Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ "ПИЛАТЕС" В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ'

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ "ПИЛАТЕС" В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
271
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Д.ПИЛАТЕС / СИСТЕМА ПИЛАТЕС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПРОГРАММА ТРЕНИРОВКИ ПО СИСТЕМЕ Д.ПИЛАТЕС / ДЕВУШКИ 15-17 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко Н. Ю.

Представлена экспериментальная программа применения системы Д. Пилатес, предназначенная для девушек 15-17 лет, реализуемая в условиях дополнительного образования «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес». Описано влияние экспериментальной программы на состояние здоровья, уровень физической подготовленности, формирование двигательных умений и навыков. Показаны теоретические основы системы Пилатес, а также овладение техникой базовых упражнений системы Д. Пилатес для девушек 15-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILATES" FITNESS SYSTEM FOR ADDITIONAL EDUCATION OF 15-17 YEAR OLD GIRLS

An experimental program on D. Pilates’ system, designed for girls of 15-17 year old, implemented in the conditions of additional education "Physical education and recreation system "Pilates" is presented. The influence of the experimental program on health, physical fitness, motor skills is described. The theoretical ideas of Pilates’ system are shown, as well as mastering the basic exercises technique of D. Pilates’ system for 15-17 year old girls.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ "ПИЛАТЕС" В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ»

УДК 796.011.3

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ПИЛАТЕС» В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ

Ацдатпа

«Пилатес» дене шыньщтыру-сауьщтыру жуй-eci «косымша 6ijiiM беру жагдайында жузеге асырылган, 15-17 жастагы кыздарга арналган Д. Пилате с жуйесш колдануга арналган экспери-менталды багдарлама усынылган. Эксперимент-т1к багдарламанын, денсаулык жагдайына, дене дайындыгынын, децгешне, моторнкасы мен даг-дыларынын, калыптасуына, Пилатес жуйесшщ непздер1 туралы теорияльщ бшмге, сондайак 15-17 жастагы кыздардьщ Д. Пилатес жуйесшщ непзп жаттыгулар техникасын мецгеруше acepi корсетшген.

Аннотация

Представлена экспериментальная программа применения системы Д. Пилатес, предназначенная для девушек 15-17 лет, реализуемая в условиях дополнительного образования «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес». Описано влияние экспериментальной программы на состояние здоровья, уровень физической подготовленности, формирование двигательных умений и навыков. Показаны теоретические основы системы Пилатес, а также овладение техникой базовых упражнений системы Д. Пилатес для девушек 15-17 лет.

Annotation

An experimental program on D. Pilates' system, designed for girls of 15-17 year old, implemented in the conditions of additional education "Physical ed-ucation and recreation system "Pilates" is presented. The influence of the experimental program on health, physical fitness, motor skills is described. The theoretical ideas of Pilates' system are shown, as well as mastering the basic exercises technique of D. Pilates' system for 15-17 year old girls.

Мищенко Н.Ю.,

к.п.н., доцент Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск, Россия

Нег'гзг'! создер: Д. Пилатес, Пилатес лс} ïieci, косымша бшм беру, сауыктыру сабактары, Д.Пилатес Jtcyùeci бойынша опыту багдарламасы, 15-17 жастагы кыздар.

Ключевые слова: Д. Пилатес, система Пилатес, дополнительное образование, оздоровительные занятия, программа тренировки по системе Д. Пилатес, девушки 15-17 лет.

Keywords: D. Pilates, Pilates ' system, additional education, health-improving classes, training program according to D. Pilates ' system, girls aged 15-17.

в; S I

<c

m

о

СП

à w О в; s

L

0 §

1 X ш t-

к

в; s

Рч О ш t-

в; s х

<С m

о

СП

t W О в; s

1-4

О

4 О X X ш tS в;

5

Рч

о

ш t-

Введение

Как подчеркивают специалисты (I. Ва-kiko, S. Savchuk, V. Dmitruk, О. Radchenko, S. Nikolaev (2020); S. Kriemler, U. Meyer, E. Martin, E.Van, L. Andersen, B. Martin,

(2011); A.P. Бадретдинова, Н.Ю. Мищенко (2015); В.О. Занова (2016), В.А. Кузьмина, Н.И. Романенко (2018); О.Н. Лесина, Н.Ю. Мищенко (2019) и др.) «сохранение и укрепление здоровья молодежи и полноценное развитие их личности является важнейшей составляющей системы физического воспитания. Одна из главных задач физической культуры - выработать у учащихся потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобрести знания в области физкультурно-спортивной деятельности, сформировать привычку ведения здорового образа жизни» [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Однако анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время среди учащихся наблюдается падение интереса к традиционным занятиям физическими упражнениями в школе. Специалисты, в частности C.B. Грудина

(2012), Ю.И. Хаимова (2013), отмечают, что причиной их низкой мотивации является отсутствие возможности выбора вида двигательной активности, неудовлетворенность традиционным содержанием программного материала по физическому воспитанию [7; 8].

Из вышесказанного следует, что система физического воспитания в образовательных организациях России нуждается в обновлении как в содержательном, так и в техно логическом планах.

Одним из инновационных направлений в контексте изложенного, является применение системы физических упражнений Д. Пилате с а в условиях дополнительного образования девушек 15-17 лет, созданная около ста лет назад немецким врачом,

тренером и спортсменом Джозефом Пилате сом, которая представляет собой «направление оздоровительной физической культуры, обладающее высокой степенью воздействия на функциональное состояние и физические способности занимающихся, содействует улучшению осанки, развитию гибкости, силовой и общей выносливости» [9]. Как отмечает Б. Яеупеке (1993), «основное воздействие система Пилатеса оказывает на развитие таких физических качеств, как сила и гибкость, а также положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся» [10].

Помимо всего прочего, как подчеркивает О.В. Дан (2007), «упражнения строятся так, что на сердечно-сосудистую систему приходится минимальная нагрузка. Поэтому эта система занятий максимально безопасна для любого уровня физической подготовленности» [11].

Между тем, в имеющихся научных работах, посвященных системе Пилатеса, не отражается вся многогранность возможного влияния предлагаемых им упражнений на физическое состояние занимающихся [12; 13]. Кроме того, нами не обнаружены исследования, связанные с внедрением системы Пилате с в физическое воспитание учащихся старшего школьного возраста, в частности девушек 15-17 лет. Отсутствуют практические рекомендации по планированию, организации и проведению физкультурно-оздоровительных занятий по системе Д. Пилате с с девушками 15-17 лет в условиях дополнительного образования.

