ATHLETIC GYMNASTICS- AS A UNIVERSAL MEANS OF INCREASING GENERAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY
O. Davidov, Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Ural State Technical University, Ekatherinburg. L. Dvorkin, Doctor of Pedagogics, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Choosing appropriate methods of doing athletic exercises makes it possible to achieve such an effect when a learner reaches in some cases higher level of the development of his ( her) muscular system, and in come other cases - he ( she) becomes all - rounded physically developed and looks better. Systematically organized lessons on athletic gymnastics during four academic years at a technical university allow students to
achieve from term to term more positive growth of the development of main physical qualities than those shown in student groups of general physical training.
Key words: athleticism, lessons, students, physical qualities, integral indices of physical preparedness.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ 8-11 ЛЕТ
Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Суворов
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Установить ведущие игровые приемы соревновательной деятельности футболистов различных возрастных групп.
Педагогические наблюдения осуществлялись за соревновательной деятельностью с фиксированием индивидуальных технико-тактических действий футболистов 8-11 лет. Педагогические наблюдения позволили установить особенности применения индивидуальных технико-тактических действий в зависимости от этапа подготовки.
Анализ первых четырех лет обучения позволяет выделить ведущие игровые приемы, расположившиеся в следующей последовательности по мере уменьшения их удельного веса в структуре игры: короткие и средние передачи мяча вперед, ведение мяча, отбор мяча, короткие и средние передачи мяча назад и поперек, обводка соперника, перехват мяча и единоборства за мяч внизу.
Ключевые слова: футбол, технико-тактические действия, ведущие игровые приемы.
Введение. Исследования в футболе охватывают все виды подготовки юных спортсменов, но полнота их изученности не однородна [1-13]. Так, продолжают оставаться не раскрытыми индивидуальные параметры технико-тактических
действий футболистов различных возрастных групп. Если в старших группах многолетней подготовки можно разработать модельные показатели отдельных футболистов в зависимости от их функциональных обязанностей на поле, то в группах начальной подготовки и начальной специализации, где нет четкой дифференцировки игровых амплуа, на первое место должны выйти индивидуально-типологические показатели технико-тактических действий. Решение данного вопроса для футболистов первых четырех лет обучения позволит расширить применение принципа индивидуализации в технико-тактической подготовке на основе учета типологических особенностей соревновательной деятельности для каждого возраста в многолетней спортивной тренировке. Методы и организация исследования. Педагогическое наблюдение осуществлялось с фиксированием индивидуальных технико-тактических действий футболистов 8-11 лет. Математической обработке подверглись 30 протоколов 8-летних, 240 - 9-летних, 180 - 10-летних, 240 - 11-летних футболистов.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью юных футболистов 8-11 лет позволили установить особенности возрастной динамики применения индивидуальных технико-тактических действий.
Анализ результатов педагогических наблюдений позво-
ляет выделить индивидуальные показатели технико-тактических действий, применяемых футболистами 8 лет в товарищеских играх (табл. 1). Так, в среднем за игру футболист данного возраста выполняет 44 игровых приема. Брак при выполнении данных действий в среднем составляет 39,7%. Рассматривая вклад каждого действия в структуру игры юного футболиста, можно отметить, что чаще всего используется: ведение мяча (18,5%), короткие и средние передачи мяча вперед (17,7 %), отбор мяча (13,4 %), обводка мяча (11,5 %) и перехват мяча (10,4 %). Суммарный объем этих действий составляет 71,5 % от всех выполненных действий за игру футболистом. Достаточно большие числовые значения получены в применении футболистами коротких и средних передач мяча назад и поперек (8,2 % от общего объема) и единоборств за мяч внизу (5,2%).
Не применяют или используют от общего объема менее одного процента следующие технико-тактические действия:
• длинные передачи мяча - 0 %;
• удары по воротам головой - 0,2 %;
• передачи мяча "на ход" - 0,4 %.
Рассматривая качество выполнения игровых
приемов, необходимо отметить, что в данном возрасте они выполняются без предварительного разучивания. Брак при выполнении технико-тактических действий превышает 30 %, исключение составляют: ведение мяча, перехват мяча, короткие и средние передачи мяча назад и поперек (табл. 1). Необходимо отметить, что есть группа игровых приемов, у которой каждое второе технико-тактическое действие выполняется неточно:
• прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника - 58,1 %;
• единоборства за мяч внизу - 58,1 %;
• удары по воротам головой - 56,7 %;
• удары по воротам ногой - 55,5 %;
• игра головой - 50,3 %.
