Научная статья на тему 'Якутский традиционный праздник ысыах - уроки этнокультурного образования'

Якутский традиционный праздник ысыах - уроки этнокультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК СОЛНЦА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЫСЫАХА / ЭНТОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕКОРД В КНИГЕ ГИННЕССА / SPRING FESTIVAL OF THE SUN / EDUCATIONAL VALUE OF YSYAKH / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / RECORD IN GUINNESS BOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Нина Игнатьевна, Флегонтова Ульяна Михайловна

Сохранение и возрождение культуры этноса. Этнокультурное образование и воспитание. Философия традиционного якутского праздника Солнца. Условия успешной организации этнокультурного образования. Многолетняя практика сельских школ в возрождении народных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якутский традиционный праздник ысыах - уроки этнокультурного образования»

ЯКУТ СКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ праздник ысыах — уроки этнокультурного образования

Нина Игнатьевна Филиппова,

ведущий научный сотрудник

НИИ национальных школ Республики Саха (Якутия), кандидат филологических наук

Ульяна Михайловна Флегонтова,

старший научный сотрудник

Система современного образования ориентирована на формирование этнокультурного образования и предполагает сохранение и возрождение культуры этноса. От этого во многом зависит сохранение ценностей этнической культуры. Подтверждение важности воспитания с опорой на этнокультурную специфику мы находим в работах Льва Гумилёва, который утверждал: «Никто — ни один человек, ни один народ — не живёт одиноко. Видимая этническая история — это всегда непрерывные этнические контакты...»

• весенний праздник Солнца • воспитательное значение ысыаха

• энтокультурное образование • рекорд в Книге Гиннесса

К

онцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) впитала систему базовых национальных ценностей, раскрывающих основное содержание духовно-нравственного развития, воспитания

и социализации. Это — патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Содержанием образовательного процесса становится воспитание уважения к духовно-

историческому наследию своего народа, приобщение к базовым нравственным российским ценностям в контексте формирования у молодого поколения идентичности гражданина России.

Этнокультурное образование ведётся в республике на основе философии якутского традиционного праздника ысыах. Этнокультурная составляющая непрерывного образования и воспитания проходит через все учебные предметы, курсы, внеурочные и внешкольные занятия и мероприятия. Сквозными этнокультурными блоками становятся такие этнические константы, как родной язык, мировосприятие, осознание своей принадлежности к народу, фольклор и героический эпос, уклад жизни, обычаи, традиционные праздники.

Основным условием успешной организации этнокультурного образования стало тесное взаимодействие структур культурно-образовательной среды — семьи, школы, учреждений культуры, общественных организаций, органов местной власти. Одними школьными предметами этнокультурного содержания или компонентами в других предметах достичь сохранения специфики этнической культуры и этнической идентификации сложно. Если культурные учреждения, общественные организации, семья не будут вовлечены в процесс этнокультурного образования, в его среду, усвоение его культурологического компонента школьниками останется, в основном, на поверхностном познавательном уровне.

Многолетняя практика якутских сельских школ показывает, что они, будучи центром жизнедеятельности малых сёл, становятся своего рода этнокультурным центром. В них сосредоточивается и сплачивается вокруг них весь потенциал сельского социума, который в различных детских и школьных мероприятиях, праздниках предполагает непременное участие семьи, всех культурных учреждений села, представителей местной власти, общественности.

Этнические традиции успешнее возрождаются, если они востребованы обществом. Возрождение традиций, их влияние на эмоционально-чувственную сферу национального самосознания можно наглядно увидеть на примере современного проведения традиционного праздника ысыах народа саха. Ысыах — это уникальное явление, в котором сосредоточены все этнокуль-

