеспечивается за счет обнаружения несоответствия способностей (мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных) организаторов и участников. Режим работы мягкий, воздействие ненасильственное. Каждый продвигается по своей внутренней программе в рамках развития группы. Теоретические разработки направлены на обеспечение развития способностей, их значимости во всех видах деятельности. Обеспечивается выход в творчество, в мир открытий, развиваются творческие способности. 3. Усиления воздействия на нормы. В организационно-деятельностной игре такого типа активность обеспечивается за счет обнаружения несоответствия в нормах, обеспечивается продвижение по овладению нормами (содержание и метод). Теоретические разработки направлены на обоснование нормированности в
образовании, в деятельности. Примером организационно-деятельностной игры может стать решение проблемы «Становление, развитие, функционирование системы образования (страны, города, учебного заведения)». Технология состоит из следующих процедур: 1. Формирование групп в соответствии со структурой системы 2. Работа групп по подготовке докладов: а) самоопределенческие доклады групп (видение проблемы); б) анализ ситуации (исследование, история, перспективы); в) ресурсы развития; г) программы и проекты развития; д) экспертная проверка программ и проектов. 3. Пленарное методологическое обсуждение докладов с учетом взаимозависимости и взаимообусловленности различных систем деятельности. Внесение поправок в доклады группы. 4. Итоговые доклады групп по содержанию работы. 5. Рефлексия хода и результатов игры, отношение участников к необходимости ее продолжения
Мозговая атака (брейнсторминг); Метод брейнсторминга обеспечивает совместный поиск решения трудной проблемы, для чего группы делятся на две части: «генераторы» и «критики». Генераторы набрасывают как можно больше предложений, даже нереальных, относительно решаемой проблемы. «Критики» генерируют идеи на непригодные, спорные и очевидные. Спорные идеи обсуждаются повторно.
Метод информационной недостаточности Применяется тогда, когда ставится задача особой актуальности на начальной стадии изучения программ. Исходное условие задачи представляется с явным недостатком данных
Метод информационной насыщенности Основывается на включение в условие задачи заведомо излишних данных
Представим характеристику уровней системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников с точки зрения методики данной системы [4].
На первом уровне системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников - уровне стартовой актуализации - предполагается расширение компетенций слушателем системы повышения квалификации. Отработка новых технологий преподавания, приращение знаний, освоение опыта проектирования образовательной деятельности, совершенствование своего методического портфолио, апробация приобретенных или усовершенствованных компетенций - такова деятельность профессиональнопедагогических кадров на этом уровне.
На втором уровне - инновационного включения профессиональнопедагогических кадров в систему повышения квалификации вуза - предполагается чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий в интерактивной форме. Данный уровень характеризует участие слушателей в реализации образовательных программ повышения квалификации в качестве преподавателя на основе реализации руководящего принципа «всякое знание превращать в деяние» (В.Н.Сорока-Росинский). На этом уровне важно умение самостоятельно корректировать свою профессиональную деятельность. Используемые активные методы должны соответствовать роли андрагога-фасилитатора.
На третьем уровне - программно-целевого фасилитационного управления повышением квалификации - предполагается разработка и апробация авторских образовательных программ повышения квалификации. Самоактуализация является важнейшим условием инновационного поведения слушателя во внешней образовательной среде, социуме. Предполагается освоение слушателями умений проектировать свою деятельность, планировать ее результаты, уметь принимать организационное решение.
Таким образом, применение активных методов обучения в системе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников осуществляется на основе андрагогической модели образовательно-формирующего взаимодействия субъектов педагогической деятельности. Именно в данной модели обучения взрослый субъект учится учитывать свои
возрастные психофизиологические, социальные, профессиональные особенности, использовать свой опыт и опыт своих коллег при обучении, определять свои образовательные потребности, намечать цели обучения и пути их достижения.
Библиографический список
1. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии/ Р.М.Грановская. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - 560 с.
2. Димухаметов, Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов: монография / Р.С.Димухаметов.- Челябинск: Издательство ООО «АТОКСО», 2005.- 223 с.
3. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров [Текст]: моногр./В.В.Латюшин, В.В.Базелюк, Р.С.Димухаметов, Л.И.Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.
4. Методика непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров: моногр. /З.В. Возгова, Л.И.Дудина, И.В. Забродина, Л.Г. Корзунова. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 165 с.
5. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
Bibliography
1. Conceptual Bases for Development and Implementation of the Multi-Level Life-Long Professional Development System of Professional Personnel [Text]: Monograph / V.V.Latyushin, V.V.Bazelyuk, R.S.Dimukhametov, L.I.Dudina. - Chelyabinsk: “REKPOL” Publishing House, 2009. - 189 p.
2. Dimukhametov, R.S. Scientific-and-Methodological Support of Professional Development of Pedagogues: Monograph / R. S. Dimukhametov. -Chelyabinsk: ATOKSO, 2005. - 223 p.
3. Erganova, N.E. Professional Education Methodology: Tutorial for College or University Students / N.E. Erganova. - M.: “Academia” Publishing Centre, 2008. - 160 p.
4. Granovskaya, R.M. Elements of Practical Psychology / R.M. Granovskaya. -Leningrad: Publishing House of Leningrad University, 1988. - 560 p.
5. Methods of Life-Long Professional Development of Scientific-and-
Pedagogical Personnel: Monograph / Z.V. Vozgova, L.I. Dudina,
I.V.Zabrodina, L.G.Korzunova. - Chelyabinsk: Cicero, 2011. - 165 p.