Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННО-МОДЕЛИРУЮЩАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.В.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования дидактической игры как средство обучения студентов. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что дидактическая игра как средство обучения эффективна для закрепления знаний, умений и навыков, творческого осмысления студентами в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура.The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of didactic game as a tutorial of students. In article the problem of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture" is considered. In work it is noted that didactic game as a tutorial is effective for fixing of knowledge, skills, creative judgment with students in the course of studying of a theoretical course "Physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

7. Попова, Н.В, Кузнецов, И.В. Практические вопросы применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 86-90.

УДК 378

Попова Н.В., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования дидактической игры как средство обучения студентов. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что дидактическая игра как средство обучения эффективна для закрепления знаний, умений и навыков, творческого осмысления студентами в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура.

Ключевые слова: дидактическая игра, имитационно-моделирующая

игра.

DIDACTIC GAME AS THE TUTORIAL OF STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING OF THE THEORETICAL COURSE

"PHYSICAL CULTURE"

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of didactic game as a tutorial of students. In article the problem of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture" is considered. In work it is noted that didactic game as a tutorial is effective for fixing of knowledge, skills, creative judgment with students in the course of studying of a theoretical course "Physical culture.

Keywords: didactic game, the imitating modeling game.

Значительное место в учебном процессе высшего учебного заведения, должно отводиться активным методам обучения. Основным представителем активных методов обучения является игра. Игра представляет сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований.

Дидактическая игра как средство обучения эффективна для

закрепления знаний, умений и навыков, творческого осмысления изученного материала и применения полученных знаний в реальном жизненном контексте, формирования ценностных ориентаций. Сфера применения дидактической игры - от дошкольного образования до высшей школы.

Теоретический анализ современного состояния проблемы, проведенный на основе социально-психологических, педагогических и специальных исследований, показал, что существует многообразие подходов и направлений в определении и решении этой проблемы. Раскрываются эти вопросы с позиции практических вопросов применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре [6]. Выявляются социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов [4], значимость физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности [2].

Научные данные показывают, что, с одной стороны, благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, влечений, норм поведения происходит изменение отношений личности с действительностью [1]. Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс - изменение мотивации под влиянием сферы и условий деятельности [3].

В современных условиях существует множество вариантов организации учебного процесса. Все методы и технологии ориентированы на повышение эффективности обучения, на создание таких психолого-педагогических условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и проявить себя в учебной деятельности [5].

В процессе изучения теоретического курса «Физической культуры» можно применять имитационно-моделирующие игры. В них наряду с ролевой позицией каждого студента действуют «правила» имитируемой реальности. Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой, и как учебно-познавательный результат.

Имитационно-моделирующая игра по теме «Профессионально_прикладная физическая подготовка студентов»_

Этапы Содержание этапов Время

I Организационный этап: определение целей игры; представление последовательности и методики проведения игровых процедур; формирование группы (78 чел.); распределение следующего комплекта ролей: «Генератор идей»: набрасывает перечень физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, не заботясь о том, чтобы они были систематизированы. «Синтезатор идей»: распределяет предложенные физические упражнения по группам профессиональных заболеваний. «Регистратор идей»: фиксирует наиболее значимую информацию о создаваемых комплексах физических упражнений. 7 мин.

«Визуализатор»: готовит изображение физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, в конце занятия сдает изображение (в виде рисунка) преподавателю. «Докладчик»: берет на себя ответственность за предоставление информации о системе физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний, всей аудитории. «Лидер»: организует деятельность группы, руководит действиями всех участников. «Эксперт»: принимает активное участие в работе группы, по окончанию работы дает оценку полученному результату.

II Этап групповой работы: создание системы физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний: подготовка изображения и доклада; внутригрупповое обсуждение созданной системы упражнений. 20 мин.

III Этап коллективной работы: представление группами созданной системы физических упражнений направленных на компенсацию различных профессиональных заболеваний; анализ соотношения предложенных систем упражнений с особенностями и возможностями будущей или настоящей профессиональной деятельности; выявление положительных и отрицательных сторон созданных систем упражнений записываются в тетрадь. 20 мин.

IV Заключительный этап: подведение итогов: анализ результатов игры экспертами, членами групп, преподавателями. 10 мин.

Использованные источники:

1. Алеева, Ю.В. Мотивация к учебной деятельности студентов на основе обучающей среды moodle // Теория и практика современной науки. - 2016. -№ 11 (17). - С. 956-959.

2. Попова, Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. Редактор Лизунова Г.Ю. -2017. - С. 22-27.

3. Попова, Н.В. Практический опыт использования средств дистанционного обучения в процессе занятий физической культурой // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 11 (17). - С. 1038-1042.

4. Попова, Н.В. Социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов // Форум молодых ученых. - 2016. - № 3(3), -С. 297-210.

5. Попова, Н.В. Эффективность проведения психотехнических игр на занятиях по физической культуре // Теория и практика современной науки. -2016. - № 8 (14). - С. 427-430.

6. Попова, Н.В, Кузнецов, И.В. Практические вопросы применения

нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 86-90.

УДК 378

Попова Н.В., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования моделирования как средство управления мотивацией старших дошкольников. В работе отмечено, что в основе формирования мотивации познания, развития познавательного интереса и способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования.

Ключевые слова: модель, моделирование, мотивация, наглядное моделирование.

MODELLING AS CONTROL FACILITY MOTIVATION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of modeling as a control facility motivation of the senior preschool children. In work it is noted that at the heart offormation of motivation of knowledge, development of cognitive interest and abilities of children of preschool age actions of evident modeling lie.

Keywords: model, modeling, motivation, evident modeling.

В педагогике, психологии, физиологии накапливается все больший материал о том, что дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования человеческой личности. В это время интенсивно формируются мотивация деятельности познания, многие нравственные черты характера, развиваются познавательные способности.

Важный момент, влияющий на развитие познавательной деятельности, - наличие у детей интереса к ней, познавательной мотивации. Как подчеркивают многие педагоги и психологи, развивать положительное отношение к познанию, познавательный интерес к окружающей действительности нужно уже в дошкольном возрасте.

Многие исследователи раскрывают практические вопросы создания педагогической системы стимулирования познавательной активности детей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.