Научная статья на тему 'Формирование правильной осанки физическими упражнениями у детей дошкольного возраста'

Формирование правильной осанки физическими упражнениями у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
8523
619
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗАНЯТИЯ В БАССЕЙНЕ / VIOLATION OF POSTURE / CHILDREN / EXERCISE / PRESCHOOL / CLASSES IN THE POOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богданова Галия Нагимовна, Шевлякова Полина Феодосиевна, Богданова Регина Флюровна

Определено влияние физических упражнений на формирование правильной осанки. Дана оценка эффективности физических упражнений при нарушениях осанки в детском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMA TION OF CORRECT POSTURE PHYSICAL EXERCISES IN PRESCHOOL CHILDREN

The effect of exercise on the formation of correct posture. The estimation of the effectiveness of exercise in violation ofposture in children.

Текст научной работы на тему «Формирование правильной осанки физическими упражнениями у детей дошкольного возраста»

УДК 796.012.62

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.Н. Богданова, П.Ф. Шевлякова, Р.Ф. Богданова

Определено влияние физических упражнений на формирование правильной осанки. Дана оценка эффективности физических упражнений при нарушениях осанки в детском возрасте.

Ключевые слова: нарушение осанки, детский возраст, физические упражнения, дошкольные учреждения, занятия в бассейне

По данным статистики 15-17 % дошкольников имеют нарушения осанки, в 7-9 лет - у каждого третьего ребенка, а среди школьников процент возрастает до 80 %. Значение правильной осанки трудно переоценить. Она формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка и легко изменяется под действием позитивных или негативных факторов

Цель исследования: изучить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки у детей.

Задачи работы:

1. Определить влияние физических упражнений на формирование правильной осанки.

2. Оценить эффективность физических упражнений при нарушениях осанки в детском возрасте.

Основой правильной осанки является здоровый позвоночник -именно он опора всего организма. Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, органы пищеварения, мышечный и связочный аппарат всего организма [1, 3, 4].

Осанка - привычная непринужденная поза человека в покое и при движениях, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Правильная осанка характеризуется вертикальным положением головы и остистых отростков, горизонтальным уровнем надплечий, симметричным расположением углов лопаток, симметричными треугольниками талии, физиологическими изгибами позвоночника, правильной формой грудной клетки и живота, наклоном таза, одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также

эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей [1, 2].

Причины нарушения правильной осанки у детей:

- слабость естественного мышечного корсета ребенка;

- снижение двигательной активности;

- несоответствие мебели весо-ростовым показателям ребенка;

- увлечение компьютерными играми;

- длительное сидячее положение;

- плохая организация рабочего и игрового пространства.

В подведомственных дошкольных учреждениях проведен углубленный медосмотр 8814 детей. Отставание в физическом развитии выявлено у 205 (2,34 %) детей, нарушение осанки у 324 (3,67 %) дошкольников.

В детском саду коррекционного вида были дети с различными отклонениями в состоянии здоровья. Нами оценивалось физическое развитие детей подготовительной группы методами наружного осмотра и антропометрических измерений. При наружном осмотре оценивались осанка, формы костного скелета: грудная клетка, спина, живот, нижние конечности, состояние мускулатуры, кожных покровов и жироотложения. У четырех детей подготовительной группы выявлены нарушения осанки. У трех детей была сутуловатость и у одного ребенка - сколиоз грудного отдела позвоночника. У других детей были изменения формы спины: круглая, плоская.

Нарушения осанки у детей были вызваны слабым физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки, а не следствием обменных заболеваний или ортопедической патологии. Функциональные нарушения относительно легко поддаются коррекции. Поэтому при составлении комплексов лечебной гимнастики и физкультурного занятия в них включались общеразвивающие упражнения и упражнения корригирующего характера.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки являются систематические занятия физической культурой. Задачи ЛФК при нарушениях осанки: 1) обучение навыкам правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка. 2) укрепление мышц туловища и конечностей. 3) нормализация трофических процессов в мышцах туловища. 4) целенаправленная коррекция имеющихся нарушений осанки.

