Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производственное обучение / народное художественное творчество / компетенции / образовательные технологии / национальные особенности / социокультурная среда / духовная педагогика / industrial training / folk art / competencies / educational technologies / national characteristics / socio-cultural environment / spiritual pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.Н. Никитин

Автором статьи рассмотрены организационно-педагогические и содержательные особенности организации производственного обучения студентов в профессиональном образовании Республики Саха (Якутия). Обосновано, что производственное обучение является основой формирования не только общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, но и компетенций социального характера. Доказано, что производственное обучение существенным образом влияет на теоретическую форму обучения студентов, так как именно в ходе учебной, производственной, преддипломной и государственной практик апробируются и проверяются знания, умения и навыки студентов и выпускников. Кроме этого, статья содержит материал об особенностях организации производственного обучения в области народного художественного творчества Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDUSTRIAL TRAINING IN INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF YAKUTIA IN THE FIELD OF FOLK ART

The author of the article considers organizational, pedagogical and content features of organization of industrial training of students in vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia). Professional training is the basis for the formation of not only general cultural, general professional, professional competencies, but also for social competencies. It is stated that professional training significantly affects the theoretical form of training of students, since it is during the educational process that industrial and pre-diploma practices and the state are being tested. In addition, the article contains material on features of organization of professional training in the field of folk art of Yakutia.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА»

- соблюдения принципа формирования команды из состава всех участников, имеющих отношение к процессу обучения - слушателей, преподавателей, специалистов реального профессионального процесса, технического и административного персонала;

- обеспечения возможности для самоанализа, выражения собственной позиции, уважительного отношения к мнению других; наличия умения из общего выделить главное с обоснованием сущностных характеристик;

- повторного анализа количественной и качественной информации в условиях цикловой модели обучения на опыте с учетом собственного опыта и опыта других.

Формирование социальных компетенций в условиях образовательной технологии фокус-группы при обучении тренерского состава игровых видов спорта имеет ряд особенностей. Рассмотрим некоторые из них. Тренер команды должен обладать такой компетенцией, как внутренняя организация на протяжении подготовки и проведения спортивного состязания, матча или турнира, а также демонстрировать умение управлять процессом познания имеющегося и приобретаемого опыта не только в случае победы, но и поражения. И как результат -сформированная таким образом социальная компетенция позволит обеспечить преобразование определенных процессов в спортивной сфере на качественно другом уровне. Социальные компетенции помогают тренерскому составу убедительно и мотивировано объяснять причинно-следственные связи для того, чтобы команда спортсменов или каждый член команды индивидуально мог самостоятельно находить причины совершения определенных действий, которые в конечном результате становятся спортивным стилем или составляют спортивное кредо игрока. Социальные компетенции помогают анализировать достижения результатов перед игрой, по ее ходу, а также по ее окончании. Социальные компетенции помогают найти главные причины успеха или поражения в спортивном состязании, связанные с человеческим фактором, и по этой причине изменить или совершенствовать реальные спортивные результаты. Большую роль, если рассматривать социальные компетенции в ракурсе побед и поражений, играет то, как под руководством тренера игроки спортивной команды реагируют на создавшуюся ситуацию, и освещение ее информационными источниками различного уровня и направления.

Технология фокус-группы в процессе формирования социальных компетенций помогает тренерскому составу в случаях дачи интервью, участия в пресс-конференциях, когда нужно делиться с широкой аудиторией публично информацией, которая должна оставаться конфиденциальный, чтобы не раскрыть преждевременно авторские спортивные технологии. Социальные компетенции в этом случае помогают перейти тренерскому составу от частных случаев и при-

Библиографический список

меров к закономерностям и спортивному стилю игры конкретного клуба или команды.

Социальные компетенции могут выполнять функцию, помогающую выстроить спортивную стратегию, зависящую от реального спортивного социума. Например, при финансировании команды, определении спортивного гонорара, выработки методики поощрения и дисциплинарного наказания.

