Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ФОКУС-ГРУППОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕНЕРСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА'

ПРИМЕНЕНИЕ ФОКУС-ГРУППОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕНЕРСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / фокус-группа / социальные компетенции / образовательные технологии / цикловая модель обучения на опыте / additional professional education / focus group / social competencies / educational technologies / cyclic model of learning by experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Я. Никитин, И.В. Никитин

В статье рассмотрены вопросы формирования общекультурных компетенций при обучении молодых специалистов в области игровых видов спорта в системе дополнительного профессионального образования с использованием технологии фокус-группы. Обосновано, что данная технология позволяет эффективно осуществлять подготовку тренеров, тренеров-преподавателей, выявить их отношение к поставленной задаче на основе цикловой модели обучения на опыте. Доказано, что проведение фокус-групповых исследований среди потенциальных слушателей краткосрочного курсового обучения и профессиональной переподготовки дает возможность получить результат, исключая репутационные риски как для преподавателей, так и для обучающихся, повышает мотивацию слушателей в период выполнения учебных теоретических и практических заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Я. Никитин, И.В. Никитин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF FOCUS GROUP TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES OF THE COACHING STAFF IN THE FIELD OF GAME SPORTS

The article deals with the formation of general cultural competencies in the training of young professionals in the field of game sports in the system of additional professional education using focus group technology. It is proved that this technology makes it possible to effectively train trainers, trainers-teachers, to identify their attitude to the task on the basis of a cyclic model of learning by experience. It is proved that conducting focus group studies among potential students of short-term course training and professional retraining makes it possible to get results, eliminating reputational risks for both teachers and students, and increases the motivation of students during the implementation of educational theoretical and practical tasks.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ФОКУС-ГРУППОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕНЕРСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА»

Таблица 1

Результаты по методике «Самоактуализационный тест» (число преподавателей вуза и учителей в %)

Шкала Уровень

низкий средний высокий

преподаватель учитель преподаватель учитель преподаватель учитель

ориентация во времени 22 25 42 48 36 27

поддержка 27 20 49 50 24 30

сенситивность 29 15* 58 47 13* 38

спонтанность 35 42** 44 33 21 25

самоуважение 15* 16* 52 49 33 35

самопринятие 12* 15* 58 64 30 21

синергия 26 30 65 42 9* 28

контактность 62** 51 38 27 0* 12*

познавательные потребности 0* 5* 48 67** 52 28

креативность 17 13* 80** 66** 3* 21

Примечание: * - низкий процент в выборке; ** - высокий процент в выборке

опытом педагогов, продуктивен в случае, когда педагог активно включается в работу и вносит свои элементы в обучение, опираясь на свой прошлый опыт профессиональной деятельности. Таким образом, непрерывное обучение и об-

Библиографический список

разование педагога требует от него рефлексивного отношения к профессионально-педагогической деятельности и личности, которые возможны при реализации творческого подхода к делу.

1. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания: монография. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

2. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика: монография. Москва: Наука, 1976.

3. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Мир психологии. 2000; № 2: 183 - 191.

4. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Педагогика. 1995; № 6: 55 - 63.

5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. Психология формирования и развития личности: коллективная монография. Москва: Наука, 1981: 3 - 19.

6. Ларионова М.А. Применение преподавателем интерактивных приемов в больших группах обучающихся. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019; № 3 (77): 43 - 48.

7. Сергеева Д.Н. Профессиональное развитие педагога в разрешении конфликтов посредством креативности. Акмеология. 2015; № 3 (55): 149 - 151. References

1. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

2. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva i pedagogika: monografiya. Moskva: Nauka, 1976.

3. Sonin V.A. Psihologo-pedagogicheskij analiz professional'nogo mentaliteta uchitelya. Mirpsihologii. 2000; № 2: 183 - 191.

4. Markova A.K. Psihologicheskie kriterii i stupeni professionalizma uchitelya. Pedagogika. 1995; № 6: 55 - 63.

5. Ancyferova L.I. K psihologii lichnosti kak razvivayuschejsya sisteme. Psihologiya formirovaniya irazvitiya lichnosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: Nauka, 1981: 3 - 19.

6. Larionova M.A. Primenenie prepodavatelem interaktivnyh priemov v bol'shih gruppah obuchayuschihsya. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2019; № 3 (77): 43 - 48.

