УДК 378.937 ББК 74.480.8
Возгова Зинаида Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Институт дополнительного профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Vozgova Zinaida Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Complementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Внедрение в непрерывный процесс повышения квалификации научнопедагогических работников интерактивных, активных и компьютерных
методов обучения Adoption of Active, Interactive and Computer Methods into Continuous Professional Development of Scientific-and-Pedagogical Personnel
В статье обосновывается необходимость внедрения интерактивных, активных и компьютерных методов обучения в непрерывный процесс повышения квалификации научно-педагогических работников; описаны структура и особенности данных методов.
The article deals with the adoption of active, interactive and computer methods into continuous professional development system of scientific-and-pedagogical personnel; the structure and the peculiarities of the given methods are described.
Ключевые слова: активные методы обучения, интерактивные методы
обучения, компьютерные методы обучения, непрерывное повышение квалификации, научно-педагогические работники
Key-words: active, interactive and computer methods, continuous professional development, scientific-and-pedagogical personnel.
Развитие системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических работников предполагает непрерывное обновление и гибкое реагирование на запросы современного рынка труда, что в свою очередь создает условия для формирования личной успешности каждого участника данного процесса.
Методика непрерывного процесса повышения квалификации научнопедагогических работников рассматривает содержание учебных модулей, методы и формы обучения и воспитания. Эти разделы методики находятся в единстве и обуславливают друг друга. Методикой определяются оборудование и средства (пособия) учебного процесса.
Методика непрерывного повышения квалификации основывается на теоретической и практической базе андрагогики, при этом учитывается влияние таких наук, как акмеология, педагогика, социология, психология и философия. Философия помогает обосновывать явления, процессы, состояние методики непрерывного повышения квалификации в категориях философии; психология помогает обосновывать процессы, состояния через структуры сознания; педагогика, в частности дидактика обучения взрослых, - выявить главное различие в образовании детей и взрослых - это наличие опыта и использование его в образовании; социология помогает рассматривать процесс образования взрослых на базе понятия «коллективного субъекта» и в социальном взаимодействии позволяет акцентировать внимание субъектов процесса обучения на интересе и терпимости к другому (толерантности, понимании общепринятых норм общения и определенного уровня коммуникативных способностей); акмеология помогает ориентировать обучающегося на высшие достижения в своей профессионально-педагогической деятельности.
Проблему организационных форм и методов обучения научнопедагогических работников в системе повышения квалификации нельзя рассматривать изолированно от общедидактических концепций обучения, разработанных в дидактике Ю.К. Бабанским, Н.М.Верзилиным, Е.Я.Голантом, М.А Даниловым, Б.П.Есиповым, И.Д.Зверевым и др.
Взяв за основу определение Н.Е Эргановой [6], объект познания методики непрерывного повышения квалификации мы определяем как общественный процесс повышения квалификации научно-педагогических работников средствами изучаемой программы. Предметом являются закономерности методической деятельности преподавателя по
совершенствованию профессиональной компетентности работников образования.
Методика непрерывного повышения квалификации тесно взаимосвязана со спецификой программ повышения квалификации, а именно с особенностями содержания программ, методами и приемами деятельности преподавателя и обучающихся. В них представлены методики учебных и выездных занятий, творческих и индивидуальных заданий, итоговых работ, т.е. система обучения по конкретной дополнительной образовательной программе повышения квалификации. Все теоретические выводы методики базируются на исследованиях как частнометодических, так и общеметодических положениях. Таким образом, методика как наука едина и ней непрерывно сочетаются общая и специальная части.
Методический аспект продуктивного обучения в системе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников предполагает соблюдение ряда требований:
□ формировать у слушателей методологическую культуру;
П расширять у слушателей основу базовых психолого-педагогических знаний посредством усвоения новых и обновленных научных понятий;
и применять модульную стратегию обучения;
П на занятиях адаптивного, репродуктивного уровня обучения применять тренировочные задания, составление и защиту логических структур темы, в парах - проверку знания категориального аппарата и проговаривание наиболее сложных проблем, в группах - решение психологических задач, осуществление психологического анализа ситуаций и т.п.
□ на продуктивном уровне проводить проблемные семинары, учебные конференции, дискуссии, психологическое консультирование.
