Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игра-драматизация / коммуникативные навыки / тяжелые нарушения речи / общее недоразвитие речи / театрализованная деятельность / коррекционная работа / игра / dramatization game / communication skills / severe speech disorders / general underdevelopment of speech / theatrical activity / correctional work / game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Шуваева

Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам коррекционно-развивающей работы с использованием игры-драматизации в работе с детьми с общим недоразвитием речи в рамках развития коммуникативных компетенций. Рассмотрены виды и преимущества театрализованной деятельности, особенности использования игр-драматизаций на логопедических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.В. Шуваева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DRAMATIZATION GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING THE COMMUNICATION SKILLS OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is devoted to the psychological, pedagogical and methodological aspects of correctional and developmental work using play-dramatization in working with children with general speech underdevelopment within the framework of the development of communicative competencies. The types and advantages of theatrical activities, the peculiarities of using dramatization games in speech therapy classes are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Е.В. Шуваева, ассистент1, учитель-логопед2 Оренбургский государственный педагогический университет 2МДОАУ «Детский сад №116» (Россия, г. Оренбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-152-156

Аннотация. Статья посвящена психолого-педагогическим и методическим аспектам коррекционно-развивающей работы с использованием игры-драматизации в работе с детьми с общим недоразвитием речи в рамках развития коммуникативных компетенций. Рассмотрены виды и преимущества театрализованной деятельности, особенности использования игр-драматизаций на логопедических занятиях.

Ключевые слова: игра-драматизация, коммуникативные навыки, тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, театрализованная деятельность, коррекционная работа, игра.

На сегодняшний день современная педагогическая сфера сталкивается с растущим числом дошкольников, страдающих тяжелыми нарушениями речи. Одним из наиболее распространенных нарушений является общее недоразвитие речи, которое существенно затрудняет их речевое развитие.

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой нарушение формирования всех аспектов речи: звуковой, семантической, лексико-грамматической стороны речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом [1-3].

Для детей с общим недоразвитием речи характерно: ограничение словарного запаса, нечеткое понимание и неправильное использование многих слов. Их словарный запас содержит небольшое количество обобщающих понятий, они затрудняются в подборе синонимов, антонимов, допускают ошибки в процессе словоизменения и словообразования. Для детей с общим недоразвитием речи характерны стереотипы и шаблонное использование слов, что приводит к трудностям в понимании их высказываний [2, 3].

Ограниченность словарного запаса приводит к тому, что дети с ОНР не могут точно и ясно сформулировать свои мысли, что усложняет процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. Развитие ком-

муникативных навыков имеет большое значение для дальнейшего обучения в школе.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста - это способность успешно взаимодействовать с окружающими, решая игровые познавательные, бытовые и творческие задачи через общение.

Один из ключевых факторов, определяющих развитие коммуникативной компетенции дошкольников, заключается в социальной среде, в которой ребенок развивается. Возникающая потребность в общении как с взрослыми, так и со сверстниками, играет важную роль в этом процессе.

Общее недоразвитие речи может препятствовать развитию навыков коммуникации, что делает процесс актуализации словаря более сложным. Даже если дети учат новые слова, они недостаточно применяют их в реальных ситуациях общения, что затрудняет закрепление и употребление новой лексики.

Проблема развития коммуникативных способностей у дошкольников активно исследуется отечественными психологами и педагогами, такими как А.А. Бодалев, Б.С. Волков, НЕ. Веракса,

Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов,

Е.О. Смирнова и другими. Среди методов,

способствующих развитию коммуникативных умений детей дошкольного возраста, особо выделяются диалог и игровая деятельность [4].

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается ограниченная коммуникация, так как пассивный словарный запас преобладает над активным, что затрудняет выражение мыслей и идей дошкольников. Расхождение между активным и пассивным словарем может снизить возможности успешного общения. Это может привести к социальной изоляции и непониманию, если ребенок понимает много слов, но не может использовать их в разговоре. Ограниченный активный словарный запас затрудняет процесс обучения в школе, так как дети испытывают трудности в выражении своих мыслей на уроках или при выполнении заданий. Для решения этой проблемы важно проводить специализированную работу над развитием активного словаря у детей с ОНР.

