Научная статья на тему 'Российская автомобильная транспортная инфраструктура: проблемы развития в условиях экономической глобализации'

Российская автомобильная транспортная инфраструктура: проблемы развития в условиях экономической глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Нестеров Сергей Юрьевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье рассматриваются существующие проблемы российской автомобильной транспортной инфраструктуры в условиях экономической глобализации, в числе которых: низкое качество дорог, территориальные и структурные диспропорции, износ грузового транспорта и другие. Качественные характеристики автомобильной транспортной инфраструктуры не позволяют в существенном объеме способствовать эффективному удовлетворению спроса возрастающих сегментов российской экономики и обеспечению конкурентоспособности позиций на глобальном рынке автомобильных транспортных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акопова Елена Сергеевна, Нестеров Сергей Юрьевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российская автомобильная транспортная инфраструктура: проблемы развития в условиях экономической глобализации»

УДК 332

Акопова Елена Сергеевна

доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции и логистики. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) akopova-sovet@mail.ru Нестеров Сергей Юрьевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов. Воронежский лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова snesterov@logisticcom.ru Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) darya.maksimovich@gmail.com Elena S. Akopova

Doctor of economics, professor of department of commerce and logistics of the Rostov state economic university (RINH) akopova-sovet@mail.ru Sergey Yu. Nesterov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance.

Voronezh Forestry University named after G.F. Morozov

snesterov@logisticcom.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) darya.maksimovich@gmail.com

Российская автомобильная транспортная инфраструктура: проблемы развития в условиях экономической глобализации

Russian automobile transport infrastructure: problems of development in conditions of economic globalization

Аннотация. В статье рассматриваются существующие проблемы российской автомобильной транспортной инфраструктуры в условиях экономической глобализации, в числе которых: низкое качество дорог, территориальные и структурные диспропорции, износ грузового транспорта и другие. Качественные характеристики автомобильной транспортной инфраструктуры не позволяют в существенном объеме способствовать эффективному удовлетворению спроса возрастающих сегментов российской экономики и обеспечению конкурентоспособности позиций на глобальном рынке автомобильных транспортных услуг.

Ключевые слова: автомобильная транспортная инфраструктура, автомобильные грузоперевозки, транспортные услуги, экономическая глобализация.

Abstract: he article examines the existing problems of the Russian automotive transport infrastructure in the context of economic globalization, including: poor quality of roads, territorial and structural disproportions, depreciation of freight transport and others. The qualitative characteristics of the automotive transport infrastructure do not allow to significantly contribute to the effective satisfaction of the demand of the growing segments of the Russian economy and to ensure the competitiveness of positions in the global market for road transport services.

Keywords: automotive transport infrastructure, trucking, transport services, economic globalization.

Одним из важнейших проявлений современной экономической глобализации является формирование глобальной (информационной, социальной, материальной, организационно-экономической,

транспортной) инфраструктуры, способной обеспечивать международное сотрудничество [1]. Автомобильная инфраструктура становится одним из ключевых факторов развития российской национальной экономической системы и её интеграции в глобальную экономическую систему. Подобно тому, как отдельно взятая сфера нашей национальной экономики подвержена влиянию процессов фактора глобализации, в настоящее время наблюдается глобализация транспортной инфраструктуры, детерминирующей главные тенденции ее развития.

Глобализация в сфере автомобильной транспортной инфраструктуры требует интеграции средств транспорта и всей инфраструктуры, отвечающих международным требованиям [2]. Возникает необходимость опережающего развития грузовых автомобильных мощностей для перевозки грузов, требуется ускорение их переработки в транспортных узлах, с открытием внутренних транспортных путей России для иностранных компаний обостряется борьба за грузопотоки и рынок транспортных услуг.

Как подчеркивает в своем диссертационном исследовании А.С. Мохамад, уровень развития той или иной инфраструктурной отрасли является «определяющим для конкурентоспособности экономики страны в целом, обеспечивая основу для развития других отраслей. Так, в одних странах проблемы инфраструктуры сопряжены с задачами совершенствования существующей структуры, чтобы она соответствовала условиям нового технологического уклада в рамках инновационного вектора развития экономики; а в других - повышения уровня инфраструктурной оснащенности для того, чтобы обеспечивать цивилизационные условия жизни населения» [3, с.3].

Что касается российской автомобильной транспортной инфраструктуры, то она является одной из важнейших отраслей

экономики регионов России, чьё устойчивое и эффективное функционирование определяет развитие внутренних и внешних производственных и торгово-экономических связей, способствует стабилизации и подъему российской экономики в условиях глобализации, а также повышению уровня жизни российского населения. Однако заметим, что в последнее время всё в большей степени имеют место проявления ограничений перспектив социально-экономического роста, обусловленные не вполне удовлетворительным состоянием и недостаточным уровнем развития российской автомобильной транспортной системы.

