Научная статья на тему 'Теоретические основы совершенствования методики применения игровых упражнений в обучении юных футболистов групповым тактическим действиям в нападении'

Теоретические основы совершенствования методики применения игровых упражнений в обучении юных футболистов групповым тактическим действиям в нападении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / YOUNG FOOTBALL PLAYERS / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / PLAYING EXERCISES / ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В НАПАДЕНИИ / TACTICAL ACTIONS IN THE ATTACK / ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ / GAME SITUATION / ОБЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ / COMMON ELEMENTS OF GAME SITUATIONS / КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ / THE CLASSIFICATION OF GAME SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаттахов Р. В.

В работе рассматривается методика применения игровых упражнений в обучении юных футболистов групповым тактическим действиям в нападении. Выделена игровая ситуация «2х2», которая рассматривается в качестве исходной «клеточки» тактики футбола, на основе которой возникают и проявляются все многообразие игровых ситуаций. Мы полагаем, что роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча, который своими передвижениями создает определенные игровые ситуации и предлагает тем самым реализовать определенные групповые тактические действия. Направление и скорость передвижений игрока без мяча, приводящие к изменению игровой ситуации, выступают в качестве информационных сигналов для игрока, владеющего мячом, позволяющих прогнозировать характер и момент создания определенной игровой ситуации и своевременно выполнить соответствующие действия с мячом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаттахов Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF PLAYING EXERCISES TECHNIQUES PERFECTION IN YOUNG FOOTBALL PLAYERS TRAINING OF GROUP TACTICAL ACTIONS IN THE ATTACK

In this paper the technique of playing exercises in teaching young players the group tactical actions in the attack is considered. The game situation "2x2" is selected, which is regarded as the original "cell" of football tactics, on the basis of which all the variety of game situations arises and manifests. We believe that the role of situational leadership belongs to the player without the ball, who with its movement creates a certain game situations, and offers thereby to realize some group tactical actions. Direction and speed of the player's movement without the ball, leading to a change in a game situation, act as information signals to the player with the ball that allow to predict the nature and time of a particular game situation and promptly to take appropriate actions with the ball.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы совершенствования методики применения игровых упражнений в обучении юных футболистов групповым тактическим действиям в нападении»

УДК 796. 332+796.015.83

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В

НАПАДЕНИИ

Р.В. Фаттахов - старший преподаватель кафедры теории и методики

спортивных игр

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

THEORETICAL FOUNDATIONS OF PLAYING EXERCISES

TECHNIQUE'S PERFECTION IN YOUNG FOOTBALL PLAYERS

TRAINING OF GROUP TACTICAL ACTIONS IN THE ATTACK

R.V. Fattakhov - Senior Lecturer of Theory and Methods of Sports Games

department

Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: rafamina@,mail. ru

Ключевые слова: юные футболисты, игровые упражнения, тактические действия в нападении, игровая ситуация, общие элементы игровых ситуаций, классификация игровых ситуаций.

Аннотация. В работе рассматривается методика применения игровых упражнений в обучении юных футболистов групповым тактическим действиям в нападении. Выделена игровая ситуация «2х2», которая рассматривается в качестве исходной «клеточки» тактики футбола, на основе которой возникают и проявляются все многообразие игровых ситуаций. Мы полагаем, что роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча, который своими передвижениями создает определенные игровые ситуации и предлагает тем самым реализовать определенные групповые тактические действия. Направление и скорость передвижений игрока без мяча, приводящие к изменению игровой ситуации, выступают в качестве информационных сигналов для игрока, владеющего мячом, позволяющих прогнозировать характер и момент создания определенной игровой ситуации и своевременно выполнить соответствующие действия с мячом.

Key words: young football players, playing exercises, tactical actions in the attack, game situation, common elements of game situations, the classification of game situations.

Summary. In this paper the technique of playing exercises in teaching young players the group tactical actions in the attack is considered. The game situation "2x2" is selected, which is regarded as the original "cell" of football tactics, on the basis of which all the variety of game situations arises and manifests. We believe that the role of situational leadership belongs to the player without the ball, who with its movement creates a certain game situations, and offers thereby to realize some group tactical actions. Direction and speed of the player's movement without the ball, leading to a change in a game situation, act as information signals to the player with the ball that allow to predict the nature and time of a particular game situation and promptly to take appropriate actions with the ball.

