Научная статья на тему 'Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников'

Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / ДЕТЕРМИНАНТНЫЕ АТРИБУТИВНЫЕ И ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / PEDAGOGICAL REGULARITIES / DETERMINATIVE / ATTRIBUTIVE AND PRODUCTIVE REGULARITIES / LIFE-LONG PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SCIENTIFIC-AND-PEDAGOGICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Возгова Зинаида Владимировна

В статье выявлены детерминантные, атрибутивные, продуктивные педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников; описаны особенности данных закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Возгова Зинаида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Regularities of Life-Long Professional Development System of Scientific-and-Pedagogical Staff

The article deals with the determinative, attributive and productive pedagogical regularities of life-long professional development of scientific-and-pedagogical staff; peculiarities of the given pedagogical regularities are described.

Текст научной работы на тему «Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников»

УДК 378.937 ББК 74.480.8

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Возгова Зинаида Владимировна кандидат педагогических наук, доцент

Институт дополнительного профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics, Professor

Chair of the Russian Language and Literature Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Vozgova Zinaida Vladimirovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Complementary Professional Education Institute Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников Pedagogical Regularities of Life-Long Professional Development System of Sci-

entific-and-Pedagogical Staff

В статье выявлены детерминантные, атрибутивные, продуктивные педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников; описаны особенности данных закономерностей.

The article deals with the determinative, attributive and productive pedagogical regularities of life-long professional development of scientific-and-pedagogical staff; peculiarities of the given pedagogical regularities are described.

Ключевые слова: педагогические закономерности, детерминантные атрибутивные и продуктивные закономерности, непрерывное повышение квалификации, научно-педагогические работники.

Key words: pedagogical regularities, determinative, attributive and productive regularities, life-long professional development, scientific-and-pedagogical staff.

Вестник ЧГПУ 11'2012

138

В результате реализации Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы будут полностью обеспечены потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. Поскольку в системе профессионального образования недостаточно развиты механизмы обновления квалификации преподавательских кадров, в связи с этим одним из приоритетов развития сферы непрерывного образования становится система повышения квалификации научно-педагогических работников на базе собственных образовательных подразделений.

Содержание педагогической концепции развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников определяется её ключевыми положениями (фундаментальными законами, допущениями, аксиомами, постулатами и т.д.), составляющими исходный теоретический базис [3]. Базис педагогической концепции включает закономерности, принципы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников, позволяющие объяснить его сущность и обеспечить возможность теоретико-логического вывода всех положений.

На основе каузально-функционального анализа содержания и структуры дополнительного образования, контент-анализа научной и методической литературы, нормативных документов, эффективного и собственного опыта оперирования с объектом исследования, нами выявлены следующие закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников: 1) детерминантные закономерности; 2) атрибутивные закономерности; 3) продуктивные закономерности. Схематично базис педагогической концепции развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников представлено на рисунке 1.

Базис концепции развития системы непрерывного повышения квалификации

научно-педагогических работников

Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников

Детерминантные

Атрибутивные

Продуктивные

1.Влияние государственных и общественных институтов, динамичных социально-экономических потребностей на развитие образовательного (общего и профессионального) потенциала личности.

2.Влияние экономических потребностей общества, социальной дифференциации и темпов развития науки, образования и технологий на содержание, методику и формы непрерывного повышения квалификации научное

1. Субъектная позиция научно-педагогических работников в процессе непрерывного повышения квалификации обусловлена мотивацией взрослого к повышению квалификации, жизненным опытом, уровнем образовательных (ключевых, общепрофессиональных, профессиональных и предметных) компетенций.

2. Самоактуализация собственных ресурсов определяется возможностью безотлагательного применения получаемых в процессе непрерывного повышения квалификации знаний, умений, навыков, и качеств в реальных профессиональ-

и

1. Позитивный опыт эмоционально-ценностного отношения к непрерывному профессиональному саморазвитию определяется возможностями самостоятельного выбора образовательных маршрутов, элективных курсов, отвечающих их индивидуальным склонностям и профессиональным интересам.

