Научная статья на тему 'Локальные традиции фольклора якутов: разнообразие, бытование (на примере Сунтарского улуса Республики саха (Якутия)'

Локальные традиции фольклора якутов: разнообразие, бытование (на примере Сунтарского улуса Республики саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
813
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / локальная традиция / бытование / обрядовый фольклор / прозаический фольклор / песенный фольклор / якутский героический эпос / малые жанры фольклора / folklore / local tradition / existence / ritual folklore / prosaic folklore / song folklore / Yakut heroic epic / small folklore genres

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н. А. Иванова

В статье раскрывается разнообразие жанров фольклора Сунтарского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Статья актуальна тем, что на сегодняшнем этапе недостаточно изучено и разработано разнообразие и бытование локальных традиций фольклора Сунтарского улуса (района). Рассмотрены следующие жанры: обрядовый фольклор, якутский героический эпос, песенный фольклор, прозаический фольклор и малые жанры фольклора. В Сунтарском районе раньше, в дореволюционное и советское времена, активно бытовали фольклорные традиции. На современном этапе развития фольклорных традиций в Сунтарском улусе существуют народные песни; осуохай; алгыс. Идет процесс возрождения таких жанров, как олонхо, чабыргах. Из выявленных 9 жанров фольклора, бытовавших раньше в локальной традиции, теряются прозаический фольклор, малые жанры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL TRADITIONS OF FOLKLOR OF YAKUTS: DIVERSITY, LIFESTYLE (ON THE EXAMPLE OF THE SUNTAR ULUS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)).

The article reveals the variety of folklore genres of the Suntar Ulus (district) of the Republic of Sakha (Yakutia). The article is relevant at the present stage, the diversity and existence of local traditions of folklore of the Suntar Uulus is not sufficiently studied and developed. The following genres are considered: ritual folklore, Yakut heroic epic, song folklore, prose folklore and small genres of folklore. In the Suntar region earlier, in the pre-revolutionary and Soviet times, folk traditions are active. At the present stage of development of folklore traditions in the Suntar Ulus there are actively: folk songs; osuohai; algys. There is a process of revival of such genres as olonkho, chabyrgah. Of the 9 genres of folklore that had previously existed in the local tradition, prose folklore and small genres of folklore are lost

Текст научной работы на тему «Локальные традиции фольклора якутов: разнообразие, бытование (на примере Сунтарского улуса Республики саха (Якутия)»

УДК 398 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10237

Ivanova N.A., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nuyrguyaana@mail.ru

LOCAL TRADITIONS OF FOLKLOR OF YAKUTS: DIVERSITY, LIFESTYLE (ON THE EXAMPLE OF THE SUNTAR ULUS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)). The article reveals the variety of folklore genres of the Suntar Ulus (district) of the Republic of Sakha (Yakutia). The article is relevant at the present stage, the diversity and existence of local traditions of folklore of the Suntar Uulus is not sufficiently studied and developed. The following genres are considered: ritual folklore, Yakut heroic epic, song folklore, prose folklore and small genres of folklore. In the Suntar region earlier, in the pre-revolutionary and Soviet times, folk traditions are active. At the present stage of development of folklore traditions in the Suntar Ulus there are actively: folk songs; osuohai; algys. There is a process of revival of such genres as olonkho, chabyrgah. Of the 9 genres of folklore that had previously existed in the local tradition, prose folklore and small genres of folklore are lost.

Key words: folklore, local tradition, existence, ritual folklore, prosaic folklore, song folklore, Yakut heroic epic, small folklore genres.

Н.А. Иванова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск. E-mail: nuyrguyaana@mail.ru

ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА ЯКУТОВ: РАЗНООБРАЗИЕ, БЫТОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СУНТАРСКОГО УЛУСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье раскрывается разнообразие жанров фольклора Сунтарского улуса (района) Республики Саха (Якутия). Статья актуальна тем, что на сегодняшнем этапе недостаточно изучено и разработано разнообразие и бытование локальных традиций фольклора Сунтарского улуса (района). Рассмотрены следующие жанры: обрядовый фольклор, якутский героический эпос, песенный фольклор, прозаический фольклор и малые жанры фольклора. В Сунтар-ском районе раньше, в дореволюционное и советское времена, активно бытовали фольклорные традиции. На современном этапе развития фольклорных традиций в Сунтарском улусе существуют народные песни; осуохай; алгыс. Идет процесс возрождения таких жанров, как олонхо, чабыргах. Из выявленных 9 жанров фольклора, бытовавших раньше в локальной традиции, теряются прозаический фольклор, малые жанры.