Введение. Одной из стратегических задач общества и государства в области физической культуры и спорта является достойное выступление наших спортсменов в международных соревнованиях. Между тем национальная сборная России не смогла пробиться в финальную часть чемпионатам мира по футболу 2010 г., лучшие футбольные клубы нашей страны также не блещут своими спортивными достижениями в европейских клубных турнирах. Завоевание нашей страной права организации и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. существенно повысило значимость задачи повышения качества спортивной подготовки в данном виде спорта. Успешное решение этой задачи во многом зависит от того, как будет организована работа системы подготовки спортивного резерва в ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, поскольку именно нынешним их воспитанникам предстоит через 7 лет представлять Россию на чемпионате мира по футболу, проводимом в нашей стране.

Соревновательная деятельность в современном футболе предъявляет высокие требования к тактической подготовленности спортсменов. Спортсмены должны быстро и точно воспринимать и распознавать возникающие в ходе игры игровые ситуацию, соотнося их с имеющимся опытом, принимать адекватные им тактические решения и успешно реализовывать их через осуществление соответствующих тактических действий. Эти действия носят преимущество коллективный характер, объединяя действия отдельных футболистов в целостное групповое действие, направленное на решение общей для группы игроков тактической задачи. В этих условиях значительно возрастают требования к взаимопониманию игроков, определяющему согласованность их игрового поведения [3, 6, 10].

Для того чтобы юный футболист могли в будущем тактически грамотно действовать в соревнованиях, его надо готовить к тем условиям, которые присущи игровой деятельности. Формирование этой готовности обеспечивается через применение в тактической подготовке игровых упражнений, моделирующих содержание и условия соревновательно-игрового противоборства в футболе.

Несомненно, богатый опыт и педагогическая интуиция отдельных детских тренеров позволяют им при построении учебно-тренировочных занятий моделировать специальными приёмами игровые ситуации различной сложности, что в известной мере способствуют повышению тактической подготовленности своих воспитанников. Но отсутствие научно обоснованных рекомендаций не позволяет подавляющему большинству из них в полной мере рационально использовать богатый дидактический потенциал игровых упражнений для становления и совершенствования тактического мастерства юных футболистов.

В связи с этим цель нашей работы заключалась в определении теоретических основ применения игровых упражнений в обучении юных футболистов групповым тактическим действиям в нападении.

Результаты исследования. Ю.Д. Железняк [4] подчеркивает, что специфика соревновательной деятельности в командно-игровых видах спорта заключается в том, что ее субъектами являются спортивная команда, а не отдельные спортсмены, а ее структурной единицей - система двух противоборствующих команд. Она протекает в постоянно и вариативно изменяющихся условиях спортивного противоборства команд и её участников, направленного на достижение выигрыша, т.е. носит конфликтный характер [5]. Соревновательная деятельность представляет по своему содержанию последовательный переход игровой системы из одного дискретного состояния (ситуации) в другое [8] через технико-тактические действия игроков обеих команд.

Индивидуальные технико-тактические действия игрока включают в свое содержание три взаимосвязанных элемента: восприятие игровой ситуации, умственное решение тактической задачи и практическую реализацию принятого решения.

Психические процессы, связанные с восприятием игровой ситуации и выбором правильного решения, составляют внутреннюю (тактическую) сторону технико-тактического действия. Внешней стороной выступает реализация с помощью технических приемов

способа решения двигательной задачи. Тактические действия в спортивных играх зависят от технического мастерства игроков, а эффективная реализация арсенала технических приемов - от адекватности тактических действий сложившейся игровой ситуации. Поэтому правомерно говорить о технико-тактическом потенциале как основе спортивного мастерства и технико-тактических действиях как структурных единицах этого потенциала.

Успешность игровой деятельности в футболе, в первую очередь, зависит от адекватности отражения ситуации в сознании игрока и его способности выбрать и осуществить наиболее рациональное тактическое решение. В связи с этим особую роль здесь играет психическая сторона игровой деятельности. Сенсорные процессы, основанные на избирательном внимании к изменениям временных и пространственных параметров, определяющих взаимоотношения между партнерами, соперниками и предметом игры (мячом), являются результатом деятельности сразу нескольких анализаторов. Ведущую роль в этом комплексе играет зрение игрока.

