Научная статья на тему 'Theoretical bases of lifelong professional development for teaching staff'

Theoretical bases of lifelong professional development for teaching staff Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / КОНЦЕПТУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / LIFELONG EDUCATION / LIFELONG PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHING STAFF / CONCEPTUAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Стриелковски Вадим, Хейлова Дениса, Возгова Зинаида Владимировна

В статье раскрывается теоретическо-методологическая база непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников: андрагогический, компетентностный и модульный подходы, концептуально-ориентированная модель, стадии формирования профессиональных компетенций и организационно-педагогические условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Стриелковски Вадим, Хейлова Дениса, Возгова Зинаида Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Theoretical bases of lifelong professional development for teaching staff»

УДК581:091 ББК 451.9

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра русского языка, литературы и методики преподавания русского языка,

литературы

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Стриелковски Вадим

доктор наук, профессор экономики факультет общественных наук Карлов Университет г. Прага Хейлова Дениса доктор наук

Школа международных отношений и государственных дел

Колумбийский университет г. Нью-Йорк Возгова Зинаида Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра английского языка и методики обучения английскому языку

Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Nikitina Yelena Yuryevna Doctor of Pedagogics, Professor

Chair of Russian and Literature and Methods of Teaching Russian and Literature

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Strielkowski Vadim Doctor of Philosophy, Professor of Economics Faculty of Social Sciences Charles University Prague Hejlova Denisa Doctor of Philosophy School of International and Public Affairs Columbia University New York

Vozgova Zinaida Vladimirovna

Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English and Methods of Teaching English Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk elenaurievna@bk.ru

Теоретические основы непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников Theoretical Bases of Lifelong Professional Development for Teaching Staff

В статье раскрывается теоретическо-методологическая база непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников: андрагоги-ческий, компетентно стный и модульный подходы, концептуально-ориентированная модель, стадии формирования профессиональных компетенций и организационно-педагогические условия.

The article deals with theoretical-and-methodological bases of lifelong professional development for teaching staff: andragogical, competence-based and modular approaches, conceptual model, formation stages of professional competences and or-ganizational-and-pedagogical conditions.

Ключевые слова: непрерывное образование, непрерывное профессиональное развитие, научно-педагогические работники, концептуально-ориентированная модель.

Key words: lifelong education, lifelong professional development, teaching staff, conceptual model.

Непрерывное образование представляет собой процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. В данный процесс вовлечено множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных.

Диверсификация образовательных услуг дополняет базовое школьное или вузовское обучение, поскольку невозможно научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни в современных социально-экономических условиях. Другими целями непрерывного образования выступают социализация подрастающего поколения; приобщение к профессии (профессиональная ориентация); расширение профессиональных навыков и знаний

(повышение квалификации); достижение определенного социального статуса (ученая степень или ученое звание); общее развитие личности (определение и достижение жизненных целей и ценностей) и т.д.

Назовем основные принципы непрерывного образования:

- поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности;

- вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса;

- интеграция учебной и практической деятельности;

- учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;

- содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

- единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

- самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;

- интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих образовательного процесса.

При этом дополнительное профессиональное образование способствует формированию профессиональной основы кадрового потенциала современной высокотехнологичной экономики. Реализация дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) рассматривается как один из путей обеспечения потребностей экономики в кадрах высокой квалификации, готовых к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности. Согласно Государственной программе «Развитие образования» доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60 процентов, в Российской Федерации эта доля пока не превышает 22 процента [2]. В связи с этим приоритетом государственной образовательной политики на 2013-2020 гг. становится развитие системы непрерывно-

го профессионального развития с гибкими вариативными формами образования и социализации, а также увеличение доли кадрового потенциала в системе повышении квалификации до 37% к 2015 г.

Профессиональное развитие научно-педагогических работников - это активное качественное преобразование специалистом своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [4, С.49]. При этом инициированное на федеральном уровне проектное управление развитием системы непрерывного педагогического образования ставит задачу становления ее как самоорганизующейся, динамической, проектно-ориентированной системы, развивающейся в опережающем режиме. Устойчивое расширенное кадровое воспроизводство высшего профессионального образования для инновационного развития непрерывного педагогического образования способствует решению следующих задач:

значительно улучшить профессиональную структуру преподавателей, обеспечить приток молодежи для сохранения преемственности педагогических школ;

закрепить перспективных педагогических работников в высшем профессиональном образовании;

развить механизмы конкурсной поддержки наиболее результативных молодых преподавателей, доказавшие эффективность своего труда;

создать условия реализовывать карьерные траектории за счет академической мобильности [6].

