УДК 378.046.4
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕНЕРСКИХ КАДРОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЭФФЕКТИВНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анна Николаевна Холзер, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Наталья Васильевна Масягина, кандидат педагогических наук, доцент, директор, ГБУ ДПО Московский учебно-спортивный центр Москомспорта, г. Москва; Кирилл Дмитриевич Журавлев, научный сотрудник, ООО Рехаб, г. Москва; Владимир Игоревич Овчинников, тренер по регби, мастер спорта, Регбийный клуб Локомотив, г. Москва; Яна Николаевна Корсакова, врач ЛФК высшей категории, Московский клинический научный
центр, г. Москва
Аннотация
Проблема совершенствования профессиональных компетенций тренеров, направленных на эффективное и обоснованное использование восстановительно-профилактических средств в системе современной спортивной подготовки остается актуальной. В ГБУ ДПО Московский учебно-спортивный центр Москомспорта была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Использование современных восстановительно-профилактических средств в командно-игровых видах спорта» продолжительностью 36 часов. Предложенная программа вызвала большой интерес у тренеров Москомспорта, 53,0% слушателей отметили, что более 75,0% предложенного учебного материала было для них новым, интересным и полезным с практической точки зрения. 83,3% респондентов изъявили желание продолжить повышение своей квалификации по данной тематике.
Ключевые слова: тренеры, профессиональные компетенции, дополнительная образовательная программа повышения квалификации.
IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF COACHING STAFF, AIMED AT EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF COACHING ACTIVITIES
Anna Nikolaevna Holzer, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Natalya Vasilievna Masyagina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, director, State-financed Institution for Further Vocational Education - Moscow Education and Sports Center at Moscow City Department for the Physical Education and Sport, Moscow; Kirill Dmitrievich Zhuravlyov, the research associate, LLCRekhab, Moscow; Vladimir Igorevich Ovchinnikov, Rugby coach, master of sports, Locomotive rugby club, Moscow; Yana Nikolaevna Korsakova, the exercise
physiologist of Highest Category, Moscow Clinical and Science Center, Moscow
Annotation
The acute problem today is the one of coaches professional competence improvement aimed at efficient and adequate use of the rehabilitation and preventive techniques for the modern athletic training. State-financed Institution for Further Vocational Education - Moscow Education and Sports Center at Moscow City Department for the Physical Education and Sport has designed and implemented the special additional 36-hours-long training program "Use of Modern Rehabilitation and Preventive Techniques for Team Sports" for professional development. Coaches of Moscow City Department for the Physical Education and Sport showed a great interest in the above program, 53.0 per cent of the trainees claimed that over 75.0 per cent of the training materials offered was new, interesting and usable for them. 83.3 per cent of the respondents stated their willingness to continue professional development in this sphere.
Keywords: coaches, professional competence, additional educational program for professional development.
Систематическое повышение квалификации является актуальнейшей задачей нашей отрасли, позволяющей реально поднять уровень современной подготовки физ-
культурно-спортивных специалистов. Оно должно охватить профессиональные тренерские кадры с целью повышения их конкурентоспособности [1, 2, 3].
Проблема совершенствования профессиональных компетенций специалистов сферы физической культуры и спорта, направленных на эффективное и обоснованное использование восстановительно-профилактических средств (ВПС) в системе современной спортивной подготовки остается актуальной на протяжении многих лет.
По мнению, В.Ф. Пешкова (2009) вопрос о необходимости специальной подготовки тренерско-преподавательских кадров, способных эффективно реализовывать восстановительно-профилактическую деятельность в процессе повседневной профессиональной работы, не поставлен должным образом [4].
Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 1994, 2000 и 2005 гг. не отражают этих потребностей, так восстановительно-профилактическая деятельность не включена в квалификационный перечень видов деятельности специалистов по физической культуре. В дисциплинах, представленных в указанных стандартах, материалов восстановительно-профилактической направленности по содержанию и объему чрезвычайно мало, нет интегрированной учебной дисциплины, раскрывающей содержание теории и методики восстановительно-профилактической деятельности; отсутствует единый методологический подход, ряд тем разбросаны по разделам разных дисциплин [4].