При этом необходимо выделить следующие особенности методики непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников:
□ приоритет самостоятельного обучения (самостоятельная деятельность -основной вид учебной работы);
П образовательно-формирующее взаимодействие в процессе обучения;
□ опора на опыт обучающегося (профессиональный, личный, социальный опыт обучающегося используется в качестве источника обучения);
и индивидуализация обучения (создание индивидуальной программы, траектории обучения, ориентированной на конкретные образовательные потребности и цели обучения);
П контекстность обучения (обучение, ориентированное на выполнение социальных ролей, совершенствование личности, построенное на основе профессиональной деятельности обучающегося);
□ актуализация результатов обучения (безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств);
и элективность обучения (предоставление обучающемуся свободы выбора содержания, форм, методов, источников, сроков, оценивания результатов обучения);
П развитие образовательных потребностей (освоение учебного материала (выявление реальной степени освоение учебного материала и формирование новых образовательных потребностей на основе достижения определенной цели обучения);
П осознанность обучения (осмысление обучающимися всех параметров процесса обучения и своих действий в процессе обучения);
□ создание творческой атмосферы процесса обучения в системе повышения квалификации.
В процессе повышения квалификации используются различные организационные формы обучения: лекции, семинары, тренинги, деловые игры, конференции и т.п., - которые ставят слушателя в позицию исследователя (активного участника), позволяют оптимально удовлетворить познавательные потребности слушателей и придают творческий характер учебному процессу,
активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют вхождению педагога в единое образовательное пространство.
Методы обучения, наиболее часто применяемые сегодня в системе повышения квалификации, разделены нами на три группы: активные методы обучения, интерактивные методы обучения и компьютерные методы обучения [4]. Дадим им характеристику.
Активные методы обучения. Наряду с традиционными методами обучения применяются и нетрадиционные, которые не имеют столь длительной истории применения в учебном процессе вуза и в системе дополнительного профессионального образования, как традиционные. Понятие «нетрадиционный» метод обучения нередко выступает как синоним понятия «активный», хотя это не одно и то же. Активными могут быть и традиционные методы: все зависит от преподавателя в их использования в работе со слушателями. Под активными методами обучения мы понимаем такие, при которых явным образом активизируется деятельность участника курсов.
Методы активизации познавательной деятельности научнопедагогических работников могут быть различными по форме и содержанию, но в их основе заложен творческий, нестандартный подход к образовательной деятельности, поиск путей отхода от стереотипа, шаблона в мышлении; источником инноваций и диверсификаций является бифуркация, поскольку именно благодаря ей в системе появляются новые решения, в результате бифуркаций решения характеризуются нарушением симметрии, которое является проявлением внутренней дифференциации между системой и ее окружением; диалог, сотрудничество (синергетический подход) как важнейшее средство профессионального роста, взаимообогащения, самокорректировки, предполагающий формирования умений ставить свои и чужие интересы в один ряд (обучение толерантности), имение выработки компромиссного решения, единой позиции; педагогическая рефлексия, включающая обмен опытом, обобщение своего и чужого положительного и отрицательного опыта,
что в наибольшей степени способствует пробуждению интереса и потребности в непрерывном самообразовании и самовоспитании.
Опыт работы с различными категориями педагогов позволяет сделать вывод о том, что методы активизации познавательной деятельности слушателей курсов системы непрерывного повышения квалификации дают возможность выявить уровень профессиональных знаний и умений применять их на практике, перевести формальные знания в действенные, поставить педагога в позицию активного участника процесса обучения в системе повышения квалификации, создать возможность приобретения опыта и проверки знания, развивать объективную самооценку, вызвать потребность в самообразовании.
К интерактивным методам обучения относятся такие обучающие и развивающие личность методы, которые построены на целенаправленной и для достижения целей специально организованной групповой и межгрупповой деятельности, «обратной связи» между всеми ее участниками для достижения взаимопонимания и коррекции учебного и развивающего процесса, индивидуального стиля общения, рефлексивном анализе или дебрифинге. Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта, что имеет особое значение для слушателей системы непрерывного повышения квалификации. В интерактивном обучении акцент с деятельности преподавателя смещается в сторону обучаемых. Собственный практический опыт обучаемого становится предпосылкой для начала поиска новой информации.
