второй - «разгадывающий». Оба сжимают правую руку в кулак. По команде одновременно выбрасывают пальцы. Задача «разгадывающего» - понять стратегию выбрасывания набора пальцев «ведущим» и начать предугадывать его действия.
Методические рекомендации. Участникам запрещено договариваться, обмениваться сигналами, использовать иные способы. Для того чтобы согласовать свои действия при повторных играх, составы пар целесообразно менять. Так же можно использовать имитацию ударов рукой.
3. ИГРА «НЕПОДВИЖНОСТЬ»
Цель: формирование спокойствия, выдержки, самообладания и умения воздействовать на партнера мимикой или жестами.
Порядок проведения. Студенты разбиваются на пары. В каждой паре они распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности. Задача «реаниматора» в течение одной минуты оживить его. «Реаниматор» не имеет права прикасаться к «замороженному», обращаться к нему с какими-либо вопросами. Только использовать взгляд, мимику, жесты.
Методические рекомендации. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие проявления эмоций. Критерии выхода из анабиоза устанавливаются самими участниками. В зависимости от уровня их «квалификации», критериями будут выступать явные нарушения молчания и неподвижности, а так же едва заметные изменения в выражении лица.
Выводы. Анализируя использование современных технологий на занятиях по физической культуре, отмечаем, что психотехнические игровые упражнения необходимо применять на занятиях по физической подготовке систематически, только в этом случае можно добиться их максимальной психолого-педагогической эффективности. Каждый преподаватель по физической культуре должен обязательно овладеть методикой проведения психотехнических игр, так как они позволяют повышать профессионально-психологическую подготовку будущего специалист и совершенствовать ее компоненты.
Литература:
1. Попова Н.В. Эффективные пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов средствами психотехнических игр // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4 (33). - С. 57-59.
2. Попова Н.В., Баянкина Д.Е. Инновационные педагогические технологии как условие формирования профессиональной компетенции бакалавров института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - Т. 63. - № 2. - С. 194-198.
3. Попова Н.В, Кузнецов И.В. Практические вопросы применения нетрадиционных физических упражнений на занятиях по физической культуре // В сборнике: 2-я Всероссийская заочная научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 50-летию Института физической культуры и спорта «Физическая культура и спорт: пути совершенствования». Материалы конференции. Алтайский государственный педагогический университет. - 2016. - С. 86-90.
4. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта. // Мир науки, культуры, образования. - 2015. № 3 (52). - С. 129-131.
Педагогика
УДК: 378
старший преподаватель кафедры иностранных языков Рехлова Анжела Вячеславовна
Филиал Военного Учебно-Научного Центра Военно-Воздушных Сил
"Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (г. Сызрань)
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ АВИАЦИОННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Одной из особенностей профессии современного военного летчика является выполнение операций за рубежом, что требует высокого уровня владения международным английским языком, и языком радиообмена на оперативном уровне в соответствии со стандартами разработанными и установленными Международной организацией гражданской авиации для международной аэронавигации. В статье рассматривается содержание и структура конкурентоспособности военного летчика как цель обучения авиационному английскому языку в военном авиационном вузе. Проведенный анализ литературы по вопросам конкурентоспособности специалиста позволил сформировать собственное представление о ее составляющих.
Ключевые слова: конкурентоспособность военного летчика, стандарт ИКАО, авиационный английский язык.
Annotation. One of the features of the profession of a modern military pilot is the performance of operations abroad, which requires a high level of proficiency in international English, and the language of radio exchange at the operational level in accordance with the standards developed and established by the International civil aviation organization for international air navigation. The article deals with the content and structure of competitiveness of a military pilot as the purpose of teachingaviation English in a military aviation University. The analysis of the literature on the competitiveness of specialists allowed to form their own idea of its components. Keywords: competitiveness of a military pilot, ICAO standard, aviation English.