7. Sergeeva D.N. Professional'noe razvitie pedagoga v razreshenii konfliktov posredstvom kreativnosti. Akmeologiya. 2015; № 3 (55): 149 - 151.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Nikitin V.Ya, Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of Expert Council of ANO "Accreditation Center"Northern Capital" (St. Petersburg, Russia),

E-mail: poa-centr.spb@yandex.ru

Nikitin I.V., Cand. of Science (Pedagogy), Head Coach of HC "CSKA" (Moscow, Russia), E-mail: nikval25@yandex.ru

THE USE OF FOCUS GROUP TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES OF THE COACHING STAFF IN THE FIELD OF GAME SPORTS. The article deals with the formation of general cultural competencies in the training of young professionals in the field of game sports in the system of additional professional education using focus group technology. It is proved that this technology makes it possible to effectively train trainers, trainers-teachers, to identify their attitude to the task on the basis of a cyclic model of learning by experience. It is proved that conducting focus group studies among potential students of short-term course training and professional retraining makes it possible to get results, eliminating reputational risks for both teachers and students, and increases the motivation of students during the implementation of educational theoretical and practical tasks.

Key words: additional professional education, focus group, social competencies, educational technologies, cyclic model of learning by experience.

В.Я. Никитин, д-р пед. наук, проф., рук. экспертного совета АНО «Аккредитационный центр «Северная столица»», г. Санкт-Петербург,

E-mail: poa-centr.spb@yandex.ru

И.В. Никитин, канд. пед. наук, гл. тренер ХК «ЦСКА», г. Москва, E-mail: nikval25@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ФОКУС-ГРУППОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕНЕРСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

В статье рассмотрены вопросы формирования общекультурных компетенций при обучении молодых специалистов в области игровых видов спорта в системе дополнительного профессионального образования с использованием технологии фокус-группы. Обосновано, что данная технология позволяет эффективно осуществлять подготовку тренеров, тренеров-преподавателей, выявить их отношение к поставленной задаче на основе цикловой модели

обучения на опыте. Доказано, что проведение фокус-групповых исследований среди потенциальных слушателей краткосрочного курсового обучения и профессиональной переподготовки дает возможность получить результат, исключая репутационные риски как для преподавателей, так и для обучающихся, повышает мотивацию слушателей в период выполнения учебных теоретических и практических заданий.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, фокус-группа, социальные компетенции, образовательные технологии, цикловая модель обучения на опыте.

Современное развитие отечественного спорта требует своевременной и достаточно серьезной корректировки профессионального мастерства тренерского состава в игровых его видах. Подобное положение можно объяснить рядом причин: отечественный спорт является полноправной составляющей мирового спорта; интеграционные процессы, характерные для игровых видов, играют как положительную, так и отрицательную роль; изменения коснулись всей сферы высшего образования, в том числе и в области физической культуры и спорта, и связано это с введением в практику профессиональных стандартов. Молодой специалист практически сразу после выпуска из вуза должен получить возможность корректировки своего профессионального мастерства. Большими организационными и содержательными возможностями обладает современная система дополнительного профессионального образования.

Согласно законодательству в области образования дополнительные профессиональные программы доступны студентам очных вузов. В рамках данных программ специалисты-практики могут скорректировать компетенции Федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с потребностями реальной сферы занятости молодого специалиста. Достаточно часто в последнее время общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции дополняются социальными компетенциями. Большинство игровых видов спорта являются командными. В спортивных соревнованиях, в рамках которых играет команда, а не спортсмен-одиночник, очень важно сформировать именно социальные компетенции, позволяющие спортсмену играть в коллективе, учитывать особенности поведения, манеры игры партнеров на игровом поле, делиться имеющимся опытом и получать опыт от своих партнеров. Индивидуальные спортивные достижения никто не умаляет, но только на индивидуальных успехах положительной результативной динамики побед и успехов добиться достаточно трудно. Осознание, что победа, как и поражение, является результатом игры всей команды помогает тренеру и спортсменам овладеть искусством игровой стратегии и тактики.

Организация спортивной работы тренерского штаба при подготовке команды к соревнованиям, турнирам именно в ключе тесного взаимодействия, взаимопонимания, выручки обеспечивает наличие достаточно высокой мотивации, ориентированной на успех. Такому стилю спортивного мастерства необходимо обучать тренерский состав команд. Для достижения обозначенной цели можно применять образовательную технологию фокус-группы.

