Научная статья на тему 'Самоопределение как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования'

Самоопределение как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SELF-DETERMINATION / SELF-EDUCATION / PHYSICAL TRAINING / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баянкин Олег Васильевич, Шадрин Анатолий Николаевич

Представленный в статье материал это теоретический анализ и практический опыт формирования самоопределения как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования. Анализируются выявленные основные факторы, влияющие на формирование физической культуры будущего педагога. В работе отмечено, что в гностической деятельности студенты овладевают способностью реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте для самоусовершенствования личности, умением анализировать физическое развитие и подготовленность студентов и предусматривать использование средств физической культуры и спорта в целях всестороннего гармонического развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Наталья Владимировна, Баянкин Олег Васильевич, Шадрин Анатолий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-DETERMINATION AS PROFESSIONALLY SIGNIFICANT FACTOR OF THE TEACHER OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONTEXT OF HIS CONTINUOUS SELF-EDUCATION

The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of formation of self-determination as professionally significant factor of the teacher of the sphere of physical culture in the context of his continuous self-education. The revealed major factors influencing formation of physical culture of future teacher are analyzed. In work it is noted that in Gnostic activity students seize ability to realize the objective opportunities put in physical culture and sport for self-improvement of the personality, ability to analyze physical development and readiness of students and to provide use of means of physical culture and sport for all-round harmonious development of the personality.

Текст научной работы на тему «Самоопределение как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования»

профессиональной деятельности. Эти уровни позволили в достаточной степени дифференцировать личностные характеристики преподавателей высшего учебного заведения.

Выводы. Эффективное выполнение задач, возложенных на высшие учебные заведения, возможно лишь в том случае, когда преподаватели обладают необходимыми качествами, могут успешно исполнять свои функциональные обязанности. Профессиональное мастерство преподавателей высшего учебного заведения является результатом длительной, многосторонней организаторской работы, направленной на приобретение ими необходимых для практической работы знаний и навыков и, прежде всего - умения подойти творчески к решению профессионально-педагогических задач.

Литература:

1. Попова Н.В. Индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Экономика Профессия Бизнес. - 2018. - № 1. - С. 50-54.

2. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Социально-педагогические условия творческого становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 149-153.

3. Попова Н.В., Киселева Ю.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5(24). - С. 206-208.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баянкин Олег Васильевич Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Шадрин Анатолий Николаевич

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ФАКТОР ПЕДАГОГА СФЕРЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ЕГО НЕПРЕРЫВНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт формирования самоопределения как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования. Анализируются выявленные основные факторы, влияющие на формирование физической культуры будущего педагога. В работе отмечено, что в гностической деятельности студенты овладевают способностью реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте для самоусовершенствования личности, умением анализировать физическое развитие и подготовленность студентов и предусматривать использование средств физической культуры и спорта в целях всестороннего гармонического развития личности.

Ключевые слова: самоопределение, самообразование, физическое воспитание, профессионально-педагогическая деятельность.

Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of formation of self-determination as professionally significant factor of the teacher of the sphere of physical culture in the context of his continuous self-education. The revealed major factors influencing formation of physical culture of future teacher are analyzed. In work it is noted that in Gnostic activity students seize ability to realize the objective opportunities put in physical culture and sport for self-improvement of the personality, ability to analyze physical development and readiness of students and to provide use of means of physical culture and sport for all-round harmonious development of the personality.

Keywords: self-determination, self-education, physical training, professional and pedagogical activity.

Введение. Экономика, политика, развитие науки и следующей за ней технологии, состояние общества в целом определяют условия, в которых совершенствуется профессиональное самоопределение человека. Воздействие оказывают демографические процессы, состояние системы образования, ценностные ориентации в обществе, массовые коммуникации.

Разнообразность и неоднозначность упомянутого, при сложной гамме профессиональных склонностей, предпочтений, социальных устремлений обуславливает адаптацию молодежи к изменяющимся условиям ее профессионального самоопределения и порождает противоречивость и вероятность возникновения конфликтов относительно динамики процессов, связанных с профессиональным самоопределением.

