Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БАКАЛАВРОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БАКАЛАВРОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SPACE / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COMPETENCE / ACTIVE METHODS OF TRAINING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.В., Князева Ю.А.

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт организации процесса формирования мотивационно-ценностного отношения бакалавров к занятиям физической культурой в образовательной среде Алтайского государственного аграрного университета. Рассматриваются вопросы включения и реализации методов активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Н.В., Князева Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION OF BACHELORS TO OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ALTAI STATE AGRICULTURAL UNIVERSITY

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of the organization of process of formation of the motivational and valuable relation of bachelors to occupations by physical culture in the educational environment of the Altai state agricultural university. Questions of inclusion and realization of methods of active and problem training for formation of the motivational and valuable attitude of students towards this discipline are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БАКАЛАВРОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378

Попова Н.В., к. пед. н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Князева Ю.А. старший преподаватель кафедра "Физического воспитания " Алтайский государственный аграрный университет

Россия, г. Барнаул ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ БАКАЛАВРОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт организации процесса формирования мотивационно-ценностного отношения бакалавров к занятиям физической культурой в образовательной среде Алтайского государственного аграрного университета. Рассматриваются вопросы включения и реализации методов активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, инновационные образовательные технологии, компетентность, активные методы обучения, мотивация,

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION OF BACHELORS TO OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE ALTAI STATE AGRICULTURAL UNIVERSITY

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of the organization of process of formation of the motivational and valuable relation of bachelors to occupations by physical culture in the educational environment of the Altai state agricultural university. Questions of inclusion and realization of methods of active and problem training for formation of the motivational and valuable attitude of students towards this discipline are considered.

Keywords: educational environment, educational space, innovative educational technologies, competence, active methods of training, motivation.

Совокупность всех сфер общественной жизни нашего общества переживает сложный переходный период. Это и сказывается на системе образования, на становления новой философии образования, разработки соответствующей стратегии, политики и практики. Сегодня стали общепризнанными гуманистическая парадигма образования, новые

основополагающие принципы, соответствующие развивающемуся образованию.

Исходя из того, что развитие доминирующей тенденции в системе современного образования - переход от знаниевой (технократической) к личностной (гуманитарной) парадигме, в основе которой лежит человеко-центристский подход, основополагающую роль в системе образования играет принцип взаимодействия. В результате того, что сегодняшняя образовательная система находится в специфичной социокультурной ситуации, которая характеризуется отсутствием четко определенных норм и правил, определяющих и задающих способы организации жизнедеятельности, у человека, входящего в систему социальных отношений, возникают проблемы и социальной адаптации, и сохранения личностных установок в условиях отсутствия общественных культурных образцов как определенных сравнительных ориентиров [2].

В современный период, в мире новейших технологий, инновационных программ в системе образования, предъявляются повышенные требования к личности педагога, в том числе и к бакалаврам, обучающимся в Алтайском государственном аграрном университете. Существенно и многократно возросли повышенные требования к формированию самой личности студента в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении Алтайского государственного аграрного университета. Большой акцент ставится в раскрытии вопросов о формировании и развитии личности бакалавра, который будет в себе сочетать профессионально-психологическую подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы в профессиональной деятельности, определенные психологические черты и свойства личности. Будущий специалист должен сочетать в себе художественную одаренность, творческую активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний [4].

Особую значимость для профессиональной практики имеют проблемы совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития Алтайского государственного аграрного университета. В образовательном пространстве Алтайского государственного аграрного университета одно из важных мест занимает физическое образование бакалавров. Физическое образование направленно на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека. Его конкретное содержание и направленность определяются потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в профессиональной деятельности.

Это обостряет проблему совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития Алтайского государственного аграрного университета.

В этой связи тема научной статьи является актуальной и своевременной.

Научная новизна и теоретическая значимость статьи состоит в том, что

раскрыты теоретические и практические предпосылки совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития Алтайского государственного аграрного университета, использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении бакалавров.

В данной статье мы анализируем разнообразные варианты применения и использования активных методов обучения в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура», одна из самых актуальных задач в сфере образовательной среды Алтайского государственного аграрного университета.

В раскрытии основной проблемы попытались модернизировать и включить инновации в образовательное пространство Алтайского государственного аграрного университета. Уточнены основные понятия проблемы: «образовательная среда», «образовательное пространство», «инновационные образовательные технологии», «компетентность», «методы активного и проблемного обучения».