В ФГОС ВО по направлению подготовки 034300 «Физическая культура» (уровень высшего образования -- бакалавриат) указаны следующие виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники: педагогическая, тренерская, рекреационная, организационно-управленческая, научно-исследовательская, культурно-просветительская [5], а в ФГОС ВО по направлению подготовки «Спорт» 034500 (уровень высшего образования - магистратура): научно-исследовательская и научно-методическая; научно-педагогическая; организационно-управленческая; тренерская; проектная [6].
Все это свидетельствует, о том, что у отраслевых кадров, обучавшихся в период действия вышеназванных образовательных стандартов, профессиональные компетенции, направленные на реализацию восстановительно-профилактической деятельности в процессе профессиональной деятельности не сформированы должным образом.
Также существует ряд противоречий, выявленных нами при проведении анкетирования слушателей дополнительных образовательных программ, заключающихся между, во-первых, не всегда адекватной оценкой специалистами реального значения и эффекта от применения ВПС (как в плане их гипероценки, так и недооценки) и незнанием противопоказаний к их применению, а, во-вторых, слабой межведомственной координацией данного вопроса Минспорта и ФМБА, недостаточным количеством качественно проводимых достоверных научных исследований по проблеме использования ВПС и наличием большого количества неквалифицированных лиц, вовлеченных в их практическое применение.
С целью восполнения данного пробела было решено разработать и реализовать специальную дополнительную образовательную программу в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и Методических рекомендаций по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн по теме «Использование современных восстановительно-профилактических средств в командно-игровых видах спорта (виды спорта: футбол и регби)». Содержание программы учитывало требования профессионального стандарта «Тренер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 193н. Целью программы было совершенствование профессиональных компетенций слушателей, направленное на эффективное использование современных восстановительно-профилактических средств в командно-игровых видах спорта в процессе проведения тренировочных мероприятий. К ее разработке и преподаванию были привлечены специалисты - практики из сферы спорта и медицины.
Коды совершенствуемых компетенций в соответствии с ФГОС ВО Физическая культура (уровень бакалавриат) соответствовали:
• ПК-8 - способностью использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основах и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спорта;
• ПК-12 - способностью использовать в процессе спортивной подготовки средства и методы профилактики травматизма и заболеваний, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста и пола обучающихся.
Планируемые результаты обучения компетенции ПК-8 выражались в совершенствовании знаний основ функциональной анатомии применительно к избранному виду спорта и особенностей оценки функционального состояния суставно-мышечного аппарата занимающихся различного пола и возраста в ИВС, а также в умении проводить тестирование различных мышечных групп и оценку их функционального состояния с целью использования полученные данные в тренировочном процессе.
Планируемые результаты обучения компетенции ПК-12, заключались в совершенствовании знаний о современных ВПС, используемых в тренировочном процессе, а также в умении применять современные средства, направленные на восстановление работоспособности, профилактику травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата в процессе тренировочных занятий, организовывать восстановительные мероприятия с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности спортсменов.
Категория слушателей - тренеры, имеющие высшее образование по направлению подготовки Физическая культура (бакалавриат или специалитет) и/или лица, получающие высшее образование по направлению подготовки Физическая культура (бакалавриат или специалитет) и работающие со спортсменами на этапах: учебно-тренировочном (1215 лет) и спортивного совершенствования (16-17 лет) по видам спорта футбол и регби.
Форма обучения - очная, трудоемкость программы - 36 часов (24 часа обязательных учебных занятий и 12 часов самостоятельной работы).
Содержание программы включало два основных раздела:
1) Основы функциональной анатомии и травмы в футболе и регби.
2) Современные восстановительно-профилактические средства.
Первый раздел включал три большие темы:
• 1.1. Основы функциональной анатомии ОДА
• 1.2. Особенности травм и заболеваний ОДА в футболе и регби.
• 1.3. Тестирование суставно-мышечного аппарата у спортсменов.
Второй раздел состоял из тем по следующей проблематике:
• Современные восстановительно-профилактические средства. Зарубежные тенденции комплексного использования различных восстановительно-профилактических средств.
