Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Надежда Владиславовна, Мурая Елена Николаевна, Перцев Владимир Владимирович

Статья посвящена проблемам развития системы преподавания в современном вузе. Раскрыт комплекс общих проблем современного высшего образования. Обозначена проблема качества профессиональной деятельности преподавателей вуза. Профессиональные требования системы преподавания на ступени высшего профессионального образования рассмотрены в контексте основных тенденций развития современного высшего образования. Показано, что высокий уровень преподавания в в достигается на основе системной организации деятельности студентов и реализации системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Отмечена роль системной организации получения фундаментальных теоретических знаний на основе организации научно-исследовательской деятельности студентов и междисциплинарного подхода в обучении. Показано, что актуальной проблемой высшего образования является внедрение цифрового обучения студентов. Раскрыты ряд ограничений в сфере внедрения цифрового обучения в системе высшего образования. Сделан вывод о том, что актуальные проблемы системы преподавания в современном Вузе обусловлены комплексом факторов, которые порождают как общие, так и частные проблемы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TEACHING SYSTEM IN A MODERN UNIVERSITY

The article is devoted to the problems of the development of the teaching system in a modern university. The complex of general problems of modern higher education is revealed. The problem of the quality of the professional activity of university teachers is outlined. The professional requirements of the teaching system at the level of higher professional education are considered in the context of the main trends in the development of modern higher education. It is shown that a high level of teaching at the university is achieved on the basis of the system organization of students’ activities and the implementation of system-activity, student-oriented and competence-based approaches. The role of the systematic organization of obtaining fundamental theoretical knowledge based on the organization of students’ research activities and an interdisciplinary approach to teaching is noted. It is shown that the actual problem of higher education is the introduction of digital learning for students. A number of limitations in the implementation of digital learning in the higher education system are revealed. It is concluded that the actual problems of the teaching system in a modern university are due to a complex of factors that give rise to both general and particular problems of higher education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

Актуальные проблемы развития системы преподавания в современном вузе

Семенова Надежда Владиславовна,

кандидат биологических наук, доцент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» E-mail: [email protected]

Мурая Елена Николаевна,

кандидат технических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения E-mail: [email protected]

Перцев Владимир Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент по специальности «Теория и методика обучения и воспитания», ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: [email protected]

Статья посвящена проблемам развития системы преподавания в современном вузе. Раскрыт комплекс общих проблем современного высшего образования. Обозначена проблема качества профессиональной деятельности преподавателей вуза. Профессиональные требования системы преподавания на ступени высшего профессионального образования рассмотрены в контексте основных тенденций развития современного высшего образования. Показано, что высокий уровень преподавания в в достигается на основе системной организации деятельности студентов и реализации системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Отмечена роль системной организации получения фундаментальных теоретических знаний на основе организации научно-исследовательской деятельности студентов и междисциплинарного подхода в обучении. Показано, что актуальной проблемой высшего образования является внедрение цифрового обучения студентов. Раскрыты ряд ограничений в сфере внедрения цифрового обучения в системе высшего образования. Сделан вывод о том, что актуальные проблемы системы преподавания в современном Вузе обусловлены комплексом факторов, которые порождают как общие, так и частные проблемы высшего образования.

Ключевые слова: преподавательская деятельность, педагогические технологии, системно-деятельностный подход, цифровое обучение, проблемы преподавания.

о с

U

см см о см см

Развитие системы высшего профессионального образования сегодня в условиях быстро меняющихся экономических и социокультурных условий, высокой скорости обновления знаний в информационном обществе требует повышения стандартов содержания высшего образования, использования инновационных педагогических технологий, нацеленность на повышение качества обучения студентов. Решение данных задач возможно только на основе анализа актуальных проблем развития системы преподавания в современном Вузе.

В современных социально-экономических условиях актуальные проблемы развития высшего профессионального образования отражаются в противоречиях между достигнутым уровнем вузовский подготовки студентов и ожиданиям потенциальных работодателей, что снижает конкурентоспособность выпускников Вузов на рынке труда, затрудняет адаптацию к профессиональной деятельности и ведет к затяжному кризису профессионального становления выпускников Вузов на начальном этапе профессионализации. Информатизация общественной и экономической жизни привела к качественным изменениям в сфере производства и на глобальных рынках, которые характеризуются «переходом от массового производства стандартизированной продукции к производству общедоступной индивидуализированной продукции» [6, с. 13]. В системе высшего профессионального образования для достижения конкурентоспособности выпускников Вузов в настоящее время необходим переход «от массового образования для всех к качественному образованию и всестороннему развитию личности каждого» [6, с. 13].

