Научная статья на тему 'Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации'

Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зюрин Эдуард Адольфович

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает профессионализм кадров, которые являются проводником реформ проводимых в нашей стране. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров для физкультурно-спортивной отрасли. В статье представлена система принципов разработанной нами концепции повышения квалификации специалистов в области физкультурно-спортивной деятельности, выстроенная и ранжированная на основе проведенного теоретического анализа и научнометодологического изыскания в области дополнительного профессионального образования, позволивших экстраполировать идеи современной теории и методики физической культуры и спорта на систему непрерывного повышения квалификации. Выделенные нами ряд принципов концепции непрерывного повышения квалификации, отра-жают идею профессиональной подготовки специалиста физкультурноспортивной отрасли в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зюрин Эдуард Адольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES FOR TRAINING SPORT AND SPORTS INDUSTRY IN ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

At the moment of particular relevance and importance of professionalism frames that are conductor reforms underway in the country. In these circumstances, one of the most important tasks is the organization focused additional professional education, providing training and retraining of personnel for physical culture and sports industry. The article presents a system of principles that we developed the concept of professional development in the field of sports activity, which was built and ranked on the basis of theoretical analysis and scientific and methodological research in the field of additional vocational training, allowed to extrapolate the idea of the modern theory and methods of physical culture and sports in the system continuous improvement qualification. Dedicated us some principles the concept of continuing professional development, reflect the idea of training professional sports and the sports sector in the system of additional vocational training

Текст научной работы на тему «Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации»

ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зюрин Эдуард Адольфович Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «<Юность России», г. Москва, Россия

PRINCIPLES FOR TRAINING SPORT AND SPORTS INDUSTRY IN

ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Zyurin Eduard Adolfovich Social and public athletic and sports Association « Youth of Russia», Moscow, Russia

Аннотация. В настоящее время особую актуальность и значение приобретает профессионализм кадров, которые являются проводником реформ проводимых в нашей стране. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров для физкультурно-спортивной отрасли. В статье представлена система принципов разработанной нами концепции повышения квалификации специалистов в области физкультурно-спортивной деятельности, выстроенная и ранжированная на основе проведенного теоретического анализа и научно-методологического изыскания в области дополнительного профессионального образования, позволивших экстраполировать идеи современной теории и методики физической культуры и спорта на систему непрерывного повышения квалификации. Выделенные нами ряд принципов концепции непрерывного повышения квалификации, отра-жают идею профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного профессионального образования.

Summary. At the moment of particular relevance and importance of professionalism frames that are conductor reforms underway in the country. In these circumstances, one of the most important tasks is the organization focused additional professional education, providing training and retraining of personnel for physical culture and sports industry. The article presents a system of principles that we developed the concept of professional development in the field of sports activity, which was built and ranked on the basis of theoretical analysis and scientific and methodological research in the field of additional vocational training, allowed to extrapolate the idea of the modern theory and methods of physical culture and sports in the system continuous improvement qualification. Dedicated us some principles the concept of continuing professional development, reflect the idea of training professional sports and the sports sector in the system of additional vocational training.

Актуальность. Преобразования, происходящие в развитии нашего общества, ставят перед образованием новые цели и задачи по развитию человеческого ресурса, так необходимого для инновационной экономики страны. Способность системы образования решать ууказаные задачи удовлетворяя общество в высококачественных кадровых ресурсах выстраивает перспективу экономического и духовного развития страны [5].

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает профессионализм кадров, которые являются проводником реформ реализуемых в нашей стране. В этих условиях одной из важнейших задач становится организация целенаправленного дополнительного профессионального образования, обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку кадров для физкультурно-спортивной отрасли.

В настоящее время тренеры и другие работники физической культуры и спорта находятся в поиске новых источников знаний по профессии, способных качественно повысить их деятельность. Постепенно становится востребованной идея непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта, позволяющая повышать свою квалификацию систематически и существенно. С этой целью тренерский состав давно прибегает к тем методам, которые приносят положительный результат. Однако применяют эти методы одним или несколькими специалистами в частном порядке в отдельных случаях, что не позволяет решать проблему системно. Необходимы кардинальные меры в деле повышения квалификации кадров с использованием всех современных образовательных технологий и методик способствующих повышению качества знаний. При этом надо поднимать квалификацию не отдельных специалистов, а всех специалистов в области физической культуры и спорта на регулярной основе. Таким образом, необходимо создание системы дополнительного образования, которая обеспечивала бы рост профессиональной компетентности кадров, обновление теоретических и прикладных знаний специалистов, повышающих качество оказываемых услуг в физкультурно-спортивной отрасли страны [4].

Методы исследования. Проведены педагогические исследования, аналитические заключения, обмен опытом с квалифицированными специалистами в области физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Основу и новизну разработанной нами концепции непрерывного повышения квалификации специалистов в области физкультурно-спортивной деятельности составляет система принципов, выстроенная и ранжированная исходя из проведенного теоретического анализа и научно-методологического изыскания в области дополнительного профессионального образования, позволившего экстраполировать идеи современной теории и методики физической культуры и спорта на систему непрерывного повышения квалификации в области дополнительного профессионального образования.

В ходе методологических исследований был выделен ряд принципов концепции непрерывного повышения квалификации, отражающих идеи

профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной области. Основными принципами построения и функционирования системы непрерывного профессионального образования подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации являются следующие:

1. Ориентированность системы на реализацию единой государственной политики в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для физкультурно-спортивной отрасли [7].

Система должна функционировать таким образом, чтобы подготовка кадров для физкультурно-спортивной отрасли способствовала всестороннему пониманию сущности проводимой государственной политики в области физической культуры и спорта, и эффективно реализовывалась ими в практической деятельности.

2. Непрерывность процесса обучения каждого специалиста физкультурно-спортивной отрасли.

Этот принцип предполагает, что каждый специалист физкультурно-спортивной отрасли должен быть охвачен системой непрерывного профессионального образования подготовки кадров в области физической культуры и спорта.

3. Отбор и привлечение кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивающих высокую эффективность функционирования системы.

Эффективность системы непрерывного профессионального образования кадров физкультурно-спортивной отрасли обеспечивается подбором контингента, наиболее удовлетворяющего по своим способностям требованиям к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта. У которых просматривается потребность в получении соответствующих специальных знаний в процессе деятельности. Получившие соответствующую профессиональную подготовку (переподготовку) кадры должны занять место в профессии в соответствии с их потребностями и знаниями, что позволит им, более эффективно выполнять функции на своем рабочем месте.

4. Опережающий характер обучения.

Этот принцип предполагает такое функционирование системы, когда использование последних нововведений в науке и практике физической культуры и спорта позволит специалисту решать более сложные задачи в области физкультурно-спортивной деятельности.

5. Принцип фасилитации.

Реализация этого принципа заключается в опоре на творческий потенциал обучающегося, в искренней вере и поддержке его стремления к самоактуализации и самореализации. Следовать принципу фасилитации -значит активно включать обучающегося в деятельность, создавая предпосылки самоорганизации и саморазвития личности. Принцип фасилитации оказывает системообразующее влияние на компоненты образовательного процесса и ориентирован на разрешение противоречий в системе непрерывного повышения квалификации, уменьшение влияния

когнитивного диссонанса, добавляя новые когнитивные элементы в систему знаний индивида [1].

6. Принцип элективности

Принцип элективности заключается в обеспечении возможности выбора индивидуальной траектории профессионального самообразования специалиста в области физкультурно-спортивной деятельности. Он означает предоставление слушателю свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, так как взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

Принцип элективности предполагает создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся, предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования [1].

7. Единство гуманитарной, управленческой, экономической и правовой подготовки в сочетании с углубленной специализацией в области физической культуры и спорта.

В соответствии с этим принципом знания и навыки специалиста физкультурно-спортивной отрасли должны включать четыре главных блока:

- гуманитарно-обществоведческий как базовый, дающий общее понимание социальных процессов, методологию и методику их изучения и решения социальных проблем;

- управленческий (менеджерский) как центральный, выражающий технологическую сущность управления;

- экономический, дающий возможность анализа экономической базы социальных явлений и экономических возможностей управленческих решений;

- правовой, дающий возможность оценивать правовую состоятельность управленческих решений [8].

8. Оптимальность сочетания всех видов дополнительного профессионального, послевузовского образования; гибкость системы.

Система должна охватывать все уровни физкультурно-спортивной деятельности, а значит - включать все уровни образования, причем, сочетание этих уровней должно быть оптимальным для существующей кадровой ситуации и меняться с изменением этой ситуации.

Выводы. На основании проведенных исследований, личных аналитических заключений, обмена опытом с квалифицированными специалистами физической культуры и спорта и последних наблюдений в сфере физической культуры и спорта можно прийти к таким выводам:

1. Систематическое повышение квалификации является актуальнейшей задачей нашей отрасли, позволяющей реально поднять уровень современной подготовки физкультурно-спортивных кадров.

2. Повышение квалификации физкультурно-спортивных работников должно осуществляться в виде регулярных учебных занятий, включённых в систему непрерывного образования специалистов.

3. Система повышения квалификации должна охватить персонал физкультурно-спортивных организаций и предоставить им реальную возможность совершенствовать свою повседневную работу.

Таким образом, выделенные принципы концепции непрерывного повышения квалификации, отражающие идеи профессиональной подготовки специалиста физкультурно-спортивной отрасли определяют пути преобразования научного и инновационного комплексов системы непрерывного образования в области дополнительного профессионального образования в высококачественный кадровый ресурс, который своим трудом будет способствовать воспитанию здорового поколения, а это в свою очередь будет способствовать качественному обновлению и развитию страны.

Со

Список литературы

1. Возгова З.В. Принципы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3.

2. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: моногр. /В. В. Латюшин, В. В. Базелюк, Р. С. Димухаметов, Л.И. Дудина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. - 189 с.

3. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социокультурной сфере: дис. ... д-ра пед. наук /Т.Э. Мангер. - Тамбов, 2008.

4. Повышение квалификации специалистов Москомспорта: моногр. / Н.В. Масягина. - М.: Национальный книжный центр. 2013. - 123 с.

5. Подготовка учителя в структуре многоуровневого образования: Монография / Под общ. ред. проф. В.Л. Матросова. - М., 2011. - 165 с.

6. Физическая культура и спорт: непрерывное образование: моногр. / С. В. Начинская, Н.В. Масягина. - М, 2012. - 92 с.

7. Цыганкова Т. В. Индивидуализация переподготовки управленче-ских кадров инвестиционной сферы в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Барнаул, 2011. - 23 с.

8. Черепанов Н.П. Управляемое самообразование муниципальных служащих как средство повышения квалификации: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2009. - 23 с.

,_Q

^ References

kJ

1. Vozgova SV The principles of continuous improvement of professional skill of scientific and pedagogical workers // Modern problems of science and education. -2011. - № 3.

2. Conceptual bases of development and implementation of a multi-level system of continuous vocational training the teaching staff: monograph. /V. V. Latyushin, VV Bazelyuk, RS Dimuhametov, LI Dudin. - Chelyabinsk Ltd. "Publisher REKPOL", 2009. - 189 p..

3. Manger TE Diversification of the system of continuous education in the socio-cultural sphere: dis. ... Dr. ped. Science / TE Munger. - Tambov, 2008.

4. TRAINING SPECIALISTS Moskomsporta: monograph. /NV Masyagina. - M.: The National Book Centre. 2013. - 123 p.

5. Preparation of the teacher in the structure of multi-level education: Monograph / Under total. Ed. prof. VL Matrosov. - M, 2011. - 165 p.

6. Physical Culture and Sports: continuing education: monograph. / SV Nachinskaya, NV Masyagina. - M, 2012. - 92 p.

7. Tsygankov TV Personalisation retraining upravlenche-ray shots investment sphere in system of additional vocational training: Abstract. Dis. ... Cand. ped. Sciences. - Barnaul, 2011. - 23 p.

8. Cherepanov NP Guided self-study of municipal employees as a means of training: Abstract. Dis. ... Cand. ped. Sciences. - Novokuznetsk, 2009. - 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.