Проблемами развития автомобильной транспортной инфраструктуры и повышения качества грузовых перевозок в условиях глобализации мировой экономики занимаются такие известные специалисты, как: А.М. Аристов, В.И. Арсенев, Б.В. Артамонов, А.Э. Горев, А.Н. Дворецкий, О.Е. Евсеев, В.О. Кожина, А.С. Лебедева, А.С. Мишарин, А.С. Мохамад, М.Ф. Трихунков, А.Е. Эмирова и др.

О значимости проблемы развития в области транспортных услуг в российском обществе свидетельствует принятие «Транспортной стратегии России на период до 2030 года». Причем основными задачами Транспортной Стратегии являются: обеспечение единства экономического пространства страны в условиях мировой глобализации, совершенствование пропуска товарно-материальных потоков на принципах логистики, снижение удельных транспортных издержек, завершение формирования Единой транспортной системы без «узких мест» в системе грузо- и товародвижения [4].

Автомобильные грузовые перевозки, несмотря на преимущества перемещения груза от места производства к месту потребления, по мнению А.Н. Дворецкого, являются единственным видом транспортных услуг, по которому наблюдается отрицательное сальдо, поскольку в автомобильном бизнесе в условиях экономической глобализации существует острая конкуренция с зарубежными перевозчиками. На российских перевозчиков, как отмечает А.Н. Дворецкий, приходится только «треть от сообщения со странами дальнего зарубежья и не более 40% в торговле со странами СНГ. Это связано с автомобильным российским парком, не отвечающим западным экологическим нормам и критериям безопасности, с таможенно-налоговом режимом, который ставит отечественных перевозчиков в невыгодное положение» [5, с. 9].

Исходя из проведенного нами анализа научных публикаций по проблеме развития автомобильной транспортной системы и повышению качества транспортных услуг, в совокупности с обозначенной Транспортной Стратегией РФ в сфере развития грузового автомобильного транспорта, можно очертить ряд проблем, сопряженных с качеством автомобильных перевозок:

1) низкий уровень качества дорог и незавершенность формирования опорной сети автомобильных российских дорог,

связывающей между собой все российские регионы (по многим удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия существенно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует нормативным транспортно-эксплуатационным требованиям и темпам автомобилизации страны);

2) недостаточный уровень автомобильной транспортной безопасности (величина транспортных рисков на российских дорогах составила 6,7 погибших в расчете на 10 тысяч автомобилей) [6];

3) наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии автомобильной транспортной инфраструктуры, а также слабая пропускная способность дорожной инфраструктуры;

4) недостаточный объем обновления различных видов транспорта, ухудшение его технического состава (и, в особенности, грузового, моральный и физический износ которого составляет более 50% и продолжает увеличиваться);

5) несоблюдение установленных в договоре на транспортную перевозку сроков доставки груза, низкий уровень сохранности груза при автомобильной перевозке, а также несоответствие между ценой на транспортные услуги и уровнем качества грузовых автомобильных перевозок [7];

6) недостаточные инвестиции в развитие грузового автотранспорта и несоответствие автомобильных транспортных технологий требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях современного глобального конкурентного рынка [7];

7) увеличение негативного воздействия грузового автомобильного транспорта на экологию и окружающую среду, ежегодный рост выбросов вредных веществ автотранспортом, по оценкам экспертов составляют 170 млрд. рублей (так, по данным, представленным А.С. Мишариным и О.В. Евсеевым, Россия по показателям выброса углекислого газа на 1 млн. долл. ВВП опережает США на 60%, Китай - в 2 раза, Японию - более чем в 4 раза) [6].

Таким образом, все сказанное выше позволяет нам утверждать, что на современном рынке автомобильных транспортных услуг наиболее остро стоит проблема качества перевозок грузов.

Проблему качества грузовых автомобильных перевозок представляется возможным решить благодаря изменению подхода к диагностированию автомобильного грузового транспорта, к техническому обслуживанию и ремонту транспорта (ликвидация полнокомплектного ремонта); а также повышению доли специализированного мобильного (подвижного) состава (заметим, что сейчас в России примерно 50% специализированных автомобилей, а за рубежом - до 90% автопарка).

Актуализируется и проблема регулярности перевозок в условиях современной рыночной экономики: так как выпуск продукции и формирование грузопотока происходит регулярно и циклично, отсюда следует, что и вывоз продукции должен соответствовать требованиям

регулярности и цикличности. Кроме того, необходимо учесть, что стоимость грузов, находящихся в процессе складирования и транспортировки в случае дальности перевозок, классифицируется как «омертвленный капитал». В связи со сказанным выше, проблема регулярности и цикличности автомобильных грузоперевозок на сегодняшний день рассматривается в новом ключе, а именно - в аспекте создания непрерывной системы транспортировки грузов по современным принципам логистической системы, основным условием которой является своевременное удовлетворение потребности (спроса) в той или иной автомобильной транспортной услуге.