Таким образом, актуальность исследования и обозначенная проблема позволили сформулировать противоречие между:

• наблюдаемым единообразием содержания физического воспитания школьников старших классов урочных форм, с одной стороны, и потребностью использования инновационных видов двигатель-

ной активности в условиях дополнительного образования, с другой;

• между имеющейся потребностью в научной разработке и практическом применении привлекательных для девушек в возрасте 15-17 лет новых форм физкультурно-оздоровительных занятий и недостаточным научным обоснованием соответствующих методик, программ, основанных на использовании комплексов физических упражнений по системе Д. Пилате с.

Цель исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании программы тренировки по системе Д. Пилатес в условиях дополнительного образования для девушек 15-17 лет Обзор литературы

«Пилатес - оздоровительная система, разработанная Джозефом Убертусом Пилатесом (1880-1968), объединяющая восточную и западную философию физического и умственного развития, направленная на одновременное укрепление, растягивание, тонизирование мышц» [14; 15; 16]. Пилатес относится к виду ментального фитнеса, характеризуется как спокойное, гармоничное занятие, во время которого укрепляются и стабилизируются самые глубокие слои мускулатуры. Занятие включает в себя растяжку, упражнения на равновесие и дыхание, а также релаксацию. Ментальный фитнес - один из самых безопасных видов тренировки. Никакие другие упражнения не оказывают настолько мягкого воздействия на тело, одновременно укрепляя его [17; 18].

Пилатес представляет собой интегрированную систему, структурными элементами которой являются общеразвивающие и дыхательные упражнения, йога, китайская акробатика, различные спортивные направления и стили [19; 20; 21].

Как подчеркивает Л. Робинсон с соавт. (2005), в настоящее время существуют две

школы пилатес: американская и английская. Английская система преимущественно направлена на обучение правильному дыханию, концентрации внимания, развитию гибкости. Американская система, сохраняя все основные принципы системы пилатес, преимущественно направлена на развитие силовых способностей [22].

Среди существующих в настоящее время разновидностей системы пилатес можно выделить следующие:

• классический пилатес (Pilâtes Matwork);

• программы с отягощением и дополнительным мелким оборудованием;

• комплексные программы;

• программы, в которых применяются специальные пружинные тренажеры;

• реабилитационные программы.

Специалисты выделяют ключевые моменты освоения упражнений пилатеса:

• комплексная нагрузка на все мышечные группы. Многие современные оздоровительные системы прорабатывают отдельные мышечные группы, не рассматривая тело как единое целое;

• каждый элемент системы - это плавное вхождение в упражнение и плавный выход из него, что обеспечивает непрерывное выполнение упражнений. Именно поэтому пилатес называют «танец в партере»; s

• при выполнении упражнений мыш- <

цы нагружаются изнутри к внешней по- о

верхности; £

• центр организма. Движения в пила- ° тесе сконцентрированы вокруг мышц жи- К вота, бедер, ягодиц (Д. Пилатес называл § эту группу мышц «электростанцией» ор- § ганизма); w

• важным элементом при статических s и динамических движениях является «кар- s

Рч

кас прочности». Он обеспечивает контроль о тазовых костей, которые в большинстве н упражнений должны находиться в стати-

в; х х

т

о

СП

я

ш О в; X

1-ч

о ч о

X X ш Е-

к

в; К

Рч

о

ш Е-

ческом положении, позволяет постоянно подтягивать верхнюю часть туловища, как будто затягиваться в корсет, при этом ягодицы должны быть напряжены;

• сочетание вытягивания и укрепления мышц;

• растягивание тела в противоположные стороны;

• позвоночник - один из самых важных элементов тела человека. Он должен быть расслаблен. Лопатки опущены вниз и сведены. Позвоночник должен быть ровным, прямым;

• сохранение среднего положения поясницы;

• дыхание. Грудная клетка и дыхание были для Д. Пилатеса центральным пунктом. Вдох - с началом движения, выдох - в процессе выполнения упражнения. Дыхание должно быть грудное, равномерное, но не вперед, а в стороны. Для этого необходимо наблюдать за собой в зеркало. Грудная клетка, а в частности ребра при вдохе должны расходиться в стороны. Мышцы живота должны быть втянуты. Также большое значение во время занятий необходимо уделять отделу позвоночника от плечевых суставов до тазовых костей;

• упражнения, составляющие систему пилатес, выполняются, как правило, в медленном темпе, плавно, без резких движений, под спокойную музыку.

Создавая свою методику, Джозеф Пилатес разработал восемь принципов, которые и по сей день остаются неизменными - это принцип концентрации внимания, мышечный контроль, централизация тела, точность движений, правильное дыхание, плавность движений, визуализация, осознанность.

В пилатесе существуют различные подходы к структуре тренировочных программ. Джозеф Пилатес рекомендовал строго определенную последовательность выполнения упражнений, которая необхо-

дима для соблюдения мышечного баланса, логической последовательности и принципа перехода от простого к сложному.

Методика проведения занятий по системе пилатес дифференцируется в соответствии с возрастом, уровнем физической подготовленности занимающихся, строится в соответствии с целью и задачами отдельного занятия.

Основной формой практической реализации пилатеса в учреждении дополнительного образования является групповое физкультурно-оздоровительное занятие под руководством специалиста с периодичностью два раза в неделю.

Учитывая особенности физического состояния занимающихся, во время групповых занятий необходимо подбирать упражнения в зависимости от их сложности. К уровням сложности системы пилатес относятся базовый, начальный, средний, повышенной сложности [23].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материалы и методы

Основными методами исследования выступили теоретический анализ и обобщение литературных источников, опрос (беседа), педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Теоретический анализ и обобщение литературных источников проводился с целью получения сведений по исследуемой проблеме. Были обобщены данные специальной литературы по следующим направлениям: проблематика физического воспитания в общеобразовательной школе и в дополнительном образовании школьников старших классов на современном этапе развития общества, проблемы повышения эффективности занятий физической культурой в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования школьников; пути повышения эффективности занятий физической культурой в

общеобразовательной школе и дополнительном образовании школьников; особенности использования и возможности применения системы Д. Пилатес в физическом воспитании школьников старших классов в условиях дополнительного образования.

Опрос в виде беседы был организован с девушками 15-17 лет с целью выявления их мнения о предлагаемой системе упражнений Д. Пилатес.

Педагогическое наблюдение было организовано с целью визуального определения соответствия используемых средств и методов Д. Пилатес возрастным особенностям, уровню физического развития и фи-

зической подготовленности девушек 15-17 лет, а также функциональному состоянию. Педагогические наблюдения проводились непосредственно в процессе проведения физкультурно-оздоровительных занятий по системе Д. Пилатес. Каждый участник получал отметку красного, зеленого или черного цвета по разделам: «Восприятие нового материала», «Координация движений»; «Чувство ритма», «Гибкость, растяжка», «Способность выполнять двигательные действия», «Интерес к занятиям». Красная отметка (красная карточка) - соответствовала высокому уровню, зеленая - среднему и черная - низкому уровню (таблица 1).