Ключевые слова: фольклор, локальная традиция, бытование, обрядовый фольклор, прозаический фольклор, песенный фольклор, якутский героический эпос, малые жанры фольклора.

Изучение локальных традиций фольклора является одним из перспективных и актуальных направлений современной якутской фольклористики. Важной проблемой представляется сохранение и развитие жанров фольклора якутов, что показано нами на примере Сунтарского улуса (района) Республики Саха (Якутия). В улусе раньше, в дореволюционное и советское времена, активно бытовали фольклорные традиции. Сунтарская земля была богата талантами, в каждом селе жили великие запевалы, тойуксуты, исполнители других жанров фольклора. В советское время народный певец С.А. Зверев-Кыыл Уола, переняв и продолжая фольклорные традиции своих предшественников, создал фольклорный ансамбль. Ученики С.А. Зверева-Кыыл Уола продолжили приобщение молодежи к фольклору. В постсоветское время, по нашим данным, запевал осуохая, тойуксу-тов насчитывается свыше 90 человек.

В 1853 - 1854 гг по районам Вилюйского округа, в том числе Сунтарскому улусу работала экспедиция Р.К. Маака, в материалах которой содержатся заметки о якутском героическом эпосе олонхо.

Работа по сбору и записи фольклора Сунтарского улуса началась с первой фольклорной экспедиции, снаряженной Институтом языка и культуры, который основал П.А. Ойунский. Так, в 1938 г известный фольклорист А.А. Саввин собрал большой по объему материал от жителей восточных наслегов Сунтарского улуса. Также значительный вклад в собирании фольклора внесли энтузиасты, фольклористы, ученые ПМ. Васильев, Н.Е. Петров, В.В. Илларионов, ПЕ. Федоров, И.Я. Николаев, Т.Т. Данилов, Д.С. Зверев и др.

В Сунтарском улусе раньше бытовали народные песни, осуохай, алгыс, легенды, предания, мифы, сказки, чабыргах, олонхо, пословицы и поговорки, загадки. На современном этапе развития фольклорных традиций в Сунтарском улусе активно существуют народные песни; осуохай; алгыс. Идет процесс возрождения таких жанров, как олонхо, чабыргах. Из выявленных 9 жанров фольклора, имеющихся раньше в локальной традиции, теряются прозаический фольклор, малые жанры.

Материалом для исследования послужили изданные материалы по фольклору якутов: «Саха остуоруйалара. Якутские народные сказки» [1]; «Исторические предания и рассказы якутов» [2]; «Саха народнай ырыалара. Якутские народные песни» [3]; серия «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», научно-популярные издания: «Саха боотурдара», Кемус серия «Сунта-ар - олонхо дойдута».

Полевые материалы фольклорных экспедиций студентов ЯГУ (СВФУ) с 2007 - 2014 гг, полевые материалы автора за 2017 год, неизданные материалы краеведа Сунтарского улуса краеведа ПЕ. Федорова из личного архива профессора В.В. Илларионова.

Обрядовый фольклор (алгыс и шаманский фольклор)

Для анализа рассмотрены 26 опубликованных текстов алгыса, записанных из уст информантов Сунтарского улуса. Из них 21 текст алгыса принадлежат С.А. Звереву. Далее 5 текстов проанализированы из академической серии «Обрядовая поэзия саха (якутов)»: «Байанайы KYHДYЛээhин» («Угощение Байа-ная»), «От охсооччу алгыса» («Заклинание косаря») исполнителя Иванова С.П., "Аал уот алгыса" («Заклинание священного очага») исполнителя Петрова Е.М., «Обо кутун кердеhYY» («Испрашивание души ребенка») исполнителя Афанасьева М.Д. [4].

Исследователь якутского алгыса саха(якутов) Л.С. Ефимова классифицирует жанр алгыс на 6 видов. К первому виду она относит алгысы ы^ыаха айыы.

Утилитарные алгысы причислены ко второму виду. Третьим видом она называет алгысы шаманских обрядов. В отдельный - четвертый вид исследователь выделяет удаганские алгысы. Пятым видом названы алгысы военных обрядов. К шестому виду отнесены алгысы культа кузнецов.