Обеспечивая непосредственную связь с федеральной целевой программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы (проекты № 3.1.2/10707 «Совершенствование и развитие системы повышения квалификации педагогов»; №6.3128.2011 «Траектория развития многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников»), современная концепция непре-

рывного профессионального развития предполагает качественные позитивные изменения, сопряжённые с социально-обусловленным преобразованием внешних и внутренних связей, обеспечивающих актуальный уровень квалификации, социальную востребованность, мобильность и конкурентоспособность специалиста; обеспечивает программно-целевое фасилитирующее управление непрерывным профессиональным развитием и саморазвитием научно-педагогических работников вуза в течение всей профессионально-педагогической деятельности.

Начиная с первых организационных форм работы с педагогическими работниками (педагогических советов, сообществ, летних учительских курсов, организуемых земствами, городскими управами, учебными округами), через становление стройной системы коллективной педагогической работы с постоянно действующими руководящими организациями в центре и на местах постепенно сложилась единая государственная система непрерывного педагогического развития. Генезис системы непрерывного педагогического образования (Э.М. Никитин, П. В. Худоминский и др.) позволил выявить следующие социально-исторические предпосылки: 1) социально-производственные (глобализация рынков труда, социальная мобильность, переход к социально ориентированному типу экономического развития и др.), определяющие социальный заказ на непрерывное повышение квалификации научно-педагогических работников с высоким уровнем профессиональной компетентности по приоритетным направлениям общественного развития; 2) социально-педагогические (массови-зация высшего образования, снижение роли формального образования, независимая оценка качества образования, информатизация обучения и т.п.), влияющие на непрерывное профессиональное развитие личности, готовой успешно решать проблемы социального и научно-технического прогресса; 3) культурно-исторические (исходные мировоззренческие ориентиры и ценности современного общества о быстром карьерном росте, самореализации в профессии и др.), направленные на развитие активной творческой и саморазвивающейся лично-

сти, способной формировать индивидуальную образовательную траекторию и совершенствовать профессиональные компетенции, которые требуются для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста.

Реализуемая в настоящий момент модернизация образования определила в качестве приоритетного направления реформирование системы непрерывного профессионального развития, структурную перестройку послевузовского профессионального образования в целом, создание региональных центров образования как инновационных образовательных учреждений.

Андрагогический подход на общенаучном уровне представляет основу формирования и прогнозирования результатов непрерывного профессионального развития, обеспечивает учет специфических особенностей освоения знаний и умений взрослым субъектом научной и образовательной деятельности, а также особенности управления этой деятельностью со стороны профессионального андрагога [3]. Компетентностный подход как конкретно-научная основа позволяет акцентировать внимание на результате совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех этапах обучения при этом в качестве результата рассматривается способность слушателя действовать в различных проблемных ситуациях с учетом сформированных профессиональных компетенций [1]. Модульный подход, являясь мето дико-технологической основой, предусматривает вариативность обучения, учет трудозатрат на обучение в зачетных единицах, модульно-накопительных и кластерно-концентрических программ в качестве основных ориентиров организации непрерывного профессионального развития [5]. На основе каузально-функционального анализа содержания и структуры дополнительного профессионального образования, контент-анализа научной и методической литературы, нормативных документов, собственного опыта оперирования с объектом исследования, выявлены следующие педагогические закономерности: 1) детерминантные, вскрывающие причинно-следственные связи процесса непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников с объективно существующими и необходимыми

факторами (влияние государственных и общественных институтов на развитие профессионального потенциала личности; влияние экономических потребностей общества, социальной дифференциации и темпов развития науки и технологий на содержание, методику и формы непрерывного профессионального развития); 2) атрибутивные, позволяющие учесть внутренние характеристики системы (субъектная позиция научно-педагогических работников; самоактуализация собственных ресурсов и др.); 3) продуктивные, вскрывающие обстоятельства получения максимально возможного результата при минимизации различного рода затрат (применение дистанционных курсов повышения квалификации, кредитно-модульная система, электронное обучение). В исследовании выделены три группы педагогических принципов непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников: принципы, ориентированные на образование взрослых (непрерывности, диверсификации, синергети-ческий); принципы, ориентированные на профессиональную подготовку научно-педагогических работников (партисипативности, рефлексивного управления, коммуникативного партнерства и сотрудничества); принципы, ориентированные на изменение статуса слушателя (фасилитации, элективности).