Введение. Требования современности делают необходимым осуществлять подготовку высококвалифицированных военных кадров на качественно новом уровне, готовых сразу после выпуска из военно-учебного заведения решать практические задачи.
Профессия современного военного летчика относится к одному из сложных видов человеческой деятельности, к особенностям которой относят:
- опасность, обусловленная отрывом человека от земли и его перемещением в пространстве на больших
высотах и скоростях полета летательного аппарата, состоящего из огромного количества деталей, узлов и систем, вероятность отказа которых и связанная с этим повышенная угроза для жизни достаточно велики;
- необычность внешней среды обитания с присущими ей перепадами давления, температуры, газового состава атмосферы кабины, электромагнитными излучениями и т.п.;
- воздействие на летчика аэродинамических сил большой величины и длительности, угловых ускорений, вибраций и т.п.;
- необходимость периодического переучивания на новую авиационную технику;
- наукоемкость техники и вооружения, наличие широкого круга решаемых задач, требующих больших объемов знаний, навыков и умений;
- постоянная готовность к выполнению воинского долга и высокая социальная ответственность за выполнение полетного задания, венчающего собой деятельность сотен людей;
- тщательная регламентация деятельности уставными положениями и руководящими документами;
- выполнение операций за рубежом, что требует высокого уровня владения международным английским языком, и языком радиообмена [4; 5; 10].
В последнее время большое число российских военных летчиков принимают участие в выполнении миротворческих миссий ООН в странах Африки, в проведении военной операции в Сирии. Ведение радиопереговоров осуществляется на международном - английском языке в соответствии со стандартами, разработанными и установленными Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) для международной аэронавигации [16]. Операционный уровень (уровень 4) является минимальным требуемым уровнем владения для ведения радиотелефонной связи по стандартам ИКАО, что требует от летчика наличие достаточно беглой и грамотной речи, хорошего словарного запаса, правильного произношения, способности воспринимать и понимать информацию на слух и умения взаимодействовать (особенно при возникновении нестандартных ситуаций).
Таким образом, в настоящее время, в соответствии с требованием мирового сообщества, перед военными авиационными вузами стоит задача осуществлять подготовку не просто высокопрофессиональных, но и конкурентоспособных специалистов в области авиационного английского языка.
Изложение основного материала статьи. Понятие «конкурентоспособность» вошло в активное употребление сравнительно недавно. Изначально это был синоним понятию «соревнование», «соперничество» и являлся категорией экономической. Однако, экономисты отмечали многогранность данного понятия. Так, Й. Шумпетер и П. Ромер отмечали, что конкурентоспособность предприятия определяется способностью создавать новые технологии, новые рынки и идеи; Г. Хемел и К. Прахад характеризовали конкурентоспособность как способность предвидения, основанную на навыках, знаниях, опыте и интеллектуальном лидерстве; профессор Р. Фатхутдинов определил конкурентоспособность как свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке на уровне организации, региона, отрасли, любой сферы макросреды, страны в целом [6].
В конце 20 века термин «конкурентоспособность» пришёл в педагогику. Конкурентоспособность становится предметом целенаправленного формирования и развития в подготовке у студентов в вузе. И. А. Бибик считает, что «одной из задач современной высшей школы является подготовка компетентного, мобильного, конкурентоспособного специалиста» [3 с. 3].
Можно выделить два основных подхода к трактовке данного понятия. В.А. Оганесов, Л. Д.Славова, В. Н. Мезинов и другие рассматривает понятие "конкурентоспособность специалиста" как внепрофессиональныю личностную характеристику, определяющую такие способности, которые позволили бы специалисту предложить себя на рынки труда. Ряд других ученых придерживаются мнения, что понятие «конкурентоспособность специалиста» - это возможность осуществлять профессиональную деятельность лучше других за счёт сформированной профессиональной компетентности. Так, Ж. А. Шутина считает, что конкурентоспособность специалиста представляет собой совокупность ключевых компетенций личности, составляющих профессионально-личностную основу деятельности будущих специалистов [20]. По мнению Е.В. Максимовой конкурентоспособность специалиста - это совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, позволяющих успешно функционировать в социуме [9].