Фокус-группа в качестве образовательной технологии применяется с начала ХХ века и имеет достаточно разнообразные понятийные трактовки: спланированная дискуссия, плотное обсуждение определенного вопроса, гарантированная возможность наблюдения, фокусированное интервью, беседе в небольшой группе, специализированный опрос, анализ различных точек зрения [1; 2]. Из такого многообразия определений технологии фокус-группы выбрать что-то одно, содержащее ее сущностные характеристики, достаточно трудно. Такое определение содержится в трактовке фокус-группы в работах Н.Н. Суртаевой и одного и авторов данной статьи [3].

Исследователями фокус-группы как образовательной технологии была разработана концептуальная модель, которая содержит несколько стадий ее организации и проведения. Представленная исследователями технология для управления образовательным социумом успешно может транслироваться и в системе дополнительного профессионального образования.

Первая стадия носит организационный характер. В ее формате формируется группа слушателей с использованием модели изучения на опыте. На первой стадии выполняются действия с целью определения количественного и качественного состава участников учебной группы, ранжируются социальные характеристики каждого в зависимости от имеющегося практического опыта. Подобная работа позволяет определить с большой точностью положительные результаты обучения, так как понятны потенциальные и реальные возможности слушателей [4].

На второй стадии в зависимости от полученного результата знакомства с группой обучающихся готовится методический и учебный материал, составляется программа, состоящая из предполагаемых вопросов.

Третья стадия связана со сценарным планом проведения фокус-группы.

Проведение фокус-группы является четвертой стадией. Полученные на этом этапе данные позволяют продолжить фокус-группу.

Пятая стадия является информационно-аналитической. Весь полученный материал в результате беседы, интервьюирования участников, возможности задать и получить ответы на вопросы уточняющего, определяющего, провокационного характера, ранжируется и оформляется в первичные рабочие варианты определений.

Заключительная, шестая стадия позволяет выстроить алгоритм работы с группой слушателей в период краткосрочного повышения квалификации или долгосрочной программы профессиональной переподготовки.

Перечисленные стадии образовательной технологии фокус-группы позволяют утверждать, что это технология сбора, обсуждения, опроса, анализа и ис-

пользования в рамках определенной модели обучения имеющихся и потенциальных возможностей обучающихся с целью корректировки их профессиональной деятельности.

Наибольшая результативность от обучения по программам дополнительного профессионального образования в области физической культуры и спорта для тренерского состава игровых видов достигается, если образовательная технология фокус-группы используется при моделировании обучения как процесс культуры отношений тренера и спортсмена, тренера и команды, спортсменов, спортивной команды болельщиков и фанатов. Кроме культуры профессиональных отношений как добавочный, но достаточно значимый компонент применяется образовательная цикличная модель обучения на опыте.

Культура отношений рассматривается нами как социальная компетенция, формирование которой необходимо тренерскому составу для достижения запланированных и достаточно высоких спортивных достижений, ориентированных не только на отечественный, но и на мировой опыт. Это позволяет российским и зарубежным спортсменам достаточно быстро адаптироваться при смене страны для построения или продолжения профессиональной карьеры. Культура отношений тренер - спортивная команда позволяет через формирование социальных компетенций выстраивать профессиональное и результативное взаимодействие участников спортивного сообщества (ХК), каким могут себя считать хоккейные клубы континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

Культуру отношений в обучающих программах можно обеспечить, соблюдая определенные условия. Начало формирования культуры отношений в обучающих программах для тренерского состава определяется занятием ознакомительного характера. Далее необходимо определить приоритетный характер отношений, основанных на уважении к тренерским установкам, понимании концепции или стратегии игры, а также соблюдении дисциплинарного режима. Немаловажное значение имеют факторы субъективного характера, такие как взаимозаменяемость, взаимодополняемость, взаимовыручка в определенных игровых моментах. Перечисленные качества формируются при помощи социальных компетенций. Данный процесс будет иметь положительную результативную динамику, если формирование социальных компетенций будет подчинено определенному педагогическому сценарию.

Этап предварительного моделирования обучения на опыте предполагает изучение контингента обучающихся, наработанного ими опыта до начала обучения, анализ имеющихся потенциальных возможностей. Слушателям на основе анкетирования, опроса, интервьюирования объясняются цели и задачи предстоящего обучения. При этом подчеркивается, что отличительной особенностью обучения будет максимально возможный учет того, что слушатели уже умеют, чему хотят и могут научиться.