В рассмотренных нами текстах алгыса, бытовавших в Сунтарском улусе, выделены алгыс ысыаха Айыы, утилитарные алгысы, свадебные алгысы, алгысы военных обрядов. Возможно, удаганские алгысы и алгысы культа кузнецов бытовали в Сунтарском улусе, но не были зафиксированы и опубликованы.

В Сунтарском улусе от информанта, народного певца С.А. Зверева-Кыыл Уола записаны 3 текста шаманских камланий. Первая рукопись называется «Ытык дабатыы». Вторая - «Кэйээрию», обряд вызывания души человека или злого духа для расправы за причиненный вред или порчу является почти единственным полноценным текстом подобного рода. Третья рукопись 1938 года, записанная А.А. Саввиным, - это текст песни колотушки от шаманского бубна "Былаайах тойуга", сочиненной автором в 1920 - х годах. Шаманские камлания С.А. Зверева-Кыыл Уола являются действительно уникальным, абсолютно специфическим материалом для глубокого и разностороннего анализа.

А.А. Попов в 1924 г у шамана из Сунтарского улуса В.Н. Александрова записал обряд испрашивания детей («Айыы^ыт тардар») с изготовлением «гнезда» для кут будущего ребенка. Запись этого обряда А.А. Попов включил в работу "Материалы по шаманству якутов. Культ богини Айыысыт у якутов". Рассказ "Шаман бэргэhэлээх", записанный у этого же шамана, вошел в сборник "Якутский фольклор" [5].

Помимо этого известно, что И.Н. Сафонов-Бытыр Уола записал 3 - 4 текста камлания шаманов. В личном архиве В.В. Илларионова хранится текст шаманского камлания "Ытык Дабатыы", записанный фольклористом П.Е. Федоровым.

Таким образом, в Сунтарском улусе записано из уст информантов 9 - 10 текстов шаманского фольклора. И это доказывает, что в Сунтарском улусе активно бытовал шаманский фольклор.

Эпические традиции

Нами рассмотрено 3 текста олонхо: ранний текст олонхо, записанный Р.К. Мааком [6], "Уол Дуолан", записанный от олонхосута М.З. Мартынова [7], "Аар саарга аатырбыт ат курдук ааттаах ааттаах Адаам Саар бухатыыр", записанный со слов известного олонхосута Ивана Даниловича Павлова^лээх Уйбаан [8] и сказительская традиция Сунтарского улуса.

При анализе текста олонхо, записанного РК. Мааком, выявлено следующее. В отличие от общей сюжетно-композиционной структуры олонхо имеет экспозицию, завязку, кульминацию, развязку. Поэтому этот текст Ричарда Карловича Маака является олонхо. Олонхо состоит из 39 строк.

В материалах экспедиции Р.К. Маака рассказано о записи текстов двух олонхо, название одного из которых «Сын Кряквы Кюенчэ Сильный». Олон-хосут А.П. Амвросьев исполнял олонхо «Сын Кряквы Кюн Нюргун», главный герой из олонхо «Адаам Саар бухатыыр» сказителя И.Д. Павлова также из рода кеБен кус (кряквы). Перой олонхо, записанного Р.К. Мааком, тоже происходит от кряквы. Тот факт, что древний тотемический мотив сохранился до наших дней, вызывает заслуженный интерес. И эти тексты олонхо относятся, по классификации Н.В. Емельянова, к племени о родоначальниках племени Айыы.

Текст олонхо "Уол Дуолан" от олонхосута М.З. Мартынова, записанный А.А. Саввиным, по классификации Н.В. Емельянова может быть отнесен к олонхо о защитниках солнечного племени айыы.

Анализ данных текстов доказывает, что в Сунтарском улусе олонхо как жанр активно бытовал.

Песенный фольклор (осуохай и народные песни)

В Сунтарском улусе круговой танец осуохай всегда был в почете. По окончании кумысопития на ысыахе начинался осуохай. Как известно, на сунтарском ысыахе один хоровод сменялся другим. Запевалы в Сунтарском улусе всегда пользовались популярностью. О них слагали легенды и песни-тойуки. В Сунтарском улусе осуохай сохранился и имеет отличительные черты и самобытные особенности фольклора. И не только бытует, но и продолжает активно развиваться. Сунтарская традиция осуохая остается более изученным по сей день культурным наследием якутского фольклора. Вилюйские группы улусов заметно отличаются от других улусов плавным, медленным умеренным темпом осуохая.