Главной проблемой современного высшего образования сегодня является «отсутствие ясного динамично развивающегося понимания (видения) путей обновления системы образования» [6, с. 120]. В контексте социально-экономического развития страны важным в понимании проблем отечественного высшего образования является и то, что «современное образование не рассматривается как база, обеспечивающая возможность развития общества и укрепления позиций государства в направлении повышения их производительного потенциала» [4, с. 7]. Среди общих проблем вузовского образования в настоящее время можно выделить

- «финансовые проблемы (закупка учебников,

оборудования, ремонт помещений и др.);

- не полностью продуманный механизм преемственности школа - колледж - вуз;

- не достаточная квалификация кадров (преподавателей: часто преподаватели не имеют педагогического образования и набираются из числа бывших студентов);

- неготовность педагогов (преподавателей) к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности (отчасти эта проблема взаимосвязана и вытекает из предыдущей);

- не понимание (или отказ от понимания) администрацией содержания и специфики работы профессорско-преподавательского состава (в частности, творческой составляющей педагогической деятельности) [4, с. 20]. Высокое качество профессиональной подготовки студентов на ступени высшего профессионального обучения, в первую очередь, обеспечивает преподаватель Вуза. Поэтому, прежде всего, необходимо переосмысление вопросов, связанных с целями и ценностями, функциями и ролью преподавателя высшего профессионального образования, требованиями к его профессиональной деятельности, которые обеспечивают высокое качество обучения студентов. Предметом научных дискуссий остаются вопросы о структурно-содержательных компонентах профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в контексте современных тенденций развития высшего профессионального образования. На современном этапе гуманизация высшего образования связана с реализацией системно-деятельностной парадигмы на основе принципов и ценностей личностно-ориентированного и компетентностно-го подходов, задающих ценностный вектор развития высшего образования.

С позиции системно-деятельностного подхода «в структурном плане любая индивидуальная деятельность является ничем иным, как продуктом и результатом дифференциации видов и типов деятельности. Следовательно, она может реально существовать и обретает смысл лишь в общей структуре такого разделения» [3, с. 427]. Это положение отражает особенности профессиональной деятельности преподавателя Вуза, которая является системным образованием, включающим совокупность различных видов профессиональной деятельности: преподавательскую, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационную и др. Основу деятельности преподавателя Вуза определяет ее аксиологическая направленность, которая отражается в педагогических ценностях и нормах. Ценностно-нормативная направленность преподавателя Вуза представляет собой нормативную составляющую, регламентирующую профессиональную деятельность и выступающую связующим механизмом между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [5]. Профессиональная деятельность преподавателя Вуза с точки зрения требований к профессиональной компетентности в обрасти профессиональных знаний определяется как «сложное многокомпонентное об-

разование, отражающее степень познавательных возможностей педагога, осведомленности в области педагогических систем и технологий» [1, с. 24]. В свою очередь педагогическая компетентность преподавателя вуза определяется как «динамичное сочетание знания, понимания, навыков и способностей» [2, с. 113]. Исходя из этого изложим основные требования к личностным и профессиональным качествам преподавателя Вуза, который должен иметь «высокий уровень знания своего предмета и широкую образованность в различных областях знаний; владеть педагогическими мастерством, включающим передовую современную технологию; иметь глубокие психологические и педагогические знания, современное педагогическое мышление; использовать личностный подход в работе; способность к самообразованию и саморазвитию [2, с. 97-98]. Решение проблемы качества обучения студентов возможно только на основе достижения высокого уровня педагогического мастерства преподавателя Вуза, которая на сегодняшний день является одной из приоритетных задач высшего педагогического образования.

Одной из проблем профессионального высшего образования является создание образовательных условий для получения студентами фундаментальной теоретической подготовки в сочетании с самостоятельной исследовательской и профессионально-ориентированной деятельностью, что обеспечивает высокое качество образования. Прежде всего, отметим, что ведущую роль в теоретической подготовке студентов играет системный подход, поскольку «знание достигает уровня теории и становится теорией в строгом смысле этого понятия тогда, когда оно само становится системой» [3, с. 262]. Решение данной проблемы предполагает внедрение в преподавательскую деятельность инновационных технологий, актуализирующих научно-поисковую и исследовательскую деятельность студентов на основе междисциплинарного подхода в содержании, технологиях и формах обучения студентов. К таким технологиям относятся научно-исследовательская деятельность студентов, технологии проблемного обучения, технологии исследовательской деятельности, метод проектов и др.