Ценностные ориентации и поведение молодежи при завершении общего физкультурного образования определяют выбор содержания и организационные формы педагогического процесса. Анализ совокупности возможностей, предоставляемых обществом, намерений выпускников общеобразовательной школы и их способности к реализации имеющихся склонностей позволяет сформировать значимые параметры для выбора профессии сферы физической культуры.

В последнее время появляются свидетельства того, что престиж образования, понимание его роли для личности начинают восстанавливаться на фоне ориентации на материальный достаток. Физкультурное образование формирует отношение человека, как к своему, так и здоровью других, и умение управлять его состоянием. Это положение усиливается по значимости тем, что профессиональное физкультурное образование находит востребованность в различных социальных институтах общества, а также индивидуальных запросах граждан и обеспечивает условия, востребованность самоопределения участников образовательного процесса в соответствии с любым видом их трудовой деятельности, возраста, обеспечивая успешность жизнедеятельности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие теоретического и практического вопроса формирования самоопределения как профессионально значимого фактора педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования. Выявление основных факторов влияющих на формирование физической культуры будущего педагога.

Изложение основного материала статьи. Самоопределение как профессионально значимый фактор педагога сферы физической культуры в контексте его непрерывного самообразования имеет отличительную значимость в связи с выбором профессиональной деятельности, психофизиологическими особенностями возраста, сформированностью мировоззрения. Указанное позволяет создавать адекватные условия, отбирать формы и содержание, способствующие формированию личной физической культуры в соответствии с дальнейшим образованием будущего педагога или с каким-либо другим видом деятельности.

Изложенные положения легли в основу организации исследовательской работы с будущими педагогами института физической культуры и спорта, где в процессе физкультурного образования используется система разнообразных организационных форм учебно-воспитательного процесса, включающая дисциплину физической культуры, физкультурно-оздоровительные праздники, спортивные соревнования, индивидуально-групповые занятия, спортивно-физкультурные секции, олимпиаду. Проведение названных форм осуществляется с использованием активных методов обучения, направленных на создание максимальных условий для развития личности педагога, для формирования положительной мотивации к физической культуре и удовлетворения своих потребностей, для закрепления положительных результатов в разнообразной двигательной деятельности. Содержание физкультурного образования согласуется с требованиями государственного стандарта в части базового компонента института физической культуры и спорта.

Первым фактором, влияющим на формирование физической культуры будущего педагога, является успешное формирование профессиональной направленности обучения и воспитания студентов, имеющих прямое или косвенное отношение к процессу становления личности педагога. Для его успешного осуществления, большое значение имеет личная убежденность студентов в положительной роли занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья, физического развития, подготовленности и повышения работоспособности. Такой подготовке может способствовать содержательная вводная лекции по физическому воспитанию, а также материал курса «Введение в специальность». Однако нельзя полагать, что психологическую подготовку можно решить одной или двумя лекциями, хотя в них и будут изложены перспективы обучения и воспитания студентов института физической культуры и спорта. Большую роль играет умелое проведение разнообразных массовых физкультурных и спортивных мероприятий, агитация и пропаганда физической культуры и спорта, умелая демонстрация достижений спорта в вузе. Хорошо зарекомендовала себя «Неделя спорта и здоровья», проводимая для студентов I курса в начале учебного года, и пропагандирующая физическую культуру и спорт. В организации этого мероприятия принимают участие широкая общественность университета. Ярко демонстрируются достижения вуза в спорте, организуются лекции и беседы, просмотр спортивных кинофильмов, встречи с лучшими спортсменами - студентами, успешно сочетающими учебу с занятиями спортом, выпускниками, учителями школ. Перед первокурсниками выступают студенты, члены сборных команд города, края. Преподаватели дают консультации и помогают в выборе вида спорта, в котором будут совершенствоваться студенты.

Вторым важным фактором, влияющим на формирование физической культуры будущего педагога, является воспитание положительного отношения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Отношения в функционально-динамической структуре личности занимают видное место. Они складываются и формируются на протяжении всей жизни и деятельности человека и оказывают непосредственное влияние на внутренние (субъективные) условия развития активности личности, формирование ее свойств, поведения и действия как сознательного субъекта. Доминирующие отношения и интересы определяют степень активности человека в известном направлении.