2. Взаимодействие слушателей и наличие общих ценностных установок с различными квалификационными характеристиками и личностным опытом влияет на профессиональный рост и академическую мобильность

Педагогические принципы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников

Принципы, отражающие идеи образования взрослых

Принципы, отражающие идеи профессиональной подготовки научно-педагогических работников

Принципы, отражающие

идеи дополнительного профессионального образования

1) непрерывности 1) партисипативности 1) фасилитации

2) диверсификации 2) рефлексивного управления 2) элективности

3) синергетики 3) коммуникативного партнерства и сотрудничества

Рис. 1. Базис концепции развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников

Вестник ЧГПУ112012

140

Детерминантные закономерности вскрывают причинно-следственные связи процесса развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников с факторами, оказывающими непосредственное влияние и являющимися объективно существующими и необходимыми. В исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.М. Верзилина, С.Г. Вершловского, Ю.Н. Ку-люткина, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой, В.А. Фёдорова и др. показана многофакторная обусловленность образования взрослых, раскрыта качественная разнородность этих факторов и выявлен характер их влияния на непрерывное повышение квалификации научно-педагогических работников. Так, к социальным факторам отнесены требования общества к уровню образовательной подготовки и обусловленные этими требованиями цели дополнительного профессионального образования. Определена социальная роль непрерывного повышения квалификации научно-педагогического работника, который, являясь активным субъектом, способным к самостоятельному управлению своей деятельностью в сфере образования, и обладая различной степенью духовной зрелости, по-разному проявляется в отношении к образованию и требует стимулов различного уровня. Среди социально-психологических факторов выделены ценностные ориентации в сфере дополнительного профессионального образования, отражающие потребности и мотивы повышения квалификации, а также психологические особенности научно-педагогических работников (обучаемость взрослых, особенности познавательных функций, значимые личностные качества) [2].

Согласно первой детерминантной закономерности, существует объективное и устойчивое влияние государственных и общественных институтов, динамичных социально-экономических потребностей на развитие образовательного (общего и профессионального) потенциала личности. В общем случае развитие есть закономерный процесс изменения объекта при взаимодействии его с действительностью. Развитие есть форма существования материи и происходит оно вне зависимости от воли и сознания; процесс развития объекта не содержит в себе направления его изменений. Иначе говоря, развитие может

иметь как прогрессивным, так и регрессивным. Прогрессивное развитие (прогресс) сопровождается увеличением сложности системы, усложнением системы связей между элементами этой системы. Регрессивное развитие (регресс) сопровождается упрощением связей между элементами в структуре системы. Направление профессионального развития в целом (в том числе профессионального развития личности) также во многом зависит от тех внутренних ресурсов (потенций), которыми располагает человек. Потенциал личности можно рассматривать через биологическую, социальную или интеллектуальную составляющую, причем каждая последующая составляющая поглощает по своему содержанию все предыдущие, то есть интеллектуальный потенциал является более общим по отношению к социальному и биологическому. Проблема выделения уровней потенциала изучаемого объекта (интеллектуальной системы) является центральной при анализе смены парадигм образования. При этом основополагающим моментом является проблема выбора основы разделения уровней.

Второй детерминантной закономерностью развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников является влияние экономических потребностей общества, социальной дифференциации и темпов развития науки, образования и технологий на содержание, методику и формы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. В соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики становится приоритетным формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал [4]. Статистические данные, полученные С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовским, свидетельствуют, что научно-педагогические работники высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, расширение участия в управлении развитием вуза, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Следовательно, формирование научно-педагогических кадров творческого типа невозможно без распростра-Вестник ЧГПУ112012 142

нения в системе непрерывного повышения квалификации характерных для творческой деятельности методов, технологий и форм организации и стимулирования труда.

Развитие непрерывного профессионального образования связано с инновационной культурой научно-педагогических работников, обладающих помимо профессионализма и компетентности еще такими чертами, как постоянная ориентация на обучение, саморазвитие, легкость в восприятии перемен и преодолении инертности. При этом важнейшей составляющей системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников являются инновационные образовательные программы - совокупность учебных планов, программ дисциплин и иных учебно-методических материалов и определяют цели и задачи, структуру и содержание, методы и технологии инновационного образовательного процесса, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности и академической мобильности научно-педагогического работника. На основе новых информационных и педагогических технологий, интерактивных методов обучения возможно изменить роль научно-педагогического работника - слушателя курсов повышения квалификации, сделать его руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы [5].

Атрибутивные закономерности раскрывают внутренние характерные особенности и свойства процесса развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников. К группе атрибутивных закономерностей нами отнесена обусловленность субъектной позиции научно-педагогических работников в процессе непрерывного повышения квалификации мотивацией взрослого к повышению квалификации, жизненным опытом, уровнем образовательных (ключевых, общепрофессиональных, профессиональных и предметных) компетенций. В самом широком смысле субъект определяется как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания, а становление субъекта как процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями. Соединение категорий «субъектность » и «позиция» в одно понятие определяет

субъектную позицию как способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Это сложная целостная система отношений личности - носителя лично-стно значимых целей и ценностей, которые реализуются в поведении и деятельности.

