Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий'

Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП / ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ЮНЫЕ САМБИСТЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вандышев В. И.

DEVELOPMENT OF COORDINATION SKILLS ON SPORTS-RECREATIONAL AND INITIAL STAGES IN JUNIOR UNARMED SELF-DEFENCE ATHLETES BASED ON SPECIALIZED GAME TASKS V.I. Vandyshev, postgraduate Ural state university of physical culture, Chelyabinsk Key words: sports-recreational stage, game tasks, junior unarmed self-defence athletes, coordination skills, technical tasks. The purpose of the present research was theoretical development with further check in research activity of effectiveness of courseware of formation of coordination skills in junior unarmed self-defence athletes on sports-recreational and initial stages. In the worked technique of games, preliminary exercises and game tasks the authors preserved general structure of basic competitive movement, external biomechanical structure of technical motion. The work of specialized games, game exercises and tasks was based on simulation exercises. The studies resulted in the conclusions: 1. The worked technique of games, preliminary exercises, preserving general structure of basic competitive movement and external biomechanical structure of technical action, promotes creation of conditions, facilitating mastering of motor actions, realizing didactic principle of consistency and course. 2. The given technique facilitates increase of the level of general and special preparedness of junior unarmed self-defence athletes, expansion of motor experience, increase of functional and basic physical preparedness, acquiring of skills of conducting combat, improvement of tactical thinking, skill of orientation in complicated combat situations and quick alternative conclusion-making, promoting better management of training process on further stages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вандышев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий»

mm

детско-юношескии спорт

УДК: 796.034-053.6

развитие

координационных способностей на спортивно-оздоровительном и начальном этапах у юных самбистов на основе специализированных игровых заданий

Соискатель в.и. вандышев

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Abstract

DEVELOPMENT OF COORDINATION SKILLS ON SPORTS-RECREATIONAL AND INITIAL STAGES IN JUNIOR UNARMED SELF-DEFENCE ATHLETES BASED ON SPECIALIZED GAME TASKS

V.I. Vandyshev, postgraduate Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Key words: sports-recreational stage, game tasks, junior unarmed self-defence athletes, coordination skills, technical tasks.

The purpose of the present research was theoretical development with further check in research activity of effectiveness of courseware of formation of coordination skills in junior unarmed self-defence athletes on sports-recreational and initial stages. In the worked technique of games, preliminary exercises and game tasks the authors preserved general structure of basic competitive movement, external biomechanical structure of technical motion. The work of specialized games, game exercises and tasks was based on simulation exercises.

The studies resulted in the conclusions:

1. The worked technique of games, preliminary exercises, preserving general structure of basic competitive movement and external biomechanical structure of technical action, promotes creation of conditions, facilitating mastering of motor actions, realizing didactic principle of consistency and course.

2. The given technique facilitates increase of the level of general and special preparedness of junior unarmed self-defence athletes, expansion of motor experience, increase of functional and basic physical preparedness, acquiring of skills of conducting combat, improvement of tactical thinking, skill of orientation in complicated combat situations and quick alternative conclusion-making, promoting better management of training process on further stages.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный этап, игровые задания, юные самбисты, координационные способности, технические действия.

Актуальность исследования.

Для современного спорта характерно постоянное повышение требований к всесторонней подготовленности спортсменов. В этих условиях большое значение приобретает глубокое изучение пропедевтики технических действий юных самбистов на спортивно-оздоровительном этапе. Физические качества у детей в разные возрастные периоды формируются неодновременно. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды, когда может быть получен его наибольший прирост. Они имеют специфические особенности проявления и генетически определяемую индивидуальную программу развития [4].

В младшем школьном возрасте у детей значительно повышается познавательный интерес к разнообразным двигательным действиям. Обострение чувства соперничества заставляет их искать новые движения и овладевать ими, особенно теми, которые еще не знакомы сверстникам. Каждый старается не просто познать новое, а овладеть им лучше товарищей. В этом возрасте они без особого труда могут успешно усваивать самые сложные движения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для воспитания у занимающихся культуры движений, которая, в свою очередь, оказывает значительное влияние на становление технической подготовленности. В этом возрасте имеются биологические предпосылки развития координационных способностей (КС), развитие которых осуществляется на базе образования большого двигательного фонда. Применение разнообразных двигательных действий, направленных на их точность и экономичность, позволяет стимулировать развитие КС [1, 6, 9].