В основе применения ЛФК лежат три основных направления -корригирующая, симметричная и асимметричная гимнастика.

Применялись следующие упражнения: дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, подвижные игры), упражнения на тренажерах или упражнения на равновесие, упражнения с использованием различных видов снарядов (флажки, мячи, кубики, кегли,

массажеры).

Такие упражнения и физкультминутки рекомендуются при длительных педагогических занятиях или длительной умственной деятельности. Перерывы хорошо делать каждые 45-60 минут, в которых необходимо выполнять простые физические упражнения, упражнения для туловища, спины, кистей рук и упражнения для глаз [2, 3, 4].

Для исправления дефектов осанки использовались определенные упражнения, которые подбирались в соответствии с видами нарушения осанки. Дыхательные и общеразвивающие упражнения использовались при всех видах нарушений осанки. Они способствуют улучшению дыхания, органов кровообращения, трофических процессов. Упражнения выполнялись из различных исходных положений, для всех мышечных групп, с предметами или без них.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) применялись: прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с наклоном спины; растягивание мышц спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; укрепление мышц спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При боковом искривлении позвоночника (С- и 8-образный сколиоз): подбирались специальные упражнения для мобилизации позвоночника, упражнения для коррекции деформации и удержания коррекции. Пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот.

Исходное положение лежа на животе. Голова в упоре на подбородок, руки в позе коррекции: левая вверх, правая в сторону ладонью к полу, левая нога отведена до угла 15 градусов. Приподнимаем голову, плечи, руки, левую ногу, кисти рук сжаты в кулак. Удерживаем положение с напряжением на 4 счета 6-8 раз. Выполняем медленно и следим за дыханием. Сгибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Лежа на спине. Руки в позе коррекции: левая -вверх, правая - в сторону. Сгибание и разгибание левой ноги в тазобедренном и коленном суставах на 6 счетов («насос») 6-8 раз.

Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет. Активно использовались упражнения на равновесие: ласточка, перешагивание через препятствия, «бой на бревне», ножницы и велосипедные упражнения.

Эффективность ЛФК заключается в целенаправленной коррекции, имеющегося нарушения осанки, укреплении мышечного корсета и

нормализации трофических процессов в мышцах. Хороший эффект коррекции осанки был получен у детей, занимающихся в плавательном бассейне. Также специально подбирали комплекс упражнений с учетом степени деформации позвоночника. При кифозе необходимо больше плавать на спине. Широко использовались упражнения оказывающие легкое вытягивающее воздействие на позвоночник, способствующие укреплению мышц живота и спины, вызывающие расширение грудной клетки и улучшающие жизненную емкость легких и тренирующих дыхательный аппарат. Температура воды в бассейне была комфортной, не ниже 28-30 градусов. Организация лечебно-оздоровительных занятий проводилась с сентября по июнь и предусматривала решение задач по периодам.

Задачи подготовительного периода: 1) повышение уровня физического развития; 2) выработка правильной осанки, приобретение навыков держаться на воде, выполнять специальные упражнения.

Задачи основного периода: 1) укрепление мышечного корсета;

2) стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки путем дозированных плавательных нагрузок и специальных упражнений в воде;

3) совершенствование техники плавания, выполнение специальных упражнений.

Задачи заключительного периода: 1) стойкое закрепление результатов лечения и оздоровления; 2) повышение функциональных возможностей организма и общего уровня физического развития, 3) поддержание хорошего уровня физического развития и функциональных способностей, приобретенных в основном периоде.

При оценке эффективности занятий использованы пробы Ромберга, Штанге, Генча, тесты на силовую выносливость, тест Адамса, тест на гибкость позвоночника.

Все дети, обучающиеся в плавательном бассейне улучшили свое физическое развитие, добились поддержания позвоночника в правильном положении, правильной осанки, хорошо укрепили мышечно-связочный аппарат, значительно улучшили функциональное состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной системы. Занятия в бассейне позволили эффективно выполнять самые различные упражнения с нагрузкой на позвоночник для улучшения осанки в сочетании с приобретением навыков плавания.

Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Для формирования навыков правильной осанки необходимо соблюдать ряд условий: правильное чередование занятий и отдыха, правильное рациональное питание, хорошее развитие силы, гибкости, выносливости, систематическое развитие и укрепление

мускулатуры спины, брюшного пресса. Обязательно следить за правильной осанкой не только вовремя занятий ЛФК, играх на компьютерах, но и во время приема пищи, сидя за столом при рисовании, уроках письма.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых выявлены какие-либо отклонения. В процессе занятий следует напоминать детям о правильной рабочей позе и требовать сохранения её, оберегать их от непосильных нагрузок.

Необходимо использовать комплекс физических упражнений: утренняя гимнастика, дыхательные, корригирующие, общеразвивающие упражнения и подвижные игры в работе с детьми. Обязательно обучать педагогический коллектив детских садов, самих родителей и детей систематическому применению комплекса специальных гимнастических упражнений, занятий в бассейне, необходимости внедрения физической культуры для укрепления здоровья, улучшения осанки и повышения иммунитета.

Выводы. Раннее выявление и коррекция нарушений осанки в детском возрасте приносит более заметные успехи при выполнении комплекса физических упражнений, регулярных занятий в бассейне. Занятия физическими упражнениями значительно улучшили осанку, повысили физическую активность и сопротивляемость организма детей к различным заболеваниям.

Список литературы

1. Волков И.П., Букреев А.П. Правильная осанка человека - ключ к здоровью и долголетию. Минск: Полымя, 2004. 172 с.

2. Забалуева Т.В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 4. С. 51-54.

3. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: учеб. пособие. Минск: НМ Центр, 2000. 240 с.

4. Котешева И. А. Нарушение осанки. Лечение и профилактика. М.: Эксмо, 2004. 208 с.

Богданова Галия Нагимовна, д-р мед. наук, проф., е1епааП-712@уапёех.ги, Уфа, Башкирский институт физической культуры,

Шевлякова Полина Феодосиевна, зав. отделением, е1епаат1- 712@уапйех. ги, Уфа, дет. поликлиника № 2,

Богданова Регина Флюровна, аспирантка, е1епааП- 712@уапёех. ги, Уфа, Башкирский медицинский университет

FORMA TION OF CORRECT POSTURE PHYSICAL EXERCISES IN PRESCHOOL

CHILDREN

G.N. Bogdanova, P.F. Shevlyakova, R.F. Bogdanova

The effect of exercise on the formation of correct posture. The estimation of the effectiveness of exercise in violation ofposture in children.

Key words: violation of posture, children, exercise, preschool, classes in the pool

Bogdanova Galiya Nagimovna, doctor of medical Sciences, elenaart-7l2@yandex. ru, UFA, Bashkirian Institute of Physical Culture,

Shevlyakova Polina Feodosievna, mad of the Department, elenaart- 7l2@yandex. ru, UFA, children's polyclinic № 2,

Bogdanova Regina Flurovna, graduate student, elenaart- 7l2@yandex. ru, UFA, Bashkir Medical University

УДК 796.011

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.П. Губа, В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева

Рассмотрена динамика физического развития и физической подготовленности студентов вузов города Тулы и Смоленска, которые позволяют судить о здоровье современной молодежи. Представлены росто-весовые, обхватные и тотальные данные физического развития студентов, а также результаты развития физических качеств, являющихся фундаментом физической подготовленности и функционального состояния студентов.

Ключевые слова: здоровье, здоровый стиль жизни, физическое воспитание, студенческая молодежь, мониторинг.

Одна из центральных проблем физического воспитания в системе высшего образования - повышение здоровья занимающихся и создание механизма по формированию стиля жизни, который позволяет эффективно решать профессиональные задачи будущих специалистов [1, 2].

Теоретический и практический аспекты рассмотрения и анализа системы физического воспитания в высшей школе обычно ограничивается вопросами контроля физической и функциональной подготовленности, не образуя эту концепцию как фундаментальный подход. Безусловно, проблема повышения физической и функциональной подготовленности представляют важный, а подчас, кардинальный интерес при рассмотрении тенденций развития феномена «здоровый стиль жизни». Важной составляющей при формировании новой парадигмы в физическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.