Мы вслед за Г.М.Аксеновой считаем, что становление и развитие субъектной позиции научно-педагогического работника прямым образом зависит от социальных и психолого-педагогических условий индивидуального бытия [1]. При этом субъектная позиция научно-педагогического работника является средством развития профессиональной компетентности через формирование следующих показателей: мотивация к самостоятельности действий («Я хочу сам»), самостоятельное владение нормой действия («Я могу сам»), способность задавать цель деятельности и регламентировать норму действия («Я действую сам»), сознание культурных и личностных смыслов собственной деятельности («Я понимаю, зачем я действую»), созидание новых реалий деятельности и способов действия («Я реализую себя в деятельности для других»).

Вторая атрибутивная закономерность сформулирована следующим образом: самоактуализация собственных ресурсов научно-педагогических работников определяется возможностью безотлагательного применения получаемых в процессе непрерывного повышения квалификации знаний, умений, навыков, и качеств в реальных профессиональных ситуациях. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается на роль главного мотивационного фактора. Самоактуализация -это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. В современных условиях миссия дополнительного профессионального образования, подсистемой которого является повышение Вестник ЧГПУ 112012 144

квалификации научно-педагогических работников, заключается в обеспечении условий, способствующих творческой самоактуализации личности. Между тем социальные схемы, остающиеся пока основой отбора содержания образования, сдерживают нарождающиеся тенденции развития самоактуализационных основ личности в образовательном процессе. Новая цель, требует сочетания необходимой базы знаний с непривычными, смыслопорождающими средствами их получения. Наиболее полно пути достижения такого синтеза знаний со смыслотворчеством, развивающим личность за счет внутренних источников, представлены в парадигме личностно ориентированного образования.

Ранее считалось, что уровень квалификации специалиста определяется лишь теми знаниями и умениями, которые были получены в процессе обучения. Но исследования показали (Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Климов, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), что даже высокая квалификация научно-педагогических работников существенно зависит от индивидуальных особенностей. И важную роль в этом процессе играют не только характеристики познавательных процессов, но и индивидуально-типологические особенности личности, ее мотивация, направленность, потребность в личностном и профессиональном росте, самоактуализации. При этом личностная потребность в самоактуализации нуждается в организованной поддержке гуманистического типа, в возможности безотлагательной апробации формируемых компетенции в практике научно-педагогической деятельности. Таким образом, подтверждается необходимость преодоления имеющихся недостатков системы повышения квалификации научно-педагогических работников: формализма, преимущественно информативного характера образовательного процесса.

Продуктивные закономерности (закономерности эффективности) вскрывают обстоятельства продуктивного развития и связаны с совершенствованием системы непрерывного повышения квалификации научно -педагогических работников: получения максимально возможного результата

при минимизации различного рода затрат, то есть определяют те факторы, которые влияют на его эффективность. При этом развитие системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников считается эффективным, если: а) не требуется дополнительных ресурсов; б) в результате получен необходимый результат; в) есть потенциальные возможности для улучшения его качеств без существенного увеличения затрат. Повышение эффективности, как правило, осуществляется через экономию времени, ресурсов и повышение уровня решения ключевой проблемы. На основании изложенного мы доказали существование первой продуктивной закономерности: позитивный опыт эмоционально-ценностного отношения к непрерывному профессиональному саморазвитию научно-педагогических работников определяется возможностями самостоятельного выбора образовательных маршрутов, элективных курсов, отвечающих их индивидуальным склонностям и профессиональным интересам. Ценности являются ориентиром в деятельности и поведении научно-педагогического работника только при условии сформированности у него ценностного сознания, отношения и установок. Ценностные отношения научно-педагогического работника определяют его эмоционально-психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл, мотивационно-потребностную сферу, направленность личности, готовность руководствоваться этими ценностями в профессиональной деятельности.

Эмоционально-ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность с объективной. Определяя «эмоционально-ценностное отношение» как психическое образование, интегрирующее в себе результаты познания человеком какого-либо объекта действительности в процессе взаимодействия, все эмоциональные отклики на этот объект, а также формы поведенческих ответов при контакте с этим объектом, мы считаем, что проблема формирования у научно-педагогических работников эмоционально-Вестник ЧГПУ112012 146

ценностного отношения к непрерывному профессиональному саморазвитию не должна носить абстрактный характер.