Необходимо подчеркнуть, что в сфере автомобильной транспортной перевозки грузов весьма насущной является проблема организации и безопасности движения, которая обязательно должна рассматриваться в рамках системе «автомобиль - водитель - дорога - среда» (А - В - Д - С). Модернизация, приведение грузового автомобильного транспорта в соответствие с новыми техническими условиями, нормами и требованиями идет в плане: во-первых, активной промышленно-экономической безопасности с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий (использование регулируемых тормозов, диафрагмирующих неслепящих фар, специальных устройств бортового контроля режима движения, более надежных шин и пр.); во-вторых, пассивной безопасности для уменьшения последствий аварий (упрочнение кузова, травмобезопасные стекла, устройства для предотвращения вытекания топлива и пр.). Глобальной задачей при решении проблемы безопасности движения следует считать создание новой транспортной системы с изоляцией пешеходов от транспортных средств (планировка дороги на разных уровнях, строительство альтернативных проездов для грузового транспорта, увеличивающих скорость транспортного потока на 30-40% и т. п.).

Развитие транспортно-логистических услуг и повышение уровня информатизации транспортного комплекса должны соответствовать условиям открытости российского транспортного рынка, диктуемым членством России в ВТО и развитием Единого экономического пространства [8].

Развитие российской автомобильной транспортной системы с учетом глобализации экономики станет оказывать большое влияние на экономичекий рост российского государства в целом, поскольку все предприятия ежедневно пользуются услугами транспортной инфраструктуры. Своевременно доставленные грузы будут способствовать росту прибыли предприятий и со стороны заказчика, и со стороны поставщика. Таким образом, можно говорить о минимизации издержек предприятий, что даст толчок более продуктивной работе компаний. При этом будет удовлетворен и спрос потребителей доставленной продукции, и изделий, повышения уровня цен на товары

ввиду задержки того или иного автомобильного рейса не произойдет, следовательно, увеличится уровень благосостояния населения.

Литература:

1. Гафиатулина Н.Х., Олишевский Д.П. Социально-политические процессы: вопросы прогнозирования. Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование 2015. №11 (78). С. 110.

2. Akopova E.S., Przhedetskaya N.V., Taranov P.V., Roshchina L.N. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU// European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 1. Pp. 188-197.

3. Мохамад А.С. Тенденции развития инфраструктурных отраслей в условиях глобализации: дисс. ...уч. степ. канд. эконом. наук. М., 2015. 180 с.

4. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 нояб.2008г. № 1734-р.

5. Дворецкий А.Н. Развитие и регулирование мировых транспортных услуг в условиях глобализации: автореф. ...уч. степ. канд. эконом. наук. М., 2015. 32 с.

6. Мишарин А.С., Евсеев О.В. Актуализация Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2013. №2 (45). С. 4-13.

7. Аристов А.М. Современные проблемы повышения качества грузовых автомобильных перевозок в Российской Федерации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. С. 89-100.

8. Акопова Е.С. Управление автомобильными транспортно-логистическими предприятиями: совершенствование качества обслуживания: моногр. /Е.С. Акопова и др. Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2017. 170 с.

Literature:

1. Gafiatullina N.Kh., Olishevsky D.P. Socio-political processes: issues of forecasting. Chronicles of the United Fund of electronic resources Science and education 2015. №11 (78). P. 110.

2. Akopova E.S., Przhedetskaya N.V., Taranov P.V., Roshchina L.N. Marketing mechanisms for the development of transport infrastructure of Russia and the EU// European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 1. Pp. 188-197.

3. Mohamad A.S. Trends in the development of infrastructure industries in the context of globalization: diss. ... uch. step. Cand. economy. sciences. M., 2015. 180p.

4. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030, approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 22, 2008 No. 1734-p.

5. Dvoretsky A.N. Development and regulation of world transport services in the conditions of globalization: the author's abstract. ... uch. step. Cand. economy. sciences. M., 2015. 32 pp.

6. Misharin A.S., Evseev O.V. Actualization of the Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 // Transport of the Russian Federation. Journal of Science, Practice, Economics. 2013. №2 (45). Pp. 4-13.

7. Aristov A.M. Modern problems of improving the quality of freight road transport in the Russian Federation // Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2012. Pp. 89-100.

8. Akopova E.S. Management of automobile transport and logistics enterprises: improving the quality of service: monogr. / E.S. Akopova and others Rostov n / a: RGEU (RINH), 2017. 170 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.