Интерактивные методы обучения - это методы взаимодействия с коллегами, способствующие установлению межличностных отношений в группе, интенсивному усвоению материала и активному участию субъекта в учебной деятельности; это система научно обоснованных действий участников процесса социально-психологического взаимодействия, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению
поставленных целей обучения. К интерактивным методам относятся: мозговой штурм, работа в малых группах, ролевые игры, управляемое обсуждение и др.
Интерактивное общение предполагает выработку тактики и стратегии взаимодействия. Это организация совместной деятельности людей. Основными видами интерактивного общения являются кооперация и конкуренция.
Компьютерные методы обучения стали широко применяться в последнее время и в системе повышения квалификации. Несомненным достоинством этих методов является возможность дистанционного обучения. Интерактивные компьютерные обучающие программы - это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала. Что касается контроля, то в системе применения компьютерных методов обучения является расширение возможностей и роли самоконтроля, использование компьютерных тестирующих систем для реализации различных форм тестов.
При этом идея дистанционного повышения квалификации научнопедагогических работников становится еще более актуальной, когда специалисты не имеют других возможностей для обновления своих знаний в силу разных причин (территориальной удаленности, экономических и финансовых трудностей и т.д.).
В качестве важнейшей составляющей образовательного процесса при дистанционном образовании многие исследователи называют «целенаправленную и контролируемую интенсивную работу обучаемого».
На рисунке 1 представлена классификация методов обучения в системе непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников.
Активные методы обучения (АМО)
-педагогическая рефлексия; -диспут;
-организационнодеятельностные игры; -лекция-провокация; -кейс-технологии (кейс-стади, анализ кейсов); -интеллект- карты; -видеотренинг; -мастер-класс, -педагогическая мастерская; -бифуркационные методы;
- педагогическая рефлексия; -практика (учебная или производст венная)
Методы обучения в системе ПК
______________у_____________
Компьютерные методы обучения (КМО)
-видеолекции;
-мультимедиа лекции;
-компьютерное
тестирование;
-решение задач с применением компьютерных технологий (компьютерные тренажеры);
-самоконтроль на основе тестирующих программ; -видеоконференция в режиме on-line;
-семинарские занятия с использованием on-line технологий: Chat , Audio Conferencing, Internet Video Conferencing;
-сетевой семинар
Интерактивные методы обучения (ИМО)
-мозговая атака (брейнсторминг);
-метод информационной недостаточности;
-метод информационной насыщенности;
-работа в малых группах; -коммуникативные игры; -интерактивная лекция; -упражнения с обратной связью;
-метод проектов;
-тренинги (тренинг личностного роста, тренинг лидерства)
Рис. 1. Классификация методов Обучения в системе непрерывного повышения квалификации Дистанционное образование - международный термин, переводимый как «образование на расстоянии», обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения, и практикуется в двух формах: через переписку и через средства массовой коммуникации.
К особенностям непрерывного дистанционного образования можно отнести многообразие и гибкость используемых средств, способов и организационных форм обучения, а также дифференциацию образовательных процессов по направлению и содержанию, а его ведущей идеей является стремление к постоянному саморазвитию и самостановлению человека как
субъекта деятельности на протяжении всей жизни. Формирование и развитие системы непрерывного дистанционного образования представляет собой сложный многосторонний процесс, связанный с решением комплекса проблем социального, функционального и организационного характера. Её создание возможно при условии необходимого ресурсного обеспечения: нормативного, информационного, кадрового, методического и материально-технического.
Представим характеристику уровней системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников с точки зрения методики данной системы [3].
На первом уровне системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников - уровне стартовой актуализации -предполагается расширение компетенций слушателем системы повышения квалификации. Отработка новых технологий преподавания, приращение знаний, освоение опыта проектирования образовательной деятельности, совершенствование своего методического портфолио, апробация приобретенных или усовершенствованных компетенций - такова деятельность профессионально-педагогических кадров на этом уровне. Этому должна способствовать методика. На первом уровне важны интерактивные технологии.
