Психолого-педагогические науки
• ••
63
УДК 373.2
ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОТЕХНИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
©2о°7 Гасанова Д.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
Статья посвящена вопросам организации и проведения психотехнических игр с детьми старшего дошкольного возраста. Автор раскрывает поэтапность подготовки детей к участию в психотехнической игре, особенности обучения элементам психотехники и дает рекомендации по внедрению таких игр в различные формы работы с детьми дошкольного возраста.
The article is dedicated to questions of organizing and holding the psycho-technical games with senior preschool children. The author describes the phases of children’s training for the psycho-technical game, particularities of teaching the elements of psycho-techniques and recommends introducing these games into different kinds of work with preschool children.
Ключевые слова: психотехнические игры, моделирование игровой ситуации, методы и приемы саморегуляции, релаксация, метод систематической десенсибилизации.
Keywords: psycho-technical games, modeling of the playing situation, methods and ways of self-regulation, relaxation, the method of systematic desencibilization.
Вопросы методики организации и проведения игр с детьми вызывают большой интерес у практических работников образовательных учреждений и преподавателей педагогики и психологии.
Анализ состояния физического и психического развития детей показывает, что в дошкольных образовательных учреждениях ведется учеб-но-воспита-тельная работа, накоплен опыт организации и проведения различных видов игр. Однако имеет место дефицит физического и психического развития детей 6-7 лет. При переходе из детского сада в школу в четыре раза сокращается время на игру и в три раза увеличивается время на учение. Ребенок попадает в новую общественную среду, сталкивается с новыми методами работы, повышенными к нему требованиями. Возникает необходимость в глубокой перестройке всей познавательной и
эмоционально-волевой сферы. Значительная часть недостатков волевой подготовки детей кроется в несовершенстве психолого-
педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях. Отдельные воспитатели ошибочно считают воспитание произвольного внимания, волевых качеств «самостоятельной» проблемой, отрывая ее от повседневной учебно-
воспитательной работы с детьми, в процессе которой они, собственно, и формируются.
Психолог Н.В. Самоукина утверждает, что путем организации игр, занятий и трудовой деятельности можно лучше подготовить ребенка к школе, сформировать качества произвольного управления психическими процессами: вниманием, памятью, речью, мышлением, поведением в пределах требований, предъявляемых к детям в 1 классе [3. C. 90-93].
64
Известия ДГПУ, №1, 2007
Эмоциональное благополучие является обязательным условием развития личности ребенка. Имеющиеся личностные нарушения в развитии детей сказываются на их взаимоотношениях. Благополучие отношений ребенка со сверстниками, и прежде всего личностных, - одно из важнейших внутренних условий развития личности дошкольника, поскольку непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностную активность и инициативу.
В старшем дошкольном возрасте у некоторых детей выявляются такие личностные нарушения, как агрессивность, тревожность, страхи, особенности поведения (гиперактивность и другие). Индивидуальнопсихологический анализ этих нарушений показывает, что появление агрессивных реакций у детей связано с насмешками сверстников, конфликтными ситуациями в игре. В основе лежит целый комплекс аффективных личностно-значимых переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.
В процессе исследовательской работы нами было выделено несколько источников личностных нарушений и особенностей поведения: эмоциональная возбудимость, особенности темперамента, положение в коллективе сверстников, степень удовлетворенности этим положением, умение общаться со сверстниками, взрослыми, развитие игровых навыков и степень овладения другими видами деятельности, тревожномнительные черты характера, неуверенность, повышенная впечатлительность и другие.
Психотехнические игры, а также разработанная нами методика имеют существенное значение в воспитании и коррекции детей старшего дошкольного возраста.
Методика специальных мероприятий включает в себя:
- психотехнические упражнения, игровые задания, игры;
- дифференцированные игры-упражнения;
- подвижные игры;
- моделирование игровых ситуаций;
- программу психокоррекционных игр.
Разработанная методика предусматривает проведение 3-4 раза в неделю занятий для усвоения игровых упражнений. Игровые упражнения и задания в сочетании с приемами психотерапии (релаксация, саморегуляция функционального состояния, кинестетическое восприятие движений) направлены на развитие умения регулировать двигательные действия, управлять своим эмоциональным состоянием.