Таблица 1. Уровни овладения знаниями, умениями и навыками программы

« Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес» Table 1. Levels of mastering of knowledge, skills, and abilities of the program «Fitness and health system «Pilates»

Раздел программы Уровни овладения знаниями, умениями, навыками программы

Низкий (черная карточка) Средний (зеленая карточка) Высокий (красная карточка)

1 «Восприятие нового материала» плохо воспринимает новый материал осваивает навыки и упражнения в соответствии с программой; внимателен осваивает все упражнения программы, осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу

2 «Координация движений» слабо координирует движения осваивает навыки и упражнения в соответствии с программой осваивает все упражнения программы, осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу

3 «Чувство ритма» на низком уровне владеет чувством ритма присутствует чувства ритма осваивает все упражнения программы, осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу

CS

5 I

<c

m

о

n

6

w О в; s

L

0 §

1 X Ш E-

K S

Рч

о

ш E-

4 «Гибкость, растяжка» плохая координация движений, не развита гибкость. внимателен, хорошая координация движений, но слабо контролируемая; совершает попытки понять свой организм и подчинить его своей воле осваивает все упражнения программы, осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу; развита гибкость и координация

5 «Способность выполнять двигательные действия» слабо координирует движения, на низком уровне владеет чувством ритма, проявляет слабое внимание хорошая растяжка и гибкость, присутствует чувство ритма, координация движений, но слабо контролируемая осваивает все упражнения программы, осмысленно относится к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу

Оценка состояния физического здоровья девушек 15-17 лет была проведена с помощью модифицированной методики Г. Л. Апанасенко (2000), которая рассчитывалась по показателям массы тела, жизненной емкости легких, динамометрии кисти, частоты сердечных сокращений до и после дозированной нагрузки, артериального давления (таблица 2) [24]. Общая оценка уровня здоровья определялась как сумма баллов по показателям, представленным в таблице 2.

Таблица 2. Уровни физического здоровья девушек 15-17 лет Table 2. Physical health levels of girls aged 15-17

в;

5 X

<c

m

о

го

6

w О в; s

L

О

с; о

X X Ш ES в; К

Рч

о

ш Е-

Уровень соматического здоровья

Показатель

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

1 ЖЕЛ/масса тела, млхкг-1 40 (0) 41-47 (1) 48-55 (2) 56-65 (3) 66 (4)

2 Динамометрия кисти/масса тела, % 40 (0) 41-45 (1) 46-50 (2) 51-55 (3) 56(4)

3 ЧССхАДс/100, усл. ед. 101 (0) 91-100 (1) 90-81 (2) 80-75 (3) 74 (4)

4 Соответствие массы тела росту 451 И) 401-450 И) 375-400 (-1) 351-374 (0) 350 (0)

5 Индекс Руфье, усл. ед. 14 (-2) 11-13 (-1) 6-10 (2) 4-5 (5) 3(7)

Общая оценка уровня здоровья, сумма баллов 4 5-9 10-13 14-15 17-21

Примечание: в скобках указаны баллы

Для определения состояния сердечно-сосудистой системы девушек 15-17 лет применялся экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС) пальпаторно за 1 мин. в покое на лучевой артерии.

Согласно А. И. Пустозёрову, А. Г. Гостеву (2008), для молодых людей в возрасте 1517 лет показатели ЧСС интерпретируются следующим образом [25]:

- «весьма отлично» - менее 50 уд/мин;

- «отлично» - 51-59 уд/мин;

- «хорошо» - 60-67 уд/мин;

- «удовлетворительно» - 68-75 уд/мин;

- «плохо» - 76-89 уд/мин;

- «очень плохо» - 90 уд/мин и более.

Для определения состояния системы дыхания девушек 15-17 лет применялся экспресс-метод - проба Штанге. Испытуемые делали полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше [26]. Оценка результатов производилась по критериям, представленным в таблице 3.

Таблица 3. Критерии оценки в пробе Штанге (задержка дыхания на вдохе) Table 3. Evaluation criteria in the Stange test (breath holding on inspiration)

Оценка состояния Задержка дыхания на вдохе (в секундах)

Отличное Больше 60

Хорошее 40-60

Среднее 30-40

Плохое Меньше 30

Также была проведена проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Критерии оценки пробы представлены в таблице 4 [27].

Таблица 4. Критерии оценки в пробе Генчи (задержка дыхания на выдохе) Table 4. Evaluation criteria in the Genchi test (breath holding on expiration)

Оценка состояния Задержка дыхания на выдохе (в секундах)

Отличное Больше 40

Хорошее 30-40

Среднее 25-30

Плохое Меньше 25

в; К I

<c

m

о

СП £

w О в; s

L

0 §

1 X Ш E-

K в;

s

Рч

о

ш E-

Для оценки физической подготовленности девушек 15-17 лет и уровня их физической подготовленности было отобрано 10 контрольных упражнений, которые зафиксированы в таблице 5. За полученные результаты выставлялись баллы, определяли уровень физической подготовленности девушек 15-17 лет.

Таблица 5. Контрольные упражнения (тесты) для оценки физической подготовленности девушек 15-17 лет Table 5. Control exercises (tests) to assess physical readiness of 15-17 year old girls

№№ n/n Название контрольного упражнения Физические способности

1 «Бег 30 м», (сек.) Скоростные

2 «Челночный Бег 4x9 м», (сек.) Координационные

3 «Прыжок в длину с места», (см) Скоростно-силовые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 «6-минутный бег», (м) Выносливость

5 «Наклон вперед из положения стоя», (см) Гибкость

6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа», (кол-во раз) Силовые

7 «Прыжки через скакалку», 1 минута (кол-во раз) Скоростно-силовые

8 «Поднимание туловища из положения лежа», 30 сек. (кол-во раз) Скоростно-силовые

9 «Метание набивного мяча» 1 кг (см) Скоростно-силовые

10 «Сила кисти», (кг) Силовые

в; s I

<C m

о

СП

t w О в; S

l-ч

О

4 О X X ш tS в;

5

Рч

о

ш t-

Для оценки теоретических знаний девушек 15-17 лет в вопросах изучения теоретических основ оздоровительной системы Пилатеса были составлены тесты, и проводился тестовый опрос занимающихся по 5 основным разделам: «История Пилатеса»; «Техника безопасности на занятиях Пилатесом»; «Техника дыхания»; «Базовые положения тела»; «Базовые движения Пилатеса». Оценивание теоретических знаний проводилось по 5-ти балльной системе.

