Научная статья на тему 'Информатизация российской транспортной системы в условиях экономической глобализации'

Информатизация российской транспортной системы в условиях экономической глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Попова Людмила Константиновна, Самыгин Сергей Иванович

В статье отмечается, что в условиях экономической глобализации и информатизации важную роль играет транспортная система, которая является частью мировой транспортной системы и основой формирования внутреннего и международного рынков, развития российской экономики. Информационные системы могут стать эффективным средством в системе управления транспортом России. Развитие современных информационных технологий создает возможности для построения и функционирования организационно-управленческих структур глобальных транспортных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Попова Людмила Константиновна, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация российской транспортной системы в условиях экономической глобализации»

УДК 332

Попова Людмила Константиновна

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационные технологии и защита информации

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) popova plk@mail.ru Акопова Елена Сергеевна

доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) akopova-sovet@mail.ru Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) darya.maksimovich@gmail.com Lyudmila K. Popova

candidate of economic sciences, associate professor of the department of information technology and information protection of the Rostov state economic university (RINH) popova plk@mail.ru Elena S. Akopova

Doctor of economics, professor of department of commerce and logistics of the Rostov state economic university (RINH) akopova-sovet@mail.ru Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) darya.maksimovich@gmail.com

Информатизация российской транспортной системы в условиях экономической глобализации

Informatization of the Russian transport system in the conditions of

еeconomic globalization

Аннотация. В условиях экономической глобализации и информатизации важную роль играет транспортная система, которая является частью мировой транспортной системы и основой формирования внутреннего и международного рынков, развития российской экономики. Информационные системы могут стать эффективным средством в системе управления транспортом России. Развитие современных информационных технологий создает возможности для построения и функционирования организационно-управленческих структур глобальных транспортных компаний.

Ключевые слова: информационные технологии, информационное общество, транспортная система, российская экономика, экономическая глобализация.

Abstract: In the context of economic globalization and informatization, an important role is played by the transport system, which is the basis for the formation of domestic and international markets, the development of the Russian economy. Information systems can be an effective tool in the system of transport management in Russia. The development of modern information technologies creates opportunities for the construction and operation of organizational and managerial structures of global transport companies.

Keywords: information technology, information society, transport system, Russian economy, economic globalization.

Последние два десятилетия отчетливо демонстрируют, что человечество вступает в эпоху информационного общества и глобализационного развития внутреннего и международного рынков [1], развитие национальной российской экономики. Информационные системы и электронные процедуры могут стать эффективным средством в системе управления транспортом России. Заметим, что транспортная сфера относится к одной из самых ИТ-зависимых отраслей. Несмотря на это, она характеризуется долгой историей информатизации и постоянной экономией на информационных технологиях. Но сегодня начался переход от воспроизводства по преимущественно замкнутому типу в российских национальных границах к новому его типу, информационному и взаимозависимому как в региональном, так и в мировом масштабах.

Информатизация российской экономики осуществляется в кризисных условиях на сложном экономическом базисе под воздействием глобальных факторов, обусловленных необходимостью заимствования передового мирового опыта и технологий [2]. Будучи ведущей отраслью материально-экономического производства, транспорт в условиях глобальной экономики превратился в сложную, взаимозависимую, ориентированную на передовые информационные технологии отрасль, потребляющую огромную часть энергетических и природных ресурсов. Российская транспортная система, несомненно, является частью мировой транспортной системы. В России объем инвестиций в инфраструктуру транспорта едва достигает 2% от ВВП, тогда как средний показатель в большинстве мировых стран составляет 4% от ВВП [3].

Новая редакция Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. утверждена распоряжением правительства от 11.06.2014г. №1032-р, она разработана с учетом информатизация российской транспортной системы и Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020. В числе основных целей современной Транспортной стратегии России являются: формирование единого транспортного пространства России с опорой на информационные технологии на базе транспортно-экономического баланса страны, предусматривающего гармоничное

опережающее развитие эффективной транспортной инфраструктуры; обеспечение информационной доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития российской экономики в условиях экономической глобализации и т.д. [4].

Сегодня в научный оборот введено понятие «интеллектуальные транспортные системы» (ИТС - т.н. «умный» транспорт), под которыми понимается автоматизированный комплекс аппаратно-программных средств, осуществляющих: сбор информации о текущем состоянии транспортной сети; обработку полученной информации с целью принятия решений по управлению движением транспорта; передачу управляющих сообщений пользователям транспортной сети. Разумеется, что понятие ИТС -комплексное, предполагающее эффективную организацию взаимосвязанной деятельности различных видов транспорта (от автомобильного до рельсового).

