Научная статья на тему 'Использование психотехнических игр в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине "Физическая культура"'

Использование психотехнических игр в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине "Физическая культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ПСИХОТЕХНИКА / ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / FORMATION / MOTIVATION / PSYCHOEQUIPMENT / PSYCHOTECHNICAL GAMES / PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баянкин Олег Васильевич

Представленный в статье материал это теоретический анализ и практический опыт использования психотехнических игр в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». Анализируется применение инновационной технологии эффективного внедрение и проведения психотехнических игр в профессионально-психологической подготовке студентов на занятиях по физической культуре. В работе отмечено, что психотехнические игровые упражнения необходимо применять на занятиях по физической подготовке систематически, только в этом случае можно добиться их максимальной психолого-педагогической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баянкин Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PSYCHOTECHNICAL GAMES IN THE COURSE OF FORMATION OF THE MOTIVATIONAL AND VALUABLE RELATION OF STUDENTS TO THE SUBJECT MATTER "PHYSICAL CULTURE"

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of psychotechnical games in the course of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture". Application of innovative technology effective introduction and carrying out psychotechnical games in professional and psychological training of students on classes in physical culture is analyzed. In work it is noted that psychotechnical game exercises need to be applied on classes in physical preparation systematically, only in this case it is possible to achieve their maximum psychology and pedagogical efficiency.

Текст научной работы на тему «Использование психотехнических игр в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине "Физическая культура"»

3. Способствовать реализации дидактического принципа рефлексии, требующего от будущего специалиста самостоятельного завершения работы по формированию профессионально-компетентностной направленности и ставящего его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в сочетании с которыми он определяет свой жизненный выбор и действует.

4. Не вступать в противоречие с принципами и закономерностями традиционной педагогики, на которые опирается система дистанционного обучения.

Выводы. Опытно-экспериментальная работа показала, что при решении задач реализации системы дистанционного обучения на различных образовательных уровнях рассматриваются взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогический, психологический, организационный, технологический, кадровый и нормативно-правовой и другие аспекты.

Наши исследования показали, что на этапе применения бакалаврами программного и информационного обеспечения систем обучения с компьютерной поддержкой в разных условиях они нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, модернизации и развитии, что определяет необходимость взаимосвязи с предыдущими стадиями жизненного цикла этих систем. Эта особенность дидактического обеспечения требует учета и реализации организационно-педагогических условий как при его проектировании, создании.

Выбор тех или иных средств информатизации должен определяться конкретной педагогической ситуацией и возможностями образования, когда дидактические цели, принципы и психолого-педагогические условия определяют выбор образовательном процессе и организационные формы его реализации.

Для обеспечения эффективности освоения и использования средств информатизации педагогическими кадрами в профессиональной деятельности, как при традиционном обучении, так и при дистанционном обучении необходимо организовать квалифицированную и интенсивную их переподготовку. Это обучение, должно быть, поддержана педагогическим сопровождением и комплектом документации по всем видам используемых информационных и коммуникационных технологий.

На основе сочетания методов обучения, выстраиваемые в учебном процесс с бакалаврами информационно-техническая образовательная среда является новой реальностью для развития высших учебных заведений в процессе компетентностно-ориентированного обучения студентов.

Литература:

1. Алеева Ю.В., Попова Н.В. Развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - Т. 1. - № 1 (1). - С. 58-60.

2. Киселева Ю.В., Попова Н.В. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5. - С. 273-276.

3. Попова Н.В., Баринова Н.Г. Интегративная модель формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования // European Social Science Journal. - 2017. - № 11. - С. 405-413.

4. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта. // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 63. - № 2. - С. 194-198.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баянкин Олег Васильевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования психотехнических игр в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». Анализируется применение инновационной технологии эффективного внедрение и проведения психотехнических игр в профессионально-психологической подготовке студентов на занятиях по физической культуре. В работе отмечено, что психотехнические игровые упражнения необходимо применять на занятиях по физической подготовке систематически, только в этом случае можно добиться их максимальной психолого-педагогической эффективности.

Ключевые слова: формирование, мотивация, психотехника, психотехнические игры, профессионально-психологическая подготовка.

Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of psychotechnical games in the course of formation of the motivational and valuable relation of students to a subject matter "Physical culture". Application of innovative technology effective introduction and carrying out psychotechnical games in professional and psychological training of students on classes in physical culture is analyzed. In work it is noted that psychotechnical game exercises need to be applied on classes in physical preparation systematically, only in this case it is possible to achieve their maximum psychology and pedagogical efficiency.

Keywords: formation, motivation, psychoequipment, psychotechnical games, professional and psychological preparation.