Оценка освоения базовых гимнастических упражнений по системе Пилатес проводилась по критериям, представленным в таблице 6. После выполнения комплекса гимнастических упражнений по системе Пилатес преподаватель осуществляет подсчет набранных баллов: 6 и более набранных баллов оцениваются как успешно освоенный материал программы [28].

Таблица 6. Критерии освоения базовых упражнении по системе Пилатес

девушками 15-17 лет Table 6. Criteria for mastering basic exercises according to Pilâtes ' system by girls aged 15-17

№№ п/п Критерии Оценка: 0-не выполнил, 1-выполнил неуверенно, 2- выполнил уверенно

1 Техника дыхания 0-2

2 Выполнение базовых положений тела 0-2

3 Выполнение базовых движений 0-2

4 Демонстрирование гимнастических упражнений по системе пилатес 0-2

5 Заинтересованность 0-2

6 ИТОГО (Кол-во баллов) 0-2

Педагогический эксперимент проводился в период с 1 сентября 2019 г. по 29 февраля 2020 г. на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Еманжелинского муниципального района Челябинской области с участием девушек старшего школьного возраста в количестве 15 человек. Под наблюдением находилась одна экспериментальная группа (п=15). Девушки 15-17 лет занимались 2 раза в неделю, во вторую половину дня с 16-00 до 17-00 по экспериментальной программе «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес».

Все результаты исследований обрабатывались с помощью общепринятых методов математической статистики.

Особенности экспериментальной программы. Разработанная экспериментальная программа дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий по системе Д. Пилатес для девушек 15-17 лет предусматривала освоение занимающимися базовых упражнений системы Д. Пилатес, выполняемых под музыкальное сопровождение.

Учебный план программы рассчитан на 96 часов. Из них: 10 ч. - на освоение теории, и 96 ч. было запланировано на практические занятия. Изучение теоретических вопросов проводилось непосредственно в процессе практических занятий по системе Д. Пилатес. Занятия проводились два раза в неделю по 60 минут. Один раз в неделю девушки занимались дома самостоятельно - 48 ч. Учебный план прохождения теоретического и практического материала, представлен в таблице 7 [29].

Таблица 7. Учебный план программы «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес» (с 1 сентября 2019 г. по 28 февраля 2020 г.) Table 7. The curriculum of the program «Fitness and health system «Pilates» (from September 1, 2019 to February 28, 2020)

№ Наименование раздела, темы Всего Теоретические занятия Практические занятия Самостоятельные занятия

1 Вводное занятие «Физкультурно-оздоровительные занятия по системе Д. Пилатес» 4 2 2 2

2 Техника дыхания 6 2 4 2

3 Техника базовых положений тела 24 2 20 4

4 Техника базовых движений 24 2 20 4

в; К I

<c

m

о

СП &

w О в; s

L

0 §

1 X Ш E-

K в;

s

Рч

о

ш E-

5 Техника базовых гимнастических упражнений по системе Д. Пилатес 82 2 48 34

6 Контрольные занятия 8 2 4 2

Всего 144 12 96 48

В течение первых двух месяцев - сентябрь-октябрь девушки занимались Pilâtes Matwork (пилате с на матах) - это пилате с без какого-либо оборудования, через два месяца занятий был введен другой вид пилатеса с применением базовых упражнений малого оборудования (фитболов, эспандеров, бодибаров, изотонических колец). Как подчеркивают Ю. В. Пармузина, И. А. Кирпикова (2014), малое оборудование рекомендуется для занимающихся с разным уровнем подготовленности, в том числе с детьми и подростками [30].

Комплексы упражнений пилатеса с применением базовых упражнений малого оборудования чередовались с упражнениями пилатеса без оборудования, т.е. в ноябре 4 занятия были проведены с использованием малого оборудования, и 4 занятия - без использования малого оборудования. То же самое планирование было применено в оставшиеся месяцы занятий.

Нами был разработан эксперименталь-он ный комплекс упражнений с пилате с-мя-щ чом (TOGU Redondo-Ball) - мягкий и g легкий мяч диаметром 20-30 см., помогающий лучше сконцентрироваться на g упражнении и работе мышц, проконтро-g лировать мягкость и плавность движений, g Его также использовали в занятиях для § поддержки поясницы, ног, живота, чтобы ® изолировать или, напротив, в большей сте-

W

н пени задействовать те или иные мышеч-S

он ные группы. Выполняя силовые упраж-S нения с пилатес-мячом, увеличивалась w нагрузка за счет создания дополнительного сопротивления, также прокачивались глубокие мышцы-стабилизаторы. Кроме

того, Яес1опс1о-Ва11 прекрасно подходит и для упражнений на растяжку и баланс. Его можно использовать и как инструмент для релаксации и массажа.

Второй комплекс был разработан с применением изотонического кольца Пила-тес. Изотоническое кольцо Пилатес (рис. 1) применялось для укрепления мышц брюшного пресса, ягодиц, груди, спины, которые отвечают за стабилизацию позвоночника, а также развития чувства равновесия и координации [31].

Рис. 1 Изотоническое кольцо Пилатес Fig. 1 Pilâtes isotonic ring

Физкультурно-оздоровительные занятия по экспериментальной методике включали три части - подготовительную, основную и заключительную. Длительность подготовительной части занятия составляло 10-15% времени от общего времени занятия, основной - 65-70% и заключительной-5-10%.

Основная цель подготовительной части занятия по системе Пилатес заключалась в подготовке организма девушек 15-17 лет к основной части занятия, а также научить находить зоны излишнего напряжения в мышцах и снять его. Все упражнения выполнялись в медленном темпе, с прямой спиной и без рывков. Подготовительная часть занятия включала: выстраивание правильного положения тела, выполнение упражнений дыхательной гимнастики, упражнения на

подвижность суставов и позвоночного столба. Каждое упражнение выполнялось в два подхода по 6-8 раз. В основной части занятия девушки 15-17 лет осваивали технику базовых положений тела, технику базовых движений и базовых гимнастических упражнений по системе Д. Пилатес. Заключительная часть занятия состояла из упражнений на растяжку, расслабление мышц, выполнения упражнений дыхательной гимнастики.

Разработанные экспериментальные комплексы с малым оборудованием и без него применялись в основной части занятия. При разучивании комплексов активно использовалось информационные технологии, в частности компьютер, с помощью которого демонстрировалось техника выполнения каждого упражнения комплекса. При разучивании упражнений комплекса применялся раздельный способ, по мере освоения упражнений комплекса (сигнал - зеленая, красная отметка (карточка) на компьютере), упражнения комплекса выполнялись непрерывно. Экспериментальные комплексы занимали 35-40% времени в основной части занятия (рис. 2).