турные проявления народа саха, его философия, мировоззрение, мифология, верования. Философия ысыаха — в его содержании, как праздника встречи лета, во время пробуждения природы и всего живого, время летнего изобилия. Ысыах, как считает культуролог К.Д. Уткин, «являясь духовным памятником праздничной культуры служит источником пополнения исторических знаний, выполняет образовательно-воспитательную функцию постижения лучших достижений народной обрядовой культуры»1. Народ демонстрирует на этом празднике всё лучшее, что сохранено веками или воскрешает то, что было забыто в наши дни: проходит обряды очищения, принимает участие в обрядах поклонения Солнцу, «верхним божествам» и духам земли, окроплению земли кумысом — угощению духов-иччи, принимает алгыс-благослове-ние; одевается в лучшие национальные костюмы, готовит угощения из национальных блюд; играет в народные игры и состязания, демонстрируя силу и ловкость; танцует осуохай, поёт и слушает тойуки певцов и внимает сказителям-олонхосутам. Символом единения на ысыахе является осуохай — якутский круговой хороводный танец, возникший в глубокой древности как ритуальное, обрядовое действо поклонения Солнцу и продолжающее своё бытование до наших дней. Запевала осуохая, талантливый импровизатор, собирает большой круг танцующих, повторяющих за ним его слова воспевания природы, наступления лета, благодарения божеств-айыы. О значении осуохая в жизни народа пишет А.Д. Данилов, председатель республиканского общества «Осуохай»: «Круг нашего осуохая символизирует вечность жизни, её бесконечный круговорот... Мир — кольцо, в котором все равны и доброжелательны друг другу. Необычная поэтика, движения и музыка, которыми уже тысячи лет, будят неисследованные пока рецепторы наших тел, давая

1 Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998. С. 288.

Н.И. Филиппова, У.М. Флегонтова. Якутский традиционный праздник ысыах — уроки этнокультурного образования

уверенность движений, защищённость и теп-лоту»2. Осуохай вносит свою лепту в общенациональную ценность мировой цивилизации, формирует нравственные и эстетические идеалы.

Как показывает локальное исследование «Взаимодействие образовательного и культурного пространства в содержании непрерывного этнокультурного образования в якутской школе», проведённое сотрудниками Института национальных школ Республики Саха (Якутия) с участием 109 респондентов из двух улусов республики и г. Якутска, в том числе школьников 5—9-х классов — 52 человека, взрослых от 30 до 80 лет — 57 человек. Наиболее полное определение народного традиционного праздника ысыах дают 86,3% детей и 94,7% взрослых.

В ответах на вопросы «Как и с какого времени готовишься к ысыаху?», «Когда и у кого узнали об алгысе (благословении)» демонстрируется значение этнокультурного образования, проводимого в течение учебного года в непрерывном формальном, неформальном и информальном образовании. 76,9% детей к ысыаху готовятся заранее. В течение года во время учебной, внеурочной и внешкольной деятельности дети углубляют свои знания о традициях и обрядах, обычаях, помогают родителям шить национальные костюмы, готовить блюда, мастерить украшения и другие атрибуты. Родительский и детский коллективы сплачивает и создаёт особый эмоциональный настрой совместная подготовка к празднику. 36,5% детей об алгысе узнали от родителей, дома; 17,3% — в школе, 13,5% — от посещения ысыаха, 28,8% — из других источников (книги, телепередачи, интернет). О позитивном воздействии алгыса, об укреплении веры в исполнение мечты и желаний подчёркивают 88,5% детей, 90,7% взрослых. Принимают участие в осуохае на ысыахе 30% детей, 90,7% взрослых. Отвечая на вопрос о значении осуохая, многие дети отмеча-

2 Данилов А.Д. Осуохай — моя религия. «Якутск вечерний», 15 июня 2012 г.

ют, что национальный хороводный танец поднимает настроение, придаёт теплоту и дружелюбие ко всем окружающим, пробуждает радость наступления лета, а взрослые респонденты отмечают его энергетику, силу: осуохай возвышает дух, пробуждает чувство единения и причастности к родной культуре.

Итоги опроса подтверждают, что этот праздник духовно обогащает его участников, укрепляет их самосознание, веру в единение с природой и окружающим миром.

В системе общего образования (формальный компонент) этнокультурное содержание изучается в школьных предметах. К примеру, в учебниках якутского и русского языков, начиная с начальных классов, материалы об ысыахе даются в содержании упражнений (5—6-е кл.), в заданиях по составлению рассказов по картине (6-е кл.), в отдельных культурологических текстах (6-й, 11-й кл.). В учебниках-хрестоматиях по якутской литературе есть отдельные произведения, посвя-щённые теме ысыаха: «Почему организуется ысыах?» (1-й кл.), «Сегодня — детский ысыах» (3-й кл.), в легенде «Посещение Килян Джалагая ысыаха Мазары», «Праздник летнего изобилия» (4-й кл.). В основной школе — в устном народном творчестве «Благословение ысыаха», в повести Софрона Данилова «Василий Манчары», (7-й кл.), в стихотворении М.Д. Ефимова «Ысыах Эллэя» (9-й кл.). В учебник по культурологии «Обычаи предков» для 2-го класса включены материалы об ысыахе, в 5-м классе в учебнике «Культура народов РС(Я)» в разделе «Традиционные праздники народов» в материалах об ысыахе раскрывается смысл праздничных ритуалов и обрядов. В учебнике «История Якутии» в главе «Культура народов Якутии в 18 веке» ысы-ах представлен как основное культурное событие в жизни якутов, даётся описание проведения праздника. Таким образом, достаточный литературный и познавательный материал в образовании по этнокультурному константу «ысыах» воспитывает философское восприятие национального праздника как традиционной народной культуры.

