Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПИЛАТЕС НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ СО СКОЛИОЗОМ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПИЛАТЕС НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ СО СКОЛИОЗОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пархимович Т. В.

В статье представлены результаты исследования эффективности применения разработанных комплексов упражнений с элементами пилатес в образовательном, процессе школьников 13-14 лет с диагнозом, «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах. Показано положительное влияние на уровень физической подготовленности, отмечено уменьшение болевых ощущений у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING PILATES ELEMENTS AT THE CLASSES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS FOR CHILDREN WITH SCOLIOSIS

The article presents the results of the study concerning the effectiveness of the developed exercise complexes with Pilates elements in the educational process of schoolchildren aged 13-14 years old diagnosed with scoliosis and engaged in special medical groups. There is a positive effect on the level of physical fitness and a decrease in pain among the children.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПИЛАТЕС НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ СО СКОЛИОЗОМ»

УДК 796.021.62+615.825.1

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПИЛАТЕС НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ДЕТЬМИ СО СКОЛИОЗОМ

Т.В. Пархимович, магистр пед. наук, аспирант,

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка»

Аннотация

В статье представлены результаты исследования эффективности применения разработанных комплексов упражнений с элементами пилатес в образовательном процессе школьников 13-14 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах. Показано положительное влияние на уровень физической подготовленности, отмечено уменьшение болевых ощущений у детей.

POSSIBILITIES OF USING PILATES ELEMENTS AT THE CLASSES OF SPECIAL MEDICAL GROUPS FOR CHILDREN WITH SCOLIOSIS

Т-V. Parhimovich

Abstract

The article presents the results of the study concerning the effectiveness of the developed exercise complexes with Pilates elements in the educational process of schoolchildren aged 13-14 years old diagnosed with scoliosis and engaged in special medical groups. There is a positive effect on the level of physical fitness and a decrease in pain among the children.

Введение

Специальная медицинская группа в школе является важным элементом образовательного процесса. По данным Белстата из года в год увеличивается количество учащихся средних и старших классов с нарушениями осанки, среди которых особое место занимает сколиоз. В Беларуси сколиоз регистрируется у школьников младших классов в 2-6 % случаев [1].

За время школьного обучения проблема сколиоза решается по двум основным направлениям: медицинское и физкультурно-оздоровительное. Такой подход дает возможность гармонично сочетать оздоровительные и физкультурные программы учащихся на занятиях специальных медицинских групп. В связи с этим, применение новых средств оздоровительных технологий в рамках школьного обучения остается актуальной задачей [2]. Одним из средств оздоровительных технологий являются занятия на основе элементов пилатес.

Пилатес - система упражнений, разработанная немецким тренером по физкультуре Йозефом Пилатесом, которая помогла ему самому справиться с недугом. В итоге, проверив все на своем собственном опыте, господин Пилатес стал реабилитировать солдат Первой Мировой войны. Основные принципы предложенной системы укладываются в несколько основных пунктов: дыхание, сосредоточенность, центрирование, контроль, точность и симметрия. Дыхание - на занятиях применяют «среднее» грудное дыхание со вдохом через нос, выдохом - через рот. Сосредоточенность - собранность и внимание к каждому движению. Центрирование -сильный центр. Необходимо напрягать мышцы живота, максимально выпрямлять позвоночник, чувствовать напряжение мышц во время занятия. Контроль за каждым движением - важная составляющая выполнения упражнений. Точность и симметрия -

важно следить за тем, чтобы положение тела было ровным, без перекосов (лопатки и плечи должны находиться на одной линии).

Преимущество пилатеса заключается в задействовании мелкой мускулатуры, большое внимание уделяется растяжению мышц, что помогает улучшить подвижность суставов, укрепить мышцы спины и исключить риск возникновения травм. Упражнения выполняются в спокойном темпе, помогают снять напряжение, увеличить подвижность суставов, улучшить осанку за счет активизации мышц-стабилизаторов [3].

Комплексы упражнений пилатес направлены на развитие и увеличение тонуса мышц тела, благодаря чему они становятся более эластичными, повышается подвижность суставов и гибкость позвоночника. На занятиях пилатесом основное внимание уделяется контролю за техникой дыхания и мышцами живота. Эффективность тренировок достигается не за счет количества выполненных упражнений, а за счет их качества. Специальное глубокое дыхание и точные упражнения способствуют укреплению мышц брюшного пресса, таза, спины. Одной из важных характеристик использования элементов пилатеса является прорабатывание тела целиком, а не отдельными участками [4].

