Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОДИБИЛДИНГА НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ 10–15 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОДИБИЛДИНГА НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ 10–15 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пархимович Т. В., Парамонова Н. А.

В статье представлены результаты исследования эффективности применения разработанных комплексов упражнений с элементами бодибилдинга в образовательном процессе школьников 10–15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах. Предложенные комплексы упражнений направлены на развитие силовых способностей основных групп мышц, участвующих в формировании мышечного корсета, оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности детей, уменьшают болевые ощущения и увеличивают амплитуду движений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пархимович Т. В., Парамонова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF BODYBUILDING ELEMENTS IN THE CLASSES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH CHILDREN 10–15 YEARS OLD WITH SCOLIOSIS

The article presents the results of a study of the effectiveness of the developed exercise complexes with bodybuilding elements in the educational process of schoolchildren aged 10-15 years with a diagnosis of scoliosis, engaged in special medical groups. The proposed sets of exercises are aimed at developing the strength abilities of the main muscle groups involved in the formation of a muscular corset, have a positive effect on the level of physical fitness of children, reduce pain and increase the amplitude of movements

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОДИБИЛДИНГА НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ 10–15 ЛЕТ СО СКОЛИОЗОМ»

10. Психология спорта / Е. П. Ильин [и др.]. - СПб. : Питер, 2018. - 352 с.

11. Райков, В. К. Модель психологической готовности спортсменов разных возрастов к тренировочной и соревновательной деятельности /

B. К. Райков, В. А. Высоцкая, Е. Г. Колмакова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - № 11. -

C. 86-93. - DOI 10.37882/2500-3682.2020.11.22. - EDN AOZXET.

12. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная /

A. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Спорт-Человек, 2005. - 528 с.

13. Худяков, В. П. Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию /

B. П. Худяков, С. Э. Кищенко // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. - № 2. - С. 57-62.

14. Психологическая модель спортивного резерва различных групп видов спорта для управления тренировочным процессом : практ. пособие / И. А. Чарыкова [и др.]. - Минск : РНПЦ спорта, 2017. - 60 с.

15. Taylor, J. Applying sport psychology: Four perspectives / J. Taylor // Human kinetics. - 2019. - 400 p.

16. Kaplanova, A. Psychological readiness of football players for the match and its connection with self-esteem and competitive anxiety / A. Kaplanova / / Heliyon. - 2024. № 10(6). doi: 10.1016/j.heliyon.2024.e27608.

17. Piepiora, P. Assessment of Personality Traits Influencing the Performance of Men in Team Sports in Terms of the Big Five / P. Piepiora // Front Psychol. - 2021. - May 21. - 12:679724. doi: 10.3389/fpsyg.2021.679724.

18. Weinberg, R. S. Foundations of sport and exercise psychology / R. S. Weinberg, D. Gould // Human kinetics. - 2019 - 680 p.

10.08.2024

УДК 615.825.1

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОДИБИЛДИНГА НА ЗАНЯТИЯХ

СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ 10-15 ЛЕТ

СО СКОЛИОЗОМ

Т. В. Пархимович,

Учреждение образования «Белорусский государственный

педагогический университет имени Максима Танка»;

Н. А. Парамонова, канд. биол. наук, доцент,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эффективности применения разработанных комплексов упражнений с элементами бодибилдинга в образовательном процессе школьников 10-15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальнъх медицинских группах. Предложенные комплексы упражнений направлены на развитие силовых способностей основных групп мышц, участвующих в формировании мышечного корсета, оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности детей, уменьшают болевые ощущения и увеличивают амплитуду движений.

APPLICATION OF BODYBUILDING ELEMENTS IN THE CLASSES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH CHILDREN 10-15 YEARS OLD

WITH SCOLIOSIS

T. V. Parkhimovich,

Education Institution «Maxim Tank Belarusian State Pedagogical

University»;

N. A. Paramonova,

Education Institution «Belarusian State University of Physical Culture»

Abstract

The article presents the results of a study of the effectiveness of the developed exercise complexes with bodybuilding elements in the educational process of schoolchildren aged 10-15 years with a diagnosis of scoliosis, engaged in special medical groups. The proposed sets of exercises are aimed at developing the strength abilities of the main muscle groups involved in the formation of a muscular corset, have a positive effect on the level of physical fitness of children, reduce pain and increase the amplitude of movements.

Введение

Сколиоз - это комплекс изменений в трех плоскостях позвоночника и грудной клетки, который появляется у относительно здоровых детей и может прогрессировать в зависимости от различных факторов в период скачков роста и позже в течение жизни [1].