В документах, посвященных модернизации российского образования, выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования к формированию универсальных способностей научно-педагогических работников, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при организации повышения квалификации научно-педагогических работников по индивидуальным образовательным маршрутам. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая научно-педагогическому работнику - слушателю курсов повышения квалификации позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева, А.П. Тряпицына и др.). Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации повышения квалификации научно-педагогического работника).

Вторая продуктивная закономерность фиксирует влияние межличностного, индивидуально-группового, межгруппового взаимодействия слушателей и наличия общих основных ценностных установок научно-педагогических работ-

ников с различными квалификационными и стажевыми характеристиками, личностным опытом на готовность к профессионально-педагогическому росту научно-педагогических работников, их профессиональную компетенцию и академическую мобильность. Эффективность межличностного, индивидуально-группового, межгруппового взаимодействия слушателей зависит от того, насколько профессионально создана преподавателем положительная мотиваци-онная сфера личности на основе организации процесса обучения и стимулирования рефлексивных процессов, что обеспечивает личностное включение слушателей в процесс непрерывного повышения квалификации, а также имеет огромное значение для дальнейшей профессиональной деятельности слушателей. Требование реализации обратной связи в образовательном процессе (получение сведений о качестве усвоения учебной информации) обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки путем создания системы контроля и самоконтроля усвоения учебного материала.

Значение выявленной нами продуктивной закономерной связи заключается в том, что она становится мерой гармонизирующего взаимодействия между участниками непрерывного повышения квалификации, успешность которой повышается при соблюдении нескольких правил:

- использовать ситуации общения, содержащие познавательные речемыс-лительные задачи, связанные с преобразованием самого субъекта деятельности и удовлетворяющие потребность личности в становлении Я-концепции;

- решать проблему, поставленную в речемыслительной задаче, как коммуникативное событие, требующее перехода от модели восприятия к выражению, а от него - к воздействию;

- использовать диалог, оценивать его эффективность с позиций решения коммуникативной задачи, а готовность к диалогу - как показатель сформиро-ванности личности.

Таким образом, выявленные нами детерминантные, атрибутивные и продуктивные педагогические закономерности раскрывают устойчивые, повторяющиеся и необходимые причинно-следственные связи развития системы Вестник ЧГПУ112012 148

непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников с различного рода внешними и внутренними факторами, оказывающими на этот процесс непосредственное влияние. Такое понимания данного компонента содержания педагогической концепции при его теоретической направленности имеет непосредственную связь с системой повышения квалификации научно-педагогических работников, поскольку: а) раскрывает его практическую сущность; б) определяет требования и правила эффективного осуществления; в) обусловливает выбор методов и средств; г) характеризует результат.

Библиографический список

1. Аксенова, Г.И. Формирование субъектной позиции личности будущего учителя: Учеб. пособие [Текст] / Г.И. Аксёнова. - Рязан. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина; Рязань: Изд-во Рязан. гос. пед. ун-та , 1995. - 101 с.

2. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. -Рос.акад.наук. Ин-т психологии; М.: Наука , 2001. - 277 c.

3. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров [Текст]: моногр./В.В.Латюшин, В.В.Базелюк, Р.С.Димухаметов, Л.И.Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕК-ПОЛ», 2009. - 189 с.

4. Мосичева, И.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образо-

вание: проблемы и решения [Текст] / И.А. Мосичева, В.П. Шестак, В.Н. Гуров. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. - 323 с.

5. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для

студентов высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.

Bibliography

1. Aksyonova, G.I. Formation of the Subject Stand of a Teacher-to-Be: Educational Manual. - Ryazan: Ryazan State Pedagogical University Publishing House, 1995. - 101 p.

2. Ananyev, B.G. Psychology of Sensory Knowledge. - Russian Academy of Sciences. Institute of Psychology. - Moscow: Nauka, 2001. - 277 p.

3. Conceptual Bases for Development and Implementation of the Multi-Level Lifelong Professional Development System of Professional Personnel [Text]: Monograph / V.V.Latyushin, V.V.Bazelyuk, R.S.Dimukhametov, L.I.Dudina. -Chelyabinsk: Publishing House "REKPOL", 2009. - 189 p.

4. Erganova, N.E. Professional Education Methodology: Tutorial for College or

University Students / N.E. Erganova. - M.: Publishing Centre "Academia", 2008. - 160 p.

5. Mosicheva, I.A. Higher School and Complimentary Professional Education: Problems and Solutions [Text] / Mosicheva, I.A., Shestak, V.P., Gurov, V.N. -Stavropol: Publishing House of SSU, 2007. - 323 p.

BecTHUK Hmy 11'2012

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.