Научная статья на тему 'Применение глобальных информационных технологий в деятельности автотранспортных предприятий'

Применение глобальных информационных технологий в деятельности автотранспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ЦИФРОВОЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Попова Людмила Константиновна

В настоящей статье деятельность автомобильных транспортных предприятий рассматривается как объект глобальной информатизации и внедрения информационных (цифровых) технологий. В рамках статьи авторы задаются вопросом, на какие глобальные вызовы невозможно ответить без применения глобальной цифровизации? Современное развитие глобальных информационных технологий в сфере транспортной системы побуждает транспортников к созданию единой Цифровой платформы транспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Попова Людмила Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение глобальных информационных технологий в деятельности автотранспортных предприятий»

УДК 629

Акопова Елена Сергеевна

доктор экономических наук, профессор,

кафедра коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет [email protected]

Попова Людмила Константиновна

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра информационных технологий и защиты информации, Ростовский государственный экономический университет [email protected]

Elena S. Akopova

Doctor of Economics, Professor,

Department of Commerce and Logistics, Rostov State Economic University [email protected]

Lyudmila K. Popova

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor,

Department of Information Technology

and Information Protection,

Rostov State Economic University

[email protected]

Применение глобальных информационных

технологий в деятельности

автотранспортных

предприятий

The use of global

information technology in the activities of road transport enterprises

Аннотация. В настоящей статье деятельность автомобильных транспортных предприятий рассматривается как объект глобальной информатизации и внедрения информационных (цифровых) технологий. В рамках статьи авторы задаются вопросом, на какие глобальные вызовы невозможно ответить без применения глобальной цифровизации? Современное развитие глобальных информационных технологий в сфере транспортной системы побуждает транспортников к созданию единой Цифровой платформы транспортного комплекса.

Ключевые слова: автотранспортные предприятия, автомобильная транспортная система, глобальные информационные технологии, цифровые модели, глобализация рынка транспортных услуг, цифровой транспорт.

Annotation. In this article, the activities of automobile transport enterprises are considered as an object of global informatization and implementation of information (digital) technologies. As part of the article, the authors ask themselves: what global challenges cannot be answered without the use of global digitalization? The modern development of global IT in the field of transport system encourages transport workers to create a unified Digital transport platform.

Keywords: motor transport enterprises, automobile transport system, global information technologies, digital models, globalization of the transport services market, digital transport.

УУ| век признан веком глобальной ин-У\./\1 форматизации и сегодня возросла потребность в применении информационных технологий [1] в любой производственной отрасли. Аргументов, подтверждающих необходимость развития цифрового автотранспорта, высказано много на разных форумах и в разных литературных источниках, и все они убеждают в том, что транспорт современности - это цифровой транспорт.

Применение глобальных информационных технологий (ИТ) в деятельности автомобильных транспортных предприятий диктуют инновационные подходы в сфере развития автотранспорта, поиск новых действенных технологий и рацио-

нальных путей освоения как грузовых, так и пассажирских транспортных перевозок. Как подчеркивает Н.А. Духно, «транспортные системы «умных» городов, технологии Интернета, беспилотные средства скоро станут повседневной реальностью» [2]. Торговля транспортными услугами с использованием ИТ охватывает практически все страны мира и является одним из катализаторов происходящей глобализации.

Государственная транспортная стратегия России ориентирована на потребности пользователей автотранспортной системы, опирается на развитие интеллектуального транспорта и информационных систем в транспортном комплексе и

массовое применение потенциала глобальной навигационной системы ГЛОНАСС [3].

Для российской транспортной системы глобализация рынка транспортных услуг означает:

- во-первых, либерализацию всех сфер транспортной деятельности, отказ от дискриминационного регулирования, рост конкуренции, что, в конечном счете, приводит к снижению величины транспортных издержек в цене товаров мировой торговли и, следовательно, снижает степень ограничения на развитии глобальных экономических связей;

- во-вторых, унификацию и универсализацию транспортных средств, технологий, технических требований в деятельности автотранспортных предприятий, что означает приведение условий функционирования национального рынка транспорта в соответствие с общемировой практикой;

- в-третьих, рост транспарентности российского рынка транспортных услуг и, в первую очередь, повышение уровня информационной открытости, включая и уровень открытости финансовой информации в деятельности автотранспортных предприятий [4].

