Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ'

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ / ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ / СКАЗКА / ДОШКОЛЬНИКИ / COHERENT SPEECH / GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF THIRD LEVEL SPEECH / PLAY-DRAMATIZATION / FAIRY TALE / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатерина П.Н.

Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-драматизаций как средство развития речи данной категории детей. Обоснована необходимость использования сказки как источника игры-драматизации дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатерина П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PLAY-DRAMATIZATION ON THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE THIRD LEVEL

The article is devoted to the study of the development of coherent speech in children of the senior preschool age with general underdevelopment of speech of the third level. The characteristic of connected speech is given. The use of drama games as a means of developing speech of this category of children is considered. The necessity of using the fairy tale as a source of play-dramatization of preschool children is grounded.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ»

механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. - 2016. - № 2. -С. 29-33;

4. Механизмы формирования государственно-частного партнерства в промышленности. [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://vestnik.astu.org/Content/UserImages/file/economics_1_2011/03.pdf. (Дата обращения: 02.05.2018);

5. Гатауллина А. А. Государственно-частное партнерство: теоретические основы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 160-163. — URL https://moluch.ru/archive/56/7633/ (дата обращения: 02.05.2018);

6. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. 2018. URL: http://docplayer.ru/26258 287-Rekomendacii-po-realizacii-proektov-gosudarstvenno-chastnogo -partnerstva-v-subektah-rossiyskoy-federacii.html.(Дата обращения: 02.05.2018).

УДК 376.37

Фатерина П.Н. студент магистрант Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация: Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-драматизаций как средство развития речи данной категории детей. Обоснована необходимость использования сказки как источника игры-драматизации дошкольников.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи третьего уровня, игра-драматизация, сказка, дошкольники.

Faterina P.N.

THE INFLUENCE OF PLAY-DRAMATIZATION ON THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH OF THE THIRD LEVEL

Annotation: The article is devoted to the study of the development of coherent speech in children of the senior preschool age with general underdevelopment of speech of the third level. The characteristic of connected speech is given. The use of drama games as a means of developing speech of this category of children is considered. The necessity of using the fairy tale as a source of play-dramatization of preschool children is grounded.

Key words: coherent speech, general underdevelopment of third level speech, play-dramatization, fairy tale, preschool children.

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает взаимопонимание и общение людей. С. Л. Рубинштейн сформулировал понятие «связность речи» как «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [4, с. 58]. Главное в этом определении в том, что выделена основная характеристика связной речи — это ее понятность для собеседника. Актуальную жизненную проблему сегодня представляет развитие связной речи детей, поскольку речевая функция выступает ведущей психической функцией человека. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте, в котором закладываются все предпосылки школьного обучения. Для успешного обучения ребенок должен обладать хорошо развитой связной речью, наряду с умением самостоятельно и ясно излагать свои мысли. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенно часто речевые нарушения и связанные с ними недостатки мыслительных процессов встречаются у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

По данным А. П. Глухова, у детей с ОНР нарушения связной речи обусловлены трудностями программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Речь данной категории детей характеризуется следующими нарушениями: несвязностью, непоследовательностью изложения, смысловыми пропусками, явно выраженной «немотивированной» ситуативностью и фрагментарностью высказываний [2].

Исследователями Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной установлено, что у детей с ОНР третьего уровня в свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Нарушения лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения ярко проявляются в различных формах связной монологической речи (пересказ, составление рассказа по одной или целевой серии картин, подготовка рассказа-описания).