Социальные компетенции позволяют понять новые инновационные процессы и явления в спортивной сфере, которые тренерский состав определенное количество времени апробирует на тренировках, и по истечении времени фиксирования положительной динамики в результатах применяет во время реальной игры. В таком варианте тренеру важно научить игроков исключать случайность в получении результата и направлять инициативу и спортивное мастерство на получение стабильности в действиях [3; 6].

Фокус-группа является такой образовательной технологией, которая может обеспечить формирование социальных компетенций, так как достаточно часто представляет собой коллективное обсуждение имеющихся проблем, которые носят не только объективный, но и субъективный характер. Используя выявленные отношения, основанные на собственном опыте и на опыте других, обучающиеся включаются в процесс общения себе подобных по профессиональной деятельности и поступкам в спортивном социуме. В такой ситуации им легче преодолеть и психологические барьеры, получить результативный опыт в решении проблем не только спортивного характера, но и возникающих в социуме. Следовательно, фокус-группа способна повысить культуру общения. И культура эта должна быть основана на опыте.

Фокус-группа как образовательная технология в системе дополнительного профессионального образования способствует формированию социальных компетенций тренерского состава игровых видов спорта, так как максимально используются отношения, основанные на опыте.

Безусловным достоинством фокус-групповой формы обучения для формирования социальных компетенций является возможность получения как оперативной, так и информации длительного характера, влияющей на достижения команды в целом и спортсмена индивидуально. Технология позволяет тренерскому составу не только определить свое отношение к поставленной конкретной проблеме, но и выяснить мотивацию действий по отношению команды к себе и игроков в формате цикловой модели обучения на опыте.

Данная технология позволяет заказчику программы быть наблюдателем за ходом ее проведения, так как он приглашается экспертом на определенных этапах ее реализации и на итоговой аттестации. По этой причине обучение тренерского состава происходит без репутационных рисков.

1. Синицина А.И. Проблема становления культуры отношений личности. Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома: КГУ им. Некрасова, 2005.

2. Ройтблат О.В. Проектирование организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения квалификации. Тюмень: ТОГИРРО, 2005.

3. Никитин В.Я., Суртаева Н.Н. Модератор в системе фокус-группового исследования. Санкт-Петербург: ИОВРАО, 2005.

4. Жилина А.И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). Санкт-Петербург: ИОВРАО, 2002.

5. Суртаев Б.М., Бежунарь В.Д. Преподаватель физической культуры - организатор нравственного воспитания учащихся. Три века Сибирской школы. Тюмень: ТОГИРРО, 2001: 52 - 55.

6. Чалдини Р Психология влияния. Санкт-Петербург: Питер, 2013. References

1. Sinicina A.I. Problema stanovleniya kul'tury otnoshenij lichnosti. Psihologiya i pedagogika social'nogo vospitaniya: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya A.N. Lutoshkina. Kostroma: KGU im. Nekrasova, 2005.

2. Rojtblat O.V. Proekíirovanie organizacionnyh struktur dlya okazaniya obrazovatel'nyh uslug v sistemepovysheniya kvalifikacii. Tyumen': TOGIRRO, 2005.

3. Nikitin V.Ya., Surtaeva N.N. Moderator v sisteme fokus-gruppovogo issledovaniya. Sankt-Peterburg: lOVRAO, 2005.

4. Zhilina A.I. 'Etalonnaya model'professional'nojkompetentnostimenedzhera (rukovoditelya). Sankt-Peterburg: IOVRAO, 2002.

5. Surtaev B.M., Bezhunar' V.D. Prepodavatel' fizicheskoj kul'tury - organizator nravstvennogo vospitaniya uchaschihsya. Tri veka Sibirskoj shkoly. Tyumen': TOGIRRO, 2001: 52 - 55.

6. Chaldini R. Psihologiya vliyaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2013.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 377

Nikitin Z.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of College of Culture and Art of Republic of Sakha (Yakutia) of A.D. Makarova (Yakutsk, Russia),

E-mail: baattyk1978@mail.ru

ORGANIZATION OF INDUSTRIAL TRAINING IN INSTITUTIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF YAKUTIA IN THE FIELD OF FOLK ART. The author of the article considers organizational, pedagogical and content features of organization of industrial training of students in vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia). Professional training is the basis for the formation of not only general cultural, general professional, professional competencies, but also for social competencies. It is stated that professional training significantly affects the theoretical form of training of students, since it is during the educational process that industrial and pre-diploma practices and the state are being tested. In addition, the article contains material on features of organization of professional training in the field of folk art of Yakutia.