Второй год обучения на этапе начальной подготовки характеризуется тем, что футболисты 9 лет успели ознакомиться с некоторыми технико-тактическими действиями и получить представление о технике их выполнения. Однако навык еще не сформирован, что и определяет высокий процент брака за игру (40,5 %) при выполнении всех действий за матч (табл. 1). Существуют технико-тактические действия, процент брака которых превышает средние значения за матч: прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника (71,1 %), удары по воротам ногой (57,0 %), короткие и средние передачи мяча вперед (55,3 %), отбор мяча (52,9 %), передачи мяча "на ход" (50,0 %) и игра головой (45,7 %).
Из приведенных выше элементов игры только короткие и средние передачи мяча вперед и отбор мяча относятся к технико-тактическим действиям, суммарный объем которых в структуре соревновательной деятельности превышает 50 %. К игровым приемам, составляющим менее одного процента от общего количества всех выполненных технико-тактических действий, относятся: длинные передачи мяча (0 %) и удары по воротам головой (0,1 %).
Таким образом, соревновательная деятельность юного футболиста на этапе начальной подготовки характеризуется всем набором регистрируемых технико-тактических действий (исключение - длинные передачи мяча). Неудовлетворительное качество выполнения данных приемов является следствием отсутствия сформированного навыка. Второй год обучения характеризуется возрастанием всех видов
Таблица 1
Количественные и качественные показатели индивидуальных технико-тактических действий юных футболистов
№ п/п ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТ (лет)
8 9
ПЕРЕДАЧИ х ± т х ± т
1 короткие назад и объем 3,6±0,16 3,8±0,18
и поперек брак 23,5±0,97 25,7±0,08
2 средние вперед объем 7,8±0,28 8,9±0,31
брак 48,8±1,59 55,3±0,21
3 на ход объем 0,2±0,05 0,4±0,07
брак 36,4±6,67 50,0±0,04
4 длинные объем 0 0
брак 0 0
5 прострелы объем 1,3±0,11 0,6±0,06
брак 58,1±4,82 71,1 ±0,05
6 ВЕДЕНИЕ объем 5,2±0,18 6,9±0,36
брак 20,6±1,06 13,7±0,07
7 ОБВОДКА объем 5,1 ±0,27 3,4±0,30
брак 37,6±1,23 38,2±0,11
8 ОТБОР объем 5,9±0,13 4,9±0,22
брак 46,5±1,50 52,9±0,15
9 ПЕРЕХВАТ объем 4,6±0,23 3,9±0,22
брак 23,2±2,26 28,9±0,10
10 внизу объем 2,3±0,09 2,5±0,14
ЕДИНО- брак 58,1 ± 1,59 36,1 ±0,08
11 БОРСТВА вверху объем 0,6±0,05 0,6±0,05
брак 37,9±4,17 38,2±0,03
12 ИГРА ГОЛОВОЙ объем 0,8±0,09 1,2±0,10
брак 50,3±3,35 45,7±0,06
13 УДАРЫ головой объем 0,1±0,02 0,1±0,02
В брак 56,7±10,76 16,7±0,01
14 ВОРОТА ногой объем 2,0±0,24 1,0±0,10
брак 55,5±3,90 57,0±0,07
15 ПОТЕРИ объем 1,7±0,09 1, 1 ±0,08
16 ВСЕГО ЗА объем 44,0±0,70 39,2±1,03
ИГРУ брак 39,7±0,66 40,5±0,41
Примечание:
объем - количество выполненных действий футболистом за игру; брак - отношение неточно выполненных действий данного приема футболистом к количеству всех действий, выраженное в процентах.
передач мяча в игре (кроме прострельных и навесных) с 31,0 % до 38,2% от общего объема используемых технико-тактических действий. Повышение количества выполненных ведений мяча не приводит к увеличению удельного веса в структуре всех технико-тактических действий, выполняемых за матч. Снижение в структуре общего объема коснулось таких игровых приемов, как обводка соперника, отбор и перехват мяча. Вдвое снизился удельный вес в структуре ударов по воротам как ногой, так и головой.
Установлено увеличение втрое удельного веса передач мяча «на ход» в структуре технико-тактических действий за матч, что характеризует начало развития групповых взаимодействий игроков на футбольном поле.
Этап начальной специализации в первую очередь характеризуется началом официальных игр, которые подразумевают хоть и условную, но дифферен-цировку функциональных обязанностей игроков на футбольном поле. Однако говорить о том, что юные футболисты четко представляют свои обязанности на футбольном поле согласно расстановке тренера перед игрой, еще рано. Ведь поурочные программы на данный момент предлагают теоретические занятия по общим вопросам тактической подготовки, а не как детальный анализ каждого игрового амплуа.