Введение. Современный образовательный процесс направлен на установление взаимообогащающих взаимоотношений между его участниками, обеспечение адаптации обучающихся к современным социально-экономическим факторам, самореализацию и раскрытие творческого потенциала личности. Модернизация в сфере высшего образования затрагивает проблемы формирования личности студента, который способен успешно развиваться в различных сферах жизни. Значительная роль, в общем, и профессиональной развитии

будущих специалистов принадлежит физическому воспитанию. Физическая культура как учебная дисциплина и как одна из подсистем целостного педагогического процесса в настоящее время возрастает значение ее оздоровительно-профилактической направленности.

В современных условиях существует множество вариантов организации учебно-воспитательного процесса. Теоретический анализ современного состояния проблемы формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к дисциплине «Физическая культура» в процессе учебной деятельности показал, что раскрываются эти вопросы с позиции практического применения современных методов и средств обучения на занятиях по физической культуре.

В высших учебных заведениях важное место занимает физическая культура студентов. Она одновременно является и учебным предметом, и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, и обязательным элементом распорядка повседневной жизни.

На основе сочетания традиционных и современных методов и средств обучения выстраивается учебный процесс со студентами института физической культуры и спорта. Современные технологии, методы и средства обучения в учебно-воспитательном процессе со студентами института физической культуры и спорта формируют знания, умения, навыки и профессиональные компетенции, которые сегодня востребованы [4].

Автором настоящей статьи предпринята попытка раскрыть содержание вопроса о проблеме использования и применения средств физической культуры в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи. В своей работе мы использовали лекционные занятия, сопровождающие постановкой образовательных, воспитательных и развивающих целей; содержащие вопросы для обсуждения; основные понятия тем лекций; литературу; содержание, структурированные на логические части; вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения, а так же применяли контрольно-измерительные материалы по каждой теме лекций, выступающие средством оценивания теоретических знаний и умений студентов.

Эффективность представленной системы занятий подтверждена данными, полученными автором в ходе теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы. Объем каждой лекции соответствует количеству часов, отводимых на их изучение в курсе «Физическая культура».

Формулировка цели статьи. В данной статье ставим перед собой задачу рассмотреть практические аспекты использования, эффективного внедрение и проведения психотехнических игр в профессионально-психологической подготовке студентов на занятиях по физической культуре.

Изложение основного материала статьи. Принципиально важным для решения задач исследования представляется правильное понимание влияния мотивации на дальнейший процесс ее формирования и ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В Алтайском государственном педагогическом университете (далее АлтГПУ) студенты утратили мотивы к посещению занятий по физической культуре, а так же в оздоровительные и спортивные секции.

Во- первых обозначим процесс формирования, в области его определения в нашем исследовании. Под «формированием» следует понимать как процесс направленных предметно обусловленных количественных изменений в организационном строении учебной деятельности студентов, источником которых выступают неравнозначные по своей значимости и интенсивности противоречия [2].

Во-вторых, мотивация физической активности - особое состояние личности студента, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности.

Для выявления мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура» в вузе был проведен анкетный опрос. К его участию привлекалось более 200 студентов Алтайского государственного педагогического университета. В анкетировании приняли участие студенты с первого по третий курс, разного возраста, физического здоровья, социального статуса и финансового благосостояния.

Анкетный опрос показал следующие причины:

1. Студенты утратили мотивы для посещения занятий по физической культуре, потому, что сегодня в государственных вузах имеются в наличии только устаревшие спортивные сооружения и материалы.

2. Молодых люди переключились на зарабатывание денежных средств, просмотр развлекательного телевидения и пользование гаджетами, вследствие этого понижается активность и участие в массовой физкультурно-спортивной деятельности.

Анализ проведённого исследования, показал необходимость и целесообразность в практический курс «Физическая культура» вузов, включать современные методы обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине, которые способствовали бы максимальной психолого-педагогической эффективности учебной деятельности.

Многие теоретики и практики применяют нетрадиционные физические упражнения на занятиях по физической культуре. В своих работах они указывают значимость применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре. Проводят теоретический и практический анализ современных систем физических упражнений и используют эффективные методы, элементов из нетрадиционных программ на занятии по физической культуре [3].

Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.

В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуются атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнении из восточных систем каратэ, у-шу, йоги.

Наиболее эффективным методом стало введение на занятии физической культуры элементов из программы пилатес. Что касается работы со специальной медицинской группой, то этот метод оказался просто находкой. Занятия с девушками по методу Пилатес подтвердили эффективное воздействие на уровень их здоровья. Возросла мотивация к занятиям спортом. Уровень обучаемости на других занятиях, повышение самооценки и уверенности в себе, желания добиться физического совершенства.

Следующим методом стало введение на занятии физической культуры элементов из программы ритмической гимнастики. Ритмика - это радость, уверенность в себе, здоровье, проявление творческих возможностей и личной активности. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания. На занятиях ритмической гимнастикой развиваются, такие качества, как сила,

выносливость, гибкость, ловкость (способность быстро обучаться).

Однако анализ педагогического опыта проведения занятий по физической подготовке, направленных на психологическую подготовленность будущих специалистов в высших учебных заведениях, показывает, что вопрос этот недостаточно изучен и не получил широкого распространения в учебном процессе.

В программе по физической подготовке для высших учебных заведений и в научных публикациях приоритет отдается развитию и совершенствованию путей физической, но не психологической подготовки. И если необходимость психологической подготовки в спорте признается всеми специалистами, то о психологической подготовке студентов вопрос ставится только отдельными преподавателями и исследователями. Поэтому изучение педагогических возможностей повышения профессионально-психологической подготовленности будущих специалистов различных специализаций и ходе занятий по физической подготовке является актуальной задачей.

Основные направления профессионально-психологического становления студентов реализуются в ходе преподавания различных дисциплин, в том числе в процессе физической подготовки. Мы рассматриваем преподавателя, стоящего не во главе процесса обучения, а когда преподаватель идет параллельно со студентом, обучая его в консультативной форме, а не в авторитарной.

Однако анализ педагогического опыта проведения занятий по физической подготовке, направленных на психологическую подготовленность будущих специалистов в высших учебных заведениях, показывает, что вопрос этот недостаточно изучен и не получил широкого распространения в учебном процессе.

В программе по физической подготовке для высших учебных заведений и в научных публикациях приоритет отдается развитию и совершенствованию путей физической, но не психологической подготовки. И если необходимость психологической подготовки в спорте признается всеми специалистами, то о психологической подготовке бакалавров вопрос ставится только отдельными преподавателями и исследователями. Поэтому изучение педагогических возможностей повышения профессионально-психологической подготовленности будущих специалистов различных специализаций и ходе занятий по физической подготовке является актуальной задачей.

Одним из направлений совершенствования профессионально психологической подготовки студентов являются психотехнические игры, которые все шире внедряются в учебный процесс. Психотехнические игры представляют собой процедуры группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций - внимания, памяти, воображения и других.

К новому типу игр, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье, вырабатывают смелость, настойчивость. Использование потенциала игры в педагогической работе связано с профессионализмом и творчеством самого педагога.

Преподавателями сделана попытка поднять эффективность занятий подбором, разработкой и совершенствованием методики проведения специальных психотехнических игр, которые формируют компоненты профессионально-психологической подготовленности. Применение психотехнических игр повышает эффективность занятий по физической подготовке, интерес и активность обучающихся [1].

Психотехнические игры имеют свою особенность, каждая игра представляет миниатюрную модель какой-либо части психологической реальности. В ходе игр создаются ситуации, способствующие развитию внимания, рефлексивною мышления, самообладания и др.

Методика проведения психотехнических игр имеет ряд особенностей и определенных требований.

1. Психотехнические игры целесообразно проводить в конце занятия в течение 10-15 мин.

2. Учебные группы предпочтительно делить на 8-12 чел.

3. При подборе упражнений и их проведении целесообразно соблюдать дидактические принципы обучения

4.Психотехнические игры следует использовать систематически.

5. Необходимо заинтересовать студентов так, чтобы игра проходила в непринужденной, доброжелательной обстановке.

6. Разборы упражнений целесообразно поручать студентам в парах самостоятельно или с преподавателем.

7. Психотехнические игры могут быть использованы и как форма активного отдыха, переключения после напряженных упражнений.

8. Психотехнические игры могут проводиться соревновательно.

9. Перед началом игры необходимо объяснить серьезность, важность и значение проводимой игры.

Приведем некоторый перечень психотехнических игр, которые можно использовать при проведении

занятий по физической подготовке. При проведении игр можно варьировать условии, исходные позиции, которые позволят обновить ход игры.

1. ИГРА «ВЫХОД ИЗ ЛАБИРИНТА»

Цель: развитие словесной, образной и двигательной памяти, пространственной ориентировки.

Порядок проведения. Группа студентов разбивается на пары. Каждой паре один из студентов, с помощью устных указаний команд, заводит своего партнера в воображаемый лабиринт. Схему данного лабиринта, в виде ломаной линии с прямыми углами, один из участников держит перед собой. Используется три команды («Прямо!», «Налево!», «Направо!»). После каждой команды студент, выходящий из лабиринта, должен повернуться в соответствующую сторону. Делается 10-15 поворотов. После этого он должен повернуться на 180 градусов и мысленно выйти из лабиринта. Затем вслух сообщает команды перемещения. Студент, который заводил в лабиринт, по схеме контролирует правильность выхода. Оценка прохождения лабиринта: 6-8 колен - «неудовлетворительно», 9-12 колен - «хорошо», свыше 12 колен «отлично». Затем обучаемые меняются ролями.

