ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Н.В. МАСЯГИНА,
Московский учебно-спортивный центр Москомспорта;
Э.А. ЗЮРИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В статье изложены основные направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов физкультурно-спортивной отрасли г. Москвы посредством совершенствования и массового внедрения в образовательную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий. Рассматриваются условия (информационно-коммуникационная образовательная среда) для организации образовательного пространства в рамках аудиторной и самостоятельной работы в процессе повышения квалификации, создание инструментария, автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: повышение квалификации, информационно-коммуникационные технологии, информационно-коммуникационная образовательная среда, автоматизированная информационная система.
Abstract
The article outlines the main positions
of the professional development
and professional retraining of the specialists
of the physical culture and sports industry in Moscow
through the improvement and mass introduction
of modern information and communication technologies
into the educational activity. The conditions
(information and communication educational
environment) for the organization
of the educational space within the framework
of classroom and independent work in the process
of professional development, creation of tools, automated
information system for collecting,
analyzing and presenting information
on the implementation of additional vocational
education are considered.
Keywords: advanced training, information and communication technologies, information and communication educational environment, automated information system.
Актуальность
Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности ставят перед отраслью приоритетные задачи обеспечения инновационного характера развития образования, в том числе и в системе дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Качественное повышение квалификации, отвечающее современным требованиям развивающегося информационного
общества необходимо вести в информационной образовательной среде с использованием информационно-коммуникационных технологий и в условиях непрерывного образования.
Решение данных задач возможно с помощью совершенствования и массового внедрения в образовательную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
С*)
Цель исследования. Анализ информатизации системы дополнительного профессионального образования физкультурно-спортивной отрасли.
Методы исследования. При проведении исследований использовались следующие методы исследования: наблюдение, опрос, анкетирование, сравнение, анализ, системные методы.
Результаты исследования и их обсуждение
Повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов физкультурно-спортивной отрасли, по нашему мнению, следует проводить в рамках специальной организации, имеющей лицензию на оказание образовательных услуг, несущую фактическую ответственность за качество образовательных программ [3]. Для этого требуется: формирование готовности к процессу повышения квалификации; создание условий (информационно-коммуникационной образовательной среды) для организации образовательного пространства в рам-
ках аудиторной и самостоятельной работы в процессе повышения квалификации; создание инструментария (образовательного Web-ресурса автоматизированной информационной системы сбора, анализа и представления информации о реализации ДПО и профессионального обучения в учреждениях физкультурно-спортивной отрасли), позволяющего оперативно отслеживать потребность в ДПО, контингент, нуждающийся в данной образовательной услуге; контроль качества знаний и образовательного процесса, возможность избрания индивидуальной траектории образования в рамках повышения квалификации [4].
В настоящее время в структуре Департамента спорта и туризма г. Москвы (по данным федерального статистического наблюдения за организациями, осуществляющими спортивную подготовку, по форме № 5-ФК за 2017 г.) подготовку спортивного резерва осуществляют 112 организаций (рис. 1).
40
35 ?30
о 25
т
§ 20
I15 * 10
5
0
?я
4 „ 4 -
ЦСиО Спорт. УОР колледжи
ЦСП ЦСТиСК ЦФКиС ДРУ™е учреждения
Рис. 1. Количество физкультурно-спортивных организаций подведомственных комитету по физической культуре и спорту г. Москвы
Представленные данные показывают многообразие существующих в г. Москве физкультурно-спортивных организаций, которые имеют различные цели и задачи по подготовке спортивного резерва по видам спорта, этапам подготовки и имеющие квалифицированный тренерский состав. На текущий момент численность работников физкультурно-спортивной отрасли, подведомст-
80 _ 70 60 50 40 30 20 10 0
чР
О4
О ш I-
о ш
X
о
79,4
О,О
Специалисты
венных Москомспорту учреждений, составляет более 20 000 чел. Из них тренеры и инструкторы-методисты -более 5 300 чел.
На рисунке 2 представлен качественный показатель специалистов организаций, подведомственных комитету по физической культуре и спорту г. Москвы.
I - с высшим профессиональным образованием;
II - имеющие среднее профессиональное образование;
III - не имеющие профессионального образования
Рис. 2.
Качественный показатель специалистов организаций, подведомственных комитету по физической культуре и спорту г. Москвы
Число тренеров с высшим профессиональным образованием в области физической культуры и спорта составляет 79,4% от штатной численности тренеров; число тренеров, имеющих среднее профессиональное образование, чуть больше 14%; штатных тренеров, не имеющих профессионального физкультурного образования - 5,6%.
Таким образом, в рамках требований к качеству подготовки спортивного резерва возникает необходимость поиска механизмов интенсификации подготовки специалистов, оперативного и своевременного реагирования на проблемы и задачи, формирующиеся в отрасли последние несколько лет.
В направлении этой деятельности в ГБУ ДПО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта (далее - Центр) создана автоматизированная информационная система сбора, анализа и представления информации о реализации ДПО - повышения квалификации и профессиональной переподготовки в подведомственных Москомспорту учреждениях. Целью создания и реализации данной системы являются: повышение оперативности, эффективности и качества сбора, анализа и представления статистической информации о реализации дополнительных профессиональных программ в подведомственных Москомспорту учреждениях; выработка решений по управлению сферой ДПО в соответствии с современными требованиями, а также по сохранению и развитию кадрового потенциала физкультурно-спор-тивной отрасли.
