4. Peshkov. V.F. (2009), Pedagogical System of Professional Rehabilitation and Preventive Sports Teachers Training, dissertation, Tomsk.
5. The federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034300 Physical education (qualification (degree) "Bachelor"), available at: www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/ prm234-1.pdf (reference date: 07.11.2016).
6. The Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 034500 Sport (qualification (degree) "master"), available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1160-1.pdf (reference date: 01.20.2016).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.11.2016
УДК 796.332
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА
Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), г. Смоленск
Аннотация
В статье предложен новый подход к рассмотрению двух ключевых понятий - игровая ситуация и человеческая индивидуальность. Средства и методы спортивной тренировки, с одной стороны, должны обеспечивать пространство для самостоятельного принятия решения, с другой, направлены на индивидуальность игроков во всей ее целостности телесной, чувственной и мыслительной сфер. Процесс игрового взаимодействия исследуется в аспекте целостности восприятия согласно теории гештальт-психологии. С исследовательской точки зрения для авторов представляют интерес педагогические аспекты управления воспитанием игрового мышления футболистов, а также специфика актуализации мысленного принятия решения в конкретике пространства и времени посредством чувственного переживания пространственно-временных фигур и узоров.
Ключевые слова: футбол, игровое мышление, игровая ситуация, процесс принятия решения, человеческая индивидуальность, целостное восприятие, чувство, геометрические формы.
FORMATION OF GAME THINKING IN THE ASPECT OF HOLISTIC HUMAN
BEING
Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
This article proposes the new approach to the consideration of two key concepts - game situation and human individuality. The means and methods of sport training, on one hand, should provide space for the independent decision-making, on the other hand, be focused on the individuality of the players in all its integrity, including corporal, sensory and mental spheres. Process of game interaction has been investigated in the aspect of the integrity of the perception according to the theory of Gestalt psychology. From the research point of view, the authors are interested in the pedagogical aspects of the management of the education of the players' game thinking, as well as the specifics of the actualization of the mental decisionmaking in the specifics of the space and time through the sensory experience of the space-time shapes and patterns.
Keywords: football, game thinking, game situation, decision-making process, human personality, Gestalt perception, feeling, geometric shapes.
ВВЕДЕНИЕ
Футбол, наряду с другими командными спортивными играми, является игрой, которая предъявляет особые требования не только к проявлению двигательных способно-
стей, но и к мышлению спортсмена. Неразделимая целостность двигательного и мыслительного компонентов, определяющая эффективность процесса принятия решения в условиях реальной игровой ситуации, находит отражение в научно-методической литературе, где тактика и техника рассматриваются в интегральном единстве [4, 7].
Отмечено, что однобокое обучение юных спортсменов с акцентом на биомеханическое исполнение приема в отрыве от его смыслового значения для игровой ситуации не формирует основного качества, а именно, умения играть и принимать самостоятельные игровые решения в условиях сопротивления и быстро меняющейся обстановки [5].
Очевидно, что самостоятельность в принятии решений не может быть достигнута без рассмотрения этой проблемы в аспекте мышления и человеческой индивидуальности в условиях спортивных игр.
Актуальность проблемы подтверждена и в новой Программе подготовки юных футболистов, презентованной Российским футбольным союзом совместно с немецкой федерацией футбола. Примечательно, что основное внимание уделено выработке философии футбола в России, а также формированию индивидуальности игроков, которая закладывается в 10-14 лет.
Индивидуальность и мышление в спортивных играх находят свое практическое выражение в игровом мышлении, основным содержанием которого является процесс принятия решения в игровой ситуации. Однако, в литературе до сих пор присутствуют противоречивые взгляды относительно протекания процесса мышления в игре.
С одной стороны, предлагается рассматривать процесс мышления, как последовательный алгоритмический механизм [7], с другой - мы встречаем утверждения, что привычное абстрактно-логическое мышление в условиях лимита времени не отвечает требованиям игры, и принятие решения протекает в едином психомоторном акте, который не может быть описан следующей логической последовательностью - восприятие информации, ее обработка, формирования представления, мысленное принятие решения, двигательное исполнение [3, 5, 8].
Отмеченное противоречие указывает и на неоднозначность взглядов на проблему достижения творческого уровня в принятии игровых решений. Процесс принятия решения в игре некоторыми авторами рассматривается не только как репродукция усвоенных знаний и умений, но и как творческий акт, и, как, следовательно, выработка новых, ранее не применяемых игровых решений [5].
Наиболее распространенным является подход, предусматривающий использование средств и методов проблемного обучения, в рамках которого моделируются типовые игровые ситуации для самостоятельного решения игровой задачи. В тоже время, некоторые авторы отмечают важность первоначального формирования умения играть, рассматривая это как самостоятельное качество, которое предполагается развивать через подвижные и эвристические игры [5].
