Научная статья на тему 'Глобальная конкурентоспособность цифрового потенциала транспортной инфраструктуры'

Глобальная конкурентоспособность цифрового потенциала транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЦИФРОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Попова Людмила Константиновна, Пиливанова Елена Кшгоровна

Целью данной статьи является освещение вопроса глобальной конкурентоспособности цифрового потенциала транспортной инфраструктуры. Как отмечают авторы, конкурентоспособность цифровизации в транспортной системе обеспечивается: автоматизацией и оптимизацией процессов, повышением скорости обслуживания,Digital взаимодействием, аналитикой и большими данными, встроенными в ключевые транспортные процессы, алгоритмами искусственного интеллекта и машинного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Попова Людмила Константиновна, Пиливанова Елена Кшгоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальная конкурентоспособность цифрового потенциала транспортной инфраструктуры»

УДК 629

Акопова Елена Сергеевна

доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет akopova-sovet@mail.ru

Попова Людмила Константиновна

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологиий и защиты информации, Ростовский государственный экономический университет popova_plk@mail.ru

Пиливанова Елена Кшгоровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономический университет popova_plk@mail.ru

Глобальная

конкурентоспособность цифрового потенциала транспортной инфраструктуры

Elena S. Akopova

Doctor of Economics, Professor of Department of Commerce and Logistics, Rostov State Economic University akopova-sovet@mail.ru

Lyudmila K. Popova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Information Technology and Information Protection, Rostov State Economic University popova_plk@mail.ru

Elena Ksh. Pilivanova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Commerce and Logistics, Rostov State Economic University popova_plk@mail.ru

Global competitiveness

of the digital potential of the transport infrastructure

Аннотация. Целью данной статьи является освещение вопроса глобальной конкурентоспособности цифрового потенциала транспортной инфраструктуры. Как отмечают авторы, конкурентоспособность цифровизации в транспортной системе обеспечивается: автоматизацией и оптимизацией процессов, повышением скорости обслуживания,Digitаl взаимодействием, аналитикой и большими данными, встроенными в ключевые транспортные процессы, алгоритмами искусственного интеллекта и машинного обучения.

Ключевые слова: глобальная конкурентоспособность, транспортная инфраструктура, цифровой потенциал, цифровая экономика, цифровая трансформация.

Annotation. The purpose of this article is to highlight the global competitiveness of the digital potential of the transport infrastructure. The competitiveness of digitalization in the transport system is ensured by: automating and optimizing processes, increasing service speed, Digital interaction, analytics and big data embedded in key transport processes, algorithms of artificial intelligence and machine learning.

Keywords: global competitiveness, transport infrastructure, digital potential, digital economy, digital transformation.

На сегодняшний день рынок транспортной инфраструктуры - один из самых динамично развивающихся в глобальном мировом сообществе. От эффективности функционирования транспортной инфраструктуры, уровня его конкурентоспособности зависит продуктивность работы других отраслей промышленности, следовательно, и общественно-экономического благосостояния [1].

Транспортная инфраструктура представляет собой неотъемлемый элемент любой экономической системы. Ее полезный эффект детерми-

нирован перемещением созданной другими отраслями материального производства продукции от места производства к местам потребления, что априори исключает существование транспортной продукции вне процесса, где ее производство, реализация и потребление сведены воедино [2]. Особую актуальность оптимизация транспортной инфраструктуры приобретает в сфере цифровой экономики.

В рамках данный статьи речь пойдет о цифровом потенциале транспортной инфраструктуры, который является драйвером социально-эконо-

мического развития. Цифровые технологии активно проникают во все сферы социально жизнедеятельности и бизнеса, и, транспортная отрасль, бесспорно, является одним из узловых направлений

ХХ1столетия,ознаменовавшегосяначалом эпохи бурной цифровой трансформации.