При сколиозе деформация позвоночника может быть врожденной (из-за врожденных аномалий позвонков или ребер), приобретенной (после травмы или болезни) и в большинстве случаев (80 %) - идиопатической, т. е. причины ее возникновения неизвестны (SOSORT - Международное научное общество бескровного (ортопедического и реабилитационного) лечения сколиозов).

По данным ассоциации сколиоза Великобритании (SAUK) [2], существует много неподтвержденных гипотез о причинах заболевания. Например, наличие сколиоза означает, что ребенок не может заниматься спортом или физическими упражнениями. По статистическим данным SAYK, необходимо поддерживать физическую форму и вести активный образ жизни для формирования мышечного корсета. При этом обязательна консультация с врачом-ортопедом. Еще одно неподтвержденное мнение: занятия спортом или физическими упражнениями усугубляют сколиоз. По данным ассоциации сколиоза Великобритании, научно не доказано, что мягкий матрац, тяжелые рюкзаки, сидячий образ жизни являются причиной возникновения сколиоза [2]. Вышеперечисленное ухудшает осанку, формирует сутулость, стимулирует мышечный гипертонус, вызывает боли. Такие нарушения опорно-двигательного аппарата могут стимулировать возникновение сколиоза.

В решении данной проблемы эффективно помогают физические упражнения. При этом используются в основном общеразвивающие упражнения, которые считаются классическими при сколиозах. Вместе с тем в последнее время для коррекции осанки и укрепления мышечного корсета стали активно применяться элементы различных фитнес-технологий [3, 4].

Упражнения из йоги и пилатеса позволяют снимать спазмы при гипертонусе и уравновешивать мышечный баланс с двух сторон

позвоночника. В йоге и пилатесе обязательно применение дыхательных упражнений, «осознанная регуляция дыхания» (если направить воздух в определенную сторону, зону/точку, легкие расправляются [5]). Однако для достижения значимых результатов перечисленных фитнес-технологий недостаточно, необходимы силовые упражнения, которые позволяют формировать мышечный корсет. Поскольку изменения кривизны позвоночника влияют на тонус мышц спины - с одной стороны, мышцы спины могут быть ослаблены, а с другой - излишне напряжены, - силовые упражнения помогают достичь мышечной симметрии.

Как говорилось ранее, при сколиозе одна часть мышц спины развита сильнее другой за счет специфики искривления позвоночного столба влево/вправо, поэтому основным условием выполнения упражнений является контроль равномерного участия в силовых нагрузках обеих сторон мышечного каркаса. Необходимо следить за тем, чтобы слабые мышцы получали необходимое количество работы, выравнивая нагрузку с более развитой стороной, тем самым увеличивая их силовой потенциал. Выполнять упражнения с элементами бодибилдинга следует симметрично, то есть нагрузка должна распределяться с одинаковой силой на левую и правую части тела.

Основными упражнениями, которые применяются при сколиозе, являются упражнения на грудные мышцы, мышцы спины и живота. Особенность выполнения этих упражнений заключается в том, что часть из них выполняется на тренажерах, а часть - с отягощениями или с сопротивлением. Такой подход помогает снять нагрузку с позвоночника при работе мышц спины для формирования мышечного корсета. При этом следует использовать минимальные отягощения, исходные положения лежа, полулежа и сидя. Нельзя выполнять движения резко, с высокой скоростью, при выполнении упражнений на пояс верхних конечностей необходимо акцентировать нагрузку на мышцы спины, а не на руки, движения в локтевых суставах выполнять с неполной амплитудой, чтобы не травмировать их, сводить лопатки для увеличения экскурсии грудной клетки. Целесообразно на занятиях применять зеркала. Визуальный контроль над положением своего тела - это первый шаг к обучению самокоррекции.

Подбирая упражнения на укрепление мышц спины, необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и локализацию сколиоза. Например, при сколиозе грудного отдела позвоночника в первую очередь прорабатываются паравертебральные (околопозвоночные) мышцы спины, широчайшая мышца спины, мышцы на поддержание коррекции деформации позвоночника (формирование мышечного корсета). При сколиозе грудо-поясничного отдела позвоночника следует добавлять упражнения на поддержание подвздошно-поясничной мышцы.

Необходимо учитывать, что упражнения, которые в ходе урока выполняются первыми, создают самый высокий стимул для повышения мышечной активности (до момента утомления). Приоритетными должны быть те упражнения, с помощью которых планируется достичь поставленных задач. После каждого силового упражнения рекомендуется делать упражнения с элементами йоги или пилатеса (с легким растяжением), дыхательные упражнения и упражнения на расслабление/восстановление.