Согласно теории Д.Б. Эльконина, игра представляет собой активность, наполненную эмоциями, в рамках которой внутренне усваиваются правила и нормы поведения, формируются отношения, способы взаимодействия со сверстниками. Игра является ключевым методом коррекции нарушений речи, поскольку она активизирует речевое развитие. В процессе игры формируются коммуникативные умения ребёнка [5].

Изучив теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод, что их проблемы не ограничиваются только речевым аспектом. Эти дети испытывают сложности во всей коммуникативной системе, что затрудняет их межличностное взаимодействие и негативно сказывается на их психическом развитии.

Одним из эффективных средств кор-рекционного развития и социальной адаптации дошкольников через игру является театрализованная деятельность.

Театрализованные игры развивают коммуникативные навыки и учат элементам речевого общения: мимике, жестам, позе, интонации и модуляции голоса.

Для дошкольников с ОНР развитие коммуникативных навыков особенно важно. В результате использования театрализованных игр, дети учатся воплощать в живых образах и действиях все впечатления, которые они получают от своего воображения и от окружающей жизни. Они входят в образы, играют любые роли, пытаются подражать тому, что видят и что им интересно, и при этом получают огромное эмоциональное удовольствие. Сыгранные роли и произнесенные реплики заставляют ребенка выражать себя четко, внятно и понятно.

Театрализованные игры формируют интерактивную и эмоционально-насыщенную речь. Дети лучше понимают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственные связи. Постепенное развитие умения строить простейшие, но интересные по смыслу и содержанию рассказы, строить грамматически и фонетически правильные фразы и структурировать их содержание способствует усвоению важнейших односложных слов, что оказывает особенное влияние на дальнейшее обучение в школе.

Такая театрализованная деятельность имеет ряд преимуществ:

1. Обогащение знаний: дети углубляют свои знания о мире через живой опыт и наблюдение.

2. Развитие психических процессов: улучшение внимания, памяти, восприятия и воображения.

3. Совершенствование языковых навыков: расширение словарного запаса, улучшение грамматики, выразительности и интонации.

4. Улучшение моторики и координации движений.

5. Развитие эмоциональной сферы и волевых качеств.

6. Коррекция и формирование поведения.

7. Стимулирование творческой активности и самостоятельности.

В театрализованных играх дети воплощают вымышленных литературных персонажей, перенимая их эмоции, действия и слова. Основой служат театральные поста-

новки и литературные произведения, где центральные темы - чувства: любовь, дружба, смелость, честность, доброта. Выбранная роль оказывает эффективное влияние на развитие ребенка, поскольку он воочию испытывает и копирует поведение героя, что имеет значительное влияние на развитие коммуникативных навыков.

Содержание занятий по развитию коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи включает в себя следующие виды театрализованной деятельности, которые представлены на рисунке.

Рис. Виды театрализованной деятельности

Игры-драматизации, как один из видов театрализованной деятельности, представляют собой эффективный метод развития коммуникативных умений у детей с ОНР по несколь

ким причинам:

- Во-первых, это поддержка творческого мышления. В ходе драматических игр дети воплощают различные роли и ситуации, что способствует развитию их воображения, креативности и коммуникативных навыков.

- Во-вторых, драма - это совместное искусство, которое требует коллективного взаимодействия. В процессе игр дети учатся работать в команде, слушать друг друга, реагировать на партнеров.

- В-третьих, участие в драматических играх способствует развитию у детей речи. Они учатся передавать свои мысли, эмоции и характеры через диалоги и монологи [6].

Успешное участие в драматических играх помогает детям почувствовать себя увереннее. Они видят, что могут успешно выступать перед другими, что способствует развитию коммуникативных навыков и повышению самооценки. В процессе игр дети переживают эмоции и перспективы других персонажей, что способствует развитию эмпатии и понимания различных точек зрения.

В таблице представлены эффективные игры-драматизации для развития коммуникативных навыков дошкольников с общим недоразвитием речи. Данный комплекс направлен на развитие представлений о необходимости общения, различении способов общения, умении оценивать действия сверстников. Игры развивают индивидуальные коммуникативные умения и повышают уровень коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица. Игры-драматизации для развития коммуникативных навыков дошкольников с

ОН [Р

№ Название игры Цель Ход игры

1 Игра «Звонок другу» Развитие диалогической речи, творческого мышления, фантазии. Детям необходимо отгадать загадку: Поверчу волшебный круг -И меня услышит друг. Что ЭТО? (Телефон.) Для каждой пары игроков предлагается ситуация и тема для разговоров: Ситуация 1: Вам купили новые игрушки, а другу хочется в них поиграть. Ситуация 2: Пригласить в кино человека, который не любит смотреть фильмы. Ситуация 3: Вас обидели, а друг вас утешает. Ситуация 4: Поздравить друга с праздником и напроситься приехать к нему в гости.

2 Игра: «Придумай продолжение» Развитие диалогической и монологической речи детей. Педагог предлагает разыграть мини-сценку по сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Детям дается возможность придумывать свои собственные слова и ситуации. Например, один из ребят представляет себя в роли Мухи, которая находит денежку. Она была очень рада этому событию и решила отправиться на базар, чтобы купить самовар. Муха планировала устроить праздник и пригласить всех своих друзей. В этой сценке дети используют свою фантазию и представляют, как Муха встречается с различными персонажами и разыгрывают интересные ситуации, происходящие на базаре.

3 Игра «Послушай и изобрази» Развитие детского воображения, обучение детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Педагог предлагает детям прослушать текст и разыграть его. «Трое медведей шли по тропинке, каждый по-своему. Маленький медвежонок прыгал впереди, игриво размахивая лапами. Средний медведь шел спокойно, медленно поворачивая голову в стороны, внимательно всматриваясь в окружающий лес. Большой медведь, огромный и могучий, шел последним, высокомерно глядя на малыша и бодро кивая головой».

4 Ира «Расскажи по-разному» Развитие интонационной выразительности. Педагог предлагает детям выучить наизусть любое стихотворение, скороговорку или потешку. После того, как дети выучат стихотворение, им необходимо по-разному прочитать его. Дети должны быть внимательными и вовремя менять интонацию при рассказывании. Можно использовать следующие варианты интонации: грустная, радостная, сердитая, удивленная, испуганная.

5 Ира «Скажи по-разному» Развитие темпо-ритмической стороны речи, силы голоса, интонационных навыков. Педагог показывает детям карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо; с черепахой - медленно, с ракетой -быстро. Детям необходимо повторить предложение в соответствии с попавшейся карточкой. Например, если на карточке изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее.

6 Ира «Большая ложка» Развитие вырази-гельности речи, формирование диалогической речи В начале игры детям необходимо выразить мимикой свое эмоциональное состояние: разбили чашку - огорчение, купили новую чашку - радость, много грязной посуды - неудовольствие. Инсценировка стихотворения З. Александрова «Большая ложка»

Таким образом, игры-драматизации представляют собой мощный инструмент для развития коммуникативных навыков у детей, способствуя расширению их лекси-

ческого запаса, развитию социальной компетенции и улучшению способности к самовыражению.

Библиографический список

1. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие. - М., 2011. - 96 с.

2. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2017. - 288 с.

3. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном и Д, 2011. - 147 с.

4. Данилова, А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.Н. Данилова, Е.В. Красовская // Теория и практика образования в современном мире. - 2014. - №2. - С. 80-82.

5. Эльконин, Д Б. Психология игры. - М.: владос, 1999. - 360 с.

6. Зеленцова-Пешкова, Н.В. Игротерапия для дошкольников. - Р/нД.: Феникс, 2014. -154 с.

THE USE OF DRAMATIZATION GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING THE COMMUNICATION SKILLS OF PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH

UNDERDEVELOPMENT

E.V. Shuvaeva, assistant1, teacher-speech therapist2 1Orenburg State Pedagogical University 2MDOAU "Kindergarten № 116" (Russia, Orenburg)

Abstract. The article is devoted to the psychological, pedagogical and methodological aspects of correctional and developmental work using play-dramatization in working with children with general speech underdevelopment within the framework of the development of communicative competencies. The types and advantages of theatrical activities, the peculiarities of using dramatization games in speech therapy classes are considered.

Keywords: dramatization game, communication skills, severe speech disorders, general un-derdevelopment of speech, theatrical activity, correctional work, game.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.