Таким образом, в спортивной практике широко представлен педагогический материал, который является только предпосылкой, позволяющей спортсмену осуществлять свою деятельность в игровом пространстве, но не до конца остается решенным вопрос о степени влияния и степени участия в нем человеческой индивидуальности.
ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
На наш взгляд, причина кроется в неясности тех гносеологических теорий и методологических оснований, которые определяют процесс обучения в детско-юношеских спортивных школах. К сожалению, размытость и эклектичность являются сейчас тем, что присуще многим исследованиям в сфере спорта.
Так, в научных представлениях о человеке можно выделить два противоречивых подхода, которые имеют прямое отношение к практике футбола (и спорта, в целом). С одной стороны, нынешнего человека обозначают как «homo sapiens sapiens», то есть че-
ловек не просто «разумный», а «дважды разумный», что подчеркивает важность обращения к силам мышления человека в ходе его обучения. С другой стороны, в практике спорта надежно укрепился системно-деятельностный подход, породивший современные «стандарты» в образовании, для сторонников которого является доказанным, что интерпсихическая является результатом интрапсихического, а индивидуальное порождается социальным [11].
Тяжёлые столкновения как раз происходят в реальной тренировке, когда пытаются на практике осуществить столь полярные идеи. Тренер-педагог в конкретике времени и пространства во взаимодействии с конкретными спортсменами или «реализует стандарты», или тонко и деликатно пробуждает человеческую индивидуальность, не вписывающуюся ни в какие стандарты, шаблоны и нормы.
Индивидуальность, вставленная в практику спортивной деятельности, несомненно, испытывает влияние специфических средств и методов, применяемых в конкретном виде спорта. Воздействующие силы спортивных игр затрагивают не только телесность спортсмена (двигательные способности), но и душевно-духовную сферу, его чувства и мысли [2, 8, 12]. Поэтому совершенствование системы подготовки юных спортсменов необходимо выстраивать, опираясь на методологию развития человека в его целостности.
Целостность человеческой индивидуальности созвучна не только с целостным (игровым) методом обучения, но и восприятием игровой ситуации, как целостности, в противовес теории элементаризма, в рамках которого проблема восприятия рассматривается по схеме «от частного к общему».
К примеру, в гештальт-психологии объект восприятия (в игровых видах спорта это игровая ситуация) рассматривается исходя из идеи феноменологической целостности, несводимой к сумме ее частей. Так, например, когда человек слышит знакомую мелодию, то, благодаря памяти, он узнает ее, даже если изменится ее тональность [3]. Целостное восприятие характеризуется тем, что сознание стремиться к завершённости структуры и образованию четких контуров, которые выделяют наблюдаемый образ из общей реальности.
Применительно к игре можно выделить такие целостные структуры или гешталь-ты, которые возникают в результате взаимодействия игроков, а именно пространственно-временные формы или фигуры (треугольники, квадраты, линии, коридоры, блоки).
Отличительной особенностью восприятия и познания в игре является собственная включенность (телесно-чувственная и мыслительная) в образование целостной фигуры (гештальта). А также умение воспринимать себя частью целого и способствовать формированию целостности.
Такое целостное переживание обычно называют чувством игры, куда входят такие понятия, как чувство партнера, чувство мяча, чувство площадки.
Телесно-чувственное переживание, в отличие от мыслительного, придает объемность игровой ситуации. Только чувства способны охватить множественность, только с помощью них появляется «здесь и сейчас», что так важно в игровой ситуации, где необходимо действовать исходя из конкретики реальности, а не из абстрактных представлений. Абстрактные представления имеют свойство быть обращенными в прошлое, как уже свершившиеся феномены. Чувство же актуализирует эти образы и превращает их в реальный инструмент действий в настоящем.
Так индивидуальное целостное переживание игры сплетается с командным и актуализируется в чувстве игры. Некоторые команды настолько явно имеют свой почерк, что замена большей части игроков не влияет на целостное построение игры. Остается свой «стиль игры» или «мелодия игры».
Ж. Адамар в качестве подтверждения важности правильного обращения с чувствами приводит пример самонаблюдения знаменитого математика, Анри Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических до-
казательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!
Но каковы математические характеристики, которым мы приписываем свойства красоты и изящества, которые способны возбудить в нас своего рода эстетическое чувство? Это те, элементы которые гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон. Итак, как это было сказано выше, единственными фактами, способными обратить на себя наше внимание и быть полезными, являются те, которые подводят нас к познанию математического закона. Таким образом, мы приходим к следующему выводу: полезные комбинации это в точности наиболее красивые, т. е. те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним» [1].
Сказанное в полной мере соотносится с понятием «хороших» гештальтов и доказывает неразрывность познающего мышления с чувством. Такое сочетание вызывает чувство истинности, а истинность или объективность восприятия игровой ситуации развенчивает миф о субъективности восприятия игровой ситуации. И если даже стоять на позиции того, что игра во многом строится исходя из предварительного опыта и памяти, то актуализация этих образов происходит с помощью особого чувства, которое можно назвать познающим чувством, т. к. здесь объединяются восприятия, познание и собственно чувство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар. - М. : Советское радио, 1970. - 152 с.