Соревновательная деятельность футболиста 10 лет характеризуется применением за игру в среднем 42,2 технико-тактического действия, а брак при их выполнении составляет 39,5 % (табл. 2). Наиболее часто игрок данного возраста использует:
• короткие и средние передачи мяча вперед - 22,1%;
• ведение мяча - 17,9%;
• отбор мяча - 13,3%;
• короткие и средние передачи мяча назад и поперек - 10,7%;
• перехват мяча - 8,8%;
• обводку соперника - 8,4%.
Объем этих игровых приемов составляет 81,2% от общего числа технико-тактических действий, применяемых в игре футболистом. Выявленные ведущие игровые приемы и должны стать основными в тренировочном процессе на данном возрастном отрезке.
Можно отметить ряд игровых приемов, процент брака которых превышает среднее значение при выполнении всех технико-тактических действий за матч. Это, прежде всего, короткие и средние передачи мяча вперед, прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника, отбор мяча, единоборства за мяч вверху, передачи мяча головой, удары в ворота головой и ногой. Несомненно, большой брак при выполнении данных действий определяется в первую очередь координационной сложностью и, конечно, малым периодом времени, отведенным на изучение этих игровых приемов.
Не используются или применяются редко следующие технико-тактические действия: длинные передачи мяча и удары по воротам головой. В первую очередь это объясняется анатомо-физиологически-ми особенностями. Дети в данном возрасте не в состоянии выполнить передачу мяча на расстояние 30 и более метров, поэтому и отсутствует в приведенных материалах такой игровой прием, как длинная передача. Малое количество ударов по воротам головой регламентируется боязнью детей, ведь при подаче мяч может лететь с большой скоростью и вызвать болезненные ощущения. Этому способствует также и отсутствие четкой системы в обучении юных футболистов правильному освоению данного игрового
Таблица 2
Количественные и качественные показатели индивидуальных технико-тактических действий юных футболистов
№ п/п ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТ
10 11
ПЕРЕДАЧИ х ± т х ± т
1 короткие назад и объем 4,5±0,26 6,4±0,25
и поперек брак 23,0±0,08 22,0±0,08
2 средние вперед объем 9,3±0,39 10,7±0,38
брак 53,5±0,25 48,0±0,22
3 на ход объем 0,5±0,08 0,7±0,06
брак 34,7±0,04 28,2±0,03
4 длинные объем 0 0,6±0,12
брак 0 51,3±0,07
5 прострелы объем 0,7±0,10 1,2±0,11
брак 68,5±0,07 63,3±0,07
6 ВЕДЕНИЕ объем 7,6±0,46 9,7±0,41
брак 14,0±0,09 10,4±0,07
7 ОБВОДКА объем 3,5±0,36 5,2±0,35
брак 37,5±0,13 38,2±0,14
8 ОТБОР объем 5,6±0,30 6,5±0,28
брак 54,1 ±0,19 51,7±0,16
9 ПЕРЕХВАТ объем 3,7±0,24 3,0±0,18
брак 27,6±0,11 22,6±0,07
10 внизу объем 2,5±0,15 2,5±0,13
ЕДИНО- брак 33,6±0,08 36,6±0,07
11 БОРСТВА вверху объем 0,6±0,07 0,5±0,06
брак 40,6±0,04 32,3±0,03
12 ИГРА ГОЛОВОЙ объем 1,3±0,12 1,1±0,09
брак 42,5±0,06 36,7±0,05
13 УДАРЫ головой объем 0,1±0,02 0,1±0,02
В брак 44,4±0,01 42,9±0,01
14 ВОРОТА ногой объем 1,0±0,12 1,5±0,12
брак 56,5±0,08 51,3±0,07
15 ПОТЕРИ объем 1,3±0,11 1,5±0,10
16 ВСЕГО ЗА объем 42,2±1,31 51,4±1,21
ИГРУ брак 39,5±0,50 36,5±0,45
Примечание:
объем - количество выполненных действий футболистом за игру; брак - отношение неточно выполненных действий данного приема футболистом к количеству всех действий, выраженное в процентах.
приема, что, в конечном счете, может повлечь за собой и серьезную травму.
Наибольший процент брака отмечается при выполнении:
• прострельных и навесных передач мяча в штрафную площадь соперника - 68,5%;
• удары по воротам ногой - 56,5%;
• отбор мяча - 54,1%;
• короткие и средние передачи мяча вперед - 53,5%.