Разработка и внедрение огромного количества информационно-технологических инноваций, инициируемые глобализационным ростом социоэкономического общества, увеличивают потенциал роста многих социально-производственных сфер [5], в том числе и сферы транспортной системы, что может привести к беспрецендентному скачку в социально-экономическом развитии. Благодаря экономической глобализации достигается экономия на издержках производства, оптимизируется распределение ресурсов, расширяется ассортимент товаров и повышается их качество на национальных рынках, становятся доступными достижения науки и техники [6]. Однако воздействие глобализации имеет противоречивое проявление в том смысле, что одни и те же процессы, обеспечивающие новые возможности для развития, увеличивают риск неравномерного использования преимуществ разными социальными сферами, и в том числе транспортными системами.

Глобализация экономических процессов породила множество противоречивых тенденций: происходит резкий рост темпов и масштабов перемещения капитала, опережающими темпами, в сравнении с ростом валового внутреннего продукта (ВВП), увеличивается объем финансовых операций и международной торговли, осуществляется круглосуточное функционирование мировых финансовых рынков в реальном времени. Информационные системы и технологии коренным образом изменили традиционное представление о функционировании мирового рынка и, в том числе, в сфере транспортной системы [7].

Для глобализации характерно усложнение рыночных отношений, усиление и усложнение конкуренции, обусловленные:

- увеличением числа транснациональных транспортных корпораций, позиционирующих себя на международном рынке как глобальные компании и усиление конкуренции между ними;

- приходом на российский рынок глобальных транспортных компаний; усилением роли политического фактора в принятии решений по формированию и развитию транспортных коридоров;

- включением государства в конкурентную борьбу за привлечение транзитных грузов;

- возросшей ролью портов в привлечении грузопотоков и обострением конкурентной борьбы между портами отдельных регионов;

- проникновением на национальные рынки транспортных услуг крупных зарубежных компаний;

- расширением перечня и повышением требований к качеству предоставляемых транспортно-логистических услуг [8].

Транспортная компания на базе существующих сегодня на экономическом глобальном рынке решений может выбрать уровень своей автоматизации и затем получать соответствующую информацию. Можно обозначить три таких уровня: - на первом уровне происходит автоматизация транспортного парка, компания добивается снижения эксплуатационных расходов, исключает нецелевое использование транспортного средства;

- на втором уровне происходит автоматизация логистики компании, решается задача оптимизации человеческих ресурсов (сокращается штат диспетчеров и других дублирующих друг друга сотрудников), происходит планирование и анализ работы всей транспортной инфраструктуры компании:

- третий уровень актуален для крупных холдингов. Автоматизируется логистика холдинга, решается задача оптимизации расходов на транспорт, осуществляется автоматизация логистического бизнеса на основе всех получаемых данных. Анализ бизнес-процессов позволяет руководству принимать обоснованные решения об инвестициях в транспортный комплекс.

Благодаря информационно-технологической обработке данных, как отмечает в своей статье С.Б. Левин, стало возможным: во-первых, создание информационной модели перевозочного процесса; во-вторых, формирование периодических отчетов о состоянии основных процессов транспортной отрасли; в-третьих, организация безполиграфической технологии, положенной в основу электронного документооборота на транспорте. Причем, для автоматизируемых задач транспортной системы средствами информационной обработки данных характерно то, что данные легко поддаются структуризации, разработаны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки [9].

Однако, как отмечает в своей статье С.А. Владимиров, появившаяся в последнее время информационная открытость национального транспортного рынка предъявляет новые требования к уровню конкурентоспособности транспорта. Обнаруживаются ограничения, сопряженные с неразвитостью единой транспортной системы, разногласиями в инвестиционной, налоговой и тарифной политике, что конечном итоге говорит об отсутствии единой транспортной политики, эффективных механизмов ее формирования и реализации [5].

Для российской транспортной системы глобализация рынка транспортных услуг означает либерализацию всех сфер транспортной деятельности, рост конкурентоспособности, отказ от дискриминационного регулирования, приводящих в итоге к снижению величины транспортных издержек в цене товаров мировой торговли и, следовательно, уменьшающих ограничения на развитии экономических связей [10]; рост транспарентности российского рынка транспортных услуг, повышение степени информационной открытости, в том числе и экономической информации.

В целом, информационный аспект в сфере развития российской транспортной системы в условиях экономической глобализации включает:

- использование программных комплексов, дающих возможность автоматизировать функции управления логистической системой транспорта;

- возникновение принципиально новых рынков транспортных и страховых услуг, а также новых финансовых рынков в сфере транспорта, действующих круглосуточно и использующих новейшие информационные технологии, средства и инструменты;

- появление в сфере развития российской транспортной системы новых субъектов международного взаимодействия - многонациональных транспортных корпораций, всемирной торговой организации (ВТО), сети международных негосударственных организаций;

- создание в транспортных компаниях доступных потребителям автоматизированных систем резервирования и продажи основных и дополнительных транспортных услуг через Интернет с использованием вебсайтов транспортных компании, и веб-сайтов распространителей [11];

- появление возможности посредством спутниковых телекоммуникационных систем мониторинга и диспетчирования движения пассажирского транспорта и транспортных грузов в режиме удаленного доступа и реального времени (с использованием глобальных навигационных систем информационной связи);

- применение телекоммуникационных систем обеспечения функционирования пассажирских и грузовых перевозок, использующие различные способы подачи информации на объектах транспортной инфраструктуры и в салонах транспортных средств;

- широкое и повсеместное использование интернета для продвижения услуг транспортных компаний.