Важным условием проведения специальных занятий является создание эмоционального настроя детей для выполнения упражнений. Для этой цели моделируются ситуации, по содержанию приближенные к игре, в которой дети выполняют одно из разучиваемых действий («Море волнуется», «Полет птиц»). Обрисовывая игровую ситуацию, нужно помочь детям воссоздать ранее воспринимавшиеся картины реальной жизни, которые способствуют развитию воображения и использованию их в игре.
Мотивация выполнения игровых действий возникает в связи с моделированием игровой ситуации. Вторым стимулом являются разъяснение и показ цели упражнений, а именно необходимости упражнения умений для участия в сложной и интересной для детей игре, в которой они будут самостоятельно действовать.
Занятия с использованием психотехнических игровых упражнений и заданий с детьми более плодотворны в тех случаях, когда участники к ним психологически подготовлены. Для создания такой готовности необходимо преодолевать отсутствие ув-
Психолого-педагогические науки •••
леченности и интереса, добиваться личностно-активного отношения к новому, преодоления детьми ограниченно-привычных представлений о себе и других, познания себя и своих возможностей.
При организации занятий по обучению детей игровым упражнениям роль педагога является ведущей -это именно занятия. Однако цель их - подготовка к творческой активности, овладение новыми элементами психотехники (релаксация, саморегуляция). Поэтому при включении игровых действий в игру роль воспитателя меняется от активного руководства к партнерству (через постепенную передачу инициативы в руки участников) и вхождению «на равных» в спонтанно действующий творческий коллектив.
От педагога требуется внимание, доброжелательное отношение, искренний интерес к самостоятельным проявлениям у участников игры, учет эмоционального контакта детей, умение строить свои отношения на взаимодоверии как к отдельному ребенку, так и целой группе. При выполнении упражнений создается непринужденная и доброжелательная атмосфера, что также способствует качественному усвоению движений, дальнейшему их использованию в измененных условиях самостоятельной игры.
Впервые психотехнические игровые упражнения и задания для произвольной регуляции исходно непроизвольных функций, включающие мышечную релаксацию, самогипноз, аутогенную тренировку, были использованы в тифлопедагогике Д.М. Маллаевым. В своем экспериментальном исследовании с помощью методов саморегуляции он использовал резервные возможности детей с нарушенным зрением, активизировал коррекционно-компенсаторные ресурсы организма, выявил возможность управлять процессом восстановления и мобилизации нарушен-
65
ных функций и физических возможностей [1. C. 5-13].
В основе большинства приемов саморегуляции лежит умение расслаблять мышцы тела. Глубокое мышечное расслабление снижает уровень бодр-ствования, перестраивает режим работы нервной системы и делает организм более пластичным, более чутким к мысленным приказам. Открывается возможность управлять недоступными прежде рычагами человеческого тела, психики. Само по себе глубокое мышечное расслабление (релаксация) является высокоэффективным средством восстановления физических сил и душевного равновесия [4. C. 24-25].
Внедрение психотехнических упражнений позволяет детям овладеть моторикой своего тела и регулировать функциональное состояние организма, что способствует его психологической надежности во время участия в самостоятельной игре, в различных жизненных ситуациях.
Психотехнические упражнения на релаксацию формируют способности у детей чувствовать различные части тела, ощущать отдельные мышечные группы, помогают концентрировать внимание на соответствующей группе мышц и отдельных двигательных действиях.
Мышечная релаксация, самогипноз, аутогенная тренировка - первые техники произвольной регуляции исходно непроизвольных функций. Сегодня методы саморегуляции применяются не только для борьбы с болезненными явлениями, но и в целях более гибкого и полного задействования резервов здорового организма. Они позволяют регулировать уровень бодрствования, управлять процессом восстановления и мобилизации сил.
Использование игровых упражнений в группе детей, обучение приемам релаксации способствуют торможению тревожной реакции. Релаксационный тренинг можно комбинировать с процедурой мысленных
66
Известия ДГПУ, №1, 2007
представлений, например, как это
происходит при методе систематической десенсибилизации. В этом методе релаксационный тренинг объединен с двумя дополнительными компонентами.