На основании изложенного разработана концептуально-ориентированная модель, позволяющая обеспечить поэтапное и последовательное профессиональное развитие научно-педагогических работников в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций. В связи с этим концептуально-ориентированная модель реализует идею диверсификации непрерывного образования и возможность различных образовательных учреждений работать как в автономном режиме за счет мобилизации внутренних ресурсов, так и за счет взаимодействия со всем региональным кластером на основе гибкого сетевого объединения. Концептуально-ориентированная модель непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников имеет структурную организацию, задается содержанием андрагогического, компетентностного и модульного подходов и морфологически представлена пятью взаимосвязанны-

ми блоками: целевым, теоретико-методологическим, содержательным, полифункциональным, процессуально-методическим, результативным [7]. При этом полифункциональный блок раскрывает функции модели: инновационно-развивающая (является основной и обеспечивает комплексную поддержку процесса непрерывного профессионального развития на основе обнаружения новшеств, выбора наиболее эффективных и запуска нового инновационного процесса; преемственность и непрерывность этапов); интегративно-аналитическая (направлена на разработку индивидуальных образовательных траекторий с учетом расширения междисциплинарных направлений, интеграцию различных форм обучения: стажировка, мастер-класс, тренинг, самообразование и т.д.); регулятивно-адаптационная (закрепляет нормы профессионально-педагогической деятельности, дифференцирует содержание и технологии персонифицированных программ непрерывного повышения квалификации на основе профессиональных стандартов, учитывает трудоемкость в зачетных единицах, последовательность и распределение модулей, характер стажировки). Содержательный блок модели непрерывного профессионального развития включает следующие компоненты: целевой (формирует индивидуальные образовательные траектории слушателя), развивающий (обеспечивает профессионально-личностное развитие, мотивационно-ценностное отношение к процессу повышения квалификации), интерактивный (формирует информационно-коммуникативную компетентность личности на основе субъект-субъектного взаимодействия), рефлексивный (развивает профессионально-личностную рефлексию участников процесса) и практический (совершенствует профессиональное мастерство, выполняет функции андрагога, супервизора, тьютора, модератора, фасилитатора).

Механизм реализации модели включает стадии формирования профессиональных компетенций слушателей, технологическую карту и организационно-педагогические условия. Каждая стадия направлена на реализацию конкретной цели и отражает поступательное профессионально-личностное развитие научно-педагогических работников: стадия «стартовая актуализация» направ-

лена на развитие у слушателя курсов устойчивых интересов, мотивов, потребностей к профессиональному росту (преподаватель в качестве слушателя курсов повышения квалификации приращивает знания, осваивает опыт проектирования образовательной деятельности, апробирует технологии в учебном процессе, совершенствует свое методическое портфолио); стадия «инновационное включение» направлена на овладение системой профессиональных компетент-ностей, определяющих статус автора модуля или курса повышения квалификации (слушатель на основе приобретенных компетенций стремится к самореализации и самоактуализации, разрабатывает учебные дисциплины (модули) или авторский курс, осваивает роль андрагога); стадия «фасилитационное управление» направлена на совершенствование профессионально-педагогических компетенций, определяющих статус андрагога-фасилитатора и координатора авторских (проблемных) курсов. Поэтапное описание процесса взаимодействия слушателя и преподавателя на уровне проектирования, конструирования, контроля и регулирования непрерывного профессионального развития слушателей посредством сетевых форм реализации образовательных программ, тьюторско-го сопровождения дистанционных курсов отражено в технологической карте.

Успешность реализации непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников обеспечена созданием комплекса организационно-педагогических условий, к которым мы относим: 1) блок содержательных условий (актуализация содержания программ непрерывного повышения квалификации; кластерно-концентрическое структурирование курсов и модулей повышения квалификации); 2) блок процессуально-технологических условий (внедрение активных методов обучения; применение дистанционных образовательных технологий). Актуализация содержания программ непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников предполагает постоянное обновление модулей/курсов в соответствии с современными тенденциями в образовании. За период опытно-экспериментальной работы разрабатывался широкий спектр новых программ повышения квалификации для препода-

вателей вуза в соответствии с потребностями слушателей и развитием следующих научных направлений: «Современные образовательные технологии»; «Применение электронных образовательных ресурсов»; «Инновационные подходы к изучению иностранных языков»; «Организация и реализация программ дополнительного профессионального образования»; «Инновационные ресурсы дистанционных образовательных технологий в тьюторском сопровождении курсов непрерывного повышения квалификации» и др.