Соотношение времени частей занятия по системе Пилатес

Заключительная часть

10%

Подготовительная часть 20%

Рис. 2 Соотношение времени,

отводимого на проведение экспериментальных комплексов Пилатес ко времени отдельных

частей занятия

Fig. 2 The ratio of the time allotted for experimental complexes Pilâtes to the time of separate parts of the lesson (%)

Результаты исследования и обсуждение

Повторная комплексная оценка состояния здоровья девушек 15-17 лет была проведена в марте 2020 года по экспресс-методике Г. Л. Апанасенко, которая выявила следующее. Произошли положительные изменения в уровни физического здоровья девушек 15-17 лет. Так, снизилось количество девушек с низким уровнем с 2 (13,3%) до 0 (0%), уменьшилось количество девушек, имеющих уровень ниже среднего с 6 (40,0%) до 3 (20,0%), увеличилось количество девушек со средним уровнем с 7 (46,7%) до 10 (66,7%), были обнаружены девушки с уровнем выше среднего - 2 (13,3%) (табл. 8; рис. 3).

Таблица 8. Уровни физического здоровья девушек 15-17 лет в конце эксперимента (в %) Table 8. Physical health levels of girls aged 15-17 at the end of the experiment (in%)

Показатель Уровень соматического здоровья

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

Общая оценка уровня здоровья по Г. Л. Апанасенко (в баллах) (п=15) 0 (0%) 3 (20,0%) 10 (66,7%) 2 (13,3%) 0 (0%)

в; S I

<c

m

о

СП

à w О в; s

L

0 §

1 X ш t-

к

в; S Рч О ш t-

80 70 60 50 40 30 20 10 о

66,7

46,

40

—ГЗ7З— 20 13г3-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 о | i

Низкий

Ниже среднего Средний

□ До ■ После

Выше среднего

Рис. 3 Динамика уровня здоровья девушек 15-17 лет в прогрессе

эксперимента по экспресс-методике Г. Л. Апанасенко (в %) Fig. 3 Dynamics of the health level of girls aged 15-17 during the experiment process on the express method by G.L. Apanasenko (in%)

Сравнительный анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем после проведения эксперимента показал, что произошли за период эксперимента статистически достоверные изменения в показателях ЧСС (уд./мин), «Пробе Штанге» (с), «Пробе Генчи» (с) (табл. 9). Прирост улучшения функционирования ССС составил в показателе «ЧСС» (уд./мин) - 16,2%. Был отмечен прирост улучшения работы деятельности дыхательной системы и составил в функциональной «Пробе Штанге» (с) - 33,0%, «Пробе Генчи» (с) - 30,0% (табл. 9).

Таблица 9. Сравнительный анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек 15-17 лет в конце эксперимента Table 9. Comparative analysis of indicators of cardiovascular vascular and respiratory systems work of 15-17 year old girls at the end of the experiment

о

§ Была выявлена динамика в уровне функционирования деятельности сердечно-со-

ра судистой (табл. 10). Снизилось количество девушек 15-17 лет с низким уровнем с 4

н (26,7%) до 0 (0%) и средним уровнем с 9 (60,0%) до 8 (53,3%) и повысилось с высо-

® ким уровнем с 2 (13,3%) до 7 (46,7%) (табл. 10; рис. 4). По результатам проведенных

§ функциональных проб, характеризующих деятельность дыхательной системы девушек

м получилось выявить, что в «Пробе Штанге» (с) - с низким уровнем уменьшилось коли-

Е-4

чество девушек с 4 (26,7%) до 0 (0%), увеличилось со средним уровнем с 8 (53,3%) до 9 (60,0%) и высоким уровнем с 3 (20,0%) до 6 (40%) (табл. 10; рис. 5).

Название контрольного упражнения До эксперимента (Х± После эксперимента (Хо) (п=15) t Р Прирост (%)

1 «ЧСС» (уд./мин) 69,2+ 58,8+ 2,43 <0,05 16,2

2 «Проба Штанге» (с) 42,02,98 58,6± 2,67 <0,05 33,0

3 «Проба Генчи» (с) 34,02,44 46,0+ 2,39 <0,05 30,0

Таблица 10. Результаты оценки функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем девушек 15-17 лет до и после эксперимента

Table 10. The results of the assessment of the functional state of the vascular and respiratory systems of girls aged 15-17 before and after the experiment

Уровень функционального состояния До эксперимента После эксперимента

Кол-во человек Доля девушек, от обгцего числа (%) Кол-во человек Доля девушек, от обгцего числа (О/о)

1 «ЧСС» (уд./мин)

Низкий 4 26,7 0 0

Средний 9 60,0 8 53,3

Высокий 2 13,3 7 46,7

2 «Проба Штанге» (с)

Низкий 4 26,7 0 0

Средний 8 53,3 9 60,0

Высокий 3 20,0 6 40,0

3 «Проба Генчи» (с)

Низкий 5 33,4 0 0

Средний 8 53,3 10 66,6

Высокий 2 13,3 5 33,4

□ До ■ После

Низкий

Средний

Высокий

Рис. 4 Динамика изменения уровня ЧСС (уд./мин) девушек 15-17 лет

в прогрессе эксперимента Fig. 4 Dynamics of changes in heart rate (bpm) girls aged 15-17 in the experiment

«Проба Генчи» показала, что снизилось количество девушек с низким уровнем с 5 (33,4%) до 0 (0%), увеличилось со средним с 8 (53,3%) до 10 (66,6%) и высоким уровнем с 2 (13,3%) до 5 (33,4%) (табл. 10; рис. 6).

Таким образом, измерение ЧСС (уд./мин), а также проведенные функциональные «Проба Штанге» (с) и «Проба Генчи» (с) после проведения эксперимента показали, что сердечно-сосудистая и дыхательная системы в основном у девушек находится в «хорошем» и «отличном» состоянии.