Во-первых, иерархическая последовательность тревоги воспроизводится, начиная с ситуаций, вызывающих незначительную тревогу, и кончая ситуациями, вызывающими наибольший страх и тревогу. Во-вторых, в процедуре проведения систематической десенсибилизации членов группы обучают соединять релаксацию с мысленным представлением ситуации, вызывающей страх и тревогу. Участникам предлагают закрыть глаза, расслабиться и представить себе ситуацию или предмет, находящиеся на нижней ступени иерархии тревоги. Как только у участников возникает чувство тревоги, терапевт предлагает им прекратить мысленное представление и расслабиться.
Иерархическая последователь-
ность предметов или патогенных ситуаций, вызывающих тревожные опасения, воспроизводится и отрабатывается до тех пор, пока участник не становится в состоянии зрительно представить себе всю иерархию сцен, не испытывая тревоги. Для обучения детей элементам психотехники используются игровые упражнения «Кулачок», «Замедленные движения», «Контраст», «Зажим»,
«Представим себе» и другие. Наряду с психотехническими упражнениями на релаксацию на этом этапе используются психотехнические упражнения и игровые задания на развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Задания на развитие внимания представляют собой упражнения игрового характера, направленные на развитие произвольности, способности управлять вниманием при разучивании техники основных движений. В этом возрасте дети впервые начинают сознательно управ-
лять своим вниманием, удерживая его на определенных элементах техники движений.
Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Эта особенность внимания 6-летних детей должна учитываться и использоваться при организации занятий, игр и упражнений.
На этом этапе проводятся психотехнические упражнения, развивающие различные свойства внимания и влияющие на овладение техникой двигательных действий, например «Перебор пальцев». Они направлены на развитие сосредоточенности внимания, самоконтроля. Указанное упражнение позволяет проследить работу внимания «в чистом виде». В процессе выполнения этого упражнения дети ведут себя по-разному. Некоторые успокаиваются, сосредоточиваются на движении и не обращают внимание на последующие инструкции. Длительность упражнения постепенно увеличивается от 5 до 15 минут. Это упражнение применяется в работе со всей группой, а также по мере необходимости индивидуально с ребенком. После проведения уточняется, какие ощущения испытывали дети.
Все используемые психотехнические упражнения и задания требуют предварительного разучивания их с детьми.
Проанализируем на примере психотехнического упражнения «Лабиринт» процесс подготовки детей. Воспитатель заранее проверяет знание детьми пространственных направлений, правильность употребления слов, соответствующих направлениям движения «прямо», «направо», «налево». Дети упражняются в реальном прохождении «лабиринта», смоделированного в зале или игровой комнате. Убедившись, что необходимые условия для прохождения лабиринта созданы, можно присту-
Психолого-педагогические науки •••
пать к выполнению его в воображении.
Важную роль играют упражнения и игровые задания на развитие воображения. Например, игровое задание «Зеркало воображения». Его цель -подготовить детей к активному и самостоятельному развертыванию игр. Для ребенка создаются условия, где сознание его начинает балансировать на грани между реальностью и фантазией, словесно проигрывая события, действия, поступки, взаимоотношения, взаимодействия по одной из предложенных воспитателем тем. Дети привлекают свой социальный опыт, знания; важно то, что ребенок может не спешить выполнять игровое действие как в реальной обстановке, а спокойно его обдумать. Поэтому он освобожден от тех нервных напряжений, которые возникают в игре, в результате чего в режиме работы его психики сохраняется удивительная легкость, ясность, все окружающее воспринимается с непривычной свежестью и новизной.
Игровое задание «Зеркало воображения» служит прекрасной тренировкой для развития игрового воображения, перевоплощения в различные персонажи. Умение ставить себя на место соперника или партнера по игре, принимать за него наиболее вероятные решения и согласовывать с ним свои собственные действия, учитывать его попытки «думать за тебя» и действовать с поправкой на это обдумывание - все это в самостоятельной игровой деятельности крайне необходимо каждому участнику.
Использование психотехнических игровых упражнений и заданий предполагает освоение элементов психотехники, позволяющих детям достигнуть определенного эффекта в управлении психическими состояниями организма, собственным телом.