Ограниченный словарный запас, а также отставание в овладении грамматическим строем родного языка создают препятствия для развития связной речи. При составлении рассказа дети ограничиваются лишь перечислением действий, например: « Гуляем мы на участке. Там беседка, машинка, паровозик, песочница. Мы бегаем и играем, бегаем ...бегаем....копаем .... И девочки тоже бегают, играют» При пересказе дети допускают ошибки в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Вот пример пересказа сказки «Репка» ребенком третьего уровня речевого развития: «Посадил дед репку, и она выросла. Стал тянуть и никак не тянет. Позвал бабку, потом жучку, и внучку и кошку, а вот мышка прибежала, и

вытащили репку». А рассказ-описание практически малодоступен для детей, обычно они ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей, например: « У куклы есть голова бант, туловище, ноги, руки, платье и тапочки. Очень красивое платье и волосы»

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют трудности в овладении монологической речью, поэтому обучение детей рассказыванию и пересказу, как правило, успешно осуществляется в организованном образовательном процессе, в котором возможно поэтапно формировать речевые умения детей и использовать коллективные формы работы. Однако в коллективной работе на занятиях не всегда удается заинтересовать и обеспечить достаточную речевую активность детей. Устранить проблемы в обучении связной речи детей можно при помощи практических методов. К ним относятся различные игры-драматизации, инсценировки, этюды, которые направлены на применение речевых навыков и умений и мотивируют детей к связной речи.

В работах М. М. Алексеевой и Б. И. Яшиной по методике развития речи раскрыты развивающие функции и значение игр для совершенствования связной речи детей дошкольного возраста. Этими авторами обоснована необходимость использования игры в расширении речевых высказываний и содержания общения детей. Применение игры -драматизации способствует развитию речевой активности дошкольников, привитию вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности [1]. В играх-драматизациях ребенок учится самостоятельно создавать образ с помощью невербальных средств выразительности: интонации, мимики, а также есть возможность производить собственные действия для исполнения роли, придерживаясь только основы задуманного сценария. Преимущество использования игр драматизаций, в отличие от других театрализованных игр, состоит в том, что они могут исполняться без зрителей и носить характер концертного исполнения [3].

В игре-драматизации развивается диалогическая и монологическая стороны речи, происходит овладение выразительностью и плавностью речи. В таких играх ребенок приобретает навыки перевоплощения, учится самовыражению и самореализации. В постановке игр-драматизаций для детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет выбор литературных произведений, и для этого необходимо соблюдать определенные требования. Дошкольников привлекают динамичный и интересный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов. Поэтому произведения должны быть близки детям по содержанию и просты в исполнении. Важно, чтобы в них были яркие переходы от одного события к другому, присутствовали активные персонажи.

Таким требованиям лучше всего соответствуют сказки. Еще К. Д. Ушинский отмечал непревзойденное значение сказки в развитии речи ребенка. В дальнейшем это нашло отражение в литературных произведениях

В. А. Сухомлинского, К. И. Чуковского. Сказки отражают житейскую мудрость народа, они сюжетно насыщенны и ярки, а смена сюжетных линий, острота конфликтных ситуаций, эмоциональная наполненность, диалоговость, простота и выразительность языка делают их универсальными средствами общения и обогащения нравственного мира личности ребенка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием обыгрывают (инсценируют) сюжеты из народных сказов, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Игра-драматизация развивает творческую активность детей, дает толчок высказываниям, мотивирует детей к созданию сюжета, в котором обязательно присутствует диалог, развивающий индивидуальное «Я» ребенка в осуществляемой связной речи. По нашим наблюдениям за игровой деятельностью дошкольников с ОНР третьего уровня, игра-драматизация народной сказки дает шанс каждому ребенку проявить себя, что полностью отвечает принципу учета индивидуально-личностного развития.

Таким образом, игры-драматизации способствуют повышению уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. У них развиваются коммуникативные навыки, навыки контроля и самоконтроля за построением связных, логически и грамматически структурированных высказываний.

Педагогу-логопеду необходимо добиваться завершения замысла игры-драматизации, используя комплекс методов и приемов, поддерживающих интерес ребенка к монологовой и диалоговой речевой деятельности. Кроме того, формирование навыков сотрудничества у дошкольников в процессе игры-драматизации требует постоянного контроля и подкрепления со стороны педагогов.

Использованные источники:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 2000. - 400 с.

2. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1987.

3. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. - (Библиотека журнала «Воспитатель Доу») (11).

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: «Питер», 2000 - 712 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.