Тактическое мышление позволяет: преодолеть избыточность информации, направляя внимание на восприятие лишь ограниченной ее части - значимых элементов игровой ситуации (афферентный анализ по П.К. Анохину); прогнозировать развитие игровой ситуации и принять правильное тактическое решение о своих действиях (афферентный синтез). Благодаря тактическому мышлению, футболист, опираясь на знания способов решения тактических задач, осуществляет анализ и обобщение поступающей информации и определяет выбор наиболее эффективного способа действия в игровой ситуации.

Выделяются следующие особенности тактического мышления футболиста [2, 9]:

1) наглядный и образный характер, т.е. функционирование интеллектуальных операций в составе и на основе восприятия и представлений;

2) включенность в практическое действие, т.е. в процесс решения задач по преобразованию внешней среды;

3) ситуативность, т.е. обусловленность отражением объективных зависимостей непосредственно данной конкретной ситуацией;

4) быстрота и интенсивность интеллектуальных операций, обусловленная лимитом времени на выполнение игрового действия;

5) тесная взаимосвязь интеллектуальных операций и эмоционально-волевой сферы.

Первые три черты полностью соответствуют той форме мышления, которая известна

в психологии под названием практического интеллекта.

Обобщая экспериментальные исследования своих современников по данной проблеме, С.Л. Рубинштейн [7] указывает, что практическое мышление - это мышление наглядное, которое устанавливает зависимости между вещами в пределах непосредственно данной ситуации, не раскрывая опосредования и всеобщих связей, выходящих за ее пределы. Взаимопроникновение «поля зрения» мышления и «поля наглядного созерцания» составляет первую отличительную особенность практического мышления. Вторая отличительная особенность практического мышления - это мышление в ситуации действия. Третья особенность практического мышления, по оригинальному выражению С.Л. Рубинштейна, состоит в том, что это не только мышление, связанное с действием, но и мышление действиями.

Существенная роль в процессе интеллектуальной регуляции игровых действий принадлежит внутренней речи [1]. Содержание внутренней речи при этом включает в себя:

1) оценку своих действий и действий противника;

2) оценку своей позиции;

3) оценку игровой ситуации;

4) интерпретацию своих действий (совершенных);

5) предвидение результатов действий (своих и противника);

6) самоприказы к выполнению действий.

Г.М. Гагаева [2] полагает, что футболист с помощью слова выделяет во время игры существенные признаки при восприятии ситуаций, анализирует и синтезирует данные своих

наблюдении, осуществляет принятое решение (слова - самоприказы), оценку этого решения и выполнения действия.

Игровые ситуации, возникающие в процессе соревновательной деятельности в футболе, отличаются большим разнообразием. Однако эта вариативность не носит бесконечного характера: поскольку игровые ситуации, различаясь между собой, имеют в своем содержании и общие элементы. М. Хоутка [9] отмечает, что в содержании игрового процесса в футболе присутствует определенная повторяемость ряда игровых ситуаций с большими или меньшими изменениями. Логическая классификация игровых ситуаций позволяет выделить различные типы тактических задач, возникающих при выборе игрового хода, привести эмпирически наблюдаемые игровые ситуации в определенную систему.

Умственное решение игроком тактических задач самым тесным образом связано с классификацией и распознаванием игровых ситуаций на основе умственных действий анализа, сравнения и обобщения. Эффективность игровых действий прямо связана с умением определять существенные для хода игры особенности ситуаций, как бы ни были они малозаметны и трудны для восприятия, и абстрагироваться от множества бросающихся в глаза, но второстепенных признаков. По мнению Р. С. Абельской [1], игрок для того, чтобы правильно ответить на вопрос задачи, диктуемой игровой ситуацией, должен не только разобраться в непосредственных конкретных условиях, но и знать закономерности, которым эти условия подчиняются и которые определяют типовые моменты игры.

Типизация игровых ситуаций на основе некоторых сходных признаков способствует более быстрой и оптимальной их оценке в процессе игры, с другой стороны, это позволяет заранее осуществить моделирование игровой деятельности через наигрывание тактических комбинаций, в рамках которых заранее согласовываются индивидуальные действия игроков, решающих общую игровую задачу [9].