Психотехнические упражнения и задания, проводимые в игровой форме, цель которых - пробуждение
67
и раскрепощение способностей, решают задачи более широкого круга -воспитать думающего, физически развитого, самостоятельно и творчески работающего над собой человека.
В процессе выполнения игрового задания «Зеркало» дети довольно быстро учатся чувствовать тело партнера и схватывают логику его движений. В ходе повторения следить за «оригиналом» и копировать его движения становится все легче, могут возникнуть ситуации опережения его движений. Это игровое задание - хорошее средство развития психологического контакта. Трудности в двигательной деятельности нередко связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.
Для внедрения разучиваемых упражнений и игровых заданий на первоначальном этапе проводится игра-драматизация сказки. В содержании сказки включаются психотехнические упражнения и игровые задания, которые лаконично связаны с сюжетом сказки.
Сказка предлагается потому, что именно через сказки, обращенные к сердцу и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев.
Услышав и представив образы, ребенок легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе. Сказка для ребенка - путь развития у него тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказки мы пытаемся метафорично воздействовать на ребенка, помогаем преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
68
Известия ДГПУ, №1, 2007
Сюжет разворачивается таким образом, что наш герой - мальчик Расул, проживающий в ауле, хочет найти сундучок, в котором хранится волшебное семечко. Ему предстоит выполнить определенные задания, преодолеть препятствия, и только тогда он сможет найти его. Эти задания и препятствия включают в себя психотехнические упражнения и игровые задания, которые могут быть органично включены в различные формы работы (занятия, индивидуальные и групповые беседы, прогулки, физкультурные праздники, досуги, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, игры и др.).
После поэтапного усвоения элементов психотехники воспитатель переходит к проведению психотехнических игр. Основной целью при этом становится совершенствование психотехнических функций, двигательных умений и навыков, более глубокое овладение элементами психотехники, коррекция двигательных и личностных нарушений. Как уже отмечалось выше, разнообразие целей и задач психотехнических игр дает широкий простор для их использования.
Психотехническая игра имеет особое значение для развития общения. Можно сказать, что игра - это одновременность двойного общения - реального и воображаемого. Как важные моменты общения выступают эмпатия и рефлексия. Под эмпатией подразумевается способность понимать психические состояния других людей; сопереживание; эмоциональный отклик; эмоциональная идентификация с другими.
Рефлексия рассматривается как самоуглубление, обращенность познания на свой внутренний мир; видение своей позиции со стороны; способность имитировать мысли партнера.
В психотехнических играх и эмпатия, и рефлексия также являются важнейшими характеристиками, определяющими успешность игрового
процесса. Но в игре они имеют свои специфические особенности, диктуемые двуплановостью этого процесса.
Наличие эмпатии необходимо, во-первых, для реального плана игры -как учет психических состояний партнеров. Во-вторых, высокая степень эмпатии требуется при переходе от реального плана в воображаемый - как эмоциональная идентификация себя с игровым персонажем, роль которого исполняется. В-
третьих, при нахождении в воображаемой роли нужно чувствовать ролевые переживания напарника.
Методика специальных мероприятий включает в себя также дифференцированные игры-упражнения, а также подвижные игры, целью которых являются развитие и совершенствование двигательной сферы, коррекция двигательных и личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Дифференцированные игры-
упраж-нения для детей старшего дошкольного возраста, разработанные М. Руновой, имеют дифференцированный характер влияния на развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение и обогащение двигательного опыта детей [2. C. 16-21].
При высоком уровне развития двигательной активности будут полезны игры, например, «Будь внимательным», «У кого больше», «Поверни», «Не ошибись», «Змейка», «Найди свой кубик», «Слушай сигнал»,
«Стоп», «Меняйтесь местами», «Круговорот», «Иголка и ниточка».
Игры-упражнения, входящие в эту группу, решают задачи: развитие концентрации внимания, наблюдательности, умения быстро реагировать и действовать в зависимости от изменяющейся игровой ситуации, совершенствование ориентировки в пространстве, в коллективе играющих, а также развитие игровых навыков.