Изучение отношения студентов к занятиям по физическому воспитанию показало что, в Алтайский государственный педагогический университет поступает 24% молодежи с недостаточно сформированным отношением к физической культуре и спорту. С «положительным» отношением поступает 76%, однако лишь у 11% из них она ярко выражена, у других - замаскировано. За четыре года академических занятий по физическому воспитанию наблюдается незначительный сдвиг в отношениях. Наиболее выражен он на 1 курсе и менее заметен на 4 курсе. К моменту окончания обязательных занятий на 4 курсе остается около 14% студентов, негативно выражающих отношение к физическому воспитанию, не убежденных в его положительной роли для формирования личности, для будущей педагогической деятельности. После прекращения учебных занятий по физическому воспитанию уровень отношения снижается до исходного к моменту поступления в университет.

Если учесть, что интерес к занятиям физическими упражнениями - есть активная и целеустремленная направленность сознания, чувств и действий будущего педагога на приобретение знаний, двигательных умений и навыков, то можно утверждать, что содержание, формы и методы работы по физическому воспитанию еще не удовлетворяют значительную часть студентов института физической культуры и спорта [3].

Недостаточный интерес к занятиям в дальнейшем вызывает у студентов равнодушное отношение к физической культуре.

По денным нашего исследования в ответах студентов редко встречаются желание и стремление применять средства физической культуры в будущей педагогической работе. Недостатки позитивного отношения студентов к физическому воспитанию объясняются в некоторой степени изъянами в содержании, формах, методах организации преподавания; в образовательной и профессиональной направленности обучения и воспитания [2].

Нами установлено, что студенты хотя и представляют в общих чертах роль физической культуры и спорта во всестороннем развитии личности, однако не убеждены в объективных возможностях, которые заключены в них. Так, на вопрос о влиянии занятий физической культуры и спорта на физическое развитие, подготовленность, состояние здоровья более 90% студентов высказали лишь общее субъективное суждение -улучшает аппетит, настроение.

В опытно - экспериментальной работе мы попытались отводить значительное место самоконтролю студентов за функциональным состоянием организма, антропометрическим и физиометрическим показателям. Такая работа способствует формированию личной убежденности каждого студента в объективных возможностях физической культуры и спорта. Четко организованный медицинский осмотр и контрольные испытания для оценки физического развития и физической подготовленности также служат хорошим методом убеждения.

Отношение к занятиям по физическому воспитанию связано с мотивами деятельности студентов. Управлять действиями будущих педагогов института физической культуры и спорта можно только тогда, когда преподаватель вызовет у них определенные побуждения, мотивы [1].

Изучение мотивов студентов 1- 4 курсов Алтайского государственного педагогического университета показало, что они различны. В ответах 3.5% студентов отмечается значимость оздоровительно-гигиенической направленности физического воспитания, у 8% выделяется спортивная направленность, у 12% подчеркивается методико-педагогическая (образовательная) направленность; в ответах 45% указывается сочетание оздоровительно-гигиенической, спортивной и методика - педагогической направленности.

Эти данные свидетельствуют о том, что содержание и направленность занятий по физическому воспитанию Алтайского государственного педагогического университета в представлениях студентов преимущественно должно отражать 3 взаимосвязанных направления: оздоровительно - гигиеническое, методическое, и спортивное. Результаты опроса студентов позволили выяснить, что 62% из них ориентированно в занятиях физическим воспитанием на улучшение здоровья и работоспособности; 52% - на подготовку к предстоящей педагогической (воспитательной) работе; 32% - на подготовку к туристско-оздоровительной работе; 37% - на проведение подвижных и спортивных игр со студентами.

Мотивы деятельности студентов за период обучения в вузе в процессе физического воспитания неравнозначны и динамичны, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Наиболее сильным и устойчивым является мотив сочетания оздоровительной, спортивной и методической направленности.