Суммарный объем этих действий составляет 39,5% всех
выполненных приемов футболистом за матч.
Наименьший процент брака отмечается при выполнении перехватов мяча, коротких и средних передач мяча назад и поперек и ведения мяча. Суммарный объем данных технико-тактических действий составляет 37,4% всех выполненных приемов футболистом за матч.
Завершает процесс обучения в группе начальной специализации возраст 11 лет, когда игроки должны согласно поурочной программе освоить наиболее используемые и простые в координационном отношении элементы техники игры. В игре футболисты данного возраста чаще других используют:
• короткие и средние передачи мяча вперед - 20,7%;
• ведение мяча - 18,9%;
• отбор мяча - 12,7%;
• короткие и средние передачи мяча назад и поперек - 12,5%;
• обводку соперника - 10,2%.
Общее число технико-тактических действий, выполненных за матч футболистом, составляет 51,4 при браке 36,5% (табл. 2). К числу технико-тактических действий числовые показатели, которые не превышают двух процентов от общего объема используемых в игре приемов, относятся:
• удары по воротам головой - 0,1%;
• единоборства за мяч вверху - 1,0%;
• длинные передачи мяча - 1,2%;
• передачи мяча «на ход» - 1,4%.
Брак при выполнении этих приемов превышает 30%. Исключение составляют передачи мяча «на ход» - 28,2%.
Наибольший процент брака допускают юные футболисты при выполнении следующих технико-тактических действий: прострельных и навесных передач мяча в штрафную площадь соперника - 63,3%; отбора мяча - 51,7%; длинных передач мяча - 51,3%; ударов по воротам ногой - 56,5%.
Брак не превышает 30% при выполнении коротких и средних передач мяча назад и поперек, передач мяча «на ход», ведения мяча и перехватов мяча.
Вызывает недоумение «натаскивание» детей данного возраста на повышение количества бездумных передач мяча вперед, которые они выполняют с большим процентом брака, и появление в арсенале игроков такого сложного игрового приема, как длинная передача мяча.
В противоположность этому передачи мяча «на ход», являющиеся наиболее эффективными для решения задач групповой и командной тактики нападения, в свою очередь, входят в группу редко используемых игровых приемов.
Таким образом, игра футболистов первого и второго года обучения на этапе начальной специализации характеризуется увеличением удельного веса в структуре игры следующих технико-тактических действий: коротких и средних передач мяча назад и поперек, передач мяча «на ход», длинных передач мяча, прострельных и навесных передач мяча в штрафную площадь соперника, ведения мяча, обводки соперника и ударов по воротам ногой. С другой стороны, уменьшается удельный вес в структуре игры коротких и средних передач мяча вперед, игры головой, вступление игроков в отбор и перехват мяча, в единоборства за мяч вверху и внизу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ первых четырех лет обучения футболистов 8-10 лет позволяет выделить ведущие игровые приемы, расположившиеся в следующей последовательности по мере уменьшения их удельного веса в структуре игры: короткие и
средние передачи мяча вперед, ведение мяча, отбор мяча, короткие и средние передачи мяча назад и поперек, обводка соперника, перехват мяча и единоборства за мяч внизу. Суммарный объем данных технико-тактических действий превышает 85% от общего количества всех используемых игровых приемов футболистами в игре.
На протяжении данного временного отрезка видна положительная динамика повышения качества игры футболистов. При этом ряд технических приемов не претерпел значительных изменений в сторону уменьшения процента брака: обводка соперника, отбор мяча, единоборства за мяч внизу.
Исследуя динамику применения конкретных технико-тактических действий, можно отметить увеличение удельного веса в структуре игры передач мяча «на ход» и коротких и средних передач мяча назад, поперек. Данная тенденция характеризует начало обучения комбинационной игре. Групповые и командные взаимодействия футболистов на данном этапе должны быть обдуманными и использующими такие элементы техники, которые соответствуют анатомо-физиологическому развитию детей.
На этапе начальной специализации должны быть удалены из обучения безадресные передачи мяча вперед и, в первую очередь, длинные передачи мяча как противоречащие цели обучения юных футболистов. Их место по праву должны занять ведение мяча и обводка соперника, что позволяет в последующем подготовить индивидуально сильных игроков, способных решить успех команды в микродуэли со своим соперником на каждом участке поля. С другой стороны, можно отметить уменьшение количества перехватов мяча, что характеризует сложность выполнения данного технического приема и слабую освоенность этого технико-тактического приема. Не секрет, что ни поурочные программы, ни тренеры-практики (за редким исключением) фактически не обучают данному действию. Необходимо грамотное и полное представление всех нюансов выполнения перехватов мяча, начиная от выбора позиции, оценки ситуации, начала движения и овладения мячом. Тренеру необходимо моделировать игровую ситуацию, на тренировке позволяющую в совершенстве овладеть данным техническим приемом. Не последнее место в совершенном овладении данным техническим приемом занимает развитие антиципирующих способностей футболистов.