Цель исследования - разработка и обоснование эффективности комплексов физических упражнений с элементами пилатес в образовательном процессе по предмету «Физическая культура и здоровье» учащихся специальных медицинских групп с установленным диагнозом «сколиоз».

Организация и методы исследования

Были сформированы две группы (КГ, п=15 и ЭГ, п=15), в которые вошли учащиеся 13-14 лет, занимающиеся в специальных медицинских группах. Учащиеся КГ занимались по стандартной школьной программе для специальных медицинских групп. Комплекс занятий для учащихся ЭГ, который они выполняли в течение учебного года, включал в себя специально подобранные физические упражнения с применением элементов пилатес, исходя из поставленных диагнозов и уровня физической подготовленности, которые были направлены на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата и развитие физических качеств. Основные упражнения с элементами пилатес представлены на рисунке 1.

Упражнения подбирались с учетом поставленных диагнозов: для устранения гипертонуса мышц шеи и плечевого пояса, для растяжения мышц плечевого пояса, при грудном сколиозе для уменьшения гиперкифоза в грудном отделе позвоночного столба, при поясничном сколиозе для уменьшения деформации позвонков в области поясницы и т.д. В основной части занятия применялись элементы пилатес, направленные на развитие силовых способностей различных групп мышц, с индивидуальным контролем интенсивности, а также индивидуальным подбором количества повторений в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Элементы силовых упражнений чередовались с упражнениями на растяжение мышц. Элементы пилатес на расслабление проводились как в конце основной части, так и в заключительной части занятия. В первом случае они включали в себя дыхание в сочетании с элементами пилатес на расслабление. Финальные упражнения на расслабление состояли из движений, обеспечивающих расслабление мышц, за которыми следует растяжка. Главной целью таких упражнений являлась общая релаксация. Все упражнения с элементами пилатес выполнялись с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Для устранения гипертонуса мышц шеи и плечевого пояса применяли упражнения «Вытяжение шеи, руки в стороны», «Сотня», выполняемые из исходного положения лежа на спине для снятия нагрузки с позвоночника. Растянуть мышцы плечевого пояса поможет упражнение «Ныряющий лебедь». При грудном сколиозе основная задача - увеличить экскурсию грудной клетки за счет применения симметричных и асимметричных упражнений, убирающих/уменьшающих асимметрию тонуса мышц спины. Для этого мы использовали упражнения «Плавание» и «Захлест двумя ногами».

Вытяжение шеи, руки в стороны

Сотня

Ныряющий лебедь

Плавание

Захлест двумя ногами

Перекаты на спине

Круги ногами

Ягодичный мостик

Рисунок 1 - Упражнения с элементами пилатес

При поясничном сколиозе необходимо уменьшить торсию позвонков в области поясницы, в этом поможет выполнение комплекса легких скручиваний, наклонов из положения стоя/сидя и небольших прогибов при условии использования небольших валиков. С этой целью нами применялись упражнения «Перекаты на спине» и «Круги ногами». Упражнения на гибкость позволяют укрепить мышечный корсет и мягко растянуть позвоночник. Для повышения подвижности в тазобедренных суставах мы использовали упражнение из пилатеса «Ягодичный мостик». Объем и интенсивность упражнений подбирались индивидуально в зависимости от уровня подготовленности и диагноза и могли выполняться в усложненном или упрощенном варианте. Во время занятий особое внимание уделялось дыханию, применялось «среднее» грудное дыхание со вдохом через нос, выдохом - через рот. Финальные упражнения состояли из движений, обеспечивающих расслабление мышц: лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вверх. Главной целью таких упражнений являлась общая релаксация и восстановление.

Для оценки эффективности занятий на основе элементов пилатеса нами было проведено педагогическое тестирование с использованием следующих упражнений [4, 5]:

1. Сгибание-разгибание рук в упоре стоя о гимнастическую стенку, количество раз за 1 мин.

2. Прогибания из положения лежа на животе, количество раз за 1 мин.

3. Наклон из положения стоя на гимнастической скамейке, см.

4. Планка на предплечьях, с.