Цифровизация представляет собой создание нового продукта в цифровой форме. Например, динамический учебный курс с мультипликацией или интерактивная система комментирования документа - это уже цифровизация. Продукт, созданный на базе цифровизации, уже невозможно перенести на физические носители без существенной потери его качества, поэтому цифровизация позволяет сделать бизнесу существенный рывок и получить новые конкурентные преимущества. Использование огромной силы цифровизации в эпоху развития информационно-коммуникативных технологий может стать ключом к успеху, в том числе открытия новых цифровых путей развития транспортной инфраструктуры.

Действительно, цифровизация общества сегодня - это и глобальный тренд, и российские реалии [3], и даже один из приоритетных национальных проектов. В «дорожной карте» большое значение придается Цифровым технологиям, и представляется, что использование высоких технологий будет являться главным условием развития и конкурентоспособности транспортной отрасли. Так, о перспективах развития и повышения конкурентоспособности транспортной инфраструктуры в системе цифровой экономики впервые было заявлено в программе «Цифровая экономика в РФ». В данной программе цифровая экономика определяется как модель управления хозяйством, построенная с максимальным применением компьютерных технологий, которая позволит вывести на новый уровень повседневную жизнь человека, оптимизировать производственные отношения, образование, структуру экономики [4].

В соответствии с программой «Цифровая экономика», как отмечают А. И. Гутковская и Е.А. Гут-ковская, уже в 2019 г. запускаются пилотные

проекты автоматизированного парковочного пространства - их будет порядка десяти, а в 2024 г. в десяти «умных» городах общественный транспорт станет беспилотным [5].

На 12-м международной форуме и выставке «Транспорт России» по вопросу глобальной конкурентоспособности цифрового потенциала в транспортной отрасли выступал заместитель председателя Правительства РФ М.А. Акимов в рамках панельной дискуссии «Единая транспортная платформа». Так, он отметил, что «транспортная сфера - это идеальный объект для цифровой трансформации, в которой кроется огромный потенциал эффективности бесшовной доставки грузов и новых сервисов для пассажиров» [6].

Фактически, у цифровой трансформации есть два направления:

- первое - это автоматизация и роботизация существующих бизнес-процессов в транспортной системе для минимизации участия в них человека;

- второе - это масштабирование полученной системы управления с целью создания экспоненциальной организации. Причем под экспоненциальной организацией подразумеваются организации, масштабируемость которых как минимум в десять раз выше, чем у других организаций, работающих в той же сфере [7]. Согласно оценкам М.А. Акимова, цифровые технологии могут поднять эффективность российской транспортной инфраструктуры примерно на 35 %, обеспечив тем самым глобальную конкурентоспособность [6].

Как показывают исследования [8; 9], в 2015 г. доля применения цифровых технологий в транспортной отрасли была не ниже, чем в среднем по предпринимательскому сектору экономики РФ (в отрасли связи, обрабатывающих производствах, строительстве, торговле), а по некоторым показателям значения выше средних.

Нами был проведен анализ индикаторов цифровой экономики, представленных в Статистическом сборнике ВШЭ (табл. 1) [9].

Таблица 1

Использование специальных программных средств на предприятиях транспорта, в %*

Виды специальных программных средств Транспортная инфраструктура

Системы электронного документооборота 60,8

Для реализации финансово-экономических расчетов в электронном виде 54,6

Для решения организационных, управленческих и экономических задач в транспортной промышленности 57,9

Для управления закупками и продажами товаров, услуг, работ 38,5

Для управления автоматизированным производством и/или отдельными техническими и средствами и технологическими процессами 29,2

Для предоставления доступа к базам данных через глобальные информационные сети 25,9

Обучающие программы 23,5

Глобальная конкурентоспособность цифрового потенциала транспортной инфраструктуры обеспечивается [10]:

- во-первых, автоматизацией и оптимизацией процессов в транспортной инфраструктуре (например, запуск собственных мобильных прило-

жений: таргетированное информирование жителей; карта «Тройка», технологии Applepay/Sam-sungPay, AliPay, посредством мобильных приложений);

- во-вторых, повышением скорости обслуживания [11];

- в-третьих, Digital взаимодействием, аналитикой и большими данными, встроенными в ключевые транспортные процессы (например, внедрение Wi-Fi во всем городском транспорте пользователя транспортной системы; установление онлайн табло на остановках о времени прибытия);

- в-четвертых, принятием решений в режиме реального времени; алгоритмами искусственного интеллекта и машинного обучения [12].