Ряд ученых выделяют компетентность как одну из составляющих в многокомпонентной структуре конкурентоспособности специалиста.
Например, Л. М. Митина выделяет в структуре конкурентоспособной личности три группы интегральных характеристик - направленность, компетентность и гибкость. Компетентность, по мнению ученого, представляет собой готовность и способность реализовать способы и приемы, полученные на основе знаний и умений, в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Компетентность конкурентоспособной личности связана и может проявляться в определенной профессиональной деятельности [12].
А. А. Николаева выделяет в структуре конкурентоспособности три компонента - когнитивный, эмоциональный и деятельностный [13]. Когнитивный компонент содержит познания и умения в определённой профессиональной области. Основной критерий - компетентность как способность эффектно решать проблемы на основе имеющихся знаний и опыта деятельности.
Основываясь на идеях К. К. Платонова, Э. Ф. Зеер указал качества, интеграция которых приводит к формированию качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту - профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства. Профессиональная компетентность - это профессиональные знания, умения и навыки, квалификация [15].
С. А. Хазова говорит о конкурентоспособности как об интегральной характеристике, обладающей следующими структурными компонентами - компетентностью, акмеологической направленностью и конкурентоопределяющими личностными качествами [18]. Компетентность личности С. А. Хазова определяет как совокупность взаимосвязанных знаний, умений, способов выполнения деятельности, опыта, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним; владение определенными компетенциями.
Таким образом, проведенный анализ позволил нам уточнить понятие «конкурентоспособность специалиста» — это интегральная характеристика, представляющая собой кластер качеств личности,
позволяющий осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с необходимыми требованиями.
Овладение и успешное выполнение всех видов профессиональной деятельности обеспечивают профессионально важные качества личности военного летчика. Исследованию профессионально важных качеств летчика посвящены работы М. С. Алексеенко, А. И. Гунько, О. Н. Сиваш, В. Н. Сочнева, Е. А. Щербаковой и других ученых.
Выделяют личностные, интеллектуальные, психофизиологические, физиологические, физические профессионально важные качества военного летчика [1].
К личностным профессионально важным качествам относятся нравственные (порядочность, честность, чувство долга) и социальные (коммуникабельность, склонность к лидерству, стремление к профессиональному развитию) качества, способность к адекватной самооценке, адаптивные способности, профессиональная мотивация.
Интеллектуальные качества лётчика — это способность к ориентировке в сложном пространственном окружении, эффективные действия в условиях дефицита времени и навязанного темпа работы и быстрое переключение внимания.
Психофизиологические — подразумевают нервно-эмоциональную устойчивость, а также устойчивость к лётному утомлению, к монотонности и работе в вынужденном темпе.
Физиологические качества — вестибулярная устойчивость, устойчивость к длительным перегрузкам и к другим специфическим факторам полета.
Физические — сила, быстрота, выносливость, антропометрические качества.
На видах профессиональной деятельности основывается профессиональная компетентность.
Профессиональная компетентность рассматривается Э. Ф. Зеером как совокупность профессиональных знаний, умений, а также обобщенные способы выполнения профессиональной деятельности [7].
Г. В. Безюлева понимает профессиональную компетентность как способность и готовность специалиста к реализации приобретенных знаний, умений и навыков в реальной профессиональной деятельности [2].
Профессиональной компетентности военнослужащих посвящены исследования Д. Ю. Блохина, М. А. Варенцова, О. Ю. Ефремова, И.А. Матвеевой, М. А. Мигненко, В. В. Неижмак, О. Б. Самойленко и других учёных.
Государственный Образовательный Стандарт высшего образования и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников, в совокупности определяют те компетентности, которые должны быть сформированы у курсанта за период обучения.