Key words: industrial training, folk art, competencies, educational technologies, national characteristics, socio-cultural environment, spiritual pedagogy.

З.Н. Никитин, канд. пед. наук, директор Колледжа культуры и искусства Республики Саха (Якутия) имени А.Д. Макаровой, г. Якутск,

E-mail: baattyk1978@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯКУТИИ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Автором статьи рассмотрены организационно-педагогические и содержательные особенности организации производственного обучения студентов в профессиональном образовании Республики Саха (Якутия). Обосновано, что производственное обучение является основой формирования не только общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, но и компетенций социального характера. Доказано, что производственное обучение существенным образом влияет на теоретическую форму обучения студентов, так как именно в ходе учебной, производственной, преддипломной и государственной практик апробируются и проверяются знания, умения и навыки студентов и выпускников. Кроме этого, статья содержит материал об особенностях организации производственного обучения в области народного художественного творчества Якутии.

Ключевые слова: производственное обучение, народное художественное творчество, компетенции, образовательные технологии, национальные особенности, социокультурная среда, духовная педагогика.

Основные функции производственного обучения студентов и функции народного художественного творчества Якутии тождественны. Познавательная функция помогает студентам на практике освоить особенности НХТ Якутии в историческом и географическом пространстве. Основные учебные задачи в ознакомительном поле связаны с практическим изучением героического эпоса народа Саха Олонхо. Учебная практика выполняет в основном мировоззренческую функцию, так как учебные задания в ходе ее проведения позволяют обучающимся воспринимать окружающий мир, ритуалы, обычаи, верования якутского народа через изучение религиозных и бытовых праздников, наблюдать особенности жанра, понимать природу интеграционных процессов, связанных со многими культовыми обрядами, среди которых праздники встречи лета, обычаи кормления огня, восхваление духа плодородия и другие.

Система профессионального образования Республики Саха (Якутия) в области народного художественного творчества имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что все образовательные учреждения, ведущие подготовку специалистов для республиканских учреждений культуры и искусства, включают в учебные программы разделы и темы с теоретическим и практическим материалом, в котором есть так называемая базовая национальная идея. Она является основой скрепа: культура народа Саха должна быть сохранена, получать дальнейшее развитие и историческим традициям должна быть найдена современная интерпретация. Поэтому теоретическая подготовка студентов имеет важное значение, но еще большую роль играет их практическая подготовка, в ходе которой теория проверяется и обучающийся совершает осознанные профессиональные действия. Еще одной особенностью профессионального образования Якутии является то, что студенты, обучающиеся в области народного художественного творчества, должны владеть не только менеджерскими знаниями и умениями, но быть профессиональными исполнителями в одном из видов народного творчества этнохудожественного направления [1; 2].

К перечисленным особенностям следует добавить и то обстоятельство, что действующие профессиональные стандарты в области народного художественного творчества разработаны как универсальные требования работодателей в сфере культуры и искусства. Они не учитывают специфику народного художественного творчества Республики Саха (Якутия). Только при организации производственного обучения, согласованного с реальной сферой труда, можно внести изменения в компетенции, определенные Федеральными государственными образовательными стандартами [3; 4].

Производственная практика выполняет и социализирующую функцию по причине того, что в ходе ее проведения молодое поколение приобщается через лучшие, проверенные временем художественные образы духов Огня, Воды и Земли к традициям и обычаям, народа Саха. Производственная практика в области народного художественного творчества Якутии содержит материал, связанный с разнообразными формами бытования народа Саха. Он достаточно обширен и многогранен, по этой причине имеет условные разграничения по национальным особенностям.

Программы производственной практики связаны с такой функцией, как аксиологическая, так как в ходе ее выполнения студенты учатся, как через передачу текстов сказок и сказаний, национальное пение и танец можно сохранять нравственные и духовные ценности этноса Саха.