Кластерно-концентрическое структурирование программ повышения квалификации научно-педагогических работников предоставило возможность концептуального объединения знаний разных областей (научных, технологических, маркетинговых, гуманитарных, стратегических др.), что позволило сформировать междисциплинарные компетенции, а также способствовало индивидуализации и автономности обучения. Так, при реализации курсов повышения квалификации «Организация и реализация программ ДПО» модуль «Электронный маркетинг» включал в себя подразделы «Стратегический менеджмент», «Продвижение образовательных услуг в сети Интернет» (оформление сайта, особенности электронной рассылки), «Правила оформления рекламной брошюры» и др. Активные методы обучения внедрялись на различных стадиях системы непрерывного профессионального развития: на стадии «стартовой актуализации» применялись проблемные лекции, эвристические беседы, дискуссии. На стадии «инновационного включения» - коллективная мыслительная деятельность, метод новых вариантов, метод информационной недостаточности, метод информационной насыщенности, методы группового решения творческих задач (метод Дельфи, метод «черного ящика», метод дневников). На стадии «фасилитационного управления» - моделированное обучение, проектные методы, позволяющие реализовать идею перехода на обучение по индивидуальным планам-проектам. Применение дистанционных образовательных технологий развивало у слушателей определенный круг практических умений: конструирование процесса обучения на основе цифровых образова-

тельных ресурсов, интегрирование информационных средств обучения в преподавании учебных дисциплин, организация дистанционной среды обучения, разработка учебных курсов на материале современных дистанционных технологий.

Перспективы развития дальнейших исследований проблемы связаны с изучением методико-технологического аспекта обеспечения системы непрерывного профессионального развития на базе электронного обучения; массовых открытых он-лайн курсов, разработкой процедур профессионально-общественной аккредитации программ и общественной аккредитации организаций дополнительного профессионального образования.

Библиографический список

1. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]/ А.Г.Бермус// Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ovesti.ru/society/8500-gosudarstvennaya-

programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2013-2020-gody.html

3. Кукуев, А.И. Андрагогический подход в педагогике [Текст]/ А.И. Кукуев.- Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 328 с.

4. Митина, Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения [Текст] / Л.М. Митина // Вестник образования России. - 2005. - №7. - С. 48-56.

5. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы: монография [Текст] /Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - Москва: МАНПО, 2006. - 114 с.

6. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=400

7. Vozgova, Z. Theoretical model of life-long professional development for teaching staff [Electronic resource] // Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics - 2013. - vol.2. Issue 2. - Pp. 6-13. Access mode: http://www.cjssbe.cz/journal-archive/volume-2-issue-2-2013-/

Bibliography

1. Bermus, A.G. Problems and Future Trends in the Realization of Competence-based Approach in Education [Electronic resource] / A.G. Bermus// Internet-journal "EIDOS" - 2005. - 10th of September. - Access mode: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

2. Russian Federation State programme «Development of Education» for 2013 - 2020. [Electronic resource] Access mode: http://ovesti.ru/society/8500-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-na-2013-2020-gody.html

3. Kukuev, A.I. Andragogical Approach in Pedagogy. [Text]/ A.I. Kukuev. - Rostov-on-Don: IPO PI YUFU, 2009. - 328 p.

4. Mitina, L.M. Professional development and Health of a Pedagogue: problems and solutions [Text] / L.M. Mitina // Herald of Education in Russia. - 2005. - №7. - Pp. 48-56.

5. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of Communicative Education for higher school students: perspective approaches: monograph [Text] /E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasjeva. -Moscow: MANPO, 2006. - 114 p.

6. Federal Target programme "Scientific and Scientific-and-pedagogical staff of Innovative Russia" for 2009 - 2013 [Electronic resource] / Access mode: http://www.fcpk.ru/catalog.aspx?CatalogId=400

7. Vozgova, Z. Theoretical model of life-long professional development for teaching staff [Electronic resource] // Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics - 2013. - vol.2. Issue 2. - Pp. 6-13. Access mode: http://www.cjssbe.cz/journal-archive/volume-2-issue-2-2013-/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.