• Использование нормобарической гипокситерапии и аэроионизации в тренировочном процессе.
• Разминка ФИФА: что, как и почему.
• Постизометрическая релаксация: особенности применения в тренировочном процессе.
• Кинезиотейпирование: мобилизующее, поддерживающие и посттравматическое (вторичная профилактика): особенности использования в тренировочном занятии.
Текущий контроль реализовывался преподавателями, осуществляющими учебный процесс по программе, на теоретических и практических занятиях в форме беседы и обсуждения, а также по результатам проверки оценочных материалов, которыми служили задания для самостоятельной работы, оформленные в письменном виде.
Итоговая аттестация проводилась в конце обучения и происходила на основании оценки активности участия слушателей в аудиторных занятиях, а также результатов проверки выполненной самостоятельной работы. Зачет автоматически получали слушатели, посетившие все аудиторные занятия, активно участвующие в них и выполнившие самостоятельную работу в полном объеме. Слушатели, которые не получили зачет «автоматом», выполняли на последнем занятие в парах практическое задание, заключающееся в анализе предложенного практического случая и принятии решения по выбору и использованию ВПС в тренировочном занятии.
Целью таких заданий была оценка уровня сформированности компетенций слушателей в процессе решения смоделированной проблемной ситуации. Например, в экзаменационном билете итоговой аттестации слушателям сообщалось, что «Перед началом тренировки один из занимающихся жалуется на нестабильность правого коленного сустава. Вы знаете, что около года назад ваш занимающийся перенес ушиб коленного сустава, без повреждений мениска и передней и задней крестообразной связки. Ваши действия?» или «Перед началом тренировки один из занимающихся жалуется на сильную боль в икроножных мышцах. Вы знаете, что у вашего занимающегося плоскостопие. Ваши действия?»
В процессе обучения применялись следующие виды образовательных технологий - лекции с демонстрацией презентаций, практические занятия, технологии развивающего и проблемного обучения, научно-исследовательские технологии и самостоятельная работа.
Практические занятия включали в себя выполнение слушателями задания, направленные на обучение тестированию мышечно-суставного аппарата спортсменов, а также на ознакомление и практическое владение современными ВПС в тренировочных занятиях.
Технологии развивающего и проблемного обучения были направлены на формирование и развитие проблемного мышления у слушателей, их мыслительной активности, способности формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения при возникновении отклонений от заранее запланированных условий и состояний.
Научно-исследовательские технологии включали педагогические наблюдения на тренировочных занятиях, проводимых слушателями, сбор информационных материалов и их первичную обработку, использование теоретических знаний для получения новой информации, интерпретацию результатов исследований, опрос и статистические методы исследования.
В период освоения программы самостоятельная работа слушателей выступала в форме индивидуальной учебной деятельности, обеспечивающей совершенствование профессиональных компетенций.
Предложенная программа вызвала большой интерес у специалистов Москомспор-та, в обучении приняли участие 48 тренеров. 53% слушателей отметили, что более 75% учебного материала было для них новым, интересным и полезным с практической точки зрения, 36% респондентов утверждали, что около 50% содержания программы была для них ранее не изученной. Никто из опрошенных не отметил преподаваемый материал как устаревший.
Все из предложенных тем были востребованы. Наиболее интересными были темы по практическому использованию разминки ФИФА, кинезиотейпированию и тестирова-
нию суставно-мышечного аппарата (рисунок 1). 83,3% респондентов изъявили желание продолжить повышение своей квалификации по предложенной тематике.
Аэроионизация Нормобарическая гипоксикация Постизометрич. релаксация Кинезиотейпирование Проприорецепт. тренировка Тестирование суставно-мыш. аппарата Разминка ФИФА
8% =1 9 =1 9
I
□ 16%
14% 15%
□ 18%
0%
5%
10%
15%
20%
Рисунок 1
Тематическое предпочтение слушателей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация 36-часовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, посвященной применению восстановительно-профилактических средств в командно-игровых видах спорта, направленной на совершенствование профессиональных компетенций тренерских кадров, нацеленных на эффективную реализацию такого профессионального вида деятельности как тренерская, показала, что программы по данной проблематике являются действительно востребованными и пользуются большим интересом у слушателей.