Потребность в занятиях физической культурой и спортом формируется с детского возраста, а в вузе преподаватели имеют дело с молодыми людьми, у которых сложились личные взгляды, убеждения, привычки. Среди них нередко встречаются студенты, у которых отсутствует культура личной гигиены и учебного труда, лица со слабой волей.

Занятия физической культурой и спортом требуют определенной организованности и проявления силы воли, привычки. Поэтому в опытно - экспериментальной работе мы молодым преподавателям физического воспитания рекомендовали, особенно в начальный период занятий студентов, проводить большую организационную и воспитательную работу. С этой целью все занятия по физическому воспитанию, проводимые в режиме дня, а также дополнительные внеурочные занятия, туристские походы, прогулки и поэтому должны носить четко организованный, продуманный, воспитательный характер.

Воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом может характеризовать ситуация, при которой студенты не ограничиваются обязательными учебными занятиями, а используют ее средства по личному побуждению систематически, применяют физическую культуру в быту. Решению той задами отвечает организация таких форм занятии, которые дополняют учебные занятия по физическому воспитанию (утренняя зарядка, в том числе специализированная, дополнительные, самостоятельные занятия).

Следующим важным направлением в педагогической подготовке студентов является формирование методических знаний, умений и навыков.

За 4-5 летний период обучения в Алтайском государственном педагогическом университете студенты успешно овладевают основными компонентами преподавательской деятельности.

В конструктивной деятельности это выражается в умении правильно планировать проведение оздоровительных, массовых, физкультурных и спортивных мероприятий, внедрять в быт студентов санитарно гигиенические нормы, изучать и воспитывать нравственные черты личности студентов средствами физической культуры.

Формирование конструктивных умений следует начинать с I курса. Освоение всех общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в процессе практических занятий необходимо планировать сквозь призму подготовки к будущей преподавательской деятельности.

На втором курсе обучения, во время подготовки к организации и проведению туристского похода студентам предоставляется возможность принять участие в совместном составлении плана туристского похода. После лекции «Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха», где были раскрыты значение, особенности, методика составления комплексов утренней гигиенической и вводной гимнастики, физкультпауз, студенты составляют комплексы индивидуальной утренней гигиенической гимнастики. Преподаватели оценивают правильность подбора и составления упражнений, дозировку, терминологию записи.

На третьем курсе обучения студенты знакомятся с методикой планирования, организации и проведения подвижных игр. От них требуется умение правильно подобрать и спланировать игру. В период общественно-педагогической практики студенты закрепляют свои умения в процессе проведения занятия. На четвертом курсе студенты составляют планы проведения массовых мероприятий со студентами в оздоровительно-спортивном лагере.

В практических занятиях со сверстниками при проведении инструкторско-методической работы по закреплению полученных знаний способствует практика в спортивных лагерях.

Выводы. Таким образом, в гностической деятельности студенты овладевают способностью реализовать объективные возможности, заложенные в физической культуре и спорте для самоусовершенствования личности, умением анализировать физическое развитие и подготовленность студентов и предусматривать использование средств физической культуры и спорта в целях всестороннего гармонического развития личности.

Литература:

1. Попова Н.В. Индивидуально-психологические особенности развития творческой активности личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Экономика Профессия Бизнес. - 2018. - № 1. - С. 50-54.

2. Попова Н.В. Значение профессионально-личностных качеств преподавателя в процессе первоначальной физической подготовки студентов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2010. - № 3 (16). - С. 114-116.

3. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Социально-педагогические условия творческого становления личности преподавателя при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-4. - С. 149-153.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баянкин Олег Васильевич Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат медицинских наук, профессор Киспаев Тохтар Атамбаевич

Карагандинский государственный университет имени Е. А. Букетова (г. Караганда)

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР АЛГОРИТМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОСТАВЛЯЮЩИХ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования оценочной технологии в системе образования. Анализируется специфика деятельности студентов института физической культуры и спорта, в рамках влияния факторных изменений в процессе использования балльно-рейтинговой системы обучения. Выявлена интегральная оценка эффективности обучения студентов института физической культуры и спорта. В работе отмечено, что интегральная оценка как фактор алгоритмического анализа составляющих учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов института физической культуры и спорта является эффективным средством в процессе обучения.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, оценочная технология, деятельность, интегральная оценка.

Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of estimated technology in an education system. Specifics of activity of students of institute of physical culture and sport, within influence of factorial changes in process of use of ball and rating system of training are analyzed. The integrated assessment of learning efficiency of students of institute of physical culture and sport is revealed. In work it is noted that the integrated assessment as a factor of the algorithmic analysis of components of educational work and intellectual activity of students of institute of physical culture and sport is an effective remedy in the course of training.

Keywords: ball and rating system, estimated technology, activity, integrated assessment.

Введение. В связи с общевузовской политикой снижения числа аудиторных занятий (лекций, семинаров и практик) и увеличения количества времени отведенного на самостоятельную работу студентов, возникла острая необходимость изменения системы преподавания предметов и контроля качества их освоения со стороны студентов. Традиционной формы контроля знаний по предмету в виде одного экзамена или зачета становится недостаточно - требуется разработка и введение новой системы, которая позволяла бы оценить освоение изученной дисциплины в целом по многим интегральным показателям. Оценивание - важнейшая чувствительная часть процесса обучения. На нем сильно сказывается влияние разнообразных педагогических и культурных традиций многообразных образовательных систем [7].

Основной ее целью является определение уровня качества и успешности освоения студентом учебных дисциплин через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и в целом образовательной программы. Она также позволяет активизировать учебную и внеучебную (самостоятельную) работу студентов.

Формулировка цели статьи. Не останавливаясь на подробной характеристике теории балльно-рейтинговой системы и пользуясь рамками данной статьи, мы хотим обсудить возможность использования предлагаемой нами оценочной технологии.

Изложение основного материала статьи. Данная система создавалась в процессе делегирования нам такой возможности со стороны руководства вуза, на основе локальных нормативных актов. Тщательный анализ документов дает основание считать их фундаментальной основой для дальнейшей разработки отдельных действий, компонентов, операций системы оценивания.

В своем поиске ее составляющих мы стремились учесть специфику деятельности студентов факультета физической культуры, которая обусловлена следующими факторами: участием студентов-спортсменов в соревнованиях и как следствие их отсутствие, в этот период, на академических занятиях в вузе; участием студентов-спортсменов в тренировочном процессе, а также учебно-тренировочных и предсоревновательных сборах, и как следствие довольно частое и продолжительное отсутствие их на академических занятиях в вузе; спецификой организации учебных занятий проводимых как в аудиториях, так и в спортивных залах, на открытых спортивных площадках города, в природной зоне: в лесу, в поле, на водоемах [4].

Измерением учебного труда и интеллектуальной деятельности в педагогическом процессе занималось большое число исследователей [5]. Педагогические аспекты рассматривали Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков, В. М. Полонский и многие другие.

К настоящему времени предложены и тщательно описаны разнообразные измерительные шкалы. В системе образования особый интерес представляют научные разработки К. Гаусса, Е. С. Харрингтона, Б. Руппа и др. (шкала нормального распределения, шкала интервалов и порядка, шкала оценок, вербально-числовая шкала, шкала разностей) [1]. Этих авторов по праву можно назвать классиками теории оценивания. Именно их идеи послужили для нас своеобразным катализатором при поиске вектора в построении интегральной оценки достижений учебной деятельности студентов. Первое, что необходимо было сделать -это определить, какие составляющие интегральную оценку учебного труда и интеллектуальной деятельности студентов будут убедительными для лиц принимающих решение.

Понятие деятельности мы понимаем из осмысления ее структуры А. Н. Леонтьевым [3]. Деятельность состоит из отдельных действий, а действия - из отдельных операций, и, наконец, они, в своей технологической составляющей, предполагают наличие показателей. Совокупность показателей позволяет определить степень соответствия чего-либо. Это и является конкретным критерием: «обучен-необучен», «эффективен-неэффективен». Например, критерием здоровья является отсутствие заболеваний, а составляющими его показателями будут кровяное давление, ЧСС, температура тела и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.