Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Ю.В.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт применения имитационно-моделирующих игр в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура». В работе отмечено, что важнейшая роль в данной модели имитационно-моделирующих игр принадлежит заключительному обсуждению, в котором студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of application of the imitating modeling games in the course of studying of the theoretical course "Physical culture". In work it is noted that the major role in this model of the imitating modeling games belongs to final discussion in which students in common analyze the course and results of game, a ratio of game (imitating) model and reality, and also the course of educational and game interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

УДК 378

Алеева Ю. В., к.пед.н.

доцент кафедра «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт применения имитационно-моделирующих игр в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура». В работе отмечено, что важнейшая роль в данной модели имитационно-моделирующих игр принадлежит заключительному обсуждению, в котором студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

Ключевые слова: активные методы обучения, имитационно-моделирующая игра.

APPLICATION OF THE IMITATING MODELLING GAMES IN THE COURSE OF STUDYING OF THE THEORETICAL COURSE

"PHYSICAL CULTURE"

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of application of the imitating modeling games in the course of studying of the theoretical course "Physical culture". In work it is noted that the major role in this model of the imitating modeling games belongs to final discussion in which students in common analyze the course and results of game, a ratio of game (imitating) model and reality, and also the course of educational and game interaction.

Keywords: active methods of training, the imitating modeling game.

Значительное место в учебном процессе высшего учебного заведения, должно отводиться активным методам обучения. Основным представителем активных методов обучения является игра. Игра представляет сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований.

Дидактическая игра как средство обучения эффективна для закрепления знаний, умений и навыков, творческого осмысления изученного материала и применения полученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценностных ориентаций. Сфера применения дидактической игры - от дошкольного образования до высшей школы.

Теоретический анализ современного состояния проблемы, проведенный на основе социально-психологических, педагогических и специальных исследований, показал, что существует многообразие подходов

и направлений в определении и решении этой проблемы. Раскрываются эти вопросы с позиции практических вопросов применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре [6]. Выявляются социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов [4], значимость физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности [2].

Научные данные показывают, что, с одной стороны, благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, влечений, норм поведения происходит изменение отношений личности с действительностью [1]. Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс - изменение мотивации под влиянием сферы и условий деятельности [3].

В современных условиях существует множество вариантов организации учебного процесса. Все методы и технологии ориентированы на повышение эффективности обучения, на создание таких психолого-педагогических условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и проявить себя в учебной деятельности [5].

В процессе изучения теоретического курса «Физической культуры» можно применять имитационно-моделирующие игры. В них наряду с ролевой позицией каждого студента действуют «правила» имитируемой реальности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой, и как учебно-познавательный результат.

Имитационно-моделирующая игра по теме «Система физических

упражнений для профилактики профессиональных заболеваний»

Этапы Содержание этапов Время

I Организационный этап: определение целей игры; представление последовательности и методики проведения игровых процедур; формирование группы (78 чел.); распределение следующего комплекта ролей: «Генератор идей»: набрасывает перечень физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, не заботясь о том, чтобы они были систематизированы. «Синтезатор идей»: распределяет предложенные физические упражнения по группам профессиональных заболеваний. «Регистратор идей»: фиксирует наиболее значимую информацию о создаваемых комплексах физических упражнений. «Визуализатор»: готовит изображение физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, в конце занятия сдает изображение (в виде рисунка) преподавателю. «Докладчик»: берет на себя ответственность за предоставление информации о системе физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, всей аудитории. «Лидер»: организует деятельность группы, руководит действиями 7 мин.

всех участников. «Эксперт»: принимает активное участие в работе группы, по окончанию работы дает оценку полученному результату.

II Этап групповой работы: создание системы физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний: подготовка изображения и доклада; внутригрупповое обсуждение созданной системы упражнений. 20 мин.

III Этап коллективной работы: представление группами созданной системы физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний; анализ соотношения предложенных систем упражнений с особенностями и возможностями будущей или настоящей профессиональной деятельности; выявление положительных и отрицательных сторон созданных систем упражнений записываются в тетрадь. 20 мин.

IV Заключительный этап: подведение итогов: анализ результатов игры экспертами, членами групп, преподавателями. 10 мин.

Использованные источники:

1. Алеева, Ю.В. Мотивация к учебной деятельности студентов на основе обучающей среды moodle // Теория и практика современной науки. - 2016. -№ 11 (17). - С. 956-959.

2. Попова, Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. Редактор Лизунова Г.Ю. -2017. - С. 22-27.

3. Попова, Н.В. Практический опыт использования средств дистанционного обучения в процессе занятий физической культурой // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 11 (17). - С. 1038-1042.

4. Попова, Н.В. Социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов // Форум молодых ученых.- 2016. - № 3(3), -С. 297-210.

5. Попова, Н.В. Эффективность проведения психотехнических игр на занятиях по физической культуре // Теория и практика современной науки. -2016. - № 8 (14). - С. 427-430.

6. Попова, Н.В, Кузнецов, И.В. Практические вопросы применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.