в; S х

m

о

СП £

W О в;

s

I—

о §

X X ш Е-

S в;

s

Рч

о

ш Е-

60

53,3 40

20

Низкий

Средний

Высокий

□ До ■ После

Рис. 5 Динамика изменения уровня функционирования дыхательной системы в «Пробе Штанге» (с) девушек 15-17 лет в прогрессе эксперимента Fig. 5 Dynamics of changes offunctioning respiratory system in the «Sample Shtange» (c)

of 15-17 year old girls in the experiment

66,6

Низкий Средний Высокий

Рис. 6 Динамика изменения уровня функционирования дыхательной системы в «Пробе Генчи» (с) девушек 15-17 лет в прогрессе эксперимента Fig. 6 Dynamics of changes offunctioning respiratory system in the "Genchi Test" (c)

of 15-17 year old girls in the experiment

S В конце эксперимента было осуществлено повторное тестирование физической под-

<! готовленности, которое позволило выявить произошедшие статистически достоверные

$ изменения во всех контрольных показателях, характеризующих скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, выносливость, гибкость девушек

^ 15-17 лет (табл. 11). Анализ полученных показателей физической подготовленности

^ девушек 15-17 лет до и после проведения эксперимента позволил выявить произошед-

§ шую положительную динамику в темпах прироста по всем контрольным упражнениям

§ и составил (табл. 11; рис. 7): в тесте № 1 «Бег 30 м», (сек.) - 17,1%; в тесте № 2 «Челноч-

w ный бег 4x9 м», (сек.) - 5,5%; в тесте № 3 «Прыжок в длину с места», (см) - 10,8%; в

S тесте № 4 «6-минутный бег», (м) - 15,7%; в тесте № 5 «Наклон вперед из положения

К стоя», (см) - 26,0%; в тесте № 6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа»,

g (кол-во раз) - 50,0%; в тесте № 7 «Прыжки через скакалку», 1 минута (кол-во раз) -

н 11,9%; в тесте № 8 «Поднимание туловища из положения лежа», за 1 мин. (кол-во раз) - 39,2%; в тесте № 9 «Метание набивного мяча», 1 кг (см) - 9,4%; в тесте № 10 «Сила

кисти», (кг) (правая) - 22,3%; «Сила кисти», (кг) (левая) - 18,6%. Наибольший прирост был зафиксирован в тесте № 6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа», (кол-во раз), а также тесте № 8 «Поднимание туловища из положения лежа», за 1 мин. (кол-во раз) (рис. 7).

Таблица 11. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девушек 15-17 лет в конце эксперимента Table 11. Comparative analysis ofphysical fitness indicators of 15-17 year old girls at the end of the experiment

Название контрольного упражнения До эксперимента (Х± После эксперимента (Хс) (п=15) t Р Прирост (%)

1 «Бег 30 м», (сек.) 5,7± 4,8± 2,23 <0,05 17,1

2 «Челночный бег 4x9 м», (сек.) 11,2± 10,6± 2,34 <0,05 5,5

3 «Прыжок в длину с места», (см) 146,8± 163,5± 3,43 <0,05 10,8

4 «6-минутный бег»,(м) 989,6± 1157,8± 3,21 <0,05 15,7

5 «Наклон вперед из положения стоя»,(см) 11,4± 14,8± 2,45 <0,05 26,0

6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа», (кол-во раз) 6,0± 10,0± 2,42 <0,05 50,0

7 «Прыжки через скакалку», 1 минута (кол-во раз) 87,5± 98,6± 2,98 <0,05 11,9

8 «Поднимание туловища из положения лежа», за 1 мин. (кол-во раз) 24,8± 36,9± 2,76 <0,05 39,2

9 «Метание набивного мяча» 1 кг (см) 463,2± 508,7± 3,43 <0,05 9,4

10 «Кистевая динамометрия», правая (кг): 11 «Кистевая динамометрия», левая (кг) 31,83,22 29,7± 39,8± 2,62 2,53 <0,05 <0,05 22,3 18,6

60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

40

30

20

10

50

22,3

18,6

9,4

10 11

Рис. 7 Темпы прироста показателей физической подготовленности девушек 15-17 лет в прогрессе эксперимента (в %)

Fig. 7 Growth rates of physical readiness of girls aged 15-17 during the experiment (in%)

Примечание: номера с 1-11 обозначают названия тестов, описанных в таблице 11.

В конце эксперимента произошло увеличение количества девушек со средним уровнем физической подготовленности с 7 (46,7%) до 10 (66,6%) и высоким уровнем с 3 (20%) до 5 девушек (33,4). С низким уровнем физической подготовленности девушек 15-17 лет не было обнаружено - 0 (0%) (табл. 12; рис. 8).

Таблица 12. Уровни физической подготовленности девушек 15-17 лет в конце эксперимента (кол-во человек в %) Table 12. Physical fitness levels of girls aged 15-17 at the end of the experiment

(number of people in%)

Группа Уровни физической подготовленности

Низкий Средний Высокий

ЭГ (n=15) 0 (0%) 10 (66,6%) 5 (33,4%)

в;

5 X

<c

m

о

СП

6

w О в; s

l-ч

о

4 о

X X ш Е-

5 в;

S Рч

о

ш Е-

70 60 50 40 30 20 10 О

66.6

33,3

О

Низкий

33,4

20

Средний Высокий

□ До ■ После

Рис. 8 Изменение количества девушек по уровню физической подготовленности в конце эксперимента (%) Fig. 8 Changes in the number of girls on physical readiness at the end of the experiment

При оценке теоретических знаний девушек 15-17 лет в вопросах теоретических основ системы Д. Пилатес в конце эксперимента было установлено, что произошли статистически достоверные изменения в полученных баллах девушками по всем 6 разделам программы (табл. 13). Общий балл по всем разделам освоения программы изменился с 3,0±1,34 до 4,6±2,94 (р<0,05).

Таблица 13. Сравнительный анализ теоретических знаний девушек 15-17 лет, занимающихся по программе «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес» в конце эксперимента (в баллах) Table 13. Comparative analysis of theoretical knowledge of girls aged 15-17, engaged in the program «Fitness and health system« Pilates» at the end of the experiment (in points)

Разделы программы Уровень теоретических знаний t Р Прирост (%)

В начале эксперимента В Komfe эксперимента

1 «Техника безопасности» 3,41,24 4,7± 2,24 <0,05 32,0

2 «Цель, задачи, принципы, характеристика системы Пилатес» 3,0± 4,6± 2,65 <0,05 42,1

3 «Техника дыхания» 3,01,12 4,5± 2,76 <0,05 40,0

4 «Техника базовых положений тела» 3,2± 4,62,59 2,98 <0,05 35,9

5 «Техника базовых движений» 3,0± 4,62,58 2,99 <0,05 42,1

6 «Техника базовых гимнастических упражнений по системе Д. Пилатес» 2,9± 4,42,63 3,24 <0,05 41,0

Общий балл 3,01,34 4,6± 3,22 <0,05 42,1

В конце эксперимента девушки показали отличные, глубокие, систематизированные теоретические знания в вопросах теоретических основ системы Д. Пилатес по всем разделам осваиваемой программы. Прирост качества знаний составил в разделах программы: «Техника безопасности» - 32,0%; «Цель, задачи, принципы, характеристика системы Пилатес - 42,1%; «Техника дыхания» - 40,0%; «Техника базовых положений тела» - 35,9%; «Техника базовых движений» - 42,1; «Техника базовых гимнастических упражнений по системе Д. Пилатес» - 41,0%; общий прирост по всем разделам составил - 42,1% (табл. 13).

S в; s

Рч

о

ш Е-

В конце эксперимента проведенная оценка уровня овладения двигательными умениями и навыками девушек 15-17 лет изменилась значительно в лучшую сторону. Так, снизилось количество девушек 15-17 лет с низким уровнем восприятия нового материала с 8 (53,3%) до 0 (0%), увеличилось со средним с 7 (46,7%) до 9 (60,0%) и высоким уровнем с 0 (0%) до 6 (40,0%); по критерию «Координация движений» снизилось количество девушек, которые слабо координируют движения и имеют низкий уровень умений координировать движения с 8 (53,3%) до 2 (13,3%, увеличилось со средним уровнем умений координировать движения с 6 (40,0%) до 8 (53,4%) и высоким уровнем с 1 (6,7%) до 5 (33,3%). По критерию оценки «Чувство ритма» было выявлено, что снизилось количество девушек с низким уровнем владения чувством ритма с 8 (53,3%) до 3 (20,0%), увеличилось со средним уровнем с 6 (40,0%) до 7 (46,7%) и высоким уровнем с 1 (6,7%) до 5 (33,3%). По критерию «Способность выполнять двигательные действия» было выявлено, что уменьшилось количество девушек с низким уровнем умений выполнять и осваивать двигательные действия в соответствии с программой с 9 (60,0%) до 1 (6,7%), увеличилось со средним с 4 (26,7%) до 9 (60,0%) и высоким с 2 (13,3%) до 5 (33,3%). Общий результат по всем критериям составил (табл. 14): количество девушек с низким уровнем владения умениями и навыками - 2 девушки (13,3%), со средним уровнем - 8 девушек (53,4%), высоким уровнем - 5 девушек (33,3%) (рис. 9). Протокол сформированных умений и навыков девушек 15-17 лет с цветовой оценкой (черная (низкий уровень), зеленая (средний уровень), красная (высокий уровень)), демонстрировался девушкам на компьютере.

Таблица 14. Уровии двигательных умений и навыков девушек 15-17 лет, занимающихся по программе «Физкультурно-оздоровительная система Пшатес»

в конце эксперимента (в %) Table 14. Levels of motor skills and abilities of 15-17 year old girls, engaged in the program «Fitness and health system «Pilâtes» at the end of the experiment (in%)

в; s

X

<C m

о

го

t w О в; S L

О

с; о

X X ш ts

в; S

Рч

о

ш t-

Критерии Уровни овладения знаниями, умениями, навыками программы

Низкий (черная карточка) Средний (зеленая карточка) Высокий (красная карточка)

1 «Восприятие нового материала» 0 (0%) 9 (60,0%) 6 (40,0%)

2 «Координация движений» 2 (13,3%) 8 (53,4%) 5 (33,3%)

3 «Чувство ритма» 3 (20,0%) 7 (46,7%) 5 (33,3%)

4 «Гибкость, растяжка» 2 (13,3%)) 9 (60,0%) 4 (26,7%)

5 «Способность выполнять двигательные действия» 1 (6,7%) 9 (60,0%) 5 (33,3%)

Общий результат по всем критериям 2 (13,3%) 8 (53,4%) 5 (33,3%)

701 60 50 40 30 20' 10' 0'

60

60

60

40'

13,;

0' ■

53,4

46,7

3,3

20

I

3,3

13,:

6,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6,7

3 4 5

I Низкий передний □ Высокий

3,3

53,4

-46,7

53,4

13,;

Общий уровень

3,3

Рис. 9 Уровни двигательных умений и навыков девушек 15-17 лет, занимающихся по программе «Физкультурно-оздоровительная система Пилатес»

в конце эксперимента (в %) Fig. 9 Levels of motor skills and abilities of girls aged 15-17 engaged in the program «Fitness and health system «Pilâtes » at the end of the experiment (in%)

Оценка выявления интереса к занятиям в конце эксперимента показала, что произошло снижение количества девушек с низким уровнем проявления интереса к занятиям, с 8 (53,3%) до 0 (0%), увеличилось со средним уровнем, стремящихся к достижению точности и правильности выполнения движений, соответствия их образцу с 6 (40,0%) до 8 (53,4%) и высоким уровнем с 1 (6,7%) до 5 (33,3%).

Оценка техники освоения базовых гимнастических упражнений по системе Пилатес проводилась по количеству набранных девушками баллов. Анализ полученных баллов показал, что в конце эксперимента в основном все девушки освоили технику выполнения базовых упражнений Д. Пилатес «успешно», набрали от 6 до 10 баллов (табл. 15).

Таблица 15. Техника освоения базовых гимнастических упражнений Пилатес девушками 15-17 лет в конце эксперимента (в %) Table 15. Technique of mastering basic gymnastic exercises Pilâtes by girls aged 15-17 at the end of the experiment (in%)

Критерий оценки Баллы

0-5 баллов («удовлетворительное освоение программы») 6-10 баллов («успешное освоение программы»)

Техника базовых упражнений Пилатес 0 (0%) 15 (100%)

в; S I

<c

m

о

СП

à w О в; s

L

0 §

1 X ш t-

к

в; s

Рч О ш t-

Заключение

В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1.Разработана экспериментальная программа физкультурно-оздоровительных занятий для девушек 15-17 лет «Физкультурно-оздоровительная система Пилатес», предназначенная для реализации в условиях дополнительного образования, предусматривающая групповые занятия 2 раза в неделю по 60 минут и 1 раз самостоятельно - в домашних условиях с целью отработки техники выполнения базовых упражнений и формирования навыка самостоятельной тренировки. Направленность программы - повышение уровня здоровья, функциональных возможностей организма деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, теоретических основ пилатес, а также овладение техникой базовых упражнений занимающимися.

2.Разработаны экспериментальные комплексы упражнений пилатес для девушек 15-17 лет с применением малого оборудования пилатес (мяч для пилатес, изотоническое кольцо, гантели, фитбол, бодибар, ролл-тренажер) и без него, на которые отводилось 35-40% времени от общего времени занятий по системе Д. Пилатес.

§ 3. Экспериментальная программа <1 «Физкультурно-оздоровительная систе-о ма Пилатес» оказала положительное

го

р£ влияние на состояние здоровья девушек

о 15-17 лет, уровень физической подго-

К товленности, формирование двигатель-

§ ных умений и навыков, формирование

§ и углубление теоретических знаний в

и основных вопросах системы Д. Пила-

к тес, а также способствовала овладению

нч

К техникой базовых упражнений пилатеса

Рч

о занимающимися.