Мы согласны с выделенными И. А. Матвеевой в её исследовании следующими основными компонентами профессиональной компетентности выпускника военного авиационного училища летчиков:
- профессиональная мобильность;
- профессиональная самостоятельность;
- личностная компетентность;
- экстремальная профессиональная компетентность;
- управленческая компетентность;
- педагогическая компетентность;
- аутопсихологическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- информационная компетентность [10].
Профессиональная мобильность - способность и готовность военного летчика достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности.
Профессиональная самостоятельность военного летчика реализуется в способности самостоятельно разобраться в учебной и боевой обстановке, принять правильное решение; в умении самостоятельно планировать и контролировать выполняемую профессиональных задач.
Личностная компетентность характеризует степень сформированности качеств активной, развитой личности.
Т. Е. Солодова указывает следующие составляющие личностной компетентности:
«- соответствие личностных качеств профессиональному должностному
статусу;
- устойчивая профессиональная мотивация;
- целостное профессиональное самосознание;
- положительный эмоциональный настрой, удовлетворенность;
- интернальность как видение в себе самом успеха/неуспеха;
- опора на собственный опыт;
-принятие себя как профессионала;
- осознанное духовное обогащение своей личности средствами профессии» [17 с. 37].
Экстремальная профессиональная компетентность определяется А. Г. Погореловым как
«индивидуальное качество личности, проявляющееся в ее стремлении и способности успешно и безопасно выполнять профессиональные задачи и/или сохранять свою целостность в экстремальных условиях и ситуациях» [14 с. 307].
Под управленческой компетентностью в военном авиационном вузе понимается совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, овладение которыми позволяет будущим военным летчикам решать и принимать оптимально оправданные со служебной, боевой, правовой, экономической, морально-этической точек зрения командирские решения, отдавать приказы, организовывать и направлять деятельность воинского коллектива в учебных, служебных и боевых ситуациях.
Развитие педагогической компетентности позволяет курсантам - будущим офицерам Воздушно-космических сил ВС России осуществлять свою воспитательную и обучающую деятельность (очень часто бывших курсантов направляют на службу в учебные полки, где они служат лётчиками - инструкторами), в дальнейшем обучать и воспитывать личный состав, а также осуществлять научно-преподавательскую деятельность.
Аутопсихологическая компетентность характеризует личность профессионала понимающего свои
сильные и слабые стороны в области личностно-профессионального развития; обладающего необходимыми профессионально-важными качествами [19].
Коммуникативная компетентность - это ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [11].
Достаточный уровень развития коммуникативной компетентности позволяет специалисту работать с разными информационными источниками, использовать полученные данные для повышения эффективности своей деятельности. Для летчика особенно важным является умение вести радиотелефонные переговоры со службами Управления воздушным движением (УВД) на английском языке, взаимодействовать со своими коллегами во время зарубежных миротворческих операций, проведения совместных военных учений. Коммуникативная компетентность рассматривается нами как относительно самостоятельный результат профессиональной подготовки будущего военного летчика.
Информационная компетентность - «интегративное качество личности, включающее ее готовность и способность использовать знания, умения и навыки поиска, отбора, обработки, интерпретации информации и опыт их применения при решении определенного круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение их совершенствовать в социально-профессиональной деятельности за счет обновления информации» [8 с. 7].
Выводы. В связи со всем вышесказанным, мы считаем оправданным выделить в структуре конкурентоспособности военного летчика две многокомпонентных составляющих: профессионально важные качества и профессиональную компетентность. И мы определяем конкурентоспособность военного летчика как интегральную характеристику, представляющую собой кластер многокомпонентных составляющих: профессионально важных качеств (личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физиологических, физических) и профессиональной компетентности (профессиональной мобильности, профессиональной самостоятельности, личностной компетентности, экстремальной профессиональной компетентности, управленческой компетентности, педагогической компетентности, аутопсихологической компетентности, коммуникативной компетентности; информационной компетентности), обеспечивающих овладение и успешное выполнение всех видов профессиональной деятельности, соответствующих требованиям ИКАО.