Теоретический анализ и практический опыт работы в сфере высшего учебного образования показал, что возможность обеспечения в развитии Алтайского государственного аграрного университета, возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения обучающихся, позволит реализовать современные тенденции информационно-технической образовательной среды как новой инновационной реальности [3].

Включения инноваций в образовательное пространство Алтайского государственного аграрного университета и его обновление позволит повысить эффективность работы. Результатом ее деятельности является: более высокая физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, толерантное отношение к окружающим, культура межличностного общения, повышения уровня воспитанности

Применения методов и средств эффективности формирования общей культуры человека, совокупности его социальных ценностей, знаний, норм и двигательных способностей специально созданной образовательной средой, пронизанной соревновательностью и чувством ответственности за совершенные дела и поступки.

В данной научной статье мы представляем методическое обеспечение, направленное на повышение эффективности процесса совершенствования образовательной среды Алтайского государственного аграрного университета.

В свое работе мы отмечаем, что эффективность совершенствования образовательной среды Алтайского государственного аграрного университета обусловлена многообразием и целесообразностью методов, приемов и

средств, с помощью которых создаются специальные условия их становления.

Анализируя современные научные тенденции, наши выводы соответствуют современным научным концепциям совершенствования образовательной среды Алтайского государственного аграрного университета.

Любой акт непосредственного общения - это не только воздействие одного человека на другого, но и взаимодействие, являющееся двусторонней формой связи с развитой обратной связью, которая является контролем достижения поставленных целей. Педагогическое общение - акт действия, который, как и многие другие, ставит перед собой определенную цель и стремится ее достигнуть.

В этих условиях возникает эмоциональное отношение к делу, людям. Взаимодействие выступает сущностной характеристикой детерминирующей роли деятельности и общения в развитии единства мыслей, чувств, поведения, мотивирующих нравственные потребности личности бакалавров обучающихся в Алтайском государственном аграрном университете.

Алтайский государственный аграрный университет - цельный организм, жизнедеятельность которого зависит от взаимодействия его как преподавательского состава, так и обучающихся будущих специалистов. В современных социокультурных условиях наблюдается тенденция к гуманизации образования а, следовательно, и при взаимодействии преподавателей и бакалавров, обучающихся в Алтайском государственном аграрном университете определяющее место должно отводиться его гуманному характеру.

Сущностной характеристикой взаимодействия является обмен отношениями, что обуславливает взаимовлияние, ведущее нравственному взаимоизменению его участников. Так понятое взаимодействие позволяет считать его главным условием развития субъектности личности бакалавров Алтайского государственного аграрного университета, как высшего проявления ее нравственных потребностей.

Основание возникновения и развития субъектности становится способность бакалавров Алтайского государственного аграрного университета в процессе взаимодействия и общения с преподавателями осмыслить, пережить свои действия, непосредственно в процессе профессиональной деятельности связать способность сравнивать, сопоставлять, оценивать себя через оценку других. При таком подходе надо учитывать не только саму деятельность бакалавров Алтайского государственного аграрного университета, но и детерминирующие их объективные условия, несущие в себе смыслы, нормы, правила, которым студент должен подчиняться и с учетом которых осуществлять свои действия вырабатывать нормы и правила. Условия дают бакалаврам Алтайского государственного аграрного университета возможность определенного выбора и задают им цель его профессиональной деятельности, которая выступает как осознанный интерес, а также обеспечивают средствами

учебной деятельности. На основе цели определяется программа действий по достижению определенного результата, который служит моментом дальнейшей конкретизации.

В итоге учебно-воспитательный и профессионально-педагогический процесс должен стать единым, стремиться к выполнению общей глобальной цели (выпустить сформировавшегося бакалавра Алтайского государственного аграрного университета, высококвалифицированного профессионала), предметы будут взаимодополнять друг друга, а, следовательно, перед обучаемыми не будут стоять вопросы типа «Зачем нужен этот предмет?», «Что он даст для будущей профессии?».

В системе взаимодействия преподавателя и бакалавра, обучающегося в Алтайском государственном аграрном университете, возникает такое новое качество, как потребность в нравственных отношениях. Взаимодействуя между собой, студент и преподаватель воздействует на мысли, чувства, действия другого. Преподаватель, оказывая влияние на мысли, чувства, действия студентов, одновременно оказывается под их влиянием. При взаимодействии преподаватель и студент перетерпливают качественные изменения. Следовательно, взаимодействие ведет к взаимоизменению преподавателей и бакалавров, обучающихся в Алтайском государственном аграрном университете.

