УДК 372.8
КОРРЕКЦИЯ ОСАНКИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
CORRECTION OF POSTURE IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS IN A SPECIAL MEDICAL GROUP
Волкова Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-пед агоги ческий университет
г. Волгоград, Россия Volkova Elena Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor Department «Theory and methods of teaching physical culture
and life safety»>
Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Лысенко Алёна Николаевна
учитель физической культуры/ МКОУ «Червлёновская средняя школа» Волгоградская область, Светлоярский район
с. Червлёное, Россия Lysenko Alena Nikolaevna physical education teacher MKOU «Chervlenovskaya secondary school» Volgograd region, Svetloyarsky district
v. Chervlye, Russia
Аннотация. В статье сделано экспериментальное обоснование эффективности применения комплекса упражнений для коррекции осанки у учащихся 1-4 классов на уроках физической культурыы в специальной медицинской группе.
Abstract. The article makes an experimental substantiation of the effectiveness of the use of a set of exercises for posture correction in pupils of grades 1-4 during physical education classes in a special medical group.
Ключевы>/е слова: комплекс упражнений, специальная медицинская группа, уроки физической культурыы в школе, коррекция осанки, сколиоз.
Keywords: exercise complex, special medical group, physical education classes at school, posture correction, scoliosis.
Современные дети имеют низкий уровень двигательной активности, так как
они большее предпочтение отдают малоподвижному образу жизни. Достижения научно-технического прогресса, обилие и доступность гаджетов, зависимость от них современных детей значительно снижает физическую активность подрастающего поколения.
Наука указывает, что 86% современных детей нуждаются в коррекции осанки, большинство из них страдают нарушением опорно-двигательного аппарата, что является предпосылками к развитию многих хронических заболеваний. В школьные годы основным видом деятельности ребенка является учеба, которая характеризуется длительным нахождением тела в сидячем положении [2, 3].
Известно, что правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, способствуя рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма. В связи с этим формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей.
Физическое воспитание школьников, имеющих нарушение осанки, является объектом постоянного внимания ученых и практиков. В последние 10 лет данной проблеме были посвящены исследования Байкина Н. Г. (2015), Сермеева Б. В. (2016) и других.
Нами было выявлено, что наилучшими являются упражнения, которые позволяют уравновесить силу мышц правой и левой стороны туловища для достижения симметричности его развития.
Используемые упражнения комплексной коррекции нарушений осанки в своей основе направлены на тренировку мышечного корсета и функциональных возможностей позвоночного столба. Упражнения применяются с целью повышения силовой выносливости и гибкости. Для мышц передней поверхности туловища применяются упражнения на растяжение больших грудных мышц.
Широко используются упражнения из различных исходных положений -стоя, сидя, на четвереньках и лежа на груди, на спине, на боку, что способствовало разгрузке позвоночника; вводятся упражнения локально воздействующие на конкретные мышцы, участвующие в поддержании осанки, используют нагрузку, несущую тренирующий эффект при выполнении гимнастических упражнений; после нескольких упражнений в комплексе выполняют дыхательные упражнения. При этом необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности каждого ребенка: возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности [1, 4].
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях).
Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функции). У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижних
конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту, выполнении упражнений на спортивных снарядах, занятия борьбой и т.д.
Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и т.д. [1, 5].
Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками; специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений - 1-3 мин.
Учителя и родители должны следить за тем, чтобы учащиеся не горбились, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Правильную осанку необходимо сохранять и сидя за столом (во время еды, выполнения домашних заданий), при ходьбе и при выполнении физических упражнений.
Детям с нарушениями осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или на животе (но не на боку!). Отдыхать в течение дня (особенно после физической нагрузки) полезно лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительные нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание стилем брасс на спине.
Прежде всего, нужно взять в привычку постоянно контролировать положение тела.
В положении стоя нужно следить, чтобы спина постоянно оставалась прямой. С этой целью, если необходимо, увеличить высоту письменного и обеденного столов, изменить места крепления зеркал (особенно в ванной комнате). Нагрузка на позвоночник будет гораздо меньше, если не стоять подолгу, опираясь преимущественно на правую или левую ногу, а систематически переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Это позволит избежать перенапряжения мышц «согнутой» половины туловища. Можно также поочередно ставить то правую, то левую ногу на небольшую подставку, высота которой подбирается опытным путем [2, 4].
