Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.В.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт применения активных методов обучения. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of application of active methods of training. In article the problem of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture" is considered. In work it is noted that is expedient in the theoretical course "Physical culture" of higher education institutions, to include methods of active and problem training for formation of the motivational and valuable attitude of students towards this discipline.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

профессиональных организаций сбылись уже в двадцатом столетии, но проблематика вопроса осталась и, отчасти, приобрела еще более острый характер. Поэтому мы должны избегать слепого копирования западноевропейского опыта и, в ходе подготовки молодых специалистов в области бухгалтерского учета, направить усилия на формирование у них патриотического профессионального сознания. И исторический опыт здесь бесценен.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». [Электронный ресурс]. Доступ с официального сайта «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 18125/

2. Институт присяжных счетоводов в Англии. //Журнал коммерческих и финансовых знаний «Счетоводство». том III. № 20. 1890. С.-Петербург.

3. Институт присяжных счетоводов в Англии. //Журнал коммерческих и финансовых знаний «Счетоводство». том III. № 37. 1890. С.-Петербург.

4. Львова Д.А. Профессиональные объединения бухгалтеров: история создания и деятельности. - М. Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБР - БИНФА», 2005. - 160 с.

5. Brown R. A History of Accounting and Accountants. Edinburg, 1905.

УДК 378

Попова Н.В., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт применения активных методов обучения. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

Ключевые слова: активные методы обучения, дидактическая игра, деловая игра, мотивация.

APPLICATION OF ACTIVE METHODS OF TRAINING FOR FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION OF STUDENTS TO THE SUBJECT MATTER "PHYSICAL CULTURE"

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of application of active methods of training. In article the problem of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture" is considered. In work it is noted that is expedient in the theoretical course "Physical culture" of higher education institutions, to include methods of active and problem training for formation of the motivational and valuable attitude of students towards this discipline.

Keywords: active methods of training, didactic game, business game, motivation.

Значительное место в учебном процессе высшего учебного заведения, должно отводиться активным методам обучения. Основным представителем активных методов обучения является игра. Игра представляет сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Мы учитывали, что «... обучение по своей сути - целенаправленная деятельность, которую преподаватель по роду своей профессии призван организовывать, подчиняя ее заведомо поставленной цели, которая выходит за пределы игровых задач. Поэтому дидактическая игра - явление внутренне противоречивое» [2].

Исследователи считают необходимым разграничивать в теоретическом плане (понимание) и в практическом отношении (конструирование и использование) игровую деятельность и целенаправленную игру.

Теоретический анализ современного состояния проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура», проведенный на основе социально-психологических, педагогических и специальных исследований, показал, что существует многообразие подходов и направлений в определении и решении этой проблемы. Раскрываются эти вопросы с позиции практических вопросов применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре [7]. Выявляются социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов [5], значимость физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности [3].

Принципиально важным для решения задач исследования представляется правильное понимание влияния мотивации на процесс формирования и развития личности. Научные данные показывают, что, с одной стороны, благодаря развитию мотивации, сознательному усвоению воспитательных требований, внутренней работе по перестройке потребностей, влечений, норм поведения происходит изменение отношений личности с действительностью [1]. Вместе с тем в процессе формирования личности действует и другой процесс - изменение мотивации под влиянием

сферы и условий деятельности [4].

В современных условиях существует множество вариантов организации учебного процесса. Все методы и технологии ориентированы на повышение эффективности обучения, на создание таких психолого-педагогических условий, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и проявить себя в учебной деятельности [6].

Физическая культура, является обязательной учебной дисциплиной и изучается студентами разных форм обучения в количестве 408 часов. Мы считаем, целесообразным в теоретический курс «Физической культуры» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

Деловая игра «мозговой штурм (атака)» по теме «Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья»

Блок-схема проведения «мозгового штурма»

Этап Содержание Время

I Организационный этап: Определение целей «мозгового штурма» (необходимо предельно четко поставить цель и ее формулировку записать в тетрадь); представление последовательной мыследеятельности; формирование групп по 5-7 человек; установление регламента; принятие правил. 5 мин.

II Этап индивидуальной работы: каждый студент письменно на отдельных листочках формулирует как можно больше заданий для определения структуры ЗОЖ, не подписывая листочки и не подвергая идеи критике и обсуждению с товарищами. 10 мин.

III Этап групповой работы: группа перечитывает все варианты заданий, исключая повторы и систематизируя остальные идеи следующим образом: 1. идеи ценные, «готовые к употреблению»; 2. идеи ценные, но плохо сформулированные; 3. бредовые идеи. Далее, объединяя ценные и «готовые к употреблению» идеи, дорабатывая плохо сформулированные варианты и анализируя «бредовые» идеи, студенты компонуют и формируют идеальные требования к составляющим ЗОЖ. 15 мин.

IV Этап коллективной работы: Оглашаются результаты работы каждой группы, проводится сравнение полученных вариантов заданий (выявление положительных и отрицательных сторон), подводятся итоги, полученные задания записываются в тетрадь. 10 мин.

V Аналитический этап: обсуждение хода работы, рефлексия, заключительное слово преподавателя. 5 мин.

Использованные источники:

1. Алеева, Ю.В. Мотивация к учебной деятельности студентов на основе обучающей среды moodle // Теория и практика современной науки. - 2016. -№ 11 (17). - С. 956-959.

2. Кларин, М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. - 1985. -№ 6. - С. 46.

3. Попова, Н.В. Значение физической культуры и спорта в повышении работоспособности студентов в процессе учебной деятельности // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества. Сборник научных трудов. Редактор Лизунова Г.Ю. -2017. - С. 22-27.

4. Попова, Н.В. Практический опыт использования средств дистанционного обучения в процессе занятий физической культурой // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 11 (17). - С. 1038-1042.

5. Попова, Н.В. Социально-педагогические проблемы формирования физической культуры студентов // Форум молодых ученых. - 2016. - № 3(3), -С. 297-210.

6. Попова, Н.В. Эффективность проведения психотехнических игр на занятиях по физической культуре // Теория и практика современной науки. -2016. - № 8 (14). - С. 427-430.

7. Попова, Н.В, Кузнецов, И.В. Практические вопросы применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 86-90.

УДК 378

Попова Н.В., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования дидактической игры как средство обучения студентов. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что дидактическая игра как средство обучения эффективна для закрепления знаний, умений и навыков, творческого осмысления студентами в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура.

Ключевые слова: дидактическая игра, имитационно-моделирующая

игра.

DIDACTIC GAME AS THE TUTORIAL OF STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING OF THE THEORETICAL COURSE

"PHYSICAL CULTURE"

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of didactic game as a tutorial of students. In article the problem of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture" is considered. In work it is noted that didactic game as a tutorial is effective for fixing of knowledge, skills, creative judgment with students in the course of studying of a theoretical course "Physical culture.

Keywords: didactic game, the imitating modeling game.

Значительное место в учебном процессе высшего учебного заведения, должно отводиться активным методам обучения. Основным представителем активных методов обучения является игра. Игра представляет сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований.

Дидактическая игра как средство обучения эффективна для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.