Многие авторитетные специалисты подчеркивают целесообразность акцентированного развития фи-

зических качеств в сенситивные периоды. Проблема учета сенситивных периодов в спорте была поставлена в 1959 г. В.С. Фарфелем. Ему удалось выявить большую неравномерность в развитии двигательной функции детей и подростков.

Спортивная борьба является ситуационным видом спорта, представляет в контексте деятельности комплекс приемов, связок, переводов, сложных тактико-технических действий и комплексов, каждое из которых характеризуется определенной задачей, силовыми, временными и пространственными параметрами, координационной сложностью и пр. [1, 3, 10].

Возраст 6-10 лет благоприятствует высокому темпу роста ловкости движений. Этому способствуют высокая пластичность центральной нервной системы и интенсивное развитие двигательного анализатора, которые выражаются в совершенствовании пространственно-временных характеристик движений [11].

Особое место в занятиях единоборствами занимают КС. По мнению ряда авторов, совершенствование КС необходимо рассматривать как один из важных разделов подготовки спортсменов разного уровня квалификации и мастерства. Это связано с тем, что уровень развития КС оказывает влияние на степень привлекательности и доступности выполнения двигательных задач разной сложности. Поэтому в учебно-тренировочном процессе большое внимание необходимо уделять совершенствованию КС, рассматривать это как один из важных разделов подготовки спортсменов [2, 4, 7, 8].

Методы и организация исследования. Исследование проводили с целью теоретической разработки с последующей проверкой в опытно-экспериментальной работе эффективности программно-методического обеспечения формирования КС у юных самбистов на спортивно-оздоровительном и начальном этапах.

В исследовании затронут период занятий детей 8 - 11 лет в течение трех лет - с 2004 по 2007 г. В нем приняли участие 20 мальчиков контрольной (КГ) и 20 - экспериментальной (ЭГ) групп. Исследование проводили на базе Уральского государственного университета физической культуры в ДЮСШ по борьбе. Юные спортсмены КГ тренировались по программе, предусмотренной СДЮШОР по самбо. В программу тренировок ЭГ была включена разработанная нами методика пропедевтики технических действий с применением подводящих упражнений.

В нашей методике игр, подводящих упражнений, игровых заданий сохраняется общая структура основного соревновательного движения, внешняя биомеханическая структура технического действия. При их выполнении обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий, реализуется дидактический принцип последовательности и постепенности, большое внимание уделяется развитию КС.

Разработка специализированных игр, игровых заданий, подводящих упражнений специальной направленности для развития физических качеств была основана на имитационных упражнениях.

детско-юношескии спорт

Имитационные упражнения были использованы при обучении и совершенствовании техническим действиям спортсменов различной квалификации. Они позволяли создать представление о технике спортивного упражнения, облегчить процесс его усвоения, способствовали выполнению необходимой координационной структуры соревновательного упражнения и обеспечивали эффективную координацию между двигательными функциями, повышали эффективность реализации функционального потенциала [5].

Игровые задания и упражнения, рекомендуемые для применения на тренировочных занятиях юных самбистов, были разделены на две группы. В первую вошли подвижные игры, задания и упражнения обще-развивающей направленности, которые способствуют расширению двигательного опыта, повышению функциональной и базовой физической подготовленности. Во вторую группу - игры и задания специальной направленности. Они способствуют приобретению навыков ведения единоборства, улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях поединка, находить из них нетрадиционные выходы, поддерживают у начинающих борцов дух борьбы, воспитывают чувство готовности к схватке с соперником. Обе группы игр направлены на повышение уровня общей и специальной подготовленности юных самбистов.

При помощи разработанных игровых заданий и упражнений вырабатывались оптимальные способы выведения из равновесия, координировались точки приложения сил, создавались правильные двигательные стереотипы приемов. Эти комплексы и задания также позволяли осваивать проведение подготовительных тактических атакующих, защитных действий и захватов.