Развитие национальной транспортной системы в современных условиях предполагает выработку стратегии повышения конкурентоспособности транспортных компаний на глобальном мировом рынке транспортных услуг [13], т.е. ориентацию на мировые стандарты, основные цели достижения которых, следующие:

1) рост мобильности грузов и пассажиров за счет инновационных систем цифрового управления, развития общественного пассажирского транспорта;

2) цифровая модернизация транспортной сети, прежде всего, развитие автомагистралей, скоростного транспорта по международным стандартам, оптимизация маршрутной сети за счет использования современных IT-технологий для повышения конкурентоспособности транспортной системы;

Литература:

1. Акопова Е.С. Развитие информационных технологий в сфере транспортной инфраструктуры как индикатор экономической глобализации / Е.С. Акопова, Л.К. Попова, С.Ю. Нестеров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 10.

2. Natalia V. Przhedetskaya. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and cluster / Natalia V. Przhedetskaya, Elena P. Kulkova, Veronika V. Sheveleva, Elena S. Akopova, Anastasia V. Kaplina // Espacios. Vol. 33 (№ 42). Year 2018. P. 33. URL : http://www. revistaespacios.com

3. Гафиатулина Н.Х. Информационная сетевая среда как фактор влияния на социальное здоровье российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, А.В Рачипа, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 1. С. 23-27.

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. URL : http://static. government.ru/media/files

3) интеграция российской транспортной инфраструктуры в международную транспортную структуру, расширениеэкспорта транспортных услуг. Продвижение цифровой повестки по линии Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «будет содействовать дальнейшей интеграции государств-членов и их включенности в глобальный процесс цифровой трансформации» [14, с. 96].

Сегодня ключевыми направлениями стратегического документа - «Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г.» определены: цифровая трансформация отраслей экономики, в том числе транспорта, рынков товаров, услуг; развитие цифровой инфраструктуры и обеспечении защищенности цифровых процессов. Экономический эффект от реализации цифровой повестки достаточно очень весом. Так, по оценкам экспертов, только прирост валового внутреннего продукта Союза за счет циф-ровизации к 2025 г. может составить до 10 % [7].

Для продвижения на мировые транспортные рынки необходимо повышение конкурентоспособности, в частности, за счет логистической деятельности, увеличение доли высокорентабельных грузовых перевозок [15].

В целом, формирование единого цифрового пространства транспортной системы является перспективным и важным направлением цифровой повестки ЕАЭС и дает дополнительный импульс формированию новых идей и предложений, которые могут быть использованы при реализации «дорожных карт», а также дальнейшей цифровой трансформации транспорта и повышения его глобальной конкурентоспособности.

Literature:

1. Akopova E.S. The development of information technologies in the field of transport infrastructure as an indicator of economic globalization / E.S. Akopova, L.K. Popova, S.Yu. Nesterov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. № 10.

2. Natalia V. Przhedetskaya. Information and communication technologies as a means of increasing effectiveness of marketing and cluster / Natalia V. Przhedetskaya, Elena P. Kulkova, Veronika V. Sheveleva, Elena S. Akopova, Anastasia V. Kaplina // Espacios. Vol. 33 (№ 42). Year 2018. P. 33. URL : http://www. revistaespacios.com

3. Gafiatulina N.Kh. Information network environment as a factor of influence on the social h ealth of Russian students / N.Kh. Gafiatulina, A.V. Rachipa, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2018. № 1. P. 2327.

4. The program «Digital Economy of the Russian Federation», approved by the Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 № 1632-p. URL : http://static.govern-ment.ru/media/files

б. Гутковская А.И. Развитие цифровой экономики на железнодорожном транспорте / А.И. Гут-ковская, Е.А. Гутковская // Огарев-О^^. 2018. С. 1-7.