Наличие элементов сходства «типового момента» в игровых ситуациях влечет за собой автоматизированное выполнение адекватных им тактических действий без предварительной подготовки. Известный футбольный тренер В.В. Лобановский [6] писал по этому поводу: «Чем более число решений типичных тактико-стратегических ситуаций «запрограммировано» путем направленной тренировочной работы в коллективной памяти команды, тем свободнее футболисты в выборе нестандартных ходов. Они не тратят время и энергию на изобретение велосипеда. Их творческая импровизация на несколько порядков выше, нежели у тех, кто играет только по наитию».

Г.М. Гаджиевым [3] выявлено, что факторная структура коллективных действий футбольных команд-победительниц представлена меньшим числом факторов, чем у побежденных. Автор считает, что это обусловлено высокой эффективностью коллективных действий победителей, обеспечивающих надежную воспроизводимость типичных игровых связей, несмотря на наличие сбивающих факторов (зрители, соперник, значимость игры).

Игровая ситуация в футболе характеризуется расположением игрока, владеющего мячом, его партнеров по команде и игроков команды соперника. Изменение игровой ситуации осуществляется изменением расположения мяча (через передачу или ведение мяча) и передвижения игроков обеих команд.

«Исходной клеточкой» тактики футбола, на наш взгляд, является взаимодействие двух атакующих игроков против двух обороняющихся (игровая ситуация «2х2»). В любом игровом эпизоде на любом участке футбольного поля наблюдается одна и та же игровая ситуация: один игрок владеет мячом (только один игрок, поскольку играют одним мячом), другой игрок находится без мяча (в этой роли может быть любой игрок команды). Напротив каждого из этих игроков располагается по одному игроку противника. Поэтому общим признаком такой игровой ситуации является численное равенство атакующих и обороняющихся игроков. Все возможные игровые ситуации, характеризующиеся численным равенством, можно рассматривать как частные варианты игровой ситуации «2х2».

Общей целью действий атакующих игроков в игровой ситуации «2х2» также является

создание численного преимущества, т.е. превращение ее в ситуацию «2х1». Достижение этой

цели возможно двумя вариантами: с помощью индивидуального тактического действия -обводки; с помощью группового тактического действия - передачи мяча.

Наиболее общими элементами игровой ситуации «2х2» являются:

1) позиция защитника по отношению к игроку, владеющему мячом. Здесь возможны два варианта: а) защитник располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей мяч и центр своих ворот; б) защитник располагается ближе к центру поля;

2) позиция другого защитника по отношению к игроку без мяча. Здесь возможны также два варианта: а) защитник располагается близко с атакующим игроком: б) защитник располагается на расстоянии. Во втором случае он может занимать две позиции: ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей атакующего игрока без мяча и центр своих ворот; ближе к центру от этой линии.

С учетом качественного своеобразия приведенных выше двух общих элементов игровой ситуации «2х2» выделяются 7 возможных типовых игровых ситуаций и соответствующих им групповых тактических действий, обеспечивающих создание ситуации численного преимущества (ситуация «2х1»).

Ситуация 1. Защитник А1 располагается ближе к бровке от линии, соединяющей мяч и ворота, защитник А2 располагается близко с атакующим игроком Б2. В этом случае выполняется групповое тактическое действие «передача мяча за спину чужому защитнику».

Для того чтобы препятствовать этому тактическому действию, защитник А2 располагается на расстоянии от атакующего игрока Б2. Этот признак является общим для всех других игровых ситуаций, которые, в свою очередь, также подразделяются на три группы.

В первом случае игрок Б2 может принять мяч в зоне перед опекающим его защитником А2 (игровые ситуации 2-5), во втором - в зоне за спиной чужого защитника А1 (ситуация 6), в третьем - освобождает зону для игрока Б1.

Игровые ситуации 2-5, связанные с приемом мяча атакующим игроком Б2 в зоне перед опекающим его защитником, можно разделить на две группы: ситуации, в которых есть возможность обратно передать мяч в одно касание игроку Б1 в свободную зону (ситуации 2-3); ситуации, в которых есть возможность игроку Б2 принять мяч с уходом в свободную зону (ситуации 4-5).