Другие игровые приемы четко дифференцируются по этапам начальной подготовки и начальной специализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданец В. В. Методика начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции у юных футболистов 7-10 лет: дис. ... канд. пед. наук / В. В. Богданец. - Смоленск, 2005. - 149 с.
2. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М.: Терра Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
3. Голомазов С. В. Теория и методика футбола. Техника игры. / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 472
4. Золотарев А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: дис. ... д-ра пед. наук / А. П. Золотарев. - Краснодар, 1997. - 444 с.
5. Лалаков Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: дис. ... д-ра пед. наук / Г. С. Лалаков. - Омск, 1998. - 328 с.
6. Лейбовский А. Ю. Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе: дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Лейбовский. - Краснодар, 2005. - 164 с.
7. Николаенко В. В. Построение учебно-тренировочных программ, направленных на развитие физических качеств юных футболистов в группах начальной подготовки СДЮШОР: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Николаенко. - Киев, 1986. - 21 с.
8. Петухов А. В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения: монография / А. В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.
9. Полозов А. А. Информационная модель управления соревновательной деятельностью: дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Полозов. - Омск, 2003. - 304 с.
10. Рыбин Д. В. Методика отбора и ранней игровой ориентации юных футболистов с учетом их индивидуальных особенностей: дис. ... канд. пед. наук / Д. В. Рыбин. - М., 2001. - 115 с.
11. Сарсания К. С. Отбор и физическая подготовка юных футбо-
листов: дис. ... канд. пед. наук / К. С. Сарсания. - М., 2003. 144 с.
12. Сучилин А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада / А. А. Сучилин. - Волгоград, 1997. - 78 с.
13. Чирва Б. Г. Учет особенностей сенситивных периодов в обучении техническим приемам юных футболистов: дис. ... канд. пед. наук / Б. Г. Чирва. - М., 1998. - 147 с.
INDIVIDUALL-TYPOLOGICAL PARAMETERS OF TECHNICAL-TACTICAL ACTIONS OF FOOTBALL PLAYERS AGED 8-11
V.V. Suvorov, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
To establish leading game techniques of competitive activity of football players of various aged groups is the task of the research.
There were carried out pedagogical observations of competitive activity and recording of individual technical-tactical actions of football players aged 8-11. Pedagogical supervision has allowed to establish specific features of application of individual technical-tactical actions depending on the stage of preparation.
The analysis of first four years of training gives the possibility
to pick out the leading game techniques; their sequence depends on the reduction of their relative density in game structure: short and middle passes forward, dribbling the ball, taking the ball away, short and middle passes back and across, sidestepping the contestant, interception of the ball and fight for the ball below.
Key words: football, the technical-tactical actions, leading game techniques.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫМ ПОДХОД К ОТБОРУ И КОМПЛЕКТОВАНИЮ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
С. Н. Белова,
кандидат педагогических наук, профессор А. Г. Карпенко, Р. В. Сыроваткин
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
К настоящему времени изучены индивидуальные особенности физической подготовленности, функционального и психического состояния юных спортсменов на этапах начальной спортивной специализации, и на этой основе разработаны индивидуально-типологические модели, позволяющие классифицировать юных спортсменов по определенным признакам, но проблема определения спортивной пригодности детей, комплектования групп, особенно в велосипедном спорте, остается весьма существенной.
Мы предположили, что разработанные нами критерии отбора и рекомендации по комплектованию групп и индивидуализации тренировочных нагрузок позволят более эффективно и целенаправленно отбирать детей для занятий велосипедным спортом.
Анализ и обработка научно-методической литературы по велосипедному спорту, а также по другим циклическим видам, показала недостаточную изученность вопроса отбора детей для занятий в спортивных секциях. Нами предпринята попытка восполнить этот пробел применительно к велосипедному спорту.
Ключевые слова: отбор, начальная спортивная специализация, подготовка, программа, тестирование, этапы, показатели, анализ, тренировка.
Непременным условием успешного решения задачи отбора способных в спортивном отношении детей является глубокое знание требований, предъявляемых видами спорта к организму и личности спортсмена (на уровне высших спортивных достижений)