2. Бескова, И.А. Природа и образы телесности / И.А. Бескова, Е.Н. Князева, Д.А. Бескова. - М. : Прогресс-Традиция, 2011. - 456 с.
3. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление : пер. с англ. / М. Вертгеймер ; общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко ; вступ. ст. В. П. Зинченко. - М. : Прогресс, 1987. - 336 с.
4. Зыков, А.В. Управление тактико-технической подготовкой хоккеистов 11-12 лет с учетом принципов интеграции и ситуационного подхода / А.В. Зыков, В. В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - № 2 (7). - С. 20-24.
5. Макаров, Ю.М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Макаров Ю.М. -Санкт-Петербург, 2013. - 48 с.
6. Николаенко, В.В. Формирование спортивного мастерства юных футболистов / В.В. Николаенко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - № 1 (6). - С. 61-66.
7. Парамонов, В.В. Развитие способностей рационально действовать в измененных условиях спортивной тренировки юных футболистов / В.В. Парамонов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 124-127.
8. Пегов, В.А. Игровое мышление как мышление в пространстве / В.А. Пегов, М.М. Чернецов // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 33-45. - (Серия «Научно-методическая библиотека». Выпуск II).
9. Степанов, М.А. Опыт мышления тела: к эпистемологии Дитмара Кампера : автореферат дис. ... канд. философ. наук / Степанов М.А. - СПб., 2011. - 25 с.
10. Чесно, Ж-Л. Футбол. Обучение базовой технике : уч. метод. издание / Ж-Л. Чесно, Ж. Дюре. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 176 с.
11. Щедровицкий, Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системно-деятельностного подходов / Г.П. Щедровицкий // Вопросы методологии. - 1991. - № 2. -С.3-11.
12. Bothmer, A. Die Bothmer-Gymnastic / A. Bothmer. - Stuttgart : Schattauer, 2004. - 141 s.
REFERENCES
1. Adamar, J. (1970), Study of the psychology process of the invention in the field of mathematics, Soviet radio, Moscow.
2. Beskova, I.A., Knyazev, E.N. and Beskova, D.A. (2011), Nature and images of corporeality, Progress-Tradition, Moscow.
3. Wertheimer, M. (1987), Productive thinking, Progress, Moscow.
4. Zykov, A.V. and Kozin V.V. (2015), "Management of tactical and technical training of hockey players of 11-12 years, given the principles of integration and situational approach", Science and sport: modern tendencies, No. 2 (volume 7). - pp. 20-24.
5. Makarov, Yu.M. (2013), Methodology of formation of game activity in young athletes in team sports, dissertation, St. Petersburg.
6. Nikolaenko, V.V. (2015), "Formation of sports skills of young players", Science and sport: modern tendencies, No.1 (volume 6), pp. 61-66.
7. Paramonov, V.V. (2011), "Development of abilities to act rationally in the changed conditions of sport training of young soccer players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 124-127.
8. Pegov, V.A. and Chernetsov, M.M. (2013), "Game thinking as thinking in space", Science and education: current trends: the collective monograph. Series "Scientific library", Issue II, CNS "Interactive plus", Cheboksary, pp. 33-45.
9. Stepanov, M.A. (2011), Experience of thinking of the body: epistemology Dietmar Kamper, dissertation, St. Petersburg.
10. Chesney, J-L. and Dure, J. (2006), Football. Learn basic techniques, TVT Division, Moscow.
11. Shchedrovitsky, G.P. (1991), "Methodological meaning of the opposition of the naturalistic and system-activity approaches", Questions of methodology, No. 2, pp. 3-11.
12. Bothmer, A. (2004), Die Bothmer-Gymnastic, Schattauer, Stuttgart.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 24.11.2016
УДК 796.012.46
УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ СИЛОВОГО ХАРАКТЕРА ВЕТЕРАНОВ СПОРТА НА ОСНОВЕ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Елена Николаевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры, Великие Луки, Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Иванович Разинов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта, г. Москва
Аннотация
Физическая культура в системе профилактических мероприятий является основой для повышения физической работоспособности и функционального состояния нервно-мышечной системы ветеранов спорта. В свете данного аспекта недостаточно обоснована исследовательская база в области влияния нагрузок различного силового характера и процессов адаптации организма к максимальным напряжениям психофизической направленности. В статье рассматриваются вопросы практического применения результатов, полученных при оценке функционального состояния нервно-мышечной системы, которое во многом определяет стратегию адаптации и эффективность при организации занятий физической культурой ветеранов спорта.
Ключевые слова: адаптация, нервная система, ветераны спорта, функциональное состояние, физическая подготовленность.