Следующий этап связан с необходимостью знакомства обучающихся с преподавательским составом, определением требований к учебному курсу, его ресурсному обеспечению, конечным результатам и форме, содержанию итоговой аттестации. Данный этап очень важен, так как ходе его закладываются нормативно-правовые отношения и нормы социальной ответственности субъект-субъектных отношений участников учебного процесса. Подобная констатация условий обучения на начальной стадии облегчает дальнейший процесс обучения, экономит время, освобождает преподавателя от необходимости проводить инструктажи и нацеливать аудиторию на выполнение учебных заданий, позволяет выстроить систему эффективного взаимодействия со слушателями [1; 5].

Формирование социальных компетенций с использованием модели обучения на опыте связано происходит в условиях, позволяющих преподавателю работать с тремя группами вопросов: фоновыми, основными и заключительными. Фоновые вопросы задаются всей аудитории, носят общий ознакомительный характер. Основные вопросы задаются группе слушателей или индивидуально. С их помощью уточняются степень усвоения материала, сложности или затруднения при изучении новых тем, разделов. Заключительные вопросы имеют обобщающий характер, с их помощью делаются выводы, подводятся итоги, устанавливаются межпредметные связи со всеми дисциплинами обучающей программы.

Формирование социальных компетенций с использованием особенностей фокус-группы является результативным процессом с положительной динамикой, если в ходе обучения есть возможности:

- оказания учебно-методической помощи обучающемуся в случае его затруднений при изучении материала, но без подавления инициативы и игнорирования имеющейся точки зрения;

- полной нейтрализации поступков со стороны преподавателя и слушателя раздражающего характера, вместо этого совершаются действия предупреждающего характера, не допускающие доминирования одних участников учебного процесса над другими;

- уважительного отношения к поступкам и мнению всех участников процесса обучения;

- соблюдения принципа формирования команды из состава всех участников, имеющих отношение к процессу обучения - слушателей, преподавателей, специалистов реального профессионального процесса, технического и административного персонала;

- обеспечения возможности для самоанализа, выражения собственной позиции, уважительного отношения к мнению других; наличия умения из общего выделить главное с обоснованием сущностных характеристик;

- повторного анализа количественной и качественной информации в условиях цикловой модели обучения на опыте с учетом собственного опыта и опыта других.

Формирование социальных компетенций в условиях образовательной технологии фокус-группы при обучении тренерского состава игровых видов спорта имеет ряд особенностей. Рассмотрим некоторые из них. Тренер команды должен обладать такой компетенцией, как внутренняя организация на протяжении подготовки и проведения спортивного состязания, матча или турнира, а также демонстрировать умение управлять процессом познания имеющегося и приобретаемого опыта не только в случае победы, но и поражения. И как результат -сформированная таким образом социальная компетенция позволит обеспечить преобразование определенных процессов в спортивной сфере на качественно другом уровне. Социальные компетенции помогают тренерскому составу убедительно и мотивировано объяснять причинно-следственные связи для того, чтобы команда спортсменов или каждый член команды индивидуально мог самостоятельно находить причины совершения определенных действий, которые в конечном результате становятся спортивным стилем или составляют спортивное кредо игрока. Социальные компетенции помогают анализировать достижения результатов перед игрой, по ее ходу, а также по ее окончании. Социальные компетенции помогают найти главные причины успеха или поражения в спортивном состязании, связанные с человеческим фактором, и по этой причине изменить или совершенствовать реальные спортивные результаты. Большую роль, если рассматривать социальные компетенции в ракурсе побед и поражений, играет то, как под руководством тренера игроки спортивной команды реагируют на создавшуюся ситуацию, и освещение ее информационными источниками различного уровня и направления.

Технология фокус-группы в процессе формирования социальных компетенций помогает тренерскому составу в случаях дачи интервью, участия в пресс-конференциях, когда нужно делиться с широкой аудиторией публично информацией, которая должна оставаться конфиденциальный, чтобы не раскрыть преждевременно авторские спортивные технологии. Социальные компетенции в этом случае помогают перейти тренерскому составу от частных случаев и при-

Библиографический список

меров к закономерностям и спортивному стилю игры конкретного клуба или команды.

Социальные компетенции могут выполнять функцию, помогающую выстроить спортивную стратегию, зависящую от реального спортивного социума. Например, при финансировании команды, определении спортивного гонорара, выработки методики поощрения и дисциплинарного наказания.

Социальные компетенции позволяют понять новые инновационные процессы и явления в спортивной сфере, которые тренерский состав определенное количество времени апробирует на тренировках, и по истечении времени фиксирования положительной динамики в результатах применяет во время реальной игры. В таком варианте тренеру важно научить игроков исключать случайность в получении результата и направлять инициативу и спортивное мастерство на получение стабильности в действиях [3; 6].