Нами проанализированы 32 народных песни, опубликованные из сборника "Сунтаардар ыллыыллар" (19 текстов) и четырехтомника "Саха народнай ырыа-лара" (13 текстов).

В Сунтарском улусе, по нашим данным, проживали 239 народных певцов, запевал. В базу данных включены их имена, изданы материалы о них, их репертуаре. Всего было издано 29 полных текстов народных песен. Из них 21 песня, что составляет 72,4 %, была записана со слов известного народного певца, запевалы осуохая С.А. Зверев-Кыыл Уола.

Прозаический фольклор (мифы, легенды, предания, сказки)

Со слов информантов из Сунтарского улуса, Г В. Ксенофонтов собрал легенды и предания, всего 32. Краевед Г.Е. Федоров собрал и издал 26 текстовых материалов. Сафонов И.Н. записал 28 преданий. Значит, собрано и издано всего 86 текстов легенд и преданий.

В сборнике "Якутские сказки", подготовленном Г.У. Эргисом, включены всего 36 сказок, записанных в Сунтарском улусе. По данным статистики, по местностям физических и паспортизованных записей насчитывается около 515 сказок, из них 36 сказок записаны в Сунтарском улусе. Название некоторых сказок неизвестны. По материалам текстов, в Сунтарском улусе преобладают сказки о животных.

Малые жанры фолкьлора (загадки, пословицы и поговорки, чабыр-

гах).

С.П. Ойунская в сборнике "Якутская загадка" [9] использовала материалы экспедиций разных годов, собранные в Сунтарском улусе, и архивные рукописи ГЕ. Федорова. Но какие загадки из Сунтарского улуса - не указано.

В сборнике Г.Е. Федорова «Бь^аарыылаах ес хоhоонноро уонна тыл номохторо» ("Пословицы и поговорки с пояснениями") включены 268 якутских пословиц и поговорок, собранные ГЕ. Федоровым в Сунтарском районе. Фольклорист-собиратель каждую пословицу объясняет, привлекая мифологические предания, старинные рассказы, архаические слова и этнографические реалии.

Со слов информаторов Сунтарского улуса было записано 37 образцов ча-быргаха. Так, в 1944 году записаны 10 текстов, участниками фольклорной экспедиции со слов жителя с. Аллына записаны и хранятся в архиве ЯНЦ СОРАН -13, в селе Сунтар - 6, Тюбэй Джархане - 8 образцов чабыргаха, еще 9 текстов были записаны школьниками. И.Н. Сафонов-Бытыр Уола записал несколько чабыргахов. Как видно из материалов, жанр чабыргах больше всего сохранился в с. Аллына.

Библиографический список

Бытование жанров фольклора

На современном этапе активно бытуют в Сунтарском улусе несколько жанров якутского фольклора: алгыс, осуохай и песни. Все эти жанры пользуются большой популярностью среди населения.

На современном этапе активно бытует вилюйская региональная традиция осуохая. В Сунтарском улусе ныне насчитывается всего 60 запевал. Старшее поколение - 17 (28,3 %), среднее поколение - 10 (16,6 %), молодое поколение - 7 (13,3 %), школьники - не выявлено. Эти данные показывают о бытовании жанра осуохай в Сунтарском улусе.

Алгыс тоже можно отнести к активно бытующим жанрам, так как в Сунтарском улусе издревле проводится национальный праздник Ысыах и одним из составляющих ысыаха является проведение церемонии благословления алгыс. Таким образом, из 4 видов алгыса, которые бытовали в Сунтарском улусе: свадебный, утилитарный, алгыса ысыаха и алгысы военных обрядов, в настоящее время активно бытуют только 2 вида: свадебные алгысы и тексты алгысов ысыаха.

Ежегодно в Сунтарском улусе проводятся конкурсы и фестивали народных песен среди школьников, молодежи и взрослых. По данным 2018 года количество проведенных мероприятий в рамках улусного фольклорного фестиваля по наслегам Сунтарского улуса: 185 (в 25 наслегах по 6 - 7 мероприятий). Всего участников мероприятия - 4 236 человек, в том числе детей - 846. В улусе 6 творческих коллективов имеют почетное звание «народный» и 5 коллективов имеют звание «образцовый». Таким образом, в Сунтарском улусе народные песни не только бытует, но и активно продолжает развиваться, пользуясь популярностью с давних пор и до нынешнего дня.