6. Российский транспортный портал. URL : https://rtp.expert/news/б120-maksim_akimov_ transportnaia_otrasl_dolzhna_poproshchatsia_svida mitransporta

7. Андреева Г.Н. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения : монография / Г.Н. Андреева, С.В. Бадальянц, Т. Г. Богатырева и др. Н. Новгород, 2018. 131 с.

8. Цифровая гонка: какие технологические решения изменят мировую экономику и как России не остаться в прошлом. URL : https://iq.hse.ru/ digital/

9. Индикаторы цифровой экономики // Статистический сборник ВШЭ. URL : https://www.hse. ru/primarydata/ice2017

10. Zelikov V.A. Model of Management of the risk component of Intermodal transport: Information and communication technologies of transport logistics / V.A. Zelikov, E.S. Akopova, E.K. Pilivanova, L.K. Popova // Advances in intelligent system and computing. 2018. T. 72б. C. бб8-б7б.

11. Akopova E.S. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU / E.S. Akopova, N.V. Przhedetskaya, P.V. Taranov, L.N. Roshchina // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 1. P. 188-197.

12.Акопова Е.С. Управление автомобильными транспортно-логистическими предприятиями: совершенствование качества обслуживания : монография / Е.С. Акопова и др. Ростов н/Д. : РГЭУ (РИНХ), 2017. 170 с.

13. Акопова Е.С. Российская автомобильная транспортная инфраструктура: проблемы развития в условиях экономической глобализации / Е.С. Акопова, С.Ю. Нестеров, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 11. С. 141-144.

14. Ларин О.Н. Вопросы трансформации рынка транспортно-логистических услуг в условиях цифровизации экономики / О.Н. Ларин, В.П. Ку-прияновский. International Journal of open Information technologies. 2018. Vol. б, № 3. P. 95-101.

1б. Пиливанова Е.К. Логистические аспекты организации розничной торговли мегаполиса (на примере Ростова-на-Дону) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д., 200б. 24 с.

5. Gutkovskaya A.I. The development of the digital economy in railway transport / A.I. Gutkovskaya, E.A. Gutkovskaya // Ogarev-Online. 2018. P. 1-7.

6. Russian transport portal. URL : https:// rtp.expert/news/6120-maksim_akimov_trans-portnaia_otrasl_dolzhna_poproshchatsia_svidamitra nsporta

7. Andreeva G.N. The development of the digital economy in Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life of the population : monograph / G.N. Andreeva, S.V. Badalyants., T.G. Bogatyreva et al. N. Novgorod, 2018. 131 c.

8. Digital race: what technological solutions will change the world economy and how Russia will not remain in the past. URL : https://iq.hse.ru/digital/

9. Indicators of digital economy//Statistical collection of the HSE. URL : https://www.hse. ru/primarydata/ice2017

10. Zelikov V.A. Model of Management of the risk component of Intermodal transport: Information and communication technologies of transport logistics / V.A. Zelikov, E.S. Akopova, E.K. Pilivanova, L.K. Popova // Advances in intelligent system and computing. 2018. T. 726. C. 668-675.

11. Akopova E.S. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU / E.S. Akopova, N.V. Przhedetskaya, P.V. Taranov, L.N. Roshchina // European Research Studies Journal. 2017. T 20. № 1. P. 188-197.

12. Akopova E.S. Management of automobile transport and logistics enterprises: improving the quality of service : monograph / E.S. Akopova and others Rostov n/D. : RGEU (RINH), 2017. 170 p.

13. Akopova E.S. Russian automobile transport infrastructure: problems of development in the context of economic globalization / E.S. Akopova, S.Y Nesterov, S.I. Samygin // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. № 11. P. 141-144.

14. Larin O.N. Issues of transformation of the transport and logistics services market in the conditions of digitalization of the economy / O.N. Larin, V.P. Kupriyanovskiy // International Journal of open Information technologies. 2018. Vol. 6. № 3. P. 95-101.

15. Pilivanova E.K. Logistic aspects of the organization of retail trade in a megacity (on the example of Rostov-on-Don) : author. dis. ... cand. econ. sciences. Rostov n/D., 2006. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.