Психолого-педагогические науки •••
С целью повышения уровня двигательной активности малоактивных детей проводятся игры-упражнения на развитие быстроты движений, активности, самостоятельности. В таких игровых упражнениях, как «Не урони мяч», «Кто дальше бросит мяч», «Оттолкни и поймай мяч», «Задержи мяч», «Поймай обруч», «Кто быстрее», «Цапля», «Поскорее пролезай», «За ведущим», «Прыгни и повернись», «Удочка», совершенствуются основные движения (бег, прыжки, метание, лазание), двигательная сфера, развиваются игровые умения. Так, игры-упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча являются хорошей тренировкой метания на дальность и в цель.
Система дифференцированных игр-упражнений предусматривает проведение 4-5 игр в неделю, с повтором каждой до 3-4 раз (еженедельно 12-14 раз). Содержание их составляет выполнение доступного детям действия, данного в форме задания: добежать до определенного места и взять флажок, бросить и поймать мяч, не роняя его на землю, до 5-8 раз, пролезть под деревянную дугу, не задевая колокольчика. Такого рода игровые упражнения повышают осмысленность действия детей.
В играх-упражнениях с заданиями, благодаря конкретности содержания, действия детей приобретают целенаправленный характер. В таких играх можно много раз повторять движения и тем самым лучше закреплять двигательные навыки, развивать физические качества. Игровая ситуация в них сохраняется: есть момент неожиданности, элементы соревнования. Ценность таких игровых упражнений заключается в том, что воспитатель сам может придумать содержание игры, видоизменять его в зависимости от поставленной задачи, внести варианты, постепенно усложнить. Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятель-
69
ность играет важную роль в физическом и психическом развитии детей 6-7 лет.
Система психотехнических игр, упражнений и заданий оказывает положительное влияние на содержание самостоятельной двигательной деятельности и поведение детей. Отмечается общая уравновешенная активность в течение всего дня, хорошее настроение, интерес к различным видам деятельности.
На основе анализа игровой деятельности детей 6-7 лет можно отметить некоторые трудности в организации психотехнических игр. В связи с этим педагогу необходимо руководствоваться методикой проведения психотехнических игр. Руководство игровой деятельностью включило в себя: методику организации и проведения игры, методические указания к игре, правила, возможные варианты.
Разработанная методика психотехнических упражнений, игр и игровых заданий, дифференцированных игр-упражнений предусматривает возможности для восполнения дефицита психического и физического развития детей старшего дошкольного возраста. Система обеспечивает, с одной стороны, формирование двигательных умений и навыков, развитие основных движений, воспитание физических качеств, коррекцию двигательных нарушений, с другой стороны, развитие психических процессов, коррекцию эмоциональной сферы, обучение детей элементам психотехники.
Овладение детьми элементами психотехники происходит поэтапно, при этом осуществляется организация системы психотехнических упражнений, игровых заданий и игр в режиме дня дошкольного образовательного учреждения. Обучение детей психотехническим играм и достижение позитивных результатов в игре обеспечиваются в специально организованных условиях в три этапа:
70
Известия ДГПУ, №1, 2007
1 - ознакомление и обучение детей элементам психотехники (релаксация, саморегуляция) в психотехнических упражнениях;
2 - ознакомление и обучение детей психотехническим игровым заданиям;
3 - проведение психотехнических игр.
Необходимым условием успешной организации игровой деятельности детей являются создание системы упражнений, игровых заданий и игр, а также разработка методики руководства психотехническими играми. Психотехнические упражнения и игровые задания проводятся не только как отдельная часть режимного процесса, но и включены в режимные
• • •
моменты (игры-драматизации, занятия, физкультминутки и другие формы работы).
Система психолого-
педагогических мероприятий включает в себя экспериментально разработанные игровые и проблемные ситуации, направленные на формирование у детей коммуникативных умений при участии педагога в игре на уровне партнерства и снятие негативных тенденций в личностном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Система психотехнических упражнений, игровых заданий и игр положительно сказывается на психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Примечания
1. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Организация и методика проведения. - М.: Советский спорт, 2002. - 136 с. 2. Рунова М.А. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996. №1. - С. 16-21. 3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психо-
технические упражнения и коррекционные программы. - М.: Новая школа, 1995. - 144 с. 4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -160 с.