УДК 796.021.62+615.825.1
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПИЛАТЕС НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ СО СКОЛИОЗОМ
Т.В. Пархимович, магистр пед. наук, аспирант,
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка»
Аннотация
В статье представлены результаты исследования эффективности применения разработанных комплексов упражнений с элементами пилатес в образовательном процессе школьников 13-14 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах. Показано положительное влияние на уровень физической подготовленности, отмечено уменьшение болевых ощущений у детей.
POSSIBILITIES OF USING PILATES ELEMENTS AT THE CLASSES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS FOR CHILDREN WITH SCOLIOSIS
Т-V. Parhimovich
Abstract
The article presents the results of the study concerning the effectiveness of the developed exercise complexes with Pilates elements in the educational process of schoolchildren aged 13-14 years old diagnosed with scoliosis and engaged in special medical groups. There is a positive effect on the level of physical fitness and a decrease in pain among the children.
Введение
Специальная медицинская группа в школе является важным элементом образовательного процесса. По данным Белстата из года в год увеличивается количество учащихся средних и старших классов с нарушениями осанки, среди которых особое место занимает сколиоз. В Беларуси сколиоз регистрируется у школьников младших классов в 2-6 % случаев [1].
За время школьного обучения проблема сколиоза решается по двум основным направлениям: медицинское и физкультурно-оздоровительное. Такой подход дает возможность гармонично сочетать оздоровительные и физкультурные программы учащихся на занятиях специальных медицинских групп. В связи с этим, применение новых средств оздоровительных технологий в рамках школьного обучения остается актуальной задачей [2]. Одним из средств оздоровительных технологий являются занятия на основе элементов пилатес.
Пилатес - система упражнений, разработанная немецким тренером по физкультуре Йозефом Пилатесом, которая помогла ему самому справиться с недугом. В итоге, проверив все на своем собственном опыте, господин Пилатес стал реабилитировать солдат Первой Мировой войны. Основные принципы предложенной системы укладываются в несколько основных пунктов: дыхание, сосредоточенность, центрирование, контроль, точность и симметрия. Дыхание - на занятиях применяют «среднее» грудное дыхание со вдохом через нос, выдохом - через рот. Сосредоточенность - собранность и внимание к каждому движению. Центрирование -сильный центр. Необходимо напрягать мышцы живота, максимально выпрямлять позвоночник, чувствовать напряжение мышц во время занятия. Контроль за каждым движением - важная составляющая выполнения упражнений. Точность и симметрия -
важно следить за тем, чтобы положение тела было ровным, без перекосов (лопатки и плечи должны находиться на одной линии).
Преимущество пилатеса заключается в задействовании мелкой мускулатуры, большое внимание уделяется растяжению мышц, что помогает улучшить подвижность суставов, укрепить мышцы спины и исключить риск возникновения травм. Упражнения выполняются в спокойном темпе, помогают снять напряжение, увеличить подвижность суставов, улучшить осанку за счет активизации мышц-стабилизаторов [3].
Комплексы упражнений пилатес направлены на развитие и увеличение тонуса мышц тела, благодаря чему они становятся более эластичными, повышается подвижность суставов и гибкость позвоночника. На занятиях пилатесом основное внимание уделяется контролю за техникой дыхания и мышцами живота. Эффективность тренировок достигается не за счет количества выполненных упражнений, а за счет их качества. Специальное глубокое дыхание и точные упражнения способствуют укреплению мышц брюшного пресса, таза, спины. Одной из важных характеристик использования элементов пилатеса является прорабатывание тела целиком, а не отдельными участками [4].
Цель исследования - разработка и обоснование эффективности комплексов физических упражнений с элементами пилатес в образовательном процессе по предмету «Физическая культура и здоровье» учащихся специальных медицинских групп с установленным диагнозом «сколиоз».
Организация и методы исследования
Были сформированы две группы (КГ, п=15 и ЭГ, п=15), в которые вошли учащиеся 13-14 лет, занимающиеся в специальных медицинских группах. Учащиеся КГ занимались по стандартной школьной программе для специальных медицинских групп. Комплекс занятий для учащихся ЭГ, который они выполняли в течение учебного года, включал в себя специально подобранные физические упражнения с применением элементов пилатес, исходя из поставленных диагнозов и уровня физической подготовленности, которые были направлены на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата и развитие физических качеств. Основные упражнения с элементами пилатес представлены на рисунке 1.
Упражнения подбирались с учетом поставленных диагнозов: для устранения гипертонуса мышц шеи и плечевого пояса, для растяжения мышц плечевого пояса, при грудном сколиозе для уменьшения гиперкифоза в грудном отделе позвоночного столба, при поясничном сколиозе для уменьшения деформации позвонков в области поясницы и т.д. В основной части занятия применялись элементы пилатес, направленные на развитие силовых способностей различных групп мышц, с индивидуальным контролем интенсивности, а также индивидуальным подбором количества повторений в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Элементы силовых упражнений чередовались с упражнениями на растяжение мышц. Элементы пилатес на расслабление проводились как в конце основной части, так и в заключительной части занятия. В первом случае они включали в себя дыхание в сочетании с элементами пилатес на расслабление. Финальные упражнения на расслабление состояли из движений, обеспечивающих расслабление мышц, за которыми следует растяжка. Главной целью таких упражнений являлась общая релаксация. Все упражнения с элементами пилатес выполнялись с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Для устранения гипертонуса мышц шеи и плечевого пояса применяли упражнения «Вытяжение шеи, руки в стороны», «Сотня», выполняемые из исходного положения лежа на спине для снятия нагрузки с позвоночника. Растянуть мышцы плечевого пояса поможет упражнение «Ныряющий лебедь». При грудном сколиозе основная задача - увеличить экскурсию грудной клетки за счет применения симметричных и асимметричных упражнений, убирающих/уменьшающих асимметрию тонуса мышц спины. Для этого мы использовали упражнения «Плавание» и «Захлест двумя ногами».
Вытяжение шеи, руки в стороны
Сотня
Ныряющий лебедь
Плавание
Захлест двумя ногами
Перекаты на спине
Круги ногами
Ягодичный мостик
Рисунок 1 - Упражнения с элементами пилатес
При поясничном сколиозе необходимо уменьшить торсию позвонков в области поясницы, в этом поможет выполнение комплекса легких скручиваний, наклонов из положения стоя/сидя и небольших прогибов при условии использования небольших валиков. С этой целью нами применялись упражнения «Перекаты на спине» и «Круги ногами». Упражнения на гибкость позволяют укрепить мышечный корсет и мягко растянуть позвоночник. Для повышения подвижности в тазобедренных суставах мы использовали упражнение из пилатеса «Ягодичный мостик». Объем и интенсивность упражнений подбирались индивидуально в зависимости от уровня подготовленности и диагноза и могли выполняться в усложненном или упрощенном варианте. Во время занятий особое внимание уделялось дыханию, применялось «среднее» грудное дыхание со вдохом через нос, выдохом - через рот. Финальные упражнения состояли из движений, обеспечивающих расслабление мышц: лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Главной целью таких упражнений являлась общая релаксация и восстановление.
Для оценки эффективности занятий на основе элементов пилатеса нами было проведено педагогическое тестирование с использованием следующих упражнений [4, 5]:
1. Сгибание-разгибание рук в упоре стоя о гимнастическую стенку, количество раз за 1 мин.
2. Прогибания из положения лежа на животе, количество раз за 1 мин.
3. Наклон из положения стоя на гимнастической скамейке, см.
4. Планка на предплечьях, с.
Также были проведены функциональные пробы (Гарвардский степ-тест и проба Штанге) и оценка интенсивности боли по цветной шкале Эланда при ротации туловища, стоя спиной к гимнастической стенке.
Тестирование проводилось на третьей неделе первой четверти и на предпоследней неделе четвертой четверти.
Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики. Рассчитывались среднее арифметическое по группе (Хср) и средне-квадратическое отклонение (о). С целью проверки достоверности различий использовался ^критерий Стьюдента, был выбран 5-процентный уровень значимости. Проведен анализ результатов исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты, характеризующие уровень физической подготовленности и функционального состояния школьников до и после использования разработанной коррекционной программы с элементами пилатес, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень физической подготовленности и функционального состояния организма учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента (Хср±о)
Тест КГ ЭГ
I четверть IV четверть I четверть IV четверть
Прогибания из положения лежа на животе, кол-во раз за 1 мин 22,9±4,1 27,8±4,0 28,2±6,4 36,6±7,1
Сгибание и разгибание рук в упоре стоя о гимнастическую стенку, кол-во раз за 1 мин 14,9±2,9 18,9±3,2 17,5±6,8 28,5±6,1
Наклон из положения стоя на гимнастической скамейке, см -4,3±3,4 -2,7±2,7 -1,5±6,7 6,3±6,3
Планка на предплечьях, с 6,2±2,2 7,5±1,7 7,6±3,4 12,8±3,9
Индекс Гарвардского степ-теста, у.е. 28,4±1,9 32,0±1,8 31,8±4,8 38,5±8,0
Задержка дыхания на вдохе, проба Штанге, с 24,0±2,9 27,2±2,9 24,8±5,2 33,5±6,4
Результаты тестирования, проведенного в начале учебного года, показали, что достоверных различий в показателях физической и функциональной подготовленности детей 13-14 лет со сколиозом в КГ и ЭГ выявлено не было.
После проведения эксперимента в обеих группах отмечен прирост как в уровне силовых способностей, отражающих повышение тонуса мышц туловища, так и в показателях гибкости. Так, в тесте «Прогибания из положения лежа на животе» результат в контрольной группе улучшился на 21 % (р>0,05), в экспериментальной - на 28 % (р<0,05). Положительная динамика присутствует и в тесте «Планка на предплечьях». Учащиеся КГ удерживали положение на 1,3 с дольше, что составило 21 % (р>0,05). Занимающиеся по разработанной нами коррекционной программе с элементами пилатес выполняли упражнение дольше на 5,2 с, т.е. прирост составил 69 % (р<0,05). Полученные результаты свидетельствуют об укреплении мышц туловища, что благотворно влияет на осанку занимающихся с установленным диагнозом «сколиоз».
Увеличение силы мышц плечевого пояса составило в КГ 27 %, а в ЭГ - 63 % (р<0,05). Такая динамика отражает снижение закрепощения мышц туловища
в грудном отделе, что способствует увеличению экскурсии грудной клетки и, соответственно, улучшению функции внешнего дыхания.
Подвижность позвоночного столба, отражающая общую гибкость, достоверно (р<0,05) увеличилась на 6,4 и 7,8 см соответственно в контрольной и экспериментальной группах.
Оценка функционального состояния школьников после использования комплексов упражнений с элементами пилатес по результатам Гарвардского степ-теста и пробы Штанге показала улучшение работы кардиореспираторной системы в обеих группах. Так, в контрольной группе индекс Гарвардского степ-теста увеличился на 13 %, однако достоверных отличий не отмечено. В экспериментальной группе прирост составил 21 % (р<0,05).
Время задержки дыхания на вдохе у испытуемых КГ достоверно (р<0,05) улучшилось на 3,2 с, что составило 14 %. В ЭГ этот показатель увеличился на 35 % (р<0,05), т.е. на 7,7 с. Учитывая достоверные отличия в обеих группах, можно отметить, что об эффективности разработанного комплекса физических упражнений с элементами пилатес свидетельствует больший процент прироста результатов функциональной диагностики, что косвенно отражает повышение общей работоспособности занимающихся.
Важным показателем эффективности тренировочной программы с детьми, занимающимися в специальных медицинских группах, является уменьшение болевых ощущений при выполнении двигательных действий. С целью оценки интенсивности боли нами использовалась цветная шкала Эланда. В таблице 2 представлены результаты тестирования школьников КГ и ЭГ до и после использования комплекса упражнений с элементами пилатес.
Таблица 2 - Внутригрупповое распределение оценки интенсивности боли при ротации туловища по цветной шкале Эланда у учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента (%)
Интенсивность боли, % КГ ЭГ
I четверть IV четверть I четверть IV четверть
Без боли 20 40 20 73
Слабая боль 60 53 67 27
Сильная боль 20 7 13 0
Как видно из данных таблицы, до начала педагогического эксперимента 20 % учащихся КГ испытывали сильную боль в области позвоночника, 60 % - слабую боль и 20 % не испытывали боли. В ЭГ группе было зафиксировано следующее внутригрупповое распределение по интенсивности боли: 20 % человек не ощущали боли, у 67 % были слабые болевые ощущения и 13 % испытывали сильную боль.
В конце учебного года значительные изменения произошли в обеих группах. Так, занимающихся в контрольной группе, которые не испытывали болевые ощущения, стало в 2 раза больше - 40 %, количество ощущающих слабую боль уменьшилось до 53 %, а сильную боль чувствовали только 7 % школьников. В экспериментальной группе сильную боль перестали ощущать все занимающиеся, процент учащихся со слабым уровнем боли уменьшился с 67 до 27, а без болевых ощущений задание смогли выполнить 73 % против 20 % до эксперимента. Такие результаты свидетельствуют о пользе предложенного комплекса упражнений с элементами пилатес.
Заключение
Сравнительный анализ полученных результатов, отражающих уровень физической подготовленности и функционирования кардиореспираторной системы, показал, что использование комплекса упражнений с элементами пилатес позволило занимающимся значительно увеличить подвижность позвоночного столба, сила мышц спины увеличилась на 28 %, а мышц туловища в целом - на 69 %. Прирост силовых способностей мышц плечевого пояса составил 63 %. Полученные данные объективно доказали преимущество использования комплекса упражнений с элементами пилатес
в развитии гибкости, эластичности мышц, укреплении мышечного корсета грудного и грудопоясничного отделов позвоночника. Это позволило уменьшить нагрузку на межпозвоночные диски, значительно снизить болевые проявления и увеличить объем движения позвоночника.
Динамика функционального состояния школьников также свидетельствует о положительном влиянии комплекса физических упражнений с элементами пилатес. Так, на 35 % улучшилась гипоксическая устойчивость, что косвенно отражает улучшение функции внешнего дыхания. Увеличение индекса Гарвардского степ-теста на 21 % дает возможность говорить о повышении работоспособности занимающихся.
Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов, отражающих динамику физической и функциональной подготовленности, подтверждает преимущество использования комплекса физических упражнений с элементами пилатес в образовательном процессе школьников 13-14 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах.
Список использованных источников
1. Егорычева, Э.В. Современные представления о здоровье человека: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Э.В. Егорычева. - М., 2014. - 183 с.
2. Козлов, С.С. Теоретические положения физкультурно-оздоровительных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.С. Козлов. - СПб., 2017. - 199 с.
3. Буркова, О.В. Влияние системы пилатес на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.Д. Буркова; ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». - М.: Радуга, 2008. - 27 с.
4. Трифонова, Н.Н. Спортивная метрология: учеб. пособие / Н.Н. Трифонова, И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2016. - 112 с.
5. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп I-XI классов учреждений общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания. - Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 18.08.2017 №109. - С.83-95.
6. Скиндер, Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиоза / Л.А. Скиндер [и др.]. - Брест: БрГУ, 2012. - С.53-65.
18.11.2022
УДК 796.015.682
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
Е.В. Хроменкова,
Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр
спорта»
Аннотация
В статье раскрыта роль физической подготовленности в структуре здоровья общества и индивидуума. Рассмотрена роль уровня физической подготовленности населения в обеспечении национальной безопасности и достижении стратегических целей устойчивого развития Республики Беларусь.
Ключевые слова: здоровье; индивидуальное здоровье; общественное здоровье; физическое развитие; физическая подготовленность; национальная безопасность; демографическая безопасность, устойчивое развитие государства, Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс.