Научная статья на тему 'Реализация концепции непрерывного образования через центры непрерывного обучения специалистов физкультурно-спортивного профиля'

Реализация концепции непрерывного образования через центры непрерывного обучения специалистов физкультурно-спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORTS ACTIVITY / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL LEARNING PATHS / ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / THE CENTER OF LIFELONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масягина Наталья Васильевна

На сегодняшний день непрерывное образование имеет существенное значение. Становится актуальной реализация индивидуального подхода в образовании, где процесс обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности. Особенно это относится к поствузовскому образованию. В статье проведен анализ образовательного процесса в системе непрерывного образования, сформулирован алгоритм организации непрерывного обучения центром учебно-спортивной подготовки, выявлены особенности построения образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масягина Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the concept continuing education through lifelong learning centers for specialists in sports and physical education

To date, the continuing education plays a significant difference. Becomes actual realization of an individual approach to education, where the learning process involves learning to choose the right learning content and activities. This applies particularly to post-graduate education. The article analyzes the educational process in the system of lifelong learning algorithm formulated the organization of continuous training center for teaching and sports training, the peculiarities of the construction of educational programs.

Текст научной работы на тему «Реализация концепции непрерывного образования через центры непрерывного обучения специалистов физкультурно-спортивного профиля»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ЦЕНТРЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Н.В. МАСЯГИНА, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта

Аннотация

На сегодняшний день непрерывное образование имеет существенное значение. Становится актуальной реализация индивидуального подхода в образовании, где процесс обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности. Особенно это относится к поствузовскому образованию. В статье проведен анализ образовательного процесса в системе непрерывного образования, сформулирован алгоритм организации непрерывного обучения центром учебно-спортивной подготовки, выявлены особенности построения образовательных программ.

Ключевые слова: система образования, физкультурно-спортивная деятельность, повышение квалификации, специалист, индивидуальная траектория обучения, центр непрерывного обучения, повышение квалификации.

Abstract

To date, the continuing education plays a significant difference. Becomes actual realization of an individual approach to education, where the learning process involves learning to choose the right learning content and activities. This applies particularly to post-graduate education. The article analyzes the educational process in the system of lifelong learning algorithm formulated the organization of continuous training center for teaching and sports training, the peculiarities of the construction of educational programs.

Key words: education system, sports activity,

training, specialist, individual learning paths,

the center of lifelong learning, professional development.

Актуальность

Сложившаяся система образования в России предполагает исключительно коллективный характер. Каждый курс вуза состоит из студенческих групп, где одновременно по одной и той же программе обучаются 20-30 учащихся. Программа предполагает одни и те же лекции и практические занятия, зачеты, экзамены, практические тренинги. Индивидуальная работа студентов наблюдалась только в самостоятельных письменных работах и в ответах учащихся на зачетах и экзаменах. Другие виды индивидуального обучения сопряжены с огромными затратами и предполагают наличие очень большого количества высококвалифицированных преподавателей, большого количества мест обучения и других необходимых затрат.

На сегодняшний день в образовании индивидуализация процесса обучения имеет большое значение. Становится актуальной реализация индивидуального подхода в образовании. Индивидуализация процесса обучения предполагает право обучающегося на выбор содержания обучения и видов деятельности. Особенно это относится к поствузовскому образованию, когда специалист чувствует необходимость получения новых знаний, причем каждый специалист нуждается в собственной программе и собственных формах обучения.

Цель исследования

Изучение закономерностей проектирования непрерывного образования, способствующего улучшению подготовки кадрового резерва для физкультурно-спортивной отрасли.

Методы исследования

Изучение и анализ научно-методической литературы, педагогические исследования, оценка работы центра, наблюдения в сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение

Непрерывное обучение специалиста физической культуры и спорта представляет собой сложный процесс, требующий больших усилий как со стороны преподавателей, так и самих специалистов. По нашим представлениям, процесс непрерывного обучения требует определенных предварительных действий, позволяющих осуществить непрерывное обучение в таких образовательных учреждениях, как центры учебно-спортивной подготовки. Анализ полученных данных проведенного нами исследования позволил вывести алгоритм организации непрерывного обучения центром учебно-спортивной подготовки:

- создать общую картину возможных знаний по конкретной профессии;

- выразить выявленную картину в учебных часах (кредитах);

- создать методический справочник возможных учебных дисциплин;

- определить условия приема и обучения по заявленным дисциплинам.

Представленный алгоритм справедлив для специалистов, закончивших определенный вуз и готовых повышать свою квалификацию за счет новых разделов и новых дисциплин, появившихся в вузе после его обучения.

Обратим внимание на то, что современный специалист на конкретном рабочем месте может испытывать необходимость пополнения своих знаний не только по специальности, полученной им в вузе. Например, спортивный менеджер, получивший свою специальность в физкультурно-спортивном вузе, может испытывать серьезный недостаток знаний по проблемам юридическим, финансовым, психологическим и т.д. В этом случае ему необходимо приобщиться к обучению в другом вузе, не в физкультурно-спортивном. Из этого следует, что комбинация новых знаний - сам по себе вопрос, представляющий известную проблему, решение которой не под силу самому обучающемуся. Таким образом, мы вплотную подходим к необходимости создания новых образовательных учреждений, носящих в основном организационный характер. Их условно можно назвать центрами непрерывного обучения специалистов. Такие центры должны владеть полной информацией относительно учебных дисциплин, имеющихся в стране и за рубежом. Специалисты центров должны быть готовы осуществлять консультации по любому виду образования, позволяющие обучаемому получить индивидуальное образование, необходимое ему на текущий момент времени.

Предлагаемый алгоритм непрерывного образования в области физической культуры и спорта решает также другую, не менее важную задачу - формирование образования по личной программе, что, возможно, приведет к наличию множества специалистов, уникальных по своему значению. С этой целью специалисты должны знакомиться не только со своей профессией, но и со смежными, а также с другими нововведениями в отрасли. В этом случае они могут комбинировать блоки знаний и учебных дисциплин не только из своей профессии, но и из других сфер деятельности. В результате специалист будет получать не просто высшее образование, а образование, оптимальным образом подходящее к его конкретному рабочему месту.

Исходя из этого требуется пристальное внимание уделить неоткрытым (неопределенным, неизученным) частям некоторых учебных дисциплин.

Во-первых, они должны быть по каждой профессии, так как именно они определяют совершенствование и развитие каждой профессии.

Во-вторых, есть такое обучение, которое предполагает открытие и совершенствование таких разделов и таких дисциплин, - это обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

В-третьих, именно через открытие всего нового по своей профессии, возникающее в результате работы магистра, аспиранта и докторанта, возможно судить об эффективности работы таких форм обучения.

В-четвертых, определяя эти темы в дисциплинах каждой профессии, возможно осуществлять привлечение талантливых специалистов, желающих разрабатывать ту или иную тему и получать соответствующие экономические и материально-технические возможности для этого. Этим самым возможно приостановить «утечку мозгов» за рубеж и укрепить отечественную науку.

Идея непрерывного образования, особенно в таких мобильных и всеобъемлющих профессиях, как физическая культура и спорт, давно назрела. Это видно из того, что каждый специалист чувствует необходимость профессионального общения с другими специалистами, что приводит к новым разработкам и новым направлениям в науке. На пути к непрерывному образованию находятся центры повышения квалификации, целью деятельности которых является сообщение специалистам последних научных достижений и совершенствование их профессионального мастерства в пределах своих возможностей. Эти возможности следует расширить и усовершенствовать, что и приведет к непрерывному образованию.

Важным этапом официального признания концепции непрерывного образования стал «Саммит восьми» ^ - 8) в Петербурге летом 2006 г., где отмечалась необходимость «более активного и равноправного участия в системе образования взрослых за рамками среднего и высшего образования». Причем речь идет об обеспечении равного доступа к образованию граждан всех возрастов, независимо от социально-экономического положения, пола, вероисповедания, этнической принадлежности или физических возможностей.

Таким образом, ведущие тенденции развития мировой и российской образовательных систем как на уровне теории, так и практики, состоят в сближении различных подходов и позиций отдельных научных школ в вопросах выявления новых качественных характеристик, присущих инновационному образованию. Все это создает условия для формирования универсальной концепции современной системы дополнительного образования взрослых (включая повышение квалификации и профессиональную переподготовку) как важнейшего элемента обновленной системы непрерывного образования.

В обстановке новых экономических отношений, педагогических инноваций и интеграций образовательных процессов существенно изменяется отечественное образование в сфере физической культуры и спорта. Прежде всего, следует отметить ту значимость, актуальность и востребованность нашей профессии, которая на первый план выдвигает компетентных, опытных специалистов, преданных своему делу и обучающих самих себя на всем протяжении своей жизни. Несоответствие образования и профессионального опыта работников сразу же рождает несоответствие спроса и предложения на рынке физкультурно-спортивного труда, что влечет за собой перестановку кадров. Свидетельством тому является

сформировавшаяся в последнее время тенденция постоянной смены главных тренеров сборных команд, председателей федераций, руководителей крупных учреждений. Претерпевают изменения и сами учреждения и организации. Ушли в былое комитеты по физической культуре и спорту, возникло Министерство физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, которое, в свою очередь, также было преобразовано в Министерство спорта, Олимпийский комитет расширил свою деятельность за счет Паралимпийского комитета и т.д. Отечественные физкультурно-спортивные вузы успешно переходят на многоуровневое обучение, переходят на работу в соответствии с новым образовательным стандартом третьего поколения, разрабатывают новые программы обучения, реализующие политику здоровьесбережения, создают методики обновления типологии образовательных программ и программ развития физкультурно-спортивных учреждений, а также инновационные программы с нормативным закреплением. Все это повышает качество отечественного образования, делает его современным и востребованным, учитывающим новые запросы экономики в области физкультурно-спортивных кадров и приводит к необходимости обучать наших специалистов непрерывно.

К числу особенностей непрерывного образования относится тот факт, что специалист после окончания вуза имеет возможность продолжать свое образование дальше, так как практическая профессиональная жизнь ставит специалиста в такие рамки, когда на определенном этапе своей практики он сталкивается с необходимостью искать новые знания. Таким источником знаний на современном этапе могут стать центры непрерывного обучения и повышения квалификации - учреждения, в которых проводится многовекторная подготовка специалистов в области физкультурно-спортивного, медико-биологичекого, социально-психологического направления.

Выводы

Таким образом, учебные центры решают серьезнейшие проблемы практического непрерывного образования, способствуют росту профессиональной компетентности кадров. Оперативно реагируют на изменение целевых установок. Ориентируются на многочисленные физ-культурно-спортивные специализации, формируют условия гибкости системы непрерывного образования, позволяют формировать квалифицированный кадровый резерв для физкультурно-спортивной отрасли.

Литература

1. Масягина Н.В. Принципы подготовки кадров для физкультурно-спортивной отрасли в системе дополнительного образования Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 6; URL: www.science-education.ru/113-11384 (дата обращения: 24.02.2015).

2. Начинская С.В. Физическая культура и спорт: непрерывное образование: монография / С.В. Начинская, Н.В. Масягина. - М., Нац. книжный центр, 2012. -92 с.

3. Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и пер-

спективные решения. Сборник статей. / Московский педагогический государственный университет. - М., 2010. - 403 с.

4. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих: опыт, проблемы и пути совершенствования. Материалы учебно-методического семинара / Издательство РАГС. - М., 2002. - 303 с.

5. Обучение государственных служащих. Современное состояние и перспективы: учеб. пособие. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. -М., Изд. Дело, 2002. - 249 с.

References

1. Masyagina N.V. The principles of training for sports and sports branch in system of additional education of the Russian Federation // Modern problems of science and education. - 2013. - No. 6; URL: www.science-education. ru/113-11384 (date of the address: 24.02.2015).

2. Nachinskaya S.V. Physical culture and sport: continuous education: monograph / S.V. Nachinskaya, N.V. Masyagina. - M., National. book center, 2012. - 92 p.

3. Increase of professional competence of educators: actual problems and perspective decisions. Collection

of articles / Moscow pedagogical state university. - M., 2010. - 403 p.

4. Professional retraining and professional development of public servants: experience, problems and ways of improvement. Materials of an educational and methodical seminar / RAGS Publishing. - M., 2002. - 303 p.

5. Training of government officers. Current state and prospects. Manual. Ministry of Labour and social development of the Russian Federation. - M., Prod. Business, 2002. - 249 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.