Тем, кто изо дня в день носит сумку через одно и то же плечо, неминуемо грозит искривление позвоночника. Из всех видов кожгалантереи для нас больше подходят заплечные молодежные рюкзаки из легких синтетических материалов. У школьников одной из главных причин нарушения осанки является слабое развитие мышечно-связочного аппарата и постоянный рост костно-суставной системы.
Факторами, влияющими на возникновение нарушений осанки, является недостаточная развитость мышц живота, разгибателей спины и плечевого пояса, росто-весовые показатели, нарушение обмена веществ.
В ходе исследования нами был разработан комплекс упражнений для коррекции осанки у учащихся 1-4 классов в специальной медицинской группе. Комплекс включал в себя 10-13 упражнений, длительность интервалов отдыха между упражнениями составляла не более десяти секунд. Увеличение времени удержания статических положений происходило постепенно, начиная с 3-5
секунд до 10-15 секунд. Амплитуда выполнения упражнений постепенно увеличивалась до максимально возможной. Темп выполнения двигательных действий - медленный. По окончании выполнения комплекса применялись несколько гимнастических упражнения в висе на перекладине для разгрузки позвоночника.
Содержание комплексов упражнений менялось два раза в четверти, т.е. продолжительность применения составляла порядка 6-8 занятий. Использование на занятиях методики рефлексии позволяло отследить интерес и склонность обучающихся к различным аспектам нашей разработки. Кроме того своевременная корректировка средств комплекса, предоставляла возможность поддерживать интерес и мотивацию к дальнейшим занятиям. Для успешной коррекции нарушений осанки испытуемых мы придерживались алгоритма, который предусматривал постепенное и последовательное решение следующих задач:
1. Адаптация к необходимости сохранения правильной осанки.
2. Повышение психоэмоционального состояния занимающихся.
3. Обучение рациональной технике выполнения упражнений.
4. Тренировка мышечного корсета, сердечно-сосудистой системы к последовательно возрастающим физическим нагрузкам.
5. Улучшение физического развития и постепенное повышение общей физической подготовленности занимающихся.
6. Коррекция имеющегося дефекта осанки, стабилизация правильной осанки в привычном положении, в различных видах упражнений и в усложненных условиях их выполнения.
7. Формирование мотивации к коррекции нарушенной осанки и навыка самостоятельного выполнения специальных упражнений.
Для достижения оптимального результата, выполнение упражнений чередовали с играми, в процессе которых так же происходит целевое воздействие на организм обучающихся. Движения в играх, как правило, проводятся на сильном эмоциональном фоне, что повышает действенность упражнений.
В завершающей части нашей работы на базе двух общеобразовательных школ проведён педагогический эксперимент. Экспериментальная группа училась в МКОУ «Червлёновская СШ» Светлоярского района Волгоградской области, учащиеся контрольной группы обучались в «МКОУ Наримановская СШ» Светлоярского района Волгоградской области. В экспериментальной и контрольной группах было по 15 учащихся в возрасте 7-10 лет, имеющих нарушения осанки. Эксперимент продолжался 9 учебных месяцев.
В экспериментальной группе занимались учащиеся специальной медицинской группы 1-4 классов имеющие нарушения осанки. Эти учащиеся приходили на занятия по физической культуре отдельно от основной группы и также занимались 3 раза в неделю по 40 минут. Занятия проводились по учебной программе принятой в школе. Коррекция осанки проводились с применением разработанного нами комплекса упражнений.
В контрольной группе также занимались учащиеся специальной медицинской группы 1-4 классов имеющие нарушения осанки. Эти учащиеся приходили на занятия по физической культуре вместе с основной группой
и занимались 3 раза в неделю по 40 минут. Занятия проводились по учебной программе принятой в школе. Как проводилась коррекция осанки в контрольной группе нам не известно.
Учащиеся экспериментальной и контрольной групп до начала учебного года по показаниям врача ортопеда в поликлинике прошли рентгенографию. По показаниям ортопеда этим учащимся была рекомендована специальная медицинская группа и даны необходимы рекомендации для занятий физической культурой в школе. Также ортопед проводил визуальный осмотр учащихся по тестовой карте С.Н. Поповой (табл.1).