Рассмотрим существенные особенности этих игровых ситуаций.

Ситуация 2. Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «стенка с уходом во фланг»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и, делая рывок вдоль бровки, получает мяч, переданный обратно в одно касание игроком Б2 за спиной у своего защитника.

Ситуация 3. Эта ситуация отличается от предыдущей расположением обоих защитников: Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «стенка с уходом в центр»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и, делая рывок вдоль средней линии, получает мяч, переданный обратно в одно касание игроком Б2.

Ситуация 4. Эта ситуация отличается от предыдущей расположением обоих защитников: Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «передача - прием мяча с уходом во фланг»:

игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и открывается в центр поля вдоль средней линии, освобождая зону на фланге, игрок Б2 получает мяч с уходом в освободившуюся зону на фланге.

Ситуация 5. Эта ситуация отличается от предыдущей также расположением обоих защитников: Защитник А1 в момент передачи мяча игроком Б1 игроку Б2 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. Защитник А2 в момент приема мяча игроком Б2 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б2 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «передача - прием мяча с уходом в центр»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 и открывается вдоль бровки по флангу, игрок Б2 получает мяч с уходом в центр.

Ситуация 6. Если игрок Б2 по каким-либо причинам не смог получить мяч от игрока Б1 в зоне перед опекаемым его защитником А2, то он продолжает движение, открываясь за спину защитнику А1. Защитник А1 располагается ближе к центру по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот. В этом случае применяется групповое тактическое действие «передача мяча за спину своему защитнику»: игрок Б1 передает мяч игроку Б2 бровки по флангу.

Ситуация 7. Если, в отличие от предыдущей ситуации, защитник А1 располагается ближе к бровке по отношению к линии, соединяющей игрока Б1 и центр своих ворот, и передача мяча игроку Б2 вдоль бровки становится невозможной, применяется групповое тактическое действие «скрещивание»:

В ходе игры игровая ситуация непрерывно изменяется, переходя из одного качественного состояния в другое.

Изменение игровых ситуаций осуществляется двумя способами: через перемещение мяча и передвижение всех 4 игроков. Первый способ более быстрый (поскольку мяч движется быстрее, чем игрок) и защитники не успевают занять правильные позиции в новой ситуации, обусловленной перемещением мяча. Данный способ является и более экономичным, т.к. не требует для изменения игровой ситуации значительных передвижений от игроков.

Второй способ, который реализуется во взаимосвязи с перемещением мяча, заключается в изменении атакующими игроками своих позиций по отношению к защитникам, приводящим к возникновению новых игровых ситуаций. Реализация второго способа осуществляется преимущественно за счет открывания игрока без мяча, который стремится занять позицию по отношению к своему защитнику, необходимую для реализации определенного группового тактического действия, приводящего к созданию численного преимущества.

Успешность решения задачи создания численного преимущества в каждой из выделенных нами типовых игровых ситуаций зависит от соответствия групповых тактических действий (действий двух атакующих игроков) качественному своеобразию их содержания.

Специфика групповых технико-тактических действий заключается в том, что действия каждого члена группы должны быть согласованы с действиями своих партнеров с учетом содержания решаемой ими общей игровой задачи. Согласование индивидуальных действий предполагает в качестве обязательного условия наличие информационных связей между членами группы. B.C. Келлер [5] отмечает, что взаимодействия спортсменов происходят в процессе постоянного восприятия и ответного реагирования. Спортсмен в ходе спортивного поединка принимает решения, строящиеся на рефлексивном представлении предполагаемого ответного действия соперника.

Успешность согласования обусловлена одинаковым видением всеми членами группы сложившейся игровой ситуации: футболисты должны одинаково «распознать» конкретную игровую ситуацию, отнеся ее к определенному, типовому классу ситуаций. Это выступает необходимым условием определения и принятия всеми членами группы общей тактической

цели группового действия, определения каждым членом группы своих частных тактических задач, решение которых обеспечивает достижение общей цели, согласование во времени и пространстве действий членов группы при практической реализации группового тактического действия.

Т. Храйс [8] считает, что эффективность согласования действий партнеров в спортивных играх определяется тремя условиями: проводится в паре игроков, в паре выделяется ситуативный лидер, формируются и используются управляющие сигналы -признаки согласования. Согласование осуществляется в действиях двух игроков и носит встречный характер, что обеспечивает стабильность и успешность группового тактического действия.

Мы полагаем, что роль ситуативного лидера принадлежит игроку без мяча, который своими передвижениями создает определенные игровые ситуации и предлагает тем самым реализовать определенные групповые тактические действия. Направление и скорость передвижений игрока без мяча, приводящие к изменению игровой ситуации, выступают в качестве информационных сигналов для игрока, владеющего мячом, позволяющих прогнозировать характер и момент создания определенной игровой ситуации и своевременно выполнить соответствующие действия с мячом.

Резюме. Приведенные нами выше знания о структуре соревновательной деятельности в футболе, психологической структуре тактического действия, психологических особенностях тактического мышления, роли внутренней речи в умственном решении тактических задач, типичных игровых ситуациях и адекватных им групповых тактических действиях, особенностях согласования индивидуальных действий при совместном решении общей игровой задачи, являются теоретической основой совершенствования методики применения игровых упражнений при обучении групповым тактическим действиям в нападении.

Литература

1. Абельская, Р.С. Мышление теннисиста в процессе решения тактических задач / Р.С. Абельская // Вопросы психологии спорта. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - С. 75-91.

2. Гагаева, Г.М. Психологические факторы, влияющие на активность и эффективность игровых действий с мячом футболистов / Г.М. Гагаева // Психологические вопросы спортивной тренировки. - М., 1967.

- С. 34-41.

3. Гаджиев, Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г.М. Гаджиев. - М., 1984. - 24 с.

4. Железняк, Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Ю.Д. Железняк. - М., 1981. - 484 с.

5. Келлер, B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.С. Келлер. - М., 1986. - 40 с.

6. Лобановский, В.В. Бесконечный матч / В.В. Лобановский. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 191 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Т. 1-2. - М., 1989. - 536 с.

8. Таер, Храйс. Командные тактические действия волейболистов в нападении и методика их совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Храйс Таер. - М., 1984. - 24 с.

9. Хоутка, М.К. Исследование теории и практики тактической подготовки юных футболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.К. Хоутка. - М., 1959. - 19 с.

10. Чанади, А. Футбол. Стратегия / А. Чанади. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 208 с.

Literature

1. Abelskaya, R.S. Tennis player's thinking in the process of tactical problems solving / R.S. Abelskaya // Questions of sports psychology. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1965. - P. 75-91.

2. Gagayeva, G.M. Psychological factors affecting the activity and effectiveness of game actions with the ball in players / G.M. Gagayeva // Psychological problems of sports training. - M., 1967. - P. 34-41.

3. Gadzhiyev, G.M. The structure of competitive activity as a basis for integrated control and planning of highly skilled players training : synopsis of a thesis ... Cand. of Ped. Sciences : 13.00.04 / G.M. Gadzhiyev. - M., 1984.

- 24 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zheleznyak, Yu.D. Prefection of the sports reserve training system in game sports : dis. ... Dr. of Ped. Science / Yu.D. Zheleznyak. - M., 1981. - 484 p.

5. Keller, V.S. Athletes' activity in the variant conflict situations : synopsis of a thesis. ... Dr. of Ped. Sciences / V.S. Keller. - M., 1986. - 40 p.

6. Lobanovskiy, V.V. Infinite match / V.V. Lobanovskiy. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1989. - 191

p.

7. Rubinshtein, S.L. Fundamentals of General Psychology / S.L. Rubinshtein. - Vol. 1-2. - M., 1989. - 536 p.

8. Tayer, Hrays. Team tactic actions of volleyball players in the attack and methods of its improvement : synopsis of a thesis. ... Cand. of Ped. Sciences / Hrays Tayer. - M., 1984. - 24 p.

9. Khoutka, M.K. The study of theory and practice of young football players' tactical training : synopsis of a thesis. ... Candidate of Ped. Sciences / M.K. Khoutka. - M., 1959. - 19 p.

10. Chanadi, A. Football. Strategy / A. Chanadi. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1981. - 208 p.

Статья поступила в редакцию 2.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.