На начальном этапе обучения технике движений детям, специализирующимся в единоборствах, была предоставлена возможность свободного выбора ведущей конечности (правой или левой). Затем, принимая во внимание функциональную асимметрию ребенка, обращали внимание на то, чтобы новый элемент техники он усвоил вначале ведущей конечностью или в сильнейшую (удобную) сторону, а затем последовательно неведущей конечностью или в слабейшую сторону. Зеркальное выполнение двигательных действий в единоборствах и других видах спорта являлось одним из важнейших методических приемов. Оно позволяло оказывать большое влияние на повышение координационных возможностей [4, 7].

Результаты и их обсуждение. Основным направлением в воспитании КС является овладение новыми разнообразными двигательными навыками. Для определения у детей уровня развития КС мы использовали два теста: челночный бег 3х10 м и усложненную пробу Ромберга. Проведенное перед началом эксперимента тестирование показало отсутствие существенных различий в уровне физической подготовленности детей КГ и ЭГ: р>0,05, ^критерий Стьюдента = 0,82 в челночном беге, t = 0,07 - в пробе Ромберга).

mm

детско-юношеский спорт

При воспитании КС использовали упражнения, включающие элементы новизны. Задания, направленные на развитие КС, проводили в начале основной части тренировочного задания, увязываясь с развитием скоростных качеств. Интервалы отдыха были достаточными для относительно полного восстановления. Количество упражнений для развития КС в одном тренировочном занятии было незначительным, но они включались практически в каждое занятие.

Основным средством воспитания КС были физические упражнения, направленные на точность и быстроту выполнения движений при жестком ограничении времени, на быстроту реагирования на различные сигналы (свет, звук, движущийся предмет и др.), на дифференцирование в пространстве, продолжительность силовых воздействий при выполнении технических действий, на предвидение возможных положений движущихся частей тела соперника и своевременную коррекциию движений, на приспособление во времени и пространстве к изменяющейся ситуации или необычной постановке задачи.

Для стимулирования развития специальных КС в борьбе использовали следующие методические приемы: зеркальное выполнение упражнений (упражнения из разных положений и в разные стороны), применение необычных исходных положений (игровые задания из разных положений по отношению друг к другу), изменение пространственных границ (ограничение площади ковра, на краю, в углу ковра), смену способов выполнения упражнений, изменение скорости или темпа движений, осложнения упражнений другими движениями, изменение противодействия партнера, выполнение знакомых движений в не известных заранее сочетаниях.

Разработанный комплекс игр и заданий специальной направленности позволил в большей мере содействовать освоению азов ведения единоборства и приобретению необходимых физических качеств.

Включение в тренировочные занятия постепенно усложняющихся заданий, требующих соблюдения заданных пространственных и временных параметров, а также упражнений на равновесие при регулярном обновлении их выполнения в новых, более сложных, условиях позволило оказать положительное влияние на динамику изменения развития двигательных качеств в ходе тренировочного процесса (р<0,05 в обоих тестах уже в конце первого года: t = 2,07 в челночном беге, t = 2,21 в пробе Ромберга). Положительная динамика в развитии двигательных качеств сохранилась и на последующих этапах тренировочного процесса (р<0,05 в обоих тестах).

Это дает возможность заключить, что использование в разработанной нами методике обучения юных самбистов большого объема комплекса игр и заданий специальной координационной направленности (более половины от общего учебно-тренировочного времени) позволяет ускорить освоение технических действий на начальном и последующих этапах.

Выводы

1. Разработанная методика игр, подводящих упражнений, игровых заданий, сохраняющая общую структуру основного соревновательного движения и внешнюю биомеханическую структура технического действия, позволяет создать условия, облегчающие освоение двигательных действий, реализуя дидактический принцип последовательности и постепенности.

2. Данная методика способствует повышению уровня общей и специальной физической подготовленности юных самбистов, расширению двигательного опыта, повышению функциональной и базовой физической подготовленности, приобретению навыков ведения единоборства, улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях поединка и быстро находить из них нетрадиционные выходы, что позволяет более четко управлять тренировочным процессом на последующих этапах.