Следует помнить, что сначала прорабатываются крупные группы мышц, затем более мелкие. Например, упражнения на четырехглавую мышцу бедра, затем на заднюю группу мышц бедра и ягодичные мышцы, потом на мышцы спины, груди и плечевого пояса, в конце - упражнения на прямую

и косые мышцы живота. Необходимо уделять особое внимание постуральной мускулатуре нижней части туловища и нижних конечностей, т. к., укрепив эти группы мышц, мы снижаем нагрузку на мышцы позвоночника.

На уроках по физической культуре и здоровью со специальными медицинскими группами в перечне противопоказаний указано ограничение веса в упражнениях с отягощениями (градация веса от 0,25 до 2 кг). Следовательно, необходимую нагрузку можно получать, увеличивая количество повторений в подходе, - это помогает развивать силу мышц, но не перегружает позвоночник.

Важно помнить, что обучающиеся специальных медицинских групп имеют определенный набор противопоказаний. Прежде чем предлагать ученику силовые упражнения, необходимо проконсультироваться с врачом, обязательно учитывать все индивидуальные особенности, опираясь при этом на учебную программу по предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп 1-Х1 классов учреждений общего среднего образования [6]. При правильном выполнении упражнений не должны появляться боль или дискомфорт.

Цель исследования

Целью исследования явилось изучение влияния упражнений с элементами бодибилдинга на физическое состояние школьников 10-15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами была разработана методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата школьников со сколиозом с элементами бодибилдинга, рассчитанная на 25 недель (50 уроков) и разделенная на 3 блока по сложности выполнения упражнений.

Применялись упражнения сопряженного воздействия, направленные на развитие силы разгибающей мышцы спины, поперечной мышцы живота, внутренней косой мышцы живота, а также - широчайшей мышцы спины, трехглавой мышцы плеча, грудинно-ключично-сосцевидной мышцы (шея).

В первом блоке упражнения выполнялись в облегченном варианте: применялся инвентарь, позволяющий снизить нагрузку для правильного выполнения движения, а также выполнялось небольшое количество повторений - от 2 до 8 раз. Во втором блоке упражнения выполнялись в классическом варианте с повтором 6-8 раз. В третьем блоке выполнялись упражнения с усложнениями, т. е. использовались гимнастические петли, гантели, набивные мячи, специальные тренажеры, увеличивалось количество повторений до 10-12 раз.

Физические упражнения с элементами бодибилдинга на формирование мышечного корсета и развитие силы мышц подбирались индивидуально с учетом установленных диагнозов и уровня физической подготовленности в нескольких направлениях: на развитие мышц груди, живота и спины.

Упражнения на развитие мышц груди при сколиозе помогают избавиться от сутулости и увеличить экскурсию грудной клетки. Например, жим от груди лежа на скамье тренажера: следует делать два варианта этого упражнения - на горизонтальной поверхности и наклонной с углом в 45°, не увеличивая вес отягощения, акцентировать внимание на правильности работы мышц. Это упражнение используется для обучающихся 9-11-х классов. Школьники 5-8-х классов аналогичное упражнение выполняют с набивными мячами (1-2 кг) или эластичными петлями (средний/высокий уровень сопротивления).

В качестве упражнения-антагониста эффективно сгибание-разгибание рук (подтягивание) в исходном положении лежа на спине, где также можно изменять угол наклона скамьи.

Целесообразно добавить упражнения для мышц живота и спины: сгибание/разгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, поясница прижата к полу и то же - в положении лежа на животе. При выполнении упражнений руки можно держать крестом на груди, для усложнения - за головой. Упражнения направлены на укрепление мышц, выпрямляющих позвоночник (остистая, длиннейшая и подвздошно-реберная).

Для этой группы упражнений подходит упор лежа на предплечьях. Оно относится к базовым статическим упражнениям, направленным на повышение стабильности туловища. Упражнение создает большую нагрузку на мышцы живота. Для обучающихся 5-6-х классов можно выполнять задание с опорой на колени.

Упражнения для мышц спины позволяют укрепить их, исправить нарушение осанки и сформировать мышечный корсет. Для старшеклассников применяют такое упражнение на тренажере, как тяга на блоке за голову (рисунок 1а). Для школьников 5-8-х классов в том же исходном положении можно выполнять задание с гантелями (0,5-2 кг), эластичными петлями (средний/ высокий уровень сопротивления).

Еще одним эффективным упражнением является тяга на блоке в нижнем положении (рисунок 1б). Упражнение выполняется в трех вариантах: тяга только руками, тяга руками и туловищем; тяга только туловищем. Это упражнение позволяет укрепить мышцы спины, косые мышцы туловища и мышцы рук. Обучающиеся 5-8-х классов выполняют эти задания с эластичными лентами (средний/ высокий уровень сопротивления).

Рисунок 1 - Упражнение «Тяга на блоке»

В исследовании принимали учащиеся 10-15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающиеся в специальных медицинских группах, разделенные на контрольную и экспериментальную группы по 15 человек (группы сборные, занимались в разное время). Контрольная группа занималась по учебной программе по предмету «Физическая культура и здоровье»

для специальных медицинских групп 1-Х1 классов учреждений общего среднего образования. В экспериментальной группе использовались упражнения с элементами бодибилдинга, направленные на развитие силы мышц и формирование мышечного корсета.

С целью обоснования эффективности разработанной программы использовались модифицированные тесты, выполняемые в облегченных условиях по сравнению с предусмотренными учебной программой по предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп 1-11-х классов учреждений общего среднего образования [6]. Тестирование проводилось в начале и конце учебного года.

Математическую обработку полученных данных проводили с помощью критериев непараметрической статистики вследствие небольших выборок участников исследования. Для зависимых выборок использовался критерий Уилкоксона, для независимых - Манна-Уитни.

Результаты и обсуждение

В таблице 1 представлены результаты тестирования школьников контрольной и экспериментальной групп, занимающихся в СМГ.

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень физической подготовленности и функционального состояния организма учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента (Хср±о)__

Тест КГ ЭГ

I четверть IV четверть I четверть IV четверть

Разгибание туловища из положения лежа на животе, кол-во раз за 1 мин. 22,7±4,8 27,7±5,0 28,4±7,6 36,7±8,8

Сгибание и разгибание рук в упоре стоя о гимнастическую стенку, кол-во раз за 1 мин. 14,9±3,4 18,8±3,7 18,1±8,0 28,3±7,3

Наклон из положения стоя на гимнастической скамейке, см -4,8±3,9 -3,4±3,5 -1,9±7,6 3,9±8,1

Планка на предплечьях, с. 6,2±2,7 7,8±2,0 7,9±4,3 13,1±5,1

Индекс Гарвардского степ-теста, у.е. 28,1±2,5 31,9±2,5 32,2±6,8 39,7±11,0

Проба Штанге, с. 23,8±3,5 27,2±3,3 25,2±7,2 34,9±12,1

Проведенная статистическая обработка показала, что до эксперимента достоверных различий в результатах тестирования занимающихся ЭГ и КГ не обнаружено, соответственно, выборки были однородными.

После применения разработанной нами программы с элементами бодибилдинга в экспериментальной группе произошли следующие изменения. Сила мышц-разгибателей спины по результатам теста «Разгибание туловища из положения лежа на животе за 1 минуту» улучшилась на 22,7 %, с 28,4±7,6 до 36,7±8,8 раз. В контрольной группе также произошло достоверное улучшение силовых показателей, однако прирост составил 17,8 %, с 22,7±4,8 до 27,7±5,0 раз.

Количество сгибаний и разгибаний рук в упоре стоя о гимнастическую стенку за 1 минуту в ЭГ увеличилось с 18,1±8,0 до 28,3±7,3 раз или на 36,2 %. В КГ данный результат увеличился на 20,9 %, с 14,9±3,4 до 18,8±3,7 раз.

В тесте «Планка на предплечьях» школьники, занимающиеся по экспериментальной программе, увеличили время удержания с 7,9±4,3 до 13,1±5,1 секунд, что составило 39,8 %. Занимающиеся в контрольной группе также улучшили результат, однако прирост составил 1,6 секунды или 20,5 %.

Показатели гибкости выросли в обеих группах. Вместе с тем в ЭГ подвижность позвоночного столба улучшилась на 147,2 % с -1,9±7,6 до 3,9±8,1 см, а в КГ этот показатель составил 42,5 %.

Положительная динамика отмечена и в показателях, характеризующих функциональное состояние занимающихся. Так индекс Гарвардского степ-теста в ЭГ увеличился с 32,2±6,8 до 39,7±11,0 у.е., что составило 18,8 %. В КГ зарегистрирован прирост в 12,1 %, с 28,1±2,5 до 31,9±2,5 у.е.

Способность задерживать дыхание на вдохе (проба Штанге) у занимающихся в экспериментальной группе улучшилась на 27,9 %, а в контрольной - на 12,5 %.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достоверных изменениях в уровне физической подготовленности и функциональном состоянии детей 10-15 лет, занимающихся как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Однако больший прирост по всем контролируемым показателям произошел в ЭГ, что подтверждается достоверными различиями в результатах обеих групп до и после эксперимента.