Представляется целесообразным продолжить дальнейшую разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ по данному направлению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блеер, А.Н. Конкурентоспособность российских специалистов в условиях глобализации: курс на прогностическое образование / А.Н. Блеер, А.В. Скотникова // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 2. - С. 3-10.
2. Масягина, Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации / Н.В. Масягина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11384 (дата обращения: 07.11.2016).
3. Масягина, Н.В. Профессиональные компетенции специалиста по физической культуре и спорту / Н.В. Масягина Н.В. // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 44-46.
4. Пешков, В.Ф. Педагогическая система профессиональной восстановительно-профилактической подготовки педагогов по физической культуре : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Пешков Владимир Федорович. - Томск, 2009. - 48 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 - Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс] // URL : www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/ prm234-1.pdf (дата обращения: 07.11.2016).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034500 - Спорт (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] // URL : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/ prm1160-1.pdf (дата обращения: 06.11.2016).
REFERENCES
1. Bleer, A.N. and Skotnikova, A.V. (2016), "Russian Specialists' Competitive Abilities under Globalization Conditions: Focus on Future Education", VestnikSportivnoy Nauki, Vol. 2, pp.3-10.
2. Masyagina, N.V. (2013), "The principles of training for sports and sports branch in system of additional education of the Russian Federation", Modern problems of science and education, Vol. 6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11384 (reference date: 07.11.2016).
3. Masyagina, N.V. (2015), "Professional competences of specialist in physical culture and sport", Theory and Practice of Physical Culture, Vol. 9, pp.44-46.
4. Peshkov. V.F. (2009), Pedagogical System of Professional Rehabilitation and Preventive Sports Teachers Training, dissertation, Tomsk.
5. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034300 Physical education (qualification (degree) "Bachelor"), available at: www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/ prm234-1.pdf (reference date: 07.11.2016).
6. The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034500 Sport (qualification (degree) "master"), available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1160-1.pdf (reference date: 01.20.2016).
Контактная информация: aholzer@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.11.2016
УДК 796.332
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА
Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), г. Смоленск
Аннотация
В статье предложен новый подход к рассмотрению двух ключевых понятий - игровая ситуация и человеческая индивидуальность. Средства и методы спортивной тренировки, с одной стороны, должны обеспечивать пространство для самостоятельного принятия решения, с другой, направлены на индивидуальность игроков во всей ее целостности телесной, чувственной и мыслительной сфер. Процесс игрового взаимодействия исследуется в аспекте целостности восприятия согласно теории гештальт-психологии. С исследовательской точки зрения для авторов представляют интерес педагогические аспекты управления воспитанием игрового мышления футболистов, а также специфика актуализации мысленного принятия решения в конкретике пространства и времени посредством чувственного переживания пространственно-временных фигур и узоров.
Ключевые слова: футбол, игровое мышление, игровая ситуация, процесс принятия решения, человеческая индивидуальность, целостное восприятие, чувство, геометрические формы.
FORMATION OF GAME THINKING IN THE ASPECT OF HOLISTIC HUMAN
BEING
Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
This article proposes the new approach to the consideration of two key concepts - game situation and human individuality. The means and methods of sport training, on one hand, should provide space for the independent decision-making, on the other hand, be focused on the individuality of the players in all its integrity, including corporal, sensory and mental spheres. Process of game interaction has been investigated in the aspect of the integrity of the perception according to the theory of Gestalt psychology. From the research point of view, the authors are interested in the pedagogical aspects of the management of the education of the players' game thinking, as well as the specifics of the actualization of the mental decisionmaking in the specifics of the space and time through the sensory experience of the space-time shapes and patterns.
Keywords: football, game thinking, game situation, decision-making process, human personality, Gestalt perception, feeling, geometric shapes.
ВВЕДЕНИЕ
Футбол, наряду с другими командными спортивными играми, является игрой, которая предъявляет особые требования не только к проявлению двигательных способно-