Методические рекомендации. В некоторых случаях с лабиринтом можно работать не парами, а всей группой. Часть сидящих в кругу участников будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть выходить из него. В этом случае каждому из «заводящих» и «выводящих» достается лишь часть общего пути.

2. ИГРА «РАЗГАДАЙ СТРАТЕГИЮ ПРОТИВНИКА»

Цель: выявление стратегии действий во взаимодействии с другим человеком и формирование психологического умения предугадывать намерения.

Порядок проведения. Студенты выстраиваются попарно в 1,5-2 м друг от друга. Один - «ведущий»,

второй - «разгадывающий». Оба сжимают правую руку в кулак. По команде одновременно выбрасывают пальцы. Задача «разгадывающего» - понять стратегию выбрасывания набора пальцев «ведущим» и начать предугадывать его действия.

Методические рекомендации. Участникам запрещено договариваться, обмениваться сигналами, использовать иные способы. Для того чтобы согласовать свои действия при повторных играх, составы пар целесообразно менять. Так же можно использовать имитацию ударов рукой.

3. ИГРА «НЕПОДВИЖНОСТЬ»

Цель: формирование спокойствия, выдержки, самообладания и умения воздействовать на партнера мимикой или жестами.

Порядок проведения. Студенты разбиваются на пары. В каждой паре они распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности. Задача «реаниматора» в течение одной минуты оживить его. «Реаниматор» не имеет права прикасаться к «замороженному», обращаться к нему с какими-либо вопросами. Только использовать взгляд, мимику, жесты.

Методические рекомендации. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие проявления эмоций. Критерии выхода из анабиоза устанавливаются самими участниками. В зависимости от уровня их «квалификации», критериями будут выступать явные нарушения молчания и неподвижности, а так же едва заметные изменения в выражении лица.

Выводы. Анализируя использование современных технологий на занятиях по физической культуре, отмечаем, что психотехнические игровые упражнения необходимо применять на занятиях по физической подготовке систематически, только в этом случае можно добиться их максимальной психолого-педагогической эффективности. Каждый преподаватель по физической культуре должен обязательно овладеть методикой проведения психотехнических игр, так как они позволяют повышать профессионально-психологическую подготовку будущего специалист и совершенствовать ее компоненты.

Литература:

1. Попова Н.В. Эффективные пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов средствами психотехнических игр // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4 (33). - С. 57-59.

2. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 63. - № 2. - С. 194-198.

3. Попова Н.В, Кузнецов И.В. Практические вопросы применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 86-90.

4. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта. // Мир науки, культуры, образования. - 2015. № 3 (52). - С. 129-131.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель кафедры иностранных языков Рехлова Анжела Вячеславовна

Филиал Военного Учебно-Научного Центра Военно-Воздушных Сил

"Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Сызрань)

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Одной из особенностей профессии современного военного летчика является выполнение операций за рубежом, что требует высокого уровня владения международным английским языком, и языком радиообмена на оперативном уровне в соответствии со стандартами разработанными и установленными Международной организацией гражданской авиации для международной аэронавигации. В статье рассматривается содержание и структура конкурентоспособности военного летчика как цель обучения авиационному английскому языку в военном авиационном вузе. Проведенный анализ литературы по вопросам конкурентоспособности специалиста позволил сформировать собственное представление о ее составляющих.

Ключевые слова: конкурентоспособность военного летчика, стандарт ИКАО, авиационный английский язык.

Annotation. One of the features of the profession of a modern military pilot is the performance of operations abroad, which requires a high level of proficiency in international English, and the language of radio exchange at the operational level in accordance with the standards developed and established by the International civil aviation organization for international air navigation. The article deals with the content and structure of competitiveness of a military pilot as the purpose of teachingaviation English in a military aviation University. The analysis of the literature on the competitiveness of specialists allowed to form their own idea of its components. Keywords: competitiveness of a military pilot, ICAO standard, aviation English.

Введение. Требования современности делают необходимым осуществлять подготовку высококвалифицированных военных кадров на качественно новом уровне, готовых сразу после выпуска из военно-учебного заведения решать практические задачи.

Профессия современного военного летчика относится к одному из сложных видов человеческой деятельности, к особенностям которой относят:

- опасность, обусловленная отрывом человека от земли и его перемещением в пространстве на больших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.