Таблица 1
Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по С.Н. Поповой)
№ п/п Показатели нарушения Да Нет
1 Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью
2 Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично
3 Грудная клетка "сапожника", "деформированная"
4 Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза
5 Чрезмерное отставание лопаток
6 Чрезмерное выпячивание живота
7 Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное)
8 Неравенство треугольников талии
9 Вальгусное положение пятки или обеих пяток
10 Явное отклонение в походке
Примечание:
1) нормальная осанка - все отрицательные ответы;
2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7;
3) выраженное нарушение осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10.
На основании рекомендаций ортопеда и совместно со школьным врачом нами был разработан комплекс упражнений для коррекции осанки в экспериментальной группе. Который в дальнейшем и был реализован на уроках физической культуры. Школьный врач периодический посещал уроки физической культуры в экспериментальной группе и давал свои рекомендации.
В разработанном нами комплексе упражнений особое внимание уделялось упражнениям, позволяющим уравновесить силу мышц правой и левой стороны туловища для достижения симметричности его развития.
Используемые упражнения комплексной коррекции нарушений осанки в своей основе были направлены на тренировку мышечного корсета
42/108
и функциональных возможностей позвоночного столба. Данные упражнения применялись с целью повышения силовой выносливости и гибкости. Для мышц передней поверхности туловища применялись упражнения на растяжение больших грудных мышц.
Применялись упражнения из различных исходных положений - стоя, сидя, на четвереньках и лежа на груди, на спине, на боку, что способствовало разгрузке позвоночника; вводились упражнения локально воздействующие на конкретные мышцы, участвующие в поддержании осанки, использовали нагрузку, несущую тренирующий эффект при выполнении гимнастических упражнений; после нескольких упражнений в комплексе выполнялись дыхательные упражнения. При этом учитывались анатомо-физиологические особенности каждого ребенка: возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности.
Комплексы включали 10-13 упражнений, длительность интервалов отдыха между упражнениями составляла не более десяти секунд. Увеличение времени удержания статических положений происходило постепенно, начиная с 3-5 секунд до 10-15 секунд. Амплитуда выполнения упражнений постепенно увеличивалась до максимально возможной. Темп выполнения двигательных действий - медленный. По окончании выполнения комплекса применялись несколько гимнастических упражнения в висе на перекладине для разгрузки позвоночника.
Результаты визуального осмотра учащихся по тестовой карте С. Н. Поповой экспериментальной группы и контрольной в начале эксперимента приведены в таблицах 2, 3.
Таблица 2
Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по С.Н. Поповой) учащихся экспериментальной группы в начале педагогического эксперимента
(количество человек)
№ п/п Показатели нарушения Да Нет
1 Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью - 15
2 Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично 15 -
3 Грудная клетка "сапожника", "деформированная" 2 13
4 Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза 14 1
5 Чрезмерное отставание лопаток 10 5
6 Чрезмерное выпячивание живота 5 10
7 Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное) 5 10
8 Неравенство треугольников талии 15 -
9 Вальгусное положение пятки или обеих пяток 2 13
10 Явное отклонение в походке 1 14
Таблица 3
Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по С.Н. Поповой) учащихся контрольной группы в начале педагогического эксперимента (количество
человек)
№ п/п Показатели нарушения Да Нет
1 Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью - 15
2 Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично 15 -
3 Грудная клетка "сапожника", "деформированная" 3 12
4 Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза 13 2
5 Чрезмерное отставание лопаток 11 4
6 Чрезмерное выпячивание живота 4 11
7 Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное) 5 10
8 Неравенство треугольников талии 15 -
9 Вальгусное положение пятки или обеих пяток 3 12
10 Явное отклонение в походке - 15
Анализ тестовых карт визуального осмотра нарушений осанки в начале педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах показал, что учащиеся обеих групп имеют как незначительные, так и выраженные нарушения осанки.
По окончании педагогического эксперимента врач ортопед также проводил визуальный осмотр учащихся по тестовой карте Поповой С. Н. Результаты которой приведены в таблицах 4, 5.
Таблица 4
Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по С.Н. Поповой) учащихся экспериментальной группы в конце педагогического эксперимента
(количество человек)
№ п/п Показатели нарушения Да Нет
1 Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью - 15
2 Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично 10 5
3 Грудная клетка "сапожника", "деформированная" - 15
4 Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза 10 5
5 Чрезмерное отставание лопаток 5 10
6 Чрезмерное выпячивание живота 3 12
7 Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное) 5 10
8 Неравенство треугольников талии 10 5
9 Вальгусное положение пятки или обеих пяток 1 14
10 Явное отклонение в походке - 15
Таблица 5
Тестовая карта для выявления нарушений осанки (по С.Н. Поповой) учащихся контрольной группы в конце педагогического эксперимента
(количество человек)
№ п/п Показатели нарушения Да Нет
1 Явное повреждение органов движения связанное с врожденными пороками, травмой, болезнью - 15
2 Голова, шея отклонены от средней линии: плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично 14 1
3 Грудная клетка "сапожника", "деформированная" 3 12
4 Чрезмерное уменьшение или увеличение физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза 12 3
5 Чрезмерное отставание лопаток 10 5
6 Чрезмерное выпячивание живота 4 11
7 Нарушение осей нижних конечностей (О-образное, Х-образное) 5 10
8 Неравенство треугольников талии 14 1
9 Вальгусное положение пятки или обеих пяток 3 12
10 Явное отклонение в походке - 15
Анализ тестовых карт визуального осмотра нарушений осанки в конце педагогического эксперимента в экспериментальной группе показал, что снизилось количество учащихся имеющих выраженные нарушения осанки.
Так же анализ тестовых карты контрольной группы в конце педагогического эксперимента говорит о том, что некоторые показатели нарушений осанки снизились, но количество учащихся имеющих незначительные и выраженные нарушения осанки осталось неизменным.
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности применения разработанного нами комплекса упражнений для коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры в специальной медицинской группе.
Литература
1. Абальмасова Е. А., Ходжаев Р. Р. Сколиоз (этиология, патогенез, семейные случаи, прогнозирование и лечение). Ташкент : Изд-во медицинской литературы, 2015. 200 с.
2. Белякова Т. Н. Формирование осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания. М. : ФОН., 2016. 117 с.
3. Гитт В. Д. Исцеление позвоночника. М. : Лабиринт Пресс, 2013. 256 с.
4. Дехтер К., Смирнова Т. Н, Поляков В. Е. Деформации позвоночника у детей. Современные возможности раннего вы/явления, объективной оценки и мониторинга в амбулаторных условиях //Детская хирургия. 2001. №2. С. 12-21.
5. Зайцев Г К., Зайцев А. Г Твое здоровье, укрепление организма. М. : Изд. Академия, 2013.
References
1. Abal'masova E. A., Hodzhaev P. P. Skolioz (ehtiologiya, patogenez, semejnye sluchai, prognozirovanie i lechenie). [Scoliosis (etiology, pathogenesis, familial cases, prognosis and treatment)]. Tashkent, Medicinskaya literature Publ, 2015, 200p.
2. Belyakova T. N. Formirovanie osanki u detej mladshego shkol'nogo vozrasta v processe fizicheskogo vospitaniya [Formation of posture in children of primary school age in the process of physical education]. Moscow, FON Publ,, 2016, 117 p.
3. Gitt V. D. Iscelenie pozvonochnika [Healing of the spine]. Moscow, Labirint Press Publ, 2013, 256 p.
4. Dekhter K., Smirnova T. N., Polyakov V. E. Deformacii pozvonochnika u detej. Sovremennye vozmozhnosti rannego vyyavleniya, ob"ektivnoj ocenki i monitoringa v ambulatornyh usloviyah [Spinal deformities in children. Modern possibilities of early detection, objective assessment and monitoring in the outpatient setting]. Detskaya hirurgiya - Pediatric surgery, 2001, no. 2, pp. 12-21.
5. Zajcev G. K., Zajcev A. G. Tvoe zdorov'e, ukreplenie organizma [Your health, strengthening the body]. Moscow, Akademiya Publ., 2013.