4. Предлагаемая экспериментальная программа способствует повышению

эффективности процесса физического воспитания девушек 15-17 лет в условиях дополнительного образования и может быть рекомендована к использованию в других образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА:

l.Ihor Bakiko, Sergey Savchuk, Vitali Dmitruk, Oleksandr Radchenko, Sergey Nikolaev. Assessment of the physical health of students of middle and upper grades. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2020. Vol 20 (Supplement issue 1), Art 39, 286-290, DOI: 10.7752/ jpes. 2020. s.1039.

2.Kriemler S., Meyer U., Martin E., Van Sluijs, E, Andersen L., Martin B. Effect of school-based interventions on physical activity and fitness in children and adolescents: A review of reviews and systematic update. Br J Sports Med, 2011. 45(11), p. 923-30.

3.Бадретинова A.P., Мищенко Н.Ю. Особенности организации и проведения уроков по физической культуре с учащимися 12-14 лет в современных условиях // Профессиональная подготовка современного специалиста в условиях преддипломной практики: мат. per. науч. -практ. конф. студентов, преподавателей, методистов практики / под ред. М.В. Проломовой, Ю.В. Логиновой. Челябинск: ИЦ «Уральская академия». 2015. С. 195-198.

4.3анова В.О., Романенко Н.И. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса. Электронный журнал «Бюллетень науки ипрактики». 2015. №11 (12). 316-320. Режим доступа: http://www.bulletennauki. com/romanenko-zanova (дата обращения: 05.04.2020).

5.Кузьмина В.А., Романенко Н.И. Методика повышения физической подго-

товленности девушек 16-17 лет на основе средств фитнеса. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. №9(163). С. 177-181.

6.Лесина О.Н., Мищенко Н.Ю. Влияние методики комплексного использования средств фитнеса на функциональное состояние деятельности дыхательной системы и физическую подготовленность детей 13-14 лет. Физическая культура. Спорт. Туризм, двигательная рекреация. 2019. Т. 4. (4). С. 42-48.

7.Грудина C.B. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников. Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. Н.И. конф. СПб.: Реноме. 2012. С. 70-72.

8.Хаимова Ю.И., Романенко Н.И. Повышение мотивации старшеклассников к видам двигательной активности. Тезисы ХХХХ научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа: материалы конференции. Часть 2. Краснодар. 2013. С. 81-82.

9.Pilâtes, J., Miller W. Return to Life Through Contrology. Kroeger A. Ewers. 2007. 166 p.

10.Reyneke D. The pilâtes method of exercise & rehabilitation. Physiotherapy in Sport. 1993. Vol. 3. 18-19.

11. Дан O.B. Пилате с - гимнастика звезд. СПб.: Питер. 2007. 192 с.

12.Буркова О.В. Влияние системы Пилатеса на развитие физических качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста: дис. ... канд. пед. наук. М.: Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. 2008. 217 с.

13. Рукавишникова С. К. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студен-

ток. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2008. №10 (44). С. 8286.

14.Пармузина Ю.В., Кирпикова И.А. Совершенствование осанки у детей 10-11 лет, занимающихся по системе пилатес с использованием малого оборудования. Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. №4 (1). С. 20-24.

15.Патерсон Джейн Система физических упражнений Пилатеса при дефектах осанки и последствиях заболеваний и травм / Пер. с англ. М.: Издательство БИНОМ, 2016. 480 с.

16.Karter К. The Complete Idiot's Guide to the Pilates Method. Penguin Group US, 2000. 352 p.

17.Булатова M.M. Фитнес и двигательная активность: проблемы и пути решения Teopin i методика фгзичного виховання i спорту. 2007. № 1. С. 3-7.

18.Булатова М.М., Усачов Ю.О. Су-част фiзкyльтypнo-oздopoвчi технологи у фiзичнoмy виховант // Teopiя i методика фiзичнoгo виховання; за ред. Т. Ю. Круцевич. К.: Oлiмпiйcькa л^ература, 2008. Т. 2. С. 320 -354.

19.Archer S. Pilates moves recruit deep abs better than crunches. IDEA Fitness Journal, 2008. No 5 (8), Pp. 94.

te

20.Имас Т., Погасий Л. Экспертная к оценка организационно-методических <! условий проведения физкультурно-оз- о доровительных занятий // Теория и ме- а: тодика физического воспитания и спор- ° та. 2013. No 3. С. 45-50. §

I—н

21.Иващенко Л.Я., Благий А.Л., Уса- § чев Ю.А. Программирование занятий § оздоровительным фитнесом. К.: Наук, w свк, 2008. 198 с. к

22.Робинсон Л., Томсон Г. Пилатес: к

Рч

Путь вперёд. Мн.: ООО «Попурри», о 2003. 192 с. н

23.Витман С.Я., Голошубов Е.В., Ло-

патина Е.С., Пакулина Ю.Б. Учебное пособие по Пилатесу. 2016. 50 с.

24.Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 243 с.

25.Пустозёров А.И., Гостев А.Г. Оздоровительная физическая культура: учеб.-метод, пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. 85 с.

26.Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. Ростов-на-Дону: БАРО-Пресс, 2002. 800 с.

27.Буйкова О.М., Булнаева Г. И. Функциональные пробы в лечебной и массовой физической культуре: учебное пособие. Иркутск: ИГМУ, 2017. 24 с.

28.Методика проведения оздоровительной программы Пилатес» по дисциплине «Физическая культура»: учебно-методическое пособие / сост. М.В. Кошелева, Н.А. Усачев. Тольятти: Изд-воПВГУС, 2016. 56 с.

29.Мищенко Н.Ю. Организация и проведение оздоровительной тренировки по системе Д. Пилатес с девушками 15-17 лет в условиях дополнительного образования // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы

и их решения: сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (он-лайн-формат, 21-22 октября 2020 года). Том 3 / под общей ред. Горбачевой В.В., Борисенко Е.Г. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2020 С. 182-192.

30.Пармузина Ю.В., Кирпикова И.А. Совершенствование осанки у детей 10-11 лет, занимающихся по системе пилатес с использованием малого оборудования // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. №4 (1). С. 20-24.

31.Мищенко Н.Ю. Влияние системы физических упражнений пилатеса на состояние здоровья девушек 15-17 лет // Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: инновации и перспективы развития: Материалы Все-рос. науч.-практич. конф. (г. Челябинск, 27-28 октября 2020 г.): в 2 т. / под ред. Е. В. Быкова, Н. Ю. Мищенко. Челябинск: УралГУФК, 2020. Т. 2. С. 71-78.

в; X X

<С т

о

СП

я

ш О в; X

1-4

О Ч О X X ш Е-

к

в; К

Рч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ш Е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.