О проникновении глобальных ИТ в деятельность российских автотранспортных предприятий свидетельствует речь директора института машиностроения и инжиниринга Московского государственного технического университета «Станкин» А.А. Кутина: «Цифровая модель автотранспорта обязательно включает в себя материал, из которого изготовлено изделие, технологический процесс при его изготовлении, методы расчета изделия. Это практически виртуальный образ физического объекта, со всеми характеристиками, которые ему присущи». При производстве автомобилей «на тысячу виртуальных краш-тестов сегодня приходится всего пять физических» [5]. При этом А.А. Кутин подчеркивает, что следующей ступенью глобальных ИТ в сфере российской автотранспортной системы является уже «создание цифровых двойников не изделий, а производственных систем и целых предприятий. Раньше производство всегда проектировалось на основе опыта, расчетов и интуиции, а сегодня может создаваться на основе сбора, анализа больших данных имитационного моделирования автомобилей» [5].

Заметим, что употребление дефиниции «цифровой» («цифровая») свидетельствует в пользу введения в научной обиход данной категории, выражающей принципы управления производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг, в любой сфере деятельности (в том числе и в сфере автотранспортных предприятий), осуществляемых на основе современных ИТ в цифровой форме [6].

Информационные технологии (1Т) или цифровые технологии - это дискретная система, основанная на методах кодировки и передачи информации, позволяющая совершать множество разноплановых и разнонаправленных задач за наи-

кратчайшие пространственно-временные промежутки, причем быстродействие и универсальность сделали ИТ востребованными в настоящее время [7].

Анализ научной литературы показал, что глобальные цифровые модели помогают производственникам принимать правильные решения, например, в каком режиме должно работать то или иное транспортное предприятие. Мониторинг его работы позволяет увидеть в каком состоянии находится то или иное транспортное средство; как долго сможет еще проработать и в каком именно функциональном режиме работы; а также как скоро возникнет необходимость во внеплановом обслуживании транспорта. Наконец, глобальная цифровизация автотранспортной системы создает возможности для быстрой переналадки оборудования, что повышают гибкость производственных процессов на автомобильных предприятиях.

К задачам и возможностям ИТ и их применения на предприятиях автомобильного транспорта можно отнести следующие: аналитико-управ-ленческие: планирование и контроль постановки автомобилей на (техосмотр) ТО и ремонт, учет и контроль запасов, формирование комплекса технических воздействий; учетно-статистичес-кие; справочные: создание и использование банков данных по конструкции, эксплуатационным свойствам автомобилей и агрегатов, нормативам ТО.

На какие глобальные вызовы невозможно ответить без применения ИТ (т.н. цифровизации)?

Для российской автотранспортной системы эти вызовы, на наш взгляд, вполне очевидны:

- во-первых, конкуренция за качество и оперативность предоставления автотранспортных услуг с крупнейшими Интернет-корпорациями [8];

- во-вторых, необходимость оптимизации системы управления в сфере автотранспортной инфраструктуры [9];

- в-третьих, соперничество между регионами и странами за создание и привлечение высокотехнологических транспортных компаний [10];

- в-четвертых, риски связанные с принятием решений на основании системы информации и статистики, созданной в индустриальную эпоху, которая перестает фиксировать значимые процессы, возникающие в эпоху глобальной и тотальной цифровизации [11].

Сегодня развитие глобальных ИТ в сфере транспорта побуждает транспортников к созданию единой Цифровой платформы транспортного комплекса (ЦПТК). Такая цифровая платформа необходима для продуктивного использования транспортного комплекса как внутри страны, так и при создании условий его интеграции в мировую транспортную систему. В условиях, когда поставлена задача развития в России цифровой экономики, невозможно будет работать без цифрового транспорта. Цифровые тех-

нологии представляют собой одновременно инструмент и средство, с помощью которого применяются наиболее передовые международные стандарты [12], продуктивнее используется автотранспортная инфраструктура и транспортные средства. С использованием инструментария ЦПТК прогнозируется осуществлять автоматизированную заполняемость технологических ресурсов Министерства Российского транспорта достоверной, унифицированной информацией о транспортном комплексе [7].