В системе дополнительного образования во внешкольной деятельности учащиеся, занимаясь в детских школах искусства, фольклорных, литературных студиях, лагерях и экспедициях, учатся петь народные песни-тойуки, исполнять народный хороводный танец-осуохай, занимаются проектной исследовательской деятельностью по изучению традиционных обрядов, ритуалов, выступают на научно-практических конференциях «Шаг в будущее».

В индивидуальном непрерывном этнокультурном образовании (информальный компонент), сопровождающем повседневную жизнь, большую роль играет семья. Родители так же, как и педагоги, подают ребёнку пример нравственного поведения. Семейная педагогика — это и есть народная педагогика, уходящая своими корнями в народные традиции, в этническое воспитание. Разговоры разных поколений членов семьи, рассказы и воспоминания старшего поколения об ысыахах прошлых лет, просмотр фотографий, видеозаписей, книг дают первичное представление о народном празднике. Дети не должны воспринимать ысыах, как очередное представление или как шоу. Чтобы испытывать потребность в участии в церемониях и ритуалах ысыаха, дети, прежде всего, должны понимать смысл обряда и его атрибутики, его назначение. Например, одним из неизменных атрибутов на ысыахе является салама — витая волосяная верёвка, натягиваемая между берёзками или стол-бами-коновязами с повязанными на ней цветными лентами, лоскутками тканей, волосьями из белой конской гривы, миниатюрными берестяными сосудами. Многие дети воспринимают са-лама, как простое украшение, а современные взрослые — как оберег места проведения праздника. На самом деле салама — атрибут поклонения светлым божествам и духам Земли, она повязывается в начале лета, как подарок, чтобы смилостивить людей во время испроше-ния благодати. Дети лучше запомнят значение салама, если будут принимать участие в его изготовлении с родителями и в самом ритуале.

Во многих школах Якутии стало традицией проводить в конце учебного года праздник ысыах. Школьный ысыах — итог проведённой за весь год подготовительной работы, способствующей взаимодействию образовательного и культурного

пространства в содержании непрерывного этнокультурного образования в школе. Школьные ысыахи, как форма этнической культуры и средство этнокультурного образования, обеспечивают духовно-нравственное развитие личности, нравственное, эстетическое и физическое самосовершенствование. Нравственное поведение — результат традиции или привычки. Культуролог К.Д. Уткин пишет: «Ысыах — это своеобразная школа народной педагогики, школа обучения и воспитания исторической образованности, школа постижения непреходящих культурных ценностей, притом, в самой увлекательной, эстетической и образной системе. Такая школа нравственного, духовного очищения человека нужна особенно, молодёжи, детям»3. Проведение праздника «Ысыах Туймаа-ды», состоявшегося в 2009—2010 годах в Якутске, удостоенного Всероссийской национальной премии «Грани театра масс» за победу в номинации «Лучший национальный праздник», и есть вклад непрерывного этнокультурного образования, отражающего национальную и духовную самобытность культуры, традиций, повседневного быта этноса, пропагандирующего идеи межнациональной дружбы и сотрудничества. В 2012 г. 23 июля на ысыахе Туймаады г. Якутска установлен новый рекорд в Книге Гиннесса по осуо-хаю с одновременным участием 15290 человек, ещё раз свидетельствующий о возрождении народом истоков своих традиций.

Национальные культурные традиции и обычаи обогащают и расширяют духовно-нравственный потенциал школьников, способствуя становлению личности, ответственной за свою судьбу. Школьный ысыах, как одна из форм этнокультурного образования, наглядно демонстрирует результат взаимодействия школы, семьи, социума. НО

3 Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. Якутск: Бичик, 1998. С. 289.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.