Литература:
1. Агапов, И. В., Алёшин, С. В., Воробьёв, О. А. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ: Методическое пособие для летно-инструкторского и преподавательского состава, авиационных врачей. - М., 1992.
2. Безюлева, Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В.Безюлева: монография. - С.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.
3. Бибик, И. А. Организационно-педагогические условия становления конкурентоспособного преподавателя вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 - Комсомольск-на-Амуре, 2010. - 168 с.
4. Бородин, С. К., Примин, А. А. Экстремальные ситуации в профессиональной деятельности военного летчика. // ФН-Наука. - 2011. - №3. - С. 9-10.
5. Гандер, Д. В., Алексеенко, М. С. Особенности личностного потенциала летчика в цикле профессионального становления. // Психология и Психотехника. - 2015. - № 7. - С. 684-696.
6. Данилов, И. А., Волкова, Е. В. Ретроспективный анализ трактования терминов «конкурентоспособность» и «конкурентное преимущество» отечественными и зарубежными авторами / И.А. Данилов , Е.В. Волкова // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. - № 3(184). Экономика. Вып. 24. - С. 126-133.
7. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 258 с.
8. Калачева, Т. Н. Формирование коммуникативной компетентности у курсантов военного вуза во внеурочной деятельности: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Кострома, 2009, - 20 с.
9. Максимова, Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2005. - 205 с.
10. Матвеева, И. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности в иноязычной подготовке будущего военного летчика: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08: Самара, 2012. - 196 с.
11. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
12. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина И Библиотека психолога. - М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж. — Издательство НПО «МОДЕК», 2002. - 400 с.
13. Николаева, А. А. Содержание и структура конкурентоспособности как интегрального качества личности студента // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 10.2 -С. 111-117
14. Погорелов А. Г. Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №13. С. 305-310. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ekstremalnaya-kompetentnost-v-professionalnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 16.04.2016).
15. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
16. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
17. Солодова, Т. Е. От компетентностной модели выпускника к компетентному выпускнику Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 11. 2008-2009. С. 34-39
18. Хазова, С. А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: дис.......док. пед.
наук: 13.00.01 13.00.08: Майкоп , 2011. - 695 с.
19. Шиманская, Т. Л. Аутопсихологическая компетентность личности: (содержательные аспекты) //
Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №3. С. 70-71. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/autopsihologicheskaya-kompetentnost-lichnosti-soderzhatelnye-aspekty (Дата
обращения: 16.04.2016).
20. Шуткина, Ж. А. Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускников негосударственного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Нижний Новгород, 2008. - 177 с.
Педагогика
УДК 796.1
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Романенко Наталья Ивановна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); магистрантка кафедры физкультурно-оздоровительных технологий Чудная Юлия Александровна
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)
СИСТЕМА ПИЛАТЕС КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ТЕННИСИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Аннотация. Еще в 2011 году, президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, участвующий на I форуме «Россия - спортивная держава» отметил, что развитию детского и юношеского спорта следует уделить больше внимания. Если брать выпускников школ, то здоровыми можно считать всего лишь 10 %.
Большинство научных исследований показали, что самыми распространенными видами нарушений здоровья у школьников средних и старших классов, являются заболевания костно-мышечного аппарата, включая нарушения осанки во фронтальном направлении (Клюев М.Е., 1980; Фаттахова Е.С., 1997; Морозова Т.С., Левченкова Т.В., 2003; Пенькова И.В., 2006; Полецкий Б.П., Поликарпова O.A., 2007). Но подростки, занимающиеся асимметричными видами спорта, такие как теннис, волейбол, гандбол и так далее, помимо школы, еще больше получают риск возникновения различных отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Гармония телосложения нарушена за счет односторонней гипертрофии мускулатуры ведущей руки и ноги, сколиотической осанки и усилению грудного кифоза.