Фокус-группа является такой образовательной технологией, которая может обеспечить формирование социальных компетенций, так как достаточно часто представляет собой коллективное обсуждение имеющихся проблем, которые носят не только объективный, но и субъективный характер. Используя выявленные отношения, основанные на собственном опыте и на опыте других, обучающиеся включаются в процесс общения себе подобных по профессиональной деятельности и поступкам в спортивном социуме. В такой ситуации им легче преодолеть и психологические барьеры, получить результативный опыт в решении проблем не только спортивного характера, но и возникающих в социуме. Следовательно, фокус-группа способна повысить культуру общения. И культура эта должна быть основана на опыте.

Фокус-группа как образовательная технология в системе дополнительного профессионального образования способствует формированию социальных компетенций тренерского состава игровых видов спорта, так как максимально используются отношения, основанные на опыте.

Безусловным достоинством фокус-групповой формы обучения для формирования социальных компетенций является возможность получения как оперативной, так и информации длительного характера, влияющей на достижения команды в целом и спортсмена индивидуально. Технология позволяет тренерскому составу не только определить свое отношение к поставленной конкретной проблеме, но и выяснить мотивацию действий по отношению команды к себе и игроков в формате цикловой модели обучения на опыте.

Данная технология позволяет заказчику программы быть наблюдателем за ходом ее проведения, так как он приглашается экспертом на определенных этапах ее реализации и на итоговой аттестации. По этой причине обучение тренерского состава происходит без репутационных рисков.

1. Синицина А.И. Проблема становления культуры отношений личности. Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома: КГУ им. Некрасова, 2005.

2. Ройтблат О.В. Проектирование организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения квалификации. Тюмень: ТОГИРРО, 2005.

3. Никитин В.Я., Суртаева Н.Н. Модератор в системе фокус-группового исследования. Санкт-Петербург: ИОВРАО, 2005.

4. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Санкт-Петербург: ИОВРАО, 2002.

5. Суртаев Б.М., Бежунарь В.Д. Преподаватель физической культуры - организатор нравственного воспитания учащихся. Три века Сибирской школы. Тюмень: ТОГИРРО, 2001: 52 - 55.

6. Чалдини Р Психология влияния. Санкт-Петербург: Питер, 2013. References

1. Sinicina A.I. Problema stanovleniya kul'tury otnoshenij lichnosti. Psihologiya i pedagogika social'nogo vospitaniya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina. Kostroma: KGU im. Nekrasova, 2005.

2. Rojtblat O.V. Proekíirovanie organizacionnyh struktur dlya okazaniya obrazovatel'nyh uslug v sistemepovysheniya kvalifikacii. Tyumen': TOGIRRO, 2005.

3. Nikitin V.Ya., Surtaeva N.N. Moderator v sisteme fokus-gruppovogo issledovaniya. Sankt-Peterburg: lOVRAO, 2005.

4. Zhilina A.I. 'Etalonnaya model'professional'nojkompetentnostimenedzhera (rukovoditelya). Sankt-Peterburg: IOVRAO, 2002.

5. Surtaev B.M., Bezhunar' V.D. Prepodavatel' fizicheskoj kul'tury - organizator nravstvennogo vospitaniya uchaschihsya. Tri veka Sibirskoj shkoly. Tyumen': TOGIRRO, 2001: 52 - 55.

6. Chaldini R. Psihologiya vliyaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2013.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 377

Nikitin Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of College of Culture and Art of Republic of Sakha (Yakutia) of A.D. Makarova (Yakutsk, Russia),

E-mail: baattyk1978@mail.ru

ORGANIZATION OF INDUSTRIAL TRAINING IN INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF YAKUTIA IN THE FIELD OF FOLK ART. The author of the article considers organizational, pedagogical and content features of organization of industrial training of students in vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia). Professional training is the basis for the formation of not only general cultural, general professional, professional competencies, but also for social competencies. It is stated that professional training significantly affects the theoretical form of training of students, since it is during the educational process that industrial and pre-diploma practices and the state are being tested. In addition, the article contains material on features of organization of professional training in the field of folk art of Yakutia.

Key words: industrial training, folk art, competencies, educational technologies, national characteristics, socio-cultural environment, spiritual pedagogy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

З.Н. Никитин, канд. пед. наук, директор Колледжа культуры и искусства Республики Саха (Якутия) имени А.Д. Макаровой, г. Якутск,

E-mail: baattyk1978@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.