Народные культовые праздники Ысыах, поэзия Олонхо помогают осваивать через эстетическую функцию этнические художественные ценности, знакомят студентов с миром прекрасного, образцы которого находятся под защитой всемирной организации ЮНЕСКО. Формирование социальных компетенций в период учебной и производственной практик происходит под влиянием ритуальных бытовых действий якутского народа. К таким действиям можно отнести ритуал очищения Огня, организацию театрализованных представлений с использованием природного фольклорного материала. Чаще всего функция социализации имеет место при исполнении алгыс, где большое значение придается цветовой гамме, природным запахам. Большое количество учебных задач и упражнений по программам производственного обучения в области народного художественного творчества выполняются студентами-практикантами, если они владеют средствами межнационального общения

и понимают значение сохранения этнических ценностей каждого улуса Республики Саха (Якутия) [5].

При организации производственного обучения руководителям практики приходится учитывать, что каждый вид художественного искусства народа Саха имеет особенности, связанные с местом их проживания. В этой связи огромный по территориальной протяженности регион был условно разделен на четыре зоны: арктическую, восточную, центральную и южную. В каждой из них профессиональными образовательными организациями в области культуры и искусства были организованы консультационные пункты для абитуриентов, созданы условия для дистанционного обучения, а также представлена возможность прохождения производственной практики студентами старших курсов. Такая организация производственного обучения позволяет адресно готовить молодых специалистов для конкретного улуса Якутии, способствует адаптации молодого специалиста в кратчайшие сроки. Профессиональное выгорание, связанное с разочарованием в выбранной специальности, за последние пять лет имеет тенденцию явного процентного уменьшения.

Программы производственной практики содержат этнопедагогический материал, этнохудожественные практические задания, учебные задачи, связанные с особенностями исполнительского мастерства на хомусе, горловом пении, хореографии национальных танцев. Студенты на практике должны показать свои знания национальных праздников, народных обычаев и традиций. Например, при проведении календарных обрядовых праздников, таких как праздник подледной рыбалки «мунха, практиканты демонстрируют умение организовать ритуалы кормления огня, поклонение духам воды, организуют и проводят национальные игры. Праздник «саламы» в основе своей - мужской, а праздник «салама» является женским. При его проведении студенты вместе с участниками наряжают дерево желаний, обычно украшают березу. После совершенного ритуала дерево является символом плодородия и нового урожая. В течение праздника исполняются национальные песни - алгыс. В каждом районе эти песнопения имеют национальную окраску. Завершением праздника является угощение гостей якутскими оладьями по переданным из поколения в поколение рецептам. Студент в ходе практики должен не только иметь прочные знания по вопросам организации национальных праздников, но и владеть искусством исполнения или приготовления в реальном времени.

При составлении сценария праздника Бай-Баянай и его десяти братьев студенты проводят ритуалы, связанные с поклонением культу Лесного духа. От знания и практического проведения ритуалов праздника может зависеть результат охоты и рыбалки, которые обеспечивают жизненные потребности якутов, особенно тех, кто проживает в отдаленных улусах. По этой причине ошибки в проведении ритуальных праздников студентами недопустимы.

Особенности проведения производственного обучения студентов в области народного художественного творчества Якутии наиболее ярко можно рассмотреть на примерах знания и исполнительского мастерства алгыс и хореографии осуохай.

Алгысы является дошедшей до нашего времени ритуальной системой, в рамках которой обязательным является соблюдение достаточно большого количества обрядов. Для воспроизведения алгыс студент должен владеть исполнительским мастерством игры на якутском бубуне или хомусе, знать последовательность и содержание обрядовых заклинаний. Каждое заклинание содержит определенную мольбу о чем-то. Ритуал заклинания сопровождает розжигом огня на основе душистых соцветий и трав, ритуальными ритмическими движениями. Обрядовые действия имеют свои особенности в разных улусах. Алгыс переводится как обряд-очищение, что требует от студента-практиканта вести здоровый образ жизни, владеть лексическими основами якутского языка, который имеет множество диалектов, архаических слов. Текстовое сопровождение заучивается наизусть, так как многие словосочетания утратили возможность перевода на современный язык.