Следует также отметить, что несмотря на то, что в образовательный процесс Вузов сегодня широко внедряются практико-ориентированные технологии обучения, профессионально-ориентированные активные методы обучения, этого явно недостаточно. Об этом свидетельствуют данные выпускников Вузов на этапе профессиональной деятельности. Согласно их мнению, «в изучаемых дисциплинах не хватает практической конкретики, отражающей приемы и методы решения практических задач. Используемые в настоящее время учебные планы и рабочие программы изучаемых дисциплин не создают должных акцентов в направлении повышения практической значимости вузовской подготовки» [4, с. 8].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Актуальной проблемой высшего образования является внедрение цифрового обучения студентов. Процессы цифровой трансформации современного общества оказывают влияние на многие сферы человеческой деятельности и, прежде всего, на систему высшего профессионального образования. Сегодня к качественным изменениям в сфере высшего образования приводит информатизация образовательного процесса, распространение цифровых педагогических технологий, цифровая опосредованность педагогического общения в системе преподаватель - студент. Цифровое обучение в Вузе предъявляет новые профессиональные требования к деятельности преподавателя, который должен уметь применять «новые культурные общепользовательские цифровые инструменты для повышения эффективности своей производственной и учебной работы, содержание, методы и формы учебной работы, специализированные цифровые инструменты и сервисы, которые повышают эффективность меняющейся организации образовательного процесса» [6, с. 49]. В тоже время сегодня существуют ряд проблем в сфере внедрения цифрового обучения в Вузе. Успешные модели организации образовательного процесса на основе цифровых технологий (ЦТ) не достаточно широко внедрены в современные Вузы по причине «ригидности действующих норм, которые поддерживают сложившуюся сегодня организацию образовательного процесса» [6, с. 29]. Решение данной проблемы возможно при широком внедрении в образовательный процесс Вуза инновационного опыта:

- «новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование ЦТ;

- непрерывного профессионального развития педагогов;

- новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов;

- организационных и инфраструктурных условий для осуществления необходимых изменений» [6, с. 30].

Таким образом, актуальны проблемы развития системы преподавания в современном Вузе обусловлены комплексом факторов, которое порождают как общие, так и частные проблемы обучения студентов. Ведущие проблемы высшего профессионального образования опосредованы информатизацией общественной и экономической жизни страны, предъявляющие новые требования к личности преподавателя, к организации образовательного процесса, к используемым педагогическим технологиям обучения в Вузе.

§ Литература

см

сэ 1. Катербарг Т.О. Профессиональное развитие

~ педагога в проектной деятельности общеоб-

^ разовательной организации: дис. ... кандидата

педагогических наук: 13.00.08 / Катербарг Татьяна Осиповна. - Красноярск, 2015. - 234 с.

2. Лю Нань. Сравнительный анализ системы педагогического образования в России и Китае: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лю Нань. - М., 2018. - 216 с.

3. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд: монография: в 4 т. Т. 2 / А.В. Карпов, В.Д. Шадриков, Е.В. Карпова, Л.Ю. Субботина. - М.: Издательский дом РАО; Ярославль: ЯрГУ, 2017. - 492 с.

4. Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: [монография / Арбузова Е.Н. и др.]; под общей ред. М.В. По-сновой. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. - 176 с.

5. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин [и др.]; под общей редакцией В.А. Сластени-на, В.П. Каширина. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 374 с.

6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики Москва, 2019. -344 с.

ACTUAL PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TEACHING SYSTEM IN A MODERN UNIVERSITY

Semenova N.V., Muraya E.N., Pertsev V.V.

Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Far Eastern State Transport University, Bunin Yelets State University

The article is devoted to the problems of the development of the teaching system in a modern university. The complex of general problems of modern higher education is revealed. The problem of the quality of the professional activity of university teachers is outlined. The professional requirements of the teaching system at the level of higher professional education are considered in the context of the main trends in the development of modern higher education. It is shown that a high level of teaching at the university is achieved on the basis of the system organization of students' activities and the implementation of system-activity, student-oriented and competence-based approaches. The role of the systematic organization of obtaining fundamental theoretical knowledge based on the organization of students' research activities and an interdisciplinary approach to teaching is noted. It is shown that the actual problem of higher education is the introduction of digital learning for students. A number of limitations in the implementation of digital learning in the higher education system are revealed. It is concluded that the actual problems of the teaching system in a modern university are due to a complex of factors that give rise to both general and particular problems of higher education.

Keywords: teaching activity, pedagogical technologies, system-activity approach, digital learning, teaching problems.

References

1. Katerbarg T.O. Professional development of a teacher in the design activities of a general educational organization: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Katerbarg Tatya-na Osipovna. - Krasnoyarsk, 2015. - 234 p.

2. Liu Nan. Comparative analysis of the system of teacher education in Russia and China: dis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Liu Nan. - M., 2018. - 216 p.

3. System genesis of activity. A game. Teaching. Work: monograph: in 4 volumes. T. 2 / A.V. Karpov, V.D. Shadrikov, E.V. Karpova, L. Yu. Saturday. - M.: RAO Publishing House; Yaroslavl: YarSU, 2017. - 492 p.

4. State, problems and prospects for the development of modern education: [monograph / Arbuzova E.N. and etc.]; under the general editorship. M.V. Basic. Petrozavodsk: MTsNP "New Science", 2019. - 176 p.

5. Psychology and pedagogy in 2 hours. Part 2. Pedagogy: a textbook for universities / V.A. Slastenin [and others]; under the

general editorship of V.A. Slastenina, V.P. Kashirin. - M.: Yurayt Publishing House, 2022. - 374 p.

6. Difficulties and prospects of digital transformation of education / edited by A. Yu. Uvarova, I.D. Frumin. - M.: Publishing House of the Higher School of Economics Moscow, 2019. - 344 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.