Литература

1. Бекетов, В.А. На ковре - юные борцы / В.А. Бекетов. - Киев: Здоровье, 1990. - 160 с.

2. Дахновский, В.С. Обучение и тренировка дзюдоистов / В.С. Дахновский, Б.Н. Руковицин. - Минск: Полымя, 1989. - 192 с.

3. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России. - М.: Советский спорт, 2005. - 268 с.

4. Еганов, А.В. Методика начального обучения в дзюдо: учебник для тренеров-преподавателей, работающих с начинающими дзюдоистами / А.В. Еганов. - Челябинск: УралГУФК, 2008. -282 с.

5. Еганов, А.В. Назначение и методика выполнения специальных имитационных упражнений (учикоми) в дзюдо: метод. рекомендации / А.В. Еганов. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 31 с.

6. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-Х классах / В.Ф. Ломейко. - Минск: Нар. асвета, 1980. - 128 с.

7. Лях, В.И. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте / В.И. Лях, Е. Са-довски // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 5. - С. 40-46.

8. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В.И. Лях // Теория и практика физ. культуры. - 1990. - № 3. - С. 15-18.

9. Пигалова, Л.В. Физическое воспитание учащихся младших классов / Л.В. Пигалова: учеб. пособ. - Челябинск: УралГУФК, 2001. - 72 с.

10.Самбо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М.: Советский спорт, 2005. - 240 с.

11.Харитонов, В.И. Учебное пособие по диагностике, оценке и коррекции физической подготовленности юных спортсменов / В.И. Харитонов, А.О. Халабов, Ю.Г. Мартемьянов, В.Г. Харитонова. - Челябинск: УралГАФК. - 2004. - 72 с.

Bibliography

1. Beketov V.A. Junior wrestlers in the competition area. (In Russian) / V.A. Beketov. - Kiev: Zdorov'e, 1990. - 160 P.

2. Dakhnovsky V.S. Education and training of judokas. (In Russian) / V.S. Dakhnovsky, B.N. Rukovitsyn. - Minsk: Polymya, 1989. - 192 P.

3. Judo: program for institutions of extended education and sports clubs of National Judo Union and Russian Judo Federation. (In Russian) - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 268 P.

4. Eganov A.V. Technique of initial education in judo: textbook for trainers-teachers, working with judokas-beginners. (In Russian) / A.V. Eganov. - Chelyabinsk: UralSAPC, 2008. - 282 P.

5. Eganov A.V. Assignment and technique of performance of specialized imitating exercises (uchikomi) in judo: guidelines. (In Russian) / A.V. Eganov - Chelyabinsk: UralSAPC, 2009. - 31 P.

6. Lomeyko V.F. Development of motor qualities on the lessons

детско-юношескии спорт

ii

of physical culture in I-X forms. (In Russian) / V.F. Lomeyko -Monograph: Nar. asveta, 1980. - 128 P.

7. Lyakh V.I. On concepts, tasks, place and basic statements of coordinating training in sport. (In Russian) / V.I. Lyakh, E.Sadovski // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1999. - № 5. - P. 40-46.

8. Lyakh V.I. Sensitive periods of development of coordination skills of schoolchildren. (In Russian) / V.I. Lyakh // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1990. - № 3. - P. 15-18.

9. Pigalova L.V. Physical education of junior pupils. (In Russian) / L.V.

Pigalova: study guide. - Chelyabinsk: UralSAPC, 2001. - 72 P.

10. Sambo: sample program of sports training for children's sports schools and children's sports schools of Olympic reserve. (In

Russian) / S.E. Tabakov, S.V. Eliseev, A.V. Konakov. - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 240 P. 11. Kharitonov V.I. Study guide on diagnostics, assessment and correction of physical preparedness of junior athletes. (In Russian) / V.I. Kharitonov, A.O. Khalabov, Yu.G. Martem'yanov, V.G. Kharitonova. - Chelyabinsk: UralSAPC. - 2004 - 72 P.