Алгыс, являясь ритуальным обрядом, имеет жанровые особенности, которым обучается студент на учебной, затем на производственной практике. Это свадебные, военные, шаманские, утилитарные алгысы, поклонения духам Огня, Воды, Земли или алгысы в честь высших небесных сил. Кроме этого производ-

ственное обучение формирует социальные компетенции студентов, так как в ходе организации и проведения ритуальных обрядов, таких как алгыс, молодежи передается исторический опыт народа Саха, сохраняется история Республики Саха (Якутия), нормы общественного поведения современного якута регулируются этническими обрядовыми устоями [2; 5].

Для организации производственного обучения студентов в области народного художественного творчества Якутии используются знания в области эзотерической духовной педагогики Саха. Примером интеграции этнопедагогики и духовной педагогики при организации производственной практики является воспроизведение кругового национального танца осуохай. В Олекминском, Вилюй-ском, Сунтарском, Нюрбинском, Верхневилюйском, Таттинском улусах Якутии он имеет свои хореографические особенности.

Олекминский осуохай-танец сопровождается пением на одном из национальных диалектов с соблюдением строгой последовательности хореографических движений, цветовыми эффектами. Осуохай Вилюйского улуса отличается хореографической постановкой танца «полет». Исполняют танец с высоко поднятыми руками, широкими взмахами, имитирующими полет птиц. Медленное исполнение осуохая характерно для Сунтарского улуса. Хореография нюрбин-ских исполнителей осуохая ритмична, наполнена резкими повторами в постоянном повышении темпа движений тела и рук. Повторение пластики животных является отличительной особенностью Верхневилюйского улуса. Чаще всего участники осуохая повторяют движения священного животного, каким является лошадь. Быстрый темп, восьмислоговое речевое сопровождение с обязательным произнесением возгласа «да» - характерные черты осуохая в Таттинском улусе.

Приведенные примеры являются подтверждением того, насколько организация производственного обучения студентов профессиональных образовательных организаций в области народного художественного творчества Республики Саха (Якутия) должна быть индивидуальна. К рассмотренным особенностям организации и проведения производственного обучения студентов в области народного художественного творчества следует добавить следующее.

Обучение в системе среднего профессионального образования начинается для молодежи в возрасте пятнадцати лет. На производственную практику студенты попадают в достаточно раннем возрасте. По этой причине они испытывают трудности психологического характера при работе с взрослым населением. Для них необходимо читать пропедевтический курс по андрагогике перед выходом на производственную практику.

Другая особенность связана с тем, что большинство студентов в период производственной практики слабо владеют психолого-педагогическими технологиями, не обладают достаточным опытом организации населения улусов для проведения праздников и ритуалов с целью сохранения и развития народного художественного творчества. По этой причине перед выходом на практику в программы обучения необходимо включать специальные обучающие разделы.

Третья особенность в организации производственного обучения связана с серьезной проблемой, которая возникает по причине того, что у обучающихся по направлению «Этнохудожественное творчество» слабая мотивация работать по специальности, так как в период работы приемной комиссии им не объяснили, что они будут обучаться для работы руководителями самодеятельного художественного коллектива. И петь, как эстрадные певцы, они не смогут, так как на это программы обучения не направлены.

Огромная протяженность Республики Саха (Якутия) и большое количество народов, ее населяющих, требует от студента на практике умения говорить и

Библиографический список

понимать коренное население, организовывать танцевальные постановки, эпические спектакли не только на якутском языке, но и на языке эвенов, эвенков и других народов.

При распределении на профессиональную работу в улус выпускник профессионального образовательного учреждения занимается из-за малочисленности штатного расписания не только вопросами творческого характера, но и организационными, экономическими и правовыми. Следовательно, в условиях прохождения практики он должен получить возможность реально решать задачи нормативно-правового и экономического форматов как стажер.

Перечисленные особенности организации и содержания производственного обучения студентов профессиональных учебных заведений в области народного художественного творчества требует корректировки учебных программ и курсов. В рабочие программы по практике необходимо включить и детализировать особенности работы студентов-практикантов по актерскому мастерству и режиссуре национальных праздников, исполнительскому мастерству в исполнении любого фольклорного жанра - тойук, олонхо, чабыргах.

