10. Психология спорта / Е. П. Ильин [и др.]. - СПб. : Питер, 2018. - 352 с.
11. Райков, В. К. Модель психологической готовности спортсменов разных возрастов к тренировочной и соревновательной деятельности /
B. К. Райков, В. А. Высоцкая, Е. Г. Колмакова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - № 11. -
C. 86-93. - DOI 10.37882/2500-3682.2020.11.22. - EDN AOZXET.
12. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная /
A. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Спорт-Человек, 2005. - 528 с.
13. Худяков, В. П. Психологическая подготовка спортсменов в командных видах спорта к тренировочному процессу и соревнованию /
B. П. Худяков, С. Э. Кищенко // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. - № 2. - С. 57-62.
14. Психологическая модель спортивного резерва различных групп видов спорта для управления тренировочным процессом : практ. пособие / И. А. Чарыкова [и др.]. - Минск : РНПЦ спорта, 2017. - 60 с.
15. Taylor, J. Applying sport psychology: Four perspectives / J. Taylor // Human kinetics. - 2019. - 400 p.
16. Kaplanova, A. Psychological readiness of football players for the match and its connection with self-esteem and competitive anxiety / A. Kaplanova / / Heliyon. - 2024. № 10(6). doi: 10.1016/j.heliyon.2024.e27608.
17. Piepiora, P. Assessment of Personality Traits Influencing the Performance of Men in Team Sports in Terms of the Big Five / P. Piepiora // Front Psychol. - 2021. - May 21. - 12:679724. doi: 10.3389/fpsyg.2021.679724.
18. Weinberg, R. S. Foundations of sport and exercise psychology / R. S. Weinberg, D. Gould // Human kinetics. - 2019 - 680 p.
10.08.2024
УДК 615.825.1
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОДИБИЛДИНГА НА ЗАНЯТИЯХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ 10-15 ЛЕТ
СО СКОЛИОЗОМ
Т. В. Пархимович,
Учреждение образования «Белорусский государственный
педагогический университет имени Максима Танка»;
Н. А. Парамонова, канд. биол. наук, доцент,
Учреждение образования «Белорусский государственный университет
физической культуры»
Аннотация
В статье представлены результаты исследования эффективности применения разработанных комплексов упражнений с элементами бодибилдинга в образовательном процессе школьников 10-15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальнъх медицинских группах. Предложенные комплексы упражнений направлены на развитие силовых способностей основных групп мышц, участвующих в формировании мышечного корсета, оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности детей, уменьшают болевые ощущения и увеличивают амплитуду движений.
APPLICATION OF BODYBUILDING ELEMENTS IN THE CLASSES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH CHILDREN 10-15 YEARS OLD
WITH SCOLIOSIS
T. V. Parkhimovich,
Education Institution «Maxim Tank Belarusian State Pedagogical
University»;
N. A. Paramonova,
Education Institution «Belarusian State University of Physical Culture»
Abstract
The article presents the results of a study of the effectiveness of the developed exercise complexes with bodybuilding elements in the educational process of schoolchildren aged 10-15 years with a diagnosis of scoliosis, engaged in special medical groups. The proposed sets of exercises are aimed at developing the strength abilities of the main muscle groups involved in the formation of a muscular corset, have a positive effect on the level of physical fitness of children, reduce pain and increase the amplitude of movements.
Введение
Сколиоз - это комплекс изменений в трех плоскостях позвоночника и грудной клетки, который появляется у относительно здоровых детей и может прогрессировать в зависимости от различных факторов в период скачков роста и позже в течение жизни [1].
При сколиозе деформация позвоночника может быть врожденной (из-за врожденных аномалий позвонков или ребер), приобретенной (после травмы или болезни) и в большинстве случаев (80 %) - идиопатической, т. е. причины ее возникновения неизвестны (SOSORT - Международное научное общество бескровного (ортопедического и реабилитационного) лечения сколиозов).
По данным ассоциации сколиоза Великобритании (SAUK) [2], существует много неподтвержденных гипотез о причинах заболевания. Например, наличие сколиоза означает, что ребенок не может заниматься спортом или физическими упражнениями. По статистическим данным SAYK, необходимо поддерживать физическую форму и вести активный образ жизни для формирования мышечного корсета. При этом обязательна консультация с врачом-ортопедом. Еще одно неподтвержденное мнение: занятия спортом или физическими упражнениями усугубляют сколиоз. По данным ассоциации сколиоза Великобритании, научно не доказано, что мягкий матрац, тяжелые рюкзаки, сидячий образ жизни являются причиной возникновения сколиоза [2]. Вышеперечисленное ухудшает осанку, формирует сутулость, стимулирует мышечный гипертонус, вызывает боли. Такие нарушения опорно-двигательного аппарата могут стимулировать возникновение сколиоза.
В решении данной проблемы эффективно помогают физические упражнения. При этом используются в основном общеразвивающие упражнения, которые считаются классическими при сколиозах. Вместе с тем в последнее время для коррекции осанки и укрепления мышечного корсета стали активно применяться элементы различных фитнес-технологий [3, 4].
Упражнения из йоги и пилатеса позволяют снимать спазмы при гипертонусе и уравновешивать мышечный баланс с двух сторон
позвоночника. В йоге и пилатесе обязательно применение дыхательных упражнений, «осознанная регуляция дыхания» (если направить воздух в определенную сторону, зону/точку, легкие расправляются [5]). Однако для достижения значимых результатов перечисленных фитнес-технологий недостаточно, необходимы силовые упражнения, которые позволяют формировать мышечный корсет. Поскольку изменения кривизны позвоночника влияют на тонус мышц спины - с одной стороны, мышцы спины могут быть ослаблены, а с другой - излишне напряжены, - силовые упражнения помогают достичь мышечной симметрии.
Как говорилось ранее, при сколиозе одна часть мышц спины развита сильнее другой за счет специфики искривления позвоночного столба влево/вправо, поэтому основным условием выполнения упражнений является контроль равномерного участия в силовых нагрузках обеих сторон мышечного каркаса. Необходимо следить за тем, чтобы слабые мышцы получали необходимое количество работы, выравнивая нагрузку с более развитой стороной, тем самым увеличивая их силовой потенциал. Выполнять упражнения с элементами бодибилдинга следует симметрично, то есть нагрузка должна распределяться с одинаковой силой на левую и правую части тела.
Основными упражнениями, которые применяются при сколиозе, являются упражнения на грудные мышцы, мышцы спины и живота. Особенность выполнения этих упражнений заключается в том, что часть из них выполняется на тренажерах, а часть - с отягощениями или с сопротивлением. Такой подход помогает снять нагрузку с позвоночника при работе мышц спины для формирования мышечного корсета. При этом следует использовать минимальные отягощения, исходные положения лежа, полулежа и сидя. Нельзя выполнять движения резко, с высокой скоростью, при выполнении упражнений на пояс верхних конечностей необходимо акцентировать нагрузку на мышцы спины, а не на руки, движения в локтевых суставах выполнять с неполной амплитудой, чтобы не травмировать их, сводить лопатки для увеличения экскурсии грудной клетки. Целесообразно на занятиях применять зеркала. Визуальный контроль над положением своего тела - это первый шаг к обучению самокоррекции.
Подбирая упражнения на укрепление мышц спины, необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и локализацию сколиоза. Например, при сколиозе грудного отдела позвоночника в первую очередь прорабатываются паравертебральные (околопозвоночные) мышцы спины, широчайшая мышца спины, мышцы на поддержание коррекции деформации позвоночника (формирование мышечного корсета). При сколиозе грудо-поясничного отдела позвоночника следует добавлять упражнения на поддержание подвздошно-поясничной мышцы.
Необходимо учитывать, что упражнения, которые в ходе урока выполняются первыми, создают самый высокий стимул для повышения мышечной активности (до момента утомления). Приоритетными должны быть те упражнения, с помощью которых планируется достичь поставленных задач. После каждого силового упражнения рекомендуется делать упражнения с элементами йоги или пилатеса (с легким растяжением), дыхательные упражнения и упражнения на расслабление/восстановление.
Следует помнить, что сначала прорабатываются крупные группы мышц, затем более мелкие. Например, упражнения на четырехглавую мышцу бедра, затем на заднюю группу мышц бедра и ягодичные мышцы, потом на мышцы спины, груди и плечевого пояса, в конце - упражнения на прямую
и косые мышцы живота. Необходимо уделять особое внимание постуральной мускулатуре нижней части туловища и нижних конечностей, т. к., укрепив эти группы мышц, мы снижаем нагрузку на мышцы позвоночника.
На уроках по физической культуре и здоровью со специальными медицинскими группами в перечне противопоказаний указано ограничение веса в упражнениях с отягощениями (градация веса от 0,25 до 2 кг). Следовательно, необходимую нагрузку можно получать, увеличивая количество повторений в подходе, - это помогает развивать силу мышц, но не перегружает позвоночник.
Важно помнить, что обучающиеся специальных медицинских групп имеют определенный набор противопоказаний. Прежде чем предлагать ученику силовые упражнения, необходимо проконсультироваться с врачом, обязательно учитывать все индивидуальные особенности, опираясь при этом на учебную программу по предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп 1-Х1 классов учреждений общего среднего образования [6]. При правильном выполнении упражнений не должны появляться боль или дискомфорт.
Цель исследования
Целью исследования явилось изучение влияния упражнений с элементами бодибилдинга на физическое состояние школьников 10-15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели нами была разработана методика коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата школьников со сколиозом с элементами бодибилдинга, рассчитанная на 25 недель (50 уроков) и разделенная на 3 блока по сложности выполнения упражнений.
Применялись упражнения сопряженного воздействия, направленные на развитие силы разгибающей мышцы спины, поперечной мышцы живота, внутренней косой мышцы живота, а также - широчайшей мышцы спины, трехглавой мышцы плеча, грудинно-ключично-сосцевидной мышцы (шея).
В первом блоке упражнения выполнялись в облегченном варианте: применялся инвентарь, позволяющий снизить нагрузку для правильного выполнения движения, а также выполнялось небольшое количество повторений - от 2 до 8 раз. Во втором блоке упражнения выполнялись в классическом варианте с повтором 6-8 раз. В третьем блоке выполнялись упражнения с усложнениями, т. е. использовались гимнастические петли, гантели, набивные мячи, специальные тренажеры, увеличивалось количество повторений до 10-12 раз.
Физические упражнения с элементами бодибилдинга на формирование мышечного корсета и развитие силы мышц подбирались индивидуально с учетом установленных диагнозов и уровня физической подготовленности в нескольких направлениях: на развитие мышц груди, живота и спины.
Упражнения на развитие мышц груди при сколиозе помогают избавиться от сутулости и увеличить экскурсию грудной клетки. Например, жим от груди лежа на скамье тренажера: следует делать два варианта этого упражнения - на горизонтальной поверхности и наклонной с углом в 45°, не увеличивая вес отягощения, акцентировать внимание на правильности работы мышц. Это упражнение используется для обучающихся 9-11-х классов. Школьники 5-8-х классов аналогичное упражнение выполняют с набивными мячами (1-2 кг) или эластичными петлями (средний/высокий уровень сопротивления).
В качестве упражнения-антагониста эффективно сгибание-разгибание рук (подтягивание) в исходном положении лежа на спине, где также можно изменять угол наклона скамьи.
Целесообразно добавить упражнения для мышц живота и спины: сгибание/разгибание туловища из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, поясница прижата к полу и то же - в положении лежа на животе. При выполнении упражнений руки можно держать крестом на груди, для усложнения - за головой. Упражнения направлены на укрепление мышц, выпрямляющих позвоночник (остистая, длиннейшая и подвздошно-реберная).
Для этой группы упражнений подходит упор лежа на предплечьях. Оно относится к базовым статическим упражнениям, направленным на повышение стабильности туловища. Упражнение создает большую нагрузку на мышцы живота. Для обучающихся 5-6-х классов можно выполнять задание с опорой на колени.
Упражнения для мышц спины позволяют укрепить их, исправить нарушение осанки и сформировать мышечный корсет. Для старшеклассников применяют такое упражнение на тренажере, как тяга на блоке за голову (рисунок 1а). Для школьников 5-8-х классов в том же исходном положении можно выполнять задание с гантелями (0,5-2 кг), эластичными петлями (средний/ высокий уровень сопротивления).
Еще одним эффективным упражнением является тяга на блоке в нижнем положении (рисунок 1б). Упражнение выполняется в трех вариантах: тяга только руками, тяга руками и туловищем; тяга только туловищем. Это упражнение позволяет укрепить мышцы спины, косые мышцы туловища и мышцы рук. Обучающиеся 5-8-х классов выполняют эти задания с эластичными лентами (средний/ высокий уровень сопротивления).
Рисунок 1 - Упражнение «Тяга на блоке»
В исследовании принимали учащиеся 10-15 лет с диагнозом «сколиоз», занимающиеся в специальных медицинских группах, разделенные на контрольную и экспериментальную группы по 15 человек (группы сборные, занимались в разное время). Контрольная группа занималась по учебной программе по предмету «Физическая культура и здоровье»
для специальных медицинских групп 1-Х1 классов учреждений общего среднего образования. В экспериментальной группе использовались упражнения с элементами бодибилдинга, направленные на развитие силы мышц и формирование мышечного корсета.
С целью обоснования эффективности разработанной программы использовались модифицированные тесты, выполняемые в облегченных условиях по сравнению с предусмотренными учебной программой по предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп 1-11-х классов учреждений общего среднего образования [6]. Тестирование проводилось в начале и конце учебного года.
Математическую обработку полученных данных проводили с помощью критериев непараметрической статистики вследствие небольших выборок участников исследования. Для зависимых выборок использовался критерий Уилкоксона, для независимых - Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение
В таблице 1 представлены результаты тестирования школьников контрольной и экспериментальной групп, занимающихся в СМГ.
Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень физической подготовленности и функционального состояния организма учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента (Хср±о)__
Тест КГ ЭГ
I четверть IV четверть I четверть IV четверть
Разгибание туловища из положения лежа на животе, кол-во раз за 1 мин. 22,7±4,8 27,7±5,0 28,4±7,6 36,7±8,8
Сгибание и разгибание рук в упоре стоя о гимнастическую стенку, кол-во раз за 1 мин. 14,9±3,4 18,8±3,7 18,1±8,0 28,3±7,3
Наклон из положения стоя на гимнастической скамейке, см -4,8±3,9 -3,4±3,5 -1,9±7,6 3,9±8,1
Планка на предплечьях, с. 6,2±2,7 7,8±2,0 7,9±4,3 13,1±5,1
Индекс Гарвардского степ-теста, у.е. 28,1±2,5 31,9±2,5 32,2±6,8 39,7±11,0
Проба Штанге, с. 23,8±3,5 27,2±3,3 25,2±7,2 34,9±12,1
Проведенная статистическая обработка показала, что до эксперимента достоверных различий в результатах тестирования занимающихся ЭГ и КГ не обнаружено, соответственно, выборки были однородными.
После применения разработанной нами программы с элементами бодибилдинга в экспериментальной группе произошли следующие изменения. Сила мышц-разгибателей спины по результатам теста «Разгибание туловища из положения лежа на животе за 1 минуту» улучшилась на 22,7 %, с 28,4±7,6 до 36,7±8,8 раз. В контрольной группе также произошло достоверное улучшение силовых показателей, однако прирост составил 17,8 %, с 22,7±4,8 до 27,7±5,0 раз.
Количество сгибаний и разгибаний рук в упоре стоя о гимнастическую стенку за 1 минуту в ЭГ увеличилось с 18,1±8,0 до 28,3±7,3 раз или на 36,2 %. В КГ данный результат увеличился на 20,9 %, с 14,9±3,4 до 18,8±3,7 раз.
В тесте «Планка на предплечьях» школьники, занимающиеся по экспериментальной программе, увеличили время удержания с 7,9±4,3 до 13,1±5,1 секунд, что составило 39,8 %. Занимающиеся в контрольной группе также улучшили результат, однако прирост составил 1,6 секунды или 20,5 %.
Показатели гибкости выросли в обеих группах. Вместе с тем в ЭГ подвижность позвоночного столба улучшилась на 147,2 % с -1,9±7,6 до 3,9±8,1 см, а в КГ этот показатель составил 42,5 %.
Положительная динамика отмечена и в показателях, характеризующих функциональное состояние занимающихся. Так индекс Гарвардского степ-теста в ЭГ увеличился с 32,2±6,8 до 39,7±11,0 у.е., что составило 18,8 %. В КГ зарегистрирован прирост в 12,1 %, с 28,1±2,5 до 31,9±2,5 у.е.
Способность задерживать дыхание на вдохе (проба Штанге) у занимающихся в экспериментальной группе улучшилась на 27,9 %, а в контрольной - на 12,5 %.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о достоверных изменениях в уровне физической подготовленности и функциональном состоянии детей 10-15 лет, занимающихся как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Однако больший прирост по всем контролируемым показателям произошел в ЭГ, что подтверждается достоверными различиями в результатах обеих групп до и после эксперимента.
Еще одним контролируемым и достаточно важным показателем в нашем исследовании были болевые ощущения школьников, оцениваемые по шкале Эланда. На рисунках 2 и 3 представлены результаты оценки дискомфортных ощущений при выполнении каких-либо двигательных действий.
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
60%
53%
40%
20% 20% 20%
_ 13%
7%
Сильная боль Слабая боль Без боли 1 четверть 4 четверть -Итог
Рисунок 2 - Распределение боли по шкале Эланда у занимающихся контрольной группы
Как видно из графиков, представленных на рисунке 2, до начала педагогического эксперимента 20 % учащихся КГ испытывали сильную боль в области позвоночника, 60 % - слабую и 20 % не испытывали боли.
Рисунок 3 - Распределение боли по шкале Эланда у занимающихся экспериментальной группы
В экспериментальной группе (рисунок 3) сильные болевые ощущения зарегистрированы у 13 % занимающихся, без боли занимались 20 % детей, слабую боль испытывали 67 %. К концу учебного года произошли изменения как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Так в КГ показатели сильной боли уменьшились с 20 до 7 %. В то же время в ЭГ сильные болевые ощущения перестали замечать все занимающиеся, испытывавшие их ранее. Признаки слабой боли при выполнении движений уменьшились у 7 % школьников КГ и 27 % ЭГ. Отсутствие болевых ощущений зарегистрировано у 20 % КГ (при 40 % изначально) и у 73 % ЭГ, уменьшение составило 20 и 53 % соответственно.
Заключение
Сравнительный анализ результатов исследования, направленных на обоснование эффективности разработанной методики коррекции осанки с использованием элементов бодибилдинга, свидетельствует о достоверном улучшении у занимающихся экспериментальной группы показателей тестирования, которые отражают уровень развития силовых способностей и гибкости. Также зарегистрирована положительная динамика функционального состояния и значительное снижение болевых ощущений при выполнении двигательных действий. Результаты проведенного эксперимента позволяют рекомендовать к использованию с детьми, имеющими диагноз «сколиоз», занимающимися в специальных медицинских группах, упражнений с элементами фитнес-технологий, в частности, бодибилдинга.
Список использованных источников
1. Rigo, M. D. Rehabilitation schools for scoliosis», thematic series: describing the methods and resalts / M. D. Rigo, Th. B. Grivas. - Режим доступа: https://scoliosisjournal.biomedcentral.com/articles/10.1186/1748-7161-5-27. -Дата доступа: 09.07.2024.
2. Сколиоз: знайте факты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ssr.org.uk/. - Дата доступа: 12.07.2024.
3. Пархимович, Т. В. Использование элементов йоги для коррекции осанки школьников со сколиозом, занимающихся в специальной медицинской группе / Т. В. Пархимович, Н. А. Парамонова // Ученые записки: c6. рец. науч. тр. / редкол. : С. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2022. - Вып. 25. - С. 220-226.
4. Пархимович, Т. В. Возможности использования элементов пилатес на занятиях специальных медицинских групп с детьми со сколиозом / Т. В. Пархимович // Прикладная спортивная наука. - 2022. - № 2(16). - С. 37-42.
5. Дыхательная гимнастика по методу Катарины Шрот [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosturner.ru/journal/dyhatelnaya-gimnastika-po-metodu-katariny-shrot/. - Дата доступа: 05.07.2024.
6. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп I-XI классов учреждений общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс] : утв. Постановлением М-ва образования Респ. Беларусь 18.08.2017, № 109. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. -Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21732364p. -Дата доступа: 05.07.2024.
31.07.2024
УДК 796.015.62
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
В РАЗЛИЧНЫХ МАКРОЦИКЛАХ ПОДГОТОВКИ КОНЬКОБЕЖЦЕВ
В. В. Роговцев,
Н. А. Парамонова, канд. биол. наук, доцент,
Учреждение образования «Белорусский государственный университет
физической культуры»
Аннотация
В статье представлены результаты анализа тренировочной нагрузки высококвалифицированных спортсменов, специализирующихся в скоростном беге на коньксх. Изучено соотношение парциальных объемов работы в различных зонах энергообеспечения и выявлена их динамика на этапах годичного цикла подготовки. Проведено сравнение объема и интенсивности различных видов нагрузки в четырех макроциклах. Определено, что при значительном изменении километража выполненной работы в различных зонах энергообеспечения процентное соотношение остается практически неизменным и колеблется в пределах 3-5 %.
На основании динамики соревновательных результатов определено оптимальное соотношение общего и парциальных объемов тренировочной нагрузки в годичном цикле для конькобежцев, входящих в состав молодежной сборной командыи