Еще одним контролируемым и достаточно важным показателем в нашем исследовании были болевые ощущения школьников, оцениваемые по шкале Эланда. На рисунках 2 и 3 представлены результаты оценки дискомфортных ощущений при выполнении каких-либо двигательных действий.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

60%

53%

40%

20% 20% 20%

_ 13%

7%

Сильная боль Слабая боль Без боли 1 четверть 4 четверть -Итог

Рисунок 2 - Распределение боли по шкале Эланда у занимающихся контрольной группы

Как видно из графиков, представленных на рисунке 2, до начала педагогического эксперимента 20 % учащихся КГ испытывали сильную боль в области позвоночника, 60 % - слабую и 20 % не испытывали боли.

Рисунок 3 - Распределение боли по шкале Эланда у занимающихся экспериментальной группы

В экспериментальной группе (рисунок 3) сильные болевые ощущения зарегистрированы у 13 % занимающихся, без боли занимались 20 % детей, слабую боль испытывали 67 %. К концу учебного года произошли изменения как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Так в КГ показатели сильной боли уменьшились с 20 до 7 %. В то же время в ЭГ сильные болевые ощущения перестали замечать все занимающиеся, испытывавшие их ранее. Признаки слабой боли при выполнении движений уменьшились у 7 % школьников КГ и 27 % ЭГ. Отсутствие болевых ощущений зарегистрировано у 20 % КГ (при 40 % изначально) и у 73 % ЭГ, уменьшение составило 20 и 53 % соответственно.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительный анализ результатов исследования, направленных на обоснование эффективности разработанной методики коррекции осанки с использованием элементов бодибилдинга, свидетельствует о достоверном улучшении у занимающихся экспериментальной группы показателей тестирования, которые отражают уровень развития силовых способностей и гибкости. Также зарегистрирована положительная динамика функционального состояния и значительное снижение болевых ощущений при выполнении двигательных действий. Результаты проведенного эксперимента позволяют рекомендовать к использованию с детьми, имеющими диагноз «сколиоз», занимающимися в специальных медицинских группах, упражнений с элементами фитнес-технологий, в частности, бодибилдинга.

Список использованных источников

1. Rigo, M. D. Rehabilitation schools for scoliosis», thematic series: describing the methods and resalts / M. D. Rigo, Th. B. Grivas. - Режим доступа: https://scoliosisjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/1748-7161-5-27. -Дата доступа: 09.07.2024.

2. Сколиоз: знайте факты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ssr.org.uk/. - Дата доступа: 12.07.2024.

3. Пархимович, Т. В. Использование элементов йоги для коррекции осанки школьников со сколиозом, занимающихся в специальной медицинской группе / Т. В. Пархимович, Н. А. Парамонова // Ученые записки: c6. рец. науч. тр. / редкол. : С. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2022. - Вып. 25. - С. 220-226.

4. Пархимович, Т. В. Возможности использования элементов пилатес на занятиях специальных медицинских групп с детьми со сколиозом / Т. В. Пархимович // Прикладная спортивная наука. - 2022. - № 2(16). - С. 37-42.

5. Дыхательная гимнастика по методу Катарины Шрот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosturner.ru/journal/dyhatelnaya-gimnastika-po-metodu-katariny-shrot/. - Дата доступа: 05.07.2024.

6. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп I-XI классов учреждений общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс] : утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь 18.08.2017, № 109. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. -Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21732364p. -Дата доступа: 05.07.2024.

31.07.2024

УДК 796.015.62

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

В РАЗЛИЧНЫХ МАКРОЦИКЛАХ ПОДГОТОВКИ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

В. В. Роговцев,

Н. А. Парамонова, канд. биол. наук, доцент,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

В статье представлены результаты анализа тренировочной нагрузки высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в скоростном беге на коньксх. Изучено соотношение парциальных объемов работы в различных зонах энергообеспечения и выявлена их динамика на этапах годичного цикла подготовки. Проведено сравнение объема и интенсивности различных видов нагрузки в четырех макроциклах. Определено, что при значительном изменении километража выполненной работы в различных зонах энергообеспечения процентное соотношение остается практически неизменным и колеблется в пределах 3-5 %.

На основании динамики соревновательных результатов определено оптимальное соотношение общего и парциальных объемов тренировочной нагрузки в годичном цикле для конькобежцев, входящих в состав молодежной сборной командыи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.