Перед выходом на практику и при ее прохождении студент должен рассчитывать на консультации специалистов и учебно-методическую помощь практического характера по авторской технологии С.Н. Чистяковой «Профессиональная проба». Данное направление в работе с будущими специалистами позволяет минимизировать стрессовые ситуации, снизить процент профессионального выгорания выпускников [6].

Профессиональная проба для практикантов проводится и с целью самоопределения в тематике курсовых проектов и дипломных работ. В этом случае в период практики студенты могут начать сбор и обработку материала для своих работ. Выполнению такого вида работы помогают междисциплинарные спецкурсы «Режиссерская подготовка» и «Исполнительская подготовка». Осваивая темы спецкурсов, студент собирает фольклорные жанровые образцы, разрабатывает сценарий выпускного экзамена. Им также изучается опыт работы творческих народных коллективов.

Производственное обучение является важной составляющей в подготовке специалистов для руководства творческими самодеятельными коллективами Республики Саха (Якутия). Оно организовано в профессиональных учебных заведениях на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов, но с учетом национальных особенностей народа Саха.

Территориальная протяженность Якутии, большое количество населяющих ее этносов диктует необходимость организации производственного обучения с учетом требований не только образовательных, но и профессиональных стандартов. В результате в программы производственной практики преподаватели вносят дополнительные разделы и темы, а также разрабатывают необходимые для будущей работы выпускников специальные курсы.

Организация и содержание производственного обучения студентов профессиональных учреждений, работающих по направлению «Народное художественное творчество», начинают корректировку работы со студентами-практикантами через пропедевтические программы, учебные задания по этнопедагогике и эт-нокультуре.

Положительная динамика в результатах освоения программ производственного обучения достигается при условии владения студентами не только умениями и навыками организационного направления, но и исполнительским мастерством в хореографическом, сольном музыкальном исполнении на национальных инструментах.

1. Семенов С.С. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на национальных традициях коренных народов Республики Саха (Якутия): ценност-но-ориентированныйподход. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2017.

2. Шейкин О.Ю. Обрядовое интонирование саха: алгыс и осоухай. Обрядовая поэзия саха (якутов). Составители Н.А. Алексеев, П.Е. Ефремов, В.В. Илларионов. Новосибирск: Наука, 2003: 58 - 116.

3. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры. Монография. Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012.

4. Макареня А.А. Педагогическая культурология. Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 1998.

5. Гаврильева РС. Кумысный чорон, миф и обрядовая поэзия якутов: опыт сравнительного изучения. Язык, миф, культура народов Сибири: сборник научных трудов. Якутск, 1992; Выпуск 1: 79 - 92.

6. Чистякова С.Н. Профессиональные пробы: технология и методика проведения. Москва: Издательский центр Академия, 2014. References

1. Semenov S.S. 'Esteticheskoe vospitanie molodezhi v uchrezhdeniyah kul'tury na nacional'nyh tradiciyah korennyh narodov Respubliki Saha (Yakutiya): cennostno-orientirovannyj podhod. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2017.

2. Shejkin O.Yu. Obryadovoe intonirovanie saha: algys i osouhaj. Obryadovaya po'eziya saha (yakutov). Sostaviteli N.A. Alekseev, P.E. Efremov, V.V. Illarionov. Novosibirsk: Nauka, 2003: 58 - 116.

3. Vanyushkina L.M., Korobkova E.N. Obrazovanie vprostranstve kul'tury. Monografiya. Sankt-Peterburg: SPb APPO, 2012.

4. Makarenya A.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya. Tobol'sk: TGPI im. Mendeleeva, 1998.

5. Gavril'eva R.S. Kumysnyj choron, mif i obryadovaya po'eziya yakutov: opyt sravnitel'nogo izucheniya. Yazyk mif, kul'tura narodov Sibiri: sbornik nauchnyh trudov. Yakutsk, 1992; Vypusk 1: 79 - 92.

6. Chistyakova S.N. Professional'nye proby: tehnologiya imetodika provedeniya. Moskva: Izdatel'skij centr Akademiya, 2014.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.