Решить эту проблему пытались различными дополнительными средствами, включающие и авторские методики, методики психорегулирующей направленности, влияющие на психосоматику, стретчинг и так далее. Одной из новых тенденций, направленных на коррекцию осанки и созданию симметричного тела, является методика Пилатес с большим оборудованием. К сожалению, из-за дорогостоящего оборудования и достаточно больших размеров тренажеров, студией Пилатес может похвастаться далеко не каждая спортивная школа. В крупных сетевых фитнес клубах присутствует или студия Пилатес или один-два тренажеров большого оборудования, что позволяет внедрять данную методику в широкие массы населения и делать людей более грамотными в области своего здоровья.
В данной статье раскрывается изучение внедрения методики Пилатес с большим оборудованием как дополнительное средство физического развития и влияния данной методики на коррекцию осанки теннисистов.
Ключевые слова: пилатес с оборудованием, теннис, опорно-двигательный аппарат, подростки 14-16 лет.
Annotation. Back in 2011, President of the Russian Federation Dmitry Medvedev, participating in the First Forum "Russia - a Sports Nation", noted that the development of children's and youth sports should be given more attention. And if you look at the schools' graduates, then only 10% can be considered healthy.
Most scientific studies have shown that the most common types of health disorders in middle and high school students are disorders of the musculoskeletal system, including postural disorders in the coronal plane (Klyuev M.E., 1980; Fattakhova E.S., 1997; Morozova T.S., Levchenkova T.V., 2003; Penkova I.V., 2006; Poletsky B.P., Polikarpova O.A., 2007). But teenagers involved in asymmetric sports such as tennis, volleyball, handball and so on, in addition to school, are even more at risk of various abnormalities in the musculoskeletal system state. Harmony of the body is broken due to unilateral hypertrophy of the musculature of the leading arm and leg, scoliotic posture and increase of the thoracic kyphosis.
To solve this problem, they tried to employ various additional means, including author's methods, psycho-regulatory techniques affecting psychosomatics, stretching and so on. One of the new trends aimed at correcting the posture and creating a symmetrical body is the Pilates technique with wide range of equipment. Unfortunately, because of the equipment's highly priced nature and quite a large size, not every sports school can boast about having a Pilates studio. In large national fitness clubs, there is often either a Pilates studio or one or two large machines, which allows to introduce this method into the broad masses of population and make people more educated about their health.
This article reveals the study of the introduction of the Pilates technique with large equipment as an additional means of physical development and the influence of this technique on correcting the posture of tennis players.
Keywords: Pilates with equipment, tennis, musculoskeletal system, adolescents 14-16 years old.
Введение. Сегодня вряд ли можно опровергнуть факт, подтверждающий положительное влияние физических упражнений на общее состояние организма, включая физическую и психологическую составляющие, сердечно-сосудистую, гормональную и дыхательную системы [2, 3, 5]. Современные условия таковы, что человек подвергается постоянному стрессу, что на фоне ухудшающейся экологической обстановки и гиподинамии не может не отразиться на здоровье человека. Систематические вредные привычки в виде и долгого сидения, еще и неправильного, беспрерывных разговоров по телефону или ношения сумки на одном плече отрицательно сказывается на осанке человека. Помимо этого, вероятность нарушений в осанке повышается у людей, занимающихся асимметричными видами спорта. Ведущая рука, нога или стойка негативно влияет на одинаковое развитие мышечной системы, которая, в свою очередь, нарушает костно-связочный аппарат. Именно поэтому очень важно осознать, что спортсменам, помимо основного вида спорта, необходимо добавлять новые системы и оздоровительные методики, которые бы помогали им сохранять своё физическое здоровье и улучшать спортивные результаты [1, 4].
На процесс формирования здорового образа жизни повлияло пристальное изучение оздоровительных