В Сунтарском улусе ежегодно проводятся различные мероприятия по реконструированию жанров олонхо и чабыргах.

В Сунтарском улусе с 1999 года организован ежегодный республиканский летний лагерь «Олонхо дойдутун оБотобун» ("Дитя земли олонхо"). Лагерь ежегодно посещали правнуки известного сказителя-олонхосута Тюлях Уйбаан Саргы, Сахая, Таня Львовы и становились лауреатами различных конкурсов и фестивалей по сказительской традиции, доказывая, что скази-тельство передается из поколения в поколение. О передаче из поколения в поколение сказительства учитель родной культуры Кюкяйской средней школы М.Н. Николаева выпустила книгу «Айылгы арыллыыта». Таким образом, в настоящее время связь олонхосутов с широкой аудиторией обогащается новыми формами, и искусство одаренных олонхосутов становится всеобщим достоянием народа. Молодым исполнителем олонхо в Сунтарском улусе является Айсен Федоров из села Кутана Сунтарского улуса. Он неоднократно становился победителем в республиканском и улусном конкурсах олонхо-сутов.

Жанр чабыргах стал очень популярным среди исполнителей молодого и среднего возраста, расширился репертуар, где наряду с традиционными текстами было много текстов на современные, актуальные темы. Если несколько лет назад этот жанр считался угасающим, то сегодня он вновь стал популярным и любимым среди исполнителей.

Таким образом, в Сунтарском улусе раньше бытовали народные песни, осуохай, алгыс, легенды, предания, мифы, сказки, чабыргах, олонхо, пословицы и поговорки, загадки. На современном этапе развития фольклорных традиций в Сунтарском улусе активно развиваются народные песни; осуохай; алгыс. Идет процесс возрождения таких жанров, как олонхо, чабыргах. Из выявленных 9 жанров фольклора, бытовавших раньше в локальной традиции, теряются прозаический фольклор, малые жанры фольклора.

1. Якутские народные сказки. Под редакцией ГУ Эргиса. Якутск: Якутское книжное издательство, 1967.

2. Исторические предания и рассказы якутов. Под редакцией ГУ. Эргиса. Москва: Изд-во Академии наук СССР 1960.

3. Якутские народные песни. Составитель ГУ. Эргиса. Якутск: Якутское книжное издательство, 1976.

4. Обрядовая поэзия саха (якутов). Составитель Н.А. Алексеев, П.Е. Ефремов, В.В. Иллларионов. Новосибирск: Наука, 2003.

5. Попов А.А. Якутский фольклор. Москва: Советский писатель, 1936.

6. Маак РК. Вилюйский округ. Москва: АО Яна, 1994.

7. Олонхо.УолДуолан бухатыыр. Сказитель М.З. Мартынов. Составитель В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова. Якутск: Бичик, 2010.

8. Олонхо. Ааттаах Адаам Саар бухатыыр. Павлов ИД. Составитель В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова. Якутск: Офсет, 2018.

9. Саха таабырыннара. Якутские загадки. Составитель С.П. Ойунская. Якутск: Якутское книжное издательство, 1975.

References

1. Yakutskie narodnye skazki. Pod redakciej G.U. 'Ergisa. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1967.

2. Istoricheskie predaniya irasskazy yakutov. Pod redakciej G.U. 'Ergisa. Moskva: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1960.

3. Yakutskie narodnye pesni. Sostavitel' G.U. 'Ergisa. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1976.

4. Obryadovaya po'eziya saha (yakutov). Sostavitel' N.A. Alekseev, P.E. Efremov, V.V. Illlarionov. Novosibirsk: Nauka, 2003.

5. Popov A.A. Yakutskij fol'klor. Moskva: Sovetskij pisatel', 1936.

6. Maak R.K. Vilyujskij okrug. Moskva: AO Yana, 1994.

7. Olonho.UolDuolan buhatyyr. Skazitel' M.Z. Martynov. Sostavitel' V.V. Illarionov, T.V. Illarionova. Yakutsk: Bichik, 2010.

8. Olonho. Aattaah Adaam Saar buhatyyr. Pavlov I.D. Sostavitel' V.V. Illarionov, T.V. Illarionova. Yakutsk: Ofset, 2018.

9. Saha taabyrynnara. Yakutskiezagadki. Sostavitel' S.P. Ojunskaya. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1975.

Статья поступила в редакцию 27.11.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.