ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
© Первушкина А.И.*
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
В статье рассмотрены особенности ИКТ, типы уроков с ИКТ-под-держкой, формы ИКТ и их применение на разных этапах образовательного процесса. В частности - на уроках истории и обществознания.
Ключевые слова образовательный процесс, информационные технологии, история, обществознание.
Перед российской системой образования стоит задача формирования конкурентноспособного выпускника. Достижение этой цели невозможно без опоры на современные информационные технологии.
В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. в главе 1, ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» п.3 говориться: «При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [2, с. 21-22].
ФГОС второго поколения ставят задачу формирования и развития компетентности в области информационно -коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции) [3, с. 7].
Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) - это современные средства обработки и передачи информации. Они включают специальное оборудование, программное обеспечение, модели и методы их применения.
И каждый учащийся сегодня должен уметь решать различные учебные задачи, используя средства ИКТ.
Использование ИКТ при изучении истории и обществознания способствует формированию повышению познавательной активности и учебной
* Студент исторического факультета.
36
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. При непосредственном применении ИКТ в учебном процессе компьютер позволяет накапливать и расширять дидактическую базу, решает проблему наглядности.
Объяснение материала может сопровождаться презентациями, которые учитель может создавать сам при помощи программы Power Point, а так же использовать уже готовые презентации и мультимедиа-ресурсы. Презентации могут быть «лекционные», иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступлений учителя или обучающихся. Презентации - «плакаты», т.е. демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Их можно использовать при составлении виртуальных экскурсий по историческим местам. Этот вариант презентации предполагает использование анимации. При организации самостоятельной работы учащихся на уроке (семинарские занятия и практикумы) целесообразно использовать интерактивные презентации.
На практике активно применяются мультимедиа-учебники. Учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.
ИКТ позволяют выстраивать материал в необходимой последовательности, что дает возможность устанавливать индивидуальный темп усвоения материала, повышают интерес к предмету, возрастает мотивация учеников при подготовке докладов и сообщений. Учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах.
Использовать ИКТ можно на разных этапах урока. Так, например, ИКТ могут помочь учителю в оформлении и тиражировании раздаточных материалов, составлении планов и графиков для урока, при подготовке части лекционного материала в виде презентации и т.д. Образовательные Интернет-ресурсы могут также дать дополнительные материалы для домашних заданий повышенной сложности.
На этапе проверки домашнего задания возможны следующие варианты: электронные сетевые опросы (рецензии, сочинения); специально подготовленные тексты с определенным набором ошибок и неточностей выводятся на экран либо, при проведении урока в компьютерном классе, по локальной сети рассылаются учащимся; «творческое оформление» темы по предмету, где ребятами может быть осуществлен показ глубины и осознанности материала; тестирование.
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 37
Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы - все это может показать учащимся новую тему с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя».
На этапе усвоения новых знаний можно использовать ИКТ для создания проблемных ситуаций, осуществлять поиск информации и словарную работу, заполненять таблицы, создавать схемы, заслушивать итоги индивидуальной творческой работы учащихся, выполненной с помощью компьютерных технологий.
На этапе закрепления новых знаний при помощи ИКТ можно давать задания, задачи, тесты (открытые, закрытые) различной сложности, использовать самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию и др.
Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки; ученик видит детальную картину собственных недоработок; оценка может выдаваться (причём быстро) не только по окончании работы, но и после каждого вопроса. Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач.
Можно выделить следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:
- работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
- работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников - сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;
- работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
- использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.);
- работа в Front Page: построение web-сайтов как учителем, так и учащимися;
- работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов, сертификатов и т.д.
Выделяют следующие типы урока с ИКТ-поддержкой: урок с мультимедийной поддержкой, урок с компьютерной поддержкой, урок интегрированный с информатикой, традиционный урок с использованием Интернетресурсов и нетрадиционные уроки.
Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве
38
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
«электронной доски»). В качестве программного обеспечения используют материалы готовых программных продуктов на CD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку.
Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди). На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые учащиеся работают с учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.
Урок, интегрированный с информатикой. Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ИКТ, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт средств ИКТ. Этот вариант урока с использованием информационных технологий позволяет осуществить межпредметные связи.
Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов. На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
Нетрадиционные формы урока: мультимедийная школьная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ с использованием дифференцированных и индивидуализированных форм.
Интернет-ресурсы - это часть информационно-коммуникативной среды, учитель может использовать их как для подготовки к урокам, так и включать в работу на уроке. Хорошим подспорьем для учителя истории и обществознания являются сайты информационно-образовательных ресурсов, вот некоторые из них:
- www.fcior.edu.ru - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;
- www.school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- www.history4you.ru - образовательный проект «Твоя история»;
Современные информационные технологии в образовательной деятельности 39
- www.netbook.perm.ru/history - в разделе «История. Историческая литература» представлены и доступны для скачивания произведения исторической научной и популярной литературы.
При использовании ИКТ на уроках учащиеся учатся сбирать и хране-нить информацию; осуществлять поиск информации; воспринимать, пони-манимать, отбирать и анализировать информацию; представлять информацию; планированию информации, коммуникации; моделировать и проектировать. Владение всем перечисленными навыками составляет основу информационной компетентности учащегося.
А также, применение ИКТ делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно, происходит активизация мыслительных процессов, повышается уровень учебной мотивации школьников.
Список литературы:
1. Ивановский Р.И. Информационные технологии в образовании. - М., 2013.
2. «Новый закон «Об образованиии в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. - М.: «Эксмо», 2013.
3. ФГОС Основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://isaklysoh.ucoz.ru/fgos/FGOS_OO.pdf (дата обращения: 18.07.2015).
ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
© Чиркова Л.Н.* *, Чиркова В.В.*, Чиркова М.В.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье рассматриваются возможности применения пакета динамической математики geogebra для воспитания творческой личности.
Ключевые слова: виртуальная информационно-образовательная лаборатория, Геогебра, математические модели, творческая личность.
* Доцент кафедры Экспериментальной математики и информатизации образования, к.п.н.
* Магистрант ИМИКТ.
* Магистрант ИМИКТ.