На втором уровне - инновационного включения профессиональнопедагогических кадров в систему повышения квалификации вуза -предполагается чтение лекций, проведение семинаров и практических занятий в интерактивной форме. Данный уровень характеризует участие слушателей в реализации образовательных программ повышения квалификации в качестве преподавателя на основе реализации руководящего принципа «всякое знание превращать в деяние» (В.Н.Сорока-Росинский). На этом уровне важно умение самостоятельно корректировать свою профессиональную деятельность. Используемые методы должны соответствовать роли андрагога-фасилитатора. Могут использоваться методы дистанционного обучения.
На третьем уровне - программно-целевого фасилитационного управления повышением квалификации - предполагается разработка и апробация
авторских образовательных программ повышения квалификации. Самоактуализация является важнейшим условием инновационного поведения слушателя во внешней образовательной среде, социуме. Предполагается освоение слушателями умений проектировать свою деятельность, планировать ее результаты, уметь принимать организационное решение.
Таким образом, в системе непрерывного повышения квалификации необходимо осуществлять выбор методов обучения с учетом следующих требований:
П методы образования взрослых рассматриваются как способы совместной деятельности преподавателя и слушателя системы повышения квалификации;
□ они должны способствовать последующему непрерывному повышению квалификации, быть аккумулятором, источником последующего образования;
П должны учитывать уровень, на котором находится слушатель в системе непрерывного повышения квалификации;
П при выборе метода должен учитываться тот факт, что доля самостоятельности обучающегося в процессе дополнительного профессионального образования увеличивается в соответствии с уровнем, на котором находится слушатель в многоуровневой системе непрерывного повышения квалификации;
П выбранные методы позволяют осуществлять самоактуализацию слушателя как важнейшее условие инновационного поведения во внешней образовательной среде.
Таким образом, в системе повышения квалификации научнопедагогических работников формы и методы, активизирующие познавательную деятельность, выступают связующим звеном между и теорией и собственной практикой специалиста. Они призваны оказать методическое содействие и расширить возможности специалиста в освоении и совершенствовании педагогического мастерства; дать возможность овладеть широким спектром
форм, методов и приемов для повышения эффективности собственной деятельности; а также на основе лучшего отечественного и мирового опыта обучить современным принципам разработки программ, а также их методического обеспечения.
Библиографический список
1.Грановская, Р.М. Элементы практической психологии/ Р.М.Грановская.
- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1988. - 560 с.
2. Димухаметов, Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения
квалификации педагогов: монография / Р.С.Димухаметов.- Челябинск:
Издательство ООО «АТОКСО», 2005.- 223 с.
3. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой
системы непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров [Текст]: моногр./В.В.Латюшин, В.В.Базелюк,
Р.С.Димухаметов, Л.И.Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.
4. Методика непрерывного повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров: моногр. /З.В. Возгова, Л.И.Дудина, И.В. Забродина, Л.Г. Корзунова. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 165 с.
5. Мосичева, И.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения [Текст] / И.А. Мосичева, В.П. Шестак, В.Н. Гуров. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 323 с.
6. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.
Bibliography
1. Conceptual Bases for Development and Implementation of the Multi-Level Lifelong Professional Development System of Professional Personnel [Text]: Monograph / V.V.Latyushin, V.V.Bazelyuk, R.S.Dimukhametov, L.I.Dudina. -Chelyabinsk: “REKPOL” Publishing House, 2009. - 189 p.
2. Dimukhametov, R.S. Scientific-and-Methodological Support of Professional Development of Pedagogues: Monograph / R. S. Dimukhametov. - Chelyabinsk: ATOKSO, 2005. - 223 p.
3. Erganova, N.E. Professional Education Methodology: Tutorial for College or University Students / N.E. Erganova. - M.: “Academia” Publishing Centre, 2008. -160 p.
4. Granovskaya, R.M. Elements of Practical Psychology / R.M. Granovskaya. -Leningrad: Publishing House of Leningrad University, 1988. - 560 p.
5. Methods of Life-long Professional Development of Scientific-and-Pedagogical Personnel: Monograph / Z.V. Vozgova, L.I. Dudina, I.V.Zabrodina, L.G.Korzunova.
- Chelyabinsk: Cicero, 2011. - 165 p.
6. Mosicheva, I.A. Higher School and Complimentary Professional Education: Problems and Solutions [Text] / Mosicheva, I.A., Shestak, V.P., Gurov, V.N. -Stavropol: SSU Publishing House, 2007. - 323 p.