Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Цзяжуй

В статье освещаются психологические аспекты педагогической деятельности. Проведен анализ ведущих теоретических подходов к изучению психологических аспектов педагогической деятельности. Раскрыты развивающие возможности компетентностного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в современном образовании. Дана характеристика психологических аспектов педагогической деятельности в компетентностной парадигме образования. Описаны психологические качества личности учителя. Раскрыты психологические особенности профессиональной деятельности педагога. Личность педагога является центральной фигурой, определяющей психологические основы организации образовательного процесса и развития личности обучающихся в процессе обучения. Педагогическая деятельность направлена на содействие психическому развитию личности обучающихся. Ведущим психологическим механизмом развития личности обучающихся выступает психологическое взаимодействие на уровне общения педагог - обучающийся. Показана роль психологии педагогического общения в образовательном процессе. Обоснована необходимость реализации системно-деятельностных и личностно-ориентированных форм, методов и технологий педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article highlights the psychological aspects of pedagogical activity. The analysis of the leading theoretical approaches to the study of the psychological aspects of pedagogical activity has been carried out. The developing possibilities of competence-based, personality-oriented and system-activity approaches in modern education are revealed. The characteristic of psychological aspects of pedagogical activity in the competence-based paradigm of education is given. The psychological qualities of the teacher’s personality are described. The psychological features of the teacher’s professional activity are revealed. The personality of the teacher is the central figure that determines the psychological foundations of the organization of the educational process and the development of the personality of students in the learning process. Pedagogical activity is aimed at promoting the mental development of the personality of students. The leading psychological mechanism for the development of the personality of students is the psychological interaction at the level of communication between the teacher and the student. The role of the psychology of pedagogical communication in the educational process is shown. The necessity of the implementation of system-activity and personality-oriented forms, methods and technologies of pedagogical activity is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Психологические аспекты педагогической деятельности

Ван Цзяжуй,

аспират, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет E-mail: 1074097794@qq.com

В статье освещаются психологические аспекты педагогической деятельности. Проведен анализ ведущих теоретических подходов к изучению психологических аспектов педагогической деятельности. Раскрыты развивающие возможности компетентностного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в современном образовании. Дана характеристика психологических аспектов педагогической деятельности в компетентностной парадигме образования. Описаны психологические качества личности учителя. Раскрыты психологические особенности профессиональной деятельности педагога. Личность педагога является центральной фигурой, определяющей психологические основы организации образовательного процесса и развития личности обучающихся в процессе обучения. Педагогическая деятельность направлена на содействие психическому развитию личности обучающихся. Ведущим психологическим механизмом развития личности обучающихся выступает психологическое взаимодействие на уровне общения педагог - обучающийся. Показана роль психологии педагогического общения в образовательном процессе. Обоснована необходимость реализации системно-деятельностных и личностно-ориентированных форм, методов и технологий педагогической деятельности.

Ключевые слова: психология, педагогическая деятельность, субъект обучения, учебная деятельность, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, личность педагога.

В настоящее время приоритетным направлением современного образования является поиск и внедрение педагогических инноваций, направленных на повышение качества образования и удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса. В связи с этим в педагогическом сообществе не теряет своей актуальности научная дискуссия о психологических аспектах педагогической деятельности, обеспечивающих высокую результативность процесса обучения и успешность педагогической деятельности.

Психологию образовательной деятельности можно раскрыть на основе анализа современных педагогических подходов к процессу обучения, к психологии учебной деятельности и личности обучающегося, к психологии личности учителя (преподавателя) как носителя ценностей и технологий педагогического труда. Современное образование опирается на системно-деятельностный подход, в основе которого лежат компетентностные и личностно-ориентированные модели обучения. В качестве основных составляющих компетентност-ного подхода выступают: цель образования, направленная на становление образовательной компетенции личности обучающегося, интеграция содержания, технологий и организации процесса обучения на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся, составляющих основу личностно-ориентированного обучения [1; 3]. Психологические аспекты педагогической деятельности в компетентностной парадигме образования, по мнению В.И. Байденко, предполагают «вариативность, гибкие требования для каждого, учет индивидуального ритма обучения, цели образования, обладающие открытостью пространства для решения содержательных и методических задач» [1, с. 11]. На аксиологическую составляющую компетентностного подхода обращает внимание Н.Ф. Радионова, рассматривая компетентность обучающегося не только как цель обучения, но и как образовательную ценность [4]. Личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы к психологии личности обучающегося рассматривают личность как активного субъекта учебной деятельности. Перспективным направлением развития компетентностного подхода является аксиологическая направленность образовательного процесса, в котором важное место занимают гуманистические ценности и смыслы субъектов образовательного процесса [4].

Педагогическая деятельность определяется как взаимосвязь трех пространств - педагогической деятельности, педагогического общения и реализации в них личности учителя [3]. Существующие сегодня модели организации образовательного процесса на различных ступенях обучения - от традиционной к личностно-ориентированной и компе-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тентностной, требуют совершенствования образовательного процесса, становления личности педагога как субъекта педагогической деятельности, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в особенностях учебно-познавательной деятельности, в психологических процессах обучающихся, владеющего вариативными личностно-ориентированными методами и технологиями обучения. В этой связи важным становится психологический анализ педагогической деятельности и личности учителя как ее субъекта.

Личность учителя является субъектом педагогического труда и определяется как «сложное многокомпонентное образование, отражающее степень познавательных возможностей педагога, осведомленности в области педагогических систем и технологий, применяемых в общеобразовательной организации» [2, с. 24]. Интегральными качествами личности педагога выступают «профессиональное педагогическое самосознание, то есть комплекс представлений учителя о себе как профессионале, индивидуальный стиль его деятельности и общения, то есть характерное для данного учителя сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а так же творческий потенциал личности учителя» [3, с. 44]. Эти качества педагога представляют собой те психологические основания субъекта педагогической деятельности, которые определяют успешность педагогического труда и высокие результаты обучения.

В педагогической деятельности, помимо проектирования педагогического процесса, его осуществления, контроля и оценки результатов обучения и развития обучающихся, важнейшую роль играет психология педагогического общения педагога с обучающимися. Психологические особенности педагогического общения определяются содержанием педагогического труда, который направлен на содействие психическому развитию личности обучающегося, а ведущим психологическим механизмом выступает психологическое взаимодействие на уровне педагог - обучающийся. Роль личностно-ориентированного общения с обучающимися в образовательном процессе особенно значима, поскольку обращенность педагогического взаимодействия на развитие личности обучающегося, на актуализацию его субъектного опыта при решении задач обучения задается именно педагогом. Педагог, который способен выстроить с обучающимся отношения доброжелательности, заинтересованности и взаимного уважения, имеет преимущество, ибо он успешнее решает центральную психологическую задачу обучения - развитие активной личности обучающегося, способного к саморазвитию и к самообучению. На передний план выходят те психологические качества личности педагога, которые обеспечивают 5 личностно-ориентированный характер педагоги-§ ческого общения. К таким качествам, по мнению й А.К. Марковой, относятся педагогический такт, пе-° дагогическая эмпатия, педагогическая общитель-ав ность, обладание педагогической этикой [3].

Таким образом, организация современного образовательного процесса на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к обучению требует от педагога владение психолого-педагогической компетенцией, знанием фундаментальных положений психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса и качество развития личности обучающихся.

Литература

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентност-ного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

2. Катербарг Т.О. Профессиональное развитие педагога в проектной деятельности общеобразовательной организации: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Катербарг Татьяна Осиповна. - Красноярск, 2015. - 234 с.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

4. Радионова Н.Ф., Трепицына А.П. Компетент-ностный подход в педагогическом образовании. // Известия ВГПУ. - 2004. - № 1. - С. 45-49.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Wang Jiarui

St. Petersburg State University

The article highlights the psychological aspects of pedagogical activity. The analysis of the leading theoretical approaches to the study of the psychological aspects of pedagogical activity has been carried out. The developing possibilities of competence-based, personality-oriented and system-activity approaches in modern education are revealed. The characteristic of psychological aspects of pedagogical activity in the competence-based paradigm of education is given. The psychological qualities of the teacher's personality are described. The psychological features of the teacher's professional activity are revealed. The personality of the teacher is the central figure that determines the psychological foundations of the organization of the educational process and the development of the personality of students in the learning process. Pedagogical activity is aimed at promoting the mental development of the personality of students. The leading psychological mechanism for the development of the personality of students is the psychological interaction at the level of communication between the teacher and the student. The role of the psychology of pedagogical communication in the educational process is shown. The necessity of the implementation of system-activity and personality-oriented forms, methods and technologies of pedagogical activity is substantiated.

Keywords: psychology, pedagogical activity, subject of education, educational activity, system-activity approach, student-centered approach, teacher's personality.

References

1. Baidenko V.I. Competences in Vocational Education (Toward the Development of a Competence-Based Approach) // Higher Education in Russia. - 2004. - No. 11. - P. 3-13.

2. Katerbarg T.O. Professional development of a teacher in the design activities of a general education organization: dissertation ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Katerbarg Tatyana Osipovna. - Krasnoyarsk, 2015. - 234 p.

3. Markova A.K. Psychology of teacher's work: A book for teachers. - M.: Enlightenment, 1993. - 192 p.

4. Radionova N.F., Trepitsyna A.P. Competence-based approach in teacher education. // Proceedings of the VSPU. - 2004. -No. 1. - P. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.