Также были проведены функциональные пробы (Гарвардский степ-тест и проба Штанге) и оценка интенсивности боли по цветной шкале Эланда при ротации туловища, стоя спиной к гимнастической стенке.

Тестирование проводилось на третьей неделе первой четверти и на предпоследней неделе четвертой четверти.

Полученные результаты были обработаны с помощью методов математической статистики. Рассчитывались среднее арифметическое по группе (Хср) и средне-квадратическое отклонение (о). С целью проверки достоверности различий использовался ^критерий Стьюдента, был выбран 5-процентный уровень значимости. Проведен анализ результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты, характеризующие уровень физической подготовленности и функционального состояния школьников до и после использования разработанной коррекционной программы с элементами пилатес, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень физической подготовленности и функционального состояния организма учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента (Хср±о)

Тест КГ ЭГ

I четверть IV четверть I четверть IV четверть

Прогибания из положения лежа на животе, кол-во раз за 1 мин 22,9±4,1 27,8±4,0 28,2±6,4 36,6±7,1

Сгибание и разгибание рук в упоре стоя о гимнастическую стенку, кол-во раз за 1 мин 14,9±2,9 18,9±3,2 17,5±6,8 28,5±6,1

Наклон из положения стоя на гимнастической скамейке, см -4,3±3,4 -2,7±2,7 -1,5±6,7 6,3±6,3

Планка на предплечьях, с 6,2±2,2 7,5±1,7 7,6±3,4 12,8±3,9

Индекс Гарвардского степ-теста, у.е. 28,4±1,9 32,0±1,8 31,8±4,8 38,5±8,0

Задержка дыхания на вдохе, проба Штанге, с 24,0±2,9 27,2±2,9 24,8±5,2 33,5±6,4

Результаты тестирования, проведенного в начале учебного года, показали, что достоверных различий в показателях физической и функциональной подготовленности детей 13-14 лет со сколиозом в КГ и ЭГ выявлено не было.

После проведения эксперимента в обеих группах отмечен прирост как в уровне силовых способностей, отражающих повышение тонуса мышц туловища, так и в показателях гибкости. Так, в тесте «Прогибания из положения лежа на животе» результат в контрольной группе улучшился на 21 % (р>0,05), в экспериментальной - на 28 % (р<0,05). Положительная динамика присутствует и в тесте «Планка на предплечьях». Учащиеся КГ удерживали положение на 1,3 с дольше, что составило 21 % (р>0,05). Занимающиеся по разработанной нами коррекционной программе с элементами пилатес выполняли упражнение дольше на 5,2 с, т.е. прирост составил 69 % (р<0,05). Полученные результаты свидетельствуют об укреплении мышц туловища, что благотворно влияет на осанку занимающихся с установленным диагнозом «сколиоз».

Увеличение силы мышц плечевого пояса составило в КГ 27 %, а в ЭГ - 63 % (р<0,05). Такая динамика отражает снижение закрепощения мышц туловища

в грудном отделе, что способствует увеличению экскурсии грудной клетки и, соответственно, улучшению функции внешнего дыхания.

Подвижность позвоночного столба, отражающая общую гибкость, достоверно (р<0,05) увеличилась на 6,4 и 7,8 см соответственно в контрольной и экспериментальной группах.

Оценка функционального состояния школьников после использования комплексов упражнений с элементами пилатес по результатам Гарвардского степ-теста и пробы Штанге показала улучшение работы кардиореспираторной системы в обеих группах. Так, в контрольной группе индекс Гарвардского степ-теста увеличился на 13 %, однако достоверных отличий не отмечено. В экспериментальной группе прирост составил 21 % (р<0,05).

Время задержки дыхания на вдохе у испытуемых КГ достоверно (р<0,05) улучшилось на 3,2 с, что составило 14 %. В ЭГ этот показатель увеличился на 35 % (р<0,05), т.е. на 7,7 с. Учитывая достоверные отличия в обеих группах, можно отметить, что об эффективности разработанного комплекса физических упражнений с элементами пилатес свидетельствует больший процент прироста результатов функциональной диагностики, что косвенно отражает повышение общей работоспособности занимающихся.

Важным показателем эффективности тренировочной программы с детьми, занимающимися в специальных медицинских группах, является уменьшение болевых ощущений при выполнении двигательных действий. С целью оценки интенсивности боли нами использовалась цветная шкала Эланда. В таблице 2 представлены результаты тестирования школьников КГ и ЭГ до и после использования комплекса упражнений с элементами пилатес.

Таблица 2 - Внутригрупповое распределение оценки интенсивности боли при ротации туловища по цветной шкале Эланда у учащихся КГ и ЭГ до и после эксперимента (%)

Интенсивность боли, % КГ ЭГ

I четверть IV четверть I четверть IV четверть

Без боли 20 40 20 73

Слабая боль 60 53 67 27

Сильная боль 20 7 13 0

Как видно из данных таблицы, до начала педагогического эксперимента 20 % учащихся КГ испытывали сильную боль в области позвоночника, 60 % - слабую боль и 20 % не испытывали боли. В ЭГ группе было зафиксировано следующее внутригрупповое распределение по интенсивности боли: 20 % человек не ощущали боли, у 67 % были слабые болевые ощущения и 13 % испытывали сильную боль.

В конце учебного года значительные изменения произошли в обеих группах. Так, занимающихся в контрольной группе, которые не испытывали болевые ощущения, стало в 2 раза больше - 40 %, количество ощущающих слабую боль уменьшилось до 53 %, а сильную боль чувствовали только 7 % школьников. В экспериментальной группе сильную боль перестали ощущать все занимающиеся, процент учащихся со слабым уровнем боли уменьшился с 67 до 27, а без болевых ощущений задание смогли выполнить 73 % против 20 % до эксперимента. Такие результаты свидетельствуют о пользе предложенного комплекса упражнений с элементами пилатес.

Заключение

Сравнительный анализ полученных результатов, отражающих уровень физической подготовленности и функционирования кардиореспираторной системы, показал, что использование комплекса упражнений с элементами пилатес позволило занимающимся значительно увеличить подвижность позвоночного столба, сила мышц спины увеличилась на 28 %, а мышц туловища в целом - на 69 %. Прирост силовых способностей мышц плечевого пояса составил 63 %. Полученные данные объективно доказали преимущество использования комплекса упражнений с элементами пилатес

в развитии гибкости, эластичности мышц, укреплении мышечного корсета грудного и грудопоясничного отделов позвоночника. Это позволило уменьшить нагрузку на межпозвоночные диски, значительно снизить болевые проявления и увеличить объем движения позвоночника.

Динамика функционального состояния школьников также свидетельствует о положительном влиянии комплекса физических упражнений с элементами пилатес. Так, на 35 % улучшилась гипоксическая устойчивость, что косвенно отражает улучшение функции внешнего дыхания. Увеличение индекса Гарвардского степ-теста на 21 % дает возможность говорить о повышении работоспособности занимающихся.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов, отражающих динамику физической и функциональной подготовленности, подтверждает преимущество использования комплекса физических упражнений с элементами пилатес в образовательном процессе школьников 13-14 лет с диагнозом «сколиоз», занимающихся в специальных медицинских группах.

Список использованных источников

1. Егорычева, Э.В. Современные представления о здоровье человека: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Э.В. Егорычева. - М., 2014. - 183 с.

2. Козлов, С.С. Теоретические положения физкультурно-оздоровительных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.С. Козлов. - СПб., 2017. - 199 с.

3. Буркова, О.В. Влияние системы пилатес на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Л.Д. Буркова; ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». - М.: Радуга, 2008. - 27 с.

4. Трифонова, Н.Н. Спортивная метрология: учеб. пособие / Н.Н. Трифонова, И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2016. - 112 с.

5. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для специальных медицинских групп I-XI классов учреждений общего среднего образования, с русским языком обучения и воспитания. - Утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 18.08.2017 №109. - С.83-95.

6. Скиндер, Л.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиоза / Л.А. Скиндер [и др.]. - Брест: БрГУ, 2012. - С.53-65.

18.11.2022

УДК 796.015.682

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Е.В. Хроменкова,

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр

спорта»

Аннотация

В статье раскрыта роль физической подготовленности в структуре здоровья общества и индивидуума. Рассмотрена роль уровня физической подготовленности населения в обеспечении национальной безопасности и достижении стратегических целей устойчивого развития Республики Беларусь.

Ключевые слова: здоровье; индивидуальное здоровье; общественное здоровье; физическое развитие; физическая подготовленность; национальная безопасность; демографическая безопасность, устойчивое развитие государства, Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.