В рамках транспортной системы, в целом, и автотранспортной, в частности, разрабатывается единая цифровая платформа транспортного комплекса (ЕЦПТК), которая направлена на решение таких важных стратегических задач, как:

- интеграция российских транспортных логистических процессов в мировую транспортную систему и защита отечественной транспортной системы от монополизации мировой цифровой экономики;

- создание и поддержка цифровых стандартов на транспортных предприятиях, а также обеспечение работы нормативно-правовой базы цифровой экономики России и цифрового транспорта;

- формирование нового качества цифровых сервисов управления автомобильными транспортными предприятиями и автотранспортными логистическими потоками в пространстве международных транспортных коридоров Российской Федерации и Евразийского экономического союза;

- интеграция существующих информационных ресурсов автотранспортных предприятий и их переход на электронный документооборот с цифровыми подписями;

- организация и осуществление комплексного мониторинга объектов автотранспортной инфраструктуры, повышение безопасности пассажирских и грузовых перевозок [13].

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х. Моделирование социально-политических процессов в условиях неопределенности : учебное пособие в двух частях для студентов-магистров. Часть II. Ростов-н/Д. : ЮФУ, 2016. 145 с.

2. Духно Н.А. Цифровые технологии и воспитание транспортников // Транспортное право и безопасность. 2018. № 2(26). С. 62-78.

3. Крючков В.В. Развитие транспорта на основе стратегии внедрения интеллектуальных транспортных систем / В. В. Крючков, А. В. Тихомирова // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2011. № 2(55). С. 7-10.

4. Кожина В.О. Логистика транспортно-распределительных систем: региональный аспект / В.О. Кожина, Т. А. Прокофьева, О.М. Ло-паткин. М., 2003.

Здесь стоит подчеркнуть, что интеллектуальные транспортные системы внедряются в реализацию концепции интеллектуального автомобиля. Сегодня хорошо зарекомендовала себя в работе международная программа «Транспортные средства повышенной безопасности». Так, результаты первого опыта использования бортовых интеллектуальных систем на автотранспорте, по свидетельству российских специалистов Л.Н. Козлова, Ю.М. Урличич, Б.Е. Циклис показали, что эти системы способны уменьшить число ДТП на 40 %, а число ДТП с летальным исходом -практически на 50 %! [14].

Уточним, что под категорией «бортовые интеллектуальные системы» подразумевается системное оборудование, установленное на автомобильном транспорте в целях повышения его безопасности и использующее информацию, которая поступает непосредственно от бортовых автомобильных датчиков и дорожной инфраструктуры.

На данном этапе общественного развития наиболее активно развиваются интеллектуальные системы (ИТ) для автотранспортной инфраструктуры в сфере управления движением на автомагистралях; предотвращения столкновений транспортных средств и безопасность их движения; управления автомобильным движением на основе уличной сети; управления общественным автотранспортом; управления ликвидацией последствий ДТП; а также в области интермодальных грузовых перевозок; эксплуатации дорог, электронных систем оплаты транспортных услуг [14].

Таким образом, на сегодняшний день деятельность автотранспортных предприятий нацелена на формирование и применение глобальных информационных технологических платформ, систем электронной обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта.

Literature:

1. Gafiatulina N.H. Modeling of socio-political processes in the conditions of uncertainty : manual in two parts for students masters. Part II. Rostov n/D. : SFU, 2016. 145 p.

2. Dukho N.A. Digital technologies and education of transport workers // Transport law and safety. 2018. № 2(26). P. 62-78.

3. Kryuchkov V.V. Transport development based on the strategy of introducing intelligent transport systems / V.V. Kryuchkov, A.V. Tikhomirova // Transport of the Russian Federation. Journal of science, practice, economics. 2011. № 2(55). P. 7-10.

4. Kozhina V.O. Logistics of transport and distribution systems: a regional aspect / V.O. Kozhina, T.A. Prokofieva, OM. Lopatkin. M., 2003.