Информация для связи с автором:

Тел. 8(3512)370-565 e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 04.04.2009 г.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.034.2

контроль избыточной пульсовой стоимостью

НЕОБХОДИМОГО УРоВНЯ

повседневной физической активности

Е.Г. Шурманов

Доктор педагогических наук A.A. Полозов

Уральский государственный технический университет (УПИ), Екатеринбург

Педагогический эксперимент проводили с целью выяснения влияния постепенного наращивания недельной нагрузки в виде аэробной работы на МПК и выбранный параметр интеллектуальной деятельности. Самый простой и доступный способ определения МПК - 12-минутный тест Купера, в котором длина дистанции, пробегаемой с хорошим коэффициентом корреляции (0,91), связана с МПК. Более сложным представляется взаимодействие физической нагрузки и интеллектуальной производительности. Мы остановили свой выбор на двух широко распространенных компьютерных играх - шахматах (логико-математический интеллект) и тетрисе (пространственный интеллект). На протяжении трех недель студенты в возрасте 18-21 года выполняли указанные виды нагрузки (бег, ходьбу, спортивные игры). В один из выходных дней все они играли с компьютером в тетрис и после этого выполняли тест Купера. Главным сюрпризом трехнедельных занятий явилось ухудшение результатов у занимающихся ходьбой. Довольно большой ее объем (1,5 ч в день) не просто не оправдал потраченного времени, но и, более того, привел к ухудшению результатов в обоих направлениях. Была подсчитана избыточная пульсовая стоимость всех участников эксперимента. Важным фактом является совпадение пиков аэробных и интеллектуальных возможностей. Он позволяет обе задачи решать одновременно. Например, мы можем корректировать аэробную нагрузку по графику интеллектуальной работоспособности. Полученные результаты свидетельствуют, что «поймать» пик уже не составляло большого труда. Были проведены отдельные исследования, показывающие совпадение интеллектуального и аэробного пиков.

В организме человека происходят тысячи биохимических реакций, общий баланс которых обеспечивает достижение пика. Появляется возможность дать определение качеству жизни с точки зрения физической нагрузки. Его можно выразить процентом дней в году, когда физическая нагрузка соответствовала «пиковому» значению. Заключение.

• Предлагается подсчитывать нагрузку как произведение времени выполнения физических упражнений (бег, плавание) на разницу количества сердечных сокращений в минуту (пульс) при их выполнении и 58 % от ЧСС, максимально рекомендуемой ВОЗ. Такой подход - считать не пульс как таковой, а «избыточные» (сверх

58% ЧССмакс) сокращения, оправдан тем, что выделяет самую информативную часть и правильно ориентирует занимающихся относительно объема нагрузки.

• Пик аэробных и интеллектуальных возможностей наступает при одной и той же нагрузке. Следовательно, с целью коррекции своих нагрузок можно использовать компьютер. Для работы потребуется компьютерная игра, которая в наибольшей степени схожа с выполняемой работой. Для анализирующих информацию подойдут шахматы, шашки и т.п., для рисующих чертежи, занимающихся дизайном - пространственные игры типа тетрис. При этом у выбранной игры обязательно должен быть числовой критерий ее успешности, на который занимающийся в дальнейшем ориентируется, подбирая нагрузку.

• В качестве предварительной оценки ежедневной нормы рекомендуется значение избыточной пульсовой недельной стоимости: 2000 пунктов для мужчин и 1400 - для женщин. Далее следует в разные дни задавать близлежащие значения и откладывать точки на графике зависимости уровня игры от недельной пульсовой стоимости. Так будет найдено «пиковое» значение. Оно будет меняться с уровнем тренированности. Качество жизни с точки зрения физической нагрузки можно оценить процентом дней в году, когда физическая нагрузка соответствовала «пиковому» значению. Однако без необходимого контроля попасть в «пиковое» значение нагрузки можно только случайно.

• Следствием полученных в работе результатов можно считать компромисс между теми, кто считает, что для здоровья надо ходить или бегать. Если пожилому человеку 65 лет, то согласно упрощенной формуле пороговое значение в 58 % от ЧССмакс будет равно пульсу 90 уд/мин. Как известно, у пожилых людей пульс в покое составляет 65-80 уд/мин. Соответственно, даже ходьба средней интенсивности позволяет превысить этот порог. Молодым же людям для превышения указанного порога необходимо бегать.

Информация для связи с автором:

e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 03.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.