Основными задачами деятельности автоматизированной информационной системы являются [1]:
• автоматизация сбора, обработки и комплексного анализа статистической информации с учетом персональных данных специалистов, о реализации дополнительных профессиональных программ в Центре;
• автоматизация формирования учебных групп по видам спорта (другой физкультурно-спортивной и административно-хозяйственной деятельности), уровням подготовки, особенностям индивидуальной образовательной траектории (в рамках модуля программы);
• вычисление и контроль статистических показателей функционирования сферы ДПО на основе аккумулированных данных;
• формирование статистической отчетности на уровне Департамента спорта и туризма г. Москвы;
• разработка инновационных и своевременных программ повышения квалификации на основании статистических данных пополняемого перечня аналитических отчетов разных типов и их последующий анализ;
• обеспечение персонализированной работы в системе разных категорий пользователей и предоставление наборов сервисов в соответствии с ролевым профилем через систему личных кабинетов по контролю качества образовательного процесса.
Решение данных задач позволяет осуществлять мониторинг качества специалистов отрасли, в том числе вести реестр специалистов с персональными данными. Это позволяет в автоматизированном режиме отслеживать необходимость получения своевременной информации о наличии специалистов в тех или иных организациях; направлениях спортивной подготовки, которые они осуществляют; наличии иных профессий в организации, осуществляющей спортивную подготовку, от профессионализма которых напрямую или косвенно зависит успех подготовки спортсмена и качество деятельности отрасли; о времени, прошедшем с момента последнего повышения квалификации специалистов и т.д.
Данная автоматизированная система позволяет учебному отделу и руководителям подведомственных Мос-комспорту организаций проводить систематическое наблюдение за профессиональными показателями всех специалистов отрасли и своих специалистов в частности.
Это дает возможность планировать работу организации, осуществляющей реализацию дополнительных образовательных программ ДПО по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, по формированию учебных групп; оперативно доводить до специалистов актуальную информацию об инновациях в области подготовки спортивного резерва, особенностях тренировочного процесса и т.д., а также правильно выбирать содержание образования для разработки программ.
Вторым направлением разработанной нами системы является проведение автоматизированного процесса контроля знаний. Работа со слушателями в организации, осуществляющей реализацию образовательных программ ДПО по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, предусматривает проверку их знаний, как при входном и текущем контроле, так и при окончании обучения. Это значит, что в каждой конкретной учебной группе осуществляется контроль получаемых знаний, которые представляют собой разность выходных и входных объемов. Такой контроль позволяет оценить работу преподавателей и организаторов учебного процесса и в случае необходимости производить соответствующую корректировку учебного процесса. Кроме того, такой контроль позволяет точно информировать слушателей об уровне их профессиональных компетенций и оперативно реагировать на внешние и внутренние проблемы отрасли с помощью повышения квалификации [2].
В процессе функционирования баз данных для систематизации, хранения и представления информации используются специальные сервисные программные средства, которые играют центральную роль в функционировании хранилища специально организованных и логически связанных информационных элементов.
Анализ процесса повышения квалификации работников, подведомственных Москомспорту, показывает, что внедрение в образовательный процесс средств ИКТ оказывает положительное влияние на процесс повышения квалификации специалистов. Так, на данный момент в систему загружено 100% организаций, подведомственных Москомспорту, создан реестр специалистов, ведется мониторинг их знаний.
За 2016 и 2017 гг. в Центре прошли повышение квалификации более 5 400 чел., из них 4 900 чел. проходили тестирование в программе.
Обучение проводилось по 23 видам спорта - баскетболу, лыжным гонкам, плаванию, футболу, боксу, велоспорту, тяжелой атлетике, волейболу, дзюдо, самбо, конькобежному спорту, большому теннису, настольному теннису, гребле на байдарках и каноэ, скандинавской ходьбе, бочча, художественной гимнастике, спортивной акробатике, синхронному плаванию, фигурному катанию, акробатическому рок-н-роллу, греко-римской борьбе, регби.
Исходя из полученных статистических данных пополняемого перечня аналитических отчетов и их последующего анализа, нами предлагаются различные формы повышения квалификации, выбор образовательных программ и индивидуальных траекторий образования.
Выводы
Создание единой информационной автоматизированной платформы сбора, анализа и представления информации о реализации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в учреждениях, подведомственных Москомспорту, позволяет
интенсифицировать образовательный процесс, совершенствовать систему подготовки тренерских кадров для организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, разработку и утверждение порядка присвоения квалификационных категорий тренерам и иным специалистам.
Литература
1. Маеягина, Н.В. Развитие системы дополнительного образования как фактор повышения эффективности функционирования физкультурно-спортивной отрасли: монография. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - С. 34-48.
2. Масягина, Н.В. Непрерывное образование как инновационный процесс // Теория и практика физической культуры. - № 4. - 2014. - С. 11-15.
3. Масягина, Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе допол-
нительного образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электрон. научн. журн. - 2013. - № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11384 (дата обращения: 06.04.2015).
4. Терентьева, Н.М. Педагогические проблемы информатизации системы дополнительного профессионального образования в России // Мир образования - образование в мире. - 2011. - С. 137-143.
References
1. Masyagina, N.V. Development of the system of additional education as a factor to improve the performance of the physical culture and sports industry: monograph. -Moscow: National Book Center, 2014. - Pp. 34-48.
2. Masyagina, N.V. Continuing Education as an Innovative Process // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. -No. 4. - 2014. - Pp. 11-15.
3. Masyagina, N.V. Principles of training personnel for the physical culture and sports in the system of additional
education of the Russian Federation [Electronic resource] // Sovremenniye problemi nauki i obrazovaniya: elektron. nauchn. zhurn. - 2013. - No 6. - URL: www.science-edu-cation.ru/113-11384 (reference date: 06/04/2015).
4. Terent'eva, N.M. Pedagogical problems of informatization of the system of additional vocational education in Russia // Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire. - 2011. -Pp. 137-143.