б. Колерова В. Цифровое раздвоение заводов еще впереди // Эксперт. 201В. № 44(109б). С. 2б-27.

6. URL : http://www.secuteck.ru/articles2/Regands-tan/tsifrovaya-platforma-transportnogo-kompleksa-rossiyskoy-federatsii-edinoe-okno-transportno-logisticheskih-protsessov-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki

7. URL : http://fb.ru/articIe/33бб9B/tsifrovyie-tehno-logii---eto-buduschee-chelovechestva

В. Акопова Е.С. Развитие информационных технологий в сфере транспортной инфраструктуры как индикатор экономической глобализации / Е.С. Акопова, Л.К. Попова, С.Ю. Нестеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 201В. № 10.

9. Akopova E.S. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU / E.S. Akopova, N.V. Przhedetskaya, P.V. Taranov, L.N. Roshchina // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 1. P. 1ВВ-197.

10.Акопова Е.С. Управление автомобильными транспортно-логистическими предприятиями: совершенствование качества обслуживания: моногр. / Е.С. Акопова и др. Ростов н/Д. : РГЭУ (РИНХ), 2017. 170 с.

11. Акопова Е.С. Российская автомобильная транспортная инфраструктура: проблемы развития в условиях экономической глобализации / Е.С. Акопова, С.Ю. Нестеров, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 11. С. 141-144.

12. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи / Н.Х Га-фиатулина, А. В Рачипа, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 201В. № 1. С. 23-27.

13. Natalia V. Przhedetskaya. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and cluster / Natalia V. Przhedetskaya, Elena P. Kulkova, Veronika V. Sheveleva, Elena S. Akopova, Anastasia V. Kaplina // Espacios. Vol. 33. № 42. Year 201 В. P. 33. URL : http://www. revistaespacios.com

14. Козлов Л.Н. О концептуальных подходах формирования и развития интеллектуальных транспортных систем в России / Л.Н. Козлов, Ю.М. Урличич, Б.Е. Циклис // Транспорт Российской федерации. 2009. № 3-4. С. 30-3б.

б. Kolerova V. Digital bifurcation of plants still ahead. // Expert. 201В. № 44(109б). P. 2б-27.

6. URL : http://www.secuteck.ru/articles2/Regands-tan/tsifrovaya-platforma-transportnogo-kompleksa-rossiyskoy-federatsii-edinoe-okno-transportno-logisticheskih-protsessov-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki

7. URL : http://fb.ru/article/335698/tsifrovyie-tehno-logii—eto-buduschee-chelovechestva

8. Akopova E.S. The development of information technologies in the field of transport infrastructure as an indicator of economic globalization / E.S. Akopova, L.K. Popova, S.Yu. Nesterov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. № 10.

9. Akopova E.S. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU / E.S. Akopova, N.V. Przhedetskaya, P.V. Taranov, L.N. Roshchina // European Research Studies Journal. 2017. T 20. № 1. P. 188-197.

10. Akopova E.S. Management of automobile transport and logistics enterprises: improving the quality of service: monogr. / E.S. Akopova and others Rostov n/D. : RGEU (RINH), 2017. 170 p.

11. Akopova E.S. Russian automobile transport infrastructure: problems of development in the context of economic globalization / Akopova E.S., S.Y. Nesterov, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2017. № 11. P. 141-144.

12. Gafiatulina N.Kh. Information network environment as a factor of influence on the social health of Russian students / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2018. № 1. P. 23-27.

13. Natalia V. Przhedetskaya. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and cluster / Natalia V. Przhedetskaya, Elena P. Kulkova, Veronika V. Sheveleva, Elena S. Akopova, Anastasia V. Kaplina // Espacios. Vol. 33. № 42. Year 2018. P. 33. URL : http://www. revistaespacios.com

14. Kozlov L.N. On the conceptual approaches to the formation and development of intelligent transport systems in Russia / L.N. Kozlov, Yu.M Urlichich, B.E. Tsiklis // Transport of the Russian Federation. 2009. № 3-4. P. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.