Мы можем теоретически проанализировать и обосновать особенности взаимодействия преподавателей и бакалавров, обучающихся в Алтайском государственном аграрном университете, приводящие к выводу о возникновении общего настроя мыслей и чувств, интересов и стремлений, в итоге приводящих к возникновению единства воли, поступков и действий [1].

Таким образом, мы полагаем что, взаимодействие и сотрудничество бакалавров и преподавателей Алтайского государственного аграрного университета, должны быть построены на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Продуктивно решая, учебно-воспитательные задачи, создается опорная база для развития высокого уровня мотивации для овладения конкретными операциями, относящимися ко всем уровням функционирования деятельности, так и для овладения способами взаимодействия и межличностных отношений преподавателей и бакалавров Алтайского государственного аграрного университета. Сотрудничество возможно лишь при переводе учебно-воспитательного и профессионально-педагогического процесса на уровень личностного взаимодействия бакалавров и преподавателей Алтайского государственного аграрного университета.

Чувства, переживаемые человеком в процессе его общения и деятельности, как правило, не безразличны для окружающих. Выраженные в поведении, конкретных поступках эти чувства становятся толчком к появлению у взаимодействующих с ними людей эмоционального отклика.

Таким образом, каждый преподаватель и студент Алтайского государственного аграрного университета, должен быть ориентирован на

производство и поддержание социальных отношений, в которых каждый должен уметь, прежде всего, взаимодействовать с людьми, находить и удерживать свое место в действующей системе общества.

На наш взгляд качественную профессиональную подготовку в будущей деятельности бакалавров Алтайского государственного аграрного университета, в высшем учебном заведении, возможно, осуществить, ставя главной задачей, акцентируя внимание на формировании профессиональной направленности личности студентов. Задачи, которые будут реализованы через воспитание мотивационно-ценностного отношения студентов к своей будущей профессиональной деятельности. Акцент реализации поставленной цели через изменение ее профессиональной подготовки Алтайского государственного аграрного университета, которая влечет за собой формирование профессиональной направленности полученным знаниям, понимание их относительности, умение вовлекаться в процесс постоянной смены знаний, готовности к выполнению своих профессиональных функций.

Обеспечить результативность этого процесса возможно путем влияния инновационно-технических технологий на формирование мотивации бакалавров к занятию физической культурой.

В высших учебных заведениях важное место занимает физическая культура бакалавров. Она одновременно является и учебным предметом, и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, и (совместно со спортом) обязательным элементом распорядка повседневной жизни. Это обостряет проблему использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении бакалавров Алтайского государственного аграрного университета.

Применяя методы обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся, обеспечили методической литературой, направленное на повышение эффективности процесса использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении бакалавров Алтайского государственного аграрного университета.

В практической деятельности нами были применены деловые и имитационно-моделирующие игры, в которых бакалавры совместно с преподавателем анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура».

С нашей точки зрения целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

Использованные источники:

1. Киселева, Ю.В., Попова, Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры,

образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

2. Попова, Н.В. Пути развития личности педагогов и студентов в контексте физкультурно-спортивного образования // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 7 (13). - С. 445-448.

3. Попова, Н.В., Киселева, Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5. - С. 206-208.

4. Шадрин, А.Н., Баянкин, О.В., Попова, Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 129-131.

УДК 378

Попова Н.В., к. пед. н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Смокотнина И.М. старший преподаватель кафедра "Физического воспитания " Алтайский государственный аграрный университет

Россия, г. Барнаул ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт проведения занятий по физической культуре со студентами в процессе здоровьесберегающего пространства Алтайского государственного аграрного университета. Рассматриваются организационные особенности проведения занятий по физической культуре со студентами Алтайского государственного аграрного университета.

Ключевые слова: физическая культура, образовательное пространство, инновационные образовательные технологии, активные методы обучения, мотивация,

ORGANIZATIONAL FEATURES OF CARRYING OUT CLASSES IN PHYSICAL CULTURE IN PROCESS HEALTH SAVING SPACE OF THE ALTAI STATE AGRICULTURAL UNIVERSITY

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of carrying out classes in physical culture with students in the course of health saving space of the Altai state agricultural university. Organizational features of carrying out classes in physical culture with students of the Altai state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.