Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеева Ю.В.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования деловой игры как эффективное средство обучения. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of business game as an effective remedy of training. In article the problem of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture" is considered. In work it is noted that is expedient in the theoretical course "Physical culture" of higher education institutions, to include methods of active and problem training for formation of the motivational and valuable attitude of students towards this discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

Использованные источники:

1. Бабаханова Б.М., Чернова С.А. Особенности анализа показателей для оценки финансовой устойчивости предприятия//Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 2 (5). С. 121-126.

2. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2014. - 424 с.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2015.- 466 с.

4. Ковязина Н.З. Заработная плата на предприятии. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 160 с.

5. Савицкая Г.В. Экономический анализ учебник. . 14-е изд перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М. - 2014. С. 155-158.

6. Сапрунова Е.В. Методические аспекты «человеческого капитала» в системе социально-экономического развития предприятия: монография/ -Краснодар: Изд.КубГТУ.- 2015. С. 112-114.

7. Сапрунова Е.В. Социально-экономическое развитии предприятий: монография /Краснодар: Изд. В.В. Арнаутов. 2012. С. 160.

УДК 378

Алеева Ю. В., к.пед.н.

доцент кафедра «Педагогики» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования деловой игры как эффективное средство обучения. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

Ключевые слова: активные методы обучения, дидактическая игра, деловая игра, мотивация.

BUSINESS GAME AS THE EFFECTIVE REMEDY OF TRAINING IN THE COURSE OF FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION OF STUDENTS TO THE SUBJECT MATTER

"PHYSICAL CULTURE" The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of business game as an effective remedy of training. In article

the problem offormation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture" is considered. In work it is noted that is expedient in the theoretical course "Physical culture" of higher education institutions, to include methods of active and problem training for formation of the motivational and valuable attitude of students towards this discipline.

Keywords: active methods of training, didactic game, business game, motivation.

Значительное место в учебном процессе высшего учебного заведения, должно отводиться активным методам обучения. Основным представителем активных методов обучения является игра. Игра представляет сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Мы учитывали, что «... обучение по своей сути - целенаправленная деятельность, которую преподаватель по роду своей профессии призван организовывать, подчиняя ее заведомо поставленной цели, которая выходит за пределы игровых задач. Поэтому дидактическая игра - явление внутренне противоречивое» [2].

Исследователи считают необходимым разграничивать в теоретическом плане (понимание) и в практическом отношении (конструирование и использование) игровую деятельность и целенаправленную игру.

Теоретический анализ современного состояния проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура», проведенный на основе социально-психологических, педагогических и специальных исследований, показал, что существует многообразие подходов и направлений в определении и решении этой проблемы. Раскрываются эти вопросы с позиции практических вопросов применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре [7]. Выявляются социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов [5], значимость физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности [3].

Принципиально важным для решения задач исследования представляется правильное понимание влияния мотивации на процесс формирования и развития личности. Научные данные показывают, что, с одной стороны, благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, влечений, норм поведения происходит изменение отношений личности с действительностью [1]. Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс - изменение мотивации под влиянием сферы и условий деятельности [4].

В современных условиях существует множество вариантов организации учебного процесса. Все методы и технологии ориентированы на повышение эффективности обучения, на создание таких психолого-педагогических условий, в которых учащийся может занять активную

личностную позицию и проявить себя в учебной деятельности [6].

Физическая культура, является обязательной учебной дисциплиной и изучается студентами разных форм обучения в количестве 408 часов. Мы считаем, целесообразным в теоретический курс «Физической культуры» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

Деловая игра «мозговой штурм (атака)» по теме «Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья»

_Блок-схема проведения «мозгового штурма»_

Этап Содержание Время

I Организационный этап: Определение целей «мозгового штурма» (необходимо предельно четко поставить цель и ее формулировку записать в тетрадь); представление последовательной мыследеятельности; формирование групп по 5-7 человек; установление регламента; принятие правил. 5 мин.

II Этап индивидуальной работы: каждый студент письменно на отдельных листочках формулирует как можно больше заданий для определения структуры ЗОЖ, не подписывая листочки и не подвергая идеи критике и обсуждению с товарищами. 10 мин.

III Этап групповой работы: группа перечитывает все варианты заданий, исключая повторы и систематизируя остальные идеи следующим образом: 1. идеи ценные, «готовые к употреблению»; 2. идеи ценные, но плохо сформулированные; 3. бредовые идеи. Далее, объединяя ценные и «готовые к употреблению» идеи, дорабатывая плохо сформулированные варианты и анализируя «бредовые» идеи, студенты компонуют и формируют идеальные требования к составляющим ЗОЖ. 15 мин.

IV Этап коллективной работы: Оглашаются результаты работы каждой группы, проводится сравнение полученных вариантов заданий (выявление 10 мин.

положительных и отрицательных сторон), подводятся итоги, полученные задания записываются в тетрадь.

V Аналитический этап: обсуждение хода работы, рефлексия, заключительное слово преподавателя. 5 мин.

Использованные источники:

1. Алеева, Ю.В. Мотивация к учебной деятельности студентов на основе обучающей среды moodle // Теория и практика современной науки. - 2016. -№ 11 (17). - С. 956-959.

2. Кларин, М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. - 1985. -№ 6. - С. 46.

3. Попова, Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. Редактор Лизунова Г.Ю. -2017. - С. 22-27.

4. Попова, Н.В. Практический опыт использования средств дистанционного обучения в процессе занятий физической культурой // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 11 (17). - С. 1038-1042.

5. Попова, Н.В. Социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов // Форум молодых ученых. - 2016. - № 3(3), -С. 297-210.

6. Попова, Н.В. Эффективность проведения психотехнических игр на занятиях по физической культуре // Теория и практика современной науки. -2016. - № 8 (14). - С. 427-430.

7. Попова, Н.В, Кузнецов, И.В. Практические вопросы применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 86-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.