С целью обеспечения гармоничного и скоординированного развития всех секторов российского транспортного комплекса в условиях экономической глобализации, повышения управляемости структурных подразделений транспортной системы России, а также обеспечения оптимального распределения финансовых и материальных ресурсов требуется комплексная информатизация транспортной отрасли, безусловно, предусматривающая:

- организацию единого и общедоступного информационного пространства;

- развитие единой транспортной базы данных по всем видам транспортной деятельности;

- составление прогнозов по пассажиро- и грузопотокам на всех уровнях (региональном, федеративном и международном), а также перспективных планов развития российского транспортного комплекса [12];

- создание логистических центров на транспортных пунктах;

- разработку и внедрение автоматизированных систем: управления процессами, расчета себестоимости и тарифов, технологического и технического нормирования.

Литература:

1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124 p.

2. Попова Л.К Информационные технологии в экономике: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2076. 86 с.

3. Владимиров С.А. Мировая транспортная система: основные направления развития // Государственный вестник. 2016. С. 15-21.

4. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 11.06.2014г. №1032-р.

5. Попова Л.К., Федорова Я.В. Обеспечение информационной безопасности инфраструктуры корпоративного сектора. Проблемы информационной безопасности: материалы V Всероссийской конференции 19-20 мая 2016г. Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2016.

6. Акопова Е.С. Становление макроэкономической системы России: внешнеэкономический аспект: моногр. Ростов н/Д: РГУ, 2001. - 238 с.

7. Akopova E.S., Przhedetskaya N.V., Taranov P.V., Roshchina L.N. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 1. Pp. 188-197.

8. Эмирова А.Е. Трансформация транспортных систем в условиях глобализации мировой экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014. №2.

9. Лёвин С.Б. Основы концепции управления транспортным предприятием на базе логистики и информационных технологий // Транспортное дело России. 2016. №1. С. 112-116.

10. Кожина О.В. Перспективы и направления развития транспорта в условиях глобализации мировой экономики // Вестник международного института экономики и права. 2012. С. 5-11.

11. Зырянов В.В., Семчугова Е.Ю., Скрынин А.М. Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности // Инженерный вестник Дона. 2012. №4 (ч. 1).

12. Гафиатулина Н.Х., Олишевский Д.П. Социально-политические процессы: вопросы прогнозирования. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование 2015. №11 (78). С. 110.

Literature:

1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124 p.

2. Popova L.K. Information technologies in economics: educational-methodical manual. Rostov n / a: RGEU (RINH), 2076. 86 p.

3. Vladimirov S.A. The world transport system: the basic directions of development // The State bulletin. 2016. Pp. 15-21.

4. Transport strategy of the Russian Federation for the period until 2030, approved by the order of the Government of the Russian Federation of 11.06.2014. № 1032-p.

5. Popova L.K., Fedorova Ya.V. Providing information security of the corporate sector infrastructure. Problems of Information Security: Materials of the V All-Russian Conference May 19-20, 2016. Rostov n / a: RSEU (RINH), 2016.

6. Akopova E.S. Formation of the macroeconomic system of Russia: external economic aspect: monogr. Rostov n / a: RSU, 2001. - 238 p.

7. Akopova E.S., Przhedetskaya N.V., Taranov P.V., Roshchina L.N. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU // European Research Studies Journal. 2017. T. 20. № 1. Pp. 188-197.

8. Emirova A.E. Transformation of transport systems in the conditions of globalization of the world economy // Scientific journal of NIU ITMO. Series "Economics and environmental management". 2014. №2.

9. Lyovin S.B. Fundamentals of the concept of management of a transport enterprise on the basis of logistics and information technologies // Transport business of Russia. 2016. №1. Pp. 112-116.

10. Kozhina O.V. Perspectives and directions of transport development in the conditions of globalization of the world economy // Bulletin of the International Institute of Economics and Law. 2012. Pp. 5-11.

11. Zyryanov V.V., Semchugova E.Yu., Skrynin A.M. Application of information technologies with increasing mobility and ensuring transport security // Engineering Bulletin of the Don. 2012. № 4 (part 1).

12. Gafiatullina N. X., Olishevsky D. P. Socio-political processes: issues of forecasting. Chronicles of